Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»

Российская оборонная промышленность продолжает создавать новую технику для вооруженных сил, используя имеющиеся опыт и наработки. Так, концерн «Тракторные заводы» проводит испытания перспективного гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика», который в обозримом будущем может поступить в арктические соединения вооруженных сил. Эта машина была разработана на базе существующей гражданской техники и теперь предлагается для использования в армии. В настоящее время опытный образец новой машины проходит испытания, по результатам которых будет решаться дальнейшая судьба проекта.

Проект гусеничного транспортера ТМ140 «Арктика» в варианте для применения в полярных широтах разработан концерном «Тракторные заводы» в инициативном порядке. С целью ускорения проектных работ было решено взять в качестве основы для нового проекта существующую машину. Базой для «Арктики» стал гражданский многоцелевой гусеничный транспортер ЧЕТРА ТМ140. Машины этого типа производятся предприятием «Курганмашзавод» и поставляются различным заказчикам. Сравнительно высокие характеристики гражданской машины типа ТМ140 позволили разработать на ее базе транспортер для войск, отличающийся некоторыми особенностями конструкции, прежде всего связанными с предполагаемым применением.

Задачей перспективного транспортера является перевозка личного состава и грузов в различных районах, в том числе в Арктике, для чего в конструкцию машины внесены некоторые изменения. Предусматривается возможность перевозки грузов внутри кабины, а также буксировка различных прицепов с полезной нагрузкой. Благодаря применению гусеничной ходовой части с высокими характеристиками ТМ140 «Арктика» может перемещаться по грунтам со слабой несущей способностью, а также по снегу. Кроме того, имеется возможность пересекать водные преграды вплавь. Плавает машина без дополнительной подготовки.


Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»


Характеристики транспортера для войск пока не оглашались, однако известны основные параметры его гражданского прототипа. Вероятно, основные показатели ТМ140 в гражданской и военной арктической версии либо одинаковы, либо имеют минимальные отличия. Для общего представления о характеристиках подобной техники рассмотрим гражданский гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140.

Многоцелевое транспортное средство этого типа представляет собой гусеничную машину с грузовой платформой, на которой могут монтироваться модули различного назначения: от пассажирской кабины до специального оборудования. Основным элементом вездехода является гусеничное шасси, на корпусе которого монтируются все остальные агрегаты. В передней части машины, таким образом, устанавливается кабина экипажа, позади нее предусматривается моторный отсек. Кормовая часть шасси служит местом для установки специального оборудования, предназначенного для решения поставленных задач.

Подвижность машины ТМ140 обеспечивается дизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л.с., дополнительно оснащенным газотурбинным наддувом. Вездеход получает гидромеханическую трансмиссию, при помощи которой крутящий момент двигателя передается на кормовые ведущие колеса. В составе трансмиссии предусматривается шестиступенчатая коробка передач с электрогидравлическим переключением. Кроме того, в трансмиссии имеется вал отбора мощности, при помощи которого предлагается обеспечивать работу дополнительного оборудования на кормовой грузовой платформе. На вал отбора мощности может передаваться до 200 л.с.

Важной особенностью использованной силовой установки является ее размещение. Двигатель и часть элементов трансмиссии устанавливаются позади кабины экипажа внутри достаточно крупного кожуха. Размеры этого агрегата подобраны таким образом, чтобы ремонтник мог забраться внутрь и проводить все операции по обслуживанию силовой установки, не выходя за пределы ее кожуха. Для доступа внутрь на бортах предусматриваются две двери. Внутри кожуха имеются средства освещения и отопления, обеспечивающие комфортную работу в любых климатических условиях.

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»


ТМ140 имеет гусеничную ходовую часть, приспособленную для движения по грунтам с низкой несущей способностью. Для этого машина оснащается гусеницей шириной 800 мм с резинометаллическими шарнирами, отличающимися высоким ресурсом. Вес вездехода распределяется по гусеницам при помощи шести опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Направляющее колесо располагается в передней части борта, ведущее – в корме. За счет использования подобной ходовой части среднее удельное давление на грунт составляет 0,22 кгс/кв.см.

В кормовой части корпуса транспортера имеется грузовая платформа размером 3575х2700 мм, на которой может монтироваться различное специальное оборудование или модуль для перевозки людей. В последнем случае на креплениях платформы устанавливается фургон, аналогичный стандартному КУНГ. Этот агрегат представляет собой герметичную кабину с утеплением, вентиляцией и отопителем. Предусматриваются семь мест для пассажиров. Кроме того, возможна организация трех спальных мест. Конструкция и оборудование модуля обеспечивают комфортную поездку на дальние расстояния.

Гражданский вездеход ТМ140 может перевозить на платформе до 3500 кг груза. При этом на плаву максимальная грузоподъемность увеличивается до 4000 кг, а при применении пассажирского модуля общий вес людей и груза не должен превышать 500 кг.

Машина имеет общую длину на уровне 7,8 м, ширину 3,11 м и высоту 3,1 м. Обеспечен клиренс порядка 450 мм, что обеспечивает высокую проходимость по разным поверхностям.

Заявлена максимальная скорость по шоссе на уровне 45 км/ч. При пересечении водных преград движение осуществляется при помощи перематывания гусениц. Максимальная скорость при этом не превышает 4 км/ч. При помощи монтажа дополнительных топливных баков общее количество горючего может быть доведено до 830 л, после чего запас хода составляет 800 км.

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»


Разработка проекта модернизации базового вездехода для использования в условиях Арктики завершилась в прошлом году. В декабре 2015-го опытный образец машины ТМ140 «Арктика» впервые был показан на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Тогда же компания-разработчик раскрыла некоторые подробности нового проекта и огласила основные направления модернизации существующей техники.

В доработанной версии гусеничный транспортер может перевозить до восьми пассажиров или соответствующий груз. Предусматривается применение современных систем создания и поддержания требуемого микроклимата в обитаемых отсеках, за счет которых обеспечиваются комфортные условия во всех диапазонах допустимых внешних температур. Сохранена изоляция обитаемых отсеков от двигателя и трансмиссии, что позволило оставить вибрации на прежнем низком уровне. Так же осталась и возможность организации спальных мест для отдыха экипажа или пассажиров. Таким образом, после модернизации обитаемые отсеки вездехода сохраняют все положительные особенности предшественника, а также получают некоторые новые преимущества.

В ходе модернизации была усилена конструкция транспортера, а также использована новая шестиступенчатая трансмиссия типа «Синтез». Это позволило сохранить подвижность машины на прежнем уровне, а также довести грузоподъемность до 4 тонн. Также доработке подверглась система предпускового подогрева двигателя, а имеющаяся тормозная система была дополнена новой. В лобовой части шасси теперь устанавливается лебедка для самовытаскивания или эвакуации других машин.

Модернизированный транспортер ЧЕТРА ТМ140 «Арктика», как и его предшественник, может использоваться в качестве транспортного средства для перевозки людей или грузов, а также получать специальное оборудование для выполнения иных задач. Кроме того, в декабре было объявлено о возможности доработки вездехода с целью использования в войсках. В армейском варианте кабина и пассажирский модуль должны оснащаться противопульным бронированием, а на крыше может монтироваться дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметным вооружением. Также для боевого использования предлагается новый трехцветный камуфляжный окрас, призванный затруднить обнаружение техники на арктическом ландшафте.

Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 «Арктика»


Как следует из имеющихся данных, в настоящее время опытный образец модернизированного гусеничного вездехода ТМ140 «Арктика», построенный предприятием «Курганмашзавод», проходит различные испытания, в рамках которых подтверждаются расчетные характеристики и ликвидируются выявленные недостатки. Таким образом, в обозримом будущем новая машина может дойти до серийного производства, в том числе и в интересах вооруженных сил.

Несколько дней назад блог BMPD опубликовал ряд фотографий с ходовых испытаний перспективной гусеничной машины. Эти фото были сняты в начале февраля, когда «Курганмашзавод» принимал журналистов телеканала «Звезда». Демонстрационные испытательные заезды выполнялись в рамках съемок телепрограммы «Военная приемка», новый выпуск которой будет посвящен отечественным вездеходам, в том числе и ТМ140 «Арктика». Программа выйдет в эфир в воскресенье 14 февраля в 9:55. Следует ожидать, что телеканал «Звезда» раскроет новые подробности перспективного и многообещающего проекта.


По материалам сайтов:
http://chetra.ru/
http://tplants.com/
http://vertikalnet.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Bmpd.livejournal.com, концthy "Тракторные заводы"

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. qwert 11 февраля 2016 07:28
    А вроде как в Арктике планировали широко применять сочлененные Ишимбайского завода. Хотя вероятно они будут дополнять друг-друга , так как в разных весовых категориях.
  2. Военный Строитель 11 февраля 2016 07:53
    Эх, на рыбалку на таком, этой зимой снега много, в самый раз было бы.
    1. old_pferd 11 февраля 2016 10:56
      Садится на брюхо в глубоком снегу он легко и непринужденно, особенно груженый. Пару раз приходилось откапывать, даже бревно, для которого не штатных креплений, не помогало. А машина комфортная, это да. На крышу кабины поставили лавку, поручни - летом чудесно.
    2. Комментарий был удален.
    3. РПК 11 февраля 2016 12:16
      Я бы поднял крышу моторного отсека до уровня кузова и на чердаке сделал бы сушилку для обуви,портянок и мокрого шмотья.Там же там разместил запас воды, вода всегда тёплая будет.И если не гасит,там и вздремнуть в теплом можно.Сзади обязательно нужно навесить гальюн.Такая навесная кабинка,иначе многие преимущества теряются.Можно конечно останавливаться по команде,но крайне не выгодно.
      1. old_pferd 11 февраля 2016 12:32
        Небольшую сушилочку можно сделать и в моторном, там не так уж тесно. В кузове у нас печка на солярке, нары. Спать можно и в кабине, там 7 мест с водителем, и еще откидная полка, тоже для лежки.
      2. макс702 11 февраля 2016 15:22
        Согласен кабину могли и поболее сделать , как раз два спальника получатся, и места под барахло всякое никогда много не бывает.. Тем более что кунг что стандартный тент явно на полметра выше кабины, то есть габарит позволит и кабину побольше сделать.
        1. old_pferd 11 февраля 2016 16:26
          В кабине могут спать трое - двое на двух рядах сидений плюс откидная задняя верхняя полка. Кунг не стандартный, короче.
  3. казак волгский 11 февраля 2016 08:22
    нужная техника! в современный реалиях оснащение Арктических бригад как нельзя актуально! в Добрый Путь!меня еще машина Торос на базе МТЛБУ порадовала .......
    1. abrakadabre 11 февраля 2016 11:15
      А мне она больше напоминает БТР-80. Только на гусеницах.
    2. РПК 11 февраля 2016 12:20
      Ну это вообще крутень с отвалом,обогреваемые стеклоочстители,дополнительная теплоизоляция коробки.+подогрев сидений и электрическая сушка обуви и носок.Туалет встроенный,по типу выбрасывателя гильз из танка.
    3. Комментарий был удален.
    4. feokot1982 11 февраля 2016 12:53
      База больше на ИРМ похожа
  4. злой партизан 11 февраля 2016 09:48
    Хорошая замена "газушке" будет для газовиковyes. Пора уже ГАЗ-71 отправлять на покой...
  5. kav669 11 февраля 2016 09:58
    Хороший вариант,не далек от Витязя
  6. Flanke 11 февраля 2016 10:12
    Мне показалось или и правда ватерлиния выше низа дверей?
  7. kas1 11 февраля 2016 10:39
    Ватерлиния выше и на Ишимбайских и на Шведских.
  8. da Vinci 11 февраля 2016 10:43
    Вот бы еще эта машина была бы более щадящей к берегла тундре, а то всегда выдвигались претензии, что вездеходы уничтожают тонкий покров почвы, которая не восстанавливается. Это своя земля... smile
    1. злой партизан 11 февраля 2016 11:05
      Цитата: da Vinci
      вездеходы уничтожают тонкий покров почвы, которая не восстанавливается.

      Ну тут уж request ...Пока без гусянок - ни как...
    2. old_pferd 11 февраля 2016 11:21
      Единичный проезд вездехода практичнски не влияет на тундру, черные шрамы появляются при многократном проезде. Насчет того, что не восстанавливается -это не так. Оставьте в покое лет на 20,колеи в тундре будут малозаметны, просто мхи замещаются луговой растительностью (кстати, олень летом ест траву, а ягель только зимой). По прошествии нескольких десятков лет мерзлота снова поджимает снизу и появляются мхи и лишайники.
      1. da Vinci 11 февраля 2016 13:17
        Считаю что нужно ввести сектора движения: для ежедневного использования (напр полигоны), патрулирования (регулярных-одиночных), но все-таки иметь некоторые ограничения. В эпоху БПЛА и электронных систем слежения это нетрудно.
        1. old_pferd 11 февраля 2016 14:24
          Можно и ограничивать, но, поверьте, военные с их движением, это детсад по сравнению с горняками и теми же селянами.
          И по поводу ранимой природы Севера, не все однозначно. Как-то довелось проехать по т.н. Золотому кольцу в Магаданской области. Отработки россыпей которые не трогали 30-40 лет резко выделяются буйной лиственной растительностью по сравнению с окружающей лесотундрой. Не так давно посмотрел детальные космоснмки гугла там, где мы проходили бульдозером канавы еще 1980-м году за Полярным кругом. Сейчас это зеленые полосы густого кустарника и подроста на фоне редких угнетенных мезлотой лиственниц.
  9. 123321 11 февраля 2016 11:19
    «Крошечный танк»: российский вездеход «Шерп»

    http://cont.ws/post/199163
    1. РПК 11 февраля 2016 12:25
      Разведка уже давно применяет вездики Гарагашьянчика.На них проникают в самый непроходимый тыл противника.Но мала грузоподьёмность,поэтому,применяют только для связи.
      1. макс702 11 февраля 2016 16:07
        Цитата: РПК
        Разведка уже давно применяет вездики Гарагашьянчика.На них проникают в самый непроходимый тыл противника.Но мала грузоподьёмность,поэтому,применяют только для связи.

        Заинтересовался данным аппаратом, изготовитель говорит что сухой вес 1350 кг и способен данный агрегат взять столько же.. Грузоподъемность равная своему весу считается малой? Вроде как наоборот это говорит о совершенстве конструкции и в мире не так много транспортных средств способных похвастаться этим.. На данном видео в машине находилось 12 человек..
    2. макс702 11 февраля 2016 15:45
      Отличны транспорт для тех же погранцов! А для нефтяников газовиков просто находка! И цена в 4 ляма хоть и завышена , но не является неподъемной..
  10. triglav 11 февраля 2016 12:16
    Есть же у нас сочленёнка. Зачем еще один?
  11. Вольный ветер 11 февраля 2016 14:53
    Господа товарищи и автор, ЯМЗ-236-Б2 по конструкции оснащен турбонаддувом, а не дополнительно как вы сказали, по вашим словам для военных поставили еще одну турбину для турбины.... А по проекту, мне хотелось бы иметь возможность проходить из кабины в пассажирский отсек, я хотел бы иметь возможность из пассажирского отсека видеть вперед. Ну и за арктическую раскраску накинуть 2 ляма, мне кажется довольно нагло.
    1. old_pferd 11 февраля 2016 17:17
      Ваши желания осуществлены в Тайге - наследнике ГАЗ-71. А ТМ-140 универсальная машина, а не чисто пассажирская и более тяжелого класса.
  12. Severok 11 февраля 2016 15:12
    Низ и подвеска практически без изменений от ГТС-М, кабина унифицирована с КамАЗом, запчасти проблема проблем - где-то есть, а где? Пойди найди. И-нет не поможет, только связи. Заднюю будку греют автономками, выйдут они из строя - только тулуп и выручит, т.к. см. выше про запчасти. ЯМЗ 236 в качестве двигателя - спорное решение, последнее десятилетие в моде КамАЗ и его двигатель, легче с запчастями, да и в линейке ЯМЗ есть давно рядные движки, которые меньше места займут и, при должной компоновке объема машины и расположения агрегатов трансмиссии, позволять сделать проход в заднюю кабину.
    1. old_pferd 11 февраля 2016 15:44
      Насчет подвески могу сообщить, что гуски у него от БМП с уширителями, низ не имеет ничего общего с ГТС-М. Кстати, наследник ГТС-М - это Тайга. Кабина не имеет ничего общего с Камазом, кроме угловатых форм. По классу это ближе к ГТТ.
      Ежели че - гуски ему одевал, в кабине сидел и немало.
  13. Evrepid 11 февраля 2016 17:26
    Для геологов, нефтянников, рыбаков в тайге и тундре будет не плох.
    Для армии тяжеловат, грузоподъемность не достаточная. (на мой взгляд)
  14. SIT 11 февраля 2016 23:29
    Интересно, что оказывается ТМ140 гражданская машина. Первые ТМки шли с пломбами на коробке передач и их запрещалось вскрывать потому, что коробка была с военной техники как и ходовая. Сама по себе машина конечно комфортная и управление с Метлой не сравнишь, но на ТМку даже противопульную броню не поставить потому, что сразу поплывет развесовка, а Метла изначально проектировалась в броне.
    SIT
  15. mvg 12 февраля 2016 09:04
    Цитата: abrakadabre
    А мне она больше напоминает БТР-80. Только на гусеницах.

    Не надо такую дрянь курить... смотри на мир трезвыми глазами. )
    mvg

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня