Эскадренный броненосец «Сисой Великий». От рождения до Цусимы



«Сисой Великий». Среди броненосцев российского флота это имя употребляется не столь часто. Между тем проектирование и постройка корабля пришлось на тот период, когда определялись основные направления развития отечественного флота, а его служба окончилась в один из самых трагических дней — 15 мая 1905 года, в Цусимском сражении.


Начать рассказ об этом броненосце стоит с августа 1881 года, когда в Санкт-Петербурге прошло Особое совещание под руководством великого князя Алексея Александровича, задача которого состояла в определении основ морской политики России и разработке двадцатилетней программы судостроения. Результатом его деятельности стала программа, согласно которой для русского флота на Балтике основной задачей становилось обеспечение превосходства над флотами других прибрежных государств. Отдельно оговаривалось условие того, что отечественный флот должен как минимум не уступать германскому и желательно иметь над ним преимущество в открытом море. Для достижения поставленной задачи планировалось построить для Балтийского моря 16 броненосцев. С учетом тактико-технических элементов их вероятных противников водоизмещение планируемых кораблей ограничили 8400 т, а вооружение — парой 305-мм орудий.

К середине 1888 года эти требования изменились в сторону повышения боевой мощи, и четвертый броненосец программы, «Наварин», при проектном водоизмещении 9476 т имел на вооружении уже четыре 305-мм орудия, размещенных в двух броневых башнях. В Морском техническом комитете (МТК) не сложилось, однако, единого мнения как о размерах будущих кораблей, так и об их вооружении, типе башенных установок и бронировании. Поэтому проект пятого броненосца явился развитием «Императора Александра II», а не гораздо более сильного «Наварина». При длине между перпендикулярами в 101 м, наибольшей ширине 20,42 м и осадке 6,4 м водоизмещение проектируемого броненосца составляло 8500 т. Две паровые машины общей мощностью 7300 л.с., по расчетам, должны были обеспечить кораблю скорость не менее 16 уз., а 600-тонный запас угля — дальность плавания экономичным ходом 3047 миль.

Эскадренный броненосец «Сисой Великий». От рождения до Цусимы


Проект предполагал достаточно мощное бронирование: борт — 406 мм (к носовой оконечности толщина уменьшалась до 356 мм, к кормовой — до 305 мм), траверзы — 216-241 мм, барбеты — 305 мм, прикрытие барбетных установок — 64 мм, казематы — 127 мм, карапасная палуба — 51-64 мм, боевая рубка — 152 мм.

Вооружение нового броненосца предполагалось из трех 305-мм орудий, размещенных в двух барбетных установках (двухорудийная на носу, одноорудийная — в корме), четырех казематных орудий калибра 152 мм, четырех 120-мм пушек на верхней палубе и десяти мелкокалиберных пушек Гочкиса.

В начале сентября 1890 года МТК отправил этот проект ряду известных адмиралов и получил в ответ самые разнообразные мнения. Вице-адмирал А.А. Пещуров и контр-адмирал С.О. Макаров сочли необходимым увеличить артиллерию главного калибра на одно 305-мм орудие, установив его в кормовой барбетной установке. В свою очередь вице-адмирал П. П. Пилкин, напротив, предлагал переработать проект по типу таранных броненосцев и полностью убрать кормовой барбет, вооружение же усилить парой 229-мм орудий в каземате. В.П. Верховский, С.О. Макаров и П.П. Пилкин считали необходимым увеличить мощность паровых машин и скорость корабля за счет снижения веса брони, а О.К. Кремер, наоборот, считал бронирование каземата недостаточным. Вице-адмирал Н. В. Копытов предлагал вообще отказаться от постройки броненосца и строить крейсер. Вице-адмиралы Н.И. Казнаков, В.И. Попов, А.И. Купреянов, контр-адмиралы П.П. Тыртов и С.С. Валицкий согласились с проектом, не считая нужным вступать в какие-либо дискуссии.

Получив все эти противоречивые отзывы, МТК в конце 1890 года переработал проект. 29 января 1891-го управляющий Морским министерством адмирал Н.М. Чихачев в целом его одобрил, после чего и приступили к составлению необходимых чертежей «броненосца в 8880 тонн», завершившиеся 6 марта того же года утверждением спецификации. Корабль, первое время именовавшийся в документах МТК как «Гангут» № 2, имел стальной корпус максимальной длиной 106,98 м, шириной 20,7 м, с 94-мя шпангоутами и двойным дном на протяжении от 20 до 76 шпангоута. По всей длине машинного и котельного отделений предусматривалась продольная диаметральная переборка от второго дна до броневой палубы. Корпус корабля имел непрерывные днищевые стрингеры, скуловые кили длиной 35 м, кованые ахтер- и форштевень. Последний при этом был укреплен для использования в качестве тарана.

Броневая защита выполнялась из сталежелезных плит. Бортовой пояс имел длину 69,2 м, а ширину 2,18 м (1,22 и ниже ватерлинии). Машинное и котельное отделения броненосца (длина 42,7) прикрывалось плитами толщиной до 406 мм, правда толщина снижалась к нижней кромке до 203 мм, далее в нос и корму корабля — до 305 мм (у нижней кромки — 152 мм). Длина каземата на жилой палубе составляла 46,3 м. Ширина 127-мм броневых плит прикрывавших его — 2,3 м, а у каземата, на батарейной палубе при той же толщине — соответственно 1,92 и 2,24 м. Подкладка под броню выполнялась из лиственничных брусьев толщиной 229 (под бортовую броню) и 152 мм (под броню каземата). 305-мм носовой и кормовой барбеты устанавливались на батарейной палубе и превышали верхнюю палубу на 0,69 м. Вертикальные лиственничные брусья подкладки под броню барбетов были толщиной 152 мм. Сверху орудия главного калибра прикрывались куполообразными крышками толщиной 63,5 мм. Носовой траверз имел бронирование толщиной 229 мм, кормовой-203 мм, боевая рубка — 229 мм, палубы — 64-76 мм.



Главная энергетическая установка включала 8 огнетрубных котлов (4 двусторонних, 4 односторонних) общей поверхностью нагрева 2202 кв. м, обеспечивавших паром две главные машины общей мощностью 8500 л.с. Наибольшая скорость планировалась в 16 уз., а расчетная дальность плавания составляла 4440 миль при 10 уз. Водоотливная система состояла из 4 паровых центробежных насосов подачей по 750 т/ч, парового поршневого насоса (125 т/ч); двух эжекторов и пожарной помпы.

Вооружение планировалось из четырех 305-мм орудий, размещенных попарно в барбетных установках, шести 152-мм казематных орудий, двенадцати 47-мм одноствольных и четырёх 37-мм многоствольных пушек Гочкиса. Кроме того, предусматривалась установка шести надводных торпедных аппаратов, двух 64-мм десантных пушек Барановского. В минные погреба можно было принимать до 50 сфероконических мин. На броненосце планировалось установить две мачты высотой по 16,7 м: одну стальную с двумя боевыми марсами, вторую деревянную «для сигналов». Экипаж должен был состоять из 500 нижних чинов и 32 офицера.

Пытаясь ускорить начало строительства корабля, Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) еще до завершения разработки чертежей 7 января 1891 года сделало попытку разместить заказ на изготовление килевых и днищевых листов на казенном Ижорском заводе. Последний, загруженный срочными заказами, отказался наотрез, и ГУКиС пришлось направить заявки на поставку 3200 т стали на шесть заводов, из которых лишь четыре (Общество Путиловских заводов, Александровский сталелитейный завод, Брянский рельсопрокатный завод и Южнорусское Днепровское металлургическое общество) дали положительный ответ. В итоге наиболее приемлемыми оказались условия Александровского завода, однако ГУКиС, передав ему заказ 4 июня, по какой-то совершенно непонятной причине затормозило заключение контракта до середины февраля 1892 года. В дальнейшем эта задержка создала множество сложностей во взаимоотношениях с заводом (срывы поставок, которых было множество). Правление завода при любом удобном случае ссылалось на отсутствие заключенного контракта и не установленные сроки.


25 июля 1891 года в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства приступили к постройке нового броненосца. А 21 декабря, его зачислили в состав российского флота под именем «Сисой Великий». Торжественная же закладка броненосца состоялась 7 мая уже следующего года, в присутствии императора и наследника — цесаревича Николая.



Строителем «Сисоя Великого» был назначен старший корабельный инженер В.В. Максимов. Стоит, однако, отметить, что общее руководство постройкой корабля возлагалось по действовавшему в то время положению на командира Санкт-Петербургского порта контр-адмирала В.П. Верховского, который сразу же развил бурную деятельность. Однако его попытки ускорить постройку броненосца зачастую упирались в нераспорядительность ГУКиС. Занимаясь материальным обеспечением строительства, ГУКиС в ряде случаев не позаботилось о своевременном заключении необходимых контрактов, например, на рулевую раму, фор- и ахтерштевни, кронштейны гребных валов. Попытка разместить заказ на них за границей провалилась, и ГУКиС пришлось обратиться к отечественным заводам: Путиловскому, взявшему на себя изготовление кронштейнов гребных валов, и опять же к Александровскому, недопоставившему к 12 октября уже 376 т стали. Сроки нового заказа, естественно, были также сорваны, и Верховский даже поднял перед ГУКиС вопрос о необходимости смены контрагента на Путиловский завод.

В срыве плановых сроков строительства в немалой степени можно обвинить и МТК, непрерывно перерабатывавший проект, что, естественно требовало от завода-строителя большого числа дополнительных работ. В частности, неоднократно менялся и состав вооружения. В начале 1893 года МТК распорядился вместо барбетных установок поставить броневые башни, выполненные по типу установленных на «Наварине», с толщиной стенок 305 мм и крыши 63,5 мм, а 35-калиберные орудия главного калибра заменить на новые, длиной 40 калибров. Вместо прежних 152-мм 35-калиберных орудий запланировали установку новых — 152-мм 45-калиберных орудий Канэ, а в конце осени 1894 года определили, наконец, окончательный состав вооружения, добавив еще десяток 37-мм пушек Гочкиса.

Так как эти изменения вызвали перегрузку более чем на 50 т, то для борьбы с ней главным корабельным инженером Санкт-Петербургского порта было предложено сделать бронирование боевой рубки толщиной в 152 мм вместо планировавшихся 229 мм, однако МТК не согласился на это предложение.

К апрелю 1894 года, то есть фактически спустя три года после начала строительства, стапельные работы подошли к концу. Из 75 отсеков на водонепроницаемость испытали 67; на оставшиеся работы потребовалось еще полтора месяца и, наконец, 16 мая комиссия освидетельствовала корпус броненосца. В составленном акте отмечалось, что все работы произведены по утвержденным чертежам, а спусковая масса корабля составляет 4009 т.



20 мая «Сисой Великий» был спущен на воду. Темпы постройки после спуска броненосца, вопреки ожиданиям, не ускорились: сказывалась задержка в утверждении МТК чертежей корабля. 29 августа ГУКиС направило в МТК список отсутствующих чертежей: водоотливной системы, общей судовой вентиляции, боевых мачт, бокового вида, размещения минного вооружения и расположения шлюпок. Кроме того, командир «Сисоя Великого», капитан I ранга Сиденснер, просил устроить на корме стальную командирскую рубку и поместить в ней главный компас, а великий князь Александр Михайлович изъявил желание иметь на броненосце стальные стеньги и реи. Решение этих вопросов не позволило сдать броненосец в 1895 году, поэтому уже изготовленные Балтийским заводом две паровые машины по 4260 л.с. пришлось разобрать на зиму.

Получив указание управляющего Морским министерством окончить работы на корабле к 3 сентября 1896 года, ГУКиС несколько активизировало свою деятельность, закончив в течение января-февраля размещение заказов на недостающее оборудование. Однако получить и установить его вовремя не удалось, и ведомость незаконченных работ, которую составил Главный командир Кронштадтского порта, куда броненосец перешел для достройки, включала более 90 пунктов. Неоконченными оказались одна башенная установка, водоотливная и вентиляционная системы, оборудование подачи 37-мм патронов на марс, световые люки, телефонная связь и многое другое. Кроме того, было установлено, что ремонт неисправности рулевой машины займет слишком много времени, поэтому ГУКиС приняло решение смонтировать на «Сисое Великом» машину, предназначенную для одного из строящихся броненосцев типа «Полтава».



23 сентября 1896 года на мерной кронштадтской миле состоялись предварительные, а 5 октября — официальные ходовые испытания. 15,66 уз., которые развил «Сисой Великий», вполне удовлетворили МТК.

4 ноября 1896 г. броненосец прибыл в Ревель для окончательного приготовления к заграничному плаванию. Наиболее крупной из незаконченных работ оказался монтаж устройств сетевого заграждения. 2 декабря броненосец начал свой первый морской переход в Портленд, а 14 декабря прибыл в Алжир, где планировалось пробыть 20 дней, выполнить необходимые исправления и произвести окраску. Но из Морского министерства пришло указание как можно скорее присоединиться к эскадре Средиземного моря, поэтому уже 20 декабря «Сисой Великий» ушел в Пирей, где наконец-то удалось силами команды произвести самые необходимые доделочные работы.

3 марта 1897 года при выполнении учебных стрельб произошел взрыв в казенной части левого орудия кормовой башни. При этом 16 чел. погибли, 15 были тяжело ранены (6 из них смертельно), сама башня получила тяжелые повреждения: сдвинулось с места 15 броневых плит, пострадали все приборы и механизмы, броневая крышка весом более 7 т перелетела через грот-мачту и дымовую трубу и упала на носовой мостик; при этом силой удара сорвало с тумбы 37-мм орудие, повредило мостик, паровой катер и другое судовое имущество.



Следственная комиссия установила: в ходе стрельбы вышел из строя гидравлический механизм закрывающий затвор орудия, и прислуга воспользовалась ручным приводом. Во время подготовки левого орудия к очередному выстрелу комендор не повернул до упора поршень замка и оставил его открытым. Возможной причиной этого сочли вероятность смещения подвижных частей затвора, которые вызвали впечатление постановки его «на упор». Комиссия указала, что «настоящий случай обуславливается… отсутствием предохранительных устройств, не допускающих воспламенить заряд до полного закрытия замка». В результате Морское министерство поручило МТК разработать соответствующие меры по исключению повторения подобного случая.

17 марта «Сисой Великий» прибыл в Тулон и встал на ремонт на заводе «Форж э' Шантье». Осмотр корабля выявил огромное количество недоделок, из которых самыми опасными для службы броненосца были многочисленные протечки корпуса, некачественное изготовление водонепроницаемых переборок и броневых люков. Ремонт продолжался девять месяцев, однако водотечность переборок спустя восемь лет трагическим образом сказалась на судьбе корабля.

12 декабря 1897 года броненосец «Сисой Великий» вновь вошел в строй, а через десять дней получил срочное предписание вместе с «Наварином» следовать на Дальний Восток. В середине марта 1898 года корабли бросили якорь в Порт-Артуре, став в случае возможного конфликта противовесом для японских броненосцев «Фудзи» и «Ясима».



До конца 1901 года «Сисой Великий» входил в состав тихоокеанской эскадры, приняв в мае 1900 года участие в подавлении Ихэтуаньского восстания (названного иностранцами «Боксерским») и потеряв при этом трех матросов убитыми и 12 ранеными из состава десантной партии. 12 декабря 1901 года броненосец «Сисой Великий» в составе отряда, состоявшего из кораблей, для ремонта которых ни Владивостокский, ни Порт-Артурский порты не имели технических возможностей, ушел на Балтику. В начале лета 1902 года в Кронштадте броненосец был поставлен на капитальный ремонт. Предполагалось установить новые котлы, отремонтировать вентиляционную систему, рулевую машину, башенные установки, установить новый рулевой привод, заменить артиллерию. Кроме того, Главное гидрографическое управление выразило желание для улучшения работы компасов изготовить новые стенки, палубы и крыши рубок из немагнитных материалов (латуни, бронзы или маломагнитной стали).

После начала Русско-японской войны, в марте 1904 г. броненосец включили в состав эскадры З. П. Рожественского. Ход работ на нем ускорялся, и на нем дополнительно установили новые дальномеры и прожекторы.

Утром 29 августа «Сисой Великий» поднял якорь и перешел в Ревель, где после месячной стоянки и императорского смотра корабли 2-й Тихоокеанской эскадры начали свой переход на Дальний Восток.

«Сисой Великий», следуя в отряде контр-адмирала Д. Фелькерзама, отдельно от основной эскадры прошел через Суэцкий канал. Встреча с основными силами эскадры произошла 26 декабря в гавани у острова Носибе, расположенного неподалеку от острова Мадагаскар, где эскадра оставалась до 3 марта 1905 года, поджидая сначала корабли Л.Ф. Добротворского, а затем, решая с Петербургом вопрос о месте встречи с отрядом Н.И. Небогатова.



14 мая 1905 года корабли эскадры вошли в Корейский пролив. В этот день в 13 ч 49 мин выстрел флагманского броненосца «Князь Суворов» возвестил начало Цусимского сражения.

Около часа «Сисой Великий» вел обстрел броненосных крейсеров «Ниссин», «Касуга» н «Ивате», не имея повреждений. Достигнув попадания в «Ивате» 305-мм снарядом, вызвал на японском крейсере пожар. В 14 ч 40 мин взрывом неприятельского снаряда был поврежден носовой торпедный аппарат, затем, после поражений левого борта снарядами калибра от 305 до 152 мм, вода стала поступать во все носовые отсеки. В последующие 45 минут в броненосец попало еще семь крупных снаряда (один 305-мм, 3 — 203-мм и 3 — 152-мм), которые вывели из строя систему горизонтального наведения носовой башни и вызвали множественные пожары. К пяти часам вечера пожары были ликвидированы, однако, продолжая принимать воду через пробоины, броненосец получил полутораметровый дифферент на нос и крен на левый борт. До конца боя «Сисой Великий» был поражен еще четырьмя снарядами. Переборки, так и не исправлявшиеся с 1897 года, продолжали пропускать воду, дифферент и крен возрастали, скорость хода уменьшалась, и после девяти часов вечера броненосец отстал от эскадры.

В 22 часа 30 минут японские миноносцы провели первую атаку, спустя 45 минут — вторую, во время которой торпеда, взорвавшаяся под румпельным отделением, повредила руль и лишила корабль управления. Однако основную опасность для броненосца представляла вода, заполняющая носовую часть. К 3 ч 15 мая носовая оконечность возвышалась над уровнем воды всего на 0,3 м. Командир «Сисоя Великого» М.В. Озеров попытался задним ходом довести его до о. Цусима. К 7 часам утра, когда на горизонте можно уже было разглядеть берега, «Сисой Великий» окончательно лишился хода. Спустя 20 мин к нему подошли три японских вспомогательных крейсера и один миноносец, которые после безуспешных попыток взять броненосец на буксир сняли с корабля людей. В 10 часов 5 минут броненосец «Сисой Великий» опрокинулся и ушел на дно в 3 милях от мыса Кирасаки.



Источники:
Богданов М. "Сисой Великий" // Гангут. 1992. №3. С.46-59.
Богданов М. Эскадренный броненосец "Сисой Великий". СПб.: ЛеКо, 2004. С.3-46.
Балакин С. Жертвы цусимской трагедии // Моделист-конструктор. 1993. №2. С.12-16.
Грибовский Ю. Российский флот Тихого океана. 1898-1905. История создания и гибели. М.: Военная книга, 2004. С.58-63, 111-118.
Автор:
Инженер-технарь
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

176 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти