ЗРК С-125 в XXI веке

ЗРК С-125  в  XXI веке


Первые зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) - советские С-25, С-75 и американские MIM-3 «Найк-Аякс», MIM-14 «Найк-Геркулес» - созданные в 50-е годы – предназначались в основном для борьбы со стратегическими бомбардировщиками на средних и больших высотах. Зенитные комплексы первого поколения успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, - обеспечить поражение высотных высокоскоростных целей, сложных для перехвата истребительной авиацией и недоступных для ствольной зенитной артиллерии. При этом минимальная высота зон поражения первых ЗРК составляла 1-3 км. Такие параметры нижней границы зоны поражения, позволяли прорваться средствам воздушного нападения к охраняемым объектам, в первую очередь это относилось к ударным самолётам тактической и палубной авиации, способным осуществлять полёты на предельно малой высоте.

Вооруженные конфликты 60-х продемонстрировали, что израильские и американские самолеты, избегая поражения ракетами ЗРК С-75, перешли к полётам на малой высоте. Предвидя такое положение дел, с учётом взрывных на тот момент темпов развития боевой авиации, разработчики зенитных систем начали создание маловысотных комплексов ещё в середине 50-х.


Американский маловысотный ЗРК MIM-23 «Хок» был принят на вооружение в 1960 году, на четыре года раньше советского С-125 (подробней здесь: Маловысотный ЗРК С-125). По сравнению с чисто стационарным С-25 и весьма ограниченным в мобильности С-75, боевые средства которого зачастую разворачивались на капитальных бетонированных позициях, при создании маловысотного ЗРК С-125 больше внимания уделялось повышению огневой производительности и мобильности. Вся аппаратура размещалась в буксируемых автомобильных прицепах и полуприцепах. В состав ЗРК С-125 входили: станция наведения ракет (СНР-125), перевозимые пусковые установки (ПУ), транспортно-заряжающие машины с ЗУР (ТЗМ), кабина сопряжения и дизель-генераторные установки.

ЗРК С-125  в  XXI веке


При формировании технического облика нового советского маловысотного комплекса использовался накопленный опыт создания и эксплуатации ранее созданных зенитных систем. С учётом необходимости обнаружения, сопровождения и обстрела целей, летящих на малых высотах, большую проблему создавали отражения радиолокационного сигнала от местных предметов. Благодаря внедрению ряда новых технических решений, не применявшихся до этого в советских ЗРК, конструкторам удалось снизить нижнюю границу зоны поражения в первом варианте комплекса до 200 метров, в дальнейшем на модернизированном комплексе С-125М1 (С-125М1А) «Нева-М1» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 5В27Д этот показатель составлял 25 метров.

С-125 стал первым зенитным комплексом войск ПВО страны с твердотопливными зенитными ракетами. Использование твёрдого топлива в двигателях ЗУР имеет ряд существенных преимуществ перед зенитными ракетами, заправляемыми жидким топливом и окислителем. Известно, что первые советские ЗРК С-25 и С-75 с ракетами, работающими на жидком топливе, были весьма дороги в эксплуатации. Заправка ЗУР токсичным топливом и едким окислителем – были делом весьма опасным. При соприкосновении компонентов топлива и окислителя они мгновенно самовоспламенялись. Малейшая небрежность в действиях расчётов или техническая неисправность могли привести к пожару и взрыву. К сожалению, при эксплуатации советских комплексов первого поколения с жидкостными ЗУР неоднократно имели место трагические случаи гибели военнослужащих в результате взрывов, пожаров и отравлений. Транспортировка заправленных жидкостных зенитных ракет была возможна только на относительно небольшие расстояния, по хорошим твердым дорогам и с ограниченной скоростью. Твердотопливные ракеты лишены этих недостатков, ЗРК С-125 стал существенно дешевле, проще и безопасней в эксплуатации, отпала необходимость в громоздком заправочном комплексе, возросли мобильность и число готовых к применению ракет на пусковой установке.

ЗРК С-125  в  XXI веке


В первых вариантах С-125 применялись пусковые установки на две ракеты. Для модернизированного ЗРК С-125М была принята возимая четырехбалочная ПУ 5П73 (СМ-106), что увеличило число готовых к применению ЗУР в зенитно-ракетном дивизионе (зрдн) в два раза.

С целью повышения боевой эффективности и улучшения служебно-эксплуатационных свойств комплекс неоднократно модернизировался. При этом улучшалась помехозащищённость и повышалась дальность пуска. В ЗРК С-125М1 (С-125М1А) «Нева-М1» была введена возможность сопровождения и обстрела воздушных целей в условиях визуальной видимости аппаратурой телевизионно-оптического визирования «Карат-2», что существенно облегчило боевую работу по самолетам-постановщикам помех и увеличило выживаемость комплекса.

ЗРК С-125 в ходе многочисленных локальных конфликтов продемонстрировал высокую боевую эффективность и надёжность, став наряду с С-75 одним из самых наиболее часто применяемых в боевой обстановке зенитных комплексов. Ряд стран «третьего мира» в виду невысокой стоимости и относительно низких эксплуатационных затрат, предпочёл советские ЗРК С-125, отказавшись от других, более дальнобойных комплексов. ЗРК С-125 разных модификаций состояли на вооружении в: Алжире, Анголе, Афганистане, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, ГДР, Египте, Замбии, Индии, Ираке, Йемене, Камбодже, КНДР, Кубе, Лаосе, Ливии, Мали, Мозамбике, Перу, Польше, Румынии, Сирии, Танзании, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. Около 400 ЗРК С-125 различных модификаций в экспортном варианте «Печора» поставлены иностранным заказчикам и использовались в ряде вооруженных конфликтов и локальных войн. В «тропическом» исполнении комплекс имел специальное лакокрасочное покрытие для отпугивания насекомых.

Согласно американским данным на момент распада Советского Союза в Войсках ПВО СССР в развёрнутом виде и «на хранении» имелось около 250 ЗРК С-125, около трети из них – это относительно «свежие» комплексы С-125М1 «Нева-М1» с телевизионно-оптическим каналом и выносными радиолокационными имитаторами «Дублёр». Несмотря на то, что эти комплексы обладали ещё очень значительным ресурсом и модернизационным потенциалом, в середине 90-х началось их массовое списание. Наше тогдашнее военно-политическое руководство, отдав приказ об «утилизации» и отправке «на хранение» сотен ЗРК, оставило без зенитного прикрытия важнейшие оборонные объекты, промышленные и административные центры.

В СССР зрдн, вооруженные комплексами С-125, как правило, входили в состав бригад ПВО смешанного состава совместно с ЗРК С-75 и С-200, обеспечивая поражение прорывающихся маловысотных целей. Особенно актуально это было в прибрежных – пограничных районах, где С-125 кроме воздушных, могли обеспечить поражение наземных и надводных целей, в том числе ЗУР со «специальной» боевой частью.

После распада СССР некоторое количество ЗРК С-125 осталось на территориях бывших союзных республик. Больше всего в этом отношении повезло Украине (подробней здесь: Состояние ПВО Украины).

В 1991 году подразделения ЗРВ 8-й армии ПВО, включали в себя 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в составе которых имелось 132 зрдн. Самостийной Украине досталось около 40 достаточно «свежих» ЗРК С-125 с большим запасом ЗУР, запчастей и комплектующих. Воспользовавшись этим, украинские власти принялись активно торговать советским наследием по демпинговым ценам. Отремонтированные на Украине С-125 получила Грузия, но в конфликте 2008 года эти комплексы ввиду не способности грузин управлять ими использованы не были. Неоднократно сообщалось о поставках ЗРК С-125 и их отдельных элементов в африканские страны, в том числе и в те, где шли активные боевые действия. Так Уганда закупила на Украине четыре ЗРК С-125 и 300 ЗУР в 2008 году. Впоследствии эти зенитные системы оказались в воюющем Южном Судане. Еще одним известным заказчиком украинских ЗРК С-125 стала Ангола, получившая партию украинских комплексов по контракту, заключенному в 2010 году.

В самой Украине ЗРК С-125 несли боевое дежурство до 2005 года. В апреле 2015 года появились сообщения о намерении украинского МО принять на вооружение модернизированный зенитный ракетный комплекс С-125-2Д «Печора-2Д», созданный на базе поздней модификации С-125М1.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Модернизированный на Украине ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д»


В ходе модернизации ЗРК до уровня С-125-2Д «Печора-2Д» проведена доработка всех основных средств комплекса. Данный вариант модернизации был разработан в Киеве на предприятии НПП «Аэротехника-МЛТ», прошел испытания в 2010 году и изначально предназначался на экспорт. По информации разработчиков, ресурс ЗРК был увеличен на 15 лет, решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести комплекса и устойчивости к воздействию радиоэлектронных помех.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Антенный пост ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д»


При показе ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» руководству Украины было сказано, что данный комплекс предназначен для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО. Для этого все составляющие ЗРК С-125-2Д (включая антенный пост и пусковые установки) будут размещены на подвижной базе, но реальных подтверждений этой информации пока нет. Как представляется, несмотря на громкие пропагандистские заявления в телевизионном эфире, модернизированный С-125 в случае постановки его на боевое дежурство будет использоваться для объектовой ПВО — вне зоны боевых действий. Принятие на вооружение на Украине модернизированных образцов, изначально предназначенных на экспорт, является сугубо вынужденной мерой. Это связано с желанием хоть как-то прикрыть бреши в ПВО, образовавшиеся ввиду предельного износа украинских ЗРС С-300ПТ/ПС.

На проходившей в Минске с 9 по 12 июля 2014 года международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2014 был продемонстрирован белорусский вариант модернизации ЗРК С-125 - С-125-2ТМ «Печора-2ТМ».

ЗРК С-125  в  XXI веке

Белорусский С-125-2ТМ «Печора-2ТМ»


Если верить рекламной информации, благодаря применению новых методов наведения ракет и принципов обработки радиолокационных сигналов, современной оптико-электронной системе и ряда других доработок увеличена вероятность поражения цели одной ракетой, реализована двухканальность по цели, повышена помехозащищенность, расширены границы зоны поражения. Согласно сведениям, опубликованным в СМИ, контракты на модернизацию по варианту С-125-2ТМ «Печора-2ТМ» были заключёны с Азербайджаном и Казахстаном.

По всей видимости, программы модернизации ЗРК С-125 на Украине и в Белоруссии активизировались после коммерческого успеха появившегося в 2000 году глубоко модернизированного российского ЗРК С-125-2М «Печора-2М» разработки ОАО «Оборонительные системы».

ЗРК С-125  в  XXI веке


Все компоненты ЗРК С-125-2М «Печора-2М» размещены на мобильных шасси. Благодаря замене большей части элементной базы на твердотельную, возросла надежность комплекса, и уменьшились эксплуатационные расходы. Применение новой аппаратуры и иных принципов обработки радиолокационной информации позволили многократно увеличить помехозащищённость модернизированного ЗРК. «Печора-2М» обладает возможностью сопряжения с обзорными РЛС и вышестоящими КП по телекодовым каналам. Обеспечивается эффективная стрельба по крылатым ракетам и одновременное использование двух станций наведения по различным целям. Появилась возможность использования телеоптического канала не только днем, но и ночью. Для поставляемых иностранным заказчикам модернизированных зенитных комплексов введён комплекс радиотехнической защиты (КРТЗ) от противолокационных ракет (ПЛР).

ЗРК С-125  в  XXI веке


Специалистами «МКБ «Факел», входящего с 2002 года в Концерн ПВО «Алмаз-Антей», проведён комплекс работ по модернизации ЗУР, новый вариант ракеты получил обозначение - 5В27ДЕ. Благодаря использованию в стартово – разгонном двигателе более эффективной рецептуры топлива увеличилась граница зоны поражения по дальности и высоте. Применение твердотельной миниатюрной элементной базы позволило значительно снизить вес элементов бортовой аппаратуры и освободить внутренние объёмы. Масса боевой части возросла в 1,5 раза, что повысило вероятность поражения цели.

ЗРК С-125  в  XXI веке


При весьма невысокой цене возможности модернизированного ЗРК С-125-2М «Печора-2М» возросли в несколько раз, что сделало комплекс привлекательным для небогатых заказчиков из стран «третьего мира» и республик СНГ. Сообщалось о заключённых контрактах на поставку или модернизацию имеющихся у заказчиков С-125 с Арменией, Египтом, Сирией, Ливией, Мьянмой, Вьетнамом, Венесуэлой, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Эфиопией.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: таджикский ЗРК С-125-2М «Печора-2М» в пригороде Душанбе


Одним из первых иностранных эксплуатантов комплексов С-125 «Печора» был Египет. В 60-70-е годы в эту страну было поставлено из СССР 44 ЗРК С-125 и 1808 ракет В-601П. В течение долгого времени С-125 «Печора», наряду с С-75М «Волга», составляли основу средств ПВО этой страны. Также как и в случае с ЗРК С-75 большая часть маловысотных С-125 развёртывалась вдоль Суэцкого канала.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: египетский ЗРК С-125 недалеко от Суэцкого канала


В первой половине 80-х назрела необходимость ремонта и модернизации египетских ЗРК «Печора». Если с ЗРК С-75 Египту помог Китай, наладивший ремонт аппаратуры и производство ЗУР на местных производственных мощностях, то для организации работ по С-125 пришлось привлекать французских и израильских подрядчиков. В итоге удалось провести лишь «малую» модернизацию и организовать средний восстановительный ремонт имевшихся в Египте маловысотных ЗРК С-125. В 90-е годы ситуация с египетскими С-125 ещё больше обострилась, она усугублялась тем, что в Египте эксплуатировались в основном сильно изношенные комплексы первых модификаций, элементная база которых состояла по большей части из электровакуумных приборов, производство которых было давно прекращено, а большая часть имеющихся ЗУР пришла в негодность. Первое соглашение о модернизации египетских зенитных комплексов было заключено в 1999 году с российско-белорусским консорциумом «Оборонительные системы». В 2008 году Египет стал первым получателем кардинально обновлённых ЗРК С-125-2М «Печора-2М».

В 2001 году Польша продемонстрировала модернизированный вариант С-125 под обозначением – «Newa SC». С целью продления ресурса и повышения наработки на отказ, часть аппаратуры со старой аналоговой элементной базой была заменена цифровой. Четырехбалочные пусковые установки для повышения мобильности смонтированы на шасси танков Т-55, а станция наведения – СНР-125 – на 4-хосном шасси МАЗ-543 (прежде используемом в качестве шасси для пусковых установок ОТР Р-17). По независимым экспертным оценкам польский вариант модернизации ЗРК С-125 существенно уступает по своим возможностям комплексам, модернизированным в России и Белоруссии.

ЗРК С-125  в  XXI веке


Экспортных заказов на «Newa SC» не последовало, для собственных сил ПВО было модернизировано 17 польских С-125. Большая часть имеющихся в Польше ЗРК «Newa SC» не несёт постоянного боевого дежурства и появляется на подготовленных позициях несколько раз в год во время учений. Исключение составляет ЗРК, развёрнутый на берегу Балтийского моря в 15 км западнее Гдыни. По всей видимости, гордые польские паны держат его здесь в связи с близостью Калининградской области в качестве защиты своей военно-морской базы от «российской угрозы».

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: польский ЗРК «Newa SC» на позиции недалеко от Гдыни


Как это ни странно, но ЗРК С-125 сохранился в Молдавии. Один ЗРК развёрнут неподалёку от Кишинёва в районе аэродрома Бачой. Вызывает обоснованные сомнения эффективность не модернизированного молдавского комплекса против современной боевой авиации. Непонятно с кем собрались воевать молдавские зенитчики с помощью единственного ЗРК. Тем более что постоянного радиолокационного поля над территорией Молдовы нет.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Молдавский ЗРК С-125 в районе аэродрома Бачой


Но это не мешает молдавским военным регулярно демонстрировать среди прочей военной техники и вооружения зенитные ракеты на транспортно-заряжающей машине во время проведения военных парадов в Кишинёве.

ЗРК С-125  в  XXI веке


В других республиках бывшего СССР, где до сих пор несут боевое дежурство ЗРК С-125, они либо уже прошли модернизацию, либо она запланирована в ближайшее время. Это относится к закавказским республикам – Армении и Азербайджану, и среднеазиатским – Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану. Хотя Армения, Азербайджан и Казахстан получают от России относительно современные ЗРК С-300П, они не торопятся расставаться с хорошо освоенными личным составом, недорогими в эксплуатации и ещё достаточно эффективными зенитными комплексами С-125. А у Киргизии, Таджикистана и Узбекистана недостаточно финансовых ресурсов для приобретения современных систем, тем более, что в рамках «Организации Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ) всегда можно договориться о проведении модернизации в долг, а то и вовсе бесплатно.

ЗРК С-125  в  XXI веке

ЗРК С-125 в пригороде Ташкента


Беспрецедентное количество ЗРК С-125М "Печора-М" во времена СССР было поставлено в Индию, всего в этой стране имелось 60 зенитных комплексов С-125 и более 1500 ракет к ним. Практически все индийские ЗРК были развёрнуты на авиабазах в северо-западных штатах вдоль границы с Пакистаном. Судя по всему, индусы решили не модернизировать имеющиеся у них С-125, часть этих комплексов до сих пор находится на позициях, но уже без ракет на пусковых установках.

Одним из основных пользователей ЗРК С-125 в Азии остаётся КНДР. Северная Корея в середине 80-х получила 6 ЗРК С-125М1А "Печора-М1А" и 216 ЗУР В-601ПД. Но в отличие от Вьетнама, который заказал модернизацию по варианту С-125-2М «Печора-2М», модернизация северокорейских зенитных систем в России невозможна по политическим причинам. Вряд ли руководство нашей страны захочет лишний раз обострять отношения с США, Японией и Южной Кореей из-за непредсказуемого дальневосточного соседа, регулярно проводящего ядерные и ракетные испытания.

В настоящее время на американском континенте ЗРК С-125М "Печора" эксплуатируются в Перу. В 1979 году в эту страну было отправлено 11 маловысотных комплексов. Они несли боевое дежурство в окрестностях авиабаз и прикрывали границы с Чили и Эквадором.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Пусковая установка перуанского ЗРК С-125М на позиции в окрестностях аэродрома Ило


В 1987 году перуанские ЗРК С-125М и ЗУР В-601ПД прошли техобслуживание и модернизацию по 3 этапу. Данные мероприятия проводились выездными бригадами советских специалистов и позволили существенно продлить срок эксплуатации комплексов. Но в настоящее время в перуанских вооруженных силах осталось не больше трёх работоспособных ЗРК этого типа.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: перуанский С-125, развёрнутый неподалёку от чилийской границы

Перуанские военные неоднократно поднимали вопрос о проведении восстановительного ремонта и кардинальной модернизации имеющихся С-125. Российско-перуанские переговоры на эту тему шли в 2010-2012 годах. Но из-за дефицита средств и малого количества работоспособных комплексов в Перу, договориться сторонам так и не удалось.

В 70-80-е годы 28 ЗРК С-125М/С-125М1А "Печора" и 1257 ракет В-601ПД получила Куба. Этими зенитными комплексами прикрывались порты, аэродромы, крупные гарнизоны и советские объекты на «Острове свободы». В настоящее время в распоряжении кубинских сил ПВО имеется 3 маловысотных комплекса, но постоянного боевого дежурства они не несут и ракеты на пусковых установках отсутствуют.

В советское время в весьма крупных объемах противовоздушные комплексы поставлялись в африканские страны и на Ближний Восток. В середине 80-х в Алжир было отправлено 4 ЗРК С-125М "Печора-М", 8 ЗРК С-125М1А "Печора-М1А" и 432 ракеты В-601ПД. До 2016 года дожило 5 зенитных комплексов. В данный момент они прикрывают столицу и крупные базы ВВС. Но судя по всему, алжирские вооруженные силы испытывают дефицит зенитных ракет, на спутниковых снимках видно, что количество ЗУР на ПУ минимально.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: алжирский ЗРК С-125 в окрестностях аэродрома Боустер


Соседняя Ливия была обладателем 44 ЗРК С-125М/С-125М1А "Печора", к ним прилагалось 1542 ракет В-601ПД. До конца 80-х годов прошлого столетия ливийские ЗРК и ЗУР проходили регулярное техническое обслуживание. Для восстановления и модернизации С-125М/С-125М1А в Триполи были построены ракетные арсеналы, ремонтные и диагностические цеха.

Но в 1990-2000 годы ливийское руководство перестало уделять должное внимание поддержанию и совершенствованию построенной по советским лекалам централизованной системы ПВО, и она пришла в упадок. К моменту начала агрессии стран НАТО в отношении Ливии в строю осталось не более 10 маловысотных комплексов.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: ЗРК С-125, уничтоженный в окрестностях Триполи


Не обладавшие должными навыками и мотивацией расчёты ливийских зенитных систем не оказали никакого сопротивления авиации западной коалиции и все ЗРК были уничтожены уже в первые дни с начала воздушных ударов или захвачены повстанцами.
Впоследствии в сети появилось немало видеороликов и фотографий, на которых исламисты, захватившие ЗРК С-125, не имея возможности использовать их по прямому назначению, переделывают ЗУР для стрельбы по наземным целям.

ЗРК С-125  в  XXI веке


Относительно небольшие массогабаритные характеристики твердотопливных ЗУР В-601ПД дают возможность их применения с мобильных пусковых установок в варианте «земля-земля». Для этого с ракет удаляются передние стабилизаторы, и отключается устройство самоликвидации и радиовзрыватели. В головной части ЗУР устанавливается контактный взрыватель ударного действия, который производит подрыв штатной осколочной боевой части. В ходе боёв между ливийскими радикальными группировками зенитные ракеты по наземным целям запускались как с буксируемых пусковых установок, так и с различной бронетехники. При подобном применении ЗУР дальность пуска составляет несколько километров и стрельба возможна только по площадным целям.

До войны в Персидском заливе в 1991 году система ПВО Ирака была объединена в рамках единой сети командования, управления и связи. До введения против Ирака международного эмбарго на поставки оружия в 1990 году из Советского Союза эта страна получила 40 ЗРК С-125М "Печора-М"/С-125М1А "Печора-М1А" и 2320 ракет В-601ПД. По состоянию на 2003 год ПВО Ирака была сильно ослаблена. Подвергшись массированным ударам американо-британской авиации, основная часть иракских комплексов ПВО оказалась выведена из строя или уничтожена, и не смогла оказать влияния на ход боевых действий.

До конца 80-х годов Сирия в рамках военно-технического сотрудничества с СССР получила 47 ЗРК С-125М/С-125М1А "Печора" и 1820 ракет В-601ПД. Как и в Ливии в САР были построены ремонтно-восстановительные предприятия, контрольно-проверочные пункты и учебные классы. Руководство Сирии, несмотря на скромные финансовые возможности, выделяло ресурсы на совершенствование и поддержание на должном уровне боеготовности сил ПВО. Модернизация в России части наиболее свежих комплексов до уровня С-125-2М «Печора-2М» позволила продлить ресурс и увеличить боевой потенциал.

ЗРК С-125  в  XXI веке

Спутниковый снимок Google earth: сирийский ЗРК С-125-2М «Печора-2М» на позиции в Латакии


Спровоцированная западными странами гражданская война в САР самым пагубным образом сказалась на состоянии сирийской системы ПВО. Хотя комплексы С-125 по сравнению с жидкостными ЗРК С-75 пострадали меньше, некоторое количество С-125 было уничтожено на позициях во время артиллерийско-миномётных обстрелов и атак исламских боевиков.

В Йемене до начала гражданской войны в строю имелось четыре ЗРК С-125М1А "Печора". В общей сложности в эту страну в 80-е годы поставлено 6 маловысотных зенитных комплексов и 250 ракет В-601ПД. К началу 2016 года все йеменские С-125 уничтожены в ходе налётов саудовской и американской авиации.

В тропической Африке С-125 до сих пор эксплуатируются в Анголе, Замбии, Танзании и Мозамбике. Последний известный случай боевого применения С-125 на Африканском континенте имел место во время Эфиопо-эритрейского конфликта в 2000 году.

Впервые западные специалисты смогли подробно ознакомится с египетскими ЗРК С-125 в первой половине 70-х. Но гораздо больший интерес представляли модернизированные комплексы, состоявшие на вооружении частей ПВО стран Варшавского договора.
После окончания «холодной войны» значительная часть С-125 оказалась на полигонах США и европейских стран НАТО. Наших «партнёров» интересовали характеристики манёвренности ЗУР, реальные зоны поражения при действиях против крылатых ракет и помехозащищённость комплексов. Работоспособные станции наведения – СНР-125 до сих пор используются на американских полигонах при проведении учений тактической авиации ВВС, палубной авиации ВМС и КМП США. Это означает, что ЗРК семейства С-125 и сегодня рассматриваются как представляющие реальную угрозу американской боевой авиации. Заложенный советскими конструкторами высокий боевой и модернизационный потенциал, в случае проведения модернизации с использованием современной элементной базы, позволяет существенно повысить возможности комплекса и пролить срок эксплуатации на 10-15 лет.

По материалам:
http://bmpd.livejournal.com/257111.html
http://old.vko.ru
http://geimint.blogspot.ru/
Автор: Сергей Линник


Статьи из этой серии:

ЗРК С-75 в XXI веке

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. Magic Archer 26 февраля 2016 07:10
    Интересная статья!Такое ощущение что пройдет еще лет 50 и русское оружие вековой давности будет воевать!!!Вот это потенциал был заложен!Пс,фото где ракета на танке позабавило))))не видал еще такого "чудо-оружия"))))
    1. Alexey RA 26 февраля 2016 11:59
      Цитата: Magic Archer
      Интересная статья!Такое ощущение что пройдет еще лет 50 и русское оружие вековой давности будет воевать

      А зачем ждать 50 лет? Винтовка Мосина (в модернизированном виде) воюет до сих пор. smile
      Да и изделие Дегтярёва-Шпагина через полтора десятка лет справит юбилей первого образца (того самого, ещё чисто Дегтярёвского).
      1. РПК 27 февраля 2016 02:22
        И тут не обошлось без юмора:Молдавские ПВО,эффективно выглядят на Парадах!Опять вспомнился Горбачёв,предатель всех секретов СССР,если вычислять своевременно, таких предателей во всех звеньях управления,то мы выживем.Предлагаю,что бы мы озвучивали известные каждому подобные личности.
        1. Bongo 27 февраля 2016 02:37
          Цитата: РПК
          И тут не обошлось без юмора:Молдавские ПВО,эффективно выглядят на Парадах!

          Ну как же без юмора? Тем более, что в Молдавии этим советским комплексом, построенным больше 30 лет назад учень гордятся. С другой стороны в соседней Румынии до сих пор в строю ещё более старые С-75.
          Цитата: РПК
          Опять вспомнился Горбачёв,предатель всех секретов СССР,если вычислять своевременно, таких предателей во всех звеньях управления,то мы выживем.Предлагаю,что бы мы озвучивали известные каждому подобные личности.

          Я сознательно не пишу статей на политические темы и "злобу дня", дабы не скатываться в склоки. Но что изменит, то, что вы предлагаете?
          На корабле за всё присходящее отвечает - капитан, в армии -верховный главнокомандующий, а в стране - всенародно "избраный" президент. Сердюков, Кудрин, Дворкович и т.д у всех на слуху...Какие ещё фамилии нужны?
  2. inkass_98 26 февраля 2016 07:22
    Сергей, спасибо. Обзор получился достаточно масштабный и информативный. А вывод такой: если к советской технике прикладываются голова и руки, то она еще повоюет. А если указанные части тела растут из задницы, то каким бы современным ни было оружие - толку будет ноль.
    1. Bongo 26 февраля 2016 09:24
      Цитата: inkass_98
      Сергей, спасибо. Обзор получился достаточно масштабный и информативный

      drinks
      Цитата: inkass_98
      А вывод такой: если к советской технике прикладываются голова и руки, то она еще повоюет. А если указанные части тела растут из задницы, то каким бы современным ни было оружие - толку будет ноль.

      Это про любую технику можно сказать. Но у нашей техники несмотря на не слишком хорошую эргономику, есть уникальные качества - надёжность, ремонтопригодность и высокая эффективность. Остаётся только мечтать, что бы у нас в стране делали легковые автомобили на том же уровне, что и системы ПВО.
      1. вася 26 февраля 2016 10:48
        Цитата: Bongo

        Это про любую технику можно сказать. Но у нашей техники несмотря на не слишком хорошую эргономику, есть уникальные качества - надёжность, ремонтопригодность и высокая эффективность. Остаётся только мечтать, что бы у нас в стране делали легковые автомобили на том же уровне, что и системы ПВО.

        Легковые автомобили у нас делают уже хорошо. Наши БМВ считаются в мире лучше немецких. Т.е. проблема не в рабочих. Проблема в руководстве. Если из наших комплектующих можно сделать приличный Хундай, то почему на ВАЗе из иностранных комплектующих не могут сделать нормальную машину? Может просто зажрались, учитывая гос. поддержку. Или там по прежнему рулят наследники Березовского?
        1. Bongo 26 февраля 2016 10:52
          Цитата: вася
          Легковые автомобили у нас делают уже хорошо.

          Возможно, что это прошло мимо меня, последние 20 лет езжу исключительно на "японцах".
          Цитата: вася
          Наши БМВ считаются в мире лучше немецких.

          BMW - это наша машина? wassat
          1. samoletil18 26 февраля 2016 15:08
            Цитата: Bongo
            BMW - это наша машина? wassat

            Да, есть такое. А немецкого ВАЗа, боюсь, долго не предвидится.
            angry
  3. инженер 26 февраля 2016 07:24
    сам служил на с-125 нева. неплохой комплекс для своего времени. но с-300 и тем более с-400 на порядок лучше. а для прикрытия войск тор и панцирь превосходят во всём.
  4. Mera Joota 26 февраля 2016 08:07
    Лично для меня В-600 самая красивая ракета, первые ассоциации со словом "ракета" конечно же образ В-600. То что она до сих пор жива и служит (не важно кому) не может не радовать.
    1. aba 26 февраля 2016 21:03
      Да может и так, но глянь на 5В21 от С-200 - почти космическая ракета! laughing
      aba
  5. doework 26 февраля 2016 08:52
    Я сам служил в тех/дивизионе, обслуживающем С-75, и, конечно, "моя" ракета была мне милее всех wink
    Но ракеты 125-го комплекса всегда радовали компактностью, относительной простотой, и если, можно так выразиться, миловидностью wink
    привет всем ПВО-шникам! soldier
  6. амурец 26 февраля 2016 09:24
    Сергей!Привет.http://armyman.info/rakety/zenitnye/28330-malovysotnyy-zrk-s-125.h
    tml А здесь статья полнее.Но обе хороши. А вообще по ЗРК М-1"Волна" ты отдельную статью писать будешь?Удивило что нет по нему даже упоминания.И ещё.Мелькало в прессе,что в Югославии был повреждён не один F-117.Тебе ничего достоверного не попадалось? Дело в том,что здесь,на ВО упоминалось о войне в Югославии и давались ссылки на материал но ссылки оказались пустыми,а статьи я не нашёл.
    1. Bongo 26 февраля 2016 10:06
      Цитата: амурец
      Сергей!Привет

      Привет, Николай! Данная статья ставила своей целью показать состояние ЗРК С-125 в 21 веке - т.е. в настоящий момент. В публикации есть активная ссылка:Маловысотный ЗРК С-125 - поэтому писать два раза про одно и тоже счёл ненужным.
      Цитата: амурец
      А вообще по ЗРК М-1"Волна" ты отдельную статью писать будешь?

      Честно, говоря не задумывался об этом, я во флотских комплексах не силён request
      Цитата: амурец
      Мелькало в прессе,что в Югославии был повреждён не один F-117.Тебе ничего достоверного не попадалось?

      Вполне вероятно, что не один, американцы свои потери скрывать умеют. Но достоверных данных относительно американских потерь в Югославии у меня нет.
    2. sivuch 26 февраля 2016 17:11
      Да,второй был поврежден
      http://pentagonus.ru/publ/boevoe_primenenie_f_117po_materialam_rossijskikh_i_zar
      ubezhnykh_istochnikov/100-1-0-1715
      При том,что автор большой поклонник америанской техники
  7. qwert 26 февраля 2016 09:56
    Мало кто знает, но С-125 предполагалось использовать и против кораблей. Во-первых этому учили моряков на кораблях, где стояла его флотская версия. А во-вторых и солдат дивизионов во Владивостоке. Более того часть дивизионов была расположен на побережье, а установки ставили таким образом, чтобы они могли работать по бухте прямой наводкой. В девятом дивизионе две установки были прикрыты со стороны берега легкосъемным забором. вокруг ПУ был бруствер такой высоты, чтобы не мешать стрельб с возвышением 0 градусов в сторону моря.

    И да... Привет всем ПВО-шникам!
    Начинал на 125-м закончил на 300-м.
    1. Bongo 26 февраля 2016 10:11
      Цитата: qwert
      Мало кто знает, но С-125 предполагалось использовать и против кораблей. Во-первых этому учили моряков на кораблях, где стояла его флотская версия. А во-вторых и солдат дивизионов во Владивостоке.

      С-125 обладал действительно неплохим противокорабельным потенциалом. Применение по морским и сухопутным целям отрабатывали все комплексы кроме С-200. Особенно это относилось к ЗУР со "специальными боевыми частями".
      Цитата: qwert
      И да... Привет всем ПВО-шникам!

      drinks
      Цитата: qwert
      Начинал на 125-м закончил на 300-м.

      На С-300ПС в Золотой долине или в Рыбачьем?
      1. амурец 26 февраля 2016 11:01
        Цитата: Bongo
        Честно, говоря не задумывался об этом, я во флотских комплексах не силён

        Вот тебе и ответ.М-1"Волна" флотский вариант сухопутного С-125.А ПВОшникам действительно всем привет.Сам из них.
        1. Bongo 26 февраля 2016 11:04
          Цитата: амурец
          М-1"Волна" флотский вариант сухопутного С-125

          Это я знаю, но он отличается в аппаратной части и ракеты на ПУ по другому подвешиваются. Иначе осуществляется заряжание ракет, есть некоторые отличия в методике применения.
          1. амурец 26 февраля 2016 11:32
            Цитата: Bongo

            Это я знаю, но он отличается в аппаратной части и ракеты на ПУ по другому подвешиваются. Иначе осуществляется заряжание ракет, есть некоторые отличия в методике применения.

            Поэтому я и спросил?
    2. Ale.xey 26 февраля 2016 22:42
      А мой 75-й вообще теоретически мог стрелять по наземных целям.Но как-то все совсем сложно было
  8. Фалкон 26 февраля 2016 10:19
    Снова по названию, можно угадать Автора!

    Сергей, привет! Очень интересно.

    Заинтересовали два момента:
    В «тропическом» исполнении комплекс имел специальное лакокрасочное покрытие для отпугивания насекомых.

    belay А что есть такие покрытия? Надо срочно деревенскую ниву перекрасить!

    и

    Практически все индийские ЗРК были развёрнуты на авиабазах в северо-западных штатах вдоль границы с Пакистаном. Судя по всему, индусы решили не модернизировать имеющиеся у них С-125


    Интересно, почему? У них с деньгами то проблем нет, весьма пригодились бы.
    1. Bongo 26 февраля 2016 10:32
      Цитата: Фалкон
      Сергей, привет! Очень интересно.

      Привет, Кирилл!
      drinks
      Цитата: Фалкон
      А что есть такие покрытия? Надо срочно деревенскую ниву перекрасить!

      Да, есть такие инсектицидные и акарицидные краски и лаки, но не знаю насколько они доступны и есть ли в продаже. request
      Цитата: Фалкон
      Интересно, почему? У них с деньгами то проблем нет, весьма пригодились бы.


      У индусов были ЗРК С-125М поставленные в начале 80-х. В настоящее время эти комплексы и ЗУР практически выработали ресурс и модернизировать их смысла нет. Кроме того они сами пытаются делать ЗРК «Akash» на базе нашего "Куба" и закупают в Израиле ЗРК SPYDER SR.
    2. амурец 26 февраля 2016 11:20
      Цитата: Фалкон
      А что есть такие покрытия? Надо срочно деревенскую ниву перекрасить!

      Кирилл!Привет.Специально сейчас проконсультировался с зятем.Есть и грунты и лакокрасочные материалы,только надо искать.Когда после школы я работал на заводе перед армией,то у нас на заводе для экспортных изделий применяли такие грунты и краски,помню что были они горячей сушки но вот режимы окраски не знаю.А делали мы высоковольтное оборудование для силовой энергетики и часть оборудования уходила в тропические страны.
      1. Фалкон 26 февраля 2016 11:29
        Цитата: амурец
        Цитата: Фалкон
        А что есть такие покрытия? Надо срочно деревенскую ниву перекрасить!

        Кирилл!Привет.Специально сейчас проконсультировался с зятем.Есть и грунты и лакокрасочные материалы,только надо искать.Когда после школы я работал на заводе перед армией,то у нас на заводе для экспортных изделий применяли такие грунты и краски,помню что были они горячей сушки но вот режимы окраски не знаю.А делали мы высоковольтное оборудование для силовой энергетики и часть оборудования уходила в тропические страны.


        Приветствую Николай! Спасибо!
        Честно говоря первый раз о таких покрытиях услышал, очень удивило!
        1. амурец 26 февраля 2016 11:39
          Цитата: Фалкон
          Честно говоря первый раз о таких покрытиях услышал, очень удивило!

          Если не применять таких покрытий,то гнус,москиты и другая гадость набивалась под крышки разъёмов и вызывала КЗ или набивалась в вентиляционные отверстия и вызывала перегрев аппаратуры.
        2. ватник 26 февраля 2016 11:42
          Спасибо очень интересная и информативная статья.
          Немного добавлю:
          Украинская ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д»

          Цитата: статья
          Одним из основных пользователей ЗРК С-125 в Азии остаётся КНДР. Северная Корея в середине 80-х получила 6 ЗРК С-125М1А "Печора-М1А" и 216 ЗУР В-601ПД. Но в отличие от Вьетнама, который заказал модернизацию по варианту С-125-2М «Печора-2М», модернизация северокорейских зенитных систем в России невозможна по политическим причинам

          Корейцы сами переделали С-125 в мобильный вариант правда показывают только ПУ на КРАЗ-е РЛС не видел.
          1. ватник 26 февраля 2016 11:53
            Печёра-2М в Мьянме ПУ и антенный пост в сложенном виде?

            1. Bongo 26 февраля 2016 12:05
              Цитата: ватник
              Печёра-2М в Мьянме ПУ и антенный пост в сложенном виде?

              Да, в транспортном положении yes
          2. Bongo 26 февраля 2016 12:03
            Цитата: ватник
            Немного добавлю:
            Украинская ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д»

            Спасибо за ролик hi Я его раньше видел, но в публикацию вставлять не стал. При его просмотре обращает на себя внимание, что на ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» работают явно гражданские специалисты. По всей видимости на Украине проведена модернизация только одного ЗРК этого типа, хотя по состоянию на 2014 год заявлялось, что "на хранении" имеется 17 ЗРК С-125.
            По поводу модернизации С-75 и С-200 - это однозначно "сказки" из области "хотелок". Все украинские С-75 списаны ещё в 90-е, а С-200 в 2013 году.
            1. ватник 26 февраля 2016 12:46
              Цитата: Bongo
              Да, в транспортном положении

              А фото РЛС в развёрнутом виде есть именно на автомобильном шасси?
              Цитата: Bongo
              Я его раньше видел, но в публикацию вставлять не стал.

              Тоже верно я например по Украине почти ничего не храню.
              Цитата: Bongo
              При его просмотре обращает на себя внимание, что на ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» работают явно гражданские специалисты. По всей видимости на Украине проведена модернизация только одного ЗРК этого типа, По поводу модернизации С-75 и С-200 - это однозначно "сказки" из области "хотелок". Все украинские С-75 списаны ещё в 90-е, а С-200 в 2013 году.

              Скорее всего так и есть ВПК Украины "умирает" и все сегодняшние наличные средства его МО тратятся на модернизацию сухопутной техники ПВО явно даже не на втором месте.
              Ещё кубинская модернизация С-125 нравится прямо как польская smile Варшава случайно не помогали Гаване?
              1. Bongo 26 февраля 2016 13:00
                Цитата: ватник
                Ещё кубинская модернизация С-125 нравится прямо как польская Варшава случайно не помогали Гаване?

                Идея лежит на поверхности, кубинцы и пару зрдн С-75 на шасси Т-55 перевели. Но в отличие от польских, на Кубе при установке С-125 на танки использовали двухбалочные ПУ. Переделке на Кубе подвергся только один С-125. Насколько он работоспособен не известно.
                Цитата: ватник
                А фото РЛС в развёрнутом виде есть именно на автомобильном шасси?


                1. ватник 26 февраля 2016 13:52
                  Цитата: Bongo
                  Переделке на Кубе подвергся только один С-125

                  А сколько всего ПУ? На снимках ясно видно что минимум - три.
                  А если считать по шасси то пять ПУ хотя там плохо видно ракеты.

                  За снимок антенного поста Печёры-2м спасибо не видел его фото в развёрнутом виде.
                  1. Bongo 26 февраля 2016 14:08
                    Цитата: ватник
                    А сколько всего ПУ? На снимках ясно видно что минимум - три.

                    По старым двухзарядным не скажу, четырёх балочные ПУ 5П73- обыччно 4 штуки.
                    Цитата: ватник
                    За снимок антенного поста Печёры-2м спасибо не видел его фото в развёрнутом виде.

                    drinks
                  2. Alexey RA 26 февраля 2016 16:03
                    Цитата: ватник
                    А сколько всего ПУ? На снимках ясно видно что минимум - три.
                    А если считать по шасси то пять ПУ хотя там плохо видно ракеты.

                    На снимке можно различить 5 пар ЗУР (четвёртая накладывается на дерево на заднем плане, а пятая сливается в одну ракету).
                    А если очень присмотреться к большому фото, то шасси на фото не 5, а 6. smile И вроде бы есть шестая пара ЗУР.

                    ЕМНИМС, когда на военной кафедре нам рассказывали об истории нашего комплекса, то говорили что исходно в дивизионе было 4 двухбалочные ПУ. По опыту Египта выяснилось, что 8 готовых к пуску ЗУР мало - дивизионы можно было поймать во время перезарядки. И тогда старые ПУ заменили на четырёхбалочные.
                    1. ватник 26 февраля 2016 19:47
                      Цитата: Alexey RA
                      На снимке можно различить 5 пар ЗУР (четвёртая накладывается на дерево на заднем плане, а пятая сливается в одну ракету).
                      А если очень присмотреться к большому фото, то шасси на фото не 5, а 6. smile И вроде бы есть шестая пара ЗУР.

                      Наверное так и есть шесть но я только пять вижу smile

                      Ещё забыл выложить видео по мобильной С-125 на КРАЗ-е разработанной и производимой в КНДР так как давно были споры что это просто макет. А она оказывается стреляет Ким Чен Ын доволен результатами smile
  9. Bongo 26 февраля 2016 12:39
    После окончания «холодной войны» значительная часть С-125 оказалась на полигонах США и европейских стран НАТО.

    ЗРК С-125 на полигоне в Великобритании
  10. sivuch 26 февраля 2016 17:13
    Сергей,Вы не в курсе,для войсковых ПВО,как Круг и Куб существовала аппаратура,аналогичная Дублеру-75 и -125?
    1. амурец 27 февраля 2016 00:46
      Цитата: sivuch
      Сергей,Вы не в курсе,для войсковых ПВО,как Круг и Куб существовала аппаратура,аналогичная Дублеру-75 и -125?

      Во-первых спасибо за ссылку про второй F-117.
      Во-вторых:по-моему нет.Потому как разное предназначение ЗРК.Войсковые быстро меняют позиции,чего не скажешь об объектовых.
    2. Bongo 27 февраля 2016 02:44
      Цитата: sivuch
      Сергей,Вы не в курсе,для войсковых ПВО,как Круг и Куб существовала аппаратура,аналогичная Дублеру-75 и -125?

      Скорей всего нет, с учётом того, что стационарные С-75 и С-125 не все подобной защитой были оборудованы.
    3. PVOSV 28 февраля 2016 14:51
      нет, не было такой аппаратуры для ЗРК Круг, Куб
    4. opus 29 февраля 2016 03:21
      Цитата: sivuch
      ,аналогичная Дублеру-75 и -125?

      да.
      Только решено уже на другом уровне,не так:


      НА Круг и Куб без "дублера"

      у ЗРК "КУБ"
      В станции 1С32 был реализован метод скрытого моноконического сканирования по угловым координатам и электронный автодальномер цели,для защиты от Шрайков применяли прерывистые режимы работы РЛС самоходной установки разведки и наведения.
      ну и + работа по чужому подсвету

      Есть ведь
      "Газетчик-Е"



      ну и тд
      есть много способов:
      1.Ракета ловушка(применяется для защиты автономной и высокомобильной РЛС (ЗРК), ведущей боевую работу в движении и на месте, при отсутствии взаимодействующих РЛС, времени и средств для размещения вокруг N ДИИ)

      2.Средство постановки аэрозольных и дипольных помех, инфракрасных ловушек, выстреливаемых минами
      3.Если напишу меня 99% не поймет belay
      Подробнее "открыто" тут:
      Волжин А.Н., Сизов Ю.Г. Борьба с самонаводящимися ракетами. М.,Воениздат, 1983.

      Небабин В. Г., Кузнецов И.Б. Защита РЛС от ПРР //Зарубежная радиоэлектроника. 1991

      Цитата: амурец
      Войсковые быстро меняют позиции,чего не скажешь об объектовых.

      а "шрайкам" это по "барабану" (объектовый или войсковой).


      Кто не успел ,тот опоздал.

      А редко кто успевал.

      Работное время комплекса К-1 от обнаружения самолета противника до
      выдачи целеуказания на дивизион с учетом распределения целей и возможной необходимости переноса огня составляло 32 с.
      Надежность отработки целеуказания достигала величины более 90% при среднем времени
      поиска цели станцией наведения ракет 15—45 с.
  11. Гомель 26 февраля 2016 17:17
    Прошу прощения за оффтоп, пишу с телефона,
    пришла интересная ссылка на автора про новое гвардейское штурмовое подразделение инженерных войск в г. Муроме (Владимирская область)

    сам сейчас не могу обработать далеко от компьютера, если у кого есть время и желание пусть опубликуют на ВО, очень интересная статья и фоток много

    http://www.livejournal.com/magazine/1357367.html
    1. 52гим 26 февраля 2016 22:09
      Камрад!А в чём проблема7 Спокойно приезжаете домой, обрабатываете материал не только по ссылке на жижу, но и по другим источникам, включаете мозг и пишете статью.Гугель Вам в помощь, и да не отсохнет рука , тыкающая в клавиатуру!
  12. 52гим 26 февраля 2016 22:03
    Спасибо за немного сумбурную, но вкусную статью!Хоть наконец-то ощутил себя на topwar-е, а то эта политически-комедийная часть уже задолбала.Кста, С-125 очень нравилась именно компактностью, хотя и Отец, и Тесть служили на красивейшей С-75.Ну, тут чисто эстетика, чего уж там...
    1. Ale.xey 26 февраля 2016 22:47
      Как бывший офицер наведения я с-75,совершенно с Вами согласен
  13. vlad575nso 14 марта 2016 06:04
    ЗРК MIM-23 «Хок» был принят на вооружение в 1960 году, на четыре года раньше советского С-125
    Комплекс С-125 с ракетой В-600П был принят на вооружение 21 июня 1961 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №561-233

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня