Ракетные комплексы семейства «Гермес»

Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».

По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.


В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового оружия. Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.


Ракета комплекса "Гермес" и ее контейнер. Фото Rbase.new-factoria.ru


Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.

За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника. Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».

Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шассе. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.

Ракетные комплексы семейства «Гермес»
Боевая машина комплекса "Гермес-С". Рисунок Rbase.new-factoria.ru


Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.

В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.

По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.


Катер с тумбовой пусковой установкой комплекса "Гермес-К". Рисунок Militaryrussia.ru


В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.


Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.

Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.


Вертолет Ка-52 с комплексом "Гермес-А". Фото Rbase.new-factoria.ru


Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.

Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.

Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.


Архитектура комплекса "Гермес-А". Рисунок Militaryrussia.ru


В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.

По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.

Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.


Пусковая установка ракет "Гермес" под крылом вертолета Ка-52. Фото Otvaga2004.ru


К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.

Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.

На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.

Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.


По материалам сайтов:
http://kbptula.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-49.html
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти