Из истории «оружия возмездия»

Из истории «оружия возмездия»


В ночь на 13 июня 1944 года самолет, который трещал подобно мотоциклу, спикировал в черте британской столицы и взорвался. Проведенный осмотр местности выявил одну особенность: пилота в летательном аппарате не было. Так англичане открыли для себя новое немецкое средство воздушного нападения — крылатую ракету Фау-1. В те годы подобные аппараты предпочитали называть «самолетом-снарядом».

Первые проекты управляемых ракет большой дальности, снабженных крыльями, предлагали еще в годы Первой мировой войны. В межвоенный период опытно-конструкторские работы над крылатыми ракетами с ЖРД велись во многих странах, в том числе в Советском Союзе и Германии. Тот факт, что Третьему рейху первым удалось применить новое оружие, вполне объясняется теми средствами, которые были вложены в проект, а также традиционно высоким уровнем развития немецкой промышленности.


Руководство германских ВВС заинтересовалось самолетами-снарядами в 1939 году. Инициирование их разработки стала своего рода ответом ведомства Г. Геринга на «армейский» проект баллистической ракеты А-4, позднее ставшей широко известной под наименованием Фау-2. В середине лета 1941-го фирмами «Аргус» и «Физелер» был предложен проект крылатой ракеты с расчетной дальностью полета порядка 250 км, который основывался на идеях беспилотного самолета Ф. Госслау и предельно простого пульсирующего воздушно-реактивного двигателя П. Шмидта, работающего на дешевом горючем. Оккупация северной Франции позволяла обстреливать подобными снарядами Лондон и многие другие города Англии.

В январе 1942-го проект, именуемый в целях секретности FZG-76 (летающая мишень для обучения боевых расчетов ПВО), был представлен руководству министерства авиации, а в июле о нем доложили начальнику технической службы Люфтваффе, фельдмаршалу Мильху. Простота и низкая стоимость обеспечили проекту статус «высшего приоритета». Было решено принять «мишень» на вооружение не позднее декабря 1943 года.

Уже в апреле 1942-го с планами разработки крылатой ракеты ознакомили Роберта Люссера, занимавшегося на заводе «Физелер» в Касселе различными задачами по самодвижущимся авиабомбам. Зная это, координатор проекта штабной инженер Брее из министерства авиации утвердил фирму «Физелер» главным разработчиком. Поставщиком системы управления выбрали фирму «Аскания». Люссер привлек к работе коллективы предприятий DFS, «Хеншель» и «Шварц», проводивших в 1930-1937 годах работы в смежных областях.

Это позволило в декабре 1942-го испытать опытный образец в планирующем полете после сброса с самолета FW-200 «Кондор». А всего через несколько дней прототип FZG-76 совершил свой первый полет на расстояние 2,7 км с работающим двигателем. После 50 пусков определились основные характеристики крылатой ракеты: дальность — 240 км, скорость — 550-600 км/ч, высота полета — 200 — 2000 м, вес боевого заряда — 700 кг. Одновременно проверялись возможности ракеты по преодолению британской противовоздушной обороны. Произвели несколько учебных перехватов нового летательного аппарата трофейным истребителем «Спитфайр» Мк.V. Это, кстати, привело к недооценке сил противника, так как скорости последующих модификаций английских перехватчиков «Спитфайр» и «Темпест» были гораздо выше.

Из истории «оружия возмездия»


В мае 1943 года авторитетная комиссия на полигоне в Пенемюнде заслушала сравнительные характеристики FZG-76 и баллистической ракеты V-2 (Фау-2). Состоялись показ и практические стрельбы. Запуск двух Фау-2 прошел достаточно успешно, а оба пуска FZG-76 закончились взрывом через несколько секунд после старта. Тем не менее, пуски ракет выглядели настолько впечатляюще, что даже эти аварии не поколебали уверенности германского руководства в новом оружии. Комиссия постановила максимально ускорить серийный выпуск и рекомендовала применять оба вида ракет в комплексе. Крылатая ракета получила наименование Fi-103, но более известна стала под неофициальным названием V-1. «V» (немецкая «фау») означала Vergeltungswaffe, «оружие возмездия». Геббельсовской аппарат объявил, что оно предназначено для «ударов возмездия» за варварское разрушение американо-британской авиацией Любека и Гамбурга.

Была разработана программа производства самолетов-снарядов с августа 1943 года по июль 1944-го, предусматривавшая выпуск 24,5 тыс. Фау-1, с доведением к маю 1944-го ежемесячной сборки до 5000 штук. Но министерство вооружений оказалось не в силах обеспечить такие темпы работ. Ведь только для ежемесячного изготовления 3 тыс. Фау-1 от химической промышленности требовалось 2 тыс. т низкооктанового бензина и 4,5 тыс. т взрывчатки. Не лучше обстояло дело с другими требуемыми материалами и полуфабрикатами. К тому же только в сентябре 1943-го было сделано более 150 дополнений и изменений к проекту.

Несмотря на это, весной 1943-го началось ускоренное формирование ракетных частей. На испытательном полигоне Циннтовитц (остров Узедом) сформировали 155-й зенитный полк под командованием полковника М. Вахтеля. Наименование «зенитный» и зашифрованные имена командира «Михаэль Вагнер» и «Мартин Вольф» были даны из соображений конспирации. В полк входили четыре дивизиона, включавшие по четыре огневые и две вспомогательные батареи (обслуживания и снабжения).

С октября 1939-го английская разведка начала получать данные о немецких разработках в области ракетного оружия. Сведения были скупы и разрозненны, но из них следовал вывод, что в Германии буквально кипит работа над баллистическими и крылатыми ракетами огромной разрушительной силы. Испытания проводятся на таинственном полигоне где-то в Северном море, пусковые позиции готовят на побережье Ла-Манша, а на заводах уже идет массовое производство.

Из истории «оружия возмездия»


Поток информации постепенно нарастал. Об этом докладывали группы Сопротивления из Польши и Франции, плененные генералы Грювель и Том, инженер-антифашист Ганс Куммеров, работавший в Берлинской высшей технической школе. 15 мая 1942-го фоторазведчик «Спитфайр» сделал первый снимок полигона и аэродрома в Пенемюнде. С тех пор остров Узедом не выходил из-под пристального внимания английской разведки.

Кропотливая работа разведчиков воплотилась 17 августа 1943 года в операцию «Гидра» — удару по Пенемюнде. Для дезориентации Люфтваффе восемь «Москито», сбросив над полигоном алюминиевую фольгу, которая «ослепила» радары ПВО, устремились на Берлин. Вслед за ними поднялись 597 тяжелых бомбардировщиков, летевших только до «таинственного острова». Обнаружив огромное скопление самолетов над Балтикой, и проследив путь восьми «Москито», немцы решили, что ожидается массированный налет на столицу.

Когда «Москито» достигли Берлина и сбросили осветительные и маркировочные бомбы, немецкое командование отдало приказ поднять в воздух 160 ночных и дополнительно привлечь 55 дневных истребителей. В суматохе они атаковали свои же ночные перехватчики, далее присоединилась зенитная артиллерия. В течение двух часов над Берлином шел «воздушный бой» без участия самолетов противника. А в это время почти 1600 т фугасных и более 280 т зажигательных бомб обрушились на Пенемюнде. В результате налета погибло 732 человека. Было разрушено 50 из 80 зданий полигона и 18 из 39 бараков для рабочих, электростанция и завод на котором производился 20-40 жидкого кислорода. Англичане потеряли 42 самолета.

Между тем аэрофоторазведка побережья Ла-Манша приносила все более интересные сведения. За два дня, с 8 по 10 ноября, количество стартовых позиций увеличилось с 19 до 26, а через две недели их стало уже 95. Сравнивая несколько снимков полигона Пенемюнде, одна из шифровальщиц обнаружила такие же позиции, но оборудованные рельсовыми направляющими. На них стоял небольшой самолетик без кабины с прямым коротким крылом, которому в английской разведке присвоили название «Пенемюнде-20».

Почти за год до начала ракетного нападения стало ясно, что из двух видов нового оружия — баллистических ракет и «летающих бомб» — наибольшую опасность будут представлять последние. Плененные немецкие летчики из эскадры КG-100, имевшей на вооружении бомбардировщики Не-111, рассказывали, что они экспериментировали с пусками крылатых снарядов. А в донесении, поступившем начальнику отдела научно-технической разведки министерства авиации, отмечалось, что этот тип оружия будет применен первым.

Из истории «оружия возмездия»


Английское командование решило помешать планам противника при помощи бомбардировок предприятий, изготавливающих беспилотные самолеты и пусковые установки. С 5 декабря 1943 года американские и английские самолеты начали бомбить стартовые площадки и склады ракет Фау-1. В течение полугода из 52 стартовых площадок было полностью уничтожено 36, а из 96 складов самолетов-снарядов — 88. В общей сложности на ракетные объекты, расположенные вблизи побережья, союзные бомбардировщики совершили более 25 тыс. самолетовылетов.

Но и после этого англичане не могли вздохнуть спокойно, так как немецкая игра в «кошки-мышки» заставила их бросать бомбы в песок. Немцы все силы направили на строительство небольших бетонных площадок. К июню 1944-го разведка уже обнаружила 69 таких объектов. Аналитические отделы британской разведки и не подозревали, что для установки 6-метровой секции сборной конструкции с направляющими рельсами нужно всего 48 часов.

В декабре 1943 года командование ПВО Англии получило приказ разработать план защиты от Фау-1. Необходимо было реорганизовать сложившуюся систему противовоздушной обороны, которая во время «битвы за Британию» прикрывала Лондон и промышленные города средней Англии. Положение было довольно сложным: ведь с Фау-1 могли успешно бороться только «Темпесты» и «Спитфайры» XIV. Да и то с них снимали все лишнее оборудование, смывали защитную краску и полировали обшивку до блеска. Только при таком раскладе, при росте скорости на 35—50 км/ч, они становились для крылатых ракет действительно грозным противником.

6 июня 1944-го (через несколько часов после высадки союзного десанта в Северной Франции) радист 155-го «зенитного» полка самолетов-снарядов принял кодированную шифрограмму. Штаб 65-го армейского корпуса приказывал полковнику Вахтелю привести к 12 июня свой полк в боевую готовность. 10 июня через Гент к передовым складам последовал первый поезд с 90 самолето-снарядами Фау-1. Вахтель намеревался отложить пуски ракет до 20 числа. Он докладывал, что испытывает недостаток топлива и многих предметов снабжения, не подготовлены в полном объеме сборные пусковые установки. Но командование не обратило на доклад никакого внимания и отдало приказ о нанесении в ночь на 13 июня ударов по Лондону.

Всего за период систематического обстрела Лондона, с 13 июня по 5 сентября, по английской столице было выпущено 9017 ракет, но часть пусков оказалась неудачной. Около 2 тыс. Фау-1 взорвались вскоре после старта или на траектории полета к цели. В начале эффективность применения оказалась очень высокой. 82% Фау-1 разорвались в черте Лондона в течение первой недели пусков, однако к концу месяца это число снизилось до 60%.

Из истории «оружия возмездия»


Для затруднения борьбы с новым оружием немцы по ходу одного «пускового» дня чередовали массированные залпы со всех установок и одиночные беспокоящие запуски. Мало кто знает, но высота полета крылатых ракет, равная 900-1000 м, была выбрана не случайно. Ракеты шли ниже рубежа поражения тяжелой артиллерией и выше эффективной зоны огня артиллерии малого калибра. На этой высоте малогабаритная крылатая ракета плохо засекалась радиолокаторами и представляла собой трудную мишень для автоматической и ручной наводки зениток и приборов управления огнем.

От летчиков-истребителей также требовалось большое мастерство и немалое мужество, чтобы, нередко в плохих погодных условиях, уничтожить малоразмерную цель. Ее нужно было поразить сзади-сверху с расстояния более 100 м, так как подрыв 800 кг взрывчатки представлял смертельную угрозу и для атакующего самолета.

Все это породило и необычные способы борьбы с самолетами-снарядами. Один из французских офицеров в составе королевских ВВС, капитан Жан-Мари Маридор, вплотную подвел свой «Темпест» к летящей ракете и опрокинул ее консолью крыла. Тактику Маридора приняли на вооружение и другие летчики, а мужественному 24-летнему пилоту генерал Шарль де Голль вручил орден Почетного легиона. Отважный летчик погиб 4 августа 1944 г., протаранив полого пикирующий Фау-1.

Использовался и другой прием уничтожения Фау-1 без применения стрелкового вооружения: некоторые пилоты «Темпестов» струями винта своего истребителя заставляли крылатую ракету перевернуться и врезаться в землю. Хотя эти способы и приносили победу в борьбе с «летающими бомбами», большинство пилотов обходилось штатным вооружением, достигая при этом значительных успехов. Одним из наиболее результативных стал командир эскадрильи Т. Бэрри, на его счету было 37 уничтоженных крылатых ракет.

Сборные пусковые установки Фау-1 легко восстанавливались после налетов бомбардировщиков союзников. Поэтому, несмотря на все усилия союзников, в июне-июле 1944-го интенсивность налетов Фау-1 заметно не снизилась. В некоторые дни в зону патрулирования британских ВВС прорывалось до 160 крылатых ракет.

Чтобы как-то решить эту проблему, американцы разработали достаточно экстравагантный план «Наковальня», по которому роль высокоточного оружия выполняли отслужившие свой срок самолеты В-17. У «летающих крепостей» срезали верхнюю часть кабины для облегчения покидания самолета двумя членами экипажа, устанавливали телевизионную аппаратуру и радиокомандную систему управления. После того как загруженный взрывчаткой В-17 поднимался в воздух, члены экипажа выводили самолет на курс и покидали бомбардировщик с парашютами. Дальнейшее управление В-17 осуществлялось с истребителя, который летел параллельным курсом. С высоты 6000 м пилот истребителя обнаруживал и распознавал цель, после чего переводил радиоуправляемый бомбардировщик в пикирование. 4 и 6 августа таким образом были уничтожены цели, надежно защищенные прочными железобетонными укрытиями, в районах Спракота, Ваттона и Вирзена.

Со второй половины июля снова возобновились бомбардировки баз снабжения и заводов, связанных с производством ракет. За неполный месяц было совершено 20 крупных налетов стратегической авиации союзников на склады Фау-1. На объекты ракетной промышленности совершено 15000 самолетовылетов и сброшено 48 000 т бомб.

Новые 6-тонные бомбы «Толлбой» применялись против подземного склада ракет в Сент-Езерне, завода «Фольксваген» в Фаллерслебене, опытного завода в Пенемюнде и предприятия «Опель» в Рюссельгейме. Впрочем, удары по промышленным объектам Германии не смогли оказать какого-либо серьезного влияния на выпуск крылатых ракет. Темпы производства даже возросли. В первую очередь из-за того, что с июля 1944 года сборка Фау-1 сосредоточилась в Нордхаузене, на неуязвимом для воздушных налетов подземном заводе.

Из истории «оружия возмездия»


Система противоракетной обороны Англии состояла из четырех зон: внешней и внутренней зон прикрываемых истребителями, зоны береговой зенитной артиллерии и зоны аэростатов заграждения. Во внешнюю зону входило воздушное пространство над Ла-Маншем до побережья Британии. Там патрулировало от четырех до шести истребителей «Мустанг» Мк.III и «Спитфайр» Мк.ХIV днем, или 3-4 самолета ночью. Здесь же расположили 15 кораблей радиолокационного дозора, наводивших на цели перехватчиков. Их легкие зенитные пушки также вели огонь по пролетающим крылатым ракетам.

В течение лета 1944-го потери английского населения от ракет составили порядка 21400 человек убитыми и ранеными. Было полностью разрушено 25511 домов, а огромное количество зданий получило повреждения различной степени. Только в густонаселенных районах Лондона и его пригородах пострадало до 75% строений. Это все, чем могли «гордиться» создатели «чудо-оружия».

Оставшись без системы стартовых позиций в результате летнего наступления союзников, немцы отказались от запуска Фау-1 по Англии с территории Франции и передислоцировали 155-й зенитно-ракетный полк из Голландии в Германию. Новыми целями стали города Антверпен, Брюссель и Льеж. Боевой опыт запуска Фау-1 с самолетов-носителей, впервые проведенный 8 июля, позволял наносить удары по Британии с различных направлений в обход уже сформировавшейся системы ПВО. Было использовано около ста самолетов-носителей из трех авиагрупп.

До 14 января 1945-го по городам Англии с бомбардировщиков запустили около 1200 Фау-1. Для экипажей самолетов-носителей это было совсем не простым занятием. Ночной полет без наземных ориентиров над морем на высоте 100-300 м, выход на рубеж пуска на удалении 50-60 км от береговой линии, набор высоты в несколько тысяч метров, выдерживание точного курса во время сброса Фау-1 представляли немалые трудности. При этом необходимо остаться невидимым для радиолокационных станций и ночных перехватчиков. Сюда же следует добавить угрозу, которую представлял для экипажа собственный самолет-снаряд: из 77 экипажей Не-111, не вернувшихся на свои аэродромы, 30 погибло в моменты запуска ракет.

Хотя «Хейнкели» и сделали ракетный террор более мобильным, но они действовали эпизодически, а масштаб их применения был относительно невелик. Англичанам по-прежнему удавалось сбивать около половины самолетов-снарядов.

Однако в феврале 1945-го немецкие конструкторы создали усовершенствованный вариант Фау-1, с увеличенной до 370 км дальностью пуска. На территории Западной Европы успели построить три наземные стартовые позиции, нацеленные на Лондон. После того, как это стало известно английской разведке, две из них были уничтожены. С третьей же пусковой установки, расположенной около города Дельфта, в течение всего марта производились старты.

Из истории «оружия возмездия»


В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент изменит обстановку в пользу третьего рейха. Это говорилось всего за два месяца до падения Берлина. Ставка на ракетное оружие явно провалилась, но вновь и вновь шли приказы увеличить производство Фау-1, сократившееся до 2000 экземпляров в месяц. Новыми самолетами-носителями должны были стать реактивные бомбардировщики «Арадо» Аг-234С-2. Предусматривалась буксировка и запуск Фау-1 при помощи жесткой сцепки.

В альтернативном варианте самолет-снаряд должен был устанавливаться на подъемной пусковой рампе над фюзеляжем ракетоносца. Ракетных специалистов, техническую документацию, уникальные опытные образцы и новейшее оборудование эвакуировали в Нордхаузен, где изо всех сил продолжался выпуск ракет. Последний самолет-снаряд упал на территорию Англии 29 марта 1945-го.

Советское военное командование также учитывало возможность применения фашистами Фау-1 на Восточном фронте. С началом первых боевых пусков по Англии Ставка приказала командующему артиллерией Н. Воронову принять все меры по защите Ленинграда и других крупных городов от беспилотных средств. 19 июля 1944-го были утверждены и направлены в войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». По специально разработанному плану с выделением необходимых сил и средств в зоне ответственности ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Но стремительное отступление на Восточном фронте, а также желание нацистской верхушки хоть напоследок покарать «туманный Альбион» не дали возможности применить Фау-1 против Советского Союза.

Большой разброс (до 80% снарядов падало на расстоянии свыше 6,5 км от точки цели) и невозможность прицельной стрельбы из-за отсутствия коррекции по дальности и боковому сносу привели руководство Люфтваффе к созданию на базе Фау-1 ее пилотируемого варианта.

Идейными вдохновителями проекта стали оберштурмбанфюрер СС Отто Скорцени, известный диверсант, террорист, разработчик и исполнитель различных тайных операций, и лучшая немецкая летчица Ханна Рейч. Начальник штаба Люфтваффе Гюнтер Кортен приказал командиру эскадры специального назначения КG 200 полковнику В. Баумбаху сформировать отдельную учебно-боевую группу. Таким образом внутри КG 200 образовалась эскадрилья «Leonidasstaffel», в которую вошли 60 опытных пилотов и летчиков-испытателей исследовательского центра в Рехлине.

Из истории «оружия возмездия»


Завод в Даннебурге переделал 175 Фау-1 в пилотируемые самолеты-снаряды. С них снимали систему автоматической стабилизации, а на месте баллонов со сжатым воздухом оборудовали кабину пилота с органами управления и минимальным числом приборов, крыло оснастили элеронами. Были изготовлены одно- и двухместные учебные варианты пилотируемого самолета Fi-103 с посадочной лыжей, а для боевого варианта вообще никакого шасси не предусматривалось.

Одновременно строилось несколько экземпляров четырех вариантов пилотируемых снарядов под названием «Рейхенберг». Это «Рейхенберг I» — двухместный, учебно-тренировочный, с увеличенным размахом крыла, без пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД), «Рейхенберг II» — одноместный, учебно-тренировочный, с ПуВРД, «Рейхенберг III» — с весовым макетом боевой части и посадочной лыжей, «Рейхенберг IV» — с боевой частью, ПуВРД, без посадочной лыжи.

Первое же испытание пилотируемого снаряда «Рейхенберг III», за которым с земли наблюдали Скорцени и Рейч, закончилось катастрофой. После отстыковки от самолета-носителя летательный аппарат некоторое время выдерживал заданное направление и высоту, а затем вдруг резко пошел вниз, скрылся за лесом и взорвался. Дальнейшие испытания Ханна Рейч, имевшая опыт полетов на Ме-163, проводила уже сама.

В ходе исследовательских полетов выяснилось, что «Рейхенберг» имеет неудовлетворительные летные данные. Причем особенно опасен он был на посадке с выпущенной лыжей, что отмечали и другие летчики-испытатели. Осуществить же запланированное ранее покидание пилотируемого снаряда на парашюте не было никакой возможности, так как непосредственно за фонарем зиял воздухозаборник двигателя. Требовалась катапульта.

Провальные результаты испытаний «Рейхенберга» не остановили верхушку нацистского руководства. Для улучшения летных характеристик фирме «Порше» было выдано техническое задание на разработку турбореактивного двигателя одноразового применения «109-005» мощностью 5000 л.с. С заводских стапелей начали сходить боевые образцы пилотируемого снаряда «Рейхенберг» IV, 28 из которых даже поступили в учебно-боевую часть. Но до их боевого применения дело так и не дошло.

Из истории «оружия возмездия»


За годы войны немецкая промышленность изготовила более 20440 крылатых ракет (из 60000 запланированных). С июля 1944-го по март 1945-го только на Англию было выпущено 10492 Фау-1. Из них 2419 поразили Лондон, на другие города упало 1112 «летающих бомб». 8696 запущено по Антверпену и 3141 по Льежу. Хотя из этого количества 1847 оказались сбитыми перехватчиками, 1878 — зенитной артиллерией, 232 штуки попали в тросы аэростатов заграждения, а 3004 просто не долетели из-за низкой технической надежности, военным и политикам стало ясно, что появилось новое средство ведения войны с огромными потенциальными возможностями.

Подводя итоги боевого применения первых в мире серийных крылатых ракет Фау-1, можно утверждать, что они не смогли оправдать ни военные, ни политические ожиданий руководства Третьего Рейха. Несмотря на действительно сильное моральное воздействие, произведенное на население Великобритании, особенно в первом периоде применения Фау-1, решимость англичан вести войну до победного конца не поколебалась.

Однако история Фау-1 не закончилась с капитуляцией Германии. Захваченные в конце войны баллистические и крылатые ракеты, несколько тонн технической документации, стартовое оборудование, технология производства, пленные специалисты и опыт, накопленный ими, — вот что было самым ценным трофеем победителей.

Многие страны стали срочно испытывать, дорабатывать и спешно ставить на вооружение своих армий последние немецкие разработки в различных областях военной техники. Первыми к этой гонке вооружений приступили Соединенные Штаты. Уже 9 июня 1944 года обломки неразорвавшейся Фау-1 были доставлены самолетом на авиабазу «Райтфилд». Группа авиаконструкторов в срочном порядке реконструировала узлы и агрегаты крылатой ракеты, а всего через семнадцать дней уже был готов первый реальный образец самолета-снаряда. Серийное изготовление ракет под обозначением В-2 поручили фирме «Рипаблик», а производство пульсирующего двигателя — компании «Форд». До конца войны американцы изготовили около 1200 ракет, получивших название KUW-1 «Лун», но применить их так и не успели. Развитием Фау-1 стал самолет-снаряд SSM-N-8 «Регулус I», запущенный американцами в начале пятидесятых в серийное производство для оснащения тяжёлых крейсеров и крупных специальных субмарин.

Из истории «оружия возмездия»


Не остался в стороне и Советский Союз. Несмотря на то, что наши военные специалисты были крайне невысокого мнения о боевых возможностях самолета-снаряда Фау-1, к концу 1944 г. на авиазаводе №51 началась постройка аналога германской ракеты на основе полученных из Британии образца Фау-1 и отдельных частей и узлов, обнаруженных на территории Польши. Испытания самолёта-снаряда, названного «10Х», провели в августе 1945 года. Дальнейшее последовательное развитие крылатой ракеты 10Х шло под руководством В.Н. Челомея.

Из истории «оружия возмездия»


Были созданы модификации 10ХН и 16Х, отличавшиеся от германских самолетов-снарядов высокой эксплуатационной надёжностью. Но в конце 1952 года было решено прекратить работы по созданию крылатых ракет на основе Фау-1.

Источники:
Орлов А. Секретное оружие третьего рейха. М.: Наука, 1975. С.71-76.
Хвощин В. Самолет-снаряд V-1 // Крылья Родины. 1995. №5. С. 20-23.
Козырев В, Козырев М. Немецкие самолеты-снаряды // Крылья Родины. 2001. №3. С. 24-26.
Горожанин С., Муратов М. Физелер «Рейхенберг» // Крылья Родины. 1994. № 3. С.47-48.
Кузнецов К. Реактивное оружие Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2010. С. 159-164.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41
  1. bionik 29 февраля 2016 07:08
    Уничтоженный бункер проекта «Wasserwerk» неподалеку от деревни Сиракурт.Бункер совмещал в себе пусковую позицию и завод по производству ракет Фау-1. В течение всего 1944 года бункер подвергался тяжелым бомбардировкам: было сброшено 2 650 тонн бомб, включая 17 5,5-тонных бомб «Толлбой» (Tallboy), в результате чего производство было прекращено. Деревня Сиракурт была полностью уничтожена и восстановлена только в 1951 году. Бункер пострадал меньше и сохранился до сих пор.

    Информация об отметках на фото: St. Pol/Siracourt — название кантона/название деревни; low oblique — перспективный аэрофотоснимок без захвата линии горизонта; G.S.G.S. — Географический отдел Генерального Штаба (Geographical Section, General Staff) позже известный как МИ4 (MI4) 4040/72 — код набора карт G.S.G.S.; в данном случае — карты Бельгии, масштаб 1:50000; pinpoint 117113 — обозначение точки привязки.

    Фото сделано в ходе вылета подполковником Норрисом Гартвеллом (Norris E. Hartwell) из 7-й разведывательной группы, который пилотировал самолет F-5B (разведывательный вариант истребителя Р-38 «Лайтн») с бортовым номером 42-68213.
  2. Bongo 29 февраля 2016 07:16
    Прочитал, с большим удовольствием "+" good
    Но вот с этим утверждение автора я не согласен:
    Испытания самолёта-снаряда, названного «10Х», провели в августе 1945 года. Дальнейшее последовательное развитие крылатой ракеты 10Х шло под руководством В.Н. Челомея. Были созданы модификации 10ХН и 16Х, отличавшиеся от германских самолетов-снарядов высокой эксплуатационной надёжностью.
    Надежность советских самолётов-снарядов была примерно такой же как и у германских. Другой вопрос, что Челомей учитывал только удачные пуски, за что едва не поплатился когда это вскрылось на совещании с участием Сталина.
    1. Mera Joota 29 февраля 2016 08:56
      Цитата: Bongo
      за что едва не поплатился когда это вскрылось на совещании с участием Сталина.

      Ну говорят Хрущёв его спас, родственник же.
      1. Bongo 29 февраля 2016 09:10
        Цитата: Mera Joota
        Ну говорят Хрущёв его спас, родственник же.

        По поводу родственных связей Хрущёва и Челомея мне ничего не известно request Но после свёртывания работ по самолётам-снарядам Челомей надолго остался не удел. В КБ Челомея работал сын Н.С. Хрущёва. Вообще Челомей обладал во многом авантюрным складом характера, стараясь подмять под себя как можно больше "вкусных" тем, он не многие доводил до конца. Среди военных ракетчиков была распространена поговорка: "Янгель работает на нас, Королев на ТАСС, а Челомей - на унитаз".
        1. avt 29 февраля 2016 10:22
          Цитата: Bongo
          . Вообще Челомей обладал во многом авантюрным складом характера,

          Скорее очень жестким до жестокости по отношению к окружающим .
          Цитата: Bongo
          Но после свёртывания работ по самолётам-снарядам Челомей надолго остался не удел.

          Ну как то -да . Пока флотские не заинтересовались темой крылатых ракет и в какой то степени реально спасли КБ .
          Цитата: Bongo
          , стараясь подмять под себя как можно больше "вкусных" тем,

          Цитата: Bongo
          : "Янгель работает на нас, Королев на ТАСС, а Челомей - на унитаз".

          Ага , только вот каким боком тот же ,,Алмаз" у Короля оказался ? А вместо отряда гражданских космонавтов , который планировал именно Челомей , полетел Феоктистов ? Военные остряки не договаривают , поскольку просто не знают, кто и как собственно довольно плодовитого идеями и конкретными разработками ,отдадим должное, Челомея в этот самый унитаз спускал, не давая под них финансирования , порой и просто передавая их другим . Кстати эти ,,военные" вкурсе сколько КБ Челомея для того же флота сделало ? Или типа масштаб не тот ?Если уж в ,, совете генеральных" до откровенной неприязни доходило ,да хоть то же классическое между Королем и Глушко ,потом и хитрый Бармин под замес попал , то что Вы хотите что бы было при сшибке Челомея с Королем !?Два гения и не факт что как инженер конструктор Челомей хуже , огромного потенциала и одной полярности схлестнулись. Но за Королем админ ресурс оказался поглавнее и он им сумел воспользоваться гораздо лучше чем порой заносчивый Челомей.
          avt
          1. амурец 29 февраля 2016 13:53
            Цитата: avt
            Ну как то -да . Пока флотские не заинтересовались темой крылатых ракет и в какой то степени реально спасли КБ .

            Всё-таки автомат раскрытия крыла создали в КБ Челомея,не скажу что первый в мире,не знаю, но в СССР это точно и первой ракетой этим автоматом была крылатая ракета П-5.
            1. avt 29 февраля 2016 15:49
              Цитата: амурец
              Всё-таки автомат раскрытия крыла создали в КБ Челомея,не скажу что первый в мире,не знаю, но в СССР это точно и первой ракетой этим автоматом была крылатая ракета П-5.

              Да к вопросу о вкладе Челомея
              Цитата: Bongo
              , Королев на ТАСС,

              Давайте уж честно - 500-ка и на сегодняшний день ЕДИНСТВЕННЫЙ серийно изготавливаемый в СССР / России тяжелый носитель на котором в СССР закидывали на Луну и далее .Заметьте - не королевской 7-кой , которая безусловно ВЫДАЮЩАЯСЯ конструкция на век , не Н-1 ,,Царь ракета",а именно 500-ка.
              avt
          2. 5234 2 марта 2016 00:44
            Блестящий ответ!)
            Браво!)
    2. 5234 2 марта 2016 00:46
      Вы на том совещании,в каком качестве присутствовали, простите?)))
  3. Cap.Morgan 29 февраля 2016 07:47
    При налёте на Пенемюнде погибли доктор Вальтер Тиль, спец по двигателям, инженер Ваьтер... это были серёзные для немцев утраты , т к сразу снизилась интенсивность исследовательских работ.

    Что касается ущерба , нанесённому Лондону , то он был весьма весомым, хотя бы с пропагандисткой точки зрения.
    1. Алекс 29 февраля 2016 16:16
      Цитата: Cap.Morgan
      Что касается ущерба , нанесённому Лондону , то он был весьма весомым, хотя бы с пропагандисткой точки зрения.

      Если быть объективным, только с этой точки зрения.
  4. parusnik 29 февраля 2016 07:54
    В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент изменит обстановку в пользу третьего рейха...Не срослось..да и не могло..Спасибо..
    1. Cap.Morgan 29 февраля 2016 08:30
      Цитата: parusnik
      В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент изменит обстановку в пользу третьего рейха...Не срослось..да и не могло..Спасибо..

      Пчему ж не могло? Могло.
      Ещё как могло. Ведь новое поколение реактивных немецких самолётов,
      например летали на 200 км/ч быстрее поршневых самолётов союзников. Появись они на год раньше и многое было бы иначе. С А-бомбой мутная история. Была? Или нет. Странная ситуация с двумя РАЗНЫМИ по конструкции бомами сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. Мы знаем далеко не всё.
      1. Bongo 29 февраля 2016 09:01
        Цитата: Cap.Morgan
        С А-бомбой мутная история. Была? Или нет. Странная ситуация с двумя РАЗНЫМИ по конструкции бомами сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. Мы знаем далеко не всё.

        Простите, а в чём именно она мутная ? Конструкция урановой атомной бомбы "пушечного типа" лежит на поверхности. При более простой, я бы даже сказал - примитивной схеме она намного надёжней и проще в реализации. Но её серьёзным минусом является небольшой КПД и значительные масса и габариты. Плутоний является продуктом переработки того же урана-235. Плутониевая бомба имплозивного типа обладает большим КПД и может быть гораздо компактней по сравнению с урановой. Но в тоже время её конструкция гораздо сложней и требует применения куда более высокотехнологичных компонентов.
        1. aiw 29 февраля 2016 11:06
          Чуть поправлю - пушечная конструкция конечно проще имплозивной, но лежит отнюде не на поверхности, требовалось проведение масшатбных расчетов по определения критической массы и оценкам КПД взрыва.

          Pu239 получается из U238, обогащение природного урана требуется лишь для запуска цепной реакции как источника нейтронов для трансмутации.

          А так все верно;-) Достали уже эти конспирологи с рассказами о том, как сумрачный немецкий гений чуть-чуть не сделал ЯО. Не могла Германие в принципе сделать ЯО во время 2МВ - не было ни промышленной ни научной базы.
          aiw
          1. Алекс 29 февраля 2016 16:23
            Цитата: aiw
            Pu239 получается из U238, обогащение природного урана требуется лишь для запуска цепной реакции как источника нейтронов для трансмутации.

            Позволю себе небольшое уточнение. Тут скорее речь идёт не об обогащении (хотя по факту, конечно, фракция "оружейного" урана становится богаче ураном-235), а о разделении изотопов. Для цепочки U-238 - Np-239 - Pu-239 необходим как можно более чистый "тяжёлый" уран, так "лёгкий" только мешает поглощению нужных нейтронов нужными ядрами.

            Ферми, когда проводил расчёты по обоим путям получения делящихся материалов, как-то сказал: "Да это просто какая-то зловредность природы!" Он имел в виду, что как не крути, а разделять изотопы придётся: хоть для пушечной схемы, хоть для имплозивной.
      2. voyaka uh 29 февраля 2016 12:02
        "В феврале 1945 года Гитлер заявил, что секретное «чудо-оружие» в последний момент
        изменит обстановку в пользу третьего рейха."////

        Вероятнее всего, что эсэсовцы, ответственные за А-проект и его доставку (Фау-2),
        в последние месяцы просто дурачили Гитлера, докладывая "об успехах и вот-вот".
        А сами выделяемые деньги вывозили в Латинскую америку, куда планировали сбежать
        под шумок конца войны.
  5. bionik 29 февраля 2016 08:28
    Аэрофотосъемка уничтоженной пусковой площадки и складов ракет Фау-1 во французской деревне Бовуар (Beauvoir). Деревня подвергалась интенсивным бомбардировкам американской авиации не менее 9 раз.
  6. Серый 43 29 февраля 2016 08:36
    Автору спасибо за статью! Хорошо,что Гитлер не успел довести до завершения работы по делению урана,а то бы последствия ракетных атак были бы куда серьёзнее
    1. Aitvaras 29 февраля 2016 09:34
      Недавно была интересная передача по National geographic, о том как в 1942 г. британские командос и норвежское сопротивление уничтожили завд по производству тяжёлой воды в Норвегии.Французское сопротивление удачно заблокировало разработки ядерного оружия в лабороатории Кюри в Париже.Британская авиация бомбили именно некоторые заводы в Германии по производству этого оружия.Так что основания для сюжета в кинофилме 17 -и мгновений весны и деятельности Штирлица были весьма весомые.
    2. Комментарий был удален.
  7. kav669 29 февраля 2016 10:13
    Хорошая задумка у немцев,а у японцев летающая под.лодка!
  8. Ереке 29 февраля 2016 11:50
    чуть не хватило им времени... лучше долбили бы англо-саксов, без нападения на СССР, СССР тоже помог бы, потом США тоже снесли бы к черту
  9. qwert 29 февраля 2016 12:03
    Цитата: aiw
    А так все верно;-) Достали уже эти конспирологи с рассказами о том, как сумрачный немецкий гений чуть-чуть не сделал ЯО. Не могла Германие в принципе сделать ЯО во время 2МВ - не было ни промышленной ни научной базы.

    Первая американская бомба, не считая первого заряда взорванного на полигоне, была из французского урана. Вообще на кануне войны больше всего урана было у французов. А точнее у них было урана больше чем у всех государств вместе взятых. И вот когда Гитлер вдарил по Франции, англосаксы тихой саой загрузили все тонны в Алжире и отправили в Америку, дабы спасти от Гитлера. Ну, возможно и обещали вернуть после войны, но не срослось. А без французского урана, создание американской бомбы, по оценкам специалистов, затянулось бы еще на пару лет. А вот если бы не умыкнули, то возможно уран попал бы к немцам и тогда в 1945 году, возможно, была бы не Хиросима, а Лондон.
    1. aiw 29 февраля 2016 13:41
      Читайте напр. Гровса "Теперь об этом можно рассказать". Уран был вывезен в америку и складирован на причале по инициативе то ли французов, то ли бельгийцев, которых попросил об этом Кюри. Представитель компании по добыче урана год оббивал пороги в америке, пока на него не обратили внимание.

      И даже если бы уран попал к немцам, они бы не смогли создать бомбу. Урана у немцев кстати был, и было несколько экспериментальных реакторов, но от создания бомбы они были очень далеки. Ну не было в принципе у немецкой промышленности и науки ресурсов для реализации атомного проекта во время ВМВ.
      aiw
      1. Капитан Нэмо 29 февраля 2016 15:32
        Цитата: aiw
        но от создания бомбы они были очень далеки.

        Это смотря какую систему отсчёта Вы (особо подчеркну, что не я) для себя выбрали. Если по времени, то да им ещё предстояла работа, на которую надо было потратить какое то время. А если в пространстве, то увы из попавшей в мои руки литературы начала 80х они до 1943г шли "впереди планеты всей", а потом провал. А как Вы думаете из-за чего ?
        Как ни странно, но "заговор генералов Вермахта" оставил свой след и в "атомном проэкте Германии". В ноябре 1942г был взорван самолёт вылетавший из ставки Гитлера в Виннице, в Берлин с министром военной промышленности, не помню его фамилию. На его место Адольфом Гитлером был назначен его архитектор Альберт Шпеер, вот он то и закрыл "атомный проект Германии", передав его от военных гражданским с урезанием финансирования, а высвободившиеся средства им были направлены на производство обычных вооружений в том числе и перспективных, как то реактивная авиация, Фау-1, Фау-2 и т.п .
        1. aiw 29 февраля 2016 15:56
          Это был не провал, это было отставание. До 1943г атомный проект был чисто абстрактной, фундаментальной задачей, на которую во всем мире выделялись довльно скромнеы средства (кроме Германии).

          После запуска манхэттэнского проекта америка рванула вперед, поскольку вложила в это дело огромные ресурсы, а германия плелась как плелась. У америки кроме ресурсов были кадры, в т.ч. ученые эмигранты. И то на создание бомбы ушло несколько лет.

          У германии на атомный проект и доли американских ресурсов не было, не было и ученых - слишком многие уехали благодаря внутренней политике Гитлера. Все, на что хватило немецких ученых - делать тяжеловодные реакторы для определения сечений рассеивания. Германия в принципе не смогла бы ни создать промышленность для обогащения урана/наработки плутония (слишком много съедала война), ни провести необходимые расчеты для создания бомбы (не было кадров).
          aiw
          1. Капитан Нэмо 29 февраля 2016 21:09
            Цитата: aiw
            После запуска манхэттэнского проекта америка рванула вперед, поскольку вложила в это дело огромные ресурсы, а германия плелась как плелась. У америки кроме ресурсов были кадры, в т.ч. ученые эмигранты. И то на создание бомбы ушло несколько лет.

            Не рвала она вперёд до 1943г.

            У германии на атомный проект и доли американских ресурсов не было, не было и ученых - слишком многие уехали благодаря внутренней политике Гитлера.

            Многие и остались, и они были не против А Гитлера.
            Это был не провал, это было отставание. , на которую во всем мире выделялись довльно скромнеы средства (кроме Германии).

            До 1943г атомный проект был чисто абстрактной, фундаментальной задачей.

            С таким же успехом и я могу заявить, что "большого взрыва ни когда не было".
            1. aiw 29 февраля 2016 21:26
              > Не рвала она вперёд до 1943г.

              Манхэттэнский проект как раз и началася в 1943м году.

              > Многие и остались, и они были не против А Гитлера.

              Из действительно крупных ученых уехало больше. Напр. Ферми, Бор, Эйнштейн.

              > С таким же успехом и я могу заявить, что "большого взрыва ни когда не было".

              Вы можете заявлять что угодно, но от того что Вы это заявите оно не станет фактом. Повторюсь, до 1943г кроме Германии никто всерьез над атомной бомбой не работал. Но Германия в принципе не могла создать атомную бомбу во время 2МВ. Никак. Это факты.
              aiw
              1. Капитан Нэмо 1 марта 2016 00:54
                [quote=aiw]Манхэттэнский проект как раз и началася в 1943м году.[/quote]
                А до этого они где были когда Германия в вопросе атомной бомбы шла вперёд их ?
                [quote]
                Из действительно крупных ученых уехало больше. Напр. Ферми, Бор, Эйнштейн.[/quote]
                Ну и что, что больше тут главное, кто из них уехавших и оставшихся был умней остальных других. Или у Вас Энштейн всё равно в то время был умней других ?
                [quote]Вы можете заявлять что угодно, но от того что Вы это заявите оно не станет фактом.[/quote]
                Вы меня не так поняли - Большой взрыв был, и если кто то заявит что его не было, то он Вам соврёт.
                [quote=aiw]Повторюсь, до 1943г кроме Германии никто всерьез над атомной бомбой не работал.
                [quote]
                Блин, какая до сада, а я то бедный всё это время думал, что всё с точностью на оборот.
                [quote]Германии никто всерьез над атомной бомбой не работал. Но Германия в принципе не могла создать атомную бомбу во время 2МВ. Никак. Это факты[/quote]
                Ваши домыслы по перемещению себя в прошлое это не факты, а Ваши домыслы.
                Вот когда откроете механизм Ваших перемещений в прошлое, вот тогда они и смогут стать фактами.
                А так знаете ли у В В Путина, и В Ленин обладал в 20х годах Атомной бомбой которую он зная наперёд о рождении В В Путина подложил в его "госсударственность" и под всех Россиян впридачу.
                А что в итоги от того что он сказал ?
                Пшик, да и только !
                1. aiw 1 марта 2016 10:49
                  > А до этого они где были когда Германия в вопросе атомной бомбы шла вперёд их?

                  Обошла? Правда? По Вашему Ферми в Германии запустил первый в мире полноценный ядерный реактор? А в каком году это было?

                  По ученым - в Германии в то время была т.н. арийская физика. Яркий пример того, что бывает когда политика лезет в науку. Другой пример - лысенковщина. Назовите крупных ученых в Германии того периода, и крупных ученых сидевших в Америке. По памяти, без вики - а потом сравните списки.

                  По ресурсам - напрмер на строительство установок электромагнитного разделения изотопов требовалось огромное кол-во меди, во время 2МВ являвшей статегическим материалом. Даже американцы, не имевшие таких проблем со снабжением как немцы, решили вместо меди использовать национальные запасы серебра - все равно пылится, а медь очень нужна для войны. Знаете одну из причин отказа от танковой элетротрансмисии предложенной Порше? Расход меди.

                  Если бы немцы попытались собрать в кучу ресурсы необходимые для успешной реализации атомного проекта, им просто не было бы чем воевать на два фронта. И все равно бы они не успели...

                  ВОт Вам исторические факты:

                  1) Америка и Германия практически одновременно начали работы (1939г).

                  2) Америка вложила в разработку ЯО ресурсов больше, чем в принципе могло быть у Германии на все НИОКР вместе взятые --- $2 млрд, это ~8 млрд. рейхсмарок или например 12% гос.доходов Германии на 1942г, включая контрибуции с захваченных территорий (см. вики). Или 40(СОРОК !!!) линкоров типа Бисмарк. Учтите перебои с поставками стратегических материалов, бомбардировки союзников (построили например завод по разделению изотопов а его разбомбили) и т.д. и т.п..

                  3) Первое испытание американского ЯО произошло после капитуляции Германии.

                  И каким же образом Германия могла создать ЯО, если темпы его разработки за счет экономических ограничений были априори ниже чем у американцев, а времени на разработку у них было меньше чем у американцев?
                  aiw
            2. Алекс 29 февраля 2016 21:51
              Цитата: Капитан Нэмо
              Многие и остались, и они были не против А Гитлера.

              Это Ган, оставшийся без ассистентов (Лиза Мейтнер - яркий пример)? Вальтер Боте, который своих сотрудников за людей не считал, но при этом умудрился то-ли ошибку в расчётах допустить (ни много, ни мало - на порядок) и при этом не перепроверить, то-ли графит от бора толком не почистить? Впрочем, уже пост-фактум пустили слух, что он сознательно ошибся. Однако результат всё равно одинаковый. Или сугубый теоретик Фриц Штрассман, так и не рассчитавший толком ни критическую массу урана, ни параметры реактора?

              Не рвала она вперёд до 1943г.
              То-есть, Ферми в 1941-м не теорию цепной реакции в уран-графитовом реакторе разрабатывал, а так, таблицу логарифмов на память учил. И ПЕРВЫЙ В МИРЕ ядерный реактор запустил как раз не тогда, когда Боте своей то-ли ошибкой, то-ли своим "вредительством" всю немецкую ядерную программу в одночасье в сторону тяжёлой воды увёл? А, ну да, это так, по собственной инициативе решил новый вид микроволновки смастерить, правительство ему средств не давало, материалы не выделяло и площади не предоставляло (Чикагский стадион, между прочим, так, на-минуточку).

              С таким же успехом и я могу заявить, что "большого взрыва ни когда не было".
              Пожалуйста, заявляйте себе на здоровье хоть на каждом углу, за это в каталажку не сажают.
              1. aiw 29 февраля 2016 22:07
                Черт, да, я наврал;-( Урановый комитет в США начал работать с 1939го.... склероз проклятый;-(
                aiw
      2. Комментарий был удален.
      3. Алекс 29 февраля 2016 16:34
        Цитата: aiw
        Уран был вывезен в америку и складирован на причале по инициативе то ли французов, то ли бельгийцев, которых попросил об этом Кюри.
        Там история была примерно такая. Самым мощным поставщиком уранового концентрата в то время была Бельгия, а точнее, её африканская колония колония Бельгийское Конго. Сам уран тогда, как и многие другие элементы, был в списке "перспективных и подающих надежды", но "временно бесхозных". На лето 1940 г. была получена и почти полностью оплачена крупная партия урана для Франции, но вывести смогли только половину: грянула Французская компания. Тогда вторую часть вывезли сначала в Англию, а оттуда - в США.
        Кстати, второй по производительности добычи урановой руды была южно-африканская компания Оппенгеймера (это было как побочный продукт при разработке алмазов и золота). Фамилия знакомая, не правда-ли? Так что все сказочки про исключительность европейского урана и катастрофическую нехватку его в США можно рассказывать только на сайте альтернативной истории.

        Ну не было в принципе у немецкой промышленности и науки ресурсов для реализации атомного проекта во время ВМВ.
        Абсолютно точно.
  10. alex86 29 февраля 2016 20:59
    Сей аппарат до сих пор выпускается в Казани на предприятии ЭНИКС, используется в качестве мишени для ПВО. Называется Е95М
    Имитирует дозвуковые маневрирующие цели типа крылатая ракета, планирующая бомба, ДПЛА. Старт мишени выполняется с буксируемой наземной пусковой установки.
    Мишень после старта обеспечивает: выход на заданную высоту, горизонтальный полет, выполнение заданных маневров в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также посадку как по радиокомандам с земли, так и по программе. Управление мишенью в полете осуществляется с наземной мобильной станции управления.
    В аварийных ситуациях предусмотрено принудительное прекращение полета мишени как по сигналам бортовых систем, так и по радиокоманде. Посадка мишени осуществляется на парашюте на ровную неподготовленную площадку.
    Применение пульсирующего воздушно-реактивного двигателя собственной разработки компании обеспечивает низкую стоимость и простоту эксплуатации мишени.

    Технические характеристики
    Диапазон скоростей полета, км/ч 200 ... 300
    Диапазон высот полета, м 100 ... 3000
    Продолжительность полета, час 0,5
    Режимы полета
    Ручной
    Автоматический с возможностью перехода на ручной
    Силовая установка Пульсирующий ВРД М135
    Вес взлетный, кг 75
    Размах крыла,м 2,9
    Длина фюзеляжа, м 2,35
    Способ старта С пневматической катапульты
    Способ посадки На парашюте
    Интенсивность ИК излучения, кВт/ср 0,6
    Специальная нагрузка
    Линза Люнеберга
    Уголковый отражатель
    Ложная тепловая цель
    Дымовой трассер
    ЭРП с линзой Люнеберга, кв.м 7,5
    ЭРП с уголковым отражателем, кв.м 1 ... 1,5
    Без средств увеличения ЭПР, кв.м 0,15
    Перегрузка при маневрах, ед +6 ... -1
  11. alex86 29 февраля 2016 21:10
    ПуВРД M135
    Технические характеристики
    Тип двигателя Реактивный двигатель
    Тяга максимальная, кГс 20
    Топливо Бензин
    Это он на стенде, как вы понимаете
  12. alex86 29 февраля 2016 21:21
    А это Фау-1 в музее в Париже
    1. aiw 29 февраля 2016 21:27
      В каком именно музее?;-)
      aiw
      1. alex86 29 февраля 2016 21:50
        Дом Инвалидов, Musee des Plans-Reliefs, вход со стороны улицы Гренель
        1. aiw 29 февраля 2016 22:03
          Так и подумал. Был, но что то не запомнил.... там чудные вундервафли 1МВ, типа хитровыкрученных мортирок-минометов с кучей систем наведения.

          И негр в туалет без билетов в музей не пускал;-)
          aiw
          1. Алекс 29 февраля 2016 22:10
            Цитата: aiw
            Так и подумал. Был, но что то не запомнил.... там чудные вундервафли 1МВ, типа хитровыкрученных мортирок-минометов с кучей систем наведения.
            Счастливый Вы... А вот я всего один день был проездом (точнее - пролётом, простите за каламбур), вот только на Сорбонну и хватило времени, но зато моя душа химика там по полной оторвалась.

            И негр в туалет без билетов в музей не пускал;-)
            Нехороший человек...
            1. aiw 1 марта 2016 11:07
              Я там всего 3 дня был.

              Ни один из городов мира не оставлял таких смешанных ощущений. Париж - город контрастов! В плане бардака французы превосходят нас многократно, а в плане жадности вообще наверное вне конкуренции;-) Но красиво и романтично...
              aiw
          2. alex86 29 февраля 2016 22:26
            Там и по 2МВ много чего, а уж по средневековью...
            1. Алекс 29 февраля 2016 23:05
              Цитата: alex86
              Там и по 2МВ много чего, а уж по средневековью...

              Так, ребята, кончайте зависть на ночь подкармливать, мне на первый урок идти lol wink
    2. Комментарий был удален.
  13. alex86 29 февраля 2016 21:25
    А это вид на сопло и газовые рули Фау-2 (вышеупомянутый Фау-1 на заднем плане)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня