Когда опрокинется «Замволт»?

Когда опрокинется «Замволт»?


"Неравный бой. Корабль кренится наш. Спасите наши души человечьи!" — пел Владимир Высоцкий.


В настоящее время история с кренящимся кораблем приобрела особое значение. В Интернете появилась масса экспертов, озабоченных остойчивостью и величиной метацентрической высоты нового американского эсминца.

“Замволт” и вправду выглядит необычно. Но морская история знает примеры кораблей с куда более парадоксальной конструкцией. Которые, на первый взгляд, вообще не могли держаться на ровном киле.

Пагоды японских линкоров

Корабли сынов Аматэрасу отличались собственным неповторимым колоритом.

Главным “украшением” всех японских линкоров была экстремально высокая надстройка, в которой иноземцы усмотрели черты классических синтоистских пагод. Самой высокой была “пагода” линкора “Фусо”, она возносилась ввысь на 40 метров — как современный двенадцатиэтажный дом!



Внешне похожая на беспорядочное нагромождение мостиков и боевых постов, в действительности “пагода” возводилась строго по фэн-шую. Каждый уровень был предназначен для определенной задачи: ходовой мостик с отличным обзором — для командира и рулевых, штурманский мостик, обзорные площадки, артиллерийские дальномерные посты — для орудий главного, среднего и универсального калибра.

Данный конструктивный элемент можно считать блестящей находкой, если бы речь не шла о боевом корабле, который, как и всякое плавсредство, должно было отвечать требованиям остойчивости. Т.е. иметь возможность противостоять внешним возмущениям, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.

Кроме 40-метровой “пагоды”, бэттлшип “Фусо” нес на могучих плечах ШЕСТЬ башен главного калибра — громоздких вращающихся конструкций, чьи лобовые плиты имели толщину 28 сантиметров. Каждая башня весила 620 тонн — все шесть в сумме весили вчетверо больше, чем композитная надстройка эсминца “Замволт”. Не считая 12 тысяч тонн брони и десятков орудий меньшего калибра. Оцените масштабы!

В конце концов “Фусо” все же перевернулся. Произошло это не раньше, чем изувеченный бомбами линкор получил пару торпед во время боя в проливе Суригао (1944 г.).

Атомный крейсер “Лонг Бич”

После спуска на воду в 1959 году крейсер “Лонг Бич” сильно накренился и опрокинулся совершил кругосветный поход. Он прослужил тридцать лет, прошел Вьетнамскую войну, в 1991 году прикрывал линкор “Миссури” во время обстрелов Ирака.


Его знали и боялись: вьетнамским пилотам было запрещено подлетать к береговой черте ближе чем на 100 км, чтобы не попасть под удар зенитных систем крейсера "Лонг Бич". По данным самих американцев, крейсеру все же удалось сбить пару МиГов. Помимо обеспечения ПВО, крейсер использовался как командный пункт, координируя своими мощными радарами действия групп авиации.



В европейских водах “Лонг Бич” появлялся нечасто, проведя большую часть службы на Тихом океане. Морякам ТОФа был хорошо знаком его феерический силуэт. Увы, все ожидания оказались тщетны. Несмотря на шторма и боевые действия, “Лонг Бич” так и не опрокинулся под тяжестью своей чудовищной надстройки.

Её наличие объяснялось не слабоумием конструкторов, а необходимостью размещения антенн экспериментального радиолокационного комплекса “Хьюз” SCANFAR. Подобно “Замволту”, тот крейсер был демонстратором новых технологий, которые опередили свое время на 20-30 лет.

В конце восьмидесятых существовали планы по превращению “Лонг Бич” в ударный крейсер, подобный советскому “Орлану”. Однако, попав под действие российско-американских программ сокращения вооружений, легендарный крейсер отправился, в итоге, на свалку.

Модернизация “Олбани”

У крейсера “Лонг Бич” был такой же неуклюжий с виду коллега по имени “Олбани”.



Этот корабль эпохи Второй мировой знаменит тем, что перенес операцию по смене пола. Будучи построен как тяжелый артиллерийский крейсер, “Олбани” был выбран в качестве экспериментальной платформы для размещения ракетного оружия. В ходе модернизации в конце 50-х гг. он лишился всех башен, пушек и надстройки, которая приобрела форму высоченной башни.

Взамен им были установлены пять ракетных комплексов и 12 современных радаров, превративших “Олбани” в самый тяжеловооруженный ракетный крейсер в истории.

Причудливый облик крейсера “Олбани” не остался без последствий. Стоявшие на ходовом мостике описывали леденящий страх, когда 17-тысячетонная махина кренилась на поворотах. А затем также неохотно возвращалась на ровный киль.


Об истинных габаритах радаров и ракет свидетельствуют едва различимые фигурки людей


Главная проблема заключалась в неадекватных размерах вычислительных машин и громоздкости радаров 60-летней давности. Другой неприятностью была нерациональная компоновка помещений и отсеков, изначально рассчитанных на установку артиллерийского вооружения. Плюс совершенно бесполезные в существующем виде броневые палубы, весящие свыше тысячи тонн, но, в силу изменившейся компоновки, уже не способные прикрыть важнейшие отсеки корабля.

Пытаясь как-то уменьшить “верхний вес” и сохранить остойчивость, янки выстроили надстройку из легких сплавов, одновременно, заложив в топливные цистерны вдоль киля две тысячи тонн свинца. Это заметно сократило дальность плавания, но мореходность “Олбани” по прежнему оставляла желать лучшего.

Однако крейсер не опрокинулся. “Олбани” прослужил в новом обличье долгих 18 лет, исполняя должность флагманского корабля Шестого флота.


Огонь из всех стволов!


Эпилог

“Раскормили носорога”, “большой шкаф громче падает” и другие язвительные комментарии не отражают ситуации. Делать скорые выводы, основываясь только на внешнем облике, как минимум, неразумно. Насколько велик или мал запас остойчивости корабля, может сказать только “расчет суровый гаек и стали”.

Остойчивость и мореходность зависят от множества параметров: размеров корабля, соотношения длины и ширины корпуса, формы обводов в подводной части, соотношения “верхнего веса” и запаса балласта, высоты борта, глубины осадки, распределения весов внутри корпуса и надстройки...

Тем не менее, основываясь на приведенных примерах и законах непостижимой вечной логики, можно отметить, что “Замволт” при всем желании явно не попадает в “группу риска”. Все известные факты технического характера указывают, что эсминец “более адекватен”, чем его знаменитые предшественники.





Пирамида надстройки по совокупности размеров не превосходит "коробку" крейсера “Лонг Бич”, при этом “Замволт” объективно должен иметь преимущество за счет подпалубного размещения оружия и отсутствия громадных коробок РЛС подсветки целей, установленных на макс. большой высоте над поверхностью воды.

Благодаря сильному завалу бортов конструкция “Замволта” сосредоточена вокруг центра масс, что также положительно сказывается на его остойчивости в сравнении с нелепой “коробкой” и башней крейсеров прошлых лет.

Наконец, эсминец более короток, широк и “коренаст”, а значит — априори более устойчив. Габариты “Замволта” составляют 183 х 24,5 м против 200...220 метров при стандартной ширине корпуса американских крейсеров той эпохи 21,3 м.

Что до примера с японским линкором, то “Фусо”, несомненно, является шедевром военно-морской инженерии. Прямое сравнение с “Замволтом” вряд ли уместно — линкор втрое превосходит его по водоизмещению. Но масштабы изумляют: только башни главного калибра весили вчетверо больше, чем вся надстройка “Замволта” (самый громоздкий элемент современного эсминца, массой 920 тонн). Повторный разговор о 40-метровой “Пагоде” считаю уже излишним.

Создатели “Замволта” знают все это лучше нас. Не случайно, получив официальный отказ от установки полного комплекта радаров, они внесли изменения в проект третьего эсминца серии. Вместо легких (и дорогих) композитов надстройка эсминца “Линдон Джонсон” будет выполнена из обычной конструкционной стали.




Надстройка "Замволта"



Линкор "Фусо" опрокидывается! Шутка. Всего лишь испытания системы контрзатоплений отсеков (1941 г.)


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти