Military Review

Legendary scout of the Karelian Front

11



This year marks the 95 anniversary of the birth of Dmitry Semenovich Pokramovich, an infantryman, intelligence officer, Hero of the Soviet Union (1944). It was he who became the organizer of the rescue 2,5 of thousands of residents of Kirkenes, who had taken refuge in a tunnel of an iron-mine, which the German troops planned to blow up. Based on this episode, the film "Under a stone sky" was filmed at 1974 at the Lenfilm studio.

The combat life of this officer is rich in hot fights with the enemy, in daring raids to the rear of the enemy in the wild and harsh mountains of the Arctic. From the very first days of the Great Patriotic War, D.S. Pokramovich is in the army on the Karelian front. The senior commanders quickly noticed in the young fighter the qualities the commander needed. In September 1941, he was appointed as a squad leader. Trust Dmitry Semenovich justified. His unit was not once distinguished in battles. Three months later, another promotion followed. 1 January 1942, replacing the commander who died in battle, Dmitry took command of the reconnaissance platoon. Soon he was given a military rank - junior lieutenant. The first steps of the young platoon commander were difficult. The unit on the eve replenished with young fighters. Many of them had no combat experience. The conditions of the Polar region turned out to be new for them.

Legendary scout of the Karelian Front


This was reflected in the combat affairs. Scouts could not, for example, take a long time "language". It seemed that everything had been provided for: for several days, the object of the attack was monitored, as if the enemy’s firing points were traced, a route was carefully laid, but there was no luck. And the reason was quite different: some scouts could not crawl secretly across the terrain, dragging out the movement. Awkwardly cut wire, an unsuccessful fit of equipment, inept handling of mines showed the appearance of scouts, and the enemy managed to take countermeasures.

Things improved when combat training was adjusted. On a well-equipped training field, the scouts spent dozens of classes, the commander demanded that the fighters move covertly, mask themselves well, show determination in any situation, and strive to fulfill the order at any cost. Careful and serious preparation brought success. The division of Pokramovich acted more and more confidently and skillfully. For example, the 11 June 1943 of the year was successfully conducted, for example, in order to destroy the enemy stronghold located at anonymous height in 15 km south-west of the village of Great Western Persons, and to capture the “language”.

Preparing for it, Pokramovich and his subordinates under the leadership of the commander of the 35 separate reconnaissance company 14 of the rifle division of the senior lieutenant G.M. Town Hall, for several days, watched the enemy. The scouts established the location of the enemy firing points and the direction of fire, determined the nature of the barriers in front of the front edge of the defense, the ways of approach and exit to the German positions, studied the order of changing sentries. Interaction with supporting subunits was organized, call signals, transfer and cease-fire of artillery, heavy machine guns and light machine guns were installed. To conduct a search, we created 3 groups: capture, cover and support. The capture group selected the most decisive and physically strong scouts. All fighters were armed with machine guns, grenades and daggers. On the terrain, similar to the area of ​​the forthcoming actions, the scouts worked for several days for interaction between the groups, overcoming obstacles and obstacles, escaping and escorting prisoners, carrying the wounded and ensuring the withdrawal. Serious attention was paid to the preparation and fitting of camouflage suits. Moss, grass, small branches were sewn onto the fabric. Special stockings were tied onto the shoes. Weapon wrapped with motley fabric. In such a suit, the scout merged with the terrain, and it was difficult to notice him even at close range.

In the first half of the day, when the sun blinded the enemy observers, the scouts moved forward to the enemy's trench. Ahead - groups of capture and support. Behind them - cover. The fighters took the line in 200 m from the enemy and established observation of the area of ​​action. Then they crept to the wire fence, imperceptibly made passages in them. The methodical artillery-mortar and machine-gun fire of our units in the reconnaissance action area contributed to the secretive advance of the scouts. When 10-15 m was left before the enemy trench, Pokramovich gave the command: “Forward!”. A short, rapid throw scouts broke into the trench. In a short-range hand-to-hand combat, several fascists were destroyed. Immediately after that, the fighters headed by Pokramovich took the prisoner and headed for their positions. The support team under the command of Sergeant G.I. Lykova began to move along the trench to the right, destroying the enemy. She threw grenades pillboxes, several machine-gun points and a company dugout. In the meantime, the cover group suppressed the enemy with an automatic fire to the left of the capture group. At the same time, our artillery, mortars and machine guns opened heavy fire on trenches, fire points and the NP of the fascists, not allowing them to oppose.



Careful preparation of the search, surprise and swiftness ensured success: on this day, Pokramovich's subordinates destroyed 9 enemy soldiers and 5 firing points, destroyed an artillery observation post, captured trophies, valuable documents and a prisoner. There was no loss on our part. Soon the first award appeared on Dmitry Pokramovich’s chest - the Order of the Red Banner. And in the following days his scouts skillfully fought with the enemy. 3 August 1943, they smashed another strong point. At the same time, soldiers and officers were destroyed before 30, 3 firing points, a warehouse, 2 dugouts were blown up, valuable documents confirming the enemy grouping, and a control prisoner were seized. During the battle, Pokramovich wounded, but he continued to control the platoon, skillfully organized the withdrawal and completely evacuated the wounded to the location of his unit. Successful search actions and the personal prowess of the officer were marked by the second Order of the Red Banner. In December, 1943 was promoted to the position of commander of the 35 th separate reconnaissance company of the 14 th rifle division.

At the beginning of February, 1944 of the year, due to increased activity and increased enemy movement along the roads in the area of ​​the 14 Infantry Division, it was necessary to capture the composition of his groupings and plans by capturing prisoners and documents. This task is the chief of staff of the division, Lieutenant Colonel V.I. Tarasov put the senior lieutenant Pokramovich.

12 February 1944, after careful preliminary preparation, the reconnaissance team commanded by Pokramovich acted on a combat mission to a strongly fortified enemy platoon strong point at an altitude of 12 km southeast of the village of Bolshaya Zapadnaya Litsa. Skillfully placing his subordinates on the starting line, the company commander attacked a strong point from the rear and from the right flank. Caught unawares, the Germans could not provide organized resistance and, after suffering heavy losses, left the height.



During the battle, two enemy groups from other strongholds, by force of each platoon, tried to counterattack reconnaissance aircraft. Senior Lieutenant Pokramovich summoned artillery and mortar fire on the fascists. Enemy onslaught was repulsed. The reconnaissance detachment returned safely to the location of the division. Having lost one person killed, our soldiers destroyed the enemy soldiers and officers before 50, and took four prisoners, besides they blew up 3 dugouts, 3 bunker, 2 mortars, a warehouse, a compressor station, seized easel and light machine guns and valuable documents.

For the skillful leadership of the unit’s actions in the destruction of a strongly fortified enemy stronghold and the capture of prisoners, a clear organization of interaction with supporting artillery means, senior lieutenant Pokramovich was awarded the Order of Alexander Nevsky. Slava Dmitry Pokramovich and his subordinates grew. On their combat exploits reported frontline print. The officer repeatedly spoke to the commanders of intelligence units, shared his experience.

During the Petsamo-Kirkenes operation, the talent of a reconnaissance commander manifested itself most clearly. Acting on the enemy’s rear, Pokramovich and his subordinates promptly opened up the enemy’s grouping, revealed its defense system, smashed the rear garrisons. In the battles on the approaches to Petsamo, the company cut the road Titovka Reka - Petsamo, as a result of which the Germans lost their way to withdraw troops and remove military equipment.

When attacking the city of Kirkenes, Pokramovich at the head of a company penetrated the battle formations of enemy advance units and attacked a strong point. As a result, up to a company of soldiers was destroyed, 5 machine guns, a powerful radio station and other military equipment were captured. October 24, acting ahead of the advancing units, the division of Pokramovich reached the Bekfjord Bay and began to force it under artillery fire. Boarded by boats, the scouts took the direction to the port of Kirkenes. The Nazis discovered them and opened fire. Direct hit by a projectile one boat was broken. But the rest continued to move to the port. The first to land on the pier were fighters junior lieutenant GI. Lykov, he had already become an officer, commanded a platoon. Wet, half-frozen fighters rushed forward. The main forces of the company joined them. By 2 hours of the night, the scouts, smashing the enemy with grenades and machine-gun fire, occupied the port, which contributed to the division of the division in mastering the city.

And the next day, Pokramovich and his subordinates performed one of their brightest feats. On October 26, they received orders to reconnoiter the coast and the hills adjacent to it west of Kirkenes. With a group of scouts as part of 20, Dmitry Semenovich, a man, spoke out on the task. Under the cover of thick fog, having broken up into 2 groups, the scouts moved west: one - on boats, the other - along the coast, on foot. In the evening, having passed about 20 km, the fighters made a halt.

Scouts Sergeant N.A. Balandin and corporal I.D. Kondratiev, sent to patrol, located about two hundred meters on top of the hill near the coast of the fjord. About an hour later, through a haze of mist, the men saw the silhouette of a ship, from which fragments of German speech could be heard. Enemy ship moored to the shore.

Pokramovich decided to seize the ship. He ordered Junior Lieutenant G.I. Lykov with 12 scouts on boats to sail to the ship, and Lieutenant N.I. Zhdanov with the remaining fighters secretly move forward to the shore and lie down on the cliff where the ship landed. Then, according to the general signal, to throw a ship with grenades, fire from machine guns and capture. The commander himself went with the first group.



Without losing time, the scouts lowered the boats into the water. The little force melted in the fog. Remaining on land lay down on a cliff near the ship. The boats slowly cut the calm water of the fjord. The scouts stared hard ahead. Finally, through the fog, the outline of the ship appeared. At the command of Pokramovich, the boats dispersed. They had to approach the ship from different sides, creating the appearance of the environment. When it was less than 10 m, a red rocket flew into the air. It was a signal to attack. Machine gunfire rang out. Grenades flew to the deck. At the same time from the cliff on the fascists struck a group of Lieutenant Zhdanov. On the ship began to panic. The Nazis initially tried to resist. Soviet fighters intensified the fire. A few minutes later a white flag appeared from the hold.

The scouts quickly descended to the deck, disarmed the crew and, after disembarking them, landed him on the deck, sent them to the location of their troops. On the ship, it was a minesweeper with a displacement of 800 t, Pokramovich remained with ten fighters.

The clock flowed slowly. At midnight I heard the noise of the engine. This was approaching the boat. The scouts spread out along the deck. To show that a normal life is going on the ship, one of the soldiers rumbles with an anchor chain. The boat came close to the minesweeper. The captain shouted something in German.

In response, grenades flew. Then our fighters jumped over the side onto the deck of the boat. In a short melee they slaughtered the whole team. The radio operator was the last to be destroyed. However, he apparently managed to pass on the attack to his warships. The scouts discovered the Kingston. A few minutes later the boat disappeared into the depths of the sea.

A few more hours passed. By dawn the fog had cleared. Visibility is better. And then the fighters discovered that an enemy gunboat was approaching them. The forces were unequal. Pokramovich ordered his subordinates to quietly leave the minesweeper and lie down near the boulders nearby. "Let the Nazis themselves destroy their ship," - he decided.

And really. Approaching about four hundred meters, the gunboat opened fire. The Nazis beat fiercely. Several shells fell into the hold of the minesweeper, where the ammunition. There was a strong explosion. A huge glow rose over the fjord. Meanwhile, the scouts were already retreating to their division.

A few days later, colleagues congratulated the brave commander of the scouts with a joyful event. By a decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR from November 2 1944, he was awarded the title Hero of the Soviet Union. Dmitry Semenovich Pokramovich died in the battle for the liberation of the German city of Rostock. There he was buried. Later reburied at the memorial cemetery of Soviet soldiers in Gdansk.



Sources:
Sorokazhardyev V. They fought in the Arctic: Heroes of the Soviet Union, 1939-1945. Murmansk: Murmansk Book Publishing House, 2007. C. 198-199.
Arsenyev A. Pskovichi - Heroes of the Soviet Union L .: Lenizdat, 1983. - C. 221-223
Leontiev S. The brave scout of the Arctic. // Militaryhistorical magazine. 1975. No. 11. S. 47-50
Gardin E. Glory to the Heroes of the Motherland! Petrozavodsk: Karelian book publishing house, 1985. 178-179.
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Sirocco
    Sirocco 1 March 2016 06: 31
    13
    Thank you Techie, interesting article. Most importantly, there would be more people like Pokramovich in the modern army, and it would not hurt in everyday life either.
  2. qwert
    qwert 1 March 2016 07: 10
    12
    But before the collapse of the USSR, the Norwegians remembered this and were grateful. And now history is being rewritten all over the world, and in Russia too (which is already "into any gate"). And not in our favor.

    Sirocco, join.
    1. gramatey
      gramatey 1 March 2016 10: 11
      +6
      Sometimes on occasion I communicate with ordinary Norwegians. They all remember. The monument to the Soviet soldier in Kirkenes both stood and stands, without any attempts on him. They just remember and are grateful mainly to those who are already over 45 years old. Young people are completely different - spoiled by oil abundance. And those who are older - remember well how they walked in wooden shoes in the 1950s.
  3. parusnik
    parusnik 1 March 2016 07: 41
    +4
    Wonderful article, especially the minesweeper episode ... just great .. Thank you to the author ..
  4. Ozhogin Dmitry
    Ozhogin Dmitry 1 March 2016 07: 51
    +6
    That's what you need to talk about in schools.
    1. Gomunkul
      Gomunkul 1 March 2016 10: 14
      +4
      That's what you need to talk about in schools.
      And not only in schools, but also on the television screens of the country.
  5. Olegmog
    Olegmog 1 March 2016 14: 47
    +5
    I’ve lived in Murmansk for almost 45 years, was born and raised,
    but I read about the scout for the first time! Submariners,
    pilots are at everyone's ears! A private and younger
    com composition for the most part remains in the shadows.
    I’ll say mine, let my students read
    at school.
  6. Vadim42
    Vadim42 1 March 2016 15: 56
    +2
    Thanks to the author, today I’ll watch a movie.
  7. Technical engineer
    1 March 2016 17: 48
    +5
    "In 1973, the Norwegian" Timfilm "offered the Leningraders a" joint production "- a film about one of the episodes of the Petsamo-Kirkenes operation. came from the Norwegians and they needed the film first of all.

    The action is largely based on real events. In the writing of the script and filming participated eyewitnesses. Maslennikov seriously studied the history of the occupation of Norway. So the film can not be blamed for superficiality, excessive artistry. In general, its creation is a story of constant compromises: in screen time, in genre, in theme, in manner, even in technical aspects of production. Norway was shot as minimally as possible, tried to replace it with the Crimea, for one simple reason - terrible cold. And if the locals (who participated in the crowd with pleasure) were accustomed to such frosts, then, for example, for the operator it was a real feat. But the change of scenery minimally influenced the mood, the tonality of the work.

    Andersen, on the one hand, and Maslennikov, on the other, were constantly arguing, fighting for the opening of their own branch. And in terms of timing, they turned out pretty well. Actors also worked very well - and "our" and Norwegians. Yes, we must admit that the production is not perfect, it did not work out to reveal all the details; combat shots do not cool the soul, they are overly staged; some moments are not felt, did not manage to catch up with incredible drama. For our viewer at least. Yes - not a masterpiece. But besides the artistic value of the film has a completely different essence. This is another monument (besides being in Kirkenes) to the liberators of Norway, a monument to the liberation of Norway. King Olaf V (son of Hokon VII, whose famous speech is at the climax) wept at the premiere. Is this not an indicator of the strength and importance of the work?

    I tried to rate this film from the Norwegian point of view and I liked it. Moreover, I rated him as “not Norwegian” and I liked him too. It is good as a “movie about a happy episode of World War II”. But I admit that he may not like as “the Soviet cinema about the Great Patriotic”. Therefore, I immediately warn you: no need to wait for the dramatic depth and skill of the level of Soviet masterpieces. No matter how rude it may sound, but this is a different film, about another war, with different eyes. Yes, here in the center are also Soviet soldiers and their feat. Just the importance of this feat is shown through the experiences of civilians.
    An outstanding film made by Norwegians for Norwegians. An outstanding film produced by Lenfilm for Norwegians. And an outstanding monument created by the Norwegians for the liberators. Or rather even saviors. "
  8. Andrey Zh
    Andrey Zh 5 December 2016 09: 29
    +1
    Thank you, wonderful article !!!
  9. Dimpetrov
    Dimpetrov 6 May 2020 17: 56
    0
    Great article! I am proud that my grandfather, Guards sergeant Petrov Anatoly Gavrilovich, fought in the reconnaissance under the command of Dmitry Semenovich Pokramovich.

Легендарный разведчик Карельского фронта

Легендарный разведчик Карельского фронта


В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Дмитрия Семеновича Покрамовича, пехотинца, разведчика, Героя Советского Союза (1944). Именно он стал организатором спасения 2,5 тыс. жителей Киркенеса, укрывшихся в тоннеле железодобывающего рудника, который германские войска планировали взорвать. По мотивам этого эпизода в 1974 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Под каменным небом».

Боевая жизнь этого офицера богата жаркими схватками с врагом, дерзкими рейдами в тыл противника по диким и суровым горам Заполярья. С первых же дней Великой Отечественной войны Д.С. Покрамович находится в действующей армии на Карельском фронте. Старшие начальники быстро заметили у молодого бойца качества, необходимые командиру. В сентябре 1941 года он был назначен командиром отделения. Доверие Дмитрий Семенович оправдал. Его отделение не раз отличалось в боях. Через три месяца последовало очередное выдвижение. 1 января 1942 года, заменив погибшего в бою командира, Дмитрий принял командование взводом разведчиков. Вскоре ему присвоили воинское звание - младший лейтенант. Первые шаги молодого командира взвода были трудными. Подразделение накануне пополнилось молодыми бойцами. Многие из них не имели боевого опыта. Новыми оказались для них и условия Заполярья.


Легендарный разведчик Карельского фронта


Это отражалось на боевых делах. Разведчики не могли, например, долго взять «языка». Казалось, все было предусмотрено: несколько дней за объектом нападения велось наблюдение, точно засекались огневые точки врага, тщательно прокладывался маршрут, но удачи не было. А причина была совсем в другом: некоторые разведчики не могли скрытно переползать по местности, затягивали движение. Неловко перерезанная проволока, неудачная пригонка снаряжения, неумелое обращение с минами выдавали появление разведчиков, и противник успевал предпринять контрмеры.

Дело улучшилось, когда была налажена боевая подготовка. На хорошо оборудованном учебном поле разведчики провели десятки занятий, командир требовал от бойцов двигаться скрытно, хорошо маскироваться, в любой обстановке проявлять решительность, стремиться во что бы то ни стало выполнить приказ. Тщательная и серьезная подготовка принесла успех. Подразделение Покрамовича действовало все более уверенно и умело. Успешно, например, был проведен дневной поиск 11 июня 1943 года с целью уничтожения вражеского опорного пункта, расположенного на безымянной высоте в 15 км юго-западнее поселка Большая Западная Лица, и захвата «языка».

Готовясь к нему, Покрамович и его подчиненные под руководством командира 35-й отдельной разведроты 14-й стрелковой дивизии старшего лейтенанта Г.М. Ратушного, в течение нескольких дней вели наблюдение за противником. Разведчики установили расположение вражеских огневых точек и направление огня, определили характер заграждений перед передним краем обороны, пути подхода и выхода к позициям немцев, изучили порядок смены часовых. Было организовано взаимодействие с поддерживающими подразделениями, установлены сигналы вызова, переноса и прекращения огня артиллерии, станковых и ручных пулеметов. Для проведения поиска создали 3 группы: захвата, прикрытия и обеспечения. В группу захвата отобрали наиболее решительных и физически крепких разведчиков. Все бойцы были вооружены автоматами, гранатами и кинжалами. На местности, сходной с районом предстоящих действий, разведчики в течение нескольких дней отрабатывали взаимодействие между группами, преодоление препятствий и заграждений, отход и сопровождение пленных, вынос раненых и обеспечение отхода. Серьезное внимание уделялось подготовке и подгонке маскировочных костюмов. На ткань пришивались мох, трава, мелкие ветки. На ботинки натягивались специальные чулки. Оружие обертывалось пестрой материей. В таком костюме разведчик сливался с местностью, и его было трудно заметить даже на близком расстоянии.

В первой половине дня, когда солнце ослепляло вражеских наблюдателей, разведчики по-пластунски выдвинулись к вражеской траншее. Впереди - группы захвата и обеспечения. За ними - прикрытия. Бойцы заняли рубеж в 200 м от противника и установили наблюдение за районом действий. Затем они подобрались к проволочным заграждениям, незаметно сделали в них проходы. Скрытному выдвижению разведчиков способствовал методический артиллерийско-минометный и пулеметный огонь наших подразделений в районе действий разведгруппы. Когда до вражеской траншеи осталось 10-15 м, Покрамович подал команду: «Вперед!». Коротким, стремительным броском разведчики ворвались в траншею. В скоротечной рукопашной схватке несколько фашистов было уничтожено. Сразу же после этого бойцы во главе с Покрамовичем взяли пленного и направились к своим позициям. Группа обеспечения под командованием сержанта Г.И. Лыкова начала продвигаться по траншее вправо, уничтожая противника. Она забросала гранатами дот, несколько пулеметных точек и ротный блиндаж. Тем временем группа прикрытия подавляла автоматным огнем врага слева от группы захвата. Одновременно по траншеям, огневым точкам и НП фашистов, не давая им возможность оказать противодействие, открыли сильный огонь наши артиллерия, минометы и пулеметы.

Легендарный разведчик Карельского фронта


Тщательная подготовка поиска, внезапность и стремительность обеспечили успех: в этот день подчиненные Покрамовича уничтожили 9 вражеских солдат и 5 огневых точек, разрушили артиллерийский наблюдательный пункт, захватили трофеи, ценные документы и пленного. С нашей стороны потерь не было. Вскоре на груди Дмитрия Покрамовича появилась первая награда - орден Красного Знамени. И в последующие дни его разведчики умело сражались с врагом. 3 августа 1943 года они разгромили еще один опорный пункт. При этом было истреблено до 30 солдат и офицеров, взорваны 3 огневые точки, склад, 2 землянки, захвачены ценные документы, подтверждающие группировку противника, и контрольный пленный. В ходе боя Покрамовича ранило, однако он продолжал управлять взводом, умело организовал отход и полностью эвакуировал раненых в расположение своей части. Успешные действия в поиске и личная доблесть офицера были отмечены вторым орденом Красного Знамени. В декабре 1943 году его выдвинули на должность командира 35-й отдельной разведывательной роты 14-й стрелковой дивизии.

В начале февраля 1944 года, в связи с усилившейся активностью и увеличением движения противника по дорогам на участке 14-й стрелковой дивизии, необходимо было захватом пленных и документов установить состав его группировки и замыслы. Эту задачу начальник штаба дивизии подполковник В.И. Тарасов поставил старшему лейтенанту Покрамовичу.

12 февраля 1944 года после тщательной предварительной подготовки разведгруппа под командованием Покрамовича выступила на выполнение боевой задачи к сильно укрепленному взводному опорному пункту противника на высоте в 12 км юго-восточнее поселка Большая Западная Лица. Умело расположив подчиненных на исходном рубеже, командир роты атаковал опорный пункт с тыла и с правого фланга. Застигнутые врасплох немцы не смогли оказать организованного сопротивления и, понеся большие потери, оставили высоту.

Легендарный разведчик Карельского фронта


В ходе боя две группы противника с других опорных пунктов, силою до взвода каждая, пытались контратаковать разведчиков. Старший лейтенант Покрамович вызвал на фашистов артиллерийско-минометный огонь. Вражеский натиск был отбит. Разведотряд благополучно возвратился в расположение дивизии. Потеряв одного человека убитым, наши воины в этот день уничтожили до 50 вражеских солдат и офицеров, а четырех взяли в плен, кроме того взорвали 3 землянки, 3 дзота, 2 миномета, склад, компрессорную станцию, захватили станковый и ручной пулеметы и ценные документы.

За умелое руководство действиями подразделения при уничтожении сильно укрепленного опорного пункта врага и захват пленных, четкую организацию взаимодействия с поддерживающими артиллерийскими средствами, старший лейтенант Покрамович был удостоен ордена Александра Невского. Слава Дмитрия Покрамовича и его подчиненных росла. Об их боевых подвигах сообщала фронтовая печать. Офицер неоднократно выступал перед командирами разведподразделений, делился опытом.

В период Петсамо-Киркенесской операции талант командира-разведчика проявился особенно ярко. Действуя по тылам противника, Покрамович и его подчиненные своевременно вскрывали группировку врага, выявляли систему его обороны, громили тыловые гарнизоны. В боях на подступах к Петсамо, рота перерезала дорогу Титовка Река - Петсамо, в результате чего германцы лишились пути для отвода войск и вывоза боевой техники.

При наступлении на город Киркенес, Покрамович во главе роты проник через боевые порядки вражеских передовых частей и атаковал опорный пункт. В результате было уничтожено до роты солдат, захвачено 5 пулеметов, мощная радиостанция и другое военное имущество. 24 октября, действуя впереди наступающих частей, подразделение Покрамовича вышло к заливу Бек-фьорд и под огнем артиллерии приступило к его форсированию. Погрузившись на лодки, разведчики взяли направление на порт Киркенес. Фашисты обнаружили их и открыли огонь. Прямым попаданием снаряда одна лодка была разбита. Но оставшиеся продолжали двигаться к порту. Первыми на пирс высадились бойцы младшего лейтенанта Г.И. Лыкова, он уже стал офицером, командовал взводом. Мокрые, полузамерзшие бойцы устремились вперед. За ними вступили в бой основные силы роты. К 2 часам ночи разведчики, разя врага гранатами и автоматным огнем, заняли порт, чем способствовали в овладении городом частям дивизии.

А на следующий день Покрамович и его подчиненные совершили один из самых своих ярких подвигов. 26 октября они получили приказ разведать побережье и прилегающие к нему сопки западнее Киркенеса. С группой разведчиков в составе 20 человек Дмитрий Семенович выступил на выполнение поставленной задачи. Под прикрытием густого тумана, разбившись на 2 группы, разведчики продвигались на запад: одна - на лодках, другая - вдоль берега, пешком. К вечеру, пройдя около 20 км, бойцы сделали привал.

Разведчики сержант Н.А. Баландин и ефрейтор И.Д. Кондратьев, высланные в дозор, расположились метрах в двухстах на вершине сопки у берега фьорда. Примерно через час сквозь пелену тумана бойцы увидели силуэт корабля, с которого доносились обрывки немецкой речи. Вражеское судно причаливало к берегу.

Покрамович принял решение захватить корабль. Он приказал младшему лейтенанту Г.И. Лыкову с 12 разведчиками на лодках плыть к кораблю, а лейтенанту Н.И. Жданову с оставшимися бойцами скрытно выдвинуться к берегу и залечь у обрыва, где причалило судно. Затем по общему сигналу забросать корабль гранатами, обстрелять из автоматов и захватить. Сам командир пошел с первой группой.

Легендарный разведчик Карельского фронта


Не теряя времени, разведчики спустили лодки на воду. Маленький десант растаял в тумане. Оставшиеся на суше залегли у обрыва вблизи корабля. Лодки медленно разрезали спокойную воду фьорда. Разведчики напряженно всматривались вперед. Наконец сквозь туман показались очертания корабля. По команде Покрамовича лодки разошлись. Они должны были подойти к судну с разных сторон, создавая видимость окружения. Когда до него осталось менее 10 м, в воздух поднялась красная ракета. Это был сигнал к атаке. Раздались автоматные очереди. На палубу полетели гранаты. Одновременно с обрыва по фашистам ударила группа лейтенанта Жданова. На корабле началась паника. Фашисты вначале пытались оказать сопротивление. Советские бойцы усилили огонь. Через несколько минут из трюма показался белый флаг.

По трапу, спущенному по приказу Покрамовича, разведчики быстро взбежали на палубу, разоружили экипаж и, высадив его на берег, под конвоем отправили в расположение своих войск. На корабле, это был тральщик водоизмещением 800 т, остался Покрамович с десятью бойцами.

Медленно текли часы. В полночь послышался шум двигателя. Это приближался катер. Разведчики рассредоточились вдоль палубы. Чтобы показать, что на судне идет обычная жизнь, один из солдат прогромыхал якорной цепью. Катер вплотную подошел к тральщику. Капитан крикнул что-то по-немецки.

В ответ полетели гранаты. Затем наши бойцы прыгнули через борт на палубу катера. В короткой рукопашной схватке они перебили всю команду. Последним у аппарата был уничтожен радист. Однако он, видимо, успел передать о нападении своим военным кораблям. Разведчики открыли кингстоны. Через несколько минут катер скрылся в морской пучине.

Прошло еще несколько часов. К рассвету туман рассеялся. Видимость стала лучше. И тут бойцы обнаружили, что к ним приближается вражеская канонерская лодка. Силы были неравными. Покрамович приказал подчиненным незаметно покинуть тральщик и залечь неподалеку за валунами. «Пусть гитлеровцы сами уничтожат свое судно», - решил он.

И действительно. Приблизившись метров на четыреста, канонерская лодка открыла огонь. Фашисты били ожесточенно. Несколько снарядов попало в трюм тральщика, где находились боеприпасы. Раздался сильный взрыв. Над фьордом поднялось громадное зарево. Тем временем разведчики уже отходили к своей дивизии.

А через несколько дней сослуживцы поздравили отважного командира разведчиков с радостным событием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Дмитрий Семенович Покрамович погиб в бою за освобождение немецкого города Росток. Там же был похоронен. Позднее перезахоронен на мемориальном кладбище советских воинов в Гданьске.

Легендарный разведчик Карельского фронта


Источники:
Сорокажердьев В. Они сражались в Заполярье: Герои Советского Союза, 1939-1945. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2007. С. 198-199.
Арсеньев А. Псковичи - Герои Советского Союза Л.: Лениздат, 1983. - С. 221-223
Леонтьев С. Отважный разведчик заполярья. // Военно-исторический журнал. 1975. №11. С. 47-50
Гардин Е. Героям Родины слава! Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1985. 178-179.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Sirocco 1 марта 2016 06:31
    Спасибо тебе Технарь, интересная статья. Самое главное, побольше бы таких как Покрамович в современной армии, да и в быту не помешало-бы.
  2. qwert 1 марта 2016 07:10
    А ведь до распада СССР, норвежцы это помнили и были благодарны. А сейчас историю переписывают во всем мире, и в России тоже (что уже "ни в какие ворота"). Причем не в нашу пользу.

    Sirocco, присоединяюсь.
    1. граматей 1 марта 2016 10:11
      Иногда по случаю общаюсь с простыми норвежцами. Все они помнят. Памятник советскому солдату в Киркенесе как стоял, так и стоит, без всяких покушений на него. Вот только помнят и благодарны в основном те, кому уже за 45 лет. Молодежь совсем другая - избалованная нефтяным изобилием. А кто постарше - хорошо помнят, как они еще в 1950-х ходили в деревянных башмаках.
  3. parusnik 1 марта 2016 07:41
    Замечательная статья, особенно эпизод с тральщиком...просто здорово..Спасибо,автору..
  4. Ozhogin Dmitry 1 марта 2016 07:51
    Вот о чём нужно рассказывать в школах.
    1. Gomunkul 1 марта 2016 10:14
      Вот о чём нужно рассказывать в школах.
      И не только в школах, но и на телевизионных экранах страны.
  5. Олегмог 1 марта 2016 14:47
    Почти 45 лет живу в Мурманске, родился и вырос,
    но про разведчика читаю впервые! Подводники,
    летчики у всех на слуху! А рядовой и младший
    ком состав по большей части остается в тени.
    Своей скажу, пусть своим ученикам прочитает
    в школе.
  6. Вадим42 1 марта 2016 15:56
    Спасибо автору, сегодня посмотрю фильм.
  7. Инженер-технарь 1 марта 2016 17:48
    "В 1973 году норвежский «Тимфильм» предложил ленинградцам «совместное производство» — фильм об одном из эпизодов Петсамо-Киркенесской операции. «Ленфильм» отдал постановку Игорю Масленникову, предоставил павильоны, съёмочную группу, прекрасных актёров. Но тут важно сразу понять, что инициатива исходила от норвежцев и нужен фильм был в первую очередь им.

    Действие во многом основано на реальных событиях. В написании сценария и съёмках участвовали очевидцы. Масленников серьёзно изучил историю оккупации Норвегии. Так что фильм нельзя обвинять в поверхностности, излишней художественности. Вообще, его создание это история постоянных компромиссов: в экранном времени, в жанре, в теме, в манере, даже в технических аспектах производства. В Норвегии снимали по возможности минимально, старались заменить её Крымом, по одной простой причине — жуткий холод. И если местные жители (которые с удовольствием участвовали в массовке) к таким морозам привыкли, то, например, для оператора это был настоящий подвиг. Но смена декораций минимально повлияла на настроение, на тональность произведения.

    Андерсен с одной стороны и Масленников с другой постоянно спорили, боролись за раскрытие именно своей ветки. И в рамках хронометража получилось у них довольно неплохо. Актёры тоже отработали очень хорошо — и «наши» и норвежцы. Да, нужно признать, что постановка не идеальна, не получилось раскрыть все тонкости; боевые кадры не холодят душу, они чрезмерно постановочные; некоторые моменты не прочувствованы, не получилось нагнать неимоверного драматизма. Для нашего зрителя по крайней мере. Да — не шедевр. Но кроме художественной ценности у фильма есть совершенно иная суть. Это ещё один памятник (помимо того, что стоит в Киркенесе) освободителям Норвегии, памятник освобождению Норвегии. Король Улаф V (сын Хокона VII, знаменитая речь которого звучит в кульминации) плакал на премьере. Это ли не показатель силы и важности произведения?

    Я попытался оценить этот фильм с точки зрения норвежца и он мне понравился. Более того, я оценил его как «не норвежец» и он мне тоже понравился. Он хорош как «кино о счастливом эпизоде Второй мировой». Но допускаю, что он может не понравиться как «советское кино о Великой отечественной». Поэтому сразу предупреждаю: не нужно ждать драматической глубины и мастерства уровня советских шедевров. Как бы это грубо не прозвучало, но это другой фильм, о другой войне, другими глазами. Да, здесь в центре тоже советские солдаты и их подвиг. Просто важность этого подвига показана через переживания мирного населения.
    Выдающийся фильм, созданный норвежцами для норвежцев. Выдающийся фильм, созданный «Ленфильмом» для норвежцев. И выдающийся памятник, созданный норвежцами для освободителей. Или, скорее даже — спасителей."
  8. Андрей Жданов Сегодня, 09:29
    Спасибо, прекрасная статья !!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня