Самый первый удар — русский. Приказ №227

Самым мощным в истории ударом АУГ по кораблям в гавани был и остается, по-видимому, удар японских самолетов по Перл-Харбору.

Но первым в истории подобную операцию-атаку морской авиации в составе АУГ по кораблям противника, укрытым в гавани, провел именно российский императорский Черноморский флот. И произошло это ровно сто лет назад (юбилей!), 6 февраля 1916 года. Кроме удара по кораблям, была осуществлена атака портовых сооружений, батарей и шахт турецкого порта Зонгулдак.

Зунгулдакский угольный р-н был вторым по важности районом внимания и атак русского флота (после Босфора), ибо он играл важнейшую роль в обеспечении Стамбула углем, так как из-за неразвитости железнодорожной сети уголь турки перевозили в основном морем.


Самый первый удар — русский. Приказ №227


Директивой от 9 сентября 1915 года Ставка предписывала прервать подвоз угля морским путем в Босфорский район.

Во исполнение этой директивы Черноморским флотом было осуществлены следующие операции: несколько обстрелов Зонгулдака линкорами, 25 обстрелов эсминцами, атака брандерами (неудачная), атаки гидросамолетов Черноморского флота, атаки турецких углевозов рейдерами, минные постановки (которыми были уничтожены десятки турецких кораблей).

Тем не менее, обстрелы с моря не смогли полностью прекратить вывоз угля из Зонгулдака. Было решено провести массированный воздушный удар морской авиацией. Однако турецкий порт находился вне радиуса досягаемости сухопутной авиации, поэтому командование флота решило использовать гидроавиатранспорты «Александр I» и «Николай I», вооруженные летающими лодками М-5. Гидросамолетам было приказано нанести удар по кораблям, укрытым высоким молом, а также шахтам, портовым сооружениям, причалам, железнодорожному узлу и батареям противника в Зонгулдаке.

После предварительной разведки Зонгулдака и обнаружения там целей ударная группа флота (вполне себе АУГ в современном понимании этого слова) в составе самых различных кораблей (линкора «Императрица Мария», крейсера «Кагул», эскадренных миноносцев «Заветный» и «Завидный», подводных лодок, гидроавиатранспортов «Александр I» и «Николай I» с 14 самолетами М-5 конструкции русского инженера Григоровича) вышла в поход. На «Императоре Александре I» размещались 8 гидросамолетов М-5 (командир первого корабельного отряда морской летчик лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен), на «Императоре Николае I» — 7 самолетов М-5 (командир второго корабельного отряда морской летчик, лейтенант Александр Константинович Юнкер).

Самый первый удар — русский. Приказ №227


После выхода из Севастополя для обеспечения внезапности авианосцы отделились от отряда боевых кораблей основной группы и совершили переход самостоятельно.

Самый первый удар — русский. Приказ №227
Самый первый удар — русский. Приказ №227


Вечером 5 февраля миноносцы «Поспешный» и «Громкий», осуществлявшие блокаду порта Зонгулак, приблизились к гавани, обнаружили стоящие за молом корабли и шхуны, открыли по ним артиллерийский огонь (успеха не достигли) и телеграфировали всю разведывательную информацию командованию АУГ.

6 февраля 1916 г. (по другим данным 7 февраля) миноносцы «Поспешный» и «Громкий» вместе с авианосцами вышли в точку развертывания севернее Зонгулдака, где гидравиатранспорты спустили гидросамолеты на воду. В это время основная группа линейных кораблей осуществляла надежное стратегическое прикрытие авианесущей группы кораблей со стороны моря — от атак кораблей германского и турецкого флота.

Спуск всех 14 самолетов был осуществлен в рекордно короткие сроки-36 минут, после чего миноносцы «Поспешный» и «Громкий» остались патрулировать место спуска, а сами авиатранспорты отошли немного севернее.

Самый первый удар — русский. Приказ №227


Погода (а был февраль, время штормов на Черном море) в районе операции резко ухудшилась, клубились низкие облака, видимость была почти нулевая, температура резко упала, но и отступать уже было поздно.

В 10.30 первый самолет, которым командовал морской летчик лейтенант Эссен, с наблюдателем мотористом I статьи Олейниковым атаковал Зонгулдак.

Из донесения начальнику авиации Черноморского флота, начальника первого корабельного отряда фон Эссена: «Доношу Вашему высокоблагородию, что получил Ваше приказание бомбардировать Зонгулдак, и если есть там за молом стоящий большой пароход, то и его. В 10 часов 27 минут я первым полетел на аппарате № 37 на Зонгулдак, имея наблюдателя моториста I статьи Олейникова, взяв с собой на аппарат две пудовые и две десятифунтовые бомбы. Подлетая к Зонгулдаку, я увидел в гавани за молом стоящий носом к выходу большой однотрубный двухмачтовый пароход, который сильно дымил. Сделав над городом и гаванью на высоте 900-1100 метров три круга, мой наблюдатель сбросил все четыре бомбы. Первая, пудовая, сброшенная по пароходу, разорвалась на молу впереди носа. Вторая, десятифунтовая, упала за кормой парохода среди стоявших лайб и произведя на одной из них пожар. Третья, пудовая, сброшена по железнодорожному узлу, попала в большое белое здание. Четвертая упала на берег за кормой парохода. На горке около Килимли мною был замечен ряд белых дымков, по-видимому, стреляющей батареи. Выполнив задачу, я через 50 минут возвратился к «Императору Александру I» и подошел к борту для подъема. Мне были брошены концы, и меня стали подтягивать к борту. В это время машинам был дан полный ход вперед, и мой аппарат стало сносить под корму на винты. Вслед за этим на корабле раздался первый выстрел, концы были брошены на аппарат и запутались на моторе, поломав мне выпускной клапан. Находясь в двух саженях за кормой корабля, вдруг я и мой наблюдатель заметили подводную мину, идущую на наш аппарат. Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем ее течением от винтов отнесло в сторону… Выловить ее я не имел возможности из-за порчи мотора. Распутав намотавшийся на мотор конец и выбросив поломанный клапан, механик мой запустил мотор, и я на 8 цилиндрах оторвался от воды и стал искать подводную лодку и охранять наши корабли. В 12 часов 2 минуты я сел и был поднят на корабль».

Самый первый удар — русский. Приказ №227


Что же случилось, откуда торпеда? Оказалось, что во время подъема первого самолета авианосец был атакован германской подводной лодкой «UB-7», находившейся на позиции у Зонгулдака специально для борьбы с русскими, блокирующими угольный район кораблями. Сигнальщики своевременно заметили опасность, а также сигналы об атаке подлодки, поданные русским гидросамолетом, кораблю дали ход и успели отвернуть, уклонившись от торпеды. Одновременно был открыт огонь из орудий авиатранспорта ныряющими снарядами. Атака лодки была скомкана и, хоть она и сумела произвести пуск торпеды, но сделала это с большого расстояния и вынуждена была спешно ретироваться. Таким образом, благодаря грамотным действиям экипажа, гидросамолета и командира «Александр I» капитана 1 ранга Петра Алексеевича Геринга торпеда в корабль не попала! Отработав свой ход, она коснулась самолета, находящегося в тот момент за кормой «Императора Александра I», но взрывателю не хватило силы удара для срабатывания, и она благополучно затонула. Капитану очень помогла информация об атаке, своевременно переданная гидросамолетом под командованием летчика Корниловича.

Именно черноморские летчики лейтенант Г. В. Корнилович и прапорщик В. Л. Бушмарин на самолете М-5 впервые в истории Черноморского флота обнаружили и атаковали подводную лодку противника. Из доклада Корниловича: «Проходя на высоте 200 метров в расстоянии 4-х кабельтовых от «Александра» и миноносца буксирующего гидроаэроплан обнаружил перископ подводной лодки, идущей на сближение с миноносцем. Тотчас были сброшены предупредительные дымовые сигналы, и я начал описывать круг над местом нахождения подводной лодки. Тотчас же с вспомогательного судна «Император Александр I» был открыт огонь по указанному месту, и я видел, как один снаряд близко разорвался от подводной лодки».

Самый первый удар — русский. Приказ №227


Во время атаки Зонгулдака самолеты подвергались сильному артиллерийскому и ружейному огню береговых средств обороны.
Авиацией были атакованы пароходы, а также гавань, портовые сооружения, железнодорожный узел, зенитные батареи и шахты Зонгулдака..

Морской летчик В.М. Марченко, осуществивший снайперскую бомбардировку турецкого парохода (который в итоге затонул), докладывал: «Доношу Вашему высокоблагородию, что согласно приказания Вашего высокоблагородия я вылетел на аппарате № 32 в 10 часов 22 минуты имея наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского с целью повредить суда стоящие за молом гавани Зонгулдак. Забирая высоту я подошел к Зонгулдаку со стороны Килимли, имея высоту 1500 метров. При моем превышении из-за облаков я заметил разрывы шрапнелей метров на 300 ниже меня, причем одновременно видел до 3-х разрывов, что дает основание предполагать присутствие зенитных орудий. Проходя над молом, за которым стояло два парохода: один около 1200 тонн и второй около 2000 тонн, наблюдатель князь Лобанов-Ростовский сбросил одну бомбу, 50-фунтовую, в большой пароход. Бомба попала в него около трубы, и пароход заволокло облаком дыма и угольной пыли. Развернувшись, я прошел вторично над пароходом, причем была сброшена вторая бомба, упавшая около парохода в воду. Попутно делались снимки фотографическим аппаратом, при проявлении неудавшиеся. Считаю долгом донести, что поведение прапорщика князя Лобанова-Ростовского при очень сильном обстреле было безукоризненным, чему и надо приписать удачное попадание первой бомбы».

Самый первый удар — русский. Приказ №227


Летчик-наблюдатель В. С. Ткач доносил: «Указав направление согласно плану железнодорожного узла, и пройдя некоторое расстояние, я увидел много построек, куда и сбросил с 1300 метров высоты по прицелу первую пудовую бомбу, вслед за которой Вами тотчас была сброшена вторая пудовая бомба, каковые попали в район согласно прилагаемому чертежу. После того, как аппарат описал согласно моему указанию кривую, мною были замечены орудийные выстрелы, куда аппарат и был направлен. Очутившись над вышеупомянутом местом я быстро сбросил одну за другой десятифунтовые бомбы. По окончании задачи взяли направление к базе. Порт был занесен облаками. Прапорщик Ткач».

В общей сложности воздушный налет продолжался более часа. Наблюдатели гидроавиакораблей «Император Александр I» и «Император Николай I» обнаружили возвращение первых летающих лодок и корабли вернулись на прежнее место и быстро подняли все гидросамолеты на борт.

Для бомбардировки порта, шахт и кораблей черноморская авиация использовала весьма много бомб: 9 — пудовых, 18 — пятидесятифунтовых и 21 — десятифунтовую.

Успех операции был весьма значим:

— впервые было показано, что ударной силой стала корабельная авиация, способная действовать по целям, недоступным для артиллерии, и мощные боевые корабли теперь становились лишь средством их боевого обеспечения;
— был потоплен вражеский пароход и еще несколько шхун;
— впервые черноморцы провели противолодочную оборону боевых кораблей;
— впервые при противолодочной обороне надводных кораблей авианосцем «Император Александр I» были использованы данные воздушной разведки, осуществленной летающей лодкой лейтенанта Г.В. Корниловича;
— впервые были применены ныряющие снаряды для атаки немецкой подводной лодке «UB-7»;
— потерь личного состава и самолетов морская авиация Черноморского флота в результате атаки на Зонгулдак не имела.

Самое же главное, что был приобретен бесценный опыт руководства и применения авиационной ударной группы (в состав которой входили самые разные корабли, от огромных линкоров до подлодок), а также применения соединений гидросамолетов и передовых приемов войны на море.

Нельзя не упомянуть об уникальнейшем в истории мировой морской авиации случае взятия вражеского судна на абордаж! Этот случай не относится к атаке Зонгулдак, но является характерным для морской авиации черноморцев. 3 марта 1917 года гидросамолет под командованием лейтенанта Сергеева атаковал и обстрелял из пулемета турецкую шхуну, заставив экипаж залечь на палубе. Затем он приводнился, и, пока штурман держал под прицелом пулемета команду, Сергеев залез на палубу и, угрожая револьвером, запер всю команду в трюме. Ближайший русский миноносец доставил приз в Севастополь.

Успехи России в воздушной морской войне не были случайными: Российская империя была одним из мировых лидеров теории применения самолетов на море и строительства гидросамолётов. Русский гидроплан «Гаккель-V» был построен в 1911 году одним из первых в мире.

Самый первый удар — русский. Приказ №227


С 1913 года осуществлялось большое проектирование и строительство отечественных гидросамолетов. Были созданы проекты морских самолетов, превзошедшие иностранные и вскоре вытеснившие их из русской морской авиации. Это осуществили русские инженеры Григорович, Виллиш, Энгельс, Седельников, Фриде, Шишмарев, а также конструкторское бюро Русско-Балтийского вагонного завода и Авиационной испытательной станции.

15% выпущенных в России самолетов было водного назначения, такого не было нигде в мире, а по количеству авианосцев Россия уступала только Великобритании, а по успешности применения морской авиации была признанным лидером среди всех стран.

Достаточно посмотреть на фантастические и для гораздо более поздних времен цели, атакованные русскими морскими летчиками. Гидросамолеты России бомбили Константинополь (Стамбул), Босфор, Трапезунд, Варну, Ризу, Румелию, Синоп и т.д., обеспечили проведение и защиту десятков малых и крупных десантных операций сухопутных сил, разведку и бомбежку вражеских кораблей, разведку минных полей противника и патрулирование своих минных полей, корректировку огня корабельной артиллерии по укреплениям противника на суше, разведку этих укреплений. Это был несомненный успех!

Российский флот применял одни из лучших в мире гидросамолеты М-5 (разведчик, корректировщик артогня, бомбардировщик), М-9 (тяжёлый гидросамолет для нанесения бомбовых ударов по береговым объектам, батареям и кораблям), М-11 (первая в мире летающая лодка-истребитель) все самолеты были русского производства, конструктора Д. П. Григоровича, некоторые самолеты обладали уникальной аппаратурой: на них устанавливали радиостанции дальностью связи более 40 км и фотоаппараты. Самолеты, созданные Григоровичем, были очень легки в управлении и маневренны: их модели "продувались" в одной из лучших в мире аэродинамических труб того времени, находившейся в Санкт-Петербурге.

К началу 1917 года черноморская авиация насчитывала 120 самолетов, практически все они были отечественного, российского производства.

Первый знаменитый приказ № 227 вышел отнюдь не в 1942 году, а 31 декабря 1916 года и подписал его замечательный русский флотоводец, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Васильевич Колчак. Приказ 227 был: «О формировании воздушной дивизии Черноморского флота». Он констатировал создание и существование мощнейшей ударной силы флота и обеспечивал проведение новых организационных мероприятий для ее дальнейшего развития. Полноценное авианесущее соединение, отряд корабельной авиации (позднее переименованный в дивизион корабельной авиации), наряду с двумя воздушными бригадами входил в состав воздушной дивизии Черноморского флота. Уникальность дивизиона корабельной авиации воздушной дивизии Черноморского флота заключалось в том, что в его состав наряду с воздушным дивизионом входило и четыре авианесущих корабля ( в 1917 этих кораблей было уже ШЕСТЬ: «Император Николай I», «Император Александр I», «Алмаз», «Румыния», «Дакия», и «Король Карл». Шла подготовка к Босфорской десантной операции для нанесения решительного поражения Турции и вывода ее из войны…

Таким образом, используя передовые в мире (весьма сложные) приемы ведения войны на море, современные отечественные, передовые в мире самолеты (даже и с радио и фотоаппаратами), современные отечественные дредноуты, авианосцы, передовые методы построения и управления корабельных и авиационных соединений, воевала «лапотная», «неграмотная», «отсталая» Российская империя. Интересно, что последующий режим несколько десятилетий не смог даже повторить то, что было достигнуто Россией еще в начале века…

При составлении очерка были использованы материалы статей:
http://www.airforce.ru/content/dovoennyi-period/648-pervye-avianoscy-rossii/
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1821
https://maxpark.com/community/14/content/3271728
https://ru.wikipedia.org/wiki/Император_Александр_I_(гидроавиатранспорт)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Император_Николай_I_(гидроавиатранспорт)
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Российский_Черноморский_Флот_в_годы_Первой_мировой_войны
https://www.facebook.com/permalink.php?id=695496460500852&story_fbid=941578459225983
Автор: Aleksander


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 77
  1. Добрый кот 20 февраля 2016 06:14
    Начало славных дел!
    1. Венд 20 февраля 2016 09:25
      Автору огромный +.
      1. Проксима 20 февраля 2016 10:13
        Цитата: Венд
        Автору огромный +.

        Автора поздравляем с прекрасным дебютом! Статья в лучших традициях Военного обозрения! Если, это "первый блин", то я представляю, какие будут последующие публикации. Так держать!
        1. Толстый 20 февраля 2016 11:06
          Цитата: Проксима
          Цитата: Венд
          Автору огромный +.

          Автора поздравляем с прекрасным дебютом! Статья в лучших традициях Военного обозрения! Если, это "первый блин", то я представляю, какие будут последующие публикации. Так держать!

          Отличный материал. Прекрасно изложен, Факты без комментариев. Спасибо автору, если и знал то не "обошел вниманием". Заострил своевременно. Еще и и Еще раз спасибо за подъем темы. Русский флот это не только Цусима...
          1. Проксима 20 февраля 2016 12:31
            Цитата: Толстый
            Русский флот это не только Цусима...

            Я бы уточнил, русский Императорский флот - это не только Цусима. До этого были - Чесма, Синоп, Гангут, Гренгам, (Тендра, Калиакрия, Фидониси, Керчь = Ушаков). Всего не перечислишь!
  2. Sirocco 20 февраля 2016 06:35
    Спасибо, за исторически полезную, познавательную статью. good
  3. Грибоедофф 20 февраля 2016 07:06
    Насколько же мало мы знаем о первой мировой войне... В советской истории, эта тема просто замалчивалась. А между тем, много эпизодов в ней, которыми можно и нужно гордится, и которые действительно показывают, что не так уже все и "загнивало"...
    Примение абсолютно новых и революционных способов атаки это всегда сложно. И в первом же рейде такой отличный результат. Много ли мы знаем других подобных историй?
    1. aba 20 февраля 2016 07:53
      Да, согласен, много ещё белых пятен в истории нашего Отечества.
      aba
  4. qwert 20 февраля 2016 07:06
    Цитата: Sirocco
    Спасибо, за исторически полезную, познавательную статью.

    Присоеденяюсь. Правильная тема.
  5. Прометей 20 февраля 2016 07:11
    Только крайнее предложение несколько слух режет.

    "Интересно, что последующий режим несколько десятилетий не смог даже повторить то, что было достигнуто Россией еще в начале века…" - Гражданская война,разруха и долгое затем восстановление морских сил тому причина. Ещё сильный удар нанесён флоту был в начале ВОВ.
    1. sherp2015 20 февраля 2016 09:56
      Цитата: Прометей
      "Интересно, что последующий режим несколько десятилетий не смог даже повторить то, что было достигнуто Россией еще в начале века…" - Гражданская война,разруха и долгое затем восстановление морских сил тому причина.


      Причиной проблем и было уничтожение страны засланной Троцкистско-ростовщической бандой (сынами аптекарей и часовых дел мастеров)и масонами, которые под предлогом справедливости разрушили государственную машину.
      В 91-м эти же "товарищи" разрушили СССР, распродали и разворовали промышленность и уничтожили сельское хозяйство.
      И сейчас они не оставляют попыток добить и растащить оставшееся
    2. Хулио Хуренито 20 февраля 2016 11:20
      Не было бы революции - не было бы и Гражданской войны с последующей разрухой.
  6. Николай71 20 февраля 2016 07:11
    Очень интересная статья. Только царапнуло про последующий режим.
    1. Cap.Morgan 20 февраля 2016 08:55
      Что интересно этот режим про подвиги Первой мировой в тряпочку молчал, слава русского оружия у них с Будённого начиналась. А до того не было ничего.
      1. starper 20 февраля 2016 10:16
        Не ваша правда, множество фильмов начиная с Александра Невского, рассказывали о героизме наших солдат и таланте военноначальников! Вы просто их не застали, либо не то смотрите.
        1. Чёрный Полковник 20 февраля 2016 16:27
          Не ваша правда, множество фильмов начиная с Александра Невского, рассказывали о героизме наших солдат и таланте военноначальников! Вы просто их не застали, либо не то смотрите.
          Замалчивание касалось именно Первой Мировой войны и Японской кампании, причём по полной. А если и писалось, то исключительно про бездарность командующего состава всех уровней. Единственно про брусиловский прорыв вскользь упоминалось. Идеологии было слишком много.
        2. Cap.Morgan 20 февраля 2016 16:29
          Вобщем то в самом конце 30-х возникло понимание необходимости возвращения к славним традициям истории России. Прекрасно помню эти фильмы. Суворов, Ушаков...
          Но период Первой мировой всё таки освещался негативно - генералы бездарны, солдаты воевать не хотели , героев не было, война империалистическая, несправедливая.
          Это и понятно. Слишком многие герои Первой мировой оказались во вражеском лагере.
      2. Чёрный Полковник 20 февраля 2016 16:20
        Что интересно этот режим про подвиги Первой мировой в тряпочку молчал

        Не просто молчал, а преследовал только за то, что люди были верны Присяге и сражались за Веру, Царя и Отечество, проявляя мужество и воинскую доблесть. Нельзя было вслух говорить, что ты, твой брат, отец, дед казаки, а тем более офицеры. За одну фотографию с погонами и крестами на груди раскулачивали и в лучшем случае высылали "на освоение Сибири или Казахстана". Так что про режим всё верно.
      3. VADIKKRSK 20 февраля 2016 20:48
        Флот это команда. Капитан - лет 30 флотский, а то и с детства. Ему доверяют или уходят. Но если БОЙ - пощады не ждите!!!
    2. starper 20 февраля 2016 10:08
      Согласен,про режим ни к месту.
  7. semirek 20 февраля 2016 07:16
    Отличная статья--ещё раз демонстрирующая скептикам,о прекрасном военном оснащении русской императорской армии.
  8. parusnik 20 февраля 2016 07:22
    Интересно, что последующий режим несколько десятилетий не смог даже повторить то, что было достигнуто Россией еще в начале века…...Ну , да конечно..если учесть, что "последующий" режим с нуля начинал..практически..
    А за подробное описание атаки на турецкий порт Зонгулдак, спасибо и фото интересные..
    1. starper 20 февраля 2016 10:21
      Хотел поставить плюсик, а напротив вашей цифры почему-то нет ни полюса ни минуса , поэтому просто согласен с вами:-)
  9. kvs207 20 февраля 2016 07:46
    Цитата: Грибоедофф
    В советской истории, эта тема просто замалчивалась

    Отнюдь. Конечно, материала было немного, но он был. В нашей областной библиотеке, например, была книга Белли "Флот в Первую мировую войну", гда эта операция была описана, правда не так подробно.
    1. Александр72 20 февраля 2016 09:23
      Поддерживаю.
      В моей библиотеке имеется книга Григорьева А.Б. - Альбатросы: Из истории гидроавиации. М. Машиностроение. 1989.
      В этой книге рассказывается о становлении и развитии гидроавиации, в основном российской/советской. Довольно подробно рассказано о создании и развитии гидросамолетов и подготовке пилотов в Российской Империи, а также о первом боевом применении гидросамолетов в годы Империалистической войны, в т.ч. и описанная в статье операция по комбинированной атаке турецкого Зунгулдака.
      Об этой операции, как о безусловном приоритете России/СССР в боевом применении корабельной авиации мне доводилось читать еще в детстве и в других книгах. В т.ч. и в упомянутой вами книге Белли В.А. -«Флот в Первой мировой войне». Из его книг также довелось читать - «Действия иностранных флотов в I мировую войну 1914—1918 гг.»
      Честь имею.
      1. Чёрный Полковник 20 февраля 2016 16:48
        Не у всех была возможность почитать хорошие книги.
    2. VADIKKRSK 20 февраля 2016 20:58
      Как бы я хотел бы найти случайно, в детстве, в краевой библиотеке ТАКУЮ КНИЖКУ...
      1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 21:06
        Ишь чаво захотели... Я вон годовую стопку Моделиста Конструктора с МК нашел - был счастлив весь следующий год!
      2. Комментарий был удален.
  10. рюрикович 20 февраля 2016 07:52
    Именно на Чёрном море война развивалась удачно для России! Качественное планирование и исполнение под руководством А.В.Колчака вели к тому, что проливы были бы наши... Но история не знает сослагательного наклонения.
    1. амурец 20 февраля 2016 09:00
      Цитата: рюрикович
      Именно на Чёрном море война развивалась удачно для России! Качественное планирование и исполнение под руководством А.В.Колчака вели к тому, что проливы были бы наши... Но история не знает сослагательного наклонения.

      Статья интересная и материал использован довольно редкий.О Первой мировой на Чёрном море читал отрывками:Подводный минзаг "Краб",отрывки книг И.Цветкова "Линкор Октябрьская Революция " и "Эсминцы Новик",ещё ряд публикаций.О Колчаке у нас все знают как о Верховном правителе Сибири и ничего как об учёном-гидрографе,исследователе Арктики, военном моряке,отличившемся в 1904году в Порт-Артуре и в первую Мировую на Балтике.Знаю ещё что был налет на Варну и что гидроавиация широко использовалась на Чёрном море и на Балтике,но это были упоминания всколь.Правда больше упоминаний было о Чёрном море.
  11. Irbis77 20 февраля 2016 08:36
    ***Спуск всех 14 самолетов был осуществлен в рекордно короткие сроки-36 минут,*** - менее 3 минут на самолет , вот это выучка!!! и еще один момент поразил - ***«Доношу Вашему высокоблагородию, что согласно приказания Вашего высокоблагородия я вылетел на аппарате № 32 в 10 часов 22 минуты имея наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского...*** - а современные *** князья*** в нашей армии или на флоте служат в чине прапорщиков или мичманами ???
    1. Cap.Morgan 20 февраля 2016 08:52
      Позапрошлого министра обороны сын - зам пред Гаспрома. Хоть бы для приличия в каком нибудь парадном полку отслужил, так нет.
    2. Riv 20 февраля 2016 08:52
      Ну к примеру у Сталина один сын погиб в плену, второй всю войну воевал в авиации. С вражеской стороны можно рейхсминистра Шпеера вспомнить, у которого брат погиб под Сталинградом.

      А вот нынче то ли князья не те пошли, то ли еще чего... Зато патриотизм - это национальная идея. Раньше ею была конкурентоспособность.
      Riv
      1. ФАНТОМ-АС 20 февраля 2016 09:45
        Цитата: Riv
        Ну к примеру у Сталина один сын погиб в плену, второй всю войну воевал в авиации. С вражеской стороны можно рейхсминистра Шпеера вспомнить, у которого брат погиб под Сталинградом.

        Н-да, были Люди, деток своих если и отправляли за бугор, так только с интернациональной миссией,в Испанию например.
        Цитата: Irbis77
        наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского...***

        Прямой обязанностью дворянства в РИ была защита и служение Отчизне.
        Цитата: Irbis77
        а современные *** князья*** в нашей армии или на флоте служат в чине прапорщиков или мичманами ???

        Какие они, к чёрту,князья? космополиты .
      2. Чёрный Полковник 20 февраля 2016 16:51
        Василий Сталин воевал не всю войну. Но и на фронте был не из робких и внёс СВОЙ вклад в развитие военно-воздушного флота страны.
    3. Тихас 20 февраля 2016 12:00
      Лишь бы чо сказать. Жирный минус.
      Стоит ли говорить сколько "генеральских сынков" служило и сейчас служит?
      1. ФАНТОМ-АС 20 февраля 2016 12:12
        Цитата: Тихас
        Лишь бы чо сказать. Жирный минус.
        Стоит ли говорить сколько "генеральских сынков" служило и сейчас служит?

        Комент был о детках власть предержащих, а не о армейских династиях.
        Читайте внимательнее hi
      2. Cap.Morgan 20 февраля 2016 16:35
        Сын Сергея Иванова, мин обороны, ныне руководителя администрации, погиб в Объединённых Арабских Эмиратах при невыясненных обстоятельствах.
  12. Cap.Morgan 20 февраля 2016 08:50
    В Первую мировую турки совершенно никак себя не проявили. На Кавказе мы доминировали .
    Разве только Дарданелы удержали от атаки англичан. На этом все их подвиги закончились.
    1. амурец 20 февраля 2016 09:20
      Цитата: Cap.Morgan
      Разве только Дарданелы удержали от атаки англичан.

      Почитайте книгу Херберта Вильсона "Линкоры в бою".Там есть какую пробку поставили турки и немцы в Дарданеллах.Выбить эту пробку с моря кораблями было проблематично.
    2. Aleksander 20 февраля 2016 09:28
      Цитата: Cap.Morgan
      В Первую мировую турки совершенно никак себя не проявили. На Кавказе мы доминировали .Разве только Дарданелы удержали от атаки англичан. На этом все их подвиги закончились.


      Вы же сами себе противоречите-если они победили мощнейшую соединенную англофранцузскую группировку в Дарданеллах, как же они могли быть "никем"? Просто русские войска и их командующий Юденич оказались более умелыми и сильными, нежели англичане и турки. Кстати, с Дарданелл войска были переброшены против Юденича, но победа все равно была за русскими.
      1. Cap.Morgan 20 февраля 2016 16:42
        Цитата: Aleksander
        Цитата: Cap.Morgan
        В Первую мировую турки совершенно никак себя не проявили. На Кавказе мы доминировали .Разве только Дарданелы удержали от атаки англичан. На этом все их подвиги закончились.


        Вы же сами себе противоречите-если они победили мощнейшую соединенную англофранцузскую группировку в Дарданеллах, как же они могли быть "никем"? Просто русские войска и их командующий Юденич оказались более умелыми и сильными, нежели англичане и турки. Кстати, с Дарданелл войска были переброшены против Юденича, но победа все равно была за русскими.

        Простите турки всего лишь смогли УДЕРЖАТЬ проливы. Ни о какой победе над союзниками и речи не было. Да , англичане не смогли в силу сложности обстановки взять проливы, но разгромлена английская группировка не была. Это была всего лишь неудачная операция.
        Ну, тогда так воевали. Верден например.
        1. Aleksander 20 февраля 2016 20:21
          Цитата: Cap.Morgan
          Простите турки всего лишь смогли УДЕРЖАТЬ проливы. Ни о какой победе над союзниками и речи не было.


          Это было чистое "туше", имхо. Была именно победа турок, в результате которой англофранцузы после тяжелейших потерь были вынуждены эвакуировать десантные войска. Именно на основании этой победы Болгария вступила в войну на стороне Центральных держав.
          В прошлом году Турция торжественно отпраздновала 100 летие победы над англами, причем на торжестве присутствовал... принц Уэльский! belay lol
        2. Комментарий был удален.
        3. jktu66 20 февраля 2016 20:42
          Турки не только удержали проливы,но и нанесли серьезное поражение англичанам, которые в дарданельской операции понесли тяжелые потери и смогли эвакуироватььостатки десанта лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Кстати Черчиль из-за этого провала лишился министерского портфеля.
    3. Комментарий был удален.
  13. мордвин 3 20 февраля 2016 09:02
    Вроде неплохо знаю историю государства Российского, а про Первую Мировую почти ничего не знаю. Грустно. Про эту атаку вообще никогда не слышал.
    1. Cap.Morgan 20 февраля 2016 16:42
      Вот и я о том.
  14. kirpich 20 февраля 2016 09:17
    Цитата: Irbis77
    - а современные *** князья*** в нашей армии или на флоте служат в чине прапорщиков или мичманами ???



    Современные "князья" в армии не служат. Ибо не княжеское дело портянки нюхать. Оне больше по тылообеспечению. Вроде и отслужил и бизнес свой начал.
    1. Комментарий был удален.
    2. Aleksander 20 февраля 2016 09:40
      Цитата: kirpich
      Современные "князья" в армии не служат. Ибо не княжеское дело портянки нюхать. Оне больше по тылообеспечению. Вроде и отслужил и бизнес свой начал.


      Пять правнуков Николая I (сыновья Великого Князя Константина Константиновича Романова) воевали в Великой войне 1914 на фронте, в передовых частях.
      Один из них, Олег Константинович Романов, 21 год, корнет лейб-гвардии Гусарского полка-командир взвода(!), издатель Пушкина, поэт.
      Повел взвод в атаку, первым врубился в ряды врага, одержал победу, но был смертельно ранен уже в конце боя выстрелом с земли. Умер на руках отца. Отец, Великий Князь, не выдержал этого удара и тоже умер.
      1. kirpich 20 февраля 2016 10:00
        Александр, Вы мне ещё про сына В.В.Маргелова напомните.
        Я говорил про современных "княжичей".
  15. ВадимЖивов 20 февраля 2016 09:37
    Спасибо за статью.Очень интересно.++++
  16. triglav 20 февраля 2016 10:15
    А сейчас у нас один авианесущий. Надо бы строить еще два-три-четыре. И экранопланы, конечно.
  17. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 10:22
    Большое спасибо за статью. Вот ведь что интересно - я ведь знал, конечно, об этой атаке но при всем при том, что я ПОСТОЯННО привожу в пример черноморский флот ПМВ как образец того, как надо воевать на море, я почти никогда про эту атаку не упоминаю. Слепое пятно, какое-то, что ли:)))
    Спасибо, что напомнили. Даже тот, кто всерьез увлечен историей флота может что-то забыть.
    1. Aleksander 20 февраля 2016 10:34
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Спасибо, что напомнили

      Так ведь в эти дни исполнилось ровно СТО ЛЕТ (!) этой атаке-грех не вспомнить о замечательных делах черноморцев.
      1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 11:53
        Цитата: Aleksander
        Так ведь в эти дни исполнилось ровно СТО ЛЕТ (!) этой атаке

        Это да... drinks причем для меня лично особая пикантность данного события в том, что оно произошло в мой день рождения:))) Не в том смысле, что я родился в 1916 году, а в том, что 6-го февраля:))) Можно сказать - рожден в честь морской авиации:)))) А я-то терялся в догадках - с чего бы у меня такая тяга к авианосцам? laughing
        1. Aleksander 20 февраля 2016 12:29
          Цитата: Андрей из Челябинска
          причем для меня лично особая пикантность данного события в том, что оно произошло в мой день рождения:

          Вот это да! Действительно, какая-то мистика. С прошедшим Вас и -всего наилучшего hi (теперь и я не забуду yes )....
          1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 12:45
            Спасибо, уважаемый Александр! drinks
    2. Комментарий был удален.
  18. Alexey RA 20 февраля 2016 11:06
    В сухом остатке: в ходе налёта корабельной гидроавиации на порт Зонгулдак 6 февраля 1916 года был нанесён ущерб инфраструктуре порта и потоплен пароход "Ирмингард". 25 февраля этот пароход был поднят.

    "Ирмингард" вообще был везунчиком. Но всякое везение когда-нибудь заканчивается. 2 октября 1916 года на пути парохода оказалась русская мина. Судну, несмотря на повреждения, удалось выброситься на мель. Казалось бы, что всё, как всегда, обойдётся - пароход опять поднимут, отремонтируют... но 16 октября ПЛ "Нарвал" поставила жирную точку в истории судна, добив сидящий на мели "Ирмингард" торпедой.

    Кстати, ситуация "получил повреждения-выбросился на мель-поднят-опять введён в строй" на Чёрном море была крайне распространённой - и у нас, и у турок. Поэтому "контрольный выстрел" торпедой по судну был абсолютно оправдан. Тем более, что это была не какая-то шаланда, а достаточно крупный турецкий транспорт вместимостью 4200 брт.
  19. Никола Бари 20 февраля 2016 11:15
    Здорово. Спасибо автору огромное, очень интересно.
  20. rJIiOK 20 февраля 2016 11:24
    Последующему "режиму" следующие несколько десятилетий надо было элементарно сохранить страну. А потом советский "режим" начал делать лучшие в мире самолёты.
    Автор явно монархист, и "ах если бы не большевики".
    1. alean245 20 февраля 2016 17:36
      "Большевики сами создают себе трудности, которые потом с успехом преодолевают".
      У. Черчилль
      1. Marssik 21 февраля 2016 00:45
        Цитата: alean245
        "Большевики сами создают себе трудности, которые потом с успехом преодолевают".
        У. Черчилль
        Тот самый,из той самой страны,которая в 1904-05 годах подпитывала японцев ,а в 1917-18 высаживалась на наших Сахалине и Камчатке для интервенции.
        1. alean245 21 февраля 2016 01:03
          Тот самый,из той самой страны,которая в 1904-05 годах подпитывала японцев ,а в 1917-18 высаживалась на наших Сахалине и Камчатке для интервенции.

          И что? Я в курсе, что Британия часто пакостила России. Я в курсе, что этот человек был далеко не ангел. Но, по моему, насчет большевиков он высказался достаточно метко.
          1. starper 21 февраля 2016 01:14
            Насчёт,сами, спорно а на счёт ,с успехом, согласен:-)
            1. alean245 21 февраля 2016 01:17
              Насчёт,сами, спорно

              А что, это пришельцы с Марса устроили гражданскую войну в России?
        2. амурец 21 февраля 2016 10:19
          Цитата: Marssik
          Тот самый,из той самой страны,которая в 1904-05 годах подпитывала японцев ,а в 1917-18 высаживалась на наших Сахалине и Камчатке для интервенции.

          Не буду искать даты и уточнения,да и так на меня сейчас посыпятся минусы и упрёки в отсутствии патриотизма,но в строительстве современного флота Японии того времени, большую роль сыграли русские деньги.После того,как Японию заставили отказаться от Порт-Артура и сдаче его в аренду России,Россия начала выплачивать Японии компенсацию за Порт-Артур через специально созданный Русско-Азиатский банк который вёл все финансовые дела России на Дальнем Востоке.На деньги от компенсации за Порт-Артур и специальный кредит Япония начала строить броненосный флот в Англии.
          1. Marssik 21 февраля 2016 16:08
            Цитата: амурец

            Не буду искать даты и уточнения,да и так на меня сейчас посыпятся минусы и упрёки в отсутствии патриотизма,но в строительстве современного флота Японии того времени, большую роль сыграли русские деньги.После того,как Японию заставили отказаться от Порт-Артура и сдаче его в аренду России,Россия начала выплачивать Японии компенсацию за Порт-Артур через специально созданный Русско-Азиатский банк который вёл все финансовые дела России на Дальнем Востоке.На деньги от компенсации за Порт-Артур и специальный кредит Япония начала строить броненосный флот в Англии.

            Флот мало построить,его нужно еще и снабжать,уголь,снаряды,компоненты порохов и многое другое . Япония за первый год почти выдохлась и тут открылся спасительный "ручеек" благодаря Англии и Америке ,который усилиями Владивостокской бригады крейсеров удавалось придерживать.
  21. goody 20 февраля 2016 11:54
    Отличная статья! Спасибо!
  22. iouris 20 февраля 2016 11:54
    Обращаю внимание на фамилии г.г. офицеров (!) Особенно в связи с огульными обвинениями немцев в шпионстве по ходу 1 МВ.
  23. SIT 20 февраля 2016 13:34
    Вобще операции ЧФ в 1ю мировую заслуживают тщательного изучения. Вот автор статьи показал, что боевое применение АУГ впервые осуществлено именно ЧФ РИ. Тут же на ВО проходила информация о высадках морских десантов в тыл туркам. За 20мин с тральщиков типа Эльпидифор высаживалось 6тыс. пехотнцев! Блин это и для нашего времени весьма неплохо. Этот опыт бы здорово пригодился в ВОВ.
    SIT
    1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 14:05
      Цитата: SIT
      Вобще операции ЧФ в 1ю мировую заслуживают тщательного изучения. Вот автор статьи показал, что боевое применение АУГ впервые осуществлено именно ЧФ РИ. Тут же на ВО проходила информация о высадках морских десантов в тыл туркам. За 20мин с тральщиков типа Эльпидифор высаживалось 6тыс. пехотнцев!

      Собственно говоря, русский черноморский флот:
      1) Впервые в истории флотов перешел к концепции систематических боевых действий на коммуникациях неприятеля. До этого все флоты мира во время войны выходили в море только в рамках отдельных операций.
      2) Впервые в истории флотов принял организацию групп разнородных сил. Т.е. во всех флотах мира до этого было так - есть соединения эсминцев (флотилии там, или дивизионы), есть соединения крейсеров, соединения линкоров. Т.е. в организационные единицы флота сводились корабли одного класса. ПРи необходимости проведения операции из нескольких таких групп формировалась эскадра.
      А наши впервые объединили в одно подразделение (маневренная группа) корабли разных классов. Т.е. линкор, крейсера и эсминцы образовывали единую организационную структуру с единым командованием. Разумеется при таком подходе сплаванность и обучение совместным действиям куда как росло, как собственно и качество снабжения кораблей всем необходимым. Американцы пошли по тому же пути - их знаменитые TF, но это была вторая мировая война... а не первая wink
      3)Черноморский флот - ЕДИНСТВЕННЫЙ флот всех воюющих держав, который смог провести крупную и успешную десантную операцию.
      4) Черноморцы наладили, не побоюсь этого слова, образцовое взаимодействие с приморским флангом армии. Совместные действия флота и армии предусмотрены на этапе планирования операций
      5) АУГ:)))) Ну, про это уважаемый автор рассказал куда лучше меня.
      В целом же Черноморский флот решил практически все задачи, которые перед ним стояли и полностью выполнил свое предназначение в ПМВ
      1. Alexey RA 20 февраля 2016 14:15
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Черноморцы наладили, не побоюсь этого слова, образцовое взаимодействие с приморским флангом армии. Совместные действия флота и армии предусмотрены на этапе планирования операций

        О да... Батумский отряд отжигал по-полной. Описание броненосца, подходящего к берегу для ведения пулемётного огня по турецким траншеям меня в своё время просто убило. smile
        Ну а лягушачьи прыжки по побережью - это просто классика. Высадить десант в тылу у турок, дождаться бегства противника, сдать позиции армии, загрузиться, перейти к новой точке побережья в тылу у турок, goto begin.
        1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 14:38
          Цитата: Alexey RA
          Описание броненосца, подходящего к берегу для ведения пулемётного огня по турецким траншеям меня в своё время просто убило

          А представьте себе какое неизгладимое впечатление это производило на турецкую пехоту! laughing
          Я не могу, у меня фантазии не хватает laughing Ну вот если танк подходит на дистанцию пулеметного огня, это понятно, но... БРОНЕНОСЕЦ?!! good
          1. Alexey RA 20 февраля 2016 17:26
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Ну вот если танк подходит на дистанцию пулеметного огня, это понятно, но... БРОНЕНОСЕЦ?!!

            Дык... это... броня есть, пушки есть - значит это тоже танк. Просто очень большой и плавающий. smile

            А вообще, "Ростиславу" просто повезло, что в противниках были турки. На Балтике немцы такого не допускали - поддерживавший нашу пехоту ЭБР "Слава", даже не подходя к берегу, получил 7 попаданий и потерял командира.
            Снова затопили три бортовых отсека, и в 06:20 с дистанции 32 кабельтовых «Слава» открыла огонь из 152- и 75-мм орудий по германским позициям. Корректировали огонь гидросамолеты «Орлицы».
            В 09:05 в боевую рубку «Славы» попал шрапнельный 152-мм снаряд, выпущенный с замаскированной германской батареи. Его осколками через визирную прорезь убило командира корабля С. С. Вяземского, флагманского артиллериста капитана 2 ранга В. А. Свиньина и четырех матросов. В командование вступил раненый старший офицер – старший лейтенант В. Н. Марков. В этой дуэли «Слава» получила еще шесть попаданий, после чего корабль вышел из сферы огня германских батарей.
            1. Андрей из Челябинска 20 февраля 2016 21:09
              Цитата: Alexey RA
              А вообще, "Ростиславу" просто повезло, что в противниках были турки. На Балтике немцы такого не допускали

              Не в обиду "Славе" будь сказано - было бы очень интересно понаблюдать, где искали бы германских артиллеристов, будь там "Ростислав" и будь там организация между флотом и армией наподобие черноморской.
        2. Комментарий был удален.
    2. Alexey RA 20 февраля 2016 14:06
      Цитата: SIT
      За 20мин с тральщиков типа Эльпидифор высаживалось 6тыс. пехотнцев!

      Вообще-то, "Эльпы" были не только тральщиками. Они были многоцелевыми малыми кораблями - тральщиками, канлодками, десантными. Самое интересное то, что у этих кораблей был гражданский предок - паровая хлебная шаланда, использовавшаяся для загрузки на рейде больших транспортов, неспособных войти в мелководные порты, а также для местного каботажа. От неё в наследство "эльпам" достались возможность выбрасываться на берег для выгрузки.

      В больших десантах "Эльпидифоры" решили самую главную проблему десантов ПМВ - как быстро доставить людей лошадей и тяжёлое вооружение с больших транспортов на необорудованный берег, если рядом нет своих портов. Пока просвещённые мореплаватели извращались с перевозкой десантников шлюпками и баржами, русский ЧФ нашёл для этой операции специальное судно (а затем и корабль) с двумя носовыми пехотными аппарелями, способный ходить в открытом море и выбрасываться на берег:
      Нередко застигнутые штормом Эльпидифоры благополучно выполняли свои задания и отлично отстаивались на открытых рейдах Лазистана.
      Обладая способностью принимать значительное количество десанта (от 500 до 1 000 чел.)и грузов (до 1 300 т), Эльпидифоры были неоценимыми помощниками при больших десантных операциях, в качестве разгрузочного судна, передававшего с морских транспортов людей и снабжение на берег. В прежнее время, при выполнении десантных операций, для выгрузок обычно пользовались специальными десантными баржами или ботами, двигавшимися при помощи весел или на буксире катеров. Обладая малой вместимостью и плохой мореходностью, такие боты были слабым подспорьем при выгрузках, особенно при наличии зыби или прибоя, почему выгрузки были делом весьма длительным. Эта медленность и затрата большого времени при высадках сильно стесняла все оперативные замыслы и расчеты, делая десантные операции делом весьма сложным, опасным и подверженным неудачам. С привлечением Эльпидифоров условия эти изменились в значительной степени, сократив время выгрузок в несколько раз. Опыт высадок на берегах Лазистана у Ризе (две бригады) и у Трапезонда (2 дивизии) показал, что при наличии достаточного числа Эльпидифоров выброска на берег значительного десанта — вопрос нескольких часов, тогда как в прежнее время эта операция заняла бы несколько суток.


      Впрочем и британский опыт наши широко использовали. Наряду с "эльпами" на ЧМ появились аналоги английских десантных барж - "болиндеры": самоходные десантные баржи, оборудованные широкой носовой аппарелью. Этакие предки LCT.
      Цитата: SIT
      Этот опыт бы здорово пригодился в ВОВ.

      А его и использовали. В том же десанте в Озерейке канлодки-эльпидифоры высаживали личный состав, а болиндеры - танки М3Л. Увы, но береговую оборону вовремя подавить не удалось - и большую часть техники повреждённые болиндеры высадить не смогли.
      1. рюрикович 20 февраля 2016 19:44
        Вы правы - именно малая осадке сделала эти корабли способными как к тралению мин, так и к практически высадке десанта на берег smile
  24. Даос 20 февраля 2016 13:38
    Кстати реально малоизвестная история... я в когда познакомился с ней занимаясь исследованиями для написания реферата в училище по истории морской авиации посвятил этому событию даже стихи...

    ТРАПЕЗУНД. 1916.
    Как динозавров хищных стая
    Эскадра уходила в тьму.
    Рукой прожектора ощупав
    Седую, пенную волну.
    Так шли кильватерной колонной,
    Загнав в стволы стальную смерть…
    Уже сигнальщиков ладони
    Успели поручни согреть.
    А город ничего не ведал
    Сомкнув усталые глаза…
    Когда из ЦКП колюче
    Приборы обронили:
    ЗАЛП!
  25. Jurec 20 февраля 2016 14:08
    Автору спасибо. Продолжать в томже духэ!
  26. Marssik 20 февраля 2016 22:40
    Автор заключительным абзацем все испортил. Его бы самого в то время. Наш сегодняшний режим ничуть не лучше ,точно так же 20 лет все разваливал и лишь недавно опомнился ,хотя ни гражданской войны ни интервенции не было.
  27. Archivarius 21 февраля 2016 14:46
    Некоторые персоналии можно посмотреть у меня на сайте:

    Книга памяти «Черноморский флот в Великой войне 1914–1918 годов»
    Раздел 12. Морские летчики и летчики—наблюдатели ЧФ

    http://genrogge.ru/black_sea_fleet_1914-1918/index.htm

    С уважением,
    автор сайта Дворянский род Рогге (Rogge)
  28. Hurray 23 февраля 2016 16:52
    Интересно.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня