Ледокол «Советский Союз» может стать командным пунктом

В рамках программы военного освоения Арктики поступило предложение усилить системы управления новым элементом. Несколько дней назад стало известно, что министерству обороны было предложено модернизировать один из имеющихся атомных ледоколов, установив на него специальное оборудование военного назначения. После этого судно сможет стать новым командным пунктом, который будет участвовать в управлении арктической группировкой вооруженных сил.

О планах переоснащения имеющегося атомного ледокола 28 января рассказал заместитель генерального директора предприятия «Росатомфлот» Станислав Головинский. По словам чиновника, госкорпорация «Росатом» и «Росатомфлот», входящий в ее состав, предложили министерству обороны рассмотреть возможность создания нового подвижного командного пункта для Арктики. Основой для этого объекта должен стать атомный ледокол «Советский Союз».

В ходе своего недавнего выступления в Русском географическом обществе С. Головинский отметил, что ледокол «Советский Союз», принадлежащий предприятию «Росатомфлот», был выведен из эксплуатации еще в 2006 году. При проведении ремонта и модернизации судно сможет вернуться к службе и решать поставленные задачи в течение длительного времени. По словам замгендиректора компании-эксплуатанта, восстановление позволит продлить срок службы ледокола на два десятилетия.


Ледокол «Советский Союз» может стать командным пунктом


Министерство обороны уже получило предложение «Росатомфлота», однако реакция военного ведомства пока неизвестна. В официальных сообщениях Минобороны пока не приводились комментарии относительно дальнейшей судьбы «Советского Союза» в роли командного пункта для арктической группировки. Неофициальные источники средств массовой информации так же пока не оглашали никакой информации на этот счет.

Атомный ледокол «Советский Союз» был построен по проекту 10520 «Арктика» и стал четвертым судном своей серии. Ледокол был спущен на воду в 1986 году и вступил в состав атомного флота три года спустя. По некоторым данным, проект новых судов разрабатывался с учетом возможного военного применения. Для этого в конструкции предусматривается различное оборудование для установки вооружения и соответствующей аппаратуры.

С середины прошлого десятилетия ледокол готовился к ремонту и модернизации, однако подобные работы заняли слишком много времени. Несмотря на поставки новых узлов и агрегатов в 2007-2008 годах, в 2010-м «Советский Союз» был выведен из состава флота, после чего начался длительный процесс определения его дальнейшей судьбы. В течение нескольких лет судно находилось в Мурманске.

В дальнейшем было принято решение восстановить ледокол и вернуть его к службе. Сообщалось, что полноценная реализация проекта восстановления и модернизации связана с некоторыми трудностями, в первую очередь, с отсутствием реального заказчика таких работ. Летом 2014 года появились официальные сообщения о начале работ, которые займут несколько лет. Предполагалось, что ледокол сможет вернуться в море в 2016-17 годах.

Вероятно, уже во время последних работ было решено рассмотреть вариант разработки проекта модернизации имеющегося ледокола с целью создания перспективного командного пункта. В таком случае «Советский Союз» сможет получить ряд нового оборудования для связи, контроля и обработки данных, которое позволит экипажу координировать действия различных сил арктической группировки.

Состояние проекта, по понятным причинам, пока неизвестно. Возможно, были проработаны только самые общие моменты и выявлена принципиальная возможность планируемой модернизации ледокола. При этом окончательное решение должно будет принять руководство министерства обороны. Если военное ведомство решит перестраивать судно, то в течение нескольких следующих лет в составе флота появится новый подвижный командный пункт. В противном случае, вероятно, «Советский Союз» после восстановления вернется к своей прежней службе.

Ледокол «Советский Союз» имеет водоизмещение порядка 23 тыс. тонн, длину 150 м, ширину 30 м и нормальную осадку порядка 10 м. Ледоколы проекта «Арктика» оснащались двумя атомными реакторами мощностью по 171 МВт. Используемые электрические двигатели позволяют ледоколу развивать скорость до 20 узлов. Дальность хода ограничивается лишь запасами провизии и т.п. ресурсов. Автономность судна достигает 7 месяцев. В состав экипажа входит 100 человек.

С начала семидесятых до конца двухтысячных годов было построено и введено в состав флота шесть ледоколов проекта 10520: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы». В настоящее время эксплуатируются только два последних судна серии, еще одно («Советский Союз») находится на восстановлении. Прочие ледоколы ожидают утилизации. Как следует из последних новостей, четвертый ледокол проекта в обозримом будущем может вернуться в строй, возможно, уже в новом качестве. Такая модернизация позволит не только сохранить уникальное судно, но и обеспечить арктическую группировку вооруженных сил современными средствами связи и управления.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
https://lenta.ru/
http://rosatomflot.ru/
http://flot.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Russia7.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46
  1. kristofer 2 февраля 2016 06:47
    креативненько. и название у корабля было бы с намеком:)
    1. Свелес 2 февраля 2016 08:51
      вот так вот...
      1. Chicot 1 2 февраля 2016 16:46
        Цитата: Свелес
        вот так вот...

        В советское время линейные ледоколы в военное время предполагалось вооружать и вводить в состав ВМФ как крейсера II ранга... А на фото, атомный ледокол "Россия" во время государственных испытаний...

        Но были у нас и боевые ледоколы. К ним относились ПСКР проектов 97АП и 97П...

        На фото ПСКР проекта 97П "Иртыш"...
        1. Bersaglieri 2 февраля 2016 23:00
          Почему "были"? Есть они, службу несут.
    2. DarkMatter 2 февраля 2016 09:56
      Просто мысли - а зачем он нужен?
      Больше выглядит как "Шойгу, а Шойгу, дай денег на ремонт"
      1. DarkMatter 2 февраля 2016 14:53
        Да да, побольше минусов. А написать то наверно нечего?
        В дальнейшем было принято решение восстановить ледокол и вернуть его к службе. Сообщалось, что полноценная реализация проекта восстановления и модернизации связана с некоторыми трудностями, в первую очередь, с отсутствием реального заказчика таких работ.
        По словам чиновника, госкорпорация «Росатом» и «Росатомфлот», входящий в ее состав, предложили министерству обороны...


        А я напишу. Денег и так нету толком. Если бы армии был нужен такой командный пункт, то наверно озаботились бы. А вот товарищ Кириенко с РОСАТОМОМ почему то не хотят оплачивать ремонт, идут к Шойгу, хотя у РОСАТОМА то деньги всяко есть.
        Если бы такое предложение поступило года 3 назад, я бы тоже был рад, а сейчас не до излишеств. Если в МО посчитают что необходим сей девайс - то я только рад буду, но пока, еще раз подчеркну, мысли такие - а зачем этот командный пункт? Никто из минусаторов не удосужился ответить на вопрос и объяснить свою позицию, посему считаю что они хотят "шоб былО". hi
        1. ученый 2 февраля 2016 17:59
          Сомнительная идея на счет подвижного КП, не захотят адмиралы месяцами дежурить рядом с реактором.
          А вот проблему энергоснабжения арктической группировки войск ледокол действительно может решать гораздо эффективнее чем сотни ДЭС на арктическом топливе, которые попробуй еще доставь на ледовые аэродромы.
          1. Владимир Постников 2 февраля 2016 20:15
            Сомнительная идея, говорите? Как же так?
            Где должен быть командир? Впереди, на белом коне.
            Так и тут.
            Впереди ломает лед центр управления с адмиралом или несколькими адмиралами, а сзади в кильватерном строю идут корабли охранения. А чтобы командный пункт не атаковали в лоб, то .... тут моей фантазии не хватает. Может из экспертов кто поможет?
            1. Mavrikiy 2 февраля 2016 21:45
              Да есть диванные эксперты.
              Боевые медведи, боевые лайки, олени там.
              А вообще конечно это не центр управления, а центральная база Очень Большого Района. Туда и самолетом не всегда, и не гарантированно. Вещь в нашем хозяйстве необходимая. А в лоб, ты с начало в мире найди такой лоб, шутник.
              1. Владимир Постников 3 февраля 2016 01:13
                Обращение на ты к незнакомому человеку - первый признак хама.
                Про содержание даже говорить не буду. Зачастую хамы - бестолочи. Рядом с хамом диванный эксперт - светоч мысли. Хамы-патриоты уверены, что это только российские подводные лодки бороздят просторы Арктики, и только российские подводные лодки несут многочисленные крылатые ракеты.
                Ну да бог с ними, с хамами.
          2. Bersaglieri 2 февраля 2016 23:01
            "... не захотят адмиралы месяцами дежурить рядом с реактором..." - адмирал адмиралу- рознь, однако.
      2. Mavrikiy 2 февраля 2016 21:36
        Иди мальчик погуляй, не приставай к дядям.
  2. Мэнгел Олыс 2 февраля 2016 06:52
    Приятно слышать: "Ледокол «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» - новый командный пункт управления арктической группировкой вооруженных сил России".Планы по переоснащению атомного ледокола - в жизнь!
  3. O_s_c_a_R 2 февраля 2016 07:49
    Только не переименовывайте, оставьте название. Пусть будет напоминанием настоящим и будущим врагам
    1. Талгат 2 февраля 2016 21:19
      Хорошее название Советский Союз
  4. a.s.zzz888 2 февраля 2016 07:53
    Надо слишком хорошо будет охранять такой командный пункт.
    1. инженер74 2 февраля 2016 08:55
      Цитата: a.s.zzz888
      Надо слишком хорошо будет охранять такой командный пункт.

      Два-три эсминца УРО, пара многоцелевых АПЛ, авианосец и ДВКД (на всякий случай) и можно командовать Арктической Группировкой! smile
      Хотя корабль, с таким названием, обязан быть в ВМФ!
      ИМХО
      1. ССИ 2 февраля 2016 09:06
        Да кто сунется в высокие широты!!! Там, где плавает ледокол, какие эсминцы и фрегаты....
        1. инженер74 2 февраля 2016 09:33
          Сунутся, ещё как - авиация, подводные лодки. А на ледоколе средства борьбы с ними, вроде, не предусмотрены...
          1. ССИ 2 февраля 2016 10:29
            Цитата: инженер74
            Сунутся, ещё как - авиация, подводные лодки.

            Назовите, кто кроме СССР освоил навигацию в околополярных областях????
            1. инженер74 2 февраля 2016 11:58
              ЕМНИП, первая АПЛ всплывшая на Северном Полюсе была американской... sad
              Про авиацию ни мне Вам рассказать. smile
              1. ССИ 2 февраля 2016 12:28
                Цитата: инженер74
                ЕМНИП, первая АПЛ всплывшая на Северном Полюсе была американской...
                Про авиацию ни мне Вам рассказать.

                Я не про всплытие, а про НАВИГАЦИЮ... И про авиацию, НЕ ЛЕТАЮТ американцы в высоких широтах... И GPS хваленая не работает там, уж поверьте мне старому....
            2. igordok 2 февраля 2016 12:44
              Цитата: ССИ
              Назовите, кто кроме СССР освоил навигацию в околополярных областях????

              Чья Арктика?
    2. обыватель 2 февраля 2016 09:05
      Охранять надо любой командный пункт. Зато этот сам в любое место в Арктике проберется, хоть на Северный полюс. И других за собой проведет.
    3. da Vinci 2 февраля 2016 11:08
      Атомные суда нужно охранять постоянно. wink
    4. НЕКСУС 2 февраля 2016 13:10
      Цитата: a.s.zzz888
      Надо слишком хорошо будет охранять такой командный пункт.

      Атомный ледокол сам по себе судно не маленькое и если такой командный пункт будет,на борт корабля установят не только оборудование связи,но и вооружение.
      По некоторым данным, проект новых судов разрабатывался с учетом возможного военного применения. Для этого в конструкции предусматривается различное оборудование для установки вооружения и соответствующей аппаратуры.
  5. Николай71 2 февраля 2016 08:12
    Цитата: Мэнгел Олыс
    Приятно слышать: "Ледокол «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» - новый командный пункт управления арктической группировкой вооруженных сил России".Планы по переоснащению атомного ледокола - в жизнь!

    Согласен на все 100%!
  6. qwert 2 февраля 2016 08:15
    Да как пить дать, после ремонта переименуют. Я бы даже поспорил рублей на 500, что название не оставят. Хотя, я конечно за "Советский Союз". Просто не верю нынешней администрации, которая объявляет разные десталинизации и в развале СССР обвиняет Ленина.
    1. инженер74 2 февраля 2016 09:03
      Тут любопытный нюанс: в 1986 он был назван в честь Страны, а теперь памяти Страны, получается?
      Нельзя его переименовывать, на Ов будем похожи...
    2. ССИ 2 февраля 2016 09:07
      Я Вас поддерживаю!!!
  7. jonht 2 февраля 2016 08:38
    Так можно и не размещать там ничего, главно громко заявить, дескать вот он... и пусть следят и охотятся за ним, а реальный будет как и положено тихо и не заметно курсировать в другом направлении....
  8. Свин 2 февраля 2016 08:46
    ""проект новых судов разрабатывался с учетом возможного военного применения""
    ВСЕ атомоходы разрабатывались с учетом военного применения изначально
    1. sso-250659 2 февраля 2016 10:11
      Цитата: Свин
      ВСЕ атомоходы разрабатывались с учетом военного применения изначально

      Не только атомоходы. Линейные ледоколы "река-море" серии "Капитан Крутов" изначально оборудовались штатными устройствами для установки артиллерийского и стрелкового вооружения.
      1. spravochnik 2 февраля 2016 11:36
        Проекты практически всех гражданских судов в СССР предусматривали применение их в интересах ВМФ в угрожаемый период.
  9. Идиот 2 февраля 2016 11:19
    Если на все ледоколы установить ПКР И ПВО с соответствующими системами наведения и управления и ввести их в состав ВМФ, то в купе с базами ВС-ВКС РФ в Арктике, за северное стратегическое направление нам можно не беспокоиться. Споры про арктические шельфы утихнут. А название, на мой взгляд, настолько символично, что его надо оставить.
  10. Grabber2000 2 февраля 2016 11:53
    Ледоколы проекта 10520 серии «Арктика» - было 4 шт. самые лучшие в мире на тот момент, так как никто не проползал до СП, кроме них, за такое рекордно короткое время. На настоящий момент также вроде нет альтернативы. Кораблики красивые. Автономность ограничена продуктами и ресурсом - так как есть своя опреснительная установка.. А продукты и вертолетом закинуть можно..
  11. 31rus 2 февраля 2016 12:05
    Уважаемые,есть над чем по размыслить,если уже делать КП то "универсальный",т.е возможность трансформироваться на любой ледокол,корабль,сам же атомоход вопрос больше экономический,что лучше и экономически выгодней реанимировать или построить новый перспективный ледокол
  12. oxotnuk86 2 февраля 2016 13:31
    Согласен с "инженер 74" нужен такой ком. пункт с обеспечением и автономкой 7месяцев в зоне Новой земли и 2й с обеспечением в районе Берингова пролива. Вот так и обозначим зону наших интересов точнее, границы России в Арктике.
  13. AAV 2 февраля 2016 13:40
    Мне кажется идея использовать ледокол в качестве КП не однозначна. Все таки основная задача судов этого класса это обеспечение плавания других кораблей в высоких широтах и прежде всего по Северному морскому пути.
    Среди гражданских судов есть суда ледового класса (те же сухогрузы), предназначенные для плавания во льдах. Может быть целесообразнее разработать проект специализированного судна такого класса, но исключительно военного назначения.
    AAV
  14. Starik72 2 февраля 2016 14:55
    Я не специалист в этом вопросе,но я думаю что ледокол мирное судно,и оно нужно для проводки судов всех типов,в тяжелейших условиях Северного морского пути. Но защиту им необходимо поставить самую лучшую,ведь во время войны их будут стараться уничтожить в первую очередь.А для командного пункта,построить судно тяжёлого ледового класса,способного ходить по СМП ,ну и конечно с отменной защитой,да и маскироваться среди гражданских судов ему легче. А ледокол СОВЕТСКИЙ СОЮЗ отремонтировать,и когда отслужит свой срок,поставить как ПАМЯТНИК и в честь Великой страны,разрушенной (напишу идиотами,всё равно видимо удалят) подонками.
  15. ТТХ 2 февраля 2016 15:01
    У «Росатомфлота» нет денюжков почему не принять предложение и не обязательно использовать ледокол в качестве КП.Ждем что скажет Президент Русского географического общества.
  16. капрал 2 февраля 2016 16:04
    Не знаю насколько оправдано КП размещать на ледоколе.Пусть он подвижный, но он как бельмо на глазу посреди ледяной пустыни. Одна хорошая ракета с ЯБЧ, и усё.....Арктическая группировка обезглавлена. request
  17. Шарнхорст 2 февраля 2016 18:39
    Кораблю 30 лет - пора в утиль! Причины:1- Вооружение, планировавшееся для размещения 40 лет назад, в наше время не актуально.2- Модернизация атомной энергетической установки корабля разработки 60-х годов это шаг назад как для промышленности так и для ВМС. 3- Если посмотреть на карту Северного Ледовитого океана становится ясно, что КП арктической группировки должен быть на мысе Челюскина или Северной земле.(Что это за КП, если он будет то в Мурманске, то во Владике - ремонты, обслуживание и смену экипажа с дежурной сменой никто не отменит).
    А вот атомный ледокол современной разработки с применением стелс технологии и модульным размещением вооружения в зависимости от поставленной задачи очень нужен. И группу боевых кораблей по СМП провести для усиления флотов, и "Калибрами" с полюса припугнуть, и любая десантная операция в регионе без него не реальна, и разведка в самом широком смысле слова.
  18. igorek4515 2 февраля 2016 21:14
    А чтобы командный пункт не атаковали в лоб, то .... тут моей фантазии не хватает. Может из экспертов кто поможет?

    А кто его там во льдах "в лоб" атаковать то будет..? Разве что только белые медведи:)))
  19. jekasimf 2 февраля 2016 23:01
    Хочется спросить,каким оружием он будет отбиваться от АПЛ противника,скрывающимися под 2-х метровым слоем льда?Бред.Это вместе с ним должны будут плавать пара наших АПЛ,для его защиты?!!!И то не гарантия.
    1. Владимир Постников 3 февраля 2016 02:04
      Дело в том, что в Арктику теперь могут заходить не только атомоходы (американские, британские и французские), но, теперь, и японские и корейские, и немецкие ПЛ с анаэробными ЭУ. И все они несут крылатые ракеты. Один только "Сивулф" может нести аж до 50 Томагавков. А дальность Томагавков варьируется - до 2500 км. В результате, только один "Сивулф" из незамерзающего Баренцева моря половину Арктики способен накрыть. А их у Штатов три.
      В Арктике лед не постоянен. Течения. Постоянно возникают разрывы, полыньи. Всплывает, например, одна ПЛ типа "Вирджиния" в полынье, пускает свои 12 Томагавков, и обратно под лед. А если не одна?
      Парой лодок охранения тут точно не обойдешься. Я выше задал вопрос. Вот, вернулся, почитал мнения. Грустно стало. Да "разводка" это с ледоколом. На тебе Боже, что нам не гоже.
  20. Olegi1 3 февраля 2016 01:15
    Вообще говоря, КП, к тому-же, целой группировки, должен быть замаскирован и хорошо охраняем. Здоровенная махина посреди ледяной пустыни этому ну никак не соответствует. Не говоря уже про то, что охранять его надо будет, как АУГ... Затея негодная, имхо. А вот в качестве чисто ледокола восстановить было-бы неплохо. И ни в коем случае не менять название!
  21. rumor_today 3 февраля 2016 03:07
    Очередной распил бобла. Кому то очень нужны бюджетные деньги, очень.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня