Всепогодный истребитель-перехватчик Lockheed F-94C Starfire

11
Lockheed F-94 Starfire стал первым в истории реактивным всепогодным истребителем-перехватчиком, который был принят на вооружение ВВС США. Самолет был разработан конструкторами фирмы Lockheed на базе двухместного учебно-тренировочного самолета T-33 Shooting Star еще в конце 1940-х годов. Перехватчик производился серийно, всего было выпущено 855 самолетов данного типа. Американцы использовали F-94 Starfire во время войны в Корее, машина оставалась на вооружении ВВС США до 1959 года, национальной гвардии — до 1960 года.

История создания

Самолет F-94 разрабатывался для замены устаревших на тот момент времени перехватчиков North American F-82 Twin Mustang и F-61 Black Widow. Основным предназначением самолета была борьба с новейшими советскими бомбардировщиками Ту-4, которые являлись обратной инженерной разработкой американского бомбардировщика B-29 «Суперкрепость». Первоначально на роль первого в ВВС США ночного реактивного истребителя-перехватчика претендовал Curtiss-Wright XF-87 Blackhawk, однако его характеристики не устроили военных, после чего представители ВВС обратились к компании Lockheed. Перехватчик F-94 был создан на базе самолета TF-80C (позже переименованного в T-33A Shooting Star). Это был двухместный учебно-тренировочный самолет, одна из модификаций F-80 Shooting Star. Нос машины был удлинен, в нем были установлены пулеметы, автоматизированная система управления огнем и радар. Так как переделки самолета оказались не слишком сложными, контракт с фирмой Lockheed был подписан уже в начале 1949 года, а первый полет нового перехватчика состоялся 16 апреля 1949 года. Первые экземпляры под обозначением YF-94 были на 75% унифицированы с самолетами F-80 и T-33A по набору комплектующих.

На перехватчике монтировалась система управления огнем Hughes E-1 с радаром AN/APG-33. Данный радар представлял собой модификацию радара AN/APG-3, который был предназначен для управления огнем хвостовых пушек, установленных на бомбардировщике B-36. Радар отличался малой дальностью обнаружения целей и предназначался для использования непосредственно в конечной фазе перехвата самолета противника, в то время как первоначальное наведение самолета-перехватчика на цель производилось при помощи наземных систем контроля воздушного пространства.



Увеличение веса самолет за счет установки на его борт дополнительного электронного оборудования потребовало от конструкторов использования более мощного двигателя. По этой причине стандартный турбореактивный двигатель J-33, который ставился на самолеты T-33A, был заменен на двигатель Allison J33-A-33, обладающий форсажной камерой, что привело к уменьшению внутреннего запаса топлива машины. Перехватчик F-94 стал первым серийным американским реактивным самолетом, обладающим режимом форсажа. Стандартная тяга двигателя J33-A-33 составляла всего 18 кН, со впрыском воды она поднималась до 24 кН, а на форсаже могла достичь 27 кН. При этом система форсажа на данном истребителе-перехватчике являлась еще достаточно сырой, существовало достаточно много проблем с воспламенением и стабилизацией ее работы во время полета.

Конструкция самолета

Истребитель-перехватчик Lockheed F-94 был самолетом цельнометаллической конструкции с фюзеляжем типа полумонокок. Непосредственно под фюзеляжем были установлены тормозные щитки. В носовой, отъемной части самолета располагалось радиоэлектронное и кислородное оборудование. Сканирующая антенна установленного на самолете радиолокатора была закрыта округлым обтекателем, выполненным из текстолита. Под радиооборудованием на самолетах F-94A и F-94B были размещены 4 пулемета М-3 калибра 12,7-мм с боезапасом в 300 патронов на ствол. В средней части фюзеляжа самолета располагалась герметичная кабина летчиков, сразу за ней располагался фюзеляжный топливный бак. Кресла летчика и оператора РЛС были изначально выполнены катапультируемыми.

На самолете использовалось крыло двухлонжеронной конструкции. В системе управления элеронами использовались гидравлические бустеры. На левом элероне ставился триммер. Между элероном и триммером располагались посадочные щитки с электрическим приводом. На концах крыла самолета могли подвешиваться сбрасываемые топливные баки. Шасси перехватчика было выполнено трехстоечным с носовым колесом. Механизм уборки шасси и тормоза на основных колесах — гидравлические.



Истребитель-перехватчик F-94C Starfire был вооружен только неуправляемыми ракетами — это были 24 НУР «Майти Маус» или «Аэромат». Ракеты располагались в носовой части самолета вокруг обтекателя антенны РЛС в четырех специальных магазинах, каждый на 6 ракет. До момента начала стрельбы пусковые установки были закрыты створками. Помимо этого еще 24 ракеты могли быть установлены в двух специальных контейнерах, размещенных на консолях крыла. Из крыльевых контейнеров неуправляемые ракеты выпускались залпом за 0,25 секунды. Во время полета носовая часть контейнеров была прикрыта обтекателями, выполненными из стеклотекстолита. При пуске ракет этот обтекатель разрушался. При этом скорость истребителя-перехватчика падала на 7-15 км/ч. Вместо крыльевых контейнеров с НУР на самолет можно было установить схожие контейнеры, но с пулеметным вооружением.

Модификации и применение перехватчиков

Первой серийной модификацией перехватчика стал F-94А, который был вооружен только четырьмя 12,7-мм пулеметами M3 Browning, расположенными в носовой части фюзеляжа. Под крыльями самолета могли быть установлены два топливных бака емкостью по 1204 литров каждый. Данные топливные баки можно было заменить на 454 кг бомбы. Всего было выпущено 109 истребителей-перехватчиков данной модификации. Последовавшая за ней версия F-94B мало чем отличалась от своего предшественника. На самолете появилась более совершенная электроника и был модернизирован двигатель, помимо этого перехватчик получил новую инструментальную систему посадки. В версии F-94B было собрано 356 самолетов.

В марте 1951 года перехватчики F-94B отправились на войну в Корее, где ими были укомплектованы 4-я, 68-я, 319-я и 339-я эскадрильи перехватчиков. Данные самолеты претендовали на несколько одержанных воздушных побед, в том числе первый сбитый в ночное время истребитель МиГ-15. При этом один самолет F-94B был потерян в бою, шесть самолетов американцы отнесли к небоевым потерям, два самолета были объявлены пропавшими без вести во время совершения боевых вылетов, три самолета были потеряны в результате аварий. Один из истребителей был потерян по той причине, что снизил скорость до 180 км/ч, пытаясь перехватить корейский биплан По-2. Всего за время войны самолеты F-94B совершили 4694 боевых вылета, записав на свой счет 5 поршневых самолетов (4 По-2 и один Ла-9) и три реактивных истребителя МиГ-15.



Наибольшие изменения были внесены в конструкцию перехватчика F-94C, который стал самым совершенным среди самолетов данного типа. Стоит отметить, что F-94C являлся единственной модификацией, которая официально получила наименование Starfire, которое позднее перешло ко всему семейству перехватчиков F-94. Изначально данный самолет проектировался как F-97, однако в итоге было принято решение оставить его модификацией F-94. На тот момент ВВС США мало интересовал данный проект, по этой причине компания Lockheed вела постройку самолета самостоятельно, переоборудовав два имеющихся перехватчика F-94B в прототипы YF-94C. Для улучшения характеристик самолета было создано новое, более тонкое крыло и увеличена площадь хвостового оперения. На самолете появился новый двигатель. Старый J33 было решено заменить на более мощный и совершенный Pratt & Whitney J48, являвшийся лицензионной копией английского Rolls-Royce Tay. За счет установки данного двигателя удалось значительно повысить тягу: до 28,8 кН в стандартном режиме полета и до 38,9 кН в режиме форсажа. Помимо всего прочего самолет был оснащен новой системой управления огнем Hughes E-5 и радаром AN/APG-40.

Пытаясь идти в ногу со временем, американские конструкторы решили разместить на самолете неуправляемые ракеты. Вместо пулеметного вооружения на перехватчике осталось чисто ракетное вооружение, которое включало 4 пусковых установки вокруг носовой части самолета, в каждой из которых находилось по 6 ракет. Использовались 70-мм неуправляемые ракеты FFAR (Folding-Fin Aircraft Rockets. После пуска такая ракета могла разогнаться до скорости 880 м/с, а ее разрушительное действие в случае попадания в цель было сопоставимо с эффектом от поражения самолета 75-мм артиллерийским снарядом.

Сближение перехватчика F-94C с целью, как и самолетов двух предыдущих модификаций, осуществлялось при помощи наземных радиолокационных станций до момента захвата цели бортовой РЛС, это происходило на расстоянии примерно 40 километров от цели. Для того чтобы тренироваться в использовании неуправляемых ракет использовались специальные полотнища ткани длиной 13,7 м и шириной 2,7 м, которые буксировались самолетами В-45 TORNADO. Для обеспечения радиолокационной заметности этих полотнищ на них специально нашивались металлические диски. Во время тренировочных стрельб 1954 года, которые проводились в пустыне штата Аризона, было зафиксировано 27% попадания в буксируемую мишень.



Первые серийные истребители-перехватчики F-94C начали поступать на вооружение 437-й эскадрильи истребителей-перехватчиков уже в 1951 году. Когда в арсенале американских военно-воздушных сил появились управляемые ракеты Falcon GAR-I, их начали ставить на все имеющиеся американские истребители-перехватчики, в том числе и на Starfire, еще больше увеличив его боевую эффективность. Модификация, которая была вооружена УР класса «воздух-воздух», получила обозначение DF-84C. Помимо управляемых ракет Falcon на этот самолет можно было также подвешивать неуправляемые ракеты Genies, оснащенные ядерной боевой частью.

В рамках работ по дальнейшей модернизации была создана также модель F-94D, которая представляла собой уже одноместный истребитель-бомбардировщик с возможностью использования бомб и ракет на подкрыльевых узлах подвески. Самолет был построен в единственном экземпляре, но дальше прототипа его производство не пошло. В дальнейшем этот единственный построенный самолет применялся в ВВС США для проведения испытания 20-мм шестиствольной автоматический пушки M61 Vulcan, которая была предназначена для F-104 Starfighter.

Первые серийные F-94C поступили ВВС США в июле 1951 года, до мая 1954 года военным было передано 387 самолетов. Самой большой проблемой, которая была обнаружена в процессе эксплуатации перехватчика, стали смонтированные в носовой части ракеты, при пуске которых пламя и дым на время ослепляли пилотов. Помимо этого, газы от выпущенных ракет попадали в двигатель, что могло стать причиной потери истребителя. Со временем на машину были добавлены подкрыльевые топливные баки и узлы подвески, для установки контейнера с 12 ракетами. В большинстве случаев носовые ракеты на самолет просто не ставились, и единственным оружием были неуправляемые ракеты на подкрыльевых узлах подвески. Начиная с 1959 года, когда в ВВС начали поступать более современные моделей истребителей-перехватчиков, F-94C стали снимать с вооружения. Годом позже их начали снимать и с вооружения частей Национальной Гвардии.

Летно-технические характеристики F-94C Starfire:
Габаритные размеры: длина — 13,6 м, высота — 4,5 м, размах крыла — 12,9 м, площадь крыла — 21,63 м2.
Масса пустого самолета — 5763 кг.
Максимальная взлетная масса — 10 970 кг.
Силовая установка — турбореактивный двигатель Pratt & Whitney J48-P-5, максимальная тяга — 28,2 кН, на форсаже — 38,9 кН.
Максимальная скорость полета — 1030 км/ч.
Боевой радиус действия — 1300 км.
Практический потолок — 15 670 м.
Вооружение: 24 или 48 70 мм НАР Mk 4/Mk 40

Lockheed F-94C Starfire из коллекции Pima air museum, использованы фотографии блога igor113.livejournal.com























Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f97.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f94.html
http://armyman.info/aviaciya/samolety/istrebiteli/12762-lockheed-f-97-f-94c-starfire.html
http://mass-destruction-weapon.blogspot.ru/2014/05/lockheed-f-94-starfire.html
http://igor113.livejournal.com/579009.html (фото)
Материалы из открытых источников.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    3 февраля 2016 06:06
    да пофиг , я согласен и на такой , день рождения в августе , жду с нетерпением.
    но больше бы хотел Як-130.
    1. -1
      3 февраля 2016 09:33
      А в каком масштабе?
  2. 0
    3 февраля 2016 06:54
    "Красивый" как стрекоза
    1. aba
      0
      4 февраля 2016 02:50
      Стрекоза то красивая, а этот мне таковым не кажется. ;)
  3. 0
    3 февраля 2016 07:08
    Вроде как на ВО недавно уже была статья про этот самолет. Или я глючу????
    1. +3
      3 февраля 2016 07:47
      Статья была про F-89. Немного похож, но не сильно.
  4. +8
    3 февраля 2016 09:14
    Все таки УТС Т-33 пережил все боевые варианты. Всего в США было построено 5691 Т-33А разных модификаций. Еще 656 машин выпустила канадская компания «Канадэйр», а японская «Кавасаки» увеличила количество еще на 210. Большая часть самолетов американского производства ушла за рубеж, попав в более двадцати стран мира.В течение полувека Т-33А являлся «учебной партой» для тысяч пилотов.

    Т-33А числился в американских ВВС вплоть до 1996 года.До недавнего времени Боливия использовала штурмовой вариант АТ-33А, активно применяя их против левых повстанцев и наркоторговцев.
  5. +6
    3 февраля 2016 12:03
    Американские всепогодные истребители-перехватчики Ф-94 «Старфайр» принимали участие в войне в Корее. Особенностью этих машин было наличие РЛС, позволявшее обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 40км. При «захвате» цели и приближении к ней метка на экране радара начинала увеличивать яркость свечения. На дистанции примерно 1 тыс. метров включалась световая и звуковая индикация, по сигналам которой пилот должен был поймать объект в прицел и открыть огонь.
    «Старфайры» в основном применялись преимущественно ночью. За период боев они выполнили 4694 боевых вылета и сбили 8 самолетов: 1 Ла-9,4 По-2 и 3 МиГ-15. При этом, по американским данным, был потерян всего 1«Старфайр». В дневное время «Старфайры» обеспечивали налеты бомбардировщиков Б-29 на объекты в Северной Корее. Находясь в передовой группе, с помощью РЛС они должны были обнаружить самолеты противника, атакующие цель в передней полусфере и отразить удар. Советские летчики в воздушных боях сбили не менее 12 «Старфайров», в результате чего удалось ознакомиться с образцами американского прицельно-навигационного оборудования, двигательной установкой с форсажной камерой, воздушными тормозами, системой катапультирования, отдельными элементами и механизмами.
    Летно-технические характеристики «Старфайра» не были выдающимися. Потенциал модернизации оказался весьма ограниченным и к 1954 году было принято решение о снятии машины с вооружения.
  6. +2
    3 февраля 2016 16:32
    Четыре пулемёта против ТУ-4? Вооружённого 10-тью 23-мм пушками? Ню-ню, оптимисты всё же эти американеры.
  7. 0
    3 февраля 2016 18:36
    Лётчикам типа "ботаны"подойдёт.
  8. -2
    3 февраля 2016 20:52
    Мне всеравно, у меня пинг большой. На больших скоростях фпс падает до 20.