Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев

В этом году Маресьеву — 100 лет! Удивительно, что только в Волгоградской области 2016 год был объявлен годом Маресьева, а не по всей России. Ведь память о подвиге является общенародной, а не региональной. Каюсь, стыдно мне, что об этом значительном, эпохальном событии я узнала совершенно случайно. А сколько людей об этом вообще не знают ничего, потому что, по каким-то непонятным причинам, имя Маресьева будут вспоминать весь год в только в Волгограде, ну, отчасти, думается, отголоски этих празднеств докатятся и до некоторых СМИ федерального значения, некоторые люди совсем случайно, как и я, узнают о том, что в 2016 году Маресьеву исполнилось бы 100 лет.

На первом фото вверху: Захар Сорокин.

В истории русской авиации известны примеры беспримерного мужества и героизма лётчиков, которые потеряли в бою ноги, но смогли вернуться в строй благодаря своей настойчивости и верности делу, которое стало смыслом и стержнем их жизни. До наших дней сохранились свидетельства о двух лётчиках времён первой мировой войны: это Александр Прокофьев-Северский и Юрий Гильшер. Их судьбы удивительным образом переплелись: они стали легендой ещё при жизни.


Александр родился в семье, насквозь пропитанной воинской службы: его отец-дворянин, один из первых в России самолётостроителей, мечтал сделать своего сына настоящим человеком и отправил его учиться сначала в морской кадетский корпус, а потом в Севастопольскую лётную школу. Со многими сложностями Александр становится военным лётчиком и совершает свои боевые вылеты сначала на двухместной летающей лодке FBA, а затем в составе истребительной морской авиации на "Ньюпоре", нанося бомбовые удары по немецким позициям в годы первой мировой войны. Именно бомба стала причиной получения серьёзного ранения: во время очередного вылета на FBA, неожиданно, произошёл самопроизвольный взрыв бомбы. Её осколки тяжело ранили пилота в ногу и нанесли смертельные ранения механику. В госпитале Александр потребовал от врачей провести ампутацию ниже колена, чтобы иметь возможность вернуться в строй. Врачи на свой страх и риск сделали операцию и тем самым помогли отважному лётчику снова встать в строй. Благодаря активным тренировкам он мог совершать многокилометровые марши, танцевать. И, наконец, снова летать. Такую возможность предоставил ему царь, который наложил соответствующую резолюцию на рапорте авиатора, который просил направить его в действующую армию. Итак, Александр снова летал. О его уникальной методике обнаружения противника («я всегда вижу немца первым») ходили легенды, его боялись неприятельские самолёты, избегая встреч с «Ньюпортом, на котором летал Александр, которому исполнилось в это время 23 года!

Однажды его ранило в руку, но и после выздоровления он снова летал. В одном из полётов был вынужден совершить экстренную посадку и прошёл на своём протезе несколько десятков километров по глухим трущобам, чтобы потом выйти к своим.

Революционный большевистский прорыв, гражданская война привели к тому, что Александр решил эмигрировать. По пути следования их поезда, красноармейцы неоднократно проверяли его документы, а однажды чуть не случилось непоправимое. На одном полустанке Александра решили расстрелять как представителя знати. Но его узнал один из красноармейцев, который отстоял жизнь лётчику, рассказав о том, что его, красноармейца, в своё время спас самолёт Прокофьева-Северского, отогнав от их окопов в годы Первой мировой вражеские роты, которые уже окружали обессиленные долгими атаками русские немногочисленные роты.

Всё закончилось благополучно: судьба позволила Александр добраться до Америки, создать там несколько новейших моделей самолётов, стать ведущим военным аналитиком, крупным бизнесменом, писателем. Его жизненный путь, начавшийся в России, закончился в Америке: он стал выдающимся военным деятелем, к мнению которого прислушивались ведущие специалисты во всём мире.

И ещё один пример стойкости и мужества. О Юрии Гильшере написано много, но есть ключевые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание. Он начинал свою воинскую службу в кавалерии. Красавец, обаятельный, очень нравился женщинам. Но ему нравилась авиация и всё, что с ней связано. Эта любовь привела его в первую Гатчинскую школу пилотов, которую он окончил и стал одним из ведущих пилотов, которым доверили охрану Царской резиденции. Своё первое ранение Юрий получил как-то нелепо: просто по чистой случайности при запуске мотора для прогрева самолёта — рукоятка сработала, а лётчик неосторожно вошёл в опасную зону, не успел вовремя убрать руку и получил сложнейший перелом руки: было сломано две кости. Но молодой организм смог победить эти раны, впрочем, как и другие, сложнейшие операции, которые пришлось пережить Юрию после того, как он вернулся в строй и в одном из разведывательных полётов из-за поломки системы управления элеронов сорваться в штопор на своём самолёте. Лётчики чудом остались в живых. У Юрия была разбита голова, а на месте ноги было кровавое месиво из висевших на лоскутке кожи костей и сухожилий. И снова госпиталь, операции, белые халаты. И снова Юрий становится в строй русских истребителей, чтобы, сбив десяток вражеских самолётов, самому совершить свой последний подвиг и остаться в памяти народа героем войны в 22 года.

Интересно, что именно об этом лётчике идёт речь в повести «О настоящем человеке», именно его пример вдохновил Маресьева на долгий путь душевной и физической реабилитации. Так русские лётчики Первой мировой войны давали жизненные силы лётчикам второй мировой войны.

Почему сегодня возникает вопрос: о Маресьеве так много пишут, а вот о других забыли? Нет, не забыли. А для популяризации в то время нужны были кристальные подвиги, без плена и без компромата, что бывало нередко на войне: человеческие судьбы непредсказуемо изменялись под влиянием целого перечня факторов, независимо от самого человека.

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев

Левицкий Михаил Николаевич

Михаил Левицкий получил свою заслуженную награду лишь спустя четыре года после окончания войны. Был сбит и ранен в ногу в 1942 г. Никаких наград он не получал и лишь в 1949 году Курганский городской военкомат обратился с наградным листом, согласно которому он получил орден Отечественной войны II степени.

Но всё это пересказ общеизвестных фактов, для полноты картины необходимо изучить официальные документы. В наградном листе на Левицкого содержится информация следующего характера: «Товарищ Левицкий Михаил Николаевич принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков на Калининском фронте. Будучи пилотом третьего отдельного авиаполка ГВФ, выполнив боевое задание по доставлению боеприпасов 39-ой армии, находившейся в окружении в районе г. Белое, в пути на свой аэродром был сбит прямым попаданием зенитного снаряда, которым оторвало левую ногу. Тяжело раненый находился в деревне Мищелево БССР. Будучи тяжело раненым (оторвана левая нога) попал в плен и направлен в лагерь инвалидов в городе Дорогобуч. Освобождён Советской Армией 26 июля 1944 года. После излечения в эвакогоспитале «2788» прошёл государственную проверку и был восстановлен в звании «лейтенант».

В настоящее время товарищ Левицкий является инвалидом 2-ой группы. Работает штурманом 228-го авиаотряда ГФВ, с работой справляется хорошо. Наградной материал представляется с опозданием, так как товарищ Левицкий ранее проживал в Свердловске и своевременно наградного материала не оформил. Как активный участник Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков и как получивший тяжёлое ранение по защите Советской Родины товарищ Левицкий М.Н. достоин представления к правительственной награде, ордену Отечественной войны II степени».

Леонид Георгиевич Белоусов

В Отечественной войне он участвовал с первых дней в должности командира авиационной эскадрильи на полуострове Ханко. Несмотря на сильные ожоги лица, полученные в одном из боевых вылетов, продолжал водить свою эскадрилью в бой, совершив 25 успешных боевых вылетов.

«В 1942 году ввиду осложнений от ожогов заболел гангреной и отправлен в тыл на лечение, где ему ампутировали обе ноги. 426 дней провел Белоусов в госпиталях, а в 1944 году вернулся в строй.

Впоследствии он напишет книгу («Военные литература», Мемуары. «Я должен летать!»): «Ночь прошла без сна. Я мучительно думал о будущем. Представлял себя с деревяшкой вместо ноги, на костылях... Под утро вспомнил, что на Черноморском флоте есть один летчик, который летает без одной ноги. Значит, и безногому воевать можно. На душе полегчало. И я мысленно ответил дочке на ее письмо: да, милая, ты права — советских воинов ничем не сломишь, ничем! Враги еще не раз почувствуют силу моих ударов.

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцевОперацию перенес хорошо. Быстро пошел на поправку. И вот, когда уже подходил день выписки из госпиталя, на меня обрушилось еще более страшное несчастье. На левой ноге, чуть ниже колена, появилась и быстро разрасталась новая язва. С каждым днем она становилась все больше. Снова разговор с Сызгановым — о самом тяжелом. Как говорят на войне, обстановка стала предельно ясной, и я согласился на вторую операцию, поставив лишь одно условие:

— Постарайтесь ампутировать ногу ниже колена. Мне нужно, понимаете, совершенно необходимо, чтобы хоть одна нога могла сгибаться.

Профессор, конечно, не знал, да и не мог, по-моему, в то время даже предполагать, почему я настойчиво прошу его выполнить операцию так, чтобы после нее нога могла сгибаться. И он ответил:

— Не волнуйтесь, нога после этой операции, безусловно, будет сгибаться в колене.

Пришел назначенный час, и меня, молчаливого и притихшего, опять повезли в операционную».

А ему было в это время только 32 года.

Конечно, медицинская комиссия его даже близко не хотела пускать на фронт: нет двух ног, причём одна отнята по самый пах, вторая тоже на протезе, хоть и отнята по колено. Но Белоусов совершает крайне неординарный поступок: холодной осенью он подошёл к балкону, распахнул его, спрыгнул на первый снег и переплыл ледяной пруд, а потом в мокрой одежде вернулся обратно, и, ошарашенные врачи только и смогли ему пожелать снова подняться в небо, поражённые его мужеством и стремлением оказаться в небе.

Как свидетельствуют наградные документы, Белоусов «после тяжёлой болезни, лишённый ног, прибыл добровольно с тыла и выявил желание начать боевую работу на самолёте. Благодаря своему настойчивому желанию громить ненавистного врага, товарищ Белоусов преодолевает свой физический недостаток, вылетает на Як-1 и Ла-5, начав боевую работу. За короткий период до демобилизации успел совершить десять боевых вылетов и провёл два воздушных боя. Его патриотический порыв на разгром врага воодушевил весь лётный состав дивизии и вызвал большой подъём среди них и только благодаря усугубившемуся состоянию здоровья товарищ Белоусов не имел возможности до конца войны находиться в строю боевых лётчиков».

Будучи без ног, он сбил два самолёта противника.

Жаль, что в официальных документах не сохранилось свидетельство о том, что лицо героя было сожжено, обезображено ранами, а пластическая хирургия того времени могла сделать лишь «заплатки» из кожи. Делались такие операции так: надо было пересадить кусок кожи и недостающую «заплатку» вырезали из тела и заставляли по много часов Белоусова держать этот кусочек на лице, чтобы он смог прижиться. Страшные испытания пришлось перенести этому человеку. Но он всегда опирался на поддержку своих родных и однополчан. Он помногу раз перед очередной операцией перечитывал письмо своей дочери-подростка, в котором она просит отца беречь своё здоровье и громить немцев. Белоусов впоследствии вспоминает, как, услышав лёгкие шаги в своей палате, он сразу же понял, что к нему приехала жена в госпиталь. Она не будет отходить от него ни днём, ни ночью. Эту верность он ценил превыше всего и было до слёз проникновенно описано им ту неизъяснимую благодарность, всего лишь в нескольких строчках, которую он всегда испытывал к жене. Она его стала надёжным тылом и таким же воином, как и он. Правда, ей пришлось пережить намного больше. Ведь каждый день нужно было поддерживать мужа, вернувшегося с фронта, помогать ему и словом, и делом. И так — каждый день. Но и он, Белоусов стал для неё той могучей глыбой, защитой, к которой всегда стремятся женщины, во все времена они будут искать для себя эту мужскую защиту человека-воина, не сломленного испытаниями.

После войны Белоусов тоже встал в строй, поднимая разрушенную страну, а уже когда был совсем пожилым человеком, всегда откликался на просьбы о выступлении. Его выступления, по воспоминаниям очевидцев, производили неизгладимое впечатление. Он никогда не говорил о себе, он всегда рассказывал о подвигах своих товарищей-лётчиков, прикрывающих Ленинградскую дорогу жизни.

Он говорил страстно, увлечённо и в какой-то момент мог сорвать чёрные очки, которые закрывали его половину лица. Эффект был неожиданным — некоторые люди падали в обморок, настолько были потрясены увиденным. А он с этим жил долгие годы.

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев


Захар Артёмович Сорокин

Весной 1942 года он был ранен в ходе очередного воздушного боя. «Около 30 километров прошёл с места вынужденной посадки, обморозил обе ноги. Около года находился на излечении, перенёс операцию, в результате которой лишился пальцев обеих ног. Болезнь и инвалидность не сломили его желания в воздушных боях уничтожать немцев. Он снова в строю. Быстро освоил новую материальную часть самолёта «Аэрокобра» и 23 марта снова сбил немецкий истребитель Ме-109ф. Дисциплинирован, требовательный командир, пользуется авторитетом среди личного состава».

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев
Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев


Захар Артёмович Сорокин — автор 15 книг, но писал ли он о войне и своей судьбе? Да, писал. Вот его отрывок из книги «Поединок в снежной пустыне»: «Я шёл уже несколько часов. Стараясь не терять направление, карабкался на сопки, на вершине отдыхал и двигался дальше, спотыкался, падал, поднимался. «Надо идти, надо идти! Вот дойду до того валуна, спрячусь за ним от ветра и отдохну... А теперь буду шагать к той берёзке... На пути к ней снежные сугробы. Ну что ж, как-нибудь доберусь... Поднялось бледное полярное солнце. Оно висело над самым горизонтом. Кажется, наступили шестые сутки моего пути.

Услышал отдалённый звук сирены. Из последних сил стал подниматься на сопку. Срываясь и снова карабкаясь, забрался на вершину.

… Комок подступил к горлу. Вижу: берег, тёмная полоса Кольского залива, дымки кораблей...

Немного успокоившись, рассмотрел на берегу избушку, а рядом с ней человека. Спустился с сопки, вынул пистолет и, зажав его в руке, пополз... Возле самого домика попытался подняться. Человек в полушубке повернулся в мою сторону, вскинул автомат...

— Стой! Кто идёт?

Я сорвал с головы шарф и через застилавший глаза туман увидел под башлыком часового бескозырку».

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев

Маликов Илья Антонович

И вот ещё одна удивительная судьба, опалённая ранним взрослением и ранним становление как человека, настоящего человеком. Как и многие подростки, он стремился быстрее встать на свои собственные «ноги», стать опорой для своих родителей, познавших нужду в Рязанской области, в небольшой деревне Истобное. Чтобы получить начальное и среднее образование, Илье приходилось ходить пешком за несколько километров в соседнее село. Так он окончил семь классов и пошёл учиться в ФЗУ, которое открылось на базе завода «Электросталь» в Московской области. Небо тогда многих привлекало, но не многие решились связать с ним свою жизнь, а Илья решился: в 1939 году он закончил Ногинский аэроклуб и пошёл служить в армию. Где, увидев стремление солдата летать в небе, послали его на учёбу в военную лётную школу, располагающуюся в Кировабаде.

В банке данных «Подвиг народа» можно найти представление на получение звания Героя Советского Союза, которое было оформлено 5 февраля 1945 года. Поэтому статистика боевых вылетов здесь приводится несколько иная, чем итоговая: ведь война ещё не закончилась и лётчики продолжали выполнять боевые вылеты.

Находясь на фронтах Отечественной войны с июля 1942 года, произвёл 57 успешных боевых вылетов на самолёте Пе-2. Все боевые вылеты производил на бомбометание военных объектов, опорных пунктов, аэродромов и огневых точек противника.

За успешное выполнение 30-ти боевых вылетов правительство наградило его орденом «Красное Знамя» в 1942 году. Воодушевлённой Правительственной наградой, накапливая свой боевой опыт, совершенствуя своё лётное мастерство и умение бить врага, товарищ Маликов, не щадя сил, иногда подвергаясь смертельной опасности, с ещё большей силой продолжает громить немецких захватчиков. Летает в облаках и сложных метеорологических условиях, водит самолёт на цель с предельной бомбовой нагрузкой. В эксплуатации материальной части и лётной дисциплине является примером. В бою ведёт себя храбро и мужественно. Грамотно маневрирует в зенитном огне противника. Благодаря отличной групповой слётанности, создаёт мощный огневой кулак группы. Боевые задания выполняет настойчиво с отличным и хорошим результатами.

В течение трёх дней — 26, 27, 28 апреля 1942 года — в составе своего звена произвёл три боевых вылета в районе Ржевского плацдарма на бомбардирование сильно укреплённых огневых точек противника. Все задания были выполнены, при этом уничтожены: 33 автомашины с военным грузом и 60-ти человек пехоты противника. Этот факт подтверждается фотоснимками.

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев
31 апреля в исключительно сложных метеоусловиях бомбардировал войска и артиллерию противника в районе города Ржева. За отличное выполнение боевого задания получил благодарность командующего ВВС Красной Армии.

В начале июня 1942 года в том же район бомбил скопление войск противника, в результате чего был взорван склад с боеприпасами (это подтверждено фотоснимками).

А 17 июня бомбил железнодорожную станцию «Ржев-южный» в составе девяти советских самолётов. Было разрушено железнодорожное полотно, подожжен эшелон с боеприпасами, несколько складов и станционных построек. За этот вылет был оценён командующим третьей армией.

На следующий день, 18 июня в составе девяти самолётов снова бомбил эту же самую цель, где был взорван склад с боеприпасами, уничтожено до 35 вагонов, разрушено до 25 метров железнодорожного полотна.

29 июня 1942 года. Этот день стал в военной судьбе Ильи Маликова переломным. Согласно официальным документам, в это день он получил очередное боевое задание и вылетел на бомбометание противника в районе Ржевского плацдарма. На боевом курсе прямым попаданием зенитного снаряда у Ильи была перебита правая нога выше колена. Но он держал курс до тех пор, пока штурман не сбросил бомбы на цель. Превозмогая боль в ноге, Илья повёл самолёт домой, перетянул через линию фронта, произвёл посадку с убранным шасси на своей территории и сразу же потерял сознание. Только исключительное самообладание, непреклонная сила воли Ильи Маликова спасли жизнь экипажу, а его самолёт был восстановлен через несколько дней.

Но в это время Маликова везли в госпиталь, где ему ампутировали правую ногу. После выздоровления, с протезом на правой ноге, он возвратился в полк с единственной просьбой: допустить его вновь к лётной работе на боевом самолёте ПЕ-2.

Он лишился ноги, но смог вернуться в строй и уничтожить живую и материальную силу противнику, долетев до Берлина на освоенном им новом самолёте ПЕ-2, совершив в конечном итоге 86 боевых вылетов. Он стал Героем Советского Союза.

Но сначала его к полётам не смогли допустить, а решили опробовать его силы на самолёте связи ПО-2, выполняя специальные задания командования по доставке важных донесений, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Таких перелётов было им совершено около 100. Но это не могло успокоить душу Ильи: он хотел сражаться. Летая на ПО-2, он неоднократно писал рапорты командованию с одной-единственной просьбой: допустить его к боевой работе на ПЕ-2. Наконец, последний рапорт получил «добро» и, после проведения соответствующих тренировок и проверок, он был допущен к боевой работе на ПЕ-2.

Его первый вылет состоялся 6 октября 1943 года: ведущим звена в составе эскадрильи бомбардировал с пикирования железнодорожный узел Гомель. Было уничтожено шесть вагонов, две автомашины, пассажирское здание, пакгаузы, депо. Лётчики наблюдали много очагов пожара в городе.

Много работы было и в 1944 году. Вылеты следовали один за другим. Например, 24 июня ведущим звена Маликов бомбардировал пункт Тихиничи. Уничтожено: две автомашины, две огневых пулемётных точки, отмечено 10 прямых попаданий в траншеи. На следующий день, 25 июня в составе группы Маликов разрушил четыре жилых дома в селе Старцы, отмечены прямые попадания в завод и склад. Вторым вылетом в этот же день в составе группы девяти самолётов успешно бомбардировал пункт Великие Ляды: уничтожено два орудия и прислуга артиллерийской батареи.

Через день, 27 июня ведущим звена бомбардировал восточную окраину города Бобруйска: уничтожена одна автомашина, разрушено пять жилых домов.
17 января 1945 года ведущим девятки с горизонтального полёта с двух заходов бомбардировал скопление эшелонов на железнодорожной станции Лодзь. Отмечены прямые попадания в железнодорожные эшелоны. А через день, 19 января 1945 года одиночными экипажами при сильном противодействии зенитной артиллерии противника, с пикирования, с двух заходов бомбардировал железнодорожный мост на реке Висла в районе Плоцка. Отмечено три разрыва на входе на железнодорожный мост, два прямых попадания в мост, уничтожена одна огневая точка.

Безногие русские лётчики уничтожали здоровых немцев«Скромный, дисциплинированный командир-лётчик, обладающей исключительной силой воли, до конца преданный делу партии Ленина-Сталина — таковы характерные черты этого неутомимого патриота своей Родины, который и впредь будет грозой для немецких фашистов.

За 86 успешно совершённых боевых вылета, из них 22 с пикирования, несмотря на протез, за мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистским захватчиками, за мастерство и умение бить врага достоин звания Героя Советского Союза», — говорится в наградном листе, подписанном Героем Советского Союза Воронковым, командиром 128-го бомбардировочного авиационного Калининского полка.

Май. Маресьев

Ничего нет в этом мире случайного. В этом убеждаюсь каждый раз. Руководитель регионального отделения ДОСААФ в Ростовской области Александр Красников, Герой России, в ходе открытия месячника военно-патриотической работы в ростовском Доме пионеров рассказал о том, что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения Маресьева. Май для Маресьева стал символическим месяцем: 20 мая 1916 года он родился, 9 мая 1945 года он праздновал Победу, а 20 мая 2001 года его не стало.

Для многих людей он стал родным. И для меня тоже потому, что как и тысячи моих сверстников и всех других людей, которые прочли книгу «Повесть о настоящем человеке» — это всё навечно врезалось в память о необычайной силе духа человеческого. И очень хорошо, что это был наш, русский дух.

Я до сих по не могу понять, откуда все эти люди брали душевные силы, почему они стойче, чем мы?

Жаль, что сегодня, по сути дела, память о Маресьеве не становится всеобъемлющей. Лишь 20 мая, один день будут проходить мероприятия по всей России, а весь год только Волгоградская область решила чтить его память с помощью разных мероприятий. Уж не предаём ли мы его второй раз? Он не любил вспоминать, как после того, как его сбили, ему пришлось много дней и ночей идти, а потом ползти до своих людей. И когда, наконец, он услышал русскую речь — его спросили: «Ты немец?» — он не смог откликнуться от слабости. А люди, это тоже были советские люди, побоялись даже подойти поближе к нему. Это были взрослый отец и его малолетний сын. И только двое мальчиков подобрались к нему и приволокли в деревню, Алексей смог, наконец, перевести дух и впал в забытьё. Правда, этот эпизод в книгу Полевого не вошёл, он стал известен только после скрупулёзного расследования. До сих пор неизвестен и маршрут движения раненого лётчика. Не найден и его самолёт.
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 39
  1. Reptiloid 26 января 2016 06:40
    Огромная благодарность,что Вы написали такую статью.
    Такие Подвиги!Такие люди!Советские люди!
    1. ротмистр 26 января 2016 08:48
      Уважаемый Reptiloid, но Александр Прокофьев-Северский и Юрий Гильшер не были советскими людьми, они были летчиками Русской армии и автор в этой замечательной статье, описал подвиги летчиков всех периодов нашей истории.Автор как раз и указывает на преемственность подвига Маресьева. История нашей авиации и подвигов наших летчиков началась не в 1917г. У нашей авиации давняя и славная история, петля Нестерова чего стоит.
    2. Свин 26 января 2016 11:32
      Рудель тоже без ноги летал...это так к слову
      1. Alexey RA 26 января 2016 13:15
        Кхм... к слову лучше вспомнить не Вруделя, а Дугласа Бадера.

        Сэр Дуглас Роберт Стюарт Бадер. Лётчик-истребитель. В 1931 разбился, выполняя бочку на малой высоте, и потерял обе ноги (сначала отняли левую ногу выше колена, а через несколько дней - и правую, ниже колена). В 1933 уволен из ВВС. В 1937 г. восстановился в ВВС на наземной должности. В 1939 всеми правдами и неправдами перевёлся в лётный состав и дослужился до командира "Большого крыла" или "Крыла Бадера" во время Битвы за Англию. Причём командиром Бадер был летающим. Сбит 09.08.1941 и попал в плен. Освобождён весной 1945.
        Истинный офицер - прямой и бескомпромиссный в поступках и суждениях, вследствие чего имел как массу недоброжелателей, так и хороших друзей. Жуткий матерщинник. Консерватор до мозга костей, убежденный расист. Во времена распада Коммонвэлса чрезвычайно резко высказывался против иммиграции цветной колониальной публики на Острова - "этих обезьян нужно позагонять обратно на их пальмы". Написал предисловие к первому британскому изданию "Пилота "Штуки" Руделя. Был позже за это обвинен в пронацистких настроениях, но публично высказался в том смысле, что слов своих назад брать не приучен и не намерен. Имел здоровое солдатское чувство юмора. Однажды Галланд пригласил его в гости и собрал еще группу бывших пилотов Люфтваффе. Бадер, увидев эту компашку, широко улыбнулся и, пожимая всем руки, сказал примерно следуюшее: "Вот же ... вашу мать! Никогда бы не подумал, что мы вас, ***дей, столько недостреляли..."
        (с) bigler.ru
        1. KVIRTU 26 января 2016 21:15
          Есть фильм о нем : «Достичь небес» («Устремлённый в небо», англ. Reach for the Sky)
    3. Комментарий был удален.
    4. сибиралт 26 января 2016 18:54
      Замечательная статья! Но, из заголовка напрашивается вывод, что все наши враги для "безногих советских летчиков" во Второй Мировой были исключительно немцы. Думается, что "уничтожать врага" было бы вернее.
  2. D-Master 26 января 2016 06:45
    Полина огромное спасибо за статью. За статью о титанах духа превозмогавших все ради победы. Повесть о настоящем человеке в детстве произвела на меня неизгладимое впечатление. Но меня тронули в статье более всего фотографии реальных наградных листов. Они живое свидетельство той эпохи позволяющее заглянуть через время и окунуться в атмосферу тех боев. За это отдельное спасибо.
  3. qwert 26 января 2016 07:14
    "Повесть о настоящем человеке" исключили из школной программы. А солженицинский "один день" ввели. Как-то так. Какие-то вот такие приоритеты у государства в воспитании молодежи.
  4. hohryakov066 26 января 2016 07:32
    Такие люди! Настоящие герои! Их подвиги послужили примером для большого числа людей, находившихся в тяжелейших ситуациях! Скупые строчки наградных листов дают возможность окунуться в атмосферу того времени. Автору + за блестяще поданную информацию.
  5. semirek 26 января 2016 07:40
    Отличнейшая статья!Автору громадное спасибо !Маресьев -символ стойкости советского (русского) человека.Надо помнить о наших героях-известных и неизвестных,отстоявших нашу родину от порабощения коричневой чумой!
  6. Камыш 26 января 2016 07:48
    А как вы хотели?
    В этом и есть вся суть-Русских
    1. TheLine 26 января 2016 20:33
      Ну тут скорее воспитание, характер и способности отдельных людей. Если бы и вправду так можно было сказать про весь народ - все были героями.
  7. parusnik 26 января 2016 07:51
    Спасибо, Полина, о таких людях напомнили..! Отдельное обращение к телеканалу "Звезда"..если вы себя называете военно-патриотическим каналом может наконец-то покажете фильм "Повесть о настоящем человеке"? или Вы его из сетки как из школьной программы вычеркнули..? Типа не формат?
  8. Belousov 26 января 2016 07:55
    Русский человек (даже не по национальности, а по менталитету) никогда не сдается, он сражается до конца. Разве может кто-то представить беженцев от Наполеона? Нет, народ брал вилы и шел в партизаны. Разве можно представить беженцев от Гитлера? Нет, народ опять-таки сражался до последнего, не щадил не противника, ни себя. Вечная память героям!
    1. Мур 26 января 2016 09:04
      Цитата: Belousov
      Разве может кто-то представить беженцев от Наполеона?...Разве можно представить беженцев от Гитлера? Нет, народ опять-таки сражался до последнего, не щадил не противника, ни себя. Вечная память героям!

      Не слишком ли бравурно?
      Беженцы были всегда. И в 1812-м, и в 1941-м. Это нормально, когда народ не желает жить под оккупантом.
    2. Комментарий был удален.
    3. TheLine 26 января 2016 23:19
      Хорошо. Если, допустим, какой-нибудь француз или англичанин попал в плен к немцу и не сдается, а пытается сбежать или нападает на охрану - он становится русским по-вашему? Нет, он остается французом/ англичанином. Так как вы говорите может сказать представитель любого государства.
      И вообще, вы берете отдельных людей из многомиллионного населения страны и говорите что все население такое же. Вы считаете что это логично?
  9. piston 26 января 2016 08:28
    Люди с большой буквы. Их надо помнить и на их примерах воспитывать подрастающее поколение. Удивительно, но они жили рядом с нами! Просто обязан ещё раз выразить им свою благодарность. Алексей Петрович Маресьев помогал всем людям, которые к нему обращались. Так, он помог и моему деду - его бывшему командиру авиадивизии, когда его уже не брали в госпиталь....
  10. Егоза 26 января 2016 09:25
    Именно А.П. Маресьев зажигал Вечный огонь в Москве. Помнят ли об этом? Говорят ли об этом школьникам, экскурсантам...? Хотя если нынче не читают "Повесть о настоящем человеке", то вряд ли и вспомнят, кто это такой.
    1. Анатоль Клим 26 января 2016 15:26
      Цитата: Егоза
      Именно А.П. Маресьев зажигал Вечный огонь в Москве.

      Вечный огонь зажег Л.И. Брежнев, приняв факел от А.П. Маресьева. Это было в 1967 году. А после реконструкции мемориала в 2010 году Вечный огонь зажёг Д.А. Медведев, который на тот момент был Президентом России. Вот такая историческая справка, которая никоим образом не умоляет подвиг героев.
  11. Stiletto 26 января 2016 09:26
    Хороший материал написала девушка Полина. Вот только не надо "ля-ля" в духе "Удивительно, что только в Волгоградской области 2016 год был объявлен годом Маресьева, а не по всей России". У нас в Тверской области подготовка к 100-летнему юбилею Маресьева, который мы отпразднуем в мае, уже идет полным ходом.
    Проводятся уроки мужества для старшеклассников. Сын легендарного летчика-истребителя - Виктор Маресьев лично наградил ребят за лучшие сочинения по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
    23 января предстоящему юбилею было посвящено открытое межрегиональное лично-командное первенство по спортивному зимнему плаванию в ледяной воде (Бологое), 24 января - благотворительный концерт в соседнем районе.
    Сто лет со дня рождения Алексея Маресьева исполняется 20 мая 2016 года, и вот тогда торжества будут на уровне вообще всей области. Сейчас же они пока идут только в тех районах, где он служил в 580-м истребительном авиаполку Северо-Западного фронта, который базировался в деревне Градобить Бологовского района.
    1. efimovaPE 26 января 2016 19:27
      Насколько я поняла, чтобы объявить "Годом Маресьева" или другого героя, нужно соответствующее постановление. Только в Волгограде на уровне губернатора было принято такое постановление. Да, эпизоды будут, но "Года Маресьева" по всей России не будет.
  12. bionik 26 января 2016 09:47
    Когда я познакомился с этим произведением ("Повесть о настоящем человеке"),прочитал его на одном дыхании.
  13. alstr 26 января 2016 10:04
    Кстати говоря, в однм из изданий читал, что кроме Маресьева еще около 50 человек с различными тяжелыми травмами воевали в ВВС. Травмы от отсутствия конечностей (ног) до переломов позвоночника.
    К сожалению, не всех их нашли награды.
  14. tolancop 26 января 2016 10:32
    Хороший материал. Даже очень хороший. Его бы в центральных СМИ опубликовать.

    После прочтения "Подвиг о настоящем человеке" Б.Полевого еще в детстве сложилось впечатление, о том, что безногий летчик явление уникальное. По прошествии времени довелось узнать, что Маресьев был не одинок, были и другие как у нас, так и в других странах. Почему не упоминали иностранцев, понятно, а вот о том что фактически были преданы забвению имена наших летчиков немалая вина советского агитпропа. Но славу свою Маресьев ЗАСЛУЖИЛ!!! И подвиг по моему глубокому убеждению он совершил не один, а два: будучи инвалидом вернулся в строй по специальности, на которой и совершенно здоровым людям приходилось несладко; имея тяжелые ранения, зимой, ползком, в течение более чем 2-х недель выбрался к людям,а не сдался и не сгинул в лесу. Второй подвиг как-то остался в тени первого, а вот какой из них выше, я судить не возьмусь.
    "..Будучи тяжело раненым (оторвана левая нога) попал в плен и направлен в лагерь инвалидов в городе Дорогобуч. Освобождён Советской Армией 26 июля 1944 года. После излечения в эвакогоспитале «2788» прошёл государственную проверку и был восстановлен в звании «лейтенант»..."
    А этот документ следовало бы из архивов достать, размножить на чем-нибудь плотном и тяжелом, и как только какая-нибудь либеральная мразь заикнется на тему ".. для Сталина все военнопленные были преступниками... всех их после войны сгноили в лагерях... и т.п." этим плотным и тяжелым лупить по их харям, пока не наступит "просветление в уму".
    1. TheLine 26 января 2016 23:23
      Вы пишите про освобожденных военнопленных, а либералы про тех, что сбегали сами из плена, в следствии чего могли считаться угрозой в виде шпионов, и данные события имели место быть. Конечно не всех в тюрьму пихали. Но либералы так и не говорят, как это вы описали.
  15. Алекс 26 января 2016 11:11
    Ведь память о подвиге является общенародной, а не региональной. Каюсь, стыдно мне, что об этом значительном, эпохальном событии я узнала совершенно случайно.
    В моём детстве "Повесть о настоящем человеке" входила в школьную программу. А теперь "Архипелаг ГУЛАГ"...
    1. Cap.Morgan 26 января 2016 20:28
      Архипелаг тоже нужен.
      В России сейчас бум патриотизма и фильмов много, и сериалов , и книг...
      Хотя моя жена, как выяснилось недавно кто такой Маресьев увы не знает.
      Правда она на Украине училась. Пришлось восполнять пробелы...
  16. Maksus 26 января 2016 11:14
    Маресьев - это вообще СВЕРХчеловек, такое под силу только настоящему ГЕРОЮ.

    Но, как-же мне не нравятся "желтые заголовки". А Ханс Рудель (немец) и Дуглас Бадер (англичанин) - тоже летали, и тоже были инвалидами. Но немец героем не был, только если для фашистов упоротых.
    1. AAV 26 января 2016 13:22
      Согласен с Вами. Статья нужная и замечательная, за что автору хочется сказать спасибо,а вот заголовок выбран не удачно. Сам хотел написать комментарий про заголовок, но Вы это уже сделали.
      AAV
  17. Алекс 26 января 2016 11:21
    О Юрии Гильшере написано много, но есть ключевые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание.
    ...Интересно, что именно об этом лётчике идёт речь в повести «О настоящем человеке», именно его пример вдохновил Маресьева на долгий путь душевной и физической реабилитации.


    Насколько помню, в книге речь идёт о лётчике Карповиче (уж не знаю, реальный человек или просто литературный герой на основе прообраза).
  18. indeveral 26 января 2016 12:07
    А для меня Маресьев стал просто примером, как нужно жить. Когда в армейке, по глупости, остался без левой ноги, почти по самые небелунги, ой как хотелось плюнуть на всю дальнейшую жизнь, забиться в дальний угол и чтоб ни кто не трогал(а лучше сдохнуть). Это было только одну первую ночь, когда пришел в себя и так сказать был проинформирован о текущем состоянии. А дальше - хрен вам. Повесть о настоящем человеке в школе само собой читал, и попросил что бы мне принесли эту книгу. Раз пять перечитал ее в течении пары дней. Первой задачей поставил сесть на мотоцикл(моя первая любовь), как выйду из госпиталя. И ничего, сел, поехал(проблема только с остановкой, порой заваливаюсь, катаюсь только по полям). Жить конечно проблематичней, но если ставить цели и идти к ним, то все возможно. Сейчас и семья, и дети и работа, скучать некогда. Спасибо Полевому, что написал такой роман, и конечно спасибо таким людям, как Маресьев, которые своим примером показывают возможность и цену жизни. Действительно, именно такие произведения нужно преподавать в школах, а не всякую муть вроде архипелагов, которые, кроме озлобления, ничего не дают.
  19. Гидрограф 26 января 2016 13:11
    Золотые люди. Настоящие герои с большой буквы!!! Как-то мелко наши проблемы выглядят: стоимость доллара, нефти, модные трусы с начёсом, новый айфон. Шелуха.
  20. fomin 26 января 2016 16:31
    Хочу уточнить по З.А.Сорокину у него были ампутированы не пальцы ног а ступни на обеих ногах. Данные которые приводятся в наградном листе о сбитых самолетах также не совпадают с данными из его книги Сорокин З.А. Поединок в снежной пустыне. — М.: «Малыш», 1977. в 1941 г на его счету было 6 сбитых самолетов "Я старался не отставать от своих новых товарищей. Поначалу это было трудно. Многому надо было научиться, чтобы и здесь чувствовать себя в полёте так же уверенно, как в небе Крыма.
    Одна за другой шесть алых звёздочек появились на фюзеляже моего самолёта — по числу сбитых вражеских машин.
    И вот — первая правительственная награда: орден Красного Знамени".
    1. efimovaPE 26 января 2016 19:37
      Спасибо за вашу внимательность. Я тоже обратила на этот факт внимание. Но я привыкла работать с официальными источниками, поэтому и привела оттуда данные. Почему такое расхождение, непонятно.
  21. Арктидианец 26 января 2016 17:20
    "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя.." Бородино, М.Ю. Лермонтов, 1837г.
    И в их время были герои и в наше время есть люди достойные своих предков. Спасибо за статью.
  22. Sotnik77s 26 января 2016 17:22
    Спасибо Администрации сайта Военное обозрение,что помогли мне авторизироваться!!!!!!и что затронули эту тему про нашего легендарного героя-летчика Маресьева,нашего земляка,ему в этом году 20 мая действительно 100 лет,приглашаем обязательно ВАС редакцию,или корреспондентов Военного обозрения ОБЯЗАТЕЛЬНО освятить данное мероприятие здесь на страницах,побывать на самом торжестве,которое будет проходить в Волгоградской области в г.Камышине,где родился и вырос Маресьев,мероприятие действительно будет грандиозным,очень хочется что бы со страниц вашего Военного обозрения вы известили всему миру,это событие для нас,и нашей страны очень важное,а я уверен его читают миллионы людей во всем мире,я имею к тем людям которые организовывают это мероприятие, некоторое отношение,не буду здесь уточнять на миллионную аудиторию какое именно,если нужна будет моя помощь,я с радостью вам помогу,моя почта: sotnik77s@mail.ru
  23. мыслитель 26 января 2016 19:37
    До сих пор неизвестен и маршрут движения раненого лётчика. Не найден и его самолёт.

    Читал статью "Нашли самолет Маресьева", наверное увы, ошиблись.
    В ходе обследования первого места возможного падения самолета Героя Советского союза А.П. Маресьева в экспедиции Российского военно-исторического общества поисковики обнаружили и подняли фрагменты самолета И-16.

    http://www.istpravda.ru/news/14838/
  24. костя андреев 26 января 2016 21:40
    Цитата: мыслитель
    До сих пор неизвестен и маршрут движения раненого лётчика. Не найден и его самолёт.

    Читал статью "Нашли самолет Маресьева", наверное увы, ошиблись.
    В ходе обследования первого места возможного падения самолета Героя Советского союза А.П. Маресьева в экспедиции Российского военно-исторического общества поисковики обнаружили и подняли фрагменты самолета И-16.

    http://www.istpravda.ru/news/14838/

    Насколько я знаю, (может ошибаюсь) Маресьев был сбит на ЯК-1, а И-16 был введен в произведение, что бы подчеркнуть трагизм.
    Иногда думаю, почему не снимут ремейк фильма, современные эффекты воздушного боя, герой лётчик, любовь, тут даже сценарий выдумывать не надо.
    бери и снимай! (Фильм Пёрл харбор отдыхает).
    нет нашим кинематографистам, надо высасывать из пальца противостояния, бондарчуковское творение, сволочей, четыре дня в мае, и прочюю хрень.
  25. aba 27 января 2016 04:04
    Если честно, то мне стыдно, что из всего списка знаю только Маресьева.
    aba

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня