Military Review

Not only the inventor of the mortar

8
Not only the inventor of the mortar



The name of the remarkable Russian artilleryman Leonid Nikolayevich Gobyato gained fame in connection with the invention of a new type in the besieged Port Arthur weapons - mortar. Usually, this invention confines the achievements of Gobyato in the minds of the broad masses. In fact, Leonid Nikolayevich’s contribution to the development of Russian artillery and military art is much greater.

In the difficult days of the siege of Port Arthur, military merit and deep special knowledge advanced Gobyato, then a captain, to the post of assistant commander of the Kwantung fortress artillery to observe the shooting technique. According to the artillery part, he was charged with “establishing everything that may be required according to circumstances and conditions”. It was at that time L.N. Gobyato created a mortar. He designed several samples of the original pole-mounted over-caliber winged mines and adapted for their throwing 47-mm naval guns. Thus, it turned out an apparatus capable of shooting mines at large elevation angles at close distances.

9 November 1904 was the first mine to appear over the Japanese trenches, and on that day 6 fired shots from a new weapon. When flying, the mine looked like a spear; the wings eliminated the oscillation of the pole, which made it possible to ensure an even trajectory. Side wind almost did not dismiss such a projectile to the side.



After returning from Japanese captivity, Leonid Nikolayevich published an article “Artillery firing at a fortress at a distance closer than 1000 steps”, where he highlighted the experience of artillery firing at Port Arthur at close distances. The article was first formulated tactical and technical data of new weapons. The inventor believed that the apparatus for conducting artillery fire at close distances should satisfy the following conditions: have sufficient accuracy; be lightweight for easy carrying; shoot at elevation angles from 45 ° and more; throw at least 15 pounds of high explosive explosives; the greatest distance when firing from the apparatus should be determined by their accuracy, which should be the highest at distances from 500 to 100 steps or less.



Gobyato stubbornly sought to ensure that the Russian army was equipped with mortars, but because of the inertia and inertia of the leadership of the military department, the issue was not resolved positively, and by the beginning of World War I, the Russian army was without this type of weapon. It began to produce during the war.

For many years L.N. Gobyato dedicated military-scientific activities, which differed practical orientation. Together with other leading officers, he revives the “Artillery Circle” created in 1902 at the Mikhailovsky Artillery Academy and speaks on his behalf with an appeal “To participants in the war with Japan”, urging him to collect materials from the past war, analyze them and immediately apply the findings to the case. Gobyato argued that the facts of the war, of which the officers were witnesses and participants, are “common property, obtained by the blood of tens of thousands of victims and costing terrible money”; Each officer is obliged to share his experience for general use. Leonid Nikolayevich believed that the more facts were collected, the greater would be the guarantee of avoiding mistakes in the new war.

The Artillery Circle rendered a great help in studying the experience of the Russian-Japanese war. Many officers engaged in military scientific work expressed their gratitude for the valuable information to the members of the circle and personally L.N. Gobyo. Appeal "To the participants of the war with Japan" Gobyato published as a preface to his work "Combat principles and norms of field artillery." In his opinion, the entire sum of the facts collected by the participants in the war would allow them to derive norms, and then the principles of Russian artillery, which fully agree with the spirit and properties of the army. "These principles will be understood by everyone, and then the chiefs will trust their subordinates, and that initiative of subordinates will be shown, which will give unity to the conduct of the battle."

Considering the issue of command and control of troops in battle, Gobyato argued that the principle of combat is the unity of actions of all its participants. This principle is unchanged. Gobyato emphasized that the idea of ​​a battle must be known to all. He cited the example of Suvorov, who said: "Every soldier must know his own maneuver." Also, according to Leonid Nikolaevich, it was worthwhile to adopt the Suvorov principle of teaching troops short and clear principles of military affairs - “the troops understood him well, and therefore he always won.

One of the main issues raised in the work was the question of artillery firing from closed positions. Gobato not by chance paid him special attention. Among the combined-arms and artillery commanders, even after the Russian-Japanese war, there were many opponents of such use of artillery. In his work, the author also dwelt on such an important issue as the massing of fire and artillery.

But these ideas of Gobiato did not find due development in the Russian artillery of the pre-revolutionary period. Considering the issue of massing fire and artillery, and noting the priority of L.N. Gobyato in its development, the Soviet researchers V.M. Ivanov and M.N. Katkhanov emphasized that his comprehensive theoretical and practical solution was achieved only in Soviet times.

In the appeal “To the participants of the war with Japan,” the author sharply spoke out against admiring foreign authorities, seeing this as one of the reasons for the Russian lagging behind in artillery tactics. “We,” he wrote, “got used to looking at ourselves from the point of view of foreign authorities, we studied even our 77 — 78 campaign according to German sources, fearing to touch the living participants of the war.” The author of the appeal believed that tactical issues should be developed on the basis of his own experience.



Gobiato's speech against foreign authorities caused a storm of indignation from their fans. On the pages of the military newspaper "Russian Invalid", there was a sharp controversy with representatives of the conservative direction, who did not conceal their commitment to foreign authorities and were ardent opponents of introducing artillery into tactics of firing from closed firing positions. After giving a worthy rebuke to his opponents, Gobiato concluded that all the evil of the Russian artillery is that the army leadership does not go forward, but lives solely by Napoleon’s tactical methods. The message Gobiato was soon published in the journal “Society of adherents of military knowledge,” and when, under pressure from the broad masses of the Russian public, the trial of the perpetrators of Port Arthur began, the editorial board released it in a separate book in mass circulation. In this process, the message Gobyato was used as an accusatory material.

The appeal "To the participants of the war with Japan" and the theoretical work "Combat Principles and Field Artillery Norms" brought their author fame in military circles as well as among the general Russian public. He was attracted, in particular, to cooperate with the publishing house "Military Encyclopedia".

Like other advanced Russian officers, Gobiato persistently sought the creation of a special commission to study the experience of the Russian-Japanese war. In 1907, such a commission began work. For three years she prepared a nine-volume work, containing a description of the war according to official documents.

The author himself made a valuable contribution to the study of the experience of the past war. 23 February 1907 of the year he spoke in the "Society of adversaries of military knowledge" with a message about the battle of Jinzhou 13 May 1904. Based on concrete facts, Gobyato revealed the criminal attitude of Stoessel, Fock, other generals and the tsar's governor in the Far East, Admiral Alekseyev, to strengthening and defending the Jinzhou position. It was the fault of the mediocre command that the Russian troops, despite the heroism shown, were forced to abandon this position, which allowed the Japanese to freely seize the cities of Dalniy and Tolienvan and block the port-arthur garrison from land.

In Gobyato's “Fight at Jinzhou” work, serious tactical questions were considered: on the use of complex fortifications in the defense of trenches; the occurrence of rare chains with dashes, crawling and samokapyvanie; massaging artillery fire in battle and the order of artillery in defense; closer interaction between different branches of service; use of technical means of communication; roles in modern combat machine guns and their application. Gobyato, for example, insistently demanded to abandon the existing vicious practice of group use of machine guns; on the widespread use of fire from closed positions; other issues that were relevant to the military art of the time were also considered here. The past two world wars later fully confirmed the correctness of the conclusions made by Leonid Nikolayevich.

In July 1908, after completing the course of the Officer Artillery School, L.N. Gobyato joined the school as one of its leaders. In the same year he was invited to teach artillery tactics to the Russian Academy of the General Staff. The experience of war, school and academy classes, trips to Italy, France and Germany to get acquainted with artillery units, participation in commissions for the preparation of textbooks and manuals, gave rich material for his scientific work.

In 1908, L.N. Gobyato published the book “The Property of Fire and the Military Service of the Artillery Division”, which was adopted as an official manual for the troops and was a continuation of his previous work “The Combat Principles and Norms of Field Artillery”. The work was written with the aim of resolving one very important issue for the Russian gunners. For more than 12 years in the Russian artillery there existed the post of division commander, but, despite such a long period, no one really knew what he should do. The duties of the division commander were not established, and it was Gobyato who defined them.



Also, the book covered a whole range of questions of artillery tactics (comparison of the properties and fire of guns and howitzers, preparation of attacks, choice of positions, organization of intelligence and communications, control of artillery in battle, etc.), as well as some issues of a general arms nature.

Gobiato’s thoughts on the organization of the army deserve attention. “To extract from the army,” he wrote, “all its power, you need to have it flexible.” Leonid Nikolayevich believed that the flexibility of the army depends on its proper organization and training. Each theater of war requires its own organization, and even at the same theater, depending on the local conditions and task of the detachment, the ratio of arms in the detachments should vary greatly.

No less interesting and Gobyato statements about some ways of conducting military actions. According to him, "modern mass armies" will be based on fortified positions, the fight against which is possible only with the joint action of siege and field artillery. " These views were undoubtedly advanced for that time and also testified to the vision of L.N. Gobyo.

Leonid Nikolayevich's military-scientific activity continued in subsequent years. He developed instructions and manuals ("Foundations of artillery reconnaissance and organization of the work of intelligence officers", "Corner plans on paper", "Celluloid Sector", "Instruction for summer topographical studies of officers of the Military Engineering Academy"), participated in the drafting of the Heavy Artillery Charter of 1910 g ., prepared for students of the Academy of the General Staff a synopsis of his lecture series “Artillery of field armies”.

Two years before the First World War, in the spring of 1911, the Main Artillery Directorate issued a “Field Artillery Shooting Guide”. The sections "Fire Control", "Organization of Intelligence" and "Positions" were developed by L.N. Gobyo. This manual played a very positive role in the preparation of Russian artillery on the eve of the First World War. Last, during the life of L.N. Gobjato, published his work "Synopsis for the practical acquaintance with the material part of the 1913 field artillery."

All the works of L.N. Gobyato are filled with the desire to improve the techniques and tactics of the Russian artillery. The author is characterized by a deep analysis of the subject matter of the research, a skillful selection and posing of individual questions in his field, a specific approach to their solution. While approving certain principles and norms, he at the same time pointed out the need for their flexible application, strict coordination of actions with the situation. His works are a vivid testimony of the achievements of advanced Russian military-theoretical thought of the beginning of the 20th century, which did not lose their significance in the subsequent period, including during the years of the Patriotic War and even in subsequent conflicts.



Patriot, a talented researcher and inventor, L.N. Gobyato was at the same time a gifted military leader who showed exceptional commanding qualities, courage and bravery inherent in the best representatives of the Russian officer corps in the fire of fighting. Unfortunately, Leonid Nikolayevich died early. During the First World War during the siege of Przemysl L.N. Gobyato was appointed commander of the 35 artillery brigade. 19 May 1915, he personally led the infantry to the counterattack and was mortally wounded during the battle. He was at that time all 39 years. Already after Gobiato’s death, the rank of lieutenant general was conferred, and a stela depicting a mine was installed on his grave.



Sources:
Latukhin A. Mortars firing. M.: DOSAAF, 1980. C. 5-7.
Baths M. Captain Gobyato's Legacy. // Computerra. No.13 (777). C.11-13.
Sizova I. General artillery Gobyato. // Ryazan Gazette. 195 (4743) from 17 October 2014
Starov N. Russian gunner L.N. Gobyato. // Militaryhistorical magazine. 1972. No. 5. P. 28-30
Nepomniachtchy N. 100 great mysteries of the XX century. - M .: Veche, 2004. C. 276-279.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Good cat
    Good cat 18 March 2016 06: 59
    +8
    Another great article, interesting material, unpopulated topics.
  2. qwert
    qwert 18 March 2016 07: 02
    +8
    "On May 19, 1915, he personally led the infantry in a counterattack and was mortally wounded during the battle. He was only 39 years old at the time."
    That's because people were. How many time before 39 years. And even died gloriously. Although it’s sad that so many outstanding people were exchanged in Russia.
    Article plus. I really only knew about Gobyato that they had invented the mortar.
    1. Amurets
      Amurets 18 March 2016 08: 54
      +4
      Quote: qwert
      That's because people were. How many time before 39 years. And even died gloriously. Although it’s sad that so many outstanding people were exchanged in Russia.

      In World War I and the Civil War, Russia really lost a lot of outstanding people who died in battles and emigrated.
  3. parusnik
    parusnik 18 March 2016 08: 00
    +7
    Buried L.N. The goblet is in the village of Morozovy-Borki, Ryazan province, (now the region is of course), a stela was also established there. Thanks to the author ..
  4. Vladislav 73
    Vladislav 73 18 March 2016 10: 06
    +8
    // February 23, 1907, he spoke in the "Society of Adherents of Military Knowledge" with a message about the battle of Jinzhou on May 13, 1904. Based on specific facts, Gobyato showed the criminal attitude of Stessel, Fock, other generals and the tsar’s governor in the Far East, Admiral Alekseev, to strengthen and defend the Jinzhou position. It was the fault of the incompetent command that the Russian troops, despite the heroism, were forced to abandon this position, which allowed the Japanese to freely seize the cities of Dalniy and Tolienvan and block the port-Arthur garrison from land. // And how many articles there were in VO trying to rehabilitate Stessel? request And a patriot, and a military genius, and in general, a slandered hero! belay What are these newly-found rehabilitants based on: on ordering, on their fantasies or on the testimonies of the real heroes who defended Port Arthur, true heroes and patriots such as Leonid Nikolayevich Gobyato?
  5. V.ic
    V.ic 18 March 2016 10: 43
    +3
    "We learn a lot from books,
    And truths are transmitted orally:
    "There are no prophets in his own country", -
    And in other countries - not a lot. "
    V.S. Vysotsky
  6. brn521
    brn521 18 March 2016 14: 40
    +1
    Has anyone found books on titles from an article on the Internet?
  7. Retvizan
    Retvizan 5 October 2016 19: 59
    0
    Gobyato and Kondratenko are very similar - only Roman I.'s mustache is very magnificent

    In general, Gobyato had a normal BUT, and the help of sailors with their ideas.

Не только изобретатель миномета

Не только изобретатель миномета


Имя замечательного отечественного артиллериста Леонида Николаевича Гобято обрело известность в связи с изобретением им в осажденном Порт-Артуре нового типа оружия – миномета. Обычно этим изобретением и ограничиваются заслуги Гобято в сознании широких масс. На самом деле вклад Леонида Николаевича в развитие отечественной артиллерии и военного искусства значительно больше.

В тяжелые дни осады Порт-Артура боевые заслуги и глубокие специальные знания выдвинули Гобято, тогда еще капитана, на должность помощника командира Квантунской крепостной артиллерии по наблюдению за техникой стрельбы. Ему поручалось по артиллерийской части «установление всего, что может потребоваться по обстоятельствам и обстановке». Именно в это время Л.Н. Гобято создал миномет. Он сконструировал несколько образцов оригинальных шестовых надкалиберных крылатых мин и приспособил для их метания 47-мм морскую пушки. Таким образом, получился аппарат, способный стрелять минами под большими углами возвышения на ближние дистанции.


9 ноября 1904 г. над японскими окопами появилась первая мина, а всего в этот день произвели из нового оружия 6 выстрелов. При полете мина имела вид копья; крылья устраняли колебание шеста, что позволяло обеспечить ровную траекторию. Боковой ветер почти не отклонял подобный снаряд в сторону.

Не только изобретатель миномета


После возвращения из японского плена Леонид Николаевич опубликовал статью «Артиллерийская стрельба в крепости на дистанции ближе 1000 шагов», где осветил опыт артиллерийской стрельбы в Порт-Артуре на ближние дистанции. В статье впервые были сформулированы тактико-технические данные нового оружия. Изобретатель считал, что аппараты для ведения артиллерийского огня на ближние дистанции должны удовлетворять следующим условиям: иметь достаточную меткость; быть легкими для удобства переноски; стрелять под углами возвышения от 45 ° и больше; бросать не менее 15 фунтов взрывчатого вещества сильного действия; наибольшая дистанция при стрельбе из аппаратов должна определяться их меткостью, которая должна быть наиболее высокой на дистанциях от 500 до 100 шагов и менее.

Не только изобретатель миномета


Гобято упорно стремился, чтобы русская армия была оснащена минометами, но из-за косности и инертности руководства военного ведомства вопрос не был решен положительно, и к началу первой мировой войны русская армия оказалась без этого вида оружия. Его начали производить уже во время войны.

Многие годы Л.Н. Гобято посвятил военно-научной деятельности, которая отличалась практической направленностью. Вместе с другими передовыми офицерами он возрождает созданный в 1902 году при Михайловской артиллерийской академии «кружок артиллеристов» и выступает от его имени с обращением «К участникам войны с Японией», призывая собирать материалы минувшей войны, анализировать их и немедленно применять к делу сделанные выводы. Гобято утверждал, что факты войны, свидетелями и участниками которых были офицеры, есть «общее достояние, добытое кровью десятков тысяч жертв и стоившее страшных денег»; каждый офицер обязан поделиться свои опытом на общее пользование. Леонид Николаевич считал, что чем больше удастся собрать фактов, тем больше будет гарантия в возможности избежать ошибок в новой войне.

«Кружок артиллеристов» оказал большую помощь в деле изучения опыта русско-японской войны. Многие офицеры, занимавшиеся военно-научной работой, выражали свою благодарность за ценную информацию членам кружка и лично Л.Н. Гобято. Обращение «К участникам войны с Японией» Гобято опубликовал в качестве предисловия к своему труду «Боевые принципы и нормы полевой артиллерии». По его мнению, вся сумма фактов, собранных участниками войны, позволила бы вывести нормы, а потом и принципы русской артиллерии, вполне согласные с духом и свойствами армии. «Эти принципы будут всем понятны, а тогда начальники будут доверять подчиненным, и будет проявляться та инициатива подчиненных, которая даст единство ведения боя».

Рассматривая вопрос об управлении войсками в бою, Гобято утверждал, что принцип ведения боя заключается в единстве действий всех его участников. Этот принцип неизменен. Гобято особо подчеркивал, что идея боя должна быть известна всем. Он приводил в пример Суворова, который говорил: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Также, по мнению Леонида Николаевича, стоило перенять суворовский принцип обучения войска коротким и ясным принципам военного дела - «войска хорошо понимали его, а потому он всегда и побеждал».

Одним из главнейших вопросов, затронутых в труде, был вопрос о стрельбе артиллерии с закрытых позиций. Гобято не случайно уделил ему особое внимание. Среди общевойсковых и артиллерийских начальников, даже после русско-японской войны, было немало противников такого применения артиллерии. В своем труде автор остановился и на таком важном вопросе, как массирование огня и артиллерии.

Но эти идеи Гобято не нашли должного развития в русской артиллерии дореволюционного периода. Рассматривая вопрос массирования огня и артиллерии, и отмечая приоритет Л.Н. Гобято в его разработке, советские исследователи В.М. Иванов и М.Н. Катханов подчеркивали, что всестороннее теоретическое и практическое решение его было достигнуто только уже в советское время.

В обращении «К участникам войны с Японией» автор резко высказался против преклонения перед иностранными авторитетами, видя в этом одну из причин отставания русских в тактике артиллерии. «Мы, — писал он, — привыкли смотреть на себя с точки зрения иностранных авторитетов, даже свою кампанию 77—78 годов мы изучали по немецким источникам, боясь затронуть живых участников войны». Автор обращения считал, что тактические вопросы следует разрабатывать на основе собственного опыта.

Не только изобретатель миномета


Выступление Гобято против иностранных авторитетов вызвало бурю возмущения со стороны их поклонников. На страницах военной газеты «Русский Инвалид» развернулась острая полемика с представителями консервативного направления, которые не скрывали своей приверженности к иностранным авторитетам и были ярыми противниками введения в тактику артиллерии стрельбы с закрытых огневых позиций. Дав достойную отповедь своим оппонентам, Гобято заключал, что все зло российской артиллерии в том, что армейское руководство не идет вперед, а живет исключительно тактическими приемами Наполеона. Сообщение Гобято было вскоре напечатано в журнале «Общества ревнителей военных знаний», а когда под давлением широких масс русской общественности начался судебный процесс над виновниками сдачи Порт-Артура, редакция журнала выпустила его отдельной книгой массовым тиражом. На этом процессе сообщение Гобято было использовано в качестве обвинительного материала.

Обращение «К участникам войны с Японией» и теоретический труд «Боевые принципы и нормы полевой артиллерии» принесли их автору известность в военных кругах, а также среди широкой русской общественности. Его привлекли, в частности, к сотрудничеству с издательством «Военной энциклопедии».

Как и другие передовые русские офицеры, Гобято настойчиво добивался создания специальной комиссии по изучению опыта русско-японской войны. В 1907 году такая комиссия приступила к работе. За три года она подготовила девятитомный труд, содержащий описание войны по официальным документам.

Автор и сам внес ценный вклад в изучение опыта прошедшей войны. 23 февраля 1907 года он выступил в «Обществе ревнителей военных знаний» с сообщением о бое под Цзиньчжоу 13 мая 1904 года. Основываясь на конкретных фактах, Гобято показал преступное отношение Стесселя, Фока, других генералов и царского наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева к укреплению и обороне цзиньчжоуской позиции. Именно по вине бездарного командования русские войска, несмотря на проявленный героизм, вынуждены были оставить эту позицию, что позволило японцам беспрепятственно захватить города Дальний и Толиенван и блокировать порт-артурский гарнизон с суши.

В труде Гобято «Бой под Цзиньчжоу» были рассмотрены серьезные тактические вопросы: о применении в обороне траншей сложных фортификационных сооружений; наступлении редкими цепями с перебежками, переползанием и самоокапыванием; массировании артиллерийского огня в бою и порядке расположения артиллерии в обороне; более тесном взаимодействии между различными родами войск; использовании технических средств связи; роли в современном бою пулеметов и их применении. Гобято, например, настоятельно требовал отказаться от существовавшей порочной практики группового применения пулеметов; о широком применении огня с закрытых позиций; здесь же были рассмотрены и другие вопросы, имевшие актуальное значение для военного искусства того времени. Прошедшие две мировых войны позже полностью подтвердили правильность сделанных Леонидом Николаевичем выводов.

В июле 1908 году, после завершения курса Офицерской артиллерийской школы, Л.Н. Гобято перешел на службу в эту школу в качестве одного из ее руководителей. В том же году его пригласили преподавать тактику артиллерии в российскую Академию Генерального штаба. Опыт войны, занятия в школе и академии, поездки в Италию, Францию и Германию для ознакомления с артиллерийскими частями, участие в комиссиях по составлению учебных пособий и наставлений, дали богатый материал для его научной работы.

В 1908 года Л.Н. Гобято издал книгу «Свойство огня и боевая служба артиллерийского дивизиона», которая была принята в качестве официального пособия для войск и явилась продолжением его предыдущей работы «Боевые принципы и нормы полевой артиллерии». Труд был написан с целью разрешения одного весьма важного для русских артиллеристов вопроса. Уже более 12 лет в русской артиллерии существовала должность командира дивизиона, но, несмотря на столь долгий срок, никто конкретно не знал, чем он должен заниматься. Обязанности командира дивизиона не были установлены, и именно Гобято определил их.

Не только изобретатель миномета


Также в книге был охвачен целый ряд вопросов артиллерийской тактики (сравнение свойств и огня пушек и гаубиц, подготовка атаки, выбор позиций, организация разведки и связи, управление артиллерией в бою и др.), а также некоторые вопросы общевойскового характера.

Заслуживают внимания мысли Гобято об организации армии. «Чтобы извлечь из армии, — писал он, — всю ее мощь, нужно иметь ее гибкой». Леонид Николаевич считал, что гибкость армии зависит от правильной ее организации и обучения. Каждый театр военных действий требует своей организации, и даже на одном и том же театре, в зависимости от местных условий и задачи отряда, соотношение родов оружия в отрядах должно сильно меняться.

Не менее интересны и высказывания Гобято о некоторых способах ведения военных действий. По его словам, «современные массовые армии» будут базироваться на укрепленные позиции, борьба с которыми возможна только при совместном действии осадной и полевой артиллерии». Эти взгляды были, несомненно, передовыми для того времени и также свидетельствовали о прозорливости Л.Н. Гобято.

Военно-научная деятельность Леонида Николаевича продолжалась и в последующие годы. Он разрабатывал инструкции и наставления («Основания артиллерийской разведки и организация работы разведчиков», «Угловые планы на бумаге», «Сектор целлулоидный», «Наставление для летних топографических занятий офицеров Инженерной военной академии»), участвовал в составлении Строевого устава тяжелой артиллерии 1910 г., подготовил для слушателей Академии Генерального штаба конспект своего цикла лекций «Артиллерия полевых армий».

За два года до первой мировой войны, весной 1911 года, Главное артиллерийское управление издало «Пособие по стрельбе полевой артиллерии». Разделы «Управление огнем», «Организация разведки» и «Позиции» были разработаны Л.Н. Гобято. Это пособие сыграло весьма положительную роль в подготовке русской артиллерии накануне первой мировой войны. Последней, при жизни Л.Н. Гобято, вышла его работа «Конспект для практического ознакомления с материальной частью полевой артиллерии 1913 г.».

Все труды Л.Н. Гобято наполнены стремлением к усовершенствованию техники и тактики русской артиллерии. Для автора характерны глубокий анализ предмета исследования, умелый выбор и постановка отдельных вопросов в своей области, конкретный подход к их решению. Утверждая те или иные принципы и нормы, он вместе с тем указывал на необходимость гибкого их применения, строгого согласования действий с обстановкой. Его труды — яркое свидетельство достижений передовой русской военно-теоретической мысли начала XX в., не утратившие своего значения и в последующее время, в том числе и в годы Отечественной войны и даже в последующих конфликтах.

Не только изобретатель миномета


Патриот, талантливый исследователь и изобретатель, Л.Н. Гобято был вместе с тем и одаренным военным деятелем, в огне боев проявившим незаурядные командирские качества, мужество и отвагу, присущие лучшим представителям русского офицерского корпуса. К сожалению, Леонид Николаевич рано ушел из жизни. Во время Первой мировой войны в ходе осады Перемышля Л.Н. Гобято был назначен командиром 35-й артиллерийской бригады. 19 мая 1915 года он лично повел пехотинцев в контратаку и в ходе боя был смертельно ранен. Было ему на тот момент всего 39 лет. Уже после смерти Гобято был присвоен чин генерал-лейтенанта, а на его могиле была установлена стела с изображением мины.

Не только изобретатель миномета


Источники:
Латухин А. Минометы ведут огонь. М.:ДОСААФ,1980. С. 5-7.
Ваннах М. Наследство капитана Гобято. // Компьютерра. №13 (777). С.11-13.
Сизова И. Генерал артиллерии Гобято. // Рязанские ведомости. 195 (4743) от 17 октября 2014
Старов Н. Русский артиллерист Л.Н. Гобято. // Военно-исторический журнал. 1972. № 5. С. 28-30
Непомнящий Н. 100 великих загадок XX века. — М.: Вече, 2004. С. 276-279.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Добрый кот 18 марта 2016 06:59
    Очередная отличная статья,интересный материал,незамыленные темы.
  2. qwert 18 марта 2016 07:02
    "19 мая 1915 года он лично повел пехотинцев в контратаку и в ходе боя был смертельно ранен. Было ему на тот момент всего 39 лет."
    Вот ведь люди были. Сколько успел до 39 лет. И даже погиб славно. Хотя грустно, что так в России разменивали выдающихся людей.
    Статье плюс. Я действительно про Гобято знал только, что они изобрел миномет.
    1. амурец 18 марта 2016 08:54
      Цитата: qwert
      Вот ведь люди были. Сколько успел до 39 лет. И даже погиб славно. Хотя грустно, что так в России разменивали выдающихся людей.

      В Первую мировую и гражданскую войны Россия действительно потеряла много выдающихся людей,погибших в боях,эмигрировавших.
  3. parusnik 18 марта 2016 08:00
    Похоронен Л.Н. Гобято в селе Морозовы-Борки Рязанской губернии,(теперь область разумеется) там и стела установлена. Спасибо, автору..
  4. Vladislav 73 18 марта 2016 10:06
    //23 февраля 1907 года он выступил в «Обществе ревнителей военных знаний» с сообщением о бое под Цзиньчжоу 13 мая 1904 года. Основываясь на конкретных фактах, Гобято показал преступное отношение Стесселя, Фока, других генералов и царского наместника на Дальнем Востоке адмирала Алексеева к укреплению и обороне цзиньчжоуской позиции. Именно по вине бездарного командования русские войска, несмотря на проявленный героизм, вынуждены были оставить эту позицию, что позволило японцам беспрепятственно захватить города Дальний и Толиенван и блокировать порт-артурский гарнизон с суши.//А сколько тут на ВО было статей,усиленно пытающихся реабилитировать Стесселя? request И патриот,и военный гений,и вообще,оболганный герой! belay Вот на чём основываются эти новоявленные реабилитанты?На заказухе,своих фантазиях или на показаниях реальных героев-защитников Порт-Артура,истинных героев и патриотов,таких как Леонид Николаевич Гобято?
  5. V.ic 18 марта 2016 10:43
    "Мы многое из книжек узнаем,
    А истины передают изустно:
    "Пророков нет в отечестве своем",-
    Да и в других отечествах - не густо."
    В.С.Высоцкий
  6. brn521 18 марта 2016 14:40
    Кто-нибудь книги по названиям из статьи в интернете нашел?
  7. Ретвизан 5 октября 2016 19:59
    Гобято и Кондратенко очень схожи--усы только у Романа И. очень пышные

    Вообще у Гобято был нормальный НО, и помощь моряков с их идеями.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня