Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


Перед Великой Отечественной войной прикрытие Главной военно-морской базы Черноморского флота (ГВМБ ЧФ) - Севастополя от воздушного нападения осуществлял 61-й зенитный артиллерийский полк (зап) с пулеметным и прожекторным батальонами. Он состоял из четырех дивизионов. Три из них, вооруженные артиллерийскими системами среднего калибра (СЗА), были оснащены новейшими на тот момент, 85-мм зенитными орудиями и полуавтоматическими зенитными пушками калибра 76,2 мм. Четвертый дивизион малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) имел 16 автоматических орудий калибра 37 мм. Пулеметный батальон насчитывал 46 пулеметов (28 счетверенных установок М-4 и 18 одноствольных М-1). В прожекторном батальоне было 27 станций.

По запросу командира полка в Севастополь могли вызываться истребители 62-й истребительной авиабригады (командир полковник Г. Дзюба), которая оперативно подчинялась начальнику ПВО флота полковнику И. Жилину и базировалась на четырех крымских аэродромах. В ее составе были самолеты устаревших конструкций: И-15, И-16 и И-153. 61 зап обслуживал 11-й батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) трехротного состава, который имел 54 поста визуального наблюдения и две радиолокационные станции обнаружения РУС-1. Батальон также находился в распоряжении начальника ПВО.


Авиагруппа, оставленная для обороны Севастополя, насчитывала 51 колесный истребитель и 31 гидросамолет флота, которому подчинялся и отряд аэростатов воздушного заграждения, располагавший 23 спаренными аэростатами. Зенитные батареи 1-го дивизиона дислоцировались на севере Севастополя и прикрывали объекты с северного направления. Батареи 2-го дивизиона располагались в юго-западной, а 3-го дивизиона в юго-восточной частях города.

Батареи дивизиона МЗА находились на берегу Северной бухты с задачей уничтожать низколетящие воздушные цели. Зенитно-пулеметные установки располагались непосредственно у обороняемых объектов. Корабли флота имели свою зенитную артиллерию, которая во время стоянки кораблей в бухте входила в систему ПВО ГВМБ. При таком расположении зенитных средств прикрытие кораблей обеспечивалось трехслойным зенитно-артиллерийским огнем.

Личный состав частей и подразделений ПВО был хорошо подготовлен, многие рядовые и сержанты заканчивали 4-й год службы. В частях поддерживалась высокая степень боевой готовности. 20 июня Черноморский флот возвратился с учений и получил приказ оставаться в готовности №2. Командные пункты были развернуты, на берег отпущено ограниченное число членов экипажей. Треть зенитных средств круглосуточно находилась на боевом (оперативном) дежурстве; одна из батарей СЗА была в трехминутной готовности к открытию огня. Эти обстоятельства способствовали тому, что внезапное нападение фашистских самолетов на Севастополь утром 22 июня 1941 года не застало севастопольских зенитчиков врасплох, они успели своевременно и организованно открыть огонь.

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


Широко известно, что первые немецкие бомбардировщики производили сброс не бомб, а магнитных донных мин на парашютах. Эти мины были достаточно новым и хорошо засекреченным оружием. С их помощью фашисты планировали перекрыть выход из Севастопольской бухты, после чего ударами авиации уничтожить корабли нашего флота. Силы ПВО не дали немцам исполнить этот план. Что касается самих магнитных мин, то одна из них попала на мелководье и при этом не взорвалась. Военинженер 3 ранга М. Иванов обезвредил мину, после чего она была тщательно изучена. Благодаря этому, новое оружие перестало представлять секрет.

До ноября 1941 года вражеские самолеты продолжали производить дневные и ночные налеты на Севастополь, одиночными машинами и небольшими группами по 2-3 бомбардировщика, с целью ведения разведки и минирования фарватеров. За этот период силами береговой и корабельной зенитной артиллерии, а также истребительной авиацией было уничтожено 17 вражеских самолетов.

При налетах фашисты использовали разнообразные тактические приемы. К примеру, самолеты-разведчики при подходе к ГВМБ набирали высоту более 6800 метров и выходили к целям со стороны солнца, которое усложняло сопровождение их с помощью оптических приборов. Для маскировки пилоты противника использовали облачность. Как только начинался обстрел самолета зенитными средствами, он немедленно уходил в облака, а затем появлялся в чистых от облачности «окнах» и производил разведку. Советские зенитчики быстро усвоили тактику противника и стали применять контрмеры. В случаях, когда вражеский самолет заходил со стороны солнца, на оптические визиры средств ПВО надевались защитные стекла. Если немецкие летчики уходили в облака, то зенитчики продолжали сопровождать их визирами, вращая маховики наводки с теми же скоростями, как и при визуальном наблюдении. Когда самолет появлялся в «окне», то оказывался в поле зрения визиров ПУАЗО.

Однако командование и штаб ЧФ первые бои с немецкой авиацией подвергли критике. Были отмечены случаи ведения хаотического, неорганизованного огня, когда один вражеский самолет обстреливался несколькими (порой до 10) батареями. Некоторые командиры были возбуждены и растеряны, излишне поспешно выдавали данные для стрельбы. Это было вызвано тем, что командному составу не просто было сразу обрести уверенность, резко попав из мирной обстановки в боевую. Также, в первые дни отсутствовали выносные наблюдательные посты в морском секторе, а ведь германская авиация в этот период совершала налеты как раз со стороны моря, и наши зенитчики находились в напряжении и без нормального отдыха у орудий и приборов, до 18 часов в сутки.

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


До зимы 1941 года командованием флота был принят ряд мер к усилению противовоздушной обороны в морском секторе. Были выставлены аэростаты заграждения на удалении 4-6 км от береговой линии. КП 62-й авиабригады перенесли на КП ПВО ЧФ, а истребительные авиаполки частично были размещены на аэродромах Севастополя. Вновь сформированные батареи СЗА развернули по береговой кромке в районе Константиновского равелина (каждую батарею усилили взводом МЗА для борьбы с летящими, на малых высотах и пикирующими самолетами). Судоремонтный завод изготовил, используя отсеки старого корабля, плавучую зенитную батарею, которую вооружили 7-ю зенитными орудиями (четыре - 76 мм орудия и три - калибра 37 мм), 2 пулеметами ДШК и 2 прожекторами. Находилась она в 6 км от берега на траверзе Херсонесского маяка.

Для более оперативного управления средствами ПВО вокруг Севастополя создавалось шесть секторов обороны. В двух из них (в районе Качи и Херсонесского маяка) командиры частей истребительной авиации и зенитной артиллерии имели право самостоятельно действовать при отражении налетов вражеской авиации. На дальние подступы к базе истребители высылались по решению начальника ПВО ЧФ. Корабельная зенитная артиллерия имела свои секторы для ведения огня. К началу осени 1941 года были получены более совершенные радиолокационные установки РУС-2, которые обнаруживали самолеты противника за 15-20 минут до их подхода к базе. Это давало возможность истребительной авиации перейти от непрерывного барражирования в воздухе к системе дежурств на аэродромах.

В конце октября немецкие войска ворвались в Крым: 11-я армия Манштейна устремилась к Севастополю, количество зенитной артиллерии к этому моменту у нас увеличилось: из Николаева, Сарабуза, Евпатории и других городов, временно оставленных нашими войсками, в Севастополь прибыли 122 зап, 25, 26, 114 отдельные зенитные артиллерийские дивизионы (озад), начал формироваться 62 зап.

В начале ноября 1941 года германские войска ринулись на штурм города, с ходу пытаясь овладеть им. На крымских аэродромах противник сосредоточил более двухсот бомбардировщиков и истребителей. А в Севастопольском оборонительном районе (СОР), созданном 4 ноября 1941 года, базировалось порядка 100 самолетов.

Вражеская авиация приступила к нанесению массированных ударов по советским боевым кораблям и по городу. Первый налет был совершен в ночь на 2 ноября. Шум моторов самолетов прослушивался с нескольких направлений. Прожектора освещали лишь отдельные цели, поэтому количество самолетов и их боевые порядки сразу определить не представлялось возможным. Командиры частей вынуждены были открыть заградительный огонь. Севастопольское небо озарилось сотнями вспышек зенитных снарядов. Из 63 самолетов один был сбит. Несколько прорвались к городу и к бухте. От бомбардировки пострадали некоторые жилые кварталы и корабли. Стоит помнить, что заградительный огонь в то время был несовершенным, малоэффективным, требовал расхода большого количества боеприпасов (зенитная артиллерия 2 ноября израсходовала 7039 снарядов), а их доставка в Севастополь была сопряжена с большими трудностями. Поэтому к такому способу ведения огня зенитчики прибегали лишь в крайних случаях, стреляя по групповым, ненаблюдаемым целям. По видимым (освещенным) самолетам обычно велся сопроводительный огонь.

Массированные налеты в середине ноября участились. Объектами ударов были в основном батареи полевой и береговой артиллерии, войска, находившиеся в обороне, корабли на стоянках. Противник применил ряд новых тактических приемов. Например, перед нанесением удара на высотах до 7000 метров, пролетали один-два воздушных разведчика. Зенитчики начинали их обстрел, а в это время с других направлений и на других высотах появлялись вражеские бомбардировщики. Приходилось перенацеливать наши зенитные батареи и дежурные звенья истребителей. Для подготовки новых данных к стрельбе артиллеристам требовалось время, поэтому они открывали огонь или слишком поздно, или недостаточно организованно. В результате отдельные самолеты прорывались к объектам.

Использовали гитлеровцы и небольшие группы самолетов (9-12), эшелонированные по времени и высоте. Сначала появлялась первая группа вражеских бомбардировщиков, а через минуту-другую - новые групповые цели с других направлений и на других высотах. Обычно в подобных случаях на одну из групп самолетов наводились истребители, по другим же вели огонь зенитные батареи, причем строго в своих секторах.

В ноябре летчики и зенитчики отразили 134 воздушных налета, с участием 380 самолетов; в декабре, в период второго штурма, - 344 налета с 467 самолетами. Летчиками и зенитчиками на земле и в воздухе был уничтожен 131 самолет.

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


Особенностью противовоздушной обороны Севастополя было то, что частям ПВО пришлось действовать в условиях безраздельного господства вражеской авиации в воздухе. С каждым новым штурмом Севастополя немецкое командование привлекало все большее количество самолетов для ударов по советским войскам и городу. Так, в ходе второго штурма (декабрь 1941 года) противник выделил только для действий против кораблей флота авиационную эскадру в составе 150 бомбардировщиков. Севастопольский же оборонительный район располагал лишь 53 исправными самолетами.

Наши авиационные силы таяли с каждым днем. Небольшие аэродромы, где базировались советские истребители (на Куликовом поле и у Херсонесского маяка), постоянно подвергались воздушным ударам и артобстрелу. За время обороны Севастополя на этих аэродромах разорвалось 3372 авиабомбы и 15624 артиллерийских снаряда. Только на стоянке было уничтожено 40 и поврежден 131 наш самолет. В боях погибло около 100 и ранено 103 летчика. В решающих боях за Севастополь могли участвовать не более двух десятков наших истребителей. Бомбардировочная авиация, в частности самолеты Пе-2, базировавшиеся на кавказских аэродромах, наносили бомбовые и штурмовые удары по вражеским аэродромам в Крыму и смогли уничтожить и вывести из строя немало вражеских самолетов. Однако основная доля борьбы с фашистской авиацией ложилась на зенитную артиллерию и оставшуюся истребительную авиацию.

Другой особенностью боевых действий зенитной артиллерии в обороне Севастополя было то, что 75% ее состава привлекалось для отражения наземных атак врага, для борьбы против танков и пехоты. Поэтому зенитная артиллерия не полностью использовалась в борьбе с немецкой авиацией. Кроме того, по приказу командования, в морскую пехоту из частей ПВО было выделено 4727 рядовых и сержантов и 83 офицера, вследствие чего многие орудия и приборы зенитной артиллерии обслуживались сокращенными расчетами.

В ноябре в состав ПВО Севастопольского оборонительного района был включен 880 зенитный артиллерийский полк Приморской армии, в составе трех дивизионов СЗА и одного МЗА. Однако материальная часть его орудий сильно изношена или повреждена, не хватало боеприпасов, а сам полк не был полностью укомплектован личным составом. Не могли помочь и флотские зенитчики. На 20 мая 1942 года, перед решающими боями за Севастополь, у них до полного боекомплекта недоставало снарядов: для 85-мм орудий - более 13 тыс. шт., для 76,2-мм - порядка 13 тыс. шт. Иногда из-за недостатка боеприпасов командиры не открывали огонь по одиночным вражеским самолетам, а скудный запас снарядов берегли для борьбы с наземными целями.

К весне 1942 года количество зенитных средств в Севастополе значительно сократилось. Вновь сформированный 62 зап, 122 зап и отряд аэростатов заграждения были переправлены на Кавказ вместе с кораблями эскадры. В Севастополе остались: 61 зап, 1, 55, 114 озад, плавучая батарея. Всего 64 орудия среднего калибра, 15 малокалиберных пушек, 12 счетверенных зенитных пулеметов М-4, 29 прожекторных станций. Для третьего штурма фашисты стянули под Севастополь части и соединения со всего Крыма, сосредоточив здесь до 600 самолетов всех классов. Силы были слишком неравными.

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


7 июня 1942 года, после продолжительной артиллерийской и авиационной подготовки немцы перешли в наступление. Артиллеристы-зенитчики, как и другие севастопольские бойцы, стояли насмерть, нанося врагу ощутимый урон. Вот несколько примеров.

Личный состав 227-й зенитной батареи старшего лейтенанта И. Григорова в районе Мамашайской долины за короткий период времени отбил 11 вражеских атак с участием фашистских танков, уничтожив при этом 7 танков, 4 автомашины, 13 минометов, 5 пулеметных точек, свыше батальона пехоты и 1 самолет. 229-я зенитная батарея старшего лейтенанта Н. Старцева в районе Инкерманских высот уничтожила и рассеяла 8 рот противника, подавила 3 минометные батареи, 30 пулеметных точек.

С 7 по 13 июня 1942 года храбро сражалась в окружении 365-я зенитная батарея старшего лейтенанта И. Пьянзина, занимавшая позицию вблизи железнодорожного разъезда Мекензиевы Горы. Были отбиты десятки воздушных и наземных вражеских атак. Фашистские танки сумели ворваться на огневую позицию, когда на батарее кончались снаряды и гранаты. Тогда тяжелораненый комбат И. Пьянзин передал открытым текстом по рации: «Отбиваться нечем... на позиции фашисты, открывайте огонь по нашему командному пункту, корректировать буду сам».

Зенитчики в обороне Севастополя. По самолетам, танкам и живой силе до последнего снаряда


В ходе обороны Севастополя зенитчики нанесли врагу огромный урон. Только бойцы 61 зенитно-артиллерийского полка с 22 июня 1941 г. по 30 июня 1942 г. уничтожили 171 вражеский самолет, 84 танка, 53 артиллерийских и минометных батареи, 38 пулеметных точек, 164 автомобиля с живой силой и грузами, и до 14 тыс. немецких солдат и офицеров. Благодаря высокой боевой готовности части ПВО ГВМБ ЧФ сорвали первоначальный замысел врага, рассчитанный на минирование выхода из порта и уничтожение кораблей эскадры. Береговая зенитная артиллерия, кроме своей задачи - уничтожения вражеских самолетов, явилась важным средством борьбы с наземными силами противника. Эффективность боевых действий зенитчиков в обороне Севастополя была достигнута благодаря четкому и гибкому взаимодействию с частями истребительной авиации и корабельной ЗА, надежным и непрерывным управлением частями ПВ.

Источники:
Светлишин Н. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М: Наука, 1979. С.50-51, 80-82.
Группа авторов. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. М.: Военное издательство, 1968. С.232-237.
Игнатович Е., Котов И. Зенитная артиллерия в обороне Севастополя (1941 - 1942 гг.). // ВИЖ. 1978. №11 С.76-80
Иванов А. Войска ПВО в обороне Севастополя. // Вестник ПВО. 1989. №4. С.23-28.
Панов И. Адмирал Филипп Октябрьский М.: Молодая гвардия, 1979. С.255-319
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. казак волгский 5 апреля 2016 06:31
    Спасибо !!! Про плавучую батарею очень понравилось! прочел с удовольствием!!!
  2. qwert 5 апреля 2016 07:09
    Я про плавучую батарею знал, но вот то, что это секция от линкора "Советский Союз"... Если так, то потопить ее было бы крайне сложно.
    Тогда тяжелораненый комбат И. Пьянзин передал открытым текстом по рации: «Отбиваться нечем... на позиции фашисты, открывайте огонь по нашему командному пункту, корректировать буду сам». Не только авиааводчики и артиллерийские корректировщики, но и зенитчики. Вечная Слава нашим героическим дедам и прадедам.
  3. parusnik 5 апреля 2016 08:08
    Так вот ты какая славная батарея "Не тронь меня!"..Спасибо..замечательная статья..
  4. Serg65 5 апреля 2016 08:31
    Цитата: qwert
    Я про плавучую батарею знал, но вот то, что это секция от линкора "Советский Союз"

    Если быть точнее, это опытовый отсек средней части-цитадели будущего линкора "Советская Украина", "Советский Союз" закладывали в Питере.
    Я бы хотел дополнить автора, а именно ту часть статьи, где упоминается славная 365-я батарея. Батарея изначально прикрывала аэродром в Сарабузе (Гвардейское), при подходе немцев к аэродрому последней покинула свои позиции. В Севастополь прибыла в ночь на 31 октября и сразу включилась в ПВО ГВМБ. Местом дислокации батареи был земляной редут времён Крымской войны, вооружена 365-я была четырьмя 76 мм. зенитными орудиями 9К образца 1915/28г. (так называемые "длинные Лендеры") и зенитно-пулемётной установкой М4. Основной задачей 365-й батареи было прикрытие 30-й береговой батареи, но так сложилось что зенитчики расположились возле самой короткой дороги, ведущей к Северной бухте. Этот факт стал причиной ожесточённых атак немцев. Из за упорства батареи и огромных потерь противника, немцы окрестили 365-ю батарею фортом "Сталин". Последнее орудие этой батареи находится в музее Черноморского флота. 365-я батарея заслуживает отдельной статьи полной героизма и как не странно предательства.
    1. Комментарий был удален.
    2. Александр72 5 апреля 2016 08:54
      О подвиге зенитчиков артиллерийской батареи старшего лейтенанта И. Пьянзина читал еще в детстве. Название книги не помню, но в ней рассказывалось о подвигах наших бойцов. сражавшихся в Крыму и на Черном море. О том, что 365-я батарея была вооружена 76-мм пушками обр. 1915/28 гг. узнаю впервые, почему-то думал, что батарея была вооружена более современными 85-мм зенитками 52-К обр. 1939 г.
      Видимо, что-то есть у нас такое в преемственности поколений (и лучших традиций) - старший лейтенант И. Пьянзин (и многие другие командиры-офицеры Красной Армии, вызывавшие огонь на себя, чтобы как можно больше врагов захватить с собой) и капитан сил специальных операций ВС РФ Александр Прохоренко, совершивший подвиг под сирийской Пальмирой - пока у нас есть такие герои - мы непобедимы!
      Сожалею, что будучи в Севастополе так и не смог попасть ни в один из музеев этого города - был там только один день - 9-го мая 2014 года - сами понимаете, в такой день было совсем не до музеев. А потом приехать в Севастополь не получилось, хотя очень хотел побывать и на Сапун-горе, и на Малаховом кургане, и на мысе Херсонес. Надеюсь, что когда-нибудь еще смогу попасть в этот славный город - город нашей общей истории.
      Честь имею.
      1. wanderer_ 5 апреля 2016 09:08
        Название книги:"Герои боёв за Крым".Так же именем И.Пьянзина названа улица и школа №14 г.Севастополя.Вообще Севастополь город боевой славы,куда ни ступи,везде шли бои ещё со времён Нахимова.Я горжусь что живу в таком прекрасном городе.Вечная память нашим дедам и прадедам за наше мирное небо над головой.
        1. Serg65 5 апреля 2016 09:44
          Цитата: wanderer_
          Я горжусь что живу в таком прекрасном городе

          Александр, на 4-м фото стоит зенитка, если не ошибаюсь над жд.вокзалом на Красной горке. По моему там рядом сейчас стоит на постаменте Т-34?
        2. jktu66 8 апреля 2016 00:43
          Я учился в 14й школе
      2. Serg65 5 апреля 2016 09:32
        Цитата: Александр72
        О том, что 365-я батарея была вооружена 76-мм пушками обр. 1915/28 гг. узнаю впервые, почему-то думал, что батарея была вооружена более современными 85-мм зенитками 52-К обр. 1939 г.

        Александр, как это не странно, но старенькие Лендеры сыграли в обороне Севастополя очень важную роль, возможно даже большую чем орудия новых модификаций. Дело в том, что запас снарядов на флотском арсенале к этим орудиям обеспечивал полный износ орудий. 9К и 8К стояли не только на страже неба, но и устанавливались в дотах СОРА.
  5. Fotoceva62 5 апреля 2016 08:47
    Плавбатаея была оборудована на корпусе опытового отсека ПТЗ( один борт система пульезе, другой американская система).
    Подавить оборону Севастопольского УРА фашисты смогли только тогда, кода у зенитчиков кончился боезапас(был отдан приказ на ведение огня только на самооборону). У полевой артиллерии бк тоже был на исходе...
    При первом налёте действовали диверсанты которые перерезав телефонную связь не дали погасить створные огни , посыльный мотоциклист был убит. По телефону оперативному дежурному флота поступила ложная команда ... огня не открывать , учебные полёты... Если бы оперативным дежурным флота не была проявлена бдительность всё было бы печальней.
    Налёт был сорван, но на минах потеряли : буксир, плавкран и ЭМ «Совершенный». Одна мина упала на город и взорвалась,погибло много мирных жителей, это были первые жертвы в городе.
    1. Alexey RA 5 апреля 2016 11:02
      Цитата: Fotoceva62
      Налёт был сорван, но на минах потеряли : буксир, плавкран и ЭМ «Совершенный».

      Кхм... вообще-то "Совершенный" потеряли на своих минах. На немецких подорвался ЭМ "Быстрый".
  6. Сарма 5 апреля 2016 08:50
    Если бы Октябрьский думал головой ,а не задницей и не посылал на задания без прикрытия боевых кораблей и Пе-3 корабли транспортные ,все могло бы закончится иначе.
    1. Serg65 5 апреля 2016 09:37
      Цитата: Сарма
      Если бы Октябрьский думал головой ,а не задницей и не посылал на задания без прикрытия боевых кораблей и Пе-3 корабли транспортные ,все могло бы закончится иначе.

      laughing Вот бы вам Владислав, покомандовать в те времена КЧФ!!!!!
    2. Alexey RA 5 апреля 2016 10:32
      Цитата: Сарма
      Если бы Октябрьский думал головой ,а не задницей и не посылал на задания без прикрытия боевых кораблей и Пе-3 корабли транспортные ,все могло бы закончится иначе.

      У Октябрьского были Пе-3? belay
      И, кстати, сколько проживёт Пе-3 при встрече со 109 "мессером"? Это на северах им было хорошо - там их противником мог быть максимум "стодесятый".
      1. амурец 5 апреля 2016 11:42
        Цитата: Alexey RA
        , кстати, сколько проживёт Пе-3 при встрече со 109 "мессером"? Это на северах им было хорошо - там их противником мог быть максимум "стодесятый".

        П.Цупко."Над просторами северных морей".Посвящается ОМАГ в составе 13 и 95 полков ИАП.Пишет как воевали Пе-3 на севере.Доставалось им не дай бог.
        1. Alexey RA 5 апреля 2016 12:54
          Цитата: амурец
          П.Цупко."Над просторами северных морей".Посвящается ОМАГ в составе 13 и 95 полков ИАП

          Тонкая красная книжка в мягкой обложке, с вписанным в звезду изображением двухкилевого двухмоторника над волнами. smile

          Помню такую... там ещё неплохо описаны условия базирования на аэродроме Энск (передовой аэродром в тундре на берегу моря) и то, что причиной большей части потерь был не противник, а метео вкупе с полной необорудованностью аэродрома. Аэродром дальних истребителей, летающих от рассвета до заката, не имел оборудования ночного старта - полосу обозначали горящими бочками. Хорошо ещё, если бочек было две... а однажды удалось запалить только одну - и садившийся самолёт не смог правильно зайти на полосу и разбился.

          Причём я сначала прочёл Цупко о службе экипажей дальних истребителей на северах, а затем с удивлением нашёл некоторых из тех, о ком он писал, уже на Балтике, в разведчиках (мемуары Ракова).
          1. амурец 5 апреля 2016 17:31
            Цитата: Alexey RA
            онкая красная книжка в мягкой обложке, с вписанным в звезду изображением двухкилевого двухмоторника над волнами.

            Да!А ещё у него есть книжки "Пикировщики" о начале войны и как он начинал на пикировщике Ар-2 Архангельского и "Торпедоносцы"."Торпедоносцы" -это о 51-м минно-торпедном с кучей регалий полку ДКБФ.Перечисление регалий этого полка тянет на статью,поэтому и не перечисляю.
      2. Метоклопрамид 5 апреля 2016 13:31
        Ме-109 был опасным скоростным истребителем,но вот дальность полета у него была не большая.Над сушей немцы решали этот вопрос за счет отличной работы своих тыловых частей,которые быстро готовили новые полевые аэродромы,поближе к фронту,а вот над морем 109-м не хватало дальности.Ввиду отсутствия прикрытия транспортных кораблей немцы так наглели,что советские транспортные суда атаковали одиночные торпедоносцы He-111 и U-88 ,без всякого истребительного прикрытия.Понятно,что Пе-3 не Су-27,но мессеров бывало сбивали и Пе-2,не имевшие пушечного вооружения,а запас топлива в бою может играть важное значение,тем более над морем.Пе-3 имел целую батарею пушек и пулеметов,в том числе крупного калибра ( 12,7 ),так что ,,Мальчиком для битья он не был''
        1. Alexey RA 5 апреля 2016 15:13
          Цитата: Метоклопрамид
          Ме-109 был опасным скоростным истребителем,но вот дальность полета у него была не большая.Над сушей немцы решали этот вопрос за счет отличной работы своих тыловых частей,которые быстро готовили новые полевые аэродромы,поближе к фронту,а вот над морем 109-м не хватало дальности.

          Чёрное море - это не Атлантика. В 1943 г. Bf-109 вполне хватило дальности для прикрытия пикировщиков, отработавших по "Харькову" сотоварищи (операция "Верп").
          Причём немцы в прикрытии не просто "отбывали номер", а вели воздушный бой с нашими "топорами", прикрывавшими ЛД и ЭМ.
          Дальности полёта 109-х вполне хватает для прикрытия своих ударников, работающих на нашем Севастопольском маршруте. Поэтому Пе-3 там постигнет судьба Bf-110 на начальном периоде "Битвы за Британию", когда их пытались использовать в роли истребителей прикрытия.
          Единственным способом отстоять Севастополь было держаться зубами за Керченский полуостров и прикрывать с него маршрут снабжения одномоторными истребителями (плюс работать по аэродромам противника).
  7. 1440minutes 5 апреля 2016 09:46
    Цитата: Инженер-технарь
    С их помощью фашисты планировали перекрыть выход из Севастопольской бухты, после чего ударами авиации уничтожить корабли нашего флота. Силы ПВО не дали немцам исполнить этот план.

    Ничего страшного. На следующий день минировать форватеры начали по приказу командования РККФ. И заминировали их, тем самым максимально облегчив задачу, стоящую перед люфтваффе. Так что немцы могли не тратиться на бензин и мины.
    Цитата: Инженер-технарь
    Благодаря высокой боевой готовности части ПВО ГВМБ ЧФ сорвали первоначальный замысел врага, рассчитанный на минирование выхода из порта и уничтожение кораблей эскадры.

    Ну, да. А руководство РККФ сорвало замысел зенитчиков по недопущению разминирования выходов из порта. Вот так и срывали планы друг друга.
    1. Alexey RA 5 апреля 2016 10:34
      Цитата: 1440minutes
      Ничего страшного. На следующий день минировать форватеры начали по приказу командования РККФ. И заминировали их, тем самым максимально облегчив задачу, стоящую перед люфтваффе. Так что немцы могли не тратиться на бензин и мины.

      Прям-таки фарватеры? И как только корабли ходили в Севастополь по заминированным фарватерам?..

      Кстати, точно тем же занимались немцы, начавшие с началом войны выставлять в том числе и оборонительные минные заграждения.
      1. 1440minutes 5 апреля 2016 11:17
        Цитата: Alexey RA
        Прям-таки фарватеры? И как только корабли ходили в Севастополь по заминированным фарватерам?..

        Согласн, неправильно выразился. Минные заграждения, оставляя форватеры.
        Цитата: Alexey RA
        Кстати, точно тем же занимались немцы, начавшие с началом войны выставлять в том числе и оборонительные минные заграждения.

        Это, очень даже может быть. Но возникат вопрос, зачем это было делать на ЧМ? Надводных сил врага там фактически не было. Подводных, тоже. Зачем заставляли суда ходить только в светлое время суток по форватерам, которые немцы изучили очень быстро? И поджидали корабли именно там.
        Гораздо проще было послать пару вспомогательных крейсеров (больших параходов) к Босфору, пусть бы болтались там, вели разведку. А то наворотили дел, немцам на радость, себе на беду.
        1. Alexey RA 5 апреля 2016 13:00
          Цитата: 1440minutes
          Это, очень даже может быть. Но возникат вопрос, зачем это было делать на ЧМ? Надводных сил врага там фактически не было. Подводных, тоже. Зачем заставляли суда ходить только в светлое время суток по форватерам, которые немцы изучили очень быстро? И поджидали корабли именно там.

          Эхо прошлой войны. smile
          Плюс к тому, на то время никто не был уверен в нейтралитете Турции. Или хотя бы в том, что турки не закроют глаза на нарушение Конвенции. Супермарина в Чёрном море - ночной кошмар наших адмиралов.
          Цитата: 1440minutes
          Гораздо проще было послать пару вспомогательных крейсеров (больших параходов) к Босфору, пусть бы болтались там, вели разведку.

          Люфтам на расправу? Эти ВСКР были бы быстро утоплены теми же торпедоносцами, базировавшимися, ЕМНИП, на Румынию.

          Дозор у Босфора могли нести только ПЛ. И то с риском попасть под самолёты ПЛО Оси при подзарядке.
          1. 1440minutes 5 апреля 2016 18:25
            Цитата: Alexey RA
            Супермарина в Чёрном море - ночной кошмар наших адмиралов.

            Это кошмар наших моряков. И не ночной, а дневной. Именно днем двигаясь по этим форватерам они подвергались нападению немецкой авиации. и дойти удавалось далеко не всем.
            А виной всему необоснованные фобии высшего морского командования.
            Цитата: Alexey RA
            Люфтам на расправу? Эти ВСКР были бы быстро утоплены теми же торпедоносцами, базировавшимися, ЕМНИП, на Румынию.

            Это еще найти их надо было. И долететь до них. К тому же никто не мешал послать туда пару тройку подлодок. Все равно толку от них было мало, неприятельского флота не было.
            Вот про ПЛ вы сами и пишите. А подзарядка ночью достаточно безопасна.
            1. Alexey RA 5 апреля 2016 18:47
              Цитата: 1440minutes
              Это кошмар наших моряков. И не ночной, а дневной. Именно днем двигаясь по этим форватерам они подвергались нападению немецкой авиации. и дойти удавалось далеко не всем.

              С таким же успехом суда и корабли топились в открытом море. Или прямо в в бухтах Севастополя - как "Червона Украина".

              Проблема была не в фарватерах. Проблема была в явно недостаточной ПВО главной базы.
            2. Manul 5 апреля 2016 23:38
              Цитата: 1440minutes
              Это кошмар наших моряков. И не ночной, а дневной. Именно днем двигаясь по этим форватерам они подвергались нападению немецкой авиации. и дойти удавалось далеко не всем.
              А виной всему необоснованные фобии высшего морского командования.

              Такие слова с ошибками не пишут. Кроме скачущих школяров. Понадусэ. Кого там на ножи, и гиляку? "Я - Шарли"?
          2. Комментарий был удален.
  8. qwert 5 апреля 2016 12:15
    Цитата: 1440minutes
    Это, очень даже может быть. Но возникат вопрос, зачем это было делать на ЧМ? Надводных сил врага там фактически не было.

    По воспоминанию какого-то адмирала, а в годы войны капитана. В начале войны вскрыли конверт и действовали исходя из разработанных до войны планов. Поэтому, он считает, в этом плане нападки на Октябрьского неверными. Потому, как на его месте никто бы так быстро не решился отступить от утвержденных генштабом планов. Это потом. Освоились, поняли, что война идет не так как планировали. Поняли, что за инициативу по рукам бить не будут и стали воевать так как надо.
    А оборонительные поля были еще с середины 19 века. Это вот авиационное минирование было новинкой. Так, что будь на месте Октябрьского английские или американские адмиралы, в первые дни войны они вели себя точно также.
    1. Alexey RA 5 апреля 2016 13:27
      Цитата: qwert
      Так, что будь на месте Октябрьского английские или американские адмиралы, в первые дни войны они вели себя точно также.

      А они так себя и вели. Одна отправка флотских авианосцев в противолодочное патрулирование с недостаточным прикрытием (3-4 ЭМ) чего стоит. Причём эти ЭМ не только эскортировали АВ, но ещё и оказывали помощь транспортам.
      Хорошо ещё, что на "Арк Ройале" вовремя заметили торпеды с U-39. А вот "Корейджесу" так не повезло - и U-29 отправила его на дно. Только после этого Адмиралтейство спохватилось и отказалось от довоенных планов использования АВ, отозвав их из района, кишащего ПЛ.
    2. амурец 5 апреля 2016 17:54
      Цитата: qwert

      По воспоминанию какого-то адмирала, а в годы войны капитана. В начале войны вскрыли конверт и действовали исходя из разработанных до войны планов

      Тоже не могу вспомнить у кого читал подобное,кажется у Басистого.По воспоминаниям,эти планы были составлены ещё середине 20-х годов,когда не хватало кораблей.Основная роль отводилась береговой артиллерии и минным полям.Потом эти пакеты не переделывались.Касались эти планы КБФ и ЧФ.И кажется назывались они на ЧФ "План обороны от нападения Турецкого и Итальянского флотов".А на КБФ "План обороны при нападении Флотов Антанты".Точно уже не помню кто написал про планы,то ли Исаков, то ли это было в книге о Галлере.Это про разработку "Планов обороны".
      1. 1440minutes 5 апреля 2016 18:31
        Цитата: амурец
        отом эти пакеты не переделывались.Касались эти планы КБФ и ЧФ.И кажется назывались они на ЧФ "План обороны от нападения Турецкого и Итальянского флотов".А на КБФ "План обороны при нападении Флотов Антанты".

        Разумеется, в армии же бездельников не хватает. Все заняты делом. Поэтому планы переделывать некому. Воюем с Германией и Румынией, а вводим в действи план войны с Турцией.
        Больше всего это похоже на инетовскую сказку. Причем, неважно, кто ее запустил, Исков или Максаков. Важна цель. А цель видна явно, оправдать явную дурость действий высшего командования РККФ. Типа, "никто не виноват, оно само так получилось".
        1. амурец 6 апреля 2016 01:59
          Цитата: 1440minutes
          Больше всего это похоже на инетовскую сказку. Причем, неважно, кто ее запустил, Исков или Максаков. Важна цель. А цель видна явно, оправдать явную дурость действий высшего командования РККФ. Типа, "никто не виноват, оно само так получилось".

          Эту дурость никто не оправдывает.Это просто попытка просчитать ход войны,если быне были поставлены эти минные поля,так как эти поля принесли больше вреда,чем пользы.Дурость Октябрьского проявилась уже в том,что обстреливать Констанцу должны были лидеры "Москва" и "Харьков",а прикрывать их должен был крейсер "Ворошилов".При дальности стрельбы 9-ти 180мм орудий крейсера 200 кабельтов и весе снаряда 97кг "Ворошилов нанёс бы больше вреда,чем лидеры, в сумме имевшие 10-ть 130-ти мм орудий
          Данные по этим пушкам смотрите здесь:
          http://flot.sevastopol.info/arms/guns/b13.htm
          1. Alexey RA 6 апреля 2016 10:30
            Цитата: амурец
            Дурость Октябрьского проявилась уже в том,что обстреливать Констанцу должны были лидеры "Москва" и "Харьков",а прикрывать их должен был крейсер "Ворошилов".При дальности стрельбы 9-ти 180мм орудий крейсера 200 кабельтов и весе снаряда 97кг "Ворошилов нанёс бы больше вреда,чем лидеры, в сумме имевшие 10-ть 130-ти мм орудий

            Кхм... в 1939 году. в начале СФВ, при обстреле батареи Руссаре БФ чудом не потерял на финских минах КРЛ "Киров" (крейсер спасли финские артиллеристы, преждевременно открывшие огонь).
            О возможном наличии мин в районе Констанцы прямо писалось в приказе ВС ЧФ на операцию:
            Иметь в виду возможность наличия ДОЗ[ора] К[ораб-лей] противника и минных заграждений

            Так что посылка в район главной базы флота противника (разведданные о системе БО которой весьма приблизительны) ЛД, а не КРЛ, вполне оправдана. Считалось, что ЛД ещё могли действовать без ТЩ, обходясь параванами. А вот КРЛ - уже нет.

            Пошли Октябрьский "Ворошилов" - сейчас бы были стоны по поводу "бездарного адмирала, пославшего на минные поля и под огонь 280-мм орудий новейший крейсер".

            Впрочем, вина командования флота в гибели ЛД "Москва" есть.
            1. Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта вел на незначительное сближение с береговыми батареями противника, находясь лишнее время под обстрелом.
            Целесообразно было бы боевой курс расположить с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода, это позволяло бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под обстрелом.
            2. Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать хода при отсутствии запаса времени, что могло привести к потере внезапности подхода в случае вынужденного уменьшения ходов.
            3. Противник считался с вероятностью нападения на Констанцу, для чего соответственно были и приняты меры: расстановка подлодок на вероятных путях следования наших кораблей, приведение миноносцев в готовность (вышли из базы через несколько минут после начала обстрела), поддержание береговых батарей в готовности и т. д.
      2. Комментарий был удален.
    3. 1440minutes 5 апреля 2016 18:27
      Цитата: qwert
      английские или американские адмиралы, в первые дни войны они вели себя точно также.

      У них не было ЧМ, где фактически не было вражеского флота. А у советских, было. Но и его они умудрились ...
      1. Manul 5 апреля 2016 23:35
        Цитата: 1440minutes
        Но и его они умудрились ...

        Они? Значит вы не оттуда? Или не отсюда? Уймись, упырь.
    4. Комментарий был удален.
  9. Manul 5 апреля 2016 23:30
    Восхитительная статья. Спасибо автору. Навеяло про глубинные мины... (С 1.19.00)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня