История танкового шлема

Одним из самых узнаваемых элементов военного обмундирования танкиста является танковый шлем, постепенно превратившийся в шлемофон. Подобные головные уборы всегда выполняют одни и те же функции: защита танкиста от травм и обеспечение связи, однако исторически танковые шлемы имели довольно сильные конструктивные и визуальные различия. Более того, прообразами первых танковых шлемов в разных странах послужили совершенно разные головные уборы.

Первые танки появились на полях сражений лишь в ходе Первой мировой войны. Стоит отметить, что эти железные монстры не отличились особой технологичностью, а уж о комфорте работы членов их экипажей не приходится даже говорить. Служба первых танкистов была, мягко говоря, некомфортной. Теснота, выхлопные газы, жар от работы двигателя, запах горючего, сильная тряска при движении — вот лишь небольшой перечень того с чем приходилось столкнуться первым танкистам. В случае попадания в танк снаряда экипаж запросто мог лишиться зрения из-за мелких осколков и раскаленных брызг металла. А обычную бытовую травму, ударившись головой при неловком движении, можно было получить и в стоящем на месте танке. Так как грозные боевые машины появились на поле боя в разгар войны, специальной униформы для танкистов просто не существовало. Первоначально их снабжали тем, что было под рукой. В Англии для танкистов специально модернизировали уже имеющийся пехотный шлем Mk.I, который из-за своей формы известен в простонародье как «тазик».

Данный шлем изготавливался из сплава стали и марганца, по этой причине первые английские шлемы практически не магнитились, при этом они имели всего один размер. Толщина используемой стали составляла 0,9 мм, масса шлема Mk.I — 950 граммов. В данный шлем устанавливался подшлемник, который был выполнен из вощенной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника. Сам подшлемник крепился при помощи одной клепки, которая была расположена в центральной части купола шлема. К куполу с внутренней стороны была прикреплена антисептическая хлопковая подкладка, которая предназначалась для впитывания пота. Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. С 1916 года при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.


История танкового шлема
Mk.I Cruise 2


В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам. В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2. В нем кольчужную маску дополнили специальным рычажком-наносником. Небольшая с виду деталь выполняла сразу две функции: в боевом положении данный наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а во время газовой атаки или если внутри танка становилось просто нечем дышать из-за дыма и пороховой гари, экипаж боевой машины надевал противогазы и с помощью данного рычажка-наносника фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.

Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана. Стоит отметить, что шлем Адрина стал одним из самых известных символов всей Первой мировой войны. Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.

История танкового шлема
Танковый шлем Адриана, образца 1917 года


Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».

В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах. Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.

История танкового шлема


В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».

Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста. Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.

История танкового шлема
Танковый шлем РККА, образца 1936 года


История танкового шлема


В США над созданием собственного танкового шлема задумались лишь в 1938 году. Согласно техническому заданию он должен был быть легким и одновременно прочным, обладать хорошей вентиляцией, легко сниматься и надеваться. Также он должен был быть обязательно приспособленным для размещения наушников радиосвязи. Победителем конкурса на создание танкового шлема стала компания Rawlings Manufacturing Corporation, которая представила к 1940 году свою разработку, получившую обозначение М1938. При этом за основу танкового шлема был взят защитный головной убор, который использовали спортсмены, играющие в американский футбол.

Первый американский танковый шлем производился из спрессованного химического волокна, для вентиляции на нем имелось 10 отверстий. Накладки на кожаные клапаны для защиты ушей и так называемое «заднее крыло», которое крепилось к шлему и предназначалось для защиты затылочной части головы танкиста, производились из того же материала. В боковых крыльях шлема М1938 были оборудованы отверстия для установки наушников. Внутри шлема находился подшлемник, который представлял собой 4 лепестка из кожи, соединенных в верхней части при помощи шнура. Данный шлем никак не защищал танкиста от пуль и осколков, но отличался легкостью конструкции, весил всего около 500 грамм. При выходе из танка танкист мог легко надеть поверх танкового шлема стандартный американский стальной шлем М1.

История танкового шлема
Танковый шлем M1938


Первые партии этих шлемов попали в американскую армию к концу 1941 года и показали себя с самой лучшей стороны. По этой причине правительство США приняло решение об их массовом выпуске. К концу войны над выпуском этих «полуспортивных уродцев», внешне шлем был не самым привлекательным, трудилось как минимум 4 крупных корпорации. Шлем был очень популярен среди танкистов и даже экспортировался в Австралию, Великобританию, Китай и Израиль. Американские танкисты использовали данный шлем вплоть до начала войны во Вьетнаме.

История танкового шлема
Американские танкисты, фильм "Ярость"


Немецкие танковые экипажи в годы Первой мировой войны мало чем отличались от своих английских или французских коллег. Для защит головы они использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, который напоминал те, что уже носили авиаторы, или упрощенные версии, которые своей формой напоминали шлемы английских пехотинцев. Для того чтобы защитить свое лицо, они использовали маски из металла и кожи с прорезями для глаз, на которые сверху обычно надевали «очки-консервы». Также к этой маске могла крепиться кольчужная борода, которая должна была защитить от осколков область шеи танкиста. В таком облачении немецкий танкист представлял собой весьма устрашающее зрелище.

Любопытно, но в годы Второй мировой войны немецкие танкисты шлемов не использовали. При этом защитный головной убор, созданный еще до войны, у них имелся, по сути, представляя собой обыкновенный берет. Немецкий танковый шлем состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно и облегал голову. Берет был надет поверх подбитого войлоком подшлемника на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к подшлемнику. Сам подшлемник обтягивался шерстяной тканью черного цвета.

История танкового шлема
Немецкие танкисты на фоне танка "Тигр"


Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны. По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась. Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке. Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.

Любопытным и курьезным представляется тот факт, что в некоторых советских кинолентах, которые были посвящены событиям Великой Отечественной войны, немецкие танкисты изображены в танковых шлемах, при этом в каждом фильме они разные. Одним из самых ярких примеров стал четырехсерийный фильм «Блокада». По причине незнания или непонимания, как можно управлять грозной боевой машиной без защиты головы, весь филь немецкие танкисты щеголяли в шлемах, похожих на итальянские, которые в годы войны применялись союзниками гитлеровцев: итальянцами, румынами, венграми. Сами же эти шлемы из фильма, по всей видимости, представляли собой стеклопластиковые шлемы для занятий мотоспортом, покрашенные в черный цвет.

История танкового шлема
Немецкий танкист в фильме "Блокада" или когда военные консультанты спят


Если же говорить об итальянских танковых шлемах, то к началу 1930-х годов, танкисты этой страны носили защиты авиационные шлемы. Однако в 1935 году в армию поступил новый шлем, получивший обозначение М1935. Купол этого шлема изготавливался из волокон и сверху обтягивался кожей. Поля шлема были проложены специальным валиком, который наполняли технической ватой, валик должен был служить для гашения силы удара. В отличие от многих других танковых шлемов тех лет, у итальянского шлема отсутствовали крылья по бокам и сзади. Вместо них присутствовал прямоугольный кусок кожи, который был пришит к шлему по типу плаща. Глаза итальянские танкисты обычно прикрывали авиационными очками.

Итальянский танковый шлем отличался простотой своей конструкции и технологических решений, однако зарекомендовал себя достаточно неплохо. Более того, танковый шлем М1935 стал одним из немногих, которые позднее перекочевали из танковых и в другие рода войск. К примеру, в итальянской армии считалось нормальной практикой, когда танковыми шлемами снаряжались десантные части. Позднее в качестве головного убора его начали носить и полицейские моточастей. Данный танковый шлем почти без изменений продолжал служить итальянским военным вплоть до 1960-х годов. За это время он успел послужить прообразом для создания танковых шлемов в нескольких странах Европы. К примеру, в Венгрии данный шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления для средств связи.

История танкового шлема
Итальянские танкисты в годы Второй мировой войны


История танкового шлема
Итальянские танкисты в годы Второй мировой войны


Японский танковый шлем образца 1938 года был необычен, но, пожалуй, выглядел лучше, чем многие японские танки, которые иначе как несуразными назвать сложно. Этот танковый шлем представлял собой пробковый полусферический каркас, который сверху был обтянут хлопчатобумажной тканью коричневого цвета. Тканевый чехол шлема формировали шесть треугольных лоскутов, которые были сшиты между собой. В верхней части купола, где сходились лоскуты ткани, имелось единственное вентиляционное отверстие. Данный танковый шлем, как и американский, напоминал о спорте, представляя собой милитаризированное подобие «жокейского шлема». В передней нижней части шлема на пришитой тканевой пятиугольной кокарде размещалась тканевая пятиугольная звезда.

На голове танкиста шлем удерживался при помощи кожаного подбородочного ремня и двух клапанов, к которым могли крепиться средства радиосвязи. Несмотря на простоту своего внешнего вида, внутренности японского шлема были весьма интересны и были достаточно эффективны, равномерно распределяя энергию удара. Восемь секторов-лепестков из кожи, по четыре с каждой стороны, в центре соединялись между собой при помощи шнуровки. Глубину положения головы в шлеме можно было регулировать с помощью шнура, который проходил через отверстия секторов. Как и другие танковые шлемы Второй мировой, он не мог защитить своего владельца от пуль или осколков, при этом у японского шлема также конструктивно отсутствовала защита ушей и шеи.

История танкового шлема
Японский танковый шлем


История танкового шлема
Японские танкисты возле своих танков



Источники информации:
http://warspot.ru/2527-dlya-teh-kto-v-tanke
http://tanki.kruzzz.com/ekipirovka-francuzskix-tankistov
http://www.helmets.ru/cat_uk.htm
http://www.ugv.su/obmundirovanije/tankisty.php
http://karopka.ru/forum/forum173/topic426
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 32
  1. qwert 1 марта 2016 06:56
    Жаль в статье нет фото советского КОЖАНОГО шлема тридцатых годов.
    Его можно увидеть и хорошо рассмотреть в фильме "Горячие денечки" 1935 года. Кстати рекомендую этот фильм любителям танков. В нем много кадров с Т-26 модификаций 1931 и 1935 годов, а также БТ-2. Все крупным планом и в массовых сценах. Танкисты большей частью в жестких кожаных шлемах
    1. bandabas 1 марта 2016 15:22
      Да, да сцены оооочень массовые. И лица у танкистов радостные и воодушевленные. Честно, случайно посмотрел пару дней по ТВ назад. Но найти можно же и в сети. Есть на той же Вики. smile
    2. moskowit 1 марта 2016 18:36
      Ещё очень интересные эмблемы, введённые в 1922 году.
    3. Лiцьвiн 1 марта 2016 21:38
      Кожаные шлемы вспомнили - это "+". Я точно не помню, но вроде в этом фильме использованы кожаные шлемы старого образца, "перешедшие" в танковые войска из авиации, возможно, слегка модифицированные. В свою очередь эти образцы шлемов попали в советскую авиацию из обмундирования стран бывшей Антанты.

      А вот есть другой фильм - "На войне, как на войне". Там наш танкист-полковник показан в "неуставном" ребристом кожаном шлеме класического советского покроя. Красиво выглядит. Так вот, возможно, такие шлемы действительно выпускались нашей промышленностью и поставлялись в войска - я точно не знаю. Зато мой дед танкист расказывал, что когда они принимали американские ленд-лизовские дизельные танки "Шерман", в "комплекте" к танку шло много чего интересного ("ЗИП", канистры не в счет) - удобныне сумки для личных вещей танкистов, разные мыльно-рыльные принадлежности (от мыла до невиданных у нас бритв "Джилетт"), перевязочные пакеты, фляжки, котелки, вилки-ложки, перочинные ножики (!!!) и т.д. Т.е. американский танк изначально комплектовался "от и до" - как готовое жилье для танкистов. Но самое главное там были добротные, крепкие укороченные кожаные плащи. К этому "добру" не все добегали - первыми "отоваривались" командиры различных уровней. Остальное, если не успевали украсть вещевики, доставалось экипажам. Так вот, мой дед тоже каким-то способом добыл такой плащ. Наши умельцы сразу отрезали в таких плащах полы и делали из плаща "куртку" - очень удобная и практиччная получалась вещ, крепкая, непромокаемая, легко чистилась от масляных зягрязнений. А вот оставшаясь часть кожи шла на "рестайлинг" наших советских ребристых танковых шлемов. Умельцы просто обшивали их этой американсокой кожей, повозится стоило но результат был. Где-то у родствеников есть даже фотография деда в такой "кожаной" одежке "а-ля ленд-лиз" возле нового "Шермана" еще с не закрашенной белой американской звездой в круге.

      Вообще, конечно, наш советский ребристый черный танковый шлем - это один из наших русских символов Победы. Он узнаваем всеми. К слову, на военных кораблях нашего ВМФ в 70-80 годы эти танковые шлемы тоже использовались.
  2. Комментарий был удален.
  3. казак волгский 1 марта 2016 07:21
    ух ты - родная Говорящая Шапка!!!!))))) спасибо за статью!
    1. Евген_Василич 1 марта 2016 08:40
      что характерно, говорят: "когда находишь башкой угол, он, самка собаки, приходится как раз между рёбер шлемафона!")))
  4. стас57 1 марта 2016 07:38
    но во время восточной компании их, береты, практически не носили
    1. стас57 1 марта 2016 07:43

      Одним из самых ярких примеров стал четырехсерийный фильм «Блокада».

      ну советский кинематограф вообще ад для униформолога.

      вот типичное фото с Восточного фронта.
    2. Александр72 1 марта 2016 08:00
      Этот танкисткий берет у немцев официально именовался schutzmutze - шутцмютце, в переводе дословно защитная шапка.
      Черный защитный берет (шутцмютце) использовался танкистами Вермахта с начала 30-х годов до похода на Восток. В дальнейшем у экипажей танков и самоходок его почти повсеместно вытеснила пилотка, а дольше всего он продержался у экипажей бронеавтомобилей и в качестве парадного головного убора. Надлежащую форму берету придавала его мягкая верхняя часть, под которой находился фетровый подшлемник с суконной черной подкладкой и 6 войлочными подушками, покрытыми клеенкой.
      Подшлемник имел 6 обрезиненных вентиляционных отверстий и кожаное очелье. Такой же, но серый берет был в начале войны в штурмовой самоходной артиллерии. Надо сказать, что по мемуарам немецких танкистов это берет не пользовался у них популярностью.
      Лично меня всегда удивляло, как немецкие панцерзольдатен обходились в своих панцерах без защитных головных уборов - на голове только пилотка и наушники и никакой другой защиты головы от ударов об броню, которые внутри танка (особенно в бою) неизбежны.
      А это современный российский танкист в шлемофоне с защитным чехлом из комплекта "ковбой":
      1. стас57 1 марта 2016 11:38
        зато береты хорошо шли на кресты
    3. Лiцьвiн 1 марта 2016 21:46
      Смешные ребятя из "панцерфаффен". Если бы не "адлеры" на берете и "черепа" на кителях, я бы точно подумал - французские госконцы! laughing
    4. killganoff 1 марта 2016 22:31
      Это вы фото своего дедушки выложили?
  5. bionik 1 марта 2016 08:32
    Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.Немецкий экспериментальный танковый шлем.
    1. алпамыс 1 марта 2016 10:45
      Цитата: bionik
      Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.Немецкий экспериментальный танковый шлем.

      адский вид у шапка laughing
  6. птс-м 1 марта 2016 08:41
    Интересная статья. Познавательная. А то как получается ...облачаешься в обмундирование,и знаешь только название сей вещи.
  7. bionik 1 марта 2016 08:46
    Вначале единственным головным убором, для ношения с черной униформой, был берет черного цвета.
    Но этот головной убор популярностью среди танкистов не пользовался. Большинство танкистов предпочитало носить в качестве головного убора обычные пилотки цвета фельдграу с розовым уголком (войск. цвет танкистов). Еще во время польской компании появились пилотки черного цвета, которые делались танкистами частным порядком и по покрою были аналогичны стандартным пилоткам Вермахта. Приказом от 27 марта 1940 года отменялось ношение берета и в качестве единственного головного убора для униформы черного цвета официально вводилась пилотка черного цвета. такая пилотка по покрою была аналогична общевойсковой, но изготовлялась из ткани черного цвета, имперский орел и трехцветная кокарда вышивались на подкладках черного цвета, на пилотке, над трехцветной кокардой носился цветной уголок войскового цвета.
  8. Dimon-chik-79 1 марта 2016 10:33
    Очень интересная статья! Спасибо!
    1. алпамыс 1 марта 2016 10:47
      Цитата: Dimon-chik-79
      Очень интересная статья! Спасибо!

      что за курица, из середины 30х или пародия?
      1. saygon66 1 марта 2016 18:51
        - Это мотоциклетный шлем Национал социалистического водительского корпуса (за точность перевода не ручаюсь) Просуществовал с 1931 по 1945гг.
      2. Комментарий был удален.
    2. flSergius 1 марта 2016 11:03
      Dimon-chik-79, на Вашем фото мотошлем 1930х, а статья про танковые.
      1. АВП 518 1 марта 2016 21:03
        Цитата: flSergius
        мотошлем 1930х, а статья про танковые.

        Не факт. Вот шлем национал-социалистического транспортного корпуса 1934 год
        1. Комментарий был удален.
        2. saygon66 1 марта 2016 21:09
          - Как бы, вот...
          -И есть ещё пара вариантов...
          1. АВП 518 1 марта 2016 21:19
            Цитата: saygon66
            Как бы, вот...

            Точно Константин. Для этих членов корпуса полагался кинжал.
            1. saygon66 1 марта 2016 21:35
              - Кинжал SA, вон и эмблемка врезана... Думаете,имеет отношение к NSKK!Блин оффтоп пошёл... smile
              1. АВП 518 1 марта 2016 22:04
                Цитата: saygon66
                Кинжал SA, вон и эмблемка врезана...
                До мая 1936 года Национал-социалистический мотомеханизированный корпус не располагал каким-либо своим служебным оружием.Даже после отделения от штурмовиков всем его членам выдавался стандартный кинжал СА, совпадала и униформа организаций. Чтобы исправить положение,командующий моторного корпуса Адольф Ханлейн выпустил приказ, датированный 19 мая 1936 года, в котором вводилась новый тип формы: коричневый верх,совпадающий с обмундированием штурмовиков, и черный низ, как у бойцов СС. В этом же приказе предписывалось поменять ножны на аналогичные, но черные,поэтому нередко встречаются ножны, перекрашенные из старых. Новый кинжал распространялся в точности так же, как и старый: через официальные представительства различных фирм и компаний, производящих холодное оружие.

                Клинок кинжала прямой, обоюдоострый, четырехгранной формы,без долов, на лицевой стороне клинка готическим шрифтом вытравлена надпись"Alles für Deutschland"("Все для Германии").

                Использование
                Стандартная модель кинжала NSKK образца 1933 года носилась всеми членами моторного корпуса. После введения кинжала образца 1936 года, кинжал старой модели остался на вооружении, с условием, что его ножны должны были быть окрашены в чёрный цвет. Кинжал состоял на вооружении вплоть до роспуска NSKK в 1945 году.
                1. saygon66 1 марта 2016 22:08
                  - Клеймо RZM - конторы, выпускавшей атрибутику и награды?
                2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
  9. Fitter65 1 марта 2016 11:08
    Статья,понравилась.вот только что-то у меня нажалось не то вроде хотел за плюсовать а получилось на оборот
  10. григорьевич 1 марта 2016 11:24
    Цитата: bionik
    Вначале единственным головным убором, для ношения с черной униформой, был берет черного цвета.
    Но этот головной убор популярностью среди танкистов не пользовался. Большинство танкистов предпочитало носить в качестве головного убора обычные пилотки цвета фельдграу с розовым уголком (войск. цвет танкистов). Еще во время польской компании появились пилотки черного цвета, которые делались танкистами частным порядком и по покрою были аналогичны стандартным пилоткам Вермахта. Приказом от 27 марта 1940 года отменялось ношение берета и в качестве единственного головного убора для униформы черного цвета официально вводилась пилотка черного цвета. такая пилотка по покрою была аналогична общевойсковой, но изготовлялась из ткани черного цвета, имперский орел и трехцветная кокарда вышивались на подкладках черного цвета, на пилотке, над трехцветной кокардой носился цветной уголок войскового цвета.

    С 43г.немецкая армия перешла с пилоток на кепи,а танкисты перешли,или остались в полотках?
    1. bionik 1 марта 2016 11:32
      Цитата: григорьевич

      С 43г.немецкая армия перешла с пилоток на кепи,а танкисты перешли,или остались в полотках?

      В 1943 году во всем Вермахте в качестве единого головного убора было введено полевое кепи, не обошел этот приказ и танкистов.
      Кепи танкистов по покрою не отличалось от общевойскового, но делалось из ткани черного цвета, орел и кокарда вышивались на трапециевидном клапане черного цвета, на офицерском кепи вдоль шва тульи пришивался серебристый жгутик. Хоть кепи и пользовалось большой популярностью среди танкистов, но пилотку, которую продолжали носить до последнего дня войны, вытеснить так и не смогла.
      1. saygon66 1 марта 2016 12:49
        - Козырёк в танке мешал! Длинный был- 9см! Пилотка вообще оказалась вещью удобной... носили её и моряки, подводники тож... Наши, кстати, тоже...
      2. Комментарий был удален.
    2. стас57 1 марта 2016 11:37
      Цитата: григорьевич
      С 43г.немецкая армия перешла с пилоток на кепи,а танкисты перешли,или остались в полотках?
  11. отто меер 1 марта 2016 16:19
    Цитата: bionik
    Хоть кепи и пользовалось большой популярностью среди танкистов, но пилотку, которую продолжали носить до последнего дня войны, вытеснить так и не смогла.
    Не помню у кого, кажется у Кариуса, который Отто, читал что пилотка считалась у танкистов особым шиком. Офицеры тоже сильно уважали и носили вместо положенной "мягкой фуражки". А на кепи не переходили потому что, типа круто, старофасонно, как бы бывалый маншафтен!
    Кстати один дядька, бывалый танкист, именовал говорящую шапку Танкошлёмом и ни как иначе, говорил что только так правильно! А кто говорит по другому танкёры липовые и мазуты не нюхали! soldier
    1. Лiцьвiн 1 марта 2016 21:55
      Да, именно так называют "ребристого" - "Т А Н К О Ш Л Е М".
      К слову, немецкие экипажи захваченных трофейный советских танков зачастую воевали в наших танкошлемах. Есть много подобных фотографий, где немецкие танкисты в своей танковой форме "суетятся" возле трофейных "Т-34", а на головал у них наши танкошлемы.
  12. тихоокеанец 1 марта 2016 23:43
    Цитата: Лiцьвiн
    К слову, на военных кораблях нашего ВМФ в 70-80 годы эти танковые шлемы тоже использовались

    Верно, использовались. В первую очередь на открытых боевых постах МЗА (зенитной артиллерии малого калибра). Зачем что-то придумывать, когда есть уже готовое устройство, которое и связь обеспечит и уши от грохота и ветра прикроет.
    Сам не видел, но говорили, что на малых артиллерийских кораблях (МАКах) их тоже использовали. Ну так на этих корабликах в качестве основного вооружения стояли танковые башни.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня