53-27: первая торпеда советской разработки

После окончания Гражданской войны и полного установления советской власти флот Рабоче-крестьянской Красной армии располагал примерно 2-2,5 тыс. торпед старых моделей. На вооружении имелись изделия обр. 1912 и 1910/15 гг. в модификациях для надводных кораблей и подводных лодок. Эти торпеды калибра 450 мм активно использовались флотом, но уже к середине двадцатых годов стало ясно, что это оружие устарело и требует замены. Результатом начатых вскоре работ стало появление первой советской торпеды, известной под обозначением 53-27. Испытания и практика показали, что это оружие не в полной мере соответствовало требованиям времени, однако это не помешало не самой удачной торпеде занять свое место в истории отечественных вооружений.

В середине двадцатых годов командование Красной армии занималось рядом важных вопросов, в том числе изучало перспективы торпедного вооружения. Анализ войн последнего времени показывал, что для эффективного поражения современных кораблей требуются торпеды с зарядом взрывчатого вещества порядка 250-300 кг. Расчеты, в свою очередь, демонстрировали невозможность создания новых 450-мм торпед с требуемым могуществом боевой части. Требовался переход на более крупный калибр.

Примечательно, что еще в 1917 году морское ведомство заказало заводу Лесснера (ныне «Двигатель», г. Санкт-Петербург) создание торпеды калибра 21 дюйм (533 мм), однако события того времени помешали завершению работ. Весной 18-го завод Лесснера прекратил выпуск продукции и далее работал только в качестве хранилища вооружений. Следует отметить, аналогичные проекты торпедного вооружения разрабатывались и за рубежом, однако в силу объективных причин советская промышленность приступила к созданию 533-мм торпед только в середине двадцатых.


53-27: первая торпеда советской разработки
Общее строение типовой парогазовой торпеды. Рисунок Nemaloknig.info


Разработка перспективного вооружения для кораблей и подлодок была поручена Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро), которым руководил инженер и изобретатель Владимир Иванович Бекаури. Эта организация, основанная в 1921 году, занималась различным вооружением и техникой различных классов и типов Одним из направлений, которым занималось Остехбюро, было минно-торпедное вооружение для военно-морского флота. В 1926 году для ускорения работ по новым торпедам в ведение Бюро передали бывший завод Лесснера, вскоре переименованный в «Двигатель». Тогда же вышло распоряжение о начале работ над новой торпедой калибра 533 мм.

При разработке новой торпеды специалисты Остехбюро взяли за основу существующую торпеду 45-12 (изделие обр. 1912 г.), а также сохранившуюся документацию по проекту 533-мм торпеды завода Лесснера. Руководителем нового проекта стал П.В. Бехтерев, основным разработчиком – Р.Н. Корвин-Коссоковский. Используя имеющийся опыт и наработки по предыдущим проектам, коллектив Остехбюро завершил разработку нового проекта всего за несколько месяцев. Новая торпеда была представлена уже в 1927 году. В соответствии с новой номенклатурой, введенной в 1924 году, проект получил обозначение 53-27 – первое число обозначало калибр торпеды в сантиметрах, а второе указывало на год создания.

Ввиду ряда сложностей разработка первой советской торпеды затянулась. Среди прочего, это привело к изменению планов флота. Так, изначально предполагалось, что новые 533-мм торпеды станут главным вооружением перспективных подлодок серии I типа «Декабрист». Тем не менее, к моменту введения в строй первых субмарин этого проекта новая торпеда не была готова. Из-за этого судостроителям пришлось оборудовать торпедные аппараты лодок специальными вставными решетками, при помощи которых осуществлялась стрельба имеющимися торпедами калибра 450 мм.

Коллектив Остехбюро не имел большого опыта в деле создания торпед, из-за чего проект 53-27 имел ряд характерных черт. С точки зрения конструкции новая торпеда была увеличенным вариантом имеющихся 450-мм изделий с большим диаметром корпуса и более тяжелой боевой частью. Кроме того, увеличились объемы топливных баков. При этом компоновка внутренних агрегатов, внутренние системы и т.д. оставались прежними.

Изделие 53-27 имело традиционную для торпед того времени компоновку. Головная часть цилиндрического корпуса с обтекателем отдавалась под размещение боевого отделения с зарядом взрывчатого вещества и средствами его подрыва. Позади боевой части располагались топливные баки, воздушный баллон и некоторые агрегаты силовой установки. Основные механизмы парогазового двигателя, в свою очередь, размещались в хвостовой части корпуса. Ввиду увеличения калибра (в сравнении с базовой 45-12) выросла и длина торпеды. 53-27 в первой версии имела длину 6,98 м при диаметре 533 мм. Также возросла общая масса – 1675 кг.

Для уничтожения цели новая торпеда должна была использовать фугасную боевую часть весом 200 кг. Для сравнения, 45-12 несла вдвое меньший заряд. От прототипа новая торпеда получила два устройства для подрыва боевой части. Предлагалось использовать лобовой (с четырьмя усами) и инерционный ударники. Во избежание поражения корабля-носителя ударники оснащались предохранителем. Он допускал взведение механизмов только на расстоянии 150 м от носителя.

Приводить торпеду в движение должна была парогазовая машина с подогревательным аппаратом. Машина имела два цилиндра, располагавшиеся на оси торпеды по обе стороны от общего коленчатого вала (т.н. машина двухстороннего действия). Через трансмиссию в виде нескольких валов с механизмами крутящий момент двигателя передавался на кормовой гребной винт. В составе парогазовой машины имелся подогревательный аппарат с впрыскиванием и испарением воды, конструкция которого основывалась на соответствующем агрегате изделия 45-12. Примененная парогазовая машина развивала мощность порядка 270 л.с. Характерной особенностью новой машины стало отсутствие возможности выбора режима работы. Новый агрегат был однорежимным и мог работать только на максимальной мощности.

Изначально Остехбюро разрабатывало два варианта новой торпеды. Модификация 53-27л предназначалась для вооружения подводных лодок, а торпедные катера должны были нести торпеду 53-27к. Отличия двух изделий заключались в конструкции внешних агрегатов и способе пуска. «Подводный» вариант торпеды следовало запускать из трубного торпедного аппарата субмарин при помощи сжатого газа. Модификация «К» предназначалась для торпедных аппаратов желобного типа. В таком случае запуск двигателя и иные процедуры требовали иного подхода к выполнению.

Разработка проекта новой 533-мм торпеды завершилась в 1927 году, после чего завод «Двигатель» приступил к производству опытных партий этого вооружения. Простой предприятия в течение нескольких лет привел к неприятным последствиям. Сотрудники растеряли необходимые навыки, что сказалось на качестве продукции. Первые торпеды нового типа не отличались высоким качеством изготовления, а также имели недостаточные характеристики. В ходе испытаний отмечались не только низкие показатели, но и проблемы технологического характера. В частности, наблюдались проблемы с управлением по глубине, а некоторые изделия имели негерметичный корпус. После выявления подобных проблем специалистам Остехбюро и завода-изготовителя пришлось потратить массу сил и времени на доводку проекта и исправление недостатков оружия.

53-27: первая торпеда советской разработки
Носовые 533-мм торпедные аппараты подлодки Д-2 "Народоволец" серии I "Декабрист". Фото Wikimedia Commons


Следствием подобных проблем и необходимости их исправления стало затягивание работ. Испытания и доводка нового оружия начались в 1927 году и продолжались несколько лет, завершившись только в 1930-м. За это время рабочие завода «Двигатель» собрали и вместе с Особым техническим бюро проверили около полусотни торпед в обеих модификациях, как предназначенных для подлодок, так и созданных для надводного флота. После завершения всех предварительных работ и исправления самых крупных недостатков народный комиссариат обороны и руководство оборонной промышленности одобрили проект. Кроме того, завод и Остехбюро получили разрешение на полноценное производство новых торпед 53-27 с последующей поставкой изделий флоту.

Первая советская торпеда 53-27 отличалась от предыдущей 45-12 не только размерами, но и иными значениями некоторых других характеристик. Кроме того, имелось и заметное отставание по ряду параметров. За счет увеличенной мощности парогазовой машины удалось довести скорость до 43,5 узла, однако возможность изменения скорости отсутствовала. Глубина хода могла меняться в пределах от 3 до 14 м и регулировалась имеющейся автоматикой. При этом дальность хода сократилась до 3700 м. Для сравнения, 45-12, в зависимости от установленной глубины хода, могла атаковать цели на дистанции до 6 км.

В ходе серийного выпуска торпеда 53-27 претерпевала некоторые изменения. Новые серии этого оружия постоянно дорабатывались, что приводило к некоторому повышению характеристик. Тем не менее, по совокупности параметров все новые версии почти не отличались от базовой модификации. Самые заметные изменения были внесены в конструкцию в начале тридцатых годов в т.н. 200-й серии. Торпеды этого выпуска получили обновленное удлиненное боевое отделение с 250 кг взрывчатки. За счет такой доработки длина оружия увеличилась до 7,15 м, а масса возросла до 1725 кг. Прочие характеристики почти не поменялись. Незначительный прирост веса и размеров не смог оказать заметного влияния на характеристики скорости и дальности: торпеда по-прежнему могла пройти до 3,7 км на скорости около 43,5 узла. Увеличенная боевая часть заинтересовала военных, вследствие чего торпеды 200-й серии стали самыми массовыми среди всего выпуска 53-27.

По разным данным, к 1935 году завод «Двигатель» построил не менее 2-2,5 тыс. торпед типа 53-27 в двух модификациях, для надводного и подводного флота. Так, только в 1934 году заказчику передали более шести сотен торпед для подлодок и около 220 для кораблей и катеров. В 35-м производство первых советских торпед собственной разработки было остановлено. Изделие 53-27 имело недостаточные характеристики, из-за чего дальнейшее его производство посчитали нецелесообразным. Требовалось провести глубокую модернизацию с повышением основных характеристик. Развитие проекта путем небольших доработок в каждой серии посчитали неприемлемым.

В начале тридцатых годов Советский Союз закупил у Италии несколько образцов современного торпедного вооружения, в том числе 533-мм изделие, получившее новое обозначение 53Ф. В ходе модернизации торпеды 53-27 было решено использовать некоторые комплектующие зарубежной разработки. У итальянской торпеды заимствовали гидростат, подогревательный аппарат, регулятор давления и некоторые другие узлы. Обновленная подобным образом торпеда была принята на вооружение в 1936 году и получила обозначение 53-36. От базовой 53-27 она отличалась составом комплектующих, но не основными характеристиками. Габариты, вес, боевая часть, скорость и дальность хода остались на прежнем уровне.

Следует отметить, что 53-36 почти не отличалась от базовой 53-27 не только по основным характеристикам. В ходе нового проекта опять проявились технические и технологические проблемы, из-за которых с 1936 по 1938 год военно-морскому флоту удалось поставить лишь сотню торпед с заимствованными агрегатами. В 38-м неудачное изделие 53-36 сняли с вооружения. В общей сложности было построено и передано заказчику лишь несколько тысяч торпед типов 53-27 и 53-36, причем основную массу составили изделия первой модели в нескольких модификациях.

Весной 1937 года Остехбюро перешло в ведение Наркомата оборонной промышленности. Позже его преобразовали в Особое техническое управление, а затем разделили на три отдельных научно-исследовательских института. Осенью несколько сотрудников этой организации, в том числе руководители проекта 53-27 были арестованы. В начале 1938 года В.И. Бекаури и П.В. Бехтерев были расстреляны.

Производство торпед 53-27 прекратилось в 1935 году. Их модернизированный вариант 53-36 выпускался до 1938 года. За все время разработки и производства двух новых торпед авторам проектов так и не удалось ликвидировать имеющиеся недостатки и повысить характеристики изделий до приемлемого уровня. Тем не менее, до определенного времени альтернатива такому оружию отсутствовала, из-за чего флоту приходилось эксплуатировать не самые лучшие торпеды.

Ввиду невозможности быстрого и полного перевооружения флота новыми торпедами изделия 53-27 эксплуатировались до начала Великой Отечественной войны. При этом первые случаи боевого применения такого оружия относятся к Советско-финской войне. По имеющимся данным, в ходе этого конфликта Балтийский флот использовал 11 торпед 53-27, из которых лишь три попали в цель. Уничтожению кораблей противника помешало низкое качество изготовления торпед, из-за которого надежность оружия была неприемлемо низкой. В основном это проявлялось в виде многочисленных промахов.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны минно-торпедное управление флота направило в Наркомат обороны предложение о выведении оставшихся торпед 53-27 в резерв второй очереди. Это означало, что имеющиеся старые торпеды следовало отправить на тыловые склады, а затем снять с вооружения, списать и утилизировать. Подобное предложение, имевшее неплохие перспективы, не было реализовано в связи с началом войны, которое потребовало оставить на вооружении даже устаревшее оружие.

53-27: первая торпеда советской разработки
Подлодка серии I "Декабрист" - один из основных носителей торпед 53-27. Рисунок Wikimedia Commons


Известно, что в ходе Великой Отечественной войны торпеды типа 53-27 применялись подлодками Балтийского флота (прочие флоты подобные торпеды не использовали). Было использовано 44 изделия этого типа: 19 кораблями и катерами, 23 подлодками. Две стрельбы завершились отказом техники с подрывом боевой части, три – успешным поражением цели. Прочие 18 торпед не достигли своей цели или прошли мимо нее. При этом в распоряжении Балтийского флота имелось 350 торпед 53-27. Низкая надежность и эффективность первой советской торпеды получила новое подтверждение.

Ввиду крайне низкого расхода на складах и базах оставалось большое количество устаревших торпед с низкими характеристиками. Все это оружие со временем было списано и утилизировано за ненадобностью. С конца тридцатых годов флоту поставлялись только торпеды более новых моделей с повышенными характеристиками. В связи с этим применение или даже хранение торпед 53-27 сочли ненужным. Предвоенное предложение о переводе устаревшего оружия в резерв 2-й очереди дошло до практического выполнения только к середине сороковых.

Первая торпеда, созданная в Советскою Союзе, не отличалась высокими характеристиками. Кроме того, оставляла желать лучшего и надежность работы различных ее узлов. Тем не менее, в середине двадцатых годов у советского военного флота не было выбора, из-за чего ему приходилось использовать имеющиеся изделия, которые могли быть созданы и построены отечественными специалистами. В дальнейшем опыт разработки и эксплуатации торпед 53-27 с низкими характеристиками позволили создать более удачный проект 53-38. Торпеды этого типа отличались повышенными характеристиками, что позволило им стать одним из основных вооружений подлодок в годы Великой Отечественной войны. Что касается изделия 53-27, то оно, несмотря на массу проблем, осталось в истории отечественного минно-торпедного вооружения в качестве первой торпеды, созданной в Советском Союзе.


По материалам:
http://flot.sevastopol.info/
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://weapons-world.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. inkass_98 3 марта 2016 07:18
    Банально, но первый блин - комом. Опять же, конструкторы не имели достаточного опыта, что и привело к появлению недоработанного изделия. А что хорошо получается с первого раза? Опыт и умение приходят со временем, что и подтвердилось в дальнейшем.
    1. Bosk 4 марта 2016 00:17
      Каким комом?, между первой и второй мировой войной в всём Советском Союзе техническо-грамотных инженеров всех отраслей было... ну может столько сколько было в фирмах Юнкерса и Мессера ладно если вместе взятых и при этом ещё что то создавали и кстати много в тот период создали такого чем гордимся до сих пор. Кстати этот период очень интересный, страна в разрухе..., чуть ли не половина инженерного корпуса в эмиграции... и всё равно что то конструируют-строят, а как вспомнишь 90-ые...- ведь не было ни войны ни бомбёжек..., да что там говорить.
    2. Комментарий был удален.
  2. РПК 3 марта 2016 08:27
    У зарубежных конструкторов,ИТР,рабочих,был полувековой опыт строительства торпед,особенно опыт Первой Мировой.А наших рабочих видимо набрали от сохи,которые за 10 лет так и не смогли довести до ума изделие.Нужно было искать более толковые кадры.Бекаури и Бехтерев,сами виноваты,в своём расстреле,нужно было жёшче спрашивать с подчинённых,не шутками занимались.
    1. амурец 3 марта 2016 10:07
      Цитата: РПК
      А наших рабочих видимо набрали от сохи,которые за 10 лет так и не смогли довести до ума изделие.

      Большой удар по промышленности Петрограда-Ленинграда нанесла революция и гражданская война.Десятки тысяч рабочих высочайшей квалификации высылались из Ленинграда после Кронштадского Восстания,а также Троцкистко-зиновьевская оппозиция.После разгрома которой опять начались чистки в Ленинграде и опять под репрессии попали производственники высокой квалификации.Все эти факты можно найти в соответствующей литературе.Факты состоят в том,что действительно заводы Ленинграда испытывали кадровый голод в рабочих высокой квалификации.Почитать это можно в книге Данилова "Жизнь-поиск" в первой части.Автору плюс.Ещё хочу добавить,что решётки для торпедных аппаратов использовались в годы ВОВ,так как использование торпед 53-27 запрещалось,а с ТОФ часть торпед 53-38 отправили на действующий флот. См книгу Коршунов.Ю.Л. Строков.А.А."Торпеды ВМФ СССР."
  3. qwert 3 марта 2016 11:29
    Цитата: амурец
    Большой удар по промышленности Петрограда-Ленинграда нанесла революция и гражданская война.Десятки тысяч рабочих высочайшей квалификации высылались из Ленинграда после Кронштадского Восстания,а также Троцкистко-зиновьевская оппозиция.После разгрома которой опять начались чистки в Ленинграде и опять под репрессии попали производственники высокой квалификации.Все эти факты можно найти в соответствующей литературе.
    У Солженицина, Сванидзе и Гебельса?
    1. амурец 3 марта 2016 12:30
      Цитата: qwert
      У Солженицина, Сванидзе и Гебельса?

      Ни у того ни у другого или третьего.http://www.spb.aif.ru/society/krovavyy_myatezh_kak_proishodilo_


      znamenit
      oe_kronshtadtskoe_vosstanie.
      На эти события есть много материалов,причём в коммунистической печати.Посмотрите материалы на тему подавление Кронштадского мятежа.В принципе в эту пору шли волнения по всей России,что привело к отмене "Военного коммунизма" и переход к НЭП.К стати по разным причинам,такая-же картина была на ГосНикЗаводах в г.Николаев.И почитайте книгу Данилова "Жизнь-поиск".Это воспоминания токаря о тех временах.И о нехватке квалифицированной рабочей силы в Ленинграде.В этой книге ничего антисоветского нет.Просто воспоминания рабочего- новатора.И таких воспоминаний о восстановлении промышленности Ленинграда много.Так-же возьмите книгу Перечнев:"Советская береговая артиллерия". Там тоже приводяться данные о загрузке Ленинградских артиллерийских заводов. В принципе,в документальной литературе можно найти данные о жизни рабочих на разных заводах.Особенно Р.М.Мельникова в серии о знаменитых кораблях.
    2. Cap.Morgan 3 марта 2016 20:46
      Цитата: qwert
      Цитата: амурец
      Большой удар по промышленности Петрограда-Ленинграда нанесла революция и гражданская война.Десятки тысяч рабочих высочайшей квалификации высылались из Ленинграда после Кронштадского Восстания,а также Троцкистко-зиновьевская оппозиция.После разгрома которой опять начались чистки в Ленинграде и опять под репрессии попали производственники высокой квалификации.Все эти факты можно найти в соответствующей литературе.
      У Солженицина, Сванидзе и Гебельса?

      Вам и Геббельс не угодил?
      Вы предпочитаете творения Жданова? Или Троцкого?
      1. амурец 3 марта 2016 22:59
        Я предпочитаю документальную литературу.Посмотрите Перечнев:"Советская береговая артиллерия."Там есть данные о загрузке артиллерийских заводов Ленинграда.Её нет,а значить нет и рабочих.Книгу "Крейсер Красный Кавказ",о постройке крейсеров типа "Светлана".Об эсминцах типа "Новик" разных авторов,там есть и цены и сроки и мощности заводов.За всем этим стоят люди.И отсутствие работы,голод,естественно вызывали недовольство.В книге Виролайнена.В.М."Зелёная улица" есть упоминания о встречах с рабочими Петрограда в разных концах страны,от Твери до Турксиба.Из причин покоторым люди уехали из Питера,политические репрессии отнюдь не на первом месте.Но то что Петроград растерял свои лучшие рабочие кадры с 1918 по 1927год не вызывает сомнения.Особенно сильные потери были 1918-1922годы.Голод,болезни,отсутствие работы сделали своё дело.И я уже упоминал серию "Замечательные корабли" и в этой серии Р.М.Мельникова всегда есть какие-либо сведения о заводах,жизни флота и другие.Книги технические,а не политизированные.В меньших количествах,но всё равно этот процесс происходил на всех крупных заводах России. Почему в меньших?Да потому что у рабочих были подсобные участки и выжить в тех условиях им было легче.
  4. merkava-2bet 4 марта 2016 02:56
    Автору респект, очень интересует эта тематика и если можно в том же духе продолжение про исторический экскурс по торпедам СССР.спасибо.
  5. mina 4 марта 2016 04:52
    автор в очередной раз п...л в лужу
    53-27 была настолько плоха, что на вооружении массово стояли старые 45см торпеды - с решетками для 53см ТА ПЛ (факт чего полностью окзался незамеченным "писателем")

    53-38 никакого отношения к 53-27 не имела , т.к. фактически являлась копией итальянской 53F
  6. Olegi1 8 марта 2016 22:13
    Вообще, я прочитал уже несколько статей здесь про торпеды. Всем авторам - плюс. Я как-то мало себе представлял, насколько торпеда - сложное оружие и какие проблемы существовали и существуют. В общем, всем авторам -спасибо за ликбез!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня