Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук


Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.


За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук


Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного оружия во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров — 2,8М, на уровне моря — 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.

Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”


Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук


Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.

Ракета «Циркон». Битва за гиперзвук

Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).


Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000—10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 98
  1. инженер 25 февраля 2016 07:14
    не нужно обязательно корабль топить. главное нанести повреждения несовместимые с выполнением боевой задачи. а для этого и не большой бч хватит при прямом попадании. так что вполне перспективно.
    1. Владимирец 25 февраля 2016 07:52
      Цитата: инженер
      не нужно обязательно корабль топить. главное нанести повреждения несовместимые с выполнением боевой задачи.

      У авианосца достаточно серьёзно повредить полетную палубу.
      1. Bersaglieri 25 февраля 2016 09:59
        Лучше- подъемник. И "остров"
        1. Lance 27 февраля 2016 20:42
          Автор-

          1. Чего то перепутал- ПКР из ЗУР делать не надо, последняя не под то заточена, да и дальности не те.

          2. Чего то все проспал- китайцы с 2000г делают DF-21D, которая и ПКР, и летит на 2 тыс км через стратосферу по квазибаллистической с маневрированием.
          В прошл году ее вытащили на парад и ролик красивый сняли)


          И по непроверенным) слухам подобные разработки ведут не только китайцы..
          1. Фалкон 27 февраля 2016 23:32
            Цитата: Lance
            1. Чего то перепутал- ПКР из ЗУР делать не надо, последняя не под то заточена, да и дальности не те.


            С-300 в советские времена испытывали по наземным целям, бо баллистической траектории, на дальность в 400 км... Как раз очень даже та.

            Цитата: Lance
            2. Чего то все проспал- китайцы с 2000г делают DF-21D, которая и ПКР, и летит на 2 тыс км через стратосферу по квазибаллистической с маневрированием.


            И чем она так страшна? В стратосфере ее любой "замухрыжный" Иджис видит как ясное солнце.

            Достаточно иметь в сотне км, от основной группы, один берк с Sm-3 или баржу "из под речного песка" с THAAD.

            DF-21 очень распиаренная ракета конечно! Вот только решения по борьбе с ней давно уже придуманы. И как-то Китайская инженерная мысль не сильно всех обеспокоила...

            Тот же калибр, при реализации we со спутника (ну так помечтаем) да с сверхзвуковой БЧ. Как минимум не менее опасен будет. А по соотношению цена-качество так и раза в три лучше...
            1. Чёрный Полковник 4 марта 2016 09:36
              С-300 в советские времена испытывали по наземным целям, по баллистической траектории, на дальность в 400 км
              Совершенно верно. В своё время турки пеной исходили, что Кипр приобрёл С-300, т.к. эти ракеты можно было по наземным целям использовать.
      2. abrakadabre 25 февраля 2016 10:16
        У авианосца главное:
        1. Либо повредить катапульты - невозможность взлета.
        2. Либо обеспечить взрыв на ангарном уровне - прямое повреждение ЛА.
        3. Либо полный вывод из строя лифтов из ангара на полетную палубу. Что также сделает очень большую бяку - невозможность поднять ЛА наверх.
        4. Либо полный вывод из строя авиафинишеров - невозможность приземления ударных ЛА после возвращения.
        Разворотить же полностью полетную палубу до состояния невозможности ремонта силами экипажа корабля мне кажется сложнее. Потому что она большая и из толстого металла. Что требует гораздо больший наряд ракет в залпе.
        1. Владимирец 25 февраля 2016 13:03
          Цитата: abrakadabre
          Разворотить же полностью полетную палубу до состояния невозможности ремонта силами экипажа корабля мне кажется сложнее.

          Вряд ли самолеты при пробеге и разбеге смогут обруливать даже относительно небольшие пробоины в палубе. what
          1. abrakadabre 26 февраля 2016 08:29
            Для этого надо попасть точно по трассе разгона. Причем, при наличии 3-4 катапульт, по всем 3-4 трассам. Учитывая толщину палубы в несколько см стали, сомнительно, что повреждение даже от очень крупной БЧ буду в десятки-сотни кв.м. Мелкие же экипаж сможет заварить своими силами. А вот починить цилиндры давления или направляющую катапульты значительно сложнее. Также и по остальным перечисленным мной пунктам.
            1. Чёрный Полковник 4 марта 2016 09:40
              "...попасть точно по трассе разгона."
              Это слишком точная работа для ПКР. По-моему достаточно вывести из строя палубный лифт, а это "менее точечная" цель, и она более уязвима.
        2. ferdiperdozzz 25 февраля 2016 20:23
          А если просто перекосить его, ну чтоб наклонился ? Я не особо специалист, разъясните. На перекошенную ВВП самолёту сложно будет сесть, и взлететь непросто.
          1. abrakadabre 26 февраля 2016 08:25
            Перекосы корабля до некоторых пределов (исчерпания плавучести) исправляются контрзатоплением отсеков.
        3. Yarhann 26 февраля 2016 00:00
          авианоец юудет атаковатся групопй носителей этих ракет - попадания будут по всему кораблю в разных местах а учитывая что любой авианосец это танкер с ВПП то как бы очевидно что утонет он после масштабного пожара . На любом авианосце пожар это катастрофа - куча ГСМ куча боеприпасов - естественно что там очень классная система пожаротушения но как бы при массированном ударе будет нарушена герметичность и скорее всего локальные нарушения работы разных систем что недаст возможность в автоматическом режиме подавить очаги пожара - в итоге пожар начнет распространятся ну а там как бы понятно . Посмотрите статистику пожаров на авианосцах и ущерб от них и это не при атаке противником .
          А начсчет того что вы там собрались избирательно вырубать в корабле - это нереально большая часть ракет попадет в надстройку на палубе и около нее а так же в зону в районе ватерлинии если заложить в ракету такой маневр ну или маневр горка тогда будет атаковатся палуба и пробивать вниз несколько палуб .
      3. РПК 26 февраля 2016 04:56
        Ударить по рулям авианосца и он теряет свою функцию.
        1. abrakadabre 26 февраля 2016 08:32
          Рули скрыты достаточно глубоко. Атака ватерлинии очень хороша только если вдоль корпуса разворотить много отсеков, чтобы крен корабля стал критичным для использования ЛА и полное контрзатопление для выравнивания опасным для плавучести. А это довольно много попаданий вдоль ватерлинии.
        2. Чёрный Полковник 4 марта 2016 10:01
          Если авианосец неподвижен, это не значит, что ЛА с него не будут взлетать, или садиться. Т.е. авианосец функции в данном случае выполнять будет.
  2. qwert 25 февраля 2016 07:26
    "Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. "
    Не стоит забывать о том, что 2Маха это 660м/с т.е. как пуля из калаша или как снаряд из пушки-гаубицы. При этом ракета в конце учапстка имеет массу не менее тонны. Тут и без ВВ разрушения будут такие же как у Гарпуна со взрывом.
    Ну и зря автор не упомянул про ракету Х-15, которая была принята на вооружение в 1988 году. Ракета предназначена для применения с ЛА, но прорабатывался вариант и для ПКРК с дополнительным стартовым ускорителем. Если бы не переворот 1992 года, то думаю корабельный вариант довели бы до серии.
    Двигатель: твердотопливный, двухкамерный РДТТ-160
    Длина: 4,78 м
    Диаметр корпуса: 455 мм
    Размах крыла: 0,8 м (0,92 — Х-15С)
    Стартовая масса: 1100 кг (1200 — Х-15С)
    Максимальная скорость на траектории: 5 М
    Дальность пуска: 50-280 км (50-150 — Х-15С[1])
    Максимальная высота полёта:
    по аэробаллистической траектории - 40 км
    по баллистической траектории - 90 км
    Минимальная высота пуска: 30 м
    Боевая часть: ядерная, до 300 кт
    Масса БЧ — 150 кг
    1. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 08:10
      X-15 имеет то, чт о имеет
      Макс. дальность пуска 60...150 км
      БЧ 150 кг
      Высотная траектория полета
      Стартовая масса, как у "Топора"

      И это без стартового ускорителя, используя все преимущества запуска с борта самолета

      Игры с гиперзвуком добром не заканчиваются
      1. srelock 25 февраля 2016 09:21
        Олег, Я смотрю вас опять на ниву "эксперта" потянуло... Весна близко или доплачивать стали? А чем Вам вот эта http://www.waronline.org аудитория не по вкусу?
        Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.
        fool
      2. Mairos 25 февраля 2016 12:58
        "Игры с гиперзвуком добром не заканчиваются"..
        Да - да.. ЛА тяжелее воздуха тоже, наверняка, не имели перспективы в глазах стратегов, в 19-м веке. )) А танки-то никак не решали исход сражений в 1-й мировой. ))
        1. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 23:01
          Цитата: Mairos
          ЛА тяжелее воздуха тоже, наверняка, не имели перспективы в глазах стратегов, в 19-м веке

          Ни одной успешной попытки в 19-м веке

          Пока не появились компактные бензиновые ДВС
  3. qwert 25 февраля 2016 07:27
    Ракета Х-15 существует в следующих модификациях:

    Х-15 — базовый вариант, ядерная боевая часть, система наведения инерциальная без коррекции;
    Х-15П — предназначена для борьбы с радарами систем ПВО противника. Боевая часть осколочно-фугасная. Система коррекции наведения пассивная, по радиолокационному лучу от цели;
    Х-15С — противокорабельная ракета. Боевая часть кумулятивно-фугасная. Система коррекции наведения активная, радиолокационная. Максимальная дальность пуска зависит от размеров цели и составляет 60-150 км.
  4. inkass_98 25 февраля 2016 07:59
    Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос”

    Разработка авиационного комплекса "Брамос" идет, насколько я понимаю. Он предназначен для использования на самолетах семейства Су-27/Су-30. Пока все не очень радужно, но процесс-то идет, заинтересованность в его реализации есть у обеих сторон, участвующих в проекте.
  5. Алсеерз 25 февраля 2016 08:00
    Капцов написал вменяемую статью и не почти ни разу не обмолвился о своих идефикс!? Я поражен! Чтотосдохло. Но, так держать...
    1. user 25 февраля 2016 11:03
      Но, так держать...


      Действительно, невероятно, но с выводами согласен.

      Что касается

      масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).


      Я думаю в этом случае надо рассмотреть применение ВВ с большим могуществом, хотя это не дёшево.
  6. aiw 25 февраля 2016 09:26
    Энергетика ТТРД радикально хуже чем у ПВРД, проблема в топливе. Одно дело завалить ЛА (сколько грамм ТНТ нужно что бы сбить аэробус?), другое дело нанести повреждения кораблю, пусть и не бронированному... Так что с ПВРД вариант куда перспективнее.

    Ну а нагрев - что нагрев? Одно дело обеспечить длительный полет на гиперзвуке, другое дело ракету запустить, ей лететь недолго. Вон с орбиты спускаемые аппараты входят на десятках М и ничего. Понятно, что масса теплозащиты будет значительной, так тем более ПВРД.
    aiw
    1. Вадим237 25 февраля 2016 11:11
      ГТРД гораздо прост в сравнении с ГПВРД, тем более как пример - ракету 5Я27 с ТТРД разгоняющим её до скорости в 15.5 Махов у нас сделали ещё в начале 70ых, сейчас её продолжение это ракета 53Т6 Газель стоит на вооружении системы ПРО А 135.
      1. Фалкон 25 февраля 2016 21:52
        Цитата: Вадим237
        ГТРД гораздо прост в сравнении с ГПВРД, тем более как пример - ракету 5Я27 с ТТРД разгоняющим её до скорости в 15.5 Махов у нас сделали ещё в начале 70ых, сейчас её продолжение это ракета 53Т6 Газель стоит на вооружении системы ПРО А 135.


        ТТРД ракеты Тополь или Ярс может развивать около 21 Маха. Не в этом дело. Это все в безвоздушном пространстве. В атмосфере никто такую скорость развить не может, нет такой термоизоляции. Еще не придумал никто. даже близко.

        Пока не могут толком на гиперзвуке обеспечить теплоизоляцию. По примеру Х-43...

        И я говорю именно о гиперзвуке, а "Циркон" - это сверхзвуковая ракета. Так как скорость заявляют в районе 4,5М а это не гиперзвук, а сверхзвук. Гипер идет от 5м
    2. mav1971 25 февраля 2016 20:02
      Цитата: aiw
      Вон с орбиты спускаемые аппараты входят на десятках М и ничего. Понятно, что масса теплозащиты будет значительной, так тем более ПВРД.


      А маневр? а ГСН?
      Не сравнивайте гиперзвуковое падение болванки с управляемым гиперзвуковым полетом...
      1. aiw 25 февраля 2016 22:56
        Буран вполне себе маневрировал. С ГСН конечно гораздо сложнее.
        aiw
        1. Фалкон 26 февраля 2016 08:42
          Цитата: aiw
          Буран вполне себе маневрировал. С ГСН конечно гораздо сложнее.


          Буран маневрировал на гиперзвуке вне атмосферы. Перед входом в плотные слои происходило торможение, для избегания перегрева.
          1. aiw 26 февраля 2016 23:15
            Как Вы себе представляете торможение вне атомосферы? Теплозащиту Бурана видели (плиточки такие)?
            aiw
            1. Фалкон 27 февраля 2016 08:55
              Цитата: aiw
              Как Вы себе представляете торможение вне атомосферы?


              А как тормозятся боевые блоки ракет? А как тормозился першинг? Есть например система орбитального маневрирования ЖРД такие...

              Цитата: aiw
              Теплозащиту Бурана видели (плиточки такие)?


              Да ну. Не знал. думал там дюралька в 1 мм толщиной как на ту-154.
              Или теплозащита от всех скорбей, прям как таблетка №13 в том анекдоте...
              1. aiw 27 февраля 2016 09:53
                Боевые блоки ракет тормозятся в плотных слоях атмосферы, если там и стоят какие то двигатели то не для торможения а для наведения на цель, в случае РГЧ как правило одна система ориентации на все БЧ, т.н. система разведения или "автобус". Системы орбитального маневрирования не используются для торможения в в том смысле, который Вы в это вкладываете.

                При сходе КА с орбиты импульс ЖРД сбрасывает скорость чуть ниже первой космической (только что бы КА сошел с орбиты), дальше все делает атмосфера.

                Более того, в американских лунных миссиях аполлоны входили в атмосферу на второй космической.

                > Да ну. Не знал.

                Это заметно.
                aiw
                1. Фалкон 29 февраля 2016 10:18
                  Цитата: aiw
                  Боевые блоки ракет тормозятся в плотных слоях атмосферы, если там и стоят какие то двигатели то не для торможения а для наведения на цель,


                  Ну ну. Потрудитесь посмотреть как входит хоть першинг в атмосферу

                  при v=7285 м/сек корабль получит тепловой поток в 1 ГВт (!) на кв.м поверхности. Время снижения с высоты 35 до 20 км составит 13.2 сек, за это время каждый кв.см поверхности получит 1.3 МДж тепла. Этого хватит, чтобы расплавить и испарить вольфрамовую обшивку с толщиной 13 см!

                  Цитата: aiw
                  Это заметно.


                  Кто бы говорил lol
  7. maximghost 25 февраля 2016 09:39
    Довольно неплохая статья, в отличие от статей по ЭКП.
  8. tchoni 25 февраля 2016 09:44
    главная проблема при "сверхдальних" пусках - предварительная разведка целей. а ее с помощью ракеты не решиш. Нужен самолет, спутник или БПЛА какой...
  9. podgornovea 25 февраля 2016 10:11
    А температура почему в Кельвинах? Что бы циферки побольше были или в Цельсий слабо перевести?
  10. DrVintorez 25 февраля 2016 10:50
    Автор, сколько у тебя пальцев на руке, если число носителей сверхзвуковых ракет умещается на "пальцах одной руки"?
    1. DrVintorez 25 февраля 2016 12:40
      Гранит:8 антеев, 1 орлан, 1 проект 1143.5
      Москит:7 проектов 956, 1 проект 1155.1, 2 проекта 1239, 21 проект 1241(2)1
      Вулкан:3 проекта 1164. Да, часть кораблей в ремонте, но как-то совсем пальцев не хватает!
      1. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 23:06
        Цитата: DrVintorez
        Да, часть кораблей в ремонте, но как-то совсем пальцев не хватает!

        От силы полсотни единиц, с учетом катеров и стоящих в резерве кораблей

        Поглядите на скольких носителях размещаются Калибры. и заодно боекомплект носителей
        1. DrVintorez 26 февраля 2016 18:41
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          От силы полсотни единиц

          полсотни едниниц пальцев на руке это на порядок больше чем должно быть.
          складывается ощущение, что и 300, и 500 единиц было бы мало. автору хочу заметить, что такое пренебрежение цифрами (ошибка на ПОРЯДОК!!!) это даже не моветон, это просто позорище, особенно при условии попыток написания "аналитических" статей. ладно бы один раз, но это же в каждой статье. то граниты на 1143 проекте, то 5-50 носителей, то списки невнятные, где корабль то считается, то не считается.
          1. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 22:06
            Цитата: DrVintorez
            складывается ощущение, что и 300, и 500 единиц было бы мало.

            конечно мало

            Экзосет/Гарпун/Инцзи/Тип90/NSM/LRASM могут запускаться с десятков тысяч носителей по всему миру. Тот же Экзосет стоит на вооружении 30 стран
            Цитата: DrVintorez
            ошибка на ПОРЯДОК!!!

            Ошибка - сравнение без учета ттх и тех. состояния носителей
            Сколько кораблей могут в реальности залп гранитами-москитами? И через какое время смогут повторить?

            А потом такие же как вы будут доказывать, как "трехмаховые ракеты" пробьют любой корабль. хотя по факту ракеты не трехмаховые, да и тех кот наплакал
            1. DrVintorez 1 марта 2016 12:12
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              А потом такие же как вы будут доказывать, как "трехмаховые ракеты" пробьют любой корабль. хотя по факту ракеты не трехмаховые, да и тех кот наплакал

              что-то я не помню чтоб доказывал о пробитии любого корабля трехмаховой ракетой.
              так как автор относится к цифрам с поражающей беспечностью его опусы вполне отвечают принципам демагога: наговорим побольше и покрасивее, авось прокатит. рекомендую как-нибудь получить зарплату с ошибкой в один ноль-в любом случае (в плюс или в минус) эффект будет зубодробительный.

              вопрос на засыпку: по каким целям должны отстреливать свои ракеты МРК и по каким - АПЛ.
  11. Alex_59 25 февраля 2016 12:37
    Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.
    Это почему это придется отказаться от ПВРД? Еще в 80-е годы опытная ракета ГЭЛА от МКБ "Радуга" летала от 4,5 М (точно) до 6 М (предположительно) на маршевом ГПВРД. Я уже не говорю про ЗРК "КРУГ", который на 3 М летал с ПВРД и является дремучим старьем. Американцы на Х-43 добились устойчивой работы ГПВРД на скорости 9 М и в рамках проекта Х-30 теоретически определили предел устойчивой работы ГПВРД в 17 М.
    1. mav1971 25 февраля 2016 20:05
      Цитата: Alex_59
      Это почему это придется отказаться от ПВРД? Еще в 80-е годы опытная ракета ГЭЛА от МКБ "Радуга" летала от 4,5 М (точно) до 6 М (предположительно) на маршевом ГПВРД. Я уже не говорю про ЗРК "КРУГ", который на 3 М летал с ПВРД и является дремучим старьем. Американцы на Х-43 добились устойчивой работы ГПВРД на скорости 9 М и в рамках проекта Х-30 теоретически определили предел устойчивой работы ГПВРД в 17 М.


      Вы видимо читаете через строки.
      отказ от ПВРД идет только в силу необходимых типовых размеров, для установок в УВП!
      Все остальные характеристики двигателей идут "в топку", ввиду их размеров.
    2. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 23:18
      Цитата: Alex_59
      опытная ракета ГЭЛА от МКБ "Радуга" летала от 4,5 М (точно) до 6 М (предположительно) на маршевом ГПВРД.

      ГЭЛА весила 15 тонн, потому идет в топку

      Задача нашего времени - разместить гиперзвуковую ракету в УВП
      1. Alex_59 26 февраля 2016 11:07
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        ГЭЛА весила 15 тонн, потому идет в топку

        Задача нашего времени - разместить гиперзвуковую ракету в УВП


        А Циркон сколько весит? А УВП вы представляете только как УКСК? На Кузнецове и Петре Великом ПКР тоже в УВП стояли, вообще без проблем. Что там в итоге сделают на 1144 можно только гадать.
        1. opus 26 февраля 2016 22:07
          Цитата: Alex_59
          А УВП вы представляете только как УКСК? На Кузнецове и Петре Великом ПКР тоже в УВП стояли, вообще без проблем. Что там в итоге сделают на 1144 можно только гадать.


          УВПУ 3С-14-22350



          частично тут:


        2. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 22:11
          Цитата: Alex_59
          А Циркон сколько весит?

          3-4 тонны МАКСИМУМ
          Цитата: Alex_59
          А УВП вы представляете только как УКСК?

          Вы предлагаете создать еще одну
          и установить на остальные типы строящихся кораблей - от МРК до ТАРКРА
          Цитата: Alex_59
          Петре Великом ПКР тоже в УВП стояли,

          по сути они были наклонными, не УВП
          под единственный тип б/п
          Цитата: Alex_59
          Что там в итоге сделают на 1144 можно только гадать.

          если хотят 80 УКСК, другие ПУ не поместятся
          1. Alex_59 26 февраля 2016 23:11
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Вы предлагаете создать еще одну

            Да. Почему нет?
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            и установить на остальные типы строящихся кораблей - от МРК до ТАРКРА
            От ботика Петра Первого берите. Зачем мне приписывать то что я не говорил? Ставить только на корабли 1-го ранга. А в чем проблема? Опять про массовость и т.д. Это в ваших мечтах. А в реале все строго ранжировано. Гарпуны и экзосеты не предназначены для уничтожения кораблей классом фрегат и выше. (Не верите? Но это мнение разработчика, не моё. Аналог Гарпуна Х-35 http://www.ktrv.ru/production/68/673/67/ - черным по белому написано, что ПКР предназначена для поражения кораблей с ВИ до 5000 тонн! Все ваши статьи в стиле "уж мой-то броненосец гарпуном каким-то не убьешь". А ваш броненосец в 5000 уложится, чтобы по нему Гарпун применять? Давайте, бронируйте 5000 тонный фрегат от Гарпунов, вперед!) Цирконы не предназначены для уничтожения кораблей классом крейсер и ниже. И популяция средств поражения пропорциональна популяции целей.
            На жигулях ездят работяги, на майбахах олигархи. Майбахов мало, но и олигархов тоже мало. Жигулей много, дак и работяг не меряно. Тополем не стреляют по танкам, а Искандером по Вашингтону.
            Так что будет Петр с Цирконами нацелен на авики, штучному товару - штучный ответ.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            по сути они были наклонными, не УВП

            Да плевать какие они там, наклонные или нет. Главное выдавали такое, что у американских адмиралов волосы на спине шевелились.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            под единственный тип б/п

            Какой ужас. Ну бывает, чё.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            если хотят 80 УКСК, другие ПУ не поместятся
            Чего они там хотят и что получится только Аллаху пока что ведомо. Не нам с вами.
            1. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 23:57
              Ставить только на корабли 1-го ранга. А в чем проблема? Опять про массовость
              \
              И сам знаешь ответ

              1. сколько получится кораблей 1-го ранга с отдельным УВП под Циркон.
              2. насколько повысит потенциал ВМФ возможность применения Циркона фрегатами и МРК?
              3. всегда эффективнее иметь одну УВП и боекомплект УР различного назначения - в любой пропорции
              4. Циркон с требуемыми характеристиками на основе технологий ЗУР с ТТРД должен без проблем поместиться в УКСК

              если все так - о чем спор?
              Цитата: Alex_59
              Гарпуны и экзосеты не предназначены для уничтожения кораблей классом фрегат и выше.

              А что тогда предназначено
              Цитата: Alex_59
              предназначена для поражения кораблей с ВИ до 5000 тонн!

              Какое водоизмещение было у Атлантик Конвейора?

              только не говори, что живучесть Конвейора выше, чем у какого-нибудь Мистраля или эсминца Коул
              1. Alex_59 29 февраля 2016 08:39
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                1. сколько получится кораблей 1-го ранга с отдельным УВП под Циркон.

                Почему отдельным УВП по Циркон? Засунем в эту УВП ЗУР типа 40Н6 и ОТБР типа "Искандер". А носителей будет мало. Как всегда. Но России на это пофиг, мы держава сухопутная. wink
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                2. насколько повысит потенциал ВМФ возможность применения Циркона фрегатами и МРК?
                Фргеаты и МРК не будут применять Циркон.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                3. всегда эффективнее иметь одну УВП и боекомплект УР различного назначения - в любой пропорции

                Ровно до тех пор пока УВП не становится тормозом прогресса. В советском ВМФ была одна крайность - под каждую УР своя ПУ. В американском ВМФ - другая крайность, одна УВП для всего. Как итог сегодня у них есть явная потребность в новой УВП, но при мысли о переоснащении 90 НК на новую систему в сенате начинаются обмороки. А так хочется засунуть на Берка не беспомощную SM-3 а GBI или что-то типа этого. Но никак...
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                А что тогда предназначено
                Брамос, Вулкан, Гранит, Калибр, Томагавк и прочее. Вообще ракеты делятся на тактические, оперативно-тактические, оперативные, стратегические. Гарпун, экзосет - это тактическое оружие. Москит, Брамос - оперативно-тактическое, Гранит, Калибр, Томагавк, Базальт - оперативное. Томагавк и Калибр может быть еще и стратегическим. Вот отсюда и пляска. Гарпуном можно конечно долбануть эсминец, но вообще-то он для этого не предназначен. Его применение по такой цели - не планировалось создателем. Но применение возможно, если больше ничего под рукой нет.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Какое водоизмещение было у Атлантик Конвейора?
                А он боевой корабль? Идем еще раз по ссылке и читаем по буквам: http://www.ktrv.ru/production/68/673/67/ предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов Ваш Атлантик - это морской транспорт (гражданское судно), а про боевые КОРАБЛИ речь лишь о тех, ВИ которых менее 5000.
                1. SWEET_SIXTEEN 9 марта 2016 04:13
                  Цитата: Alex_59
                  Фргеаты и МРК не будут применять Циркон.

                  Почему им решено отказать в праве на современное ракетное оружие??

                  не любишь фрегаты?
                  Цитата: Alex_59
                  Как итог сегодня у них есть явная потребность в новой УВ

                  Признайся, что сочинил это сам
                  Цитата: Alex_59
                  Но применение возможно, если больше ничего под рукой не

                  Больше ничего у НАТО и нет
                  Цитата: Alex_59
                  А он боевой корабль?

                  Современные боевые корабли несут броню?

                  Тогда чем эффект от взрыва БЧ будет отличаться от Конвейора ?эсминец Коул в пример

                  ссылку читайте сами, я не обязан верить тому, что противоречит здравому смыслу
          2. Фалкон 27 февраля 2016 09:06
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Вы предлагаете создать еще одну
            и установить на остальные типы строящихся кораблей - от МРК до ТАРКРА


            Я предлагаю!
            И дело даже не в Цикроне. Нужна увп способная принимать 48н6 вместе с калмбрами и 4 шт 9м96. Диаметр ТПК 1м.
            Ну либо пилить "крылышки" 48-ки для чего-то среднеро между зс-14 и метровым тпк.
    3. opus 26 февраля 2016 22:25
      Цитата: Alex_59
      Еще в 80-е годы опытная ракета ГЭЛА от МКБ "Радуга" летала от 4,5 М (точно)

      ГЭЛА воздушного старта
      высота пуска 7000 м,скорость пуска 800км/ч

      длительный (3400 сек) маршевый полет со скоростями М=2,3–4,5 на высотах от 8 до 27 км.

      Цитата: Alex_59
      до 6 М (предположительно)

      это уже

      Цитата: Alex_59
      Я уже не говорю про ЗРК "КРУГ"

      отказались из за углов атаки и срыва потока

      Цитата: Alex_59
      на Х-43 добились устойчивой работы ГПВРД на скорости 9 М и в рамках проекта Х-30 теоретически определили предел устойчивой работы ГПВРД в 17 М.

      1.Не 9М,а 9,6М
      2.Не "устойчивой" работы ,а всего лишь 10секунд (рекорд скорости)
      RELEASE : 05-156
      Faster Than a Speeding Bullet: Guinness Recognizes NASA Scramjet



      3,На 17М представьте тракт камеры сгорания? метров 20?
      Этого будет явно "маловато"


      1. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 23:38
        Откуда он всё это знает?))

        /Как надо делать - это знания, как не надо - опыт/
  12. Оператор 25 февраля 2016 13:38
    152-мм тактический ядерный заряд мощностью 3 кт весит порядка 40 кг и является оптимальной боевой частью для баллистической противокорабельной ракеты на базе зенитной ракеты 40Н6, входящей в состав ЗРК С-500.

    Стартовый вес ракеты - 2 тонны, количество ступеней - две, скорость - 3 М, максимальная дальность - 600 км.

    Система ПРО корабельного соединения преодолевается за счет противозенитного маневрирования БЧ после отделения от второй ступени ракеты.

    P.S. Наконец-то рациональная статья от Олега Капцова. Желательно услышать от автора что-либо о последних инициативах Эштона Картера по реанимации проектов противолодочных подводных дронов и "роящихся" воздушных дронов в ответ на развертывание крылатых и баллистических противокорабельных ракет в России и Китае.
    1. Фалкон 25 февраля 2016 22:01
      Цитата: Оператор
      152-мм тактический ядерный заряд мощностью 3 кт весит порядка 40 кг и является оптимальной боевой частью для баллистической противокорабельной ракеты на базе зенитной ракеты 40Н6, входящей в состав ЗРК С-500.

      Стартовый вес ракеты - 2 тонны, количество ступеней - две, скорость - 3 М, максимальная дальность - 600 км.


      Такой чуши понаписали. Или Вы в Алмаз-антей работаете? Тогда похоже Вас пора посадить wink
      Нет никаких данных об С-500, о его ракетах, о том, что в нем будет применятся ракеты от С-400, о дальности весе и скорости 40Н6 темпаче, о количесве ступеней, и уж тем более о дальности по баллистической траектории.

      да и все ядерные заряды сняты с пкр
      1. Оператор 26 февраля 2016 13:01
        Данные по ракете 40Н6 взяты из статьи С-500 на militatyrussia.ru - ссылки на источники информации там приводятся.

        Для того чтобы оценить стартовый вес, скорость, дальность и количество ступеней 40Н6 вполне достаточно знать габариты универсального ТПК пусковой установки С-300/С-400/С-500.

        Речь идет о ядерной БЧ баллистической ракеты (на базе зенитной), а не крылатой ракеты.

        Фалкон: "Все ядерные заряды сняты с ПКР" (С) - а вот с этого момента пожалуйста поподробнее - вы, часом, не в 12-м Главке МО РФ работаете? laughing
        1. Фалкон 26 февраля 2016 15:29
          Цитата: Оператор
          Для того чтобы оценить стартовый вес, скорость, дальность и количество ступеней 40Н6 вполне достаточно знать габариты универсального ТПК пусковой установки С-300/С-400/С-500.


          И как же зная размеры ТПК определить скорость, дальность и количесво ступеней?

          А почему ТПК должны быть идентичны с 9м96 и 9м82/83 как то не парились с изобретением новых ТПК?

          Там еще такое есть в этой статье.


          Какой вес для этого ТПК?...
          1. opus 26 февраля 2016 22:32
            Цитата: Фалкон
            Какой вес для этого ТПК?...

            стопятсот..




            47,2 /2 -10% =около 20 тонн
          2. Оператор 26 февраля 2016 23:49
            Я привел оценку характеристик загоризонтной противокорабельной баллистической ракеты на базе зенитной 40Н6 и её ТПК, унифицированного для линейки ракет ЗРК, начиная с С-300.

            Скорость самонаводящейся ракеты ограничена скоростью возникновения плазменного облака. Для работы радиолокационной ГСН скорость 1~1,5 км/с (3~4,5 М) является пределом.

            На приведенной вами иллюстрации изображена пусковая установка ракет ПРО малой дальности 45Т6 со скоростью 2 км/с (6 М). Эти ракеты летят в облаке плазмы и наводятся с земли в пределах прямой видимости радиокомандным способом через канал в плазме, образованный струей фреона.
            1. Фалкон 27 февраля 2016 09:09
              Цитата: Оператор
              Я привел оценку характеристик загоризонтной противокорабельной баллистической ракеты на базе зенитной 40Н6 и её ТПК, унифицированного для линейки ракет ЗРК, начиная с С-300.


              Начиная с С-300 есть куча разных ТПК. Для 48н6 для 9м82 для 9м96.

              9м82 развивает скорость в 2500 м/с
              1. Оператор 27 февраля 2016 13:43
                Противокорабельная баллистическая ракета на базе 40Н6 со стартовым весом 2 тонны, диаметром 519 мм и скоростью 1 км/с будет обеспечивать доставку 3-кт спецБЧ на расстояние 600 км с самонаведением на конечном участке.

                ПБР на базе 9М82 со стартовым весом 6 тонн, диаметром 1215 мм и скоростью 2,5 км/с сможет сделать тоже самое, но только с радиокомандным наведением с борта носителя в пределах радиогоризонта, поскольку плазменное облако вокруг головной части не позволит осуществить самонаведение ракеты.

                Как вы представляете радиокомандное наведение ПБР, запущенной с борта подводной лодки? laughing
                1. Фалкон 27 февраля 2016 23:24
                  Цитата: Оператор
                  ПБР на базе 9М82 со стартовым весом 6 тонн, диаметром 1215 мм и скоростью 2,5 км/с сможет сделать тоже самое, но только с радиокомандным наведением с борта носителя в пределах радиогоризонта,


                  С чего вдруг 9м82 имеет радиокомандное наведение? На конечном этапе она наводится полуактивной головкой.

                  И как же решена проблема с
                  Цитата: Оператор
                  плазменное облако вокруг головной части не позволит осуществить самонаведение ракеты.


                  У ее полуактивной головки?

                  Цитата: Оператор
                  диаметром 519 мм и скоростью 1 км/с


                  Откуда? Скорость 48н6 1900-2100 м/с, для большей дальности, помимо алгоритма полета, скорость 40н6 должна быть определенно больше. Да и перспективная модификация 48н6 планируется с АГСН от 9м96. И как там быть с
                  Цитата: Оператор
                  плазменное облако вокруг головной части не позволит осуществить самонаведение ракеты.




                  Цитата: Оператор
                  Как вы представляете радиокомандное наведение ПБР, запущенной с борта подводной лодки?


                  ? я где такое писал? Это Вы похоже что-то представляете. Причем тут вообще подлодка, радиокомандное наведение и т.д и т.п. Разговор совсем на другую тему!!! Что за демагогия из пустого в порожнее то???
                  1. Комментарий был удален.
  13. Даос 25 февраля 2016 14:47
    Что то в лесу сдохло... честное слово. belay

    А по сути статьи. Всё вполне логично так и есть... кстати недостаток веса БЧ в данном контексте вполне обходится... Если БЧ на скоростях порядка 5М попадает в палубу то скорее всего она пробьёт корабль если не навылет то близко к тому - и посему подрыв даже 50 кг современного ВВ скорее всего вызывет фатальную контузию конструкции. Вспомним что произошло с Ромой (Фриц конечно был крупнее - но основное что он разорвался фактически под кораблём).

    Кстати не вижу и проблем с "ранним обнаружением" целей... Совершенно необязательно имея многоступенчатую конструкцию лететь по баллистической траектории... Ничто в принципе не мешает подойдя на дозвуке ниже линии радиогоризонта последние 20-30 км преодолеть стремительным броском гиперзвуковой ступени...
    1. тлауикол 25 февраля 2016 15:19
      откуда 5М на финише? Даже Искандер теряет скорость в три раза ( с 2100 до 700м/с ). Ядреные боеголовки - и те тормозят в плотных слоях
    2. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 23:32
      Цитата: Даос
      Вспомним что произошло с Ромой (Фриц конечно был крупнее - но основное что он разорвался фактически под кораблём).

      Ох ты ж, какие сравнения

      Бронебойная бомба Фриц, сама по себе, являлась боевой частью массой 1380 кг
      содержание взрывчатки - 270 кило, это в ПЯТЬ раз больше, чем любом Экзосете или Гарпуне!!

      Из семи сброшенных фрицев в трех атаках (в цель попали 5), смог быть потоплен всего 1 ЛК
      Цитата: Даос
      Ничто в принципе не мешает подойдя на дозвуке ниже линии радиогоризонта последние 20-30 км преодолеть стремительным броском гиперзвуковой ступени...

      А) дозвук обнуляет всю концепцию "длинной руки" и "быстрого удара"
      Б) В принципе, многое мешает развить гипезвук на ПМВ
      Двухтонный Калибр, в теории, развивает 2,9М. Какой станет стартовая масса при 5М?
      1. тлауикол 26 февраля 2016 08:54
        справедливости ради : 5 попаданий, 1 ЛК потоплен, 2 повреждены + Кр. Отл. результат !
        1. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 11:05
          достоверно известно лишь семь случаев прямого попадания FX1400. Относительно Hs293 можно говорить примерно о 20-25 случаях прямого попадания и 10-15 случаях близкого разрыва бомбы с серьезными последствиями для корабля (имеющиеся у нас данные, к сожалению, не позволяют произвести более точный подсчет). Таким образом, вероятность прямого попадания для FX1400 равняется 6,5% от общего числа использованных и 11,5% от числа выпущенных над целью; для Hs293 порядка 6% и 9% соответственно.

          Успех германской авиации в борьбе с флотом западных союзников в значительной мере зависел не только от совершенства противокорабельного оружия и методов его применения, но и от силы противовоздушной обороны атакуемых целей. Последняя же на протяжении войны неуклонно возрастала. Поэтому по своей результативности применение планирующих бомб в 1943 начале 1944 г. сопоставимо с использованием обычных бомб с горизонтального полета в 1939 1941 гг. и с бомбометанием с пикирования в 1941 1942 гг.

          К концу лета 1944 г. использование УАБ практически прекратилось. Парадоксально, но факт: немцам пришлось отказаться от своего ╚высокоточного оружия╩, тогда как торпеды и обычные бомбы продолжали оставаться на вооружении изрядно поредевших противокорабельных частей Люфтваффе. Дело в том, что для успешного применения Hs293 требовалось совпадение двух факторов благоприятные погодные условия и отсутствие сильного истребительного противодействия, а такое совпадение на завершающем этапе войны имело место лишь в редких случаях.
      2. Даос 26 февраля 2016 10:57
        Начнём с того что и ВВ нынче помощнее аматола. Так что вес ВВ отчасти компенсирован... Ну а насчёт остального ... надеюсь не надо напоминать что в формуле энергии мы массу умножаем на КВАДРАТ скорости? Так что результатик можно получить куда как покруче. Ну и причём тут процент попаданий для "фрица" я вообще не пойму мы же вроде как о современных ракетах не? Фриц то чисто для примера что бывает даже с бронированной и большой лоханкой если её бьют в палубу а разрыв идёт под кораблём. Но это так, лирика.

        Дозвук ничего не "обнуляет" - это всего лишь одна из возможностей. А уж проецировать массу на скорость - это вообще из разряда "смешались в кучу кони люди" - там ведь нет линейной зависимости. Более того, открою страшную тайну - самый "энергозатратный" участок это режим барьерного перехода. При росте скорости когда аппарат выходит "на скачок" сопротивление резко падает - т.е. для выхода на закритические скорости достаточно краткосрочной работы ускорителя, бустера, вполне сбрасываемого (по схеме Москита например)
        Проблема гиперзвука это не достижение мощности необходимой для этой скорости а удержание устойчивости аппарата при движении "на скачке" и возможности им управлять (т.к. обычные схемы управления тут не работают)
        Отчасти кстати проблемы гиперзвуковых ракет похожи на проблемы "Шквала" - только роль скачка уплотнения играет кавитационная полость. Шквал очень тяжёл по сравнению с обычными торпедами?
        1. SWEET_SIXTEEN 26 февраля 2016 22:35
          Цитата: Даос
          Начнём с того что и ВВ нынче помощнее аматола.

          Не в пять раз
          Цитата: Даос
          в формуле энергии мы массу умножаем на КВАДРАТ скорости

          к чему это было сказано, других формул не знаете?

          площадь пробоины никак не зависит от скорости
          максимум, что сможет высокоскоростной б/п - проделать в корпусе сквозное отверстие. И этого наоборот лучше избегать, БЧ должна сработать внутри
          Цитата: Даос
          Фриц то чисто для примера что бывает даже с бронированной и большой лоханкой если её бьют в палубу а разрыв идёт под кораблём.

          И что же бывает то?

          Если намекаешь на выбитое днище - то черта с два. Размер пробоины не настолько велик, чтобы потопить большую бронированную лоханку. 5 попаданий Фрицев + 2 попадания 2000 фн. бомб в в Салерно, результат - потопили одну Рому. И то лишь со второго попадания и благодаря тому, что макаронники не тушили пожар в МО
          Цитата: Даос
          Шквал очень тяжёл по сравнению с обычными торпедами?

          Да, он тяжелее на тонну по сравнению с обычными 21"

          При этом имеет в пять раз меньшую дальность хода и оснащен более легкой БЧ (210 кг против 300)
  14. e_krendel 25 февраля 2016 14:55
    "РазрЯженным" может быть оружие или блондинка, а воздух на большой высоте - разрЕженный (от слова "рЕдкий").
  15. voyaka uh 25 февраля 2016 14:58
    Как-то забыт Боинговский X-51 WaveRider?

    Вот его схема:
  16. voyaka uh 25 февраля 2016 15:00
    А вот и сам WaveRider
    под крылом Б-52
    Пролетел 350 км со скоростью 5 МАХ. Не сгорел, просто горючее кончилось.
    1. mav1971 25 февраля 2016 20:09
      При его то линейно-прямолинейном движении, когда боялись смещения на долю градуса? что бы не дай бог не развалился, как в предыдущие разы...
    2. SWEET_SIXTEEN 25 февраля 2016 23:36
      Цитата: voyaka uh
      А вот и сам WaveRider
      под крылом Б-52

      При всех преимуществах воздушного базирования, стартовая масса 1,8 тонны. И это еще только макет без БЧ!!!

      + бустер-ускоритель
      поместится в УВП?
    3. opus 26 февраля 2016 22:41
      Цитата: voyaka uh
      Пролетел 350 км со скоростью 5 МАХ. Не сгорел, просто горючее кончилось.

      махонькая "неувязачка"..
      не сгорел ,верно,на высоте 21300 м.


      платформа B-52 произвела пуск на высоте около 50000 футов (15 км)
      1. voyaka uh 28 февраля 2016 17:05
        А разве нельзя пролететь на 5-6 МАХ на высоте 20 км, например,
        1000 км, а потом снизить скорость над целью и вниз -
        на сверх-звуке?
        1. opus 28 февраля 2016 19:10
          Цитата: voyaka uh
          А разве нельзя пролететь н

          можно.
          Так и будет летать 3М22 (только повыше,скорее всего от 30 км, там где "дырка" в ПВО)

          Цитата: voyaka uh
          а потом снизить скорость

          можно и не снижать ,если практически отвесное пикирование на цель( там где "дырка" в ПВО по углам возвышения).
          30 км на скорости 1,7 км/с ... за 15-20сек не расплавится и не сгорит.

          Автор просто очень слабо понимает про ЗУР и про гпзв.
  17. polkovnik manuch 25 февраля 2016 17:31
    Статья очень понравилась ,автор сумел все разьяснить как "школьнику". Надеюсь и у нас есть более перспективные разработки , если нет ,то нужно срочно "отдать" на Запад "эффективных менеджеров" и прочих либерастов (можно в обмен на технологии ! Хотя на этот политический мусор там никто не клюнет),но думаю в ближайшем будущем данная проблематика станет еще актуальнее.Стране нужны новые технологии , перевооружатся нужно активнее , надеюсь перспективных разработок хватит .
  18. dakty 25 февраля 2016 17:52
    Начал читать статью - интересно! В середине подумал: может капцов?!
    В конце - был уверен - он!
    Автор сменил тактику - перестал СРАЗУ хаить продукт отечественного ОПК, а стал к этому "как бы подводить" в конце. Кстати, "поражает широта знаний" автора: от бронированных кораблей, до гиперзвука!!!!(как говорится от ганд.на до патрона) Вассерман курит в сторонке
    Предлагаю администраторам сделать новую вкладку в топе страницы: "главная", " новости", ..., "технологии", " капцов"....
  19. goncharov.62 25 февраля 2016 19:12
    "американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар " - А причем здесь Михал Иванович? - поясните, плыз...
    1. Оператор 25 февраля 2016 19:56
      Эскортный авианосец USS Kalinin Bay CVE-68 (Casablanca class) был назван по имени залива на острове Крузов в составе архипелага Александра около берегов Аляски.

      Остров назван в честь русского адмирала Александра Ивановича фон Круза.
  20. garri-lin 25 февраля 2016 19:55
    вопрос по БЧ . как моряк я знаю что пожар на судне страшная штука. ООООЧЕНЬ страшная. рассматривался ли вопрос об оснащнии ПКР не взрываюшимися БЧ а термобарическими. когда в " тольше" конструкций корабля образуетсч аэрозольное облако способное просочится куда угодно, и вызвать не только повреждение конструкций при подрыве но и многочисленные очаго возгорания.
    или же использовать сверхтекучую жидкость с эффектом самовозгорания в присутствии кислорода, и очень высокой температурой горения. градвсов так до 3000
  21. mav1971 25 февраля 2016 20:14
    Олегу! Большое спасибо за статью.
    Сам считал ПКР на классической схеме. но с ПВРД и скоростями в М5 - нереальным пока с технологической точки мифом.
    А вот ассоциативным рядом с ЗУР как то я был обделем.
    Хотя ведь знал и про Талосы, и про Стандарты.

    Спасибо!
  22. инженер 25 февраля 2016 22:34
    абсолютное большинство современных боевых сверх и гипер звуковых ракет твёрдотопливные. прямоточный реактивный двигатель это гражданский космос. там у них превосходство. а для быстрого боя нужны твёрдотопливные. маневренность и быстрота подготовки искупают плохую управляемость.
  23. Glad 26 февраля 2016 00:03
    Цитата: garri-lin
    вопрос по БЧ . как моряк я знаю что пожар на судне страшная штука. ООООЧЕНЬ страшная. рассматривался ли вопрос об оснащнии ПКР не взрываюшимися БЧ а термобарическими. когда в " тольше" конструкций корабля образуетсч аэрозольное облако способное просочится куда угодно, и вызвать не только повреждение конструкций при подрыве но и многочисленные очаго возгорания.
    или же использовать сверхтекучую жидкость с эффектом самовозгорания в присутствии кислорода, и очень высокой температурой горения. градвсов так до 3000

    Там времени может не хватить на образование аэрозольного облака с нужными параметрами.
    Со своей стороны могу посоветовать две книги:
    1 - Гельфанд Б.Е., Сильников М.В. "Объёмные взрывы".
    2 - Гельфанд Б.Е., Сильников М.В. "Баротермическое действие взрывов".
    Не знаю, есть ли они в сети, не проверял, но можно погуглить...
  24. garri-lin 26 февраля 2016 12:50
    благоларю поищу на досуге.
  25. Даос 27 февраля 2016 12:09
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    к чему это было сказано, других формул не знаете?

    Я то знаю - а вот у вас похоже со знаниями совсем швах... это ведь так просто... увеличивать поражающее действие снаряда можно увеличивая его массу или скорость. При этом масса первая а вот скорость уже вторая производная - т.е. увеличить скорость выгоднее.
    Отсюда и ваш неграмотный взгляд на "дырку" в корпусе. При превышении определённого порога там уже не "дырка" - а выделение энергии при ударе (ваши любимые "рэйлганы" вспомните).
    Про "контузию" конструкции - т.е. распространению ударной волны по материалу корпуса и его соответствующее разрушение я тоже упоминал.

    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Да, он тяжелее на тонну по сравнению с обычными 21"

    При этом имеет в пять раз меньшую дальность хода и оснащен более легкой БЧ (210 кг против 300)


    При этом в эти же 5 раз быстрее (бесплатных пряников не бывает) Ну и с учётом того факта что его скорость не для обеспечения эффекта кинетического поражения цели в отличии от гиперзвука...
    1. aiw 27 февраля 2016 14:44
      Я не очень понял, от какой функции масса первая производная, и от какой функции скорость вторая производная, и по чему Вы дифференцировали belay ?

      Но в целом Вы правы, кинетиечская энергия это mv^2/2, и не обязатльно БЧ прошивает цель насквозь, зависит от материала БЧ, куда именно попадет и т.д. и т.п.
      aiw
    2. SWEET_SIXTEEN 27 февраля 2016 22:50
      Цитата: Даос
      При этом масса первая а вот скорость уже вторая производная

      laughing
      на пересдачу в след. году
      Цитата: Даос
      При превышении определённого порога там уже не "дырка" - а выделение энергии при ударе (ваши любимые "рэйлганы" вспомните).

      Рэйлган стреляет на испытаниях в бетонный блок шестиметровой толщины
      в котором тормозится снаряд
      Цитата: Даос
      При этом в эти же 5 раз быстрее (бесплатных пряников не бывает)

      в полтора-два раза тяжелее, в пять-десять раз меньше дальность

      а говорите - никаких проблем, разогнать БЧ до 5М
      когда в теории, при стартовом весе 2т, максимум 2,9М
  26. pooop 27 февраля 2016 14:34
    интересное направление, тут может быть революция в вооружении, за этим надо следить. Автору спасибо за статью, было интересно читать.
  27. Termit1309 28 февраля 2016 05:20
    Провальный курс модернизации советского оружия
    Автор Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук

    Российский танк пал жертвой интриг
    Корпорация "Уралвагонзавод" намерена представить на российской выставке вооружений Russian Expo Arms-2010 новый танк Т-95. Этим планам может помешать Министерство обороны РФ, чьи представители заявили о закрытии опытно-конструкторских работ по данному направлению. Вместо Т-95, устаревшего еще до рождения, военные предлагают дальнейшую модернизацию серийной модели Т-90. Эксперты считают подобную точку зрения, как минимум, спорной. Но, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", эта дискуссия бессмысленна, поскольку долги "Уралвагонзавода" составляют десятки миллиардов рублей, а производство безнадежно устарело. recourse
    Автор Владимир Терлецкий
    СМИ: Путин напрасно восхищался истребителем Т-50 - ему показали самолет со старой начинкой
    «Булава» если и полетит, то не усилит щит России
    Автор Иван Романов
    это краткий пересказ плача про полимеры за 2010 год. Булава летает , старые советские Су 24,25 летают в Сирии. Про угасшее танкостроение тоже смешно.
    Теперь у нас другие игрушки-Циркон не полетит laughing
    1. mav1971 29 февраля 2016 10:37
      Цитата: Termit1309
      Провальный курс модернизации советского оружия
      Автор Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук
      ////
      это краткий пересказ плача про полимеры за 2010 год. Булава летает , старые советские Су 24,25 летают в Сирии. Про угасшее танкостроение тоже смешно.
      Теперь у нас другие игрушки-Циркон не полетит laughing


      Но и радоваться особо нечему и чепчики кидать просто безумно.
      Ибо накапливаются проблемы и сдвигается все на более дальние перспективы.

      16 июля 2015 года.
      Единый день приёмки военной продукции
      Совещание у президента РФ.
      http://www.kremlin.ru/events/president/news/50005

      Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» в 2014 году сорваны сроки поставки первого в серии сторожевого корабля проекта 11356 «Адмирал Григорович». 31 мая 2015 года сорван скорректированный график. Анализ показывает, что корабль мы получим в ноябре 2015 года. Вызывает опасение, что и второй корабль этой серии, «Адмирал Эссен», будет сдан с опозданием. При этом за предприятием числится просроченная дебиторская задолженность в размере более 6 миллиардов рублей.
      Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева не поставлен в установленные государственным контрактом сроки самолёт-амфибия «БЕ-200ЧС». 15 мая 2015 года сорван срок по догоночному графику, под угрозой срыва находится и второй самолёт программы 2015 года. Задолженность предприятия составляет 1,4 миллиарда рублей.
      Акционерным обществом «Спецремонт» не выполнены четыре государственных контракта по капитальному ремонту бронетанковой инженерной техники. Просроченная дебиторская задолженность в размере более 43,5 миллиарда рублей. Причина – неготовность организации к большому объёму ремонта и техники и стопроцентное авансирование контрактов в 2012 году. Только в этот период было выплачено 25 миллиардов рублей.
      Всероссийским НИИ радиоаппаратуры не поставлены восемь станций адресного радиовизирования и передачи команд управления «Игла». Прогнозируется срыв поставки в 2015 году ещё шести аналогичных станций.
      Кроме того, предприятием более чем на год сорваны сроки разработки системы вторичной локации для авиационного комплекса радиолокационного дозора и наблюдения ОКР «Премьер». Причина срыва поставок комплектующих изделий – слабая отработка конструкторской документации и постоянная смена конструкторского и руководящего состава.
      Акционерным обществом «Технодинамика» не поставлено три многопозиционных пусковых устройства для самолёта «Ту-160». Поставка шести единиц программы 2015 года находится под угрозой срыва.
      Кировским заводом «Маяк» не поставлены 326 управляемых ракет «Вихрь-1». Изготовленная матчасть испытаний не выдержала, характеристики не подтверждены. Догоночные графики предприятия сорваны.
      Аналогичная ситуация сложилась и по поставкам ракет «Вихрь-1» концерном «Калашников». Не поставлено 1972 управляемые ракеты. Причины: слабая обработка конструкторской документации и не проведение полноценных мероприятий по постановке на производство.
      По направлению создания и развития автоматизированных средств управления и связи Вооружённых Сил сорваны на один-два года сроки выполнения восьми опытно-конструкторских работ.

      К объективным причинам срыва выполнения гособоронзаказа можно отнести: ограничение поставки импортных комплектующих изделий, сырья и материалов в связи с введением санкций, прекращение производства и утраты ряда технологий, недостаточные производственные мощности.
  28. 3danimal 1 марта 2016 05:27
    А что если объединить идеи LRASM (дозвуковая малозаметная с высокоинтеллектуальной ГСН) и нашей КСЩ (324-мм торпеда в качестве БЧ)? Получим большую дальность, сложность перехвата, высокую эффективность по цели (взрыв под днищем НК), универсальность (возможность атаки ПЛ).
  29. 3danimal 16 марта 2016 09:07
    Ведь гиперзвуковая ПКР должна лететь на большой высоте (иначе сгорит), вследствие чего становится хорошо заметной мишенью. Не знаю насчет характеристик стандартов/иджисов, но максимальная скорость перехватываемой цели для форт-м составляет 3000м/с. Это 9-10М.
    Поражение цели, вероятно, будет происходить с пикирования, для того, чтобы выдержать перегрев несколько секунд, можно применить абляционную защиту.
    Но уязвимость при высотном полете по-прежнему сохраняется.
    Если только сделать высоту больше максимальной у существующих зенитных ракет (15км для SM-2, 33км для SM-6).

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня