Наземные операции в Фольклендской войне. Часть II



В противоблокадных действиях участвовала аргентинская подводная лодка "Сан-Луис". Всего у нее было три боевых соприкосновения (1, 8, 11 мая), однако отношение к будущему десанту имело только первое. При очень плохой видимости "Сан-Луис" обнаружила большую цель с охранением. По работе гидроакустической станции, командир лодки капитан 2 ранга Фернандо М. Аскуета идентифицировал цели, как эсминцы типа 42 ("Шеффилд") и фрегаты типа 21 ("Амазон") или 22 ("Бросорд"). При хорошем гидроакустическом контакте и неполной классификации целей, с дистанции 10000 м по противнику была выпущена управляемая по проводу торпеда типа SS-T-4 "Телефункен" германского производства, которая нормально вышла из аппарата, но через три минуты оператор потерял управление. Экипаж решил, что атака сорвалась. Однако она попала в буксируемое акустическое противоторпедное устройство Мк.182 фрегата "Эрроу" (типа 21) и разрушила его.


Англичане обнаружили лодку и 20 часов безуспешно преследовали ее силами двух вертолетов и трех фрегатов. Корабли не подходили к лодке, но поддерживали контакт. Атаковали только вертолеты, сбросив на цель более тридцати бомб и торпеду Мк.46. Когда позже выбирали места для высадки десанта, одним из условий было, чтобы район был недоступен для подводных лодок, хотя к тому времени "Сан-Луис" находилась на ремонте в Аргентине.

Представляет интерес и другой эпизод, связанный с гибелью "Шеффилда". После попадания ракеты "Экзосет" в пост борьбы за живучесть, эсминец потерял связь с остальными кораблями дозора, которые шли ему на помощь. Гадая о причинах внезапного пожара, некоторые командиры считали, что на этот раз аргентинская подводная лодка добилась точного попадания. Немедля вертолет "Линкс" с "Глазго" атаковал несуществующую цель торпедами Мк.46.



"Шеффилд" долго агонизировал. Его командир кэптен Сольт при эвакуации экипажа огорченно сказал: "Наверно, этот корабль создан только для одного удара!" Не менее шокированным оказалось английское командование, включая контр-адмирала Вудворда, который возлагал немалые надежды на этот тип эсминца. У аргентинцев было еще три ракеты "Экзосет" АМ-39 и, чтобы не подавать им надежды на новые успехи, британская контрразведка распространила по "Би-би-си" информацию о том, что залп "Супер Этандара" поразил цель случайно, так как на "Шеффилде" не работала РЛС воздушного наблюдения, чтобы не мешать ведению переговоров с Лондоном по спутниковой системе "Скайнет". Многие попались на хитрость. Даже в мемуарах М. Тэтчер гибель корабля объясняется фатальным разговором с Лондоном. Тайна стала явью в 1987 году, когда Дейвид Браун (руководитель морского исторического отдела ВМС Великобритании) выждал все сроки на цензурные ограничения и издал свою книгу, написанную еще в 1983 г.

Англичане преодолели шок лишь 9 мая, когда 317-е соединение добилось нескольких ободряющих успехов. Эсминцы типа 42 уже охранялись фрегатами типа 22 ("Броудсорд" и "Бриллиант"), вооруженными ЗРК "Си Вулф". Рано утром 9 мая "Ковентри" и "Броудсорд" в 12 милях от Порта Стенли двумя ракетными залпами сбил вертолет и два самолета. Успешно нанесенный удар ободрил британцев после гибели "Шеффилда", создав прецедент нарушения воздушных коммуникаций противника с использованием корабельных зенитно-ракетных комплексов.

В тот же день "Харриер" с "Гермеса" обнаружил и атаковал на бреющем полете траулер "Нарвал". Судно получило тяжелые повреждения, хотя часть бомб не взорвалась. Погиб один матрос, а 12 других были ранены. С трех британских вертолетов на "Нарвал" была высажена абордажная команда и взят в плен офицер аргентинской разведки. К исходу дня траулер затонул от повреждений. Англичане стремились не допускать никаких прорывов в блокаде, считая, что это поможет предстоящему десанту выполнить поставленные задачи малой кровью. 10 мая после короткой артиллерийской перестрелки в Фолклендском проливе, фрегат "Алакрити" уничтожил транспорт "Исла де лос Эстадос". 16 мая в южной части пролива, штурмовики с "Гермеса" атаковали бомбами и двумя ракетами "Си Скьюа" мобилизованный контейнеровоз "Рио Каркарана" (8482 т). В результате судно было выброшено на берег и оставлено экипажем. В тот же день подобная судьба ожидала 3828-тонный военный транспорт "Биайя Буен Сусесо", который был загружен зенитными снарядами. Его подожгли "Харриеры" на пирсе Фокс Бей, и он также был оставлен экипажем. Пожар сам погас, однако усилившаяся буря сорвала транспорт со швартовых, и он несколько дней дрейфовал в проливе. В ходе десантной операции 23 мая он вновь был обнаружен и атакован двумя ракетами "Си Скьюа", на этот раз вертолетом с фрегата "Антилоуп". Получив тяжелые повреждения, "Биайя Буен Сусесо" сел на мель. Позже англичане взяли его в качестве трофея.

Наземные операции в Фольклендской войне. Часть II


К середине мая, штаб 317-го оперативного соединения имел достоверную информацию от групп спецназа о том, что блокада сделала свое дело и, что противник достаточно ослаблен. Кроме того, уже был известен характер противодесантной обороны, ее сильные и слабые стороны, минные заграждения. Надвигающаяся зима, дипломатические усилия Аргентины и ее латиноамериканских союзников торопили англичан. Вот почему Вудворд считал, что день "Д" не надо больше откладывать. 17 мая был представлен план десантной операции. Существовало несколько предполагаемых мест высадки десанта.

Самые заманчивые из них были в Фокс Бей, в бухте Фицрой и заливе Сан-Карлос. Выбор Фокс Бея, как плацдарма, мог означать, что боевые действия продолжатся до весны, так как гарантировал последовательное вторжение на о. Западный Фолкленд, а потом и на Восточный, что по вышесказанным причинам уже не устраивало 317-е оперативное соединение. Предложение с бухтой Фицрой тоже было отклонено, хотя имело ряд существенных преимуществ. Ее близость к административному центру сулила быстрый конец кампании, но, с другой стороны, место было очень открытым. Вудворд боялся штормовой погоды и сильного противодействия противника, так как его силы находились у южного фланга МРАП генерала Менендеса. Кроме того, здесь аргентинские противокорабельные ракеты "Экзосет" могли показать себя с наилучшей стороны. Отбросив все остальные предложения, штаб остановился на плацдарме у порта Сан-Карлос на северо-западном берегу о. Восточный Фолкленд. Он предоставлял возможность обойти с суши МРАП Менендеса. Группы спецназа установили, что в районе нет аргентинских войск, пролив не минирован и слишком мелководен, чтобы существовала реальная угроза от подводных лодок противника. Крутые берега не позволяли использовать противокорабельные ракеты "Экзосет".

Однако существовали и неудобства: отдаленность от Порта Стенли и бездорожье, что предполагало трудное наступление. Горы и холмы района давали преимущество аргентинской штурмовой авиации. Она могла скрытно подойти к десанту и кораблям, безнаказанно отбомбиться и уйти. Вблизи, на о. Пебл находился полевой аэродром, с которого можно было ожидать серьезного противодействия в районе Сан-Карлоса.

Но эти нюансы не остановили Вудворда. Сначала было принято решение нейтрализовать аэродром на о. Пебл. 11 мая на северный берег о. Западный Фолкленд, вертолетом была заброшена группа спецназа из 8 человек с лодками. Из-за плохой погоды она не успела перебраться на о. Пебл, но провела визуальную разведку — установила диспозицию противника и отыскала площадку для посадки вертолетов штурмовой группы. Ночью 14 мая два "Си Кинга" с "Гермеса" доставили туда 45 "коммандос" под командованием майора Кедрика Делвиса, а также пост для корректировки артогня эсминца "Гламорган", который своими орудиями поддерживал десант. Диверсанты сумели подойти к грунтовой взлетно-посадочной полосе и заложить дистанционно-управляемые пластические взрывные устройства в склад с боеприпасами и на самолеты, и после отхода, подорвали их. Аргентинцы попытались противодействовать, но командир охранного подразделения был убит снайпером и контратака сорвалась. Английская диверсионная группа оставила остров и в полном составе вернулась на "Гермес". Гарнизон потерял склад боеприпасов, пять штурмовиков IА-58 "Пукара" ВВС, три учебно-боевых Т-34 ВМС и один "Скайвэн" Береговой охраны — всего 9 самолетов (по другим источникам — 11).



Эта акция считается наиболее успешной в истории британских специальных частей после 1945 г. 21 мая 317-му оперативному соединению, предстояло высадить главный десант в районе Сан-Карлоса и демонстрационные в Порт Дарвине и Фокс Бее. Ночью в демонстрационных направлениях и по Порту Стенли стратегическая и палубная авиация, а также и корабельная артиллерия провели 30-минутную огневую подготовку. Не бомбили только Сан-Карлос. Десантный отряд подошел к вечеру 20 мая и начал маневрировать в районе 80 -90 миль от северного входа в пролив, пока на вертолетах и быстроходных катерах на берег не сошли группы спецназа и не подготовили пункты высадки. В полночь пехота и техника первого эшелона была уже посажена на десантно-высадочные средства, пересекла траверз мыса Фанинг Хэд (исходная линия при высадке десанта) и начала движение к заливу Сан-Карлос.

Эшелон состоял из трех этапов. Практически без противодействия, основные силы высадились в намеченные и незащищенные пункты в 2.00 ч 21 мая при следующих метеоусловиях: море — 3 балла, ветер — 10 м/с, температура воздуха — минус 3°С, туман, дождь со снегом. Одновременно с морским, был высажен и вертолетный десант, соблюдая четкую организацию и выдерживая высокие темпы. Солдаты были великолепно подготовлены и экипированы. В этом отношении особенно интересны индивидуальные приборы ночного видения, портативные радиостанции и пр. Всего до рассвета на плацдарме Сан-Карлоса находились 1000 солдат третьей бригады морской пехоты, легкие танки "Скорпион" и "Симитер", шесть 105-мм орудий, 60 и 81-мм минометы, ПТУРС "Милан". Была организована противотанковая и противовоздушная оборона. Ей должны были оказать содействие вошедшие в пролив "Энтрим", "Ардент", "Антилоуп" и "Бриллиант".

Севернее острова маневрировал корабельный радиолокационный дозор в составе фрегатов "Ковентри" и "Броудсорд". Утром высадка бригады была обнаружена авиаразведкой аргентинцев. Первыми атаковали четыре штурмовика "Пукара" с Порт Стенли, два из которых были сбиты. К 10.00 генерал аргентинских ВВС Эрнесто Креспиа, отвечавший за нанесение воздушных ударов, наконец, официально получил сообщение о событиях на архипелаге и организовал еще 11 ударов по десанту, в котором участвовали в общей сложности 68 бомбардировщиков. К исходу дня из них на базы не вернулись 20. Во второй половине дня атаки следовали одна за другой. Самолеты летели низко, маскируясь в складках местности, выходили на цели и осуществляли бомбометание на низкой высоте. В результате был уничтожен фрегат "Ардент", а "Энтрим", "Броудсорд", "Бриллиант" и "Аргонавт" получили повреждения от снарядов и неразорвавшихся бомб типа Мк.82.



Английские истребители с трудом осуществляли перехват этих самолетов, но зато сумели сорвать переброску подразделений аргентинских "коммандос" в районе Сан-Карлоса. Так, южный патруль уничтожил в полете два вертолета ("Пума" и "Чинук") и, тем самым, помешал планам генерала Менендеса по ведению противодесантной обороны. Практически из всех сил гарнизона, только ударная авиация сумела противодействовать началу операции "Сутон".

На следующий день был высажен второй эшелон в составе 200 человек, 105-мм орудия, минометы и пр. Началось строительство полевого аэродрома и укрепление плацдарма. Аргентинцы не препятствовали этому. Авиация занималась переброской подкреплений в Порт Стенли и охраной транспортных самолетов.

Аргентинские самолеты продолжали атаки в проливе. В результате был уничтожен фрегат "Антилоуп", а десантные транспорты "Сэр Галахэд" и "Сэр Ланселот" получили повреждения. Целеуказание аргентинской ударной авиации осуществлялось с самолета "Боинг 707". У острова Пебл он был обнаружен эсминцем "Ковентри", но из-за неисправности системы ЗРК "Си Дарт", англичане не успели его сбить.

Национальный праздник Аргентины 25 мая был отмечен мощными авиационными ударами по десанту и кораблям 317-го соединения. Ее штурмовики уничтожили двумя ракетами "Экзосет" АМ-39 контейнеровоз "Атлантик Конвеер" и тремя бомбами "Ковентри". "Броудсорд" получил повреждения. У морской авиации Аргентины оставалась еще одна ПКР, и 30 мая она попытались в последний раз потопить авианосец противника. В атаке участвовали 10 штурмовиков "Скайхок" и палубный бомбардировщик "Супер Этандар". В бою охранение "Инвинсибл" сбило два самолета, дипольные отражатели, поставленные с эсминца "Гламоргана", отклонили ракету, а 114-мм орудие с "Эвенчера" расстреляло ее.

К концу мая бои шли на море, в воздухе и на суше. После того как силы укрепились на плацдарме в Сан-Карлосе, командир бригады приказал второму воздушно-десантному батальону (командир подполковник Герберт Джоунс), овладеть узким перешейком, связывающим северную часть Восточного Фолкленда с полуостровом Лафония и изолировать гарнизон административного центра архипелага. На выполнение этого задания Джоунсу были переданы два 81-мм миномета и три 105-мм орудия, которые вместе с боеприпасами были доставлены на позиции 12 вертолетами. Наступление поддерживалось с правого фланга 114-мм орудием с фрегата "Эрроу", а также тремя бомбардировщиками "Харриер" GR.3. Батальон подошел к противнику после пешего марша ночью 27 мая. На перешейке находились два поселка — Гус Грин и Порт Дарвин. Там у аргентинцев были построены аэродром, укрепления и склады. Гарнизон насчитывал 2000 человек под командованием офицера ВВС коммодора Педроса. Он успел разгадать намерения противника и запросил помощь у генерала Менендеса, который вертолетами выслал ему роту подкрепления.



Наступление началось 28 мая. Английские парашютисты легко овладели подступами к Порт Дарвину, однако, когда они подошли к основным позициям, подразделениям пришлось залечь под плотным огнем зенитных автоматов и пулеметов. С Порта Стенли прилетели два "Скайхока" и два штурмовика "Пукара" и нанесли воздушный удар. Хотя рота огневой поддержки сбила половину самолетов, ущерб был значительным. В бою получил смертельное ранение подполковник Джоунс. Командование батальоном принял майор Кибел. Он сумел овладеть ситуацией, воспользоваться артиллерийской поддержкой с "Эрроу", а также тем, что был нанесен удар трех "Харриеров" по зенитным позициям у деревянных домов и пирсов Гус Грина. Его рота огневой поддержки разрушила несколько ДЗОТов ПТУРами "Милан". Батальон занял Порт Дарвин, прорвал левый фланг обороны противника и окружил его в Гус Грине. 29 мая коммодор Педроса приказал гарнизону сложить оружие.

Далее бригада продолжила наступление на восток, успешно преодолевая бездорожье. Аргентинцы оказывали вялое сопротивление. В начале июня было принято решение ускорить наступление высадкой пятой пехотной бригады в бухте Фицрой, южнее Порта Стенли. К этому месту по побережью, после утомительного марша, подошел 2 воздушно-десантный батальон. Ночью 6 июня без охранения в район прибыл первый транспорт и начал высадку. 7-го все повторилось еще раз. На следующий день в бухту зашли десантные транспорты "Сэр Галахед" и "Сэр Тристан", под охраной фрегата "Плимут" и начали выгрузку боевой техники и войск. Их обнаружили военнослужащие аргентинской береговой мобильной РЛС, которые вызвали штурмовую авиацию. В результате были потоплены "Сэр Галахед" и десантный катер "Фокстрот 4", тяжелые повреждения получили "Сэр Тристан" и "Плимут". Бригада потеряла 51 человека убитыми и 46 ранеными. Во время воздушных атак большая часть имущества и экипировки десантников была уничтожена. Аргентинцы потеряли пять бомбардировщиков.

Кровопролитные события 8 июня не остановили наступающих. К 11 июня подошли к подступам Порт Стенли. В ночь на 12 июня случилось событие, которое осталось незамеченным, хотя и важным для статистики современной военно-морской истории. "Гламорган" уже закончил обстрел позиций противника, когда в 2.35 ночи с дистанции 18 миль он был накрыт залпом береговой ракетной батареи "Экзосет" ММ-38. Командир капитан 1 ранга М. Барроу увеличил скорость до 24 уз, повернул корабль кормой к берегу, поставил пассивные помехи в виде облака из дипольных отражателей и использовал ЗРК "Си Кэт", для нанесения удара по воздушной цели. Однако меры не принесли результата — ракета попала в кормовой ангар, повредила вертолет "Уэссекс", погибли шесть из десяти человек, находящихся в помещении. Ее боевая часть не взорвалась, но эсминец очень серьезно пострадал от пожара. В период с 13 по 19 июня, с помощью спасательного судна "Стена Сисперт" экипаж успел ликвидировать огонь. Это была первая успешная атака БРАВ в мировой военно-морской истории.



Решительное наступление на Порт Стенли началось 12 июня при поддержке авиации и кораблей 317-го соединения. В этой ситуации в 21.00 ч 14 июня генерал Менендес капитулировал.

В ходе боевых действий стороны имели следующие потери: Великобритания: 255 убитых, 777 раненых, семь уничтоженных и 11 тяжело поврежденных кораблей и транспортов, 12 самолетов и 23 вертолета. Расходы Великобритании на восстановление уничтоженной и поврежденной техники составили 900 миллионов фунтов стерлингов, на боевые действия — 700 миллионов, на содержание гарнизона до 1986 г. — 400 миллионов.
Аргентина: 712 или 652 убитых, из них 58 летчиков, 1000 раненых и больных; 109 самолетов (31 А-4, 26 "Мираж", 23 1А-56 "Пука-ра", 1 бомбардировщик средней дальности "Канберра", 1 С-130 и др.) и 13 вертолетов, два боевых и семь вспомогательных кораблей и транспортов.

Решающим, для успеха операции "Сутон" была тактическая внезапность высадки, с быстрыми темпами увеличения сил на плацдарме ночью. Этому способствовало использование быстроходных десантно-высадочных средств и многоцелевых вертолетов. Пожалуй, нет другого примера в истории локальных войн после 1945 года, когда большой морской десант не имел полного превосходства в воздухе. Исключение составляет только операция "Плутон" в заливе Кочинос" (16 -19 апреля 1961 г.), но она кончилась разгромом сил вторжения. Впрочем, в том случае действия войск противодесантной обороны были намного активнее и агрессивнее, в сравнение с действиями генерала Менендеса, который отдал инициативу противнику и пассивно ждал его действий.



В отличие от сухопутных войск, аргентинская авиация внесла весомый вклад в результативность контрблокадных действий и противодесантной обороны. На ее счету все уничтоженные британские корабли и удары по 3-й и 5-й бригадам на острове. Из запланированных 505 полетов она осуществила 445, хотя только 302 окончились успешно. При этом был потерян каждый пятый самолет. Причина больших потерь — морально устаревшие, свободно падающие бомбы, примитивная авиационная навигационная аппаратура и неправильный выбор целей — часто штурмовики вместо транспортов, атаковали хорошо вооруженные эсминцы и фрегаты, что не способствовало срыву действий десанта. На этом фоне особенно заметен успех эскадрильи "Супер Этандар", потопившей два корабля ракетами "Экзосет" без потерь в своем составе. Расстреляв весь запас противокорабельных ракет, ВМС Аргентины стремились всеми способами получить еще. Но, как было сказано выше, Франция ответила отказом. Правительство Тель-Авива тоже отрицает, что продавало им оружие. По всей вероятности, на встречу хунте пошли контрабандисты, правда, с большим опозданием, так что их усилия уже не могли что-либо изменить, разве только статистику.

За день до капитуляции Порта Стенли, 13 июня, бомбардировщик "Канберра" запустил телеуправляемую ракету, по всей видимости, израильскую "Габриэль" Мк.2, по фрегату "Пенелоуп", охранявшему транспорт "Нордик Фери". Она не попала в цель, так как ее расстреляли с зенитных автоматов, а с других кораблей охранения самолет был сбит ракетой "Си Дарт".

Устаревшее авиационное оружие, пассивность действий гарнизона и плохая координация видов вооруженных сил не дали возможности Аргентине воспользоваться своим превосходством в воздухе, что в конечном итоге имело решающее значение для исхода южно-атлантического кризиса. Неполная подготовка операции "Росарио" сказалась на ходе событий, в чем и состоял большой профессиональный просчет генерала Гальтиери и его окружения. С другой стороны, отличное планирование штаба 317-го соединения, неординарные решения проблем, наличие современного оружия, отменная экипировка и выучка английских солдат и моряков вернули Великобритании колонию в южной части Атлантического океана.



Источники:
Вудворд Д. Фолклендская война. Симферополь: Доля, 2005. С. 24-26, 247-253.
Митяева Е. Англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. М.: Международные отношения, 1985. С. 4-7, 42-45.
Бирюсов А. Англо-Аргентинский конфликт // Зарубежное военное обозрение. 1984. №5. С. 12-19.
Кожухаров А. Десанты в ходе Южно-Атлантического кризиса // Морской сборник. 1995. №6. С.70-74.
Усиков А. Некоторые уроки и выводы из англо-аргентинского конфликта // Военно-исторический журнал. 1983. №4. С.67-73.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти