Military Review

The latest serial biplane fighter from "Boeing"

5



The Boeing R-12 was one of the most famous and most numerous among the fighters of the US Army Air Corps during the period between the two world wars.

History This fighter originates from a pair of experimental aircraft released by Boeing as a possible replacement for Army PW-9 and deck F2B and F3B. These two progenitors of the P-12 / F4В line wore the brand designation “83 model” and “89 model”. Their main difference from previous Boeing fighters was the use of bolted duralumin airframe instead of the previously used welded steel pipes. They retained the welded steel structure of the motor mount and the central section of the fuselage, and the tail section was made of duralumin tubes. Bolting pipes used by Boeing before, but only on steel structures.

The wing of the "83 / 89" model had a straight shape in terms of instead of the tapering edges adopted on earlier Boeing aircraft. Designers have chosen for the wing corporate profile "Boeing 106" of recent development. The tail part of the fuselage was a semi-monocoque, metal structure with duralumin corrugated skin, first used on the FCV-1.

The armament could consist of either two synchronous 7,62 mm machine guns, or one 7,62 mm and one 12,7 mm machine gun. Pratt & Whitney R-1340-7 450 hp air-cooled engines were used as the power plant. with a two-blade propeller of variable pitch on the ground. There was no engine hood, but there was a small fairing behind each cylinder. Between the landing gear, under the fuselage, it was possible to hang a two-hundred-liter additional fuel tank. In addition, the plane could lift up to 300 kg of bombs.

"Model 83" was first flown around June 25, 1928 in Seattle, and a few days later delivered the fleet in San Diego. The Model 89 was completed a month later and sent by rail to the Fleet Test Center in Anacostia, Maryland. The first time she flew on August 7th. Both aircraft were almost identical, only on the “Model 83” the main landing gear were with a common wheel axis and had struts, and on the “Model 89” the landing gear performed with separate axles. Although the experimental aircraft did not accept the fleet's balance sheet, they, for purely bureaucratic purposes, received the official designation XF4B-1. Since both copies belonged to Boeing, they did not have a military mark, as well as a civilian mark.

The latest serial biplane fighter from "Boeing"


Both aircraft were originally equipped with the long-nosed R-1340В engine, which was expected to improve the aerodynamics of the fighter. Soon they were replaced with standard ones, which had practically no effect on flight data.

Flight tests of these two aircraft have shown that they are superior to all fighter aircraft in service. As a result of the 19 June 1929 of the Year, the fleet ordered a pattern of "83 models" and "89" 27 serial F4В-1. The designation XF4B-1 for experienced aircraft has now become official. Both prototypes were returned to Boeing for refinement following the model of the serial F4В-1.

The first serial F4В-1 was made as a personal plane by the assistant fleet secretary David Ingells - the only ace of the fleet during the First World War. All the armaments were removed from the aircraft, the hood was installed and painted blue, which is characteristic of fleet demonstration aircraft. The aircraft thus received the designation F4В-1А.

Although the "83" and "89" models were originally presented to the fleet, the "89" model was also tested by army pilots at Bolling Field, on the other side of the take-off field of the fleet test center in Anacostia. Army aircraft like. As a result of a positive test report, Boeing 7 November 1928 of the year received a contract for ten P-12 (brand name "model 102"). The army order was unusual in that the army did not even have a test aircraft for testing, confining itself to only test flights on a naval aircraft.

The first nine P-12 were modeled on fleet F4В-1, except for the removed landing hook and specialized marine equipment. 26 February 1929 The first P-12 was handed over to captain of the army air corps, Ira Eiker. The aircraft was designed specifically for friendly flights to Central America. These serial P-12 were the only ones among the line of the army version of the fighter, which retained the ailerons on the model of experimental machines. Serial fighters also got fairings behind the engine cylinders, but due to cooling problems, they were almost immediately abandoned.



The latest serial P-12 was already supplied under the designation XP-12А ("101 model") with various modifications, according to the reviews of army pilots. The main differences were: aleron by type of fraze; shorter landing gear; extended engine hood; A new elevator and a freely oriented tail crutch, instead of a fixed one. For the first time, the XP-12A was lifted into the air on 11 on April 1929. However, he flew only four hours since May 18 collided in the air over Wright Field with another P-12. However, the tests of the remaining machines allowed to eliminate the small flaws of the fighter.

The P-12B was the result of a modification of the fighter based on the experience of operating nine P-12s in the army. 10 June 1929 r Boeing received an order for 90 P-12В, which became the largest order after the First World War. The aircraft received the brand designation “model 102В”, and differed from the standard P-12 with aprons aprons, a new elevator and slightly increased wheels of the main supports. The chassis remained the same, the engine hood was also not set. True, the aircraft later modified "B" still got a Townend ring, designed for the latest versions of the fighter. New fighter aircraft in disassembled form began to be supplied to the army from February 1 1930. The P-12B was somewhat heavier than its predecessor, and its characteristics decreased accordingly. Armament left like the P-12.

The further development of the fighter was the P-12C, which received a new model of the R-1340-9 engine and various modifications in the design. 2 June 1930 The army ordered 131 P-12C (the brand designation for "222 model"). The naval version of this model was the F4B-2. The P-12 had a Townend ring and chassis modeled on the “83 model”. And the chassis passed the test on the prototype of the XP-9 fighter. Navigation lights appeared on the wingtips. The supply of the army of the disassembled P-12C began on August 30 of the year 1930. According to the original project, the first 96 ordered aircraft were completed, and the remaining 35 were completed as P-12D. Their shipments began on 25 February 1931 of the year and ended on April 28.



P-12D outwardly did not differ from P-12C. On it the ignition connector was installed in front of the engine of the new modification R-1340-17. In addition, the P-12D removed from the hood additional support racks. Later, the fighters of models "C" and "D" got the keel on the model of the P-12.

Everyone understood that with such minor modifications a noticeable increase in performance could not be expected. Despite the fact that the United States did not plan to wage any large-scale wars in the coming years, the leadership of the Army Air Force could not fail to note the fact that in Europe the modernization of the aircraft fleet went faster. For example, the Soviet fighter I-4 and the English Bristol “Bulldog” Mk.I of the 1928 release of the year could reach speeds of 280 km / h, and the French Devuatin D.27- came close to the 300-km line. In addition, the construction of high-speed monoplanes has already been launched since 1932, leading to the emergence of such famous and successful fighters as the I-16 and D-500. And yet, the US Air Force was not in a hurry to part with the biplanes, especially since the designers of the Boeing company very promptly proposed an improved fighter, the 218 model, which became the most well-known variant of the P-12 fighter.

This modification was developed at the initiative of the company and circled around 29 September 1930. On the "218 model" the company planned to work out a number of new solutions for the P-12 / F4В series. The aircraft received the fuselage of an all-metal semi-monocoque design modeled on the experienced XP-9. Instead of a crutch was installed tail wheel. Behind the cockpit mounted gargrot. Vertical tail was first performed on the model of the P-12В, but soon its area was increased - the steering wheel and the keel outwardly "rounded". The new aircraft received the army designation XP-925, which, after replacing the engine R-1340D on R-1340, became XP-925А. The empty weight of an experienced fighter was 888 kg, take-off - 1223 kg. With the R-1340D engine, the speed at the height of 2440 m was 312 km / h. In addition, to further increase the speed on the "model 218" installed chassis fairings.



"Model 218" was tested by the army and navy, while the aircraft wore civil registration X66W. At the end of the test, this aircraft was sold to China. Using the 218 model as a model, the 3 army in March 1931 ordered 135 aircraft that received the designation Р-12Е (the brand designation for "234 model"). The deck version of the aircraft carried the symbols F4В-3 and F4В-4. From the previous model, the new car differed only in a semi-monocoque fuselage and tail, like the "218 model". Initially, the fighters of the “E” modification had a tail crutch, but in the process of operation it was replaced with a tail wheel. The P-12E first carried inflatable bags in the upper wing to ensure unsinkability during landing, but then most of the fighters received an inflatable rubber rescue raft placed in an enlarged gargrote behind the pilot. This gargrot was called "Panama", as it was intended for aircraft operated in the area of ​​the Panama Canal.

The latest 25 aircraft under the 1931 contract of the year were equipped with an R-1340-19 engine, which developed the maximum power of the 600 hp. at the height of 3050 m - on 1000 m higher than R-1340-17. Since this refinement significantly affected the flight data of the fighter, these 25 machines received the designation P-12F ("251 model"). Deliveries of the new modification were carried out from 6 March to 17 in May 1932. The last 10 P-12F received a tail wheel instead of a crutch, which was later installed on all previously released aircraft versions "E" and "F". Most P-12F also got behind the cockpit of the "Panama".

The last aircraft of the P-12 series was equipped for experimental purposes with a closed cockpit canopy with a sliding back panel. Serial production of the fighter P-12 ended on the model "F". All subsequent modifications were modifications of earlier versions.



The Boeing fighters entered the 17 Fighter Group (34, 73 and 95 Squadron) at Machfield and the 20 Fighter Group (55, 77 and 79 Squadron) for Fighter Squadron (12-I, 3-I and 16-S Fighter Group) (24-I, 29-I and 745-I Squadron) for the Fighter Group (79-I, 18-I and 6-I Squadron) for the Fighter Group (19-I, XNUMX-I and XNUMX-I Squadron) and XNUMX-XNUMX Squadron -field As they grew older, P-XNUMX was transferred to overseas units: the XNUMX Squadron in the Philippines; The XNUMX Fighter Group (XNUMX-I, XNUMX-I, XNUMX-I and XNUMX-I Squadron) in the area of ​​the Panama Canal; The XNUMX Fighter Group (XNUMX and XNUMX Squadrons) in Hawaii.



The pilots were pleased with the Boeing, however, it soon became quite clear that the P-12 has a clearly outdated design, including morally. The most striking example that proved the inability of the P-12 to effectively counteract the newest monoplanes in any way was the exercise that took place in May of the 1933 year, during which the actions of several types of troops were practiced. During the exercise, the six P-12 was allocated for the interception of bombers Y1B-9A, who, having found the fighters, just fired and got away from the pursuers. With the advent of Martin B-10 and B-12 high-speed bombers, the difference in speed became even more noticeable and reached 50 km / h. As a result, almost all of the P-12 to the 1936 year was replaced by P-26А. After that, they were mainly used as training machines. In 1941, most of the remaining P-12E and P-12F were sent to technical training schools. After the States entered the Second World War, 32 P-12 of various models were transferred to the fleet for use as radio-controlled targets. In the fleet, they received the designation F4В-4А, where "A" denotes the military origin of the vehicles. Most of them were destroyed during the fire training of pilots.

Little is known about the P-12 service in other countries. Specially for export deliveries, the Boeing developed the “Model 100E“. The aircraft was intended for delivery to Thailand, but the contract was never concluded, and subsequently one of the two built copies was sold to Japan. In 1932 for the marine aviation Brazil were allocated 14 deck F4B-4. These aircraft received the designation “model 256” and were equipped with a “Panamanian” headrest. In 1933, another batch of 9 cars was sent. The Brazilian Boeings were in service until 1941 and did not take part in wars.

The only prototype of the P-12 “model 218“ was the only car out of all the numerous variants that had to “smell gunpowder”. Immediately after the end of the tests in 1932, he was sold to China, who expected to test the fighter themselves to decide on the purchase of a larger lot. However, the new invasion of the Japanese, which began soon, mixed these plans. During the next air strike on Shanghai, American volunteer Robert Short flew to intercept a group of three Japanese planes. He managed to knock down two of them, but his P-12E also fell to the ground as a result of the battle. Although the Chinese pilots were impressed by the courage of the American and the capabilities of the Boeing biplane, the choice was eventually made in favor of other aircraft.



There is no exact information about fighters handed over to the Philippine air forces. At the end of 1941, they included a pair of P-12 and a dozen P-26. In the first days of the war, only P-26А rose in the air, which was the case with the old biplanes at that time, is unknown.

One P-12 in 1940-1941 was used in a civilian school, and then it was acquired by the Air Museum in Ontario, California, at the California Polytechnic Institute. It was slowly restored, and in the year 1962 brought to flight status. Now the plane is in the building of the museum of the airport Chino in California.





Sources:
Sobolev D. The history of aircraft 1919-1945. M .: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 1997. C.12-14.
Obukhov V., Kulebyaka S., Sidorenko S. Planes of the Second World War. Minsk: Potpourri, 2003, C. 425-427.
Firsov A. US Fighters // Aviation Collection. No.14. C. 16-18.
Zharkova A. Boeing R-12 // World Aviation. No.63. C.31-32.
Zharkova A. Boeing R-12 The last biplane. No.178. C.5-6.
Author:
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. qwert
    qwert 20 February 2016 07: 16
    +1
    In the USSR, of course, the production of fighters in those years was higher.
    1. Cap.Morgan
      Cap.Morgan 20 February 2016 18: 12
      -3
      Good spoon for dinner.
      A large series of combat aircraft must be built during the war. In peacetime, they are useless.
  2. parusnik
    parusnik 20 February 2016 07: 45
    +3
    In the navy, they received the designation F4B-4A, where "A" denoted the military origin of the vehicles. Most of them were destroyed during pilot fire training.... The rich, their habits .. Thank you, I like biplanes ..
  3. PKK
    PKK 20 February 2016 19: 09
    +1
    The truth is said that the real aviators were in those days when there were open cabins. A friend then found a friend by smell. It was time, romance.
  4. saygon66
    saygon66 21 February 2016 02: 02
    +2
    - That would be such an airplane, but made of modern materials, but in the form of a do-it-yourself kit!

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Самолет Боинг Р-12 был одним из наиболее известных и самым многочисленным среди истребителей армейского воздушного корпуса США в период между двумя мировыми войнами.

История этого истребителя берет свое начало от пары экспериментальных самолетов, выпущенных Боингом в качестве возможной замены армейского PW-9 и палубных F2B и F3B. Эти два прародителя линии Р-12/F4В носили фирменное обозначение "модель 83" и "модель 89". Главным их отличием от предыдущих истребителей Боинга было использование собранной на болтах дюралевой конструкции планера вместо применяемой ранее сварной из стальных труб. Они сохранили сварную стальную конструкцию моторамы и центральной секции фюзеляжа, а хвостовая часть выполнялась из дюралевых труб. Болтовое соединение труб использовалось Боингом и раньше, но только на стальных конструкциях.


Крыло "модели 83/89" имело прямую в плане форму вместо сужающихся кромок, принятых на более ранних самолетах Боинга. Конструкторы выбрали для крыла фирменный профиль "Боинг-106" недавней разработки. Хвостовая часть фюзеляжа была полумонококовой, металлической конструкции с дюралевой гофрированной обшивкой, впервые использованной на FЗВ-1.

Вооружение могло состоять либо из двух синхронных 7,62-мм пулеметов, либо из одного 7,62-мм и одного 12,7-мм пулемета. В качестве силовой установки использовались двигатели воздушного охлаждения Пратт&Уитни R-1340-7 мощностью 450 л.с. с двухлопастным винтом изменяемого на земле шага. Капотирование двигателя не было предусмотрено, но за каждым цилиндром имелся небольшой обтекатель. Между стойками шасси, под фюзеляжем, можно было подвесить двухсотлитровый дополнительный топливный бак. Кроме того, самолет мог поднять до 300 кг бомб.

"Модель 83" была впервые облетана 25 июня 1928 года в Сиэтле, и уже через несколько дней поставлена флоту в Сан-Диего. "Модель 89" была готова через месяц и отправлена по железной дороге на испытательный центр флота в Анакостии, штат Мэриленд. Впервые она полетела 7 августа. Оба самолета были практически идентичны, только на "модели 83" основные стойки шасси были с общей осью колес и имели подкосы, а на "модели 89" стойки шасси выполнили с раздельными осями. Хотя опытные самолеты не приняли на баланс флота, они, из чисто бюрократических целей, получили официальные обозначения ХF4В-1. Так как оба экземпляра принадлежали Боингу, то они не имели военной маркировки, как, впрочем, и гражданской.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Оба самолета первоначало были оснащены "длинноносым" двигателем R-1340В, который, как ожидалось, должен был улучшить аэродинамику истребителя. Вскоре их заменили на стандартные, что практически не сказалось на летных данных.

Летные испытания этих двух самолетов показали, что они превосходят все истребителя, состоящие на вооружении. В результате 19 июня 1929 года, флот заказал по образцу "моделей 83" и "89" 27 серийных F4В-1. Обозначение ХF4В-1 для опытных самолетов теперь стало официальным. Оба опытных самолета были возвращены Боингу для доработки по образцу серийных F4В-1.

Первый серийный F4В-1 был изготовлен в качестве личного самолета помощника секретаря флота Дэвида Ингэллса — единственного аса флота времен первой мировой войны. С самолета сняли все вооружение, установили капот и окрасили в синий цвет, характерный для демонстрационных самолетов флота. Самолет при этом получил обозначение F4В-1А.

Хотя "модели 83" и "89" были первоначально представлены флоту, "модель 89" была также опробована армейскими пилотами на Боллинг-филд — на другой стороне взлетного поля флотского испытательного центра в Анакостии. Армии самолет понравился. В результате представления положительного отчета об испытаниях фирма Боинг 7 ноября 1928 года получила контракт на десять Р-12 (фирменное обозначение "модель 102"). Армейский заказ был необычен тем, что армия не имела для испытаний даже опытного самолета, ограничившись только пробными полетами на флотском самолете.

Первые девять Р-12 были выполнены по образцу флотского F4В-1, за исключением снятого посадочного гака и специализированного морского оборудования. 26 февраля 1929 первый Р-12 был передан капитану армейского воздушного корпуса Иру Эйкеру. Самолет предназначался специально для дружественного перелета по странам Центральной Америки. Эти серийные Р-12 были единственными среди линии армейского варианта истребителя, которые сохранили элероны по образцу опытных машин. Серийные истребители также получили обтекатели за цилиндрами мотора, но из-за проблем с охлаждением от них почти сразу отказались.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Последний серийный Р-12 был поставлен уже под обозначением ХР-12А ("модель 101") с различными доработками, по отзывам армейских пилотов. Главными отличиями были: элероны по типу Фрайза; более короткие стойки шасси; удлиненный капот двигателя; новый руль высоты и свободно ориентирующийся хвостовой костыль, вместо фиксированного. Впервые ХР-12А был поднят в воздух 11 апреля 1929 года. Однако он налетал только четыре часа, так как 18 мая столкнулся в воздухе над Райт-филд с другим Р-12. Тем не менее, испытания оставшихся машин позволили устранить небольшие недоработки истребителя.

Р-12В представлял собой результат модификации истребителя по опыту эксплуатации в армии девяти Р-12. 10 июня 1929 г Боинг получила заказ на 90 Р-12В, ставший крупнейшим заказом после первой мировой войны. Самолет получил фирменное обозначение «модель 102В», и отличался от стандартного Р-12 элеронами Фрайза, новым рулем высоты и несколько увеличенными колесами основных опор. Шасси осталось прежними, капот двигателя также не ставился. Правда, впоследствии самолеты модификации «В» все же получили кольцо Тауненда, разработанное для последних вариантов истребителя. Новые истребители в разобранном виде стали поставляться армии с 1 февраля 1930 года. Р-12В был несколько тяжелее предшественника и его характеристики соответственно снизились. Вооружение осталось как у Р-12.

Дальнейшим развитием истребителя стал Р-12С, получивший новую модель двигателя R-1340-9 и различные доработки в конструкции. 2 июня 1930 г армия заказала 131 Р-12С (фирменное обозначение "модель 222"). Флотским вариантом этой модели был F4В-2. Р-12С имел кольцо Тауненда и шасси по образцу "модели 83". Причем шасси прошло испытание на опытном образце истребителя ХР-9. На законцовках крыльев появились навигационные огни. Поставки армии разобранных Р-12С начались с 30 августа 1930 года. По первоначальному проекту были закончены первые 96 заказанных самолетов, а оставшиеся 35 были закончены уже как Р-12D. Их поставки начались 25 февраля 1931 года и закончились 28 апреля.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Р-12D внешне не отличался от Р-12С. На нем разъем зажигания был установлен перед двигателем новой модификации R-1340-17. Кроме того, у Р-12D из под капота убрали дополнительные поддерживающие стойки. Позже, истребители моделей "С" и "D" получили киль по образцу Р-12Е.

Все понимали, что подобными мелкими доработками заметного повышения характеристик можно было не ждать. Несмотря на то, что США в ближайшие годы не планировали вести каких-либо крупномасштабных войн, руководство армейских ВВС не могло не отметить тот факт, что в Европе модернизация авиационного парка шла быстрее. К примеру, советский истребитель И-4 и английский Бристоль “Бульдог” Mк.I выпуска 1928 года, могли достигать скорости 280 км\ч, а французский Девуатин D.27- вплотную приблизился к 300-км рубежу. Помимо этого, с 1932 года уже разворачивались программы строительства скоростных монопланов, приведшие к появлению таких знаменитых и удачных истребителей как И-16 и D-500. И всё же американские ВВС не торопились расставаться с бипланами, тем более, что конструкторы фирмы Боинг весьма своевременно предложили усовершенствованный истребитель "модель 218", ставший наиболее известным вариантом истребителя Р-12Е.

Эта модификация была разработана по инициативе фирмы и облетана 29 сентября 1930 года. На "модели 218" фирма планировала отработать ряд новых решений для серии Р-12/F4В. Самолет получил фюзеляж цельнометаллической полумонококовой конструкции по образцу опытного ХР-9. Вместо костыля было установлено хвостовое колесо. За кабиной пилота смонтировали гаргрот. Вертикальное оперение сначала было выполнено по образцу Р-12В, но вскоре его площадь увеличили — руль и киль внешне "округлились". Новый самолет получил армейское обозначение ХР-925, которое после замены двигателя R-1340D на R-1340Е стало ХР-925А. Вес пустого опытного истребителя составил 888 кг, взлетный — 1223 кг. С двигателем R-1340D скорость на высоте 2440 м составила 312 км/ч. Кроме того, для еще большего увеличения скорости на "модель 218" установили обтекатели шасси.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


"Модель 218" была испытана армией и флотом, при этом самолет носил гражданскую регистрацию Х66W. По завершении испытаний этот самолет был продан Китаю. Используя за образец "модель 218", армия 3 марта 1931 заказала 135 самолетов, получивших обозначение Р-12Е (фирменное обозначение "модель 234"). Палубный вариант самолета носил обозначения F4В-3 и F4В-4. От предыдущей модели новая машина отличалась только полумонококовым фюзеляжем и оперением, подобно "модели 218". Первоначально истребители модификации "Е" имели хвостовой костыль, но в процессе эксплуатации его заменили на хвостовое колесо. Р-12Е сначала нес в верхнем крыле надувные мешки для обеспечения непотопляемости при приводнении, но потом большинство истребителей получили надувной резиновый спасательный плот, размещенный в увеличенном гаргроте за пилотом. Этот гаргрот называли "Панама", так как он предназначался для самолетов, эксплуатируемых в зоне Панамского канала.

Последние 25 самолетов по контракту 1931 года оснастили двигателем R-1340-19, развивавший максимальную мощность 600 л.с. на высоте 3050 м — на 1000 м выше, чему R-1340-17. Так как эта доработка существенно сказалась на летных данных истребителя, эти 25 машин получили обозначение Р-12F ("модель 251"). Поставки новой модификации осуществлялись с 6 марта по 17 мая 1932 года. Последние 10 Р-12F получили вместо костыля хвостовое колесо, которое позже ставилось на всех ранее выпущенных самолетах модификаций "Е" и "F". Большинство Р-12F также получили за кабиной пилота "Панаму".

Последний самолет серии Р-12 был в экспериментальных целях оснащен закрытым фонарем кабины со сдвижной назад панелью. Серийное производство истребителя Р-12 закончилось на модели "F". Все последующие модификации представляли собой переделки более ранних версий.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Истребителя "Боинг" поступали в 17-ю истребительную группу (34-я, 73-я и 95-я эскадрильи) на Мачфилд и в 20-ю истребительную группу (55-я, 77-я и 79-я эскадрильи) на Барксдэйл-филд. По мере старения Р-12 передавались в "заморские" части: 3-ю эскадрилью на Филиппинах; 16-ю истребительную группу (24-я, 29-я, 745-я и 79-я эскадрильи) в зоне Панамского канала; 18-ю истребительную группу (6-я и 19-я эскадрильи) на Гавайях.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Лётчики были довольны Боингами, правда, скоро стало совершенно очевидно, что Р-12 обладает явно устаревшей конструкцией, в том числе и морально. Наиболее ярким примером, доказавшим неспособность Р-12 сколь либо эффективно противодействовать новейшим монопланам, стали учения, прошедшие в мае 1933 года, на которых отрабатывались действия нескольких родов войск. В ходе учений шестерка Р-12 была выделена для осуществления перехвата бомбардировщиков Y1B-9A, которые, обнаружив истребители, просто дали полный газ и оторвались от преследователей. С появлением скоростных бомбардировщиков Мартин B-10 и В-12 разница в скорости стала ещё более заметной и доходила до 50 км/ч. В результате, практически все Р-12 к 1936 году заменили на Р-26А. После этого они использовались в основном в качестве учебных машин. В 1941 году большинство оставшихся Р-12Е и Р-12F были отправлены в школы подготовки технического персонала. После вступления Штатов во Вторую мировую войну 32 Р-12 самых разных моделей были переданы флоту для использования в качестве радиоуправляемых мишеней. На флоте они получили обозначение F4В-4А, где "А" обозначало армейское происхождение машин. Большинство из них было уничтожено во время огневой подготовки пилотов.

Мало что известно о службе Р-12 в других странах. Специально для экспортных поставок на Боинге разработали “модель 100E“. Самолёт предназначался для поставок в Таиланд, однако контракт так и не был заключен, и в дальнейшем один из двух построенных экземпляров продали Японии. В 1932 году для морской авиации Бразилии были выделены 14 палубных F4B-4. Эти самолёты получили обозначение “модель 256“ и оборудовались “панамским” заголовником. В 1933 году была отправлена очередная партия из 9 машин. Бразильские “Боинги” находились в строю до 1941 года и в войнах участия не принимали.

Единственной машиной из всех многочисленных вариантов, которой пришлось “понюхать пороха”, стал первый прототип Р-12Е “модель 218“. Сразу после окончания испытаний в 1932 году он был продан в Китай, которые рассчитывали сами протестировать истребитель для принятия решения на закупку более крупной партии. Однако начавшееся вскоре новое вторжение японцев смешало эти планы. В ходе очередного авиационного удара на Шанхай американский доброволец Роберт Шорт взлетел на перехват группы из трёх японских самолётов. Он сумел сбить два из них, но и его Р-12Е в итоге боя тоже рухнул на землю. Хотя китайские летчики были впечатлены отвагой американца и возможностями биплана Боинга, выбор в итоге был сделан в пользу других самолётов.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Об истребителях, переданных воздушным силам Филиппин, точной информации нет. На конец 1941 года в их составе числилось пара Р-12Е и дюжина Р-26А. В первые дни войны в воздух поднимались только Р-26А, что было со старыми бипланами в это время, неизвестно.

Один Р-12Е в 1940-1941 годах использовался в гражданской учебной школе, а потом он был приобретен Воздушным музеем в Онтарио, штат Калифорния, при Калифорнийском политехническом институте. Его неспешно реставрировали, и в 1962 году довели до летного состояния. Сейчас самолет находится в здании музея аэропорта Чино в Калифорнии.

Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Последний серийный истребитель-биплан от «Боинга»


Источники:
Соболев Д. История самолётов 1919-1945 гг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. С.12-14.
Обухов В., Кулебяка С., Сидоренко С. Самолеты Второй мировой войны. Минск: Попурри, 2003, С. 425-427.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14. С. 16-18.
Жаркова А. Боинг Р-12 // Мировая авиация. №63. С.31-32.
Жаркова А. Боинг Р-12 Последний биплан. №178. С.5-6.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. qwert 20 февраля 2016 07:16
    В СССР конечно объемы производства истребителей в те годы были выше.
    1. Cap.Morgan 20 февраля 2016 18:12
      Хороша ложка к обеду.
      Крупной серией боевые самолёты надо строить во время войны. В мирное время они ни к чему.
  2. parusnik 20 февраля 2016 07:45
    На флоте они получили обозначение F4В-4А, где "А" обозначало армейское происхождение машин. Большинство из них было уничтожено во время огневой подготовки пилотов....У богатых, свои привычки..Спасибо,нравятся мне бипланы..
  3. РПК 20 февраля 2016 19:09
    Правду говорят,что настоящие авиаторы были в те времена,когда стояли открытые кабины.Друг дружку тогда находили по запаху.Эх время было,романтика.
  4. saygon66 21 февраля 2016 02:02
    - Вот такой бы самолёт, да из современных материалов, да в виде набора "сделай сам"!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня