Торпеда 53-38

Первая торпеда советской разработки 53-27 оказалась неудачной. Она позволила развернуть производство собственного торпедного вооружения, однако имела недостаточно высокие характеристики и в этом отношении заметно уступала современным зарубежным образцам. Кроме того, имелись проблемы производственного характера, дополнительно ухудшавшие качество производимой продукции. Как следствие, флот нуждался в новой торпеде с приемлемыми характеристиками. Модернизация изделия 53-27 в рамках проекта 53-36 не дала ожидаемых результатов, что привело к продолжению работ. Итогом очередного проекта стало появление торпеды 53-38, которая на несколько следующих лет стала одним из основных вооружений своего класса.

Напомним, торпеда 53-27 являлась дальнейшим развитием изделия 45-12 (450-мм торпеда обр. 1912 г.) с увеличенными габаритами, усиленным боевым отделением и доработанной парогазовой машиной. Отсутствие опыта конструирования подобного вооружения, а также ограничения технологического характера не позволили в полной мере реализовать все планы. В середине тридцатых торпеду 53-27 модернизировали с использованием некоторых агрегатов, заимствованных у торпеды 53-Ф итальянской разработки. Получившееся изделие 53-36 почти не отличалось по своим характеристикам от базового 53-27, что не позволило провести полноценное перевооружение флота.

Во второй половине тридцатых годов руководство оборонной промышленности сделало определенные выводы, результатом которых стала программа строительства предприятий торпедостроения. К концу десятилетия в производстве подобного вооружения были заняты четыре предприятия: ленинградские заводы им. Ворошилова и «Двигатель», «Красный Прогресс» (г. Большой Токмак) и дагестанский завод №182 (ныне «Дагдизель»). Под Ленинградом, на Каспийском море и в Крыму были построены пристрелочные станции, отвечавшие за проверку нового оружия. Головной организацией торпедостроительной промышленности стал Научно-испытательный минно-торпедный институт (НИМТИ).


Торпеда 53-38
Общий вид торпеды 53-38. Фото Wunderwafe.ru


Производство торпед 53-27 продолжалось до 1935 года. Модернизированные 53-36 производились с 1936 по 1938 годы. Вскоре после этого началось серийное строительство новых торпед, получивших обозначение 53-38 (калибр 53 см, принята на вооружение в 1938 году). С целью ускорения разработки нового проекта было предложено использовать новый подход. Теперь торпеду следовало разрабатывать не с нуля, но с широким использованием существующих агрегатов, фактически копируя имеющиеся образцы.

В 1932 году в рамках военно-технического сотрудничества Советский Союз приобрел у Италии некоторое количество торпед, произведенных заводом Уайтхеда в г. Фиуме. Итальянские изделия имели калибр 45 и 53 см, а также отличались достаточно высокими характеристиками. Это оружие заинтересовало советских военных, что сказалось на дальнейшем развитии торпед для ВМФ СССР.

Из-за отсутствия собственных проектов торпед с высокими характеристиками, а также в связи с прекращением производства изделий 53-27 и 53-36 командованию флота пришлось в срочном порядке решать вопрос производства нового оружия. Исходя из имеющейся ситуации, было решено скопировать купленные торпеды итальянской разработки и немного переработать их конструкцию в соответствии с возможностями отечественной промышленности. Приказ о начале программы производства новых торпед появился в 1938 году. Организовывать производство нового оружия должны были специалисты НИМТИ. Сборку оружия поручили нескольким предприятиям. Так, уже в 1938 году торпеды калибра 533 мм начали выпускаться ленинградским заводом «Двигатель». В следующем году такую продукцию начал выпускать завод №182. Производство 450-мм торпед поручили заводу «Красный Прогресс».

В ходе нового проекта, получившего обозначение 53-38, базовая торпеда 53-Ф итальянской разработки претерпела некоторые изменения. По имеющимся данным, не все элементы конструкции удалось полностью скопировать, из-за чего базовое изделие и его копия имели некоторые заметные отличия. В частности, изменилось число режимов работы парогазовой машины. Кроме того, имелись отличия технологического характера, связанные с возможностями советских предприятий.

Торпеда 53-38
Схема торпеды: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами. Рисунок Wiki.wargaming.net


Торпеда 53-38 имела традиционную для такого оружия конструкцию. Основным элементом изделия был цилиндрический корпус с полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателем. Кроме того, в хвостовой части корпуса предусматривались Х-образные рули и два соосных винта. Головная часть корпуса отдавалась под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями. Позади него располагались воздушный резервуар, водяной отсек и бак для керосина. Кормовая часть корпуса вмещала парогазовую машину и системы управления торпедой.

Новая торпеда сохранила парогазовую машину изделия-прототипа. Использовалась двухцилиндровая главная машина, для работы которой применялись сжатый воздух, вода и керосин. Цилиндры, а также кривошипно-шатунный и распределительный механизмы машины были смонтированы в едином картере. Крутящий момент машины передавался на два соосных винта в кормовой части торпеды. Для работы машины применялся сжатый воздух, под давлением 190 атм., закачивавшийся в соответствующий резервуар. С целью увеличения максимальной мощности в состав силовой установки был включен подогревательный аппарат, аналогичный примененному на итальянском прототипе.

Использованная парогазовая машина могла развивать мощность до 318 л.с. При этом предусматривались три режима работы с разной мощностью: 318, 160 или 112 л.с. Путем изменения мощности двигателя можно было менять скорость и дальность хода торпеды в достаточно широких пределах. Следует отметить, что советская торпеда 53-38 имела трехрежимную машину, тогда как итальянская 53-Ф оснащалась двигателем с четырьмя режимами работы.

Управление торпедой во время движения осуществлялось традиционным для подобного оружия прибором Обри на основе гироскопа. Это устройство определяло отклонение торпеды от заданного курса и позволяло вырабатывать команды для рулевых машин, удерживавших оружие на нужной траектории. Прибор Обри и гидростат обеспечивали правильное движение торпеды на глубинах от 0,5 до 14 м.

Торпеда 53-38
Главная машина торпеды 53-38. Рисунок Wunderwafe.ru


В головной части торпеды 53-38 располагалось боевое отделение, вмещавшее 300 кг взрывчатого вещества. В специальные окна в верхней части корпуса помещались два контактных взрывателя инерционного действия. Они обеспечивали подрыв боевой части при ударе торпеды о корпус цели. Для подготовки моряков и подводников предлагалось использовать торпеды с учебным боевым отделением. От полноценного боевого оно отличалось отсутствием взрывчатки, вместо которой в корпусе монтировался груз соответствующей массы.

Новая торпеда имела калибр 533 мм и длину 7,2 м. Общий вес готового к применению изделия составлял 1615 кг. Габариты и вес торпеды соответствовали требованиям, предъявляемым конструкцией имеющихся 53-см торпедных аппаратов. Таким образом, торпеды 53-38 могли применяться любыми отечественными кораблями и подводными лодками с соответствующими торпедными аппаратами.

Силовая установка и системы управления торпеды 53-38 позволяли торпедистам перед стрельбой настраивать глубину хода оружия, а также менять скорость и дальность хода. Глубина могла колебаться в пределах от 0,5 до 14 м. Скорость и дальность следовало выбирать в соответствии с тактической обстановкой. При установке режима парогазовой машины с максимальной мощностью (318 л.с.) торпеда могла разгоняться до 44,5 узла, однако в таком случае ее дальность составляла лишь 4 км. При мощности 160 л.с. скорость снижалась до 34,5 узла, но дальность вырастала до 8 км. Третий режим подразумевал работу машины на мощности 112 л.с., скорость 30,5 узла и дальность 10 км.

Первые торпеды модели 53-38 были выпущены ленинградским заводом «Двигатель» в 1938 году. Тогда же стартовали испытания нового оружия. В ходе проверок выяснилось, что копирование зарубежного образца удалось не в полной мере. Отечественная торпеда отличалась от итальянской не только режимами главной машины, но и некоторыми недостатками конструкции. Было выявлено заметное количество недостатков, которые в дальнейшем были устранены, однако доводку оружия пришлось проводить уже в ходе серийного производства. Подавляющее большинство проблем было устранено в 1939-41 годах, однако некоторыми доработками пришлось заниматься уже во время Великой Отечественной войны.

Необходимо отметить, что параллельно с разработкой и постановкой в серию новых торпед флот и промышленность занимались преобразованием существующих военно-промышленных структур. Так, в 1939 году были сформированы конструкторские бюро ЦКБ-36 и ЦКБ-39. Этим организациям передали все имеющиеся проекты торпедного вооружения, ранее разрабатывавшиеся несколькими другими бюро и институтами. Такие преобразования в некоторой мере упростили дальнейшие работы по развитию минно-торпедного вооружения.

Торпеда 53-38
Транспортировка торпед. Фото Submarine-at-war.ru


Первые плоды преобразований были получены уже в 1939 году. Одной из первых задач ЦКБ-39 стало повышение могущества торпед. Группа инженеров под руководством А.П. Белякова создала новые варианты боевого отделения для 45-см и 53-см торпед образца 1938 года. Без существенных доработок конструкции вес взрывчатого вещества был увеличен на 80-100 кг. При установке усиленного боевого отделения длина торпеды калибра 533 мм увеличивалась до 7,45 м, а масса – до 1725 кг. Общий вес взрывчатого вещества достигал 400 кг.

В 1939 году ЦКБ-39 совместно со смежными предприятиями построили и испытали несколько торпед с новыми боевыми отделениями. Эксперименты показали, что рост габаритов и массы оружия никак не сказывается на ходовых качествах. Скорость и дальность хода обеих торпед осталась на прежнем уровне. В конце 1939 года торпеды с усиленными боевыми частями были приняты на вооружение под обозначениями 53-38У и 45-36У. Серийное производство такого оружия было развернуто на заводах №182, «Двигатель» и «Красный Прогресс».

В дальнейшем развитие проекта 53-38У привело к созданию новой техники. Еще в конце двадцатых годов специалисты Остехбюро начали работу над неконтактным взрывателем для торпед, позволявшим поражать цель даже при небольшом промахе. Первый вариант такого устройства был принят на вооружение в 1932 году под обозначением НВО. Он решал поставленную задачу, но был крайне сложен в эксплуатации, из-за чего его вскоре сняли с производства. К работам по перспективной тематике привлекли несколько научных организаций, что позволило разработать полноценный работоспособный образец.

Неконтактный взрыватель стабилизированный НВС был создан в самом начале сороковых годов и испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. В ходе испытаний торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту водоизмещением 2500 т. Взрыватель успешно определял искажения магнитного поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до 2,5 от киля судна-цели. Расчеты показывали, что при увеличении водоизмещения цели растет и дистанция уверенного срабатывания взрывателя. По результатам испытаний взрыватель приняли на вооружение. Поставки серийных НВС стартовали в 1942 году. По некоторым данным, для установки устройства НВС требовались некоторые переделки боевого отделения торпеды, из-за чего вес взрывчатки сокращался примерно на 30 кг.

Торпеда 53-38
Погрузка торпеды 53-38 на корабль. Фото Navweaps.com


Первые серийные торпеды типа 53-38 имели некоторые проблемы, которые пришлось устранять уже в ходе серийного производства. Следствием этого стали некоторые отличия в характеристиках и надежности изделий разных серий. Тем не менее, уже в 1941 году большая часть недостатков была успешно устранена, хотя часть проблем сохранялась и требовала решения. Наличие затруднений и недостатков, тем не менее, не помешало советской промышленности освоить полномасштабное серийное производство нового оружия. До конца 1939 года с конвейера сходили только изделия 53-38 в базовой конфигурации. В дальнейшем было освоено производство торпед 53-38У с новым боевым отделением. Сборка такого оружия продолжалась до конца Великой Отечественной войны.

Появившись во второй половине тридцатых годов, торпеды 53-38 и 45-36 стали основным оружием своего класса в военно-морском флоте Советского Союза. В подавляющем большинстве случаев боевого применения торпед использовались именно изделия этих моделей и их модификаций. Новые торпеды поставлялись всем советским флотам, однако использовались, по-видимому, только на Европейском ТВД. Сведения о применении торпед 53-38 кораблями или подлодками Тихоокеанского флота отсутствуют.

По имеющимся данным, за предвоенный период и в годы Великой Отечественной промышленность успела построить и передать ВМФ несколько тысяч изделий 53-38 в нескольких модификациях. Большая часть этого оружия была применена по прямому назначению. Так, подводные лодки Северного, Балтийского и Черноморского флотов за годы войны использовали 1471 торпеды 53-38 и 53-38У. Как минимум, 124 пуска торпеды завершились попаданием в цель, однако в нескольких случаях произошли отказы взрывателей. В общей сложности, по техническим причинам до цели не добрались 43 торпеды. Имеются сведения о 243 случаях боевого применения торпед 53-38У с неконтактным взрывателем НВС. Сведения о надежности этих устройств разнятся. Одни источники утверждают, что отказов не было, другие говорят о некотором количестве неправильного срабатывания взрывателей.

К началу Великой Отечественной войны торпеды 53-38 фактически не имели альтернативы. В войсках все еще оставалось значительное количество устаревших изделий 53-27, однако их применение носило крайне ограниченный характер: за все годы войны использовали лишь несколько десятков таких торпед. По этой причине, основным оружием подлодок, кораблей и катеров с торпедными аппаратами калибра 533 мм были торпеды 53-38 разных модификаций с различными взрывателями.

Начав разработку собственных торпед, советские конструкторы столкнулись с серьезными проблемами. Первая торпеда собственной разработки имела низкие характеристики и не отличалась надежностью. По этой причине новое оружие этого класса было решено строить на базе зарубежных разработок. Результатом такого подхода стало появление и дальнейшее развитие проекта 53-38. Эта торпеда, в отличие от предшественницы, имела достаточно высокие характеристики и могла полноценно решать поставленные задачи. Как результат, устаревшее оружие отправилось на склады, откуда ушло на утилизацию, а основную боевую работу взяли на себя торпеды 53-38. С учетом исполненной роли в войне на морях эти торпеды по праву можно считать настоящим Оружием Победы.


По материалам:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://sovnavy-ww2.ho.ua/
http://navweaps.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. qwert 4 марта 2016 07:05
    А ведь исходя из статистики, советские торпеды в годы войны показали большую надежность, чем ракеты и бомбы использовавшихся в Фольклендском конфликте. Как то раньше об этом не задумывался.
    1. mina 4 марта 2016 13:45
      Цитата: qwert
      А ведь исходя из статистики, советские торпеды в годы войны показали большую надежность, чем ракеты и бомбы использовавшихся в Фольклендском конфликте

      это сказки агитпрома
  2. Гамдлислям 4 марта 2016 08:44
    Статья сухая, скорее обзорная. Но, для того, кто от этой темы далёк (как я) - информационная.
    А вот довели торпеды до приемлемого уровня наши конструкторы уже в бериевских шаражках. Увы, но там их (разработчиков) мысль и производительность были намного лучше.
    Во всяком случае наши торпеды оказались более эффективными и надёжными, чем у тогдашнего союзника из-за большой лужи.
    В качестве дополнения к данной статье ссылка на материалы по теме "Торпеда 53-38" - http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=51913
    1. mina 4 марта 2016 13:46
      Цитата: Гамдлислям
      Во всяком случае наши торпеды оказались более эффективными и надёжными, чем у тогдашнего союзника из-за большой лужи.

      это абсолютно не так
      даже не смотря на "большой торпедный скандал" амеров
    2. Колесо 4 марта 2016 17:18
      Цитата: Гамдлислям
      А вот довели торпеды до приемлемого уровня наши конструкторы уже в бериевских шаражках. Увы, но там их (разработчиков) мысль и производительность были намного лучше.

      Вообще-то, первую шаражку организовали в оплоте демократии.
      И да, действительно, и мысль и производительность оказались на высоте. laughing
      Для разработки требуемого мотора, получившего символичное наименование «Либерти» («Свобода»), привлекли лучших инженеров, которых буквально заперли в одной из вашингтонских гостиниц. Одновременно в помощь проектировщикам с различных предприятий Америки собрали наиболее опытных консультантов и чертежников. Работа велась практически круглосуточно. Двигатель спроектировали и изготовили в период с 3 июня по 3 июля 1917 года, ровно за месяц.
  3. Александр72 4 марта 2016 10:38
    Цитата: Гамдлислям
    А вот довели торпеды до приемлемого уровня наши конструкторы уже в бериевских шаражках. Увы, но там их (разработчиков) мысль и производительность были намного лучше.
    Во всяком случае наши торпеды оказались более эффективными и надёжными, чем у тогдашнего союзника из-за большой лужи.

    Производительность конструкторов в бериевских "шарашках" была намного выше потому что их правильно стимулировали - им (разработчикам) надо было думать не о получении очередной премии или очернении путем написания доносов в НКВД на своих более талантливых и удачливых коллег, а о том, чтобы по результатам отлично выполненной работы (а другие варианты даже и не рассматривались) выйти на свободу, а не поменять уютную шарагу на какие-нибудь колымские или воркутинские лагеря. И во многом благодаря именно такому подходу Красная Армия получила нужное ей оружие по принципу "здесь и сейчас" (особенно это актуально в годы Великой Отечественной Войны), а не когда-то потом, в более отдаленной перспективе (пусть даже это оружие и стало бы более совершенным).
    Советские торпеды 53-38 может быть и не были вершиной творческой мысли, но зато с этими торпедами наши военные моряки не испытывали таких проблем, которые с началом войны буквально преследовали немецких и американских подводников. Характерный пример - первый боевой поход (8 декабря 1941 г. – 25 января 1942 г., южное побережье Индокитая и Макасарский пролив) крейсерской подводной лодки SS-188 «Сарго» под командованием капитана 3-го ранга Тайрела Джейкобса:
    14.12.1941 18:57 – Цель: транспорт; дистанция 910 м; 1 торпеда; преждевременное срабатывание взрывателя на 18-й секунде после пуска.
    24.12.1941 12:38 – Цель: транспорт; дистанция 820 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    12:39 – Цель: транспорт; дистанция 1000 м; 1 торпеда; попадания: нет.
    12:49 – Цель: транспорт; дистанция 1650 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    27.12.1941 12:25 – Цель: 2 транспорта; дистанция 820 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    19:03 – Цель: транспорт; дистанция 1100 м; 2 торпеды; Попадания: нет.
    19:09 – Цель: транспорт; дистанция 910 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    04.01.1942 18:37 – Цель: танкер; дистанция 1200 м; 1 торпеда; попадания: нет.

    Все 13 торпед были выпущены в почти полигонных условиях: по тихоходным (9–12 узлов) целям, идущим постоянным курсом, без противолодочного зигзага, при дневном или вечернем солнечном освещении и с дистанций, которые в данном случае (применение торпед) можно смело охарактеризовать как «в упор». Наведение во всех случаях осуществлялось визуально через перископ, прицельные данные готовились с помощью лучшей на тот момент в мире системы управления торпедным огнём поводных лодок TDC (Torpedo Data Computer) Mark 3.
    После преждевременного взрыва первой выпущенной торпеды командир лодки засомневался в надёжности магнитного взрывателя и приказал заблокировать его на оставшихся торпедах, оставив лишь более надёжный контактный. После двух следующих промахов у него появилось подозрение, что торпеды идут ниже выставленной глубины. Джейкобс приказал уменьшить её с принятых для подобных целей 4,5 м до 3 м, а также увеличить количество замеров при определении дистанции до цели, её скорости и курса. Однако и после этого атакованные суда продолжали попросту не замечать запущенных по ним торпед. И это заметьте - в американском флоте, не имевшем проблем с расходованием средств на обучение личного состава, в стране, которая не имела проблем ни с инженерно-конструкторскими кадрами, ни с производством, ни с финансами.
    Честь имею.
    1. Saling 4 марта 2016 15:45
      Согласно такой логике, если бы С.П. Королев продолжал работать в "шарашке", то в космос первый советский космонавт полетел бы еще в 1950 :-). Да и самолет Ту-144 Туполев бы построил в то же время.
    2. Riv 4 марта 2016 18:11
      Приходилось читать как то американскую коспирологическую версию о том, что торпедисты "Сарго" намеренно занижали глубину хода торпед. Якобы кто то из экипажа подлодки признался в этом уже в 60-х. Почему? Боялись, что на лодку начнется охота. Других доказательств никаких, но поход "Сарго" действительно был несчастливым, редким исключением. Впоследствии антирекорд никому повторить не удалось.

      Лично мне в эту версию верится мало. На американский подводный флот в то время отбирали людей с титановыми яйцами.
      Riv
  4. РПК 4 марта 2016 11:24
    Теперь кое ,что ясно,когда смотришь фильм о подводниках,а командир субмарины говорит: Дрянные торпеды.Итальянцы здорово выручили наших конструкторов,наши смогли скопировать, доработать,что то сами сделали и получилось оружие годное для боя.Неконтактный взрыватель оказался удачным.Так ,что нашим подводникам было чем бить врага.
  5. Saling 4 марта 2016 12:12
    Характерный пример - первый боевой поход (8 декабря 1941 г. – 25 января 1942 г., южное побережье Индокитая и Макасарский пролив) крейсерской подводной лодки SS-188 «Сарго» под командованием капитана 3-го ранга Тайрела Джейкобса:
    [quote]14.12.1941 18:57 – Цель: транспорт; дистанция 910 м; 1 торпеда; преждевременное срабатывание взрывателя на 18-й секунде после пуска.
    24.12.1941 12:38 – Цель: транспорт; дистанция 820 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    12:39 – Цель: транспорт; дистанция 1000 м; 1 торпеда; попадания: нет.
    12:49 – Цель: транспорт; дистанция 1650 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    27.12.1941 12:25 – Цель: 2 транспорта; дистанция 820 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    19:03 – Цель: транспорт; дистанция 1100 м; 2 торпеды; Попадания: нет.
    19:09 – Цель: транспорт; дистанция 910 м; 2 торпеды; попадания: нет.
    04.01.1942 18:37 – Цель: танкер; дистанция 1200 м; 1 торпеда; попадания: нет.


    А почему в отчете дистанция в метрах, а не кабельтовых? Может по этому и попаданий нет? wink
    1. Александр72 4 марта 2016 13:39
      В оригинале в отчете дистанции измерялись в фатомах. Фатом в 40-х годах - это морская сажень, один английский фатом равен 1/100 кабельтова или 1/1000 морской мили, при переводе в метрическую системы это 1,85 м. В настоящий момент в мире наиболее распространена международная морская сажень, значение которой, принятое в 1958 году, равняется ровно двум ярдам или шести футам, то есть 1,8288 м. Для простоты восприятия все дистанции приведены в метрах. Не каждый знает, что такое кабельтов или фатом. Тем более что речь идет о том, что взрыватели американских торпед начала войны, что новомодные магнитные, что традиционные контактные оказались одинаково негодными. Тогда и разразилось то, что в ВМС США назвали большим торпедным скандалом.
      Честь имею.
  6. qwert 4 марта 2016 12:48
    Цитата: Saling
    А почему в отчете дистанция в метрах, а не кабельтовых? Может по этому и попаданий нет?

    Судя по цифрам измеряли точно в кабельтовых. К примеру 910 метров -это 5 кабельтовых или полмили. 1650 м -это 9 кабелтовых и т.д. Скорее всего в ходе перевода заодно и мили (кабельтовы)_ перевели в привычные для большинства читателей метры.
  7. mina 4 марта 2016 13:54
    очередная статейка в стиле "не знаю, не понимаю, но пишу"

    Первые серийные торпеды типа 53-38 имели некоторые проблемы

    проблемы были не "некоторые" а скорее СПЛОШНЫЕ

    Неконтактный взрыватель стабилизированный НВС был создан в самом начале сороковых годов и испытывался в 41-м в составе боевого отделения торпеды 53-38У. В ходе испытаний торпеды с устройствами НВС выпускались по транспорту водоизмещением 2500 т. Взрыватель успешно определял искажения магнитного поля и давал команду на подрыв заряда при прохождении на расстоянии до 2,5 от киля судна-цели. Расчеты показывали, что при увеличении водоизмещения цели растет и дистанция уверенного срабатывания взрывателя. По результатам испытаний взрыватель приняли на вооружение. Поставки серийных НВС стартовали в 1942 году. По некоторым данным, для установки устройства НВС требовались некоторые переделки боевого отделения торпеды, из-за чего вес взрывчатки сокращался примерно на 30 кг.

    реально взрыватель был недоведен, и практически небоеспособен
    кстати БЗО для него было бронзовым

    ну и самое интересное - одни из узлов 53-38 (фактически итальяноской 53F) - до сих пор находится в торпедах ВМФ - это гидростат торпед 53-65К (фактически разработан почти 100 лет назад)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня