Military Review

Torpedo 53-61

8
The end of the fifties and the beginning of the sixties were a period of many breakthroughs in the field of mine-torpedo weapons. In a relatively short time, Soviet specialists completed a number of important research projects, which made it possible to develop several types of torpedoes with new equipment and enhanced characteristics. The main achievements of that time were the emergence of full-fledged homing systems with fairly high performance, as well as the development of new power plants, embodied in a number of projects. For example, the torpedo 53-61 was the first serial weapons with an active acoustic guidance system and with a machine that uses hydrogen peroxide.


The appearance of torpedo 53-61 was preceded by several preliminary studies and projects, the purpose of which was to test and develop new ideas. So, in 1949 the NII-3 naval fleet developed and tested a combined-cycle torpedo engine based on German developments. As the basis for this product was taken the main machine of the captured Stein Wal torpedo model 1944. The new power plant included several main components: a tank for liquid hydrogen peroxide, fuel supply systems, a solid catalyst, and a piston engine. It was proposed to supply liquid fuel to the catalyst, which led to its decomposition into water and oxygen with the release of a large amount of heat. The resulting vapor-gas mixture was fed into the cylinders of the machines and rotated the propellers. A German torpedo using a similar engine could reach speeds of up to 45 knots and overcome up to 22 km.

After bench tests, the new power plant was mounted on an experimental torpedo, which received the symbol "Alligator". In the early fifties, the straight-running experimental torpedo went through sea tests, which showed the high potential of the engine used. The Alligator torpedo did not go into the series, but the results of its tests later helped to create a new weapon.

Torpedo 53-61
General view of the torpedoes 53-61


Calculations and tests have shown that the use of hydrogen peroxide, including in combination with another fuel, can significantly improve the characteristics of the torpedo. By the beginning of the second half of the fifties, on the basis of the available developments, the concept of a peroxide power plant was formed, which was later applied in serial products. It was proposed to decompose hydrogen peroxide with the help of a catalyst, and then burn kerosene in the resulting vapor-gas mixture. The resulting gases could be sent to a piston machine or to a turbine. In both cases, there was a serious increase in performance compared to existing machines. In addition, most of the engine exhaust was water vapor, completely dissolved in seawater. Thus, a torpedo with a hydrogen peroxide engine did not unmask itself with a bubble wake.

Based on existing experience and using the latest technology in the mid-fifties started the development of new weapons. The prospective torpedo received the working designations DBST (“Long-Range Traceless Homing Torpedo”) and “237 Product”. The design of this weapon was carried out by specialists from the branch of the Scientific Research Institute-40 in the city of Lomonosov (now the Scientific Research Institute of Marine Technology) under the direction of V.S. Osipova. Some third-party organizations were involved as developers and suppliers of various equipment. In particular, the head research institute-400, one of the main developers of mine-torpedo weapons in the country, was engaged in control devices.

In the draft DBST it was proposed to combine several new ideas and solutions that have not yet been applied in Soviet torpedoes. The consequence of this was a certain complexity of work. At the same time, the new torpedo should have full compatibility with existing torpedo tubes, which affected some of its design features. So, all new units were inscribed in a cylindrical elongated body with a diameter of 533 mm. The traditional hemispherical head fairing and a tapered tail with stabilizers, rudders and two coaxial propellers have been preserved.

The layout of the 237 Product was also standard for self-guided torpedoes, but adjusted for a new type of powerplant. In the head fairing homing system was located, behind which there was a fighting compartment. The central compartment of the hull was placed under the tanks for hydrogen peroxide, kerosene, oil, etc. In the stern placed control systems with steering machines and all engine units. Due to the use of acoustic homing in the aft of the hull installed noise-reducing devices.

For the new torpedo an active acoustic guidance system was developed, known as the “A” or “Andromeda” equipment. The creation of this system was carried out at SRI-400 under the leadership of A.A. Kostrova. The main elements of the homing system were five emitters mounted in round holes on the torpedo's head fairing. An interesting feature of "Andromeda" was the principle of action. Unlike previous guidance systems for torpedoes, it did not have to search for target noise, but to determine its wakefield trail. Radiating and receiving signals, the system determined one of the edges of the track and began to move along it. The end point of such a movement was the aft part of the surface target ship.

The Andromeda system could detect a wake track at a distance of up to several kilometers from the target. When attacking a ship with a length of 100 m and a draft of 4 m going at a speed of 10-12 nodes, the track detection distance was no less than 400-500 m. With a further increase in the target speed, the water perturbations should increase, increasing the range of the track capture.

Torpedo DBST received a fighting compartment with a charge of weight 305 kg. To ensure that the target was hit, even in the event of some miss, it was proposed to use a non-contact optical fuse (according to other data, a magnetic one) developed by the Scientific Research Institute-400. On the upper part of the torpedo's hull, behind the homing equipment compartment, there was a large transparent "eye" of the target sensor. Fixing a dramatic change in light, the fuse had to undermine the warhead and hit the target. It also offered a practical charging compartment for educational use.


The layout of the torpedo. 1 - homing system; 2 - fighting compartment; 3 - fuse; 4 - non-contact fuse equipment; 5 - control devices; 6 - kerosene tank; 7 - tank for hydrogen peroxide; 8 - engine compartment; 9 - non-contact fuse coil, 10 - air reservoir


In parallel with the torpedo, an alternative combat compartment was developed, designed to solve special tasks. The product ASBZO ("Autonomous special combat charging compartment"), created by SRI-400 and KB-25 of the Ministry of Medium Machine Building, was distinguished by the use of nuclear warheads. The power of the latter was 20 kt, which allowed at times to increase the power of the torpedo and the effectiveness of its use for various purposes.

In the central part of the hull were several tanks for fuel and oxidizer used by the engine. The peroxide turbine engine 2ТФ, created by the Lomonosov branch of the SRI-400, was used as the main torpedo machine DBST. This system included a steam and gas generator to decompose hydrogen peroxide, a combustion chamber for burning kerosene in a steam and gas atmosphere, and a turbine connected to propeller shafts. According to available data, a gas-vapor mixture with a temperature of about 900-950 ° C was fed to the turbine. This allowed the engine to develop power up to 550 kW and to provide high performance torpedo.

The 2ТФ engine was supposed to operate in two modes, differing in power and, as a result, speed of movement. The possibility of moving a torpedo with the speed of 55 or 35 nodes was envisaged. The use of these modes provided the 15 or 22 km range, respectively. At the same time, the standard application of the “237 Product” implied the alternate use of two modes.

The control system DBST was built on the basis of hydrostat and instrument course. Their task was to keep the torpedo at a predetermined depth and starting course until the target’s wake track was detected. Having found the trail, the torpedo passed under the control of the hydrostat and the homing system. In this mode, she could remain at the required depth, but was able to maneuver and point at the found target.

Torpedo DBST could be used as submarines and surface ships. Before using it, it was necessary to load it into the torpedo tube and enter the basic data for firing: the depth and range of the stroke in the first mode. These parameters were determined by torpedoists on the basis of available data on the target. Then a shot followed, after which the torpedo began an independent movement towards the target, maintaining the original course. For a given time, the engine had to operate at maximum speed, accelerating the torpedo to 55 nodes.

Having passed the pre-calculated distance at maximum speed, the torpedo had to slow down to the 35 nodes and begin the search for the wake. The use of five active sonar antennas, placed in a “fan”, made it possible to speed up this process and increase the likelihood of successful completion of the task. Having found the edge of the wake of the target, the torpedo began to move along it. Upon reaching the target and colliding with it, or when passing under the bottom, the warhead was undermined. With the loss of the target’s track, the Andromeda system could continue the search and, once again finding the perturbations of the water, continue to the enemy’s ship.


Aft part of the product


By the autumn of 1957, the development of a new torpedo was completed, after which the assembly of experimental products started. At the end of October of the same year, the first experimental shooting took place on the Black Sea, during which certain shortcomings of various components and assemblies were identified. Debugging torpedoes dbst took a lot of time. To complete the testing of new weapons that meet all the requirements, it was possible only in the early sixties.

All work was completed only in 1961, when the "237 Product" successfully passed the tests and was recommended for adoption. In the same year (according to other data, only in 1962-m) DBST was adopted under the designation 53-61 - torpedo caliber 53, see mod. 1961. Serial production was deployed in Almaty at the S.M. Kirov. In the same year, the nuclear combat unit of the KSPDF was commissioned. At the end of October, 61-th at the sighting station of Issyk-Kul lake were fired two test shots with 53-61 torpedoes with special combat units (with inert equipment). In recognition of their achievements, the DBST project leaders were awarded the Lenin Prize.

In 1964, the modernized torpedo 53-61М was put into service. It differed from the base product by a number of serious improvements. According to some information, the most serious innovation of the 53-61М project is the new homing system. Instead of the Andromeda speaker system, the C-380 optical equipment was installed on the dashboard. She had to find the wake of the target at distances up to several kilometers (at high target speed) and provide guidance to the source of the torpedoes of the waves.

According to some sources, the C-380 system could not cope with the tests and was not accepted for service. Thus, the set of weapons modernization measures proposed by the 53-61М project could not include the installation of new homing tools, and all the improvements affected only other torpedo systems.

In the late sixties, the 53-61 torpedo was again upgraded, resulting in the appearance of the 53-61MA product. No significant modifications to the design, including the replacement of important elements, were made. Almost all changes, apparently, were only technological in nature. Torpedoes with the letters "M" and "MA" were made at the plant to them. Kirov.

Torpedo DBST / "Product 237" / 53-61 was the first domestic weapon of its class, which received a promising peroxide powerplant. In addition, for the first time in domestic practice, a turbine was used instead of a piston machine. All this affected the characteristics of the torpedo, allowing a significant increase in speed and range in comparison with existing samples. Mastering torpedoes arr. 1961 of the year and the further development of technology significantly affected the future of mine and torpedo weapons. The technologies that emerged and developed in the fifties and sixties are still used in new projects.


Based on:
http://flot.sevastopol.info/
http://kremalera.narod.ru/
http://flot.com/
http://worldweapon.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-471.html
Shirokorad A.B. Weapons of the domestic fleet. 1945-2000. - Minsk: “Harvest”, 2001
Gusev R.A. Such is the torpedo life. - S.-PB.: Willow, 2003
Author:
Photos used:
Militaryrussia.ru, Kremalera.narod.ru
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. qwert
    qwert 30 March 2016 07: 12
    +2
    And what will Mina say to this?
    1. mine
      mine 30 March 2016 15: 32
      +2
      article .no
      affffftor did not even bother to carefully read normal sources

      53-61MA had a completely new SSN (with vertical location of the COP)
      53-61M did not exist, they tried to "fasten" the optical CCH to 53-57 and 53-65K - UNSUCCESSFUL
      there is nothing about the enchanting "splash" with the duration of keeping on board, when 10 years after the start of operation of the torpedo it turned out that most of the time (on board) the torpedoes were incapacitated

      etc.

      there is nothing to say about the "straight movement" of the afftor, has this "stooplet of stories" about the corner "omega" heard anything at all?
  2. kote119
    kote119 30 March 2016 08: 25
    +2
    mine will come and all minus lol
    1. Alexey RA
      Alexey RA 30 March 2016 11: 55
      +4
      Quote: kote119
      mine will come and all minus lol

      She ... he will send to learn materiel on primary docks. smile
    2. mine
      mine 30 March 2016 15: 36
      -1
      minus accidentally set, wanted + wink

      and yet - no, not all
  3. Dimon19661
    Dimon19661 30 March 2016 09: 26
    +1
    Good article +.
  4. xomaNN
    xomaNN 30 March 2016 11: 13
    +1
    Author Ryabov Cyril
    - thanks for the detailed description of torpedoes - 40 years ago they were only in our secret laced student notebooks bully I immediately remembered the wonderful years in PF LKI
    1. mine
      mine 30 March 2016 15: 33
      +1
      Quote: xomaNN
      - thanks for the detailed description of the torpedoes

      this is not a "detailed description", but trash, frenzy and sodomy
      belay
  5. DimerVladimer
    DimerVladimer 30 March 2016 13: 57
    +1
    The large power supply of gas-vapor torpedoes for hydrogen peroxide (range, speed) was offset by a serious drawback - the danger of storage due to possible leakage of the peroxide and its aggressive reaction with sea water. It is for this reason that the British refused to use torpedoes on such technology.
    One of the versions of the Kursk nuclear submarine’s death is the explosion of a practical torpedo due to the leakage of hydrogen peroxide.
    True, on board were the GL designer and specialists of DagDiesel (a leading manufacturer of underwater weapons in the Svr Shkval military aviation complex), which suggests that it was perhaps an extraordinary exit to the sea ...
    1. mine
      mine 30 March 2016 15: 34
      +2
      Quote: DimerVladimer
      The chief designer and specialists of DagDiesel (a leading manufacturer of submarine weapons in the military-industrial complex Shkval), which suggests that perhaps this was an extraordinary exit to the sea ...

      The squall had nothing to do with the "Dagdizel", a group of specialists was on a shot in practice 2503 with a "Rigel" battery

      Kursk "- the subject of a separate conversation
    2. mine
      mine 30 March 2016 16: 21
      +1
      Quote: DimerVladimer
      the British refused to use torpedoes on a similar technology.

      however, they continued to be successfully exploited by the U.S. Navy (before 1975 - a mass replacement article for Mk48), Swedes, Norwegians, Danes.

      Poles are now exploiting
      recent photos of torpedo firing by "peroxide" -
      http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=122&p=25#p498830
  6. mine
    mine 30 March 2016 15: 38
    -1
    When attacking a ship with a length of 100 m and a draft of 4 m, traveling at a speed of 10-12 knots, the track detection distance was not less than 400-500 m.


    game and fantasy affector
    real - less than 150
  7. fomin
    fomin 30 March 2016 16: 09
    +3
    mina when you give a link to your great works, and besides high-level words and allusions to your unique personality and deep, supposedly, knowledge in the field of at least torpedo weapons, we don’t see anything yet.
    1. mine
      mine 30 March 2016 16: 16
      +2
      miserable do not serve

      all who needed to be found long ago
      especially since you don’t have to search too much
      everything lies
  8. Each other
    Each other 31 March 2016 11: 06
    +2
    "Do not shoot the pianist, he plays as best he can" (c) wink For not having the best, you have to read what is. Most visitors to this site are not fans of a particular topic, having a bunch of free time to look for interesting information. wink Wretchedness is when someone pours mud on another without offering anything in return. wink
    1. mine
      mine 31 March 2016 11: 10
      0
      Quote: Saling
      Wretchedness is when someone pours mud on another without offering anything in return

      wretchedness is to chew poop in the "people hawala" mode

      By the way, the administration of the resource is not very interested in adequate articles (they refused to publish here)

      Want to read on the topic? Yes, at least the same Gusev, or a comprehensive article from the 1 volume of the history of the Central Research Institute Gidropribor! (On the network it is lying around - everyone will find it!)

      Seriously - to Courage, there are a lot of references to serious literature

Торпеда 53-61

Конец пятидесятых и начало шестидесятых годов стали периодом множества прорывов в области минно-торпедного вооружения. В сравнительно краткие сроки советские специалисты завершили ряд важных научно-исследовательских работ, что позволило разработать несколько типов торпед с новым оснащением и повышенными характеристиками. Главными достижениями того времени стали появление полноценных систем самонаведения с достаточно высокими характеристиками, а также освоение новых силовых установок, воплощенные в ряде проектов. К примеру, торпеда 53-61 стала первым серийным оружием с активной акустической системой наведения и с машиной, использующей перекись водорода.

Появлению торпеды 53-61 предшествовали несколько предварительных исследований и проектов, целью которых была проверка и отработка новых идей. Так, в 1949 году НИИ-3 военно-морского флота разработал и испытал парогазовую машину для торпед, основанную на немецких разработках. В качестве основы для этого изделия была взята главная машина трофейной торпеды Stein Wal образца 1944 года. В состав новой силовой установки вошли несколько основных узлов: бак для жидкого пероксида водорода, системы подачи топлива, твердый катализатор и поршневая машина. Предлагалось подавать жидкое топливо на катализатор, что приводило к его разложению на воду и кислород с высвобождением большого количества тепла. Образовавшаяся парогазовая смесь подавалась в цилиндры машин и вращала гребные винты. Немецкая торпеда, использовавшая подобный двигатель, могла развивать скорость до 45 узлов и преодолевать до 22 км.

После стендовых испытаний новую силовую установку смонтировали на опытной торпеде, получившей условное обозначение «Аллигатор». В начале пятидесятых годов прямоидущая экспериментальная торпеда прошла морские испытания, показавшие высокий потенциал примененного двигателя. Торпеда «Аллигатор» в серию не пошла, но результаты ее испытаний в дальнейшем помогли создать новое оружие.


Торпеда 53-61
Общий вид торпеды 53-61


Расчеты и испытания показывали, что применение перекиси водорода, в том числе в сочетании с другим горючим, позволяет значительно повысить характеристики торпеды. К началу второй половины пятидесятых на основе имеющихся наработок была сформирована концепция перекисной силовой установки, в дальнейшем примененная в серийных изделиях. Предлагалось разлагать пероксид водорода при помощи катализатора, а затем сжигать в полученной парогазовой смеси керосин. Получившиеся газы можно было направлять в поршневую машину или на турбину. В обоих случаях намечался серьезный рост характеристик в сравнении с существующими машинами. Кроме того, большую часть выхлопа двигателя составлял водяной пар, полностью растворявшийся в забортной воде. Таким образом, торпеда с двигателем на перекиси водорода не демаскировала себя пузырьковым следом.

На основе имеющегося опыта и с применением новейших технологий в середине пятидесятых стартовала разработка нового оружия. Перспективная торпеда получила рабочие обозначения ДБСТ («Дальноходная бесследная самонаводящаяся торпеда») и «Изделие 237». Проектированием этого оружия занялись специалисты филиала НИИ-40 в г. Ломоносов (ныне НИИ Мортеплотехники) под руководством В.С. Осипова. В качестве разработчиков и поставщиков различного оборудования к проекту были привлечены некоторые сторонние организации. В частности, приборами управления занимался головной НИИ-400, являвшийся одним из основных разработчиков минно-торпедного вооружения в стране.

В проекте ДБСТ предлагалось объединить несколько новых идей и решений, которые пока не нашли применения в советских торпедах. Следствием этого стала определенная сложность работ. Одновременно с этим новая торпеда должна была иметь полную совместимость с существующими торпедными аппаратами, что сказалось на некоторых особенностях ее конструкции. Так, все новые агрегаты были вписаны в цилиндрический вытянутый корпус диаметром 533 мм. Сохранились традиционные полусферический головной обтекатель и сужающаяся хвостовая часть со стабилизаторами, рулями и двумя соосными гребными винтами.

Компоновка «Изделия 237» так же была стандартной для самонаводящихся торпед, но с поправкой на новый тип силовой установки. В головном обтекателе располагалась система самонаведения, позади которой находилось боевое отделение. Центральный отсек корпуса отдали под резервуары для перекиси водорода, керосина, масла и т.д. В корме поместили системы управления с рулевыми машинками и все агрегаты двигателя. Ввиду применения акустического самонаведения в кормовой части корпуса устанавливались шумопонижающие устройства.

Для новой торпеды была разработана активная акустическая система наведения, известная как аппаратура «А» или «Андромеда». Создание этой системы велось в НИИ-400 под руководством А.А. Кострова. Основными элементами системы самонаведения были пять излучателей, смонтированных в круглых отверстиях на головном обтекателе торпеды. Интересной особенностью «Андромеды» был принцип действия. В отличие от предыдущих систем наведения для торпед, она должна была искать не шум цели, а определять ее кильватерный след. Излучая и принимая сигналы, система определяла одну из кромок следа и начинала движение вдоль нее. Конечной точкой такого движения оказывалась кормовая часть надводного корабля-цели.

Система «Андромеда» могла обнаружить кильватерный след на дистанции до нескольких километров от цели. При атаке корабля длиной 100 м и осадкой 4 м, идущего со скоростью 10-12 узлов, дистанция обнаружения следа составляла не менее 400-500 м. При дальнейшем увеличении скорости цели возмущения воды должны были увеличиваться, повышая дальность захвата следа.

Торпеда ДБСТ получила боевое отделение с зарядом весом 305 кг. Для гарантированного поражения цели даже в случае некоторого промаха предлагалось использовать неконтактный оптический взрыватель (по другим данным, магнитный) разработки НИИ-400. На верхней части корпуса торпеды, позади отсека аппаратуры самонаведения, находился крупный прозрачный «глазок» датчика цели. Фиксируя резкое изменение освещенности, взрыватель должен был подрывать боевую часть и поражать цель. Также предлагалось практическое зарядное отделение для использования в учебных целях.

Торпеда 53-61
Компоновка торпеды. 1 - система самонаведения; 2 - боевое отделение; 3 - взрыватель; 4 - аппаратура неконтактного взрывателя; 5 - приборы управления; 6 - резервуар для керосина; 7 - резервуар для перекиси водорода; 8 - отсек двигателя; 9 - катушки неконтактного взрывателя, 10 - воздушный резервуар


Параллельно с торпедой разрабатывалось альтернативное боевое отделение, предназначенное для решения специальных задач. Изделие АСБЗО («Автономное специальное боевое зарядное отделение»), созданное НИИ-400 и КБ-25 Министерства среднего машиностроения, отличалось использованием ядерного боезаряда. Мощность последнего составляла 20 кт, что позволяло в разы повысить могущество торпеды и эффективность ее применения по различным целям.

В центральной части корпуса располагались несколько баков для топлива и окислителя, применявшихся двигателем. В качестве главной машины торпеды ДБСТ был использован перекисный турбинный двигатель 2ТФ, созданный ломоносовским филиалом НИИ-400. В состав этой системы входили парогазогенератор для разложения перекиси водорода, камера сгорания для сжигания керосина в парогазовой атмосфере и турбина, связанная с гребными валами. По имеющимся данным, на турбину подавалась парогазовая смесь температурой порядка 900-950°C. Это позволяло двигателю развивать мощность до 550 кВт и обеспечивать торпеде высокие характеристики.

Двигатель 2ТФ должен был работать в двух режимах, отличающихся мощностью и, как следствие, скоростью движения. Предусматривалась возможность перемещения торпеды со скоростью 55 или 35 узлов. Применение этих режимов обеспечивало дальность хода 15 или 22 км соответственно. При этом стандартное применение «Изделия 237» подразумевало попеременное использование двух режимов.

Система управления ДБСТ была построена на основе гидростата и прибора курса. Их задачей было удержание торпеды на заранее заданной глубине и стартовом курсе до момента обнаружения кильватерного следа цели. Найдя след, торпеда переходила под управление гидростата и системы самонаведения. В таком режиме она могла оставаться на требуемой глубине, но получала возможность маневрировать и наводиться на найденную цель.

Торпеда ДБСТ могла применяться как подлодками, так и надводными кораблями. Перед применением ее следовало загружать в торпедный аппарат и вводить основные данные для стрельбы: глубину и дальность хода на первом режиме. Эти параметры определялись торпедистами на основании имеющихся данных о цели. Далее следовал выстрел, после чего торпеда начинала самостоятельное движение к цели, сохраняя первоначальный курс. В течение заданного времени двигатель должен был работать на максимальной скорости, разгоняя торпеду до 55 узлов.

Пройдя заранее рассчитанное расстояние на максимальной скорости, торпеда должна была замедляться до 35 узлов и начинать поиск кильватерного следа. Применение пяти активных гидроакустических антенн, размещенных «веером», позволяло ускорить этот процесс и повысить вероятность успешного выполнения задачи. Найдя край кильватерного следа цели, торпеда начинала движение вдоль него. При достижении цели и столкновении с ней, либо при проходе под днищем, производился подрыв боевой части. При потере следа цели система «Андромеда» могла продолжить поиск и, снова найдя возмущения воды, продолжить движение к кораблю противника.

Торпеда 53-61
Кормовая часть изделия


К осени 1957 года разработка новой торпеды завершилась, после чего стартовала сборка опытных изделий. В конце октября того же года на Черном море прошли первые опытные стрельбы, в ходе которых были выявлены определенные недостатки различных узлов и агрегатов. Доводка торпеды ДБСТ заняла достаточно много времени. Завершить испытания нового оружия, соответствующего всем предъявляемым требованиям, удалось только в начале шестидесятых годов.

Все работы были завершены только в 1961 году, когда «Изделие 237» успешно прошло испытания и было рекомендовано к принятию на вооружение. В том же году (по другим данным, только в 1962-м) ДБСТ приняли на вооружение под обозначением 53-61 – торпеда калибра 53 см обр. 1961 г. Серийное производство было развернуто в Алма-Ате на заводе им С.М. Кирова. В том же году на вооружение приняли ядерное боевое отделение АСБЗО. В конце октября 61-го на пристрелочной станции озера Иссык-Куль были произведены два испытательных выстрела торпедами 53-61 со специальными боевыми частями (с инертным оснащением). В знак признания заслуг руководители проекта ДБСТ были удостоены Ленинской премии.

В 1964 году на вооружение приняли модернизированную торпеду 53-61М. От базового изделия она отличалась рядом серьезных доработок. По некоторым данным, самым серьезным нововведением проекта 53-61М стала новая система самонаведения. Вместо акустической системы «Андромеда» на торпеде установили оптическую аппаратуру типа С-380. Она должна была находить кильватерный след цели на дальностях до нескольких километров (при высокой скорости цели) и обеспечивать наведение торпеды на источник волн.

Согласно некоторым источникам, система С-380 не смогла справиться с испытаниями и не была принята на вооружение. Таким образом, комплекс мер модернизации оружия, предложенный проектом 53-61М, не мог включать установку новых средств самонаведения, а все доработки коснулись только других систем торпеды.

В конце шестидесятых годов торпеда 53-61 вновь прошла модернизацию, результатом которой стало появление изделия 53-61МА. Никаких значительных доработок конструкции, в том числе замены важных элементов, не производилось. Почти все изменения, по-видимому, носили лишь технологический характер. Торпеды с литерами «М» и «МА» производились на заводе им. Кирова.

Торпеда ДБСТ / «Изделие 237» / 53-61 стала первым отечественным оружием своего класса, которое получило перспективную перекисную силовую установку. Кроме того, впервые в отечественной практике вместо поршневой машины была применена турбина. Все это сказалось на характеристиках торпеды, позволив значительно увеличить скорость и дальность хода в сравнении с существующими образцами. Освоение торпед обр. 1961 года и дальнейшее развитие технологий значительно сказалось на будущем минно-торпедного вооружения. Технологии, появившиеся и осваивавшиеся в пятидесятых и шестидесятых годах, до сих пор используются в новых проектах.


По материалам:
http://flot.sevastopol.info/
http://kremalera.narod.ru/
http://flot.com/
http://worldweapon.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-471.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Militaryrussia.ru, Kremalera.narod.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. qwert 30 марта 2016 07:12
    А что на это скажет Mina?
    1. mina 30 марта 2016 15:32
      статья .овно
      афффффтор даже не удосужился внимательно прочитать нормальные источники

      53-61МА имела совершенно новую ССН (с вертикальным лоцированием КС)
      53-61М не существовало, оптическую ССН пытались "прикрутить" на 53-57 и 53-65К - БЕЗУСПЕШНО
      нет ничего про феерическую "плюху" с сроком содержания на борту, когда через 10 лет после начала эксплуатации торпеды выяснилось что большую часть времени (на борту) торпеды были небоеспособны

      и т.д.

      про "движение прямо" аффффтора уже говорить нечего, этот "стехоплет рассказов" про угол "омега" вообще что-то слышал?
  2. котэ119 30 марта 2016 08:25
    мина придёт и всех минусанёт lol
    1. Alexey RA 30 марта 2016 11:55
      Цитата: котэ119
      мина придёт и всех минусанёт lol

      Нее... он отправит учить матчасть по первичным докам. smile
    2. mina 30 марта 2016 15:36
      минус случайно поставил, хотел + wink

      и еще - нет, не всех
  3. Dimon19661 30 марта 2016 09:26
    Хорошая статья+.
  4. xomaNN 30 марта 2016 11:13
    Автор Рябов Кирилл
    - спасибо за подробное описание торпед - 40 лет назад они были только в наших секретных прошнурованных студенческих тетрадях bully Сразу вспомнил прекрасные годы в ПФ ЛКИ
    1. mina 30 марта 2016 15:33
      Цитата: xomaNN
      - спасибо за подробное описание торпед

      это не "подробное описание", а трЭш, угар и содомия
      belay
  5. DimerVladimer 30 марта 2016 13:57
    Большая энерговооруженность парогазовых торпед на перекиси водорода (дальность хода, скорость), компенсировалась серьезным недостатком - опасностью хранения из за возможных утечек перекиси и ее агрессивной реакции с морской водой. Именно по этой причине англичане отказались от применения торпед на подобной технологии.
    Одной из версий гибели АПЛ Курск, предполагается взрыв практической торпеды по причине утечки перекиси водорода.
    Правда на борту находился ГЛ конструктор и специалисты ДагДизеля (ведущего производителя подводного вооружения в тч СПР Шквал), что говорит о том, что возможно это был незаурядный выход в море...
    1. mina 30 марта 2016 15:34
      Цитата: DimerVladimer
      ГЛ конструктор и специалисты ДагДизеля (ведущего производителя подводного вооружения в тч СПР Шквал), что говорит о том, что возможно это был незаурядный выход в море...

      Шквал не имел никакого отношения к "Дагдизелю", группа спецов была на выстрел практикой 2503 с "ригелевской" батареей

      Курск" - предмет отдельного разговора
    2. mina 30 марта 2016 16:21
      Цитата: DimerVladimer
      англичане отказались от применения торпед на подобной технологии.

      однако их продолжали успешно эксплуатировать ВМС США (до 1975г. - массовой замены статья на Mk48), шведы, норвеги, датчане.

      Сейчас эксплуатируют поляки
      свежие фото торпедных стрельб "перекисными" -
      http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=122&p=25#p498830
  6. mina 30 марта 2016 15:38
    При атаке корабля длиной 100 м и осадкой 4 м, идущего со скоростью 10-12 узлов, дистанция обнаружения следа составляла не менее 400-500 м.


    дичь и фентези афффтора
    реально - менее 150
  7. fomin 30 марта 2016 16:09
    mina когда ж ты дашь ссылку на свои великие произведения, а то кроме высокопарных слов и намеков на свою уникальную личность и глубоких, якобы, познаний в области, по крайней мере торпедного вооружения, мы пока ничего не видим.
    1. mina 30 марта 2016 16:16
      убогим не подаю

      всем кому было нужно нашли давно
      тем более что и искать особо не надо
      все лежит
  8. Saling 31 марта 2016 11:06
    "Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет"(с) wink За не имением лучшего приходится читать что есть. Большинство посетителей данного сайта не фанаты той или иной темы, имеющие кучу свободного времени что бы искать интересную информацию. wink Убогость - это когда кто то обливает грязью другого, не предлагая ничего в замен. wink
    1. mina 31 марта 2016 11:10
      Цитата: Saling
      Убогость - это когда кто то обливает грязью другого, не предлагая ничего в замен

      убогость - это жевать какашку в режиме "пипл хавает"

      кстати адекватные статьи администрацию ресурса не очень интересуют (публиковать здесь отказались)

      Хочется почитать по теме? Да хотя бы того же Гусева, или комплексную статью из 1 тома истории ЦНИИ Гидроприбор! (в сети она валяется - желающий найдет!)

      Если серьезно - на Отвагу, там масса ссылок на серьезную литературу

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня