Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно

Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно

Весьма впечатляющий «стратосферный фотошоп» будущего проекта самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления от «Saab AB» — «GlobalEye AEW&C». Благодаря отличным лётно-техническим характеристикам, канадско-шведский самолёт радиолокационного дозора и наведения способен оперировать на 3—5 км выше, чем его аналоги. Проект машины также называется Swing Role Surveillance System (SRSS). Первый контракт на самые «дальнозоркие» воздушные радары заключён с Объединёнными Арабскими Эмиратами, его стоимость составляет 1270 млн. долларов. Различные модификации самолётов раннего оповещения от подразделения «Saab AB» уже поступили на вооружение ВВС таких государств, как Саудовская Аравия, Греция, Таиланд, Пакистан и Бразилия; основным эксплуатантом, естественно, являются ВВС Швеции


НЕМНОГО МИФОВ О РАДИОЛОКАЦИИ

Огромными разногласиями сопровождаются любые споры военных специалистов относительно эффективности использования малозаметных ЛА и СВН на современном театре военных действий, заполненном самыми разнообразными радиолокационными средствами, среди которых и авиационные комплексы ДРЛО, и наземные обзорные/многофункциональные РЛС ЗРК, и РЛК радиотехнических войск.


Но наибольшего количества мифов, конечно же, удостоились радары метрового диапазона, которые, по заявлениям некоторых «экспертов», способны обнаруживать малозаметную тактическую авиацию на удалении 100 и более километров. Что любопытно, данные сведения абсолютно не подкреплены никакими научными теориями радиолокационных систем, а объясняются лишь единственным случаем перехвата американского F-117A «Nighthawk» зенитной управляемой ракетой 5В27Д югославского ЗРК С-125 «Нева», дивизиону которого, по всей видимости, были приданы радиолокационные обнаружители метрового диапазона П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Но эти РЛС абсолютно не участвуют в процессе радиокомандного наведения ЗУР 5В27Д на цель, а лишь осуществляют обзор воздушного пространства и целеуказание для Х-диапазонной СНР-125, которая и участвует в точном наведении ракет на цель. Также предполагается, что наведение ракеты во время перехвата «Найтхока» могло производиться по данным тепловизионного прицельного комплекса фирмы «Phillips», который упоминался командиром 3-й батареи Злотаном Дани. Эта версия наиболее близка к действительности, ведь лётчик Дейл Зелко рассказывал, что самолёт был перехвачен сразу по вылету из нижней кромки плотной облачности: изначально самолёт сопровождали П-12/18 и СНР-125, целеуказание от которых принимал и тепловизионный комплекс.

Согласно же отчёту об уничтожении самолёта, составленному заместителем командира батареи подполковником Джордже Аничичем, F-117A впервые появился на индикаторах операторов «Невы» на удалении 23 км, что как раз соответствует дальности обнаружения цели с ЭПР около 0,1 м2 (F-117A) станцией СНР-125. Метровые же радары никаких «сверхспособностей» по обнаружению малоразмерных целей не показывают, так как волны метрового диапазона, аналогично дециметровым и сантиметровым, имеют равный коэффициент отражения от объектов, имеющих большие размеры, чем длина волны. Вспомните: выпущенные во время эксперимента из американского «Шаттла» сверхмалоразмерные шарики обнаруживались именно сантиметровым многофункциональным радиолокационным комплексом «Дон-2Н».

Но, помимо пустых споров обозревателей на тему возможностей различных частотных диапазонов военной радиолокации, о которых почти всё известно и логически ясно, уже даже представительства некоторых именитых компаний и корпораций начинают удивлять всяческими «перлами», касающимися возможного изменения в концепции военной техники нового поколения, ссылаясь на рекламу своих «сверхуникальных» проектов или программ.

РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШВЕДСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ

Так, компания «Saab», работающая над проектом перспективного многоцелевого самолёта наблюдения/ДРЛО «GlobalEye AEW&C», поспешила заявить, что благодаря увеличенной дальности обнаружения его радиолокационного комплекса, новая оперативно-тактическая обстановка в воздухе приведёт к потере интереса в развитии технологии «стелс» у ведущих производителей тактической и стратегической боевой авиации. Заявление весьма смелое, но соответствует ли ему новый проект от «Saab»?

Первенцем среди опытных самолётов ДРЛОиУ для ВВС Швеции стал S-88, разработанный на базе американского SA.227AC «Metro III», находящегося в шведских ВВС в качестве пассажирского самолёта малой дальности для доставки небольших грузов спецназначения и размещения командного состава. На верхнюю внешнюю часть фюзеляжа на специальных опорах устанавливалась РЛС с 2-сторонней АФАР FSR-890 фирмы «Эрикссон». Неподвижный удлинённый обтекатель РЛС расположен вдоль фюзеляжа, что практически не увеличивает площадь миделевого сечения, а соответственно и аэродинамическое сопротивление значительно меньше, чем у самолётов ДРЛО со вращающимся обтекателем типа E-3C. РЛС FSR-890, по меркам технологий 1991 года, имела отличные ТТХ, позволяя обнаружить цель типа «F-16» на удалении до 300 км. Шведские ВВС ориентируются на концепцию базирования самолётов BAS 90, в соответствии с которой самолёты могут быть оперативно размещены на неподготовленных ВПП и площадках в самых различных и малоизвестных местах государства, что в условиях боевых действий с применением СКР может на длительное время сохранять дееспособной большую часть авиапарка ВВС. Изначально концепция BAS 90 подгонялась под тактику использования многоцелевых истребителей «Грипен», но некоторые её детали перекочевали и к разведывательной авиации, в частности, к самолётам ДРЛО, из-за чего все комплексы радиолокационного дозора воздушного базирования строятся на базе компактных самолётов-носителей типа SA.227AC «Metro III», EMB-145 или S-100B «Argus».

Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно

Одной из самых распространённых модификаций самолётов ДРЛО от «Saab AB» является турбовинтовой «Saab 2000 AEW&C». Данный борт (на фото) находится в составе ВВС Пакистана. В отличие от разрабатываемого реактивного «GlobalEye», этот самолёт имеет более низкие ЛТХ и стандартную надфюзеляжную РЛС PS-890 c дальностью 450 км, её некоторые параметры будут приведены на нижнем изображении. Машина разработана на базе турбовинтового пассажирского самолёта «Saab 2000», поэтому максимальная скорость с обтекателем РЛС составляет около 620 — 650 км/ч, а практический потолок — всего 9200 метров. Радиус действия этого самолёта — порядка 1100 км, а поэтому он не может считаться стратегическим воздушным командным пунктом, к которым сегодня относится большинство самолётов РЛДН, основанных на широкофюзеляжных авиалайнерах или военно-транспортных самолётах (А-50У, разрабатывающийся А-100 и Boeing E-767)


Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно

На схеме изображена пространственная зона действия радиолокационной станции PS-890 (красное поле — основной лепесток угломестной диаграммы направленности): отчётливо видно, что радиогоризонт для «Saab 2000 AEW&C» (при 7-километровой высоте полёта) начинается на дальности 370 км. Серое поле представляет диаграмму направленности наземного радиолокационного комплекса; на ней заметна малая дальность радиогоризонта (чуть более 50 км), и это при условии, если наземный радар будет находиться на универсальной вышке, либо естественной возвышенности на местности


Последняя же разработка шведской «Saab» — самолёт наблюдения/ДРЛО, разрабатывающийся на базе канадского административного самолёта большой дальности Bombardier Global Express 6000. Машина создаётся по заказу ВВС ОАЭ, оформленному ещё в конце 2015-го года. Новый «стратосферный наблюдатель», несмотря на умеренные для самолётов РЛДН размеры, получит массу технологических наворотов и «преимуществ».

Во-первых, самолёт будет обладать громадным радиусом действия, в 5—6 тыс. км, максимальная скорость при этом составит 900 км/ч. Это позволит очень быстро добираться до ТВД и оперативно начинать дежурство. На удалении 4000 км от места взлёта этот самолёт сможет осуществлять дежурство на протяжении 8 часов на скорости 500 км/ч, что примерно в 2 раза выше, чем у E-3C; и всё это без дозаправки. Естественно, машина может быть оборудована заправочным узлом, что ещё увеличит дальность и время полёта.

Во-вторых, «GlobalEye AEW&C» (MSA, multirole surveillance aircraft, название концепции «Saab») способен вести дежурство на высоте до 15,5 км, что уже является важным достоинством среди самолётов данного типа, так как значительно увеличивается радиогоризонт как по воздушным, так и по радиоизлучающим наземным целям. Это позволяет держаться на более значительном от ТВД расстоянии.

В-третьих, новая многорежимная РЛС «Erieye ER» c АФАР имеет в 2 раза большую мощность излучения каждого ППМ антенной решётки, а также повышенную чувствительность их приёмного канала, что примерно на 80% увеличило дальность обнаружения типовых воздушных целей типа «истребитель» (около 780 км). Данная РЛС является усовершенствованной версией FSR-890 «Ericsson Erieye» и работает на частоте около 3,2 ГГц дециметрового S-диапазона, что говорит о технической возможности реализации режима целеуказания для ЗУР и ракет класса «воздух-воздух» с активными радиолокационными ГСН, запущенными с других воздушных, либо морских/наземных носителей. Стоит отметить, что «Erieye ER», благодаря S-диапазону, обладает лучшей точностью при определении координат цели в сравнении с такими неподвижными РЛК, как MESA (установлен на турецких самолётах ДРЛО Boeing 737AEW&C «Peace Eagle»). Разработанная в «Northrop Grumman» MESA функционирует в L-диапазоне на более низкой частоте (примерно 1,5 ГГц) с длинной волны 15-30 см, что сказывается на точности.

Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно

Радиопрозрачный обтекатель радиолокационного комплекса «Erieye ER». Скрытое в нём двухстороннее полотно АФАР длиной 9,75 м и шириной 0,78 м способно функционировать и в «одностороннем» режиме. В таком случае одна сторона может использовать значительно больший энергетический потенциал, что способствует увеличению дальности обнаружения воздушных и наземных/надводных целей. Десантные катера могут обнаруживаться на расстоянии 100 и более километров, крупные корабли класса фрегат/эсминец/крейсер — свыше 300 км. Высокой точности и стабильности работы «Erieye» способствует развитая система воздушного охлаждения антенных решёток, главной деталью которой является большой воздухозаборник прямоугольного сечения в передней части обтекателя, который разделяется на два воздуховода, огибающих панель антенных решёток


Есть у эриксоновского «Erieye ER» и недостаток: в передней полусфере (ППС) и задней полусфере (ЗПС) присутствуют 2 «слепые зоны» с пространственным углом 60 градусов, они не охватываются телесным углом антенных решёток. Но учитывая почти в 1,8 раза большую дальность обнаружения, этот недостаток может легко компенсироваться периодической плавной сменой курсового направления в пределах +/- 30 градусов. Но способен ли этот передовой самолёт ДРЛОи У привести к снижению интереса заказчиков к малозаметным истребителям и ВТО лишь благодаря высокой дальности обнаружения?

Представьте гипотетический театр военных действий, на котором применяется новый самолёт ДРЛО от «Saab» с радаром «Erieye ER», сверхманевренные многоцелевые тактические истребители Су-30СМ (как представители поколения 4++) и малозаметные Т-50 ПАК ФА. «Тридцатые», обвешанные различным ракетным высокоточным вооружением на внешних точках подвески, будут иметь ЭПР до 7-10 м2, а поэтому будут обнаруживаться «Erieye ER» на максимальных дальностях свыше 750 км. В этом случае комплекс РЭБ «Хибины» хоть и создаст серьёзнейшие проблемы с обнаружением для самолёта ДРЛО, основная задача, — скрытие факта своего присутствия в воздушном пространстве ТВД, выполнена не будет, потому-что будет запеленгован участок пространства, на котором находится источник постановки радиоэлектронных помех. Наземные, либо морские средства ПВО/ПРО будут незамедлительно оповещены ракетоопасном направлении. В итоге, могут успеть заранее развернуть многофункциональные РЛС ЗРК в этом направлении, что снизит время реакции и увеличит шансы на более успешное отражение удара.

Применение Т-50 ПАК-ФА будет проходить совершенно по иной тактике. Перспективный авиационный комплекс 5-го поколения, вне зависимости от номенклатуры вооружения во внутренних отсеках, имеет ЭПР в пределах 0,2 м2 (по официальным данным). Самолёт абсолютно не нуждается в применении комплекса РЭП до обнаружения радиолокационными средствами противника. РЛС «Erieye ER» сможет обнаружить Т-50 на дальности не более 200 — 250 км. Согласитесь, что 3-кратная разница в дальности обнаружения между машинами 4-го и 5-го поколений — огромное тактическое преимущество для последних. С дистанции 245 км ПАК-ФА может осуществлять запуск 4-маховой противорадиолокационных ракет Х-58УШКЭ, а с 285 км — тактических крылатых ракет большой дальности типа Х-59МК2, которые также имеют ярко выраженную стелс-конструкцию (квадратное сечение корпуса и обтекателя, применение композитов). Т-50 сможет с минимальных дистанций, незаметно для ДРЛО противника, осуществить запуск ВТО, о приближении которого станет известно лишь тогда, когда ракеты приблизятся на расстояние 100 — 150 км. При массированном использовании последних, противник не получит шансов на успешное отражение ракетного удара, поскольку подлётное время составит считанные минуты. С использованием авиации 4-гопоколения, это время может составить десятки минут.

Именно по этой причине все вышеупомянутые заявления «Saab» о бесперспективности малозаметной авиации — не более, чем непродуманный пиар-ход для рекламы нового самолёта ДРЛО, также известного как GlobalEye AEW&C.
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 66
  1. qwert 23 марта 2016 06:59
    А что же Россия??? Думают наши строить новые самолеты ДРЛО, которых и в СССР было маловато??? Или есть задачи более важные, покупка футбольных клубов, недвижимости в Ницце , новых яхт и проведение разных там чемпионатов?
    1. Цитата: qwert
      А что же Россия???

      А-100 "Премьер", продолжатель традиций А-50, основа - Ил-476, ну а радар... что-то там очень мощное будет. Вот только совершенно неясно, на какой стадии сейчас этот проект
      1. Lance 23 марта 2016 20:03
        Т-50 сможет с минимальных дистанций, незаметно для ДРЛО противника, осуществить запуск ВТО, о приближении которого станет известно лишь тогда, когда ракеты приблизятся на расстояние 100 — 150 км.

        Не все так радужно- во время пусков раскрытие люков самолета и раскладка аэродинамических поверхностей ракет резко увеличивает отраженный сигнал РЛС и дает при сканировании короткие засветки. Не нужно считать операторов комплекса ДРЛО олухами- эти сигналы однозначно будут квалифицированы как пуски ракет.
  2. V.ic 23 марта 2016 07:04
    Применение Т-50 ПАК-ФА будет проходить...

    Улита едет, когда-то будет.
  3. ССИ 23 марта 2016 08:32
    Теоретические расчеты - это да... Практика - королева теории!
    1. dauria 23 марта 2016 15:42
      Практика - королева теории!


      Вот и меня удивило. Мясищевскому М-55 , чтобы только удержаться на потолке 20 км , потребовалось уникальное крыло изменяемого профиля и площади. А движки вообще диво- дают всего лишь 3 % от тяги на земле ( вместо 19-ти тонн 670 кг!!!) Так это огромное крыло только-только держит 1,5 тонны полезной массы.
      А тут обычная каракатица да ещё с антенной на горбу . Или 15 км -это уже так, фигня ?
      Какого чёрта тогда нанимают наш самолёт М-55 для исследований в арктике, если так просто?
    2. papik09 24 марта 2016 03:15
      "Ноги, ноги...Крылья - это ВО!!!"(с) drinks
  4. Iline 23 марта 2016 08:35
    Метровые же радары никаких «сверхспособностей» по обнаружению малоразмерных целей не показывают, так как волны метрового диапазона, аналогично дециметровым и сантиметровым, имеют равный коэффициент отражения от объектов, имеющих большие размеры, чем длина волны.

    Дядя видно начитался иностранных журналов с ТТХ самолётов, а электродинамику в институте пустил на самокрутки или вообще учился не по этому профилю.
    ЭПР конкретного объекта зависит от его формы, размеров, материала, из которого он изготовлен, от его ориентации (ракурса) по отношению к антеннам передающей и приемной позиций РЛС (в том числе, и от поляризации электромагнитных волн), от длины волны зондирующего радиосигнала

    И данную эффективную площадь рассеивания рассчитывают прежде всего под частоты систем перехвата (в настоящее время в основном 3 см.) Соответственно под это затачивается и форма фюзеляжа и форма воздухозаборников и толщина радиопоглощающего покрытия и ...
    И всё это ведёт себя по разному на разных частотах облучения. Проверено в безэховой камере лично. Иногда получается совсем обратный результат от ожидаемого на разных частотах.
    1. ученый 23 марта 2016 19:39
      Цитата: Iline
      Дядя видно начитался иностранных журналов с ТТХ самолётов

      Не зря говорят "бумага все стерпит". Тема самолетов ДРЛО с боковой АФАР и синтезированной аппретурой действительно интересная, эти разработки ведутся уже более 10 лет. Жаль только, что пишут о них дилетанты.
      наибольшего количества мифов, конечно же, удостоились радары метрового диапазона
      В отличии от автора, начинал службу именно на этих РЛС и "мифы" имеют не только четкое теоретическое обоснование, но и практическое подтверждение. Радиолокационные портреты всех самолетов "Стелс" в всех диапазонах частот уже давно находятся в специальных справочниках и базах данных. Достаточно оформить допуск и ознакомится.
      будут обнаруживаться «Erieye ER» на максимальных дальностях свыше 750 км
      . Странно, элементарные и общеизвестные вещи для автора миф, а вот фантастические дальности обнаружения, которые могут реализовать далеко не все наземные РЛС из-за недостаточного энергетического потенциала для автора почему то реальность.
      По мнению шведских экспертов, система способна обнаруживать и сопровождать крылатые ракеты и малоразмерные цели с эффективной отражающей поверхностью менее 1 м2. Во время демонстрационных полетов она обеспечивала обнаружение маловысотных воздушных целей на дальности до 400 км, наземных и надводных - до 300 км.
      http://www.airwar.ru/enc/spy/saab340.html#camo

      Особое внимание стоит обратить на "мнение шведских экспертов". Эксперты есть, а специалистов и тем более ученых в области радиолокации нет.
      Был случай, когда к нам для демонстрационных испытаний привезли британскую РЛС компании BAE Systems. По рекламным буклетам у нее тоже дальность обнаружения была 600 км, сверхточная и сверхнадежная. А по факту энергетический потенциал оказался на уровне П-37 с точно такой же дальностью обнаружения, да и включится она смогла только после того, как наши специалисты объяснили англичанам, что ламповые генераторы типа ЛБВ, нужно "жестить" после замены.
      В итоге на прессконференции представитель BAE Systems заявил, что благодаря нашим (еще советским) специалистам они свой радар узнали еще лучше.
  5. Инжeнeр 23 марта 2016 08:35
    Пусть мне автор ответит, почему на ПАК ФА Т-50 стоят крыльевые радары L-диапазона дополнительно к основному радару Х-диапазона? А потому, что если отражающая способность одинаковая у волн по заявлению автора, то радиопоглощающие материалы работают в довольно узком диапазоне длин волн. Потому, уважаемый автор, волны метрового диапазона обнаруживают такие цели лучше, так как менее всего поглощаются этими покрытиями. И вообще, почитайте Уфимцева.
    1. ССИ 23 марта 2016 09:00
      А он читать умеет? Или читает только то, что ему подходит?
      1. papik09 24 марта 2016 03:21
        "Чукча - не читатель! Чукча - писатель!" (с)
        Пы.Сы. Прошу прощения hi у народа чукчей. Просто вспомнился анекдот. feel
    2. Фалкон 23 марта 2016 09:14
      Цитата: Инжeнeр
      Пусть мне автор ответит, почему на ПАК ФА Т-50 стоят крыльевые радары L-диапазона дополнительно к основному радару Х-диапазона? А потому, что если отражающая способность одинаковая у волн по заявлению автора, то радиопоглощающие материалы работают в довольно узком диапазоне длин волн. Потому, уважаемый автор, волны метрового диапазона обнаруживают такие цели лучше, так как менее всего поглощаются этими покрытиями. И вообще, почитайте Уфимцева.


      А Вы читали сами Уфимцева? Я бы посоветовал начать не с него. А например с основ.
      П.А. Бакулев - радиолокационные системы.
      Сосулин Ю.Г. - основы радиолокации. Немного посложнее
      Это для первых курсов вузов.
      И тогда Вы поймете, что не только автор неправ, но и Вы тоже.

      ЭПР объекта обратна пропорциональна длине волны локатора. Длинноволновые локаторы видят дальше только объекты с БОЛЬШЕЙ ЭПР, так как меньше коэф затухания - например самолет ДРЛО. Но они видят хуже объекты меньшего размера.
      1. Iline 23 марта 2016 10:09
        Цитата: Фалкон
        Но они видят хуже объекты меньшего размера.

        Да всё они видят. Дальность обнаружения и разрешающая способность это не одно и тоже у локаторов. ЭПР - это достаточно эфимерная величина представляющая собой виртуальный металлический лист соответствующей площади, расположенный перпендикулярно источнику излучения, но только вот рассчитанный для определённой длины волны. Отсюда и считаются дальности обнаружения.
        Здесь ССИ мудро ответил
        Цитата: ССИ
        Теоретические расчеты - это да... Практика - королева теории!

        Так вот на практике получается, опять же повторюсь, что с учётом реальной конструкции самолёта данная ЭПР совсем далеко не обязательно обратна пропорциональна длине волны локатора, т.к. сама ЭПР изменяется. Ваше утверждение актуально опять же для металлического листа постоянной площади для разных диапазонов волн, а в данном случае этого постоянства нет.
        Понятно, что мелкие предметы обнаружить сложнее, но это уже другая история.
        1. ССИ 23 марта 2016 10:41
          Цитата: Iline
          Ваше утверждение

          Какое утверждение? Единственно, я могу предположить, что все рассуждения о "невидимости", "ЭПР", и прочим умствованиям, относятся к наземным, либо, расположенным НА ОДНОЙ высоте (сравнительно) станциям РЛС... Поднимите их ВЫШЕ... И на фоне Земли...
          1. Iline 23 марта 2016 11:54
            " Ваше утверждение" относится не к вам, а к Фалкон.
            1. ССИ 23 марта 2016 12:20
              Цитата: Iline
              " Ваше утверждение" относится не к вам, а к Фалкон.

              Прошу прощения!
        2. Фалкон 23 марта 2016 12:05
          Цитата: Iline
          Так вот на практике получается, опять же повторюсь, что с учётом реальной конструкции самолёта данная ЭПР совсем далеко не обязательно обратна пропорциональна длине волны локатора, т.к. сама ЭПР изменяется. Ваше утверждение актуально опять же для металлического листа постоянной площади для разных диапазонов волн, а в данном случае этого постоянства нет.


          Да Вы правы, в реальности нужно строить ДОР, для определения ЭПР в конкретном случае. Может в одну точку приходить разнонаправленный сигнал, и происходит увеличение результирующей амплитуды - то возникают так наз. "блестящие точки". Однако есть и точки с уменьшения амплитуды и провал ДОР...

          Так как тут спор теоретический, он все же базируется на фундаментальных принципах радиолокации, смысл такой.
        3. Комментарий был удален.
        4. dauria 23 марта 2016 18:31
          представляющая собой виртуальный металлический лист соответствующей площади, расположенный перпендикулярно источнику излучения,


          В наше время это была изотропно рассеивающая сфера smile ( и площадь её сечения) Откуда в вики взялся лист- ума не приложу. Кстати, один из любимых вопросов "про шарик, стальной лист и лист фанеры" laughing Воскресенского
  6. Kalmar 23 марта 2016 09:13
    Цитата: статья
    Т-50 сможет с минимальных дистанций, незаметно для ДРЛО противника, осуществить запуск ВТО, о приближении которого станет известно лишь тогда, когда ракеты приблизятся на расстояние 100 — 150 км. При массированном использовании последних, противник не получит шансов на успешное отражение ракетного удара, поскольку подлётное время составит считанные минуты.

    Хм. А сколько ракет Х-58/59 сможет нести Т-50й в своих внутренних отсеках? Одну-две, не больше, я так полагаю. Т.е. для массированного, не оставляющего шансов на отражение, потребуется участие нескольких десятков машин. Вопрос знатокам: такую большую стаю наверное ведь можно будет засечь и с бОльших расстояний, нежели одиночный самолет?

    Конечно, остаются еще средства РЭП в лице тех же "Хибин", но пока нет понимания того, насколько они будут эффективны против этих новых РЛС. Опять же, эффект внезапности насмарку сразу.
    1. Фалкон 23 марта 2016 09:22
      Цитата: Kalmar
      Хм. А сколько ракет Х-58/59 сможет нести Т-50й в своих внутренних отсеках? Одну-две, не больше, я так полагаю.


      По две в каждом отсеке, т.е. в теории 4 шт.

      Цитата: Kalmar
      Конечно, остаются еще средства РЭП в лице тех же "Хибин"


      Хабина предназначена против АГСН ракет, она не совсем против РЛС.
      1. Kalmar 23 марта 2016 09:53
        Цитата: Фалкон
        По две в каждом отсеке, т.е. в теории 4 шт.

        Это если без ракет "воздух-воздух", ПТБ и прочего. В реальных условиях вряд ли кто так летать будет, мне кажется.
  7. Оператор 23 марта 2016 09:21
    ЭПР эсминца ~ 10000 кв.м, Су-35 с вооружением на внешней подвеске ~ 10 кв.м, Т-50 с вооружением на внутренней подвеске ~ 0,1 кв.м, крылатой ракеты Х-101 ~ 0,01 кв.м.

    Соответственно, эсминец будет обнаруживаться радаром самолета ДРЛО на радиогоризонте 500 км, Су-35 на 300 км, Т-50 на 150 км, Х-101 на 125 км.
  8. sa-ag 23 марта 2016 09:26
    А как насчет радиолокационного обнаружения воздушного вихря в виде спутной струи?
  9. ССИ 23 марта 2016 09:52
    Да, ведь из космоса все видно, в обычном визуальном диапазоне...
    1. V.ic 23 марта 2016 10:04
      Цитата: ССИ
      Да, ведь из космоса все видно, в обычном визуальном диапазоне..

      ...а если сплошная облачность?
      1. ССИ 23 марта 2016 10:09
        Цитата: V.ic
        ...а если сплошная облачность?

        Где? Да, бог с ним, визуальным диапазоном... Есть шкала э/м волн, Вас какой диапазон устроит? Подчеркиваю, из космоса (из него, родимого, даже п/лодки видны...).
    2. Лопатов 23 марта 2016 10:40
      Космос тоже штука... неоднозначная.
      Изменение траектории- штука достаточно сложная.
      Спутники на низкой орбите уязвимы к поражению, на средних и высоких- имеют довольно большое время "реагирования"

      Как результат- постоянного наблюдения за районом не обеспечить. Так что без наземных и авиационных комплексов- никак.
      1. ССИ 23 марта 2016 11:08
        Цитата: Лопатов
        Как результат- постоянного наблюдения за районом не обеспечить.

        Есть такое понятие - геостационарный спутник...
        1. Лопатов 23 марта 2016 11:13
          Геостационарный разведывательный спутник?
          1. ССИ 23 марта 2016 11:25
            Метеоспутник может, теле-... может, а разведывательный - нет? Логика странная, но имеет быть... Интересно, в штатах так же думают или все таки вешают разведывательные геостационары?
        2. Kalmar 23 марта 2016 11:26
          Цитата: ССИ
          Есть такое понятие - геостационарный спутник...

          Если нужно надежно держать под наблюдением весь глобус, этих самых геостационарных спутников потребуется огромное количество. Такие прожекты даже америкосам не по карману.
          1. ССИ 23 марта 2016 11:44
            Цитата: Kalmar
            Если нужно надежно держать под наблюдением весь глобус, этих самых геостационарных спутников потребуется огромное количество.

            Да Вы что! На широте 60° видимый сектор поверхности примерно 140°, для всей поверхности, я думаю, достаточно 3 спутника... Огромное количество, да...
            1. Kalmar 23 марта 2016 12:06
              Цитата: ССИ
              Да Вы что! На широте 60° видимый сектор поверхности примерно 140°, для всей поверхности, я думаю, достаточно 3 спутника... Огромное количество, да...

              Эх, жаль, что Вас рядом не было, когда "Легенду" проектировали: штамповали спутники, гоняли на низких орбитах и топили один за другим без толку. А всего-то и надо было, что три штуки на геостационарные орбиты забросить...

              Я к тому, что если Вам нужны просто обзорные снимки типа "Земля общим планом", то да, трех спутников хватит за глаза. Но военные - они ж привереды, им подавай картинку, на которой можно даже небольшой истребитель различить, да еще и отслеживать эти самые истребители в больших количествах да масштабе времени, близком к реальному... Тут не то что трех, тридцати КА не факт, что хватит. И будь оно иначе, самолеты ДРЛО уже бы вымерли как класс.
              1. ССИ 23 марта 2016 12:18
                Цитата: Kalmar
                И будь оно иначе, самолеты ДРЛО уже бы вымерли как класс.

                А они и вымирают... Они НЕ ДЛЯ целей ПВО летают, уж поверьте... Да, для меня "Легенда" - это как для шахтера пианино - не знаю, да и .... И 30 КА это что - много? 32 для ГЛОНАСС - вроде ничего...
                1. Kalmar 23 марта 2016 12:30
                  Цитата: ССИ
                  А они и вымирают...

                  То-то без них ни одна серьезная операция не обходится. И всякие там империалистические АУГи без своих "Хокаев" - как без рук.

                  Цитата: ССИ
                  И 30 КА это что - много? 32 для ГЛОНАСС - вроде ничего...

                  Сравнили... Одно дело - навигационный спутник, который просто в эфир транслирует, условно, свое местоположение. И совсем другое - разведывательный КА с кучей сложнейшей аппаратуры для съемки с высоким разрешением в разных диапазонах и надежной передачи полученных данных на Землю.
                  1. ССИ 23 марта 2016 12:36
                    Цитата: Kalmar
                    И всякие там империалистические АУГи без своих "Хокаев" - как без рук.

                    Вы невнимательно читаете - НЕ ДЛЯ ПВО... Целеуказания наземных (водных) целей...
                    1. Kalmar 23 марта 2016 12:59
                      Цитата: ССИ
                      Вы невнимательно читаете - НЕ ДЛЯ ПВО... Целеуказания наземных (водных) целей...

                      Читаю буржуинскую википедию:
                      Цитата: буржуинская википедия
                      According to the Navy's NIFC-CA concept, the E-2D could guide fleet weapons, such as AIM-120 AMRAAM and SM-6 missiles, onto targets beyond a launch platform's detection range or capabilities.

                      Т.е. упомянутый "Хокай" участвует в выдаче ЦУ в том числе и для ЗУР. И его новый радар - APY-9 - вроде как вполне способен обнаруживать воздушные цели (в том числе "стелсы") на вполне пристойных для задач ПВО расстояниях.
                    2. Комментарий был удален.
            2. Комментарий был удален.
  10. sinoptic 23 марта 2016 11:31
    Автор, слабо разбирается в физике и даже технике.
    С каких это пор Х-58УШКЭ стала иметь возможность работы по самолетам ДРЛО?! Ну что за базарная болтовня! fool
    Этот Даманцев просто на поток статьи ставит без какой либо объективности. Обычный болтун-халтурщик.

    Для борьбы с ДРЛО есть специальные ракеты РВВ-СД и Р-29 с пассивными ГСН.
    Также для борьбы с ДРЛО используются и тяжелые РВВ-ДБ, которые в виду свое массивности не очень то подходят для работы по истребителям,

    РЛС аппаратура длинных волн - громоздка. Чем короче волны, тем легче аппаратура и точнее обнаружение. Но короткие волны не имеют возможности огибать землю.
    Этот СААБ и пытается устранить этот недостаток - подняться повыше и увеличить мощность излучения из за более дальнего горизонта.

    Длинна волны в принципе не может быть больше размера антенны излучающего элемента АФАР.
    Посмотрите на антенну этого СААБ и станет ясно - что антенна излучает короткие волны.
    Для которых и предназначены самолеты невидимки.

    Дальше, по статье, не буду больше ничего писать.
    Озвучивать прописные истины, которые не менее половины читателей и так знают.
    1. Оператор 23 марта 2016 12:17
      Минимальный размер приемо-излучающего элемента равен четверти длины волны.
      С применением метаматериалов - меньше.
      1. V.ic 23 марта 2016 14:20
        Цитата: Оператор
        Минимальный размер приемо-излучающего элемента равен четверти длины волны.

        Учебник Белоцерковский Г.Б. "Основы радиотехники и антенны" гласит, что полуволновой вибратор достаточен для приёма и передачи. А вот если четверть волновой, то без специальных согласующих устройств не обойтись.
    2. Fulcrum29 23 марта 2016 13:06
      Читать научись подобающим образом, "эксперт"! В статье указано, что ПРЛР Х-58УШКЭ может быть запущена по цели (наземная МРЛС) с расстояния 245 км, откуда даже сам носитель(ПАК-ФА) ещё не будет обнаружен "саабовским" радаром. УШКЭ, которая тоже имеет низкую ЭПР, запеленгуется ДРЛО противника уже на подлёте, оставляя минимальное время на перехват. Ни о каком поражении ДРЛО с помощью Х-58 речи нет)
  11. NightRain 23 марта 2016 11:34
    Злотан Дани опубликовал развернутое пособие о том, как он сбил F-117, никакого упоминания о тепловизорах Philips я там не видел. Или автор этой статьи нагло врет, приписывая ему эти слова, или я не внимательно читал.
    1. Оператор 23 марта 2016 12:15
      Ссылку не дадите?
      1. NightRain 23 марта 2016 12:19
        Дам, но только вечером, если будет терпение, ибо сейчас отчаливаю от интернета, надо будет снова искать.
      2. NightRain 24 марта 2016 18:03
        Вот ссылка на отечественную компиляцию из той статьи. Ссылка оттуда раньше вела на статью в Strategy Page, сейчас там статьи уже нет, рыть дальше чесн времени нет. https://lenta.ru/articles/2005/11/23/f117/
        1. Оператор 24 марта 2016 18:41
          Большое спасибо за ссылку.
        2. Комментарий был удален.
  12. gregor6549 23 марта 2016 12:03
    Вообще то технология СТЕЛС предусматривает целый набор методов и средств уменьшающих заметность самолетов, кораблей танков и т д во всех диапазонах волн используемых для обнаружения целей. В число этих методов и средств входят: применение специальной геометрии корпуса, использование поглощающих материалов, установка тепловых фильтров на источники тепла и т д. Естественно, эффективность этих методов и средств зависит от многих факторов, но в целом их использование серьезно затрудняет обнаружение и сопровождение целей на которых они используются. ПОэтому всяческие громогласные заявления о том что кто то добился 100% невидимости цели или кто то разработал средство обеспечивающее 100 процентной вероятности ее успешного обнаружения и сопровождения нужно расценивать как пиар и никак иначе. Ну хочется какому то бизнесу впарить очередную свою разработку как можно большему числу покупателей он и старается. И было бы странно если бы не старался.
    Что же касается сбитого Ф117 то число легенд об этом единичном случае уже давно превысило все допустимые границы. Факт же таков что Ф117 сыграл свою роль в ряде конфликтов вполне убедительно и позволил отработать технологии СТЕЛС которые сейчас вполне успешно используются в современных кораблях самолетах и т д.
  13. sivuch 24 марта 2016 03:53
    Почему-то все забывают (ну,или не упоминают) что кроме этого случая,был и второй,спустя месяц,когда был поврежден второй Гоблин,но сумел благополучно приземлиться в Авиано.
    И,кстати,первый был сбит в 9 часов вечера,т.е.,фактически ночью.
    Еще одно -и РЛС П-18 и,тем более,П-12 уже были устаревшими и до боли знакомыми .Первых,если склероз не изменяет,было всего 5,вторых -4
  14. Aqela 24 марта 2016 12:18
    Во-первых, самолёт будет обладать громадным радиусом действия, в 5—6 тыс. км, максимальная скорость при этом составит 900 км/ч. Это позволит очень быстро добираться до ТВД и оперативно начинать дежурство. На удалении 4000 км от места взлёта этот самолёт сможет осуществлять дежурство на протяжении 8 часов на скорости 500 км/ч, что примерно в 2 раза выше, чем у E-3C

    Мало того, что перевод... мугко говоря, хромает. Так ещё и с арифметикой автор статьи не дружит. Указана максимальная дальность 6 тыс. км. Удалённость зоны патрулирования 4 тыс. км. Итого - запас времени пребывания в зоне патрулирования при скорости 500 км/ч = 4 часа. Мдя... И обратно на аэродром возврата не будет? Будет? Тогда имеем пересчёт: 6 тыс. км. при 500 км/ч = 12 часов в воздухе; если нужно повисеть хотя бы пару часов на месте, то выходит путь туда-сюда = 5+5 часов, т.е. радиус 2500 км. Если же нужно провисеть в "зоне" 8 часов, то радиус будет всего 1000 км. Так что победные реляции и лупоглазые восторги выглядят смутными.
    При это как-то не учитывается, что несколько тонн радиооборудования со всеми их антеннами и прочим, существенно снижают дальность авиатранспорта, по сравнению с перевозками тушки генерала с начштаба и парочкой адъютантов, даже если и ящик водги сверх плана загрузить...
    Кроме того, скажем, применение самолёта на хорошей высоте подразумевает градусов 50-70 за бортом (отопление, обледенение, кислородная аппаратура... да много чего).
    Десантные катера могут обнаруживаться на расстоянии 100 и более километров, крупные корабли класса фрегат/эсминец/крейсер — свыше 300 км.

    Эта галиматья просто умиляет. Десантный катер без технологии невидимки уведит за 100 км, а истребитель с технологией стелс, отражающий луч радара слабее упитанного гуся, - за 400-780 км. Это как так? belay
    1. Fulcrum29 25 марта 2016 14:38
      Читайте внимательнее) 780 км - это для ЛА со стандартной ЭПР тактического истребителя 4-го поколения (3-5 м2). Для стелсов (истребителей) - 200-300 км. Надводные цели на фоне подстилающей поверхности, с учётом принижения в 10-12 км, обнаруживаются со значительно меньших расстояний, объяснять вам ещё приходится)))
      1. Fulcrum29 25 марта 2016 14:43
        Ну или расскажите, по какой же тогда причине мощнейший АФАР-радар AN/APY-3 с синтезированной апертурой самолёта E-8C "J-STARS" имеет ограничение по дальности - 240 - 250 км?
    2. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня