Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Ни один вертолет западного производства не может взять на борт столько груза, сколько может взять Chinook, и в этом качестве он, скорее всего, останется в эксплуатации еще несколько предстоящих десятилетий

Вертолет Chinook планируется оставить на вооружении и после его столетнего юбилея, который случится в 2060 году. Посмотрим на то, каким образом компания Boeing собирается удержать этого трудягу на переднем крае эксплуатационных возможностей.

С учетом того, что вертолет CH-47 Chinook компании Boeing совершил свой первый полет в начале 60-х годов, а американская армия планирует эксплуатировать его и далее 2060 года, он вполне может стать первым в мире и даже может быть единственным «столетним» вертолетом.


Производство тяжелого транспортного вертолета Chinook продолжается и не останавливается уже более 50 лет, в авиации в этом его превзошел только транспортный самолет C-130 Hercules компании Lockheed Martin. Пережив всех своих сверстников в американской армии, он вполне может пережить и многих из тех, кто пришел после него, поскольку армия заявила о своих планах летать на этом тяжелом транспортном вертолете с продольным расположением несущих винтов «по крайней мере» до 2060-х, а возможно и далее.

На брифинге, проведенном на заводе компании Boeing в Филадельфии, директор развития программ по грузовым вертолетам Ренди Ротт объяснил причины продления жизни Chinook, а также рассказал о планах компании продлить жизнь вертолета до запланированного армией дня выхода на пенсию.

«Восемнадцать стран, среди которых Соединенные Штаты, Великобритания, Япония, Канада, Италия, Австралия, Нидерланды, Испания, Греция, Южная Корея, Аргентина, ОАЭ, Египет, Таиланд, Тайвань, Турция, Ливия и Марокко, эксплуатируют сегодня вертолет Chinook, в мире летает 900 таких машин. Этот проект и его возможности продолжаются, большое количество вертолетов уже достаточно долгое время несут свою службу в этих странах», – сказал он.

Текущей приоритетной программой американской армии определено общее количество 473 вертолета Chinook. В это число входят новые модели CH-47F и модернизированные CH-47D (у которых некоторые компоненты, например втулки несущих винтов, лопасти и трансмиссии отремонтированы, а остальное все новое). Из них 319 машин были поставлены в мае 2015 года. Министерство обороны США в настоящее время находится на заключительном этапе выполнения своего второго многолетнего контракта по варианту CH-47F, в соответствии с которым с 2013 по 2017 год должно быть изготовлено 155 вертолетов (плюс 60 опцион, из которых на данный момент 25 уже построены), включая машины для заказчиков по программе продажи военной техники за рубеж.

«Chinook одна из немногочисленных программ в наши дни, которая почти для каждого заказчика выполняется с опережением графика. Это важно, ведь заказчик, который желает получить вертолет в 2019 году, ни в коем случае не должен получить его в 2020 году», – заметил Ротт.

Производственная линия в Филадельфии рассчитана на выпуск 60 вертолетов в год (минимально экономически оправданный объем 36 вертолетов в год); при этом обычно продолжительность цикла от выдачи контракта до поставки зарубежным заказчикам составляет 36 месяцев, хотя для американской армии она может составлять всего 24 месяца, так как государство выдает заказы на изделия с длительным сроком изготовления заранее. По словам Ротта, компания Boeing имеет достаточно заказов на данное время на производство новейшего варианта CH-47F/MH-47G Chinook, которое будет идти до 2019 года.

«После 2019 года мы, скорее всего, должны будем заново оценить объемы производства, чтобы понять какое количество будет хотя бы не убыточным, но американская армия пошла на рекорд, заявив о своем намерении эксплуатировать Chinook до 2060-х годов. Это связано с тем, что нет другого такого воздушного судна, которое может (или планирует) обеспечить эти возможности».

Если американская армия планирует эксплуатировать свои вертолеты Chinook до 2060-х годов, то она должна провести за этот период несколько дополнительных усовершенствований для того, чтобы продолжить летать на них. Со времени полета первого вертолета CH-47A в 1962 году максимальная полная масса Chinook выросла с 15000 до 23000 кг, продемонстрировав приличный рост возможностей с течением времени.

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Великобритания является самым крупным оператором вертолетов Chinook за пределами Соединенных Штатов

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Производственная линия Chinook в Филадельфии будет выпускать вертолеты в новейшем варианте CH-47F/MH-47G до 2019 года

Что касается доработок варианта CH-47D, которые превращают его в модель CH-47F, то самыми заметными здесь являются «стеклянная» кабина пилотов и цифровая автоматическая система управления полетом DAFCS (digital automatic flight control system). «С эксплуатационной точки зрения DAFCS стала самым значительным усовершенствованием CH-47F, об этом говорят отзывы пользователей, которые мы получаем. Это переворачивает ваши представления о том, что может делать вертолет – это в основе своей контроль устойчивости. Вы может покинуть вертолет после зависания, погулять и он просто будет стоять на месте», – сказал Ротт.

Еще одно усовершенствование самолета CH-47F заключается в установке системы погрузки-выгрузки грузов COOLS (Cargo On and Off Loading System) в грузовом отсеке, которая заменила систему обработки грузов HICHS (Helicopter Internal Cargo Handling System). В системе HICHS использовались металлические ролики на полу для передвижения поддонов, что означало сложности в конфигурировании вертолета для других задач. В системе COOLS используется двухсторонние переворачивающиеся блоки, они с одной стороны плоские, а с другой имеют ролики (подобная система используется в транспортном самолете Boeing C-17 Globemaster III). Это не только позволяет легко конфигурировать воздушное судно под разные задачи, но и оставлять под системой баллистическую защиту, которую раньше приходилось снимать.

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Система погрузки-выгрузки грузов COOLS вертолета Chinook

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Вертолет Chinook британских ВВС демонстрирует свою грузоподъемность, поднимая в воздух вертолет Sea King, который сломался на Северо-Шотландском нагорье

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

На вертолете Chinook по бортам установлены опциональные топливные баки (на фото). Хотя они увеличивают дальность и продолжительность полета, но влияют на скос потока воздуха вниз по фюзеляжу, что может повлиять на имеющуюся грузоподъемность

Эволюционное обновление

Что касается краткосрочных усовершенствований вертолета CH-47F, то американская армия находится на данный момент в процессе составления повариантного анализа возможной модернизации Block 2. «Это будет эволюционный процесс, основывающийся на том, что было сделано до этого с целью получения повышенных возможностей, без необходимости заново изобретать колесо и что более важно без необходимости платит за это опять», – сказал Ротт, добавив, что «ни одна из предлагаемых возможностей не связана с высокорискованными технологиями».

Хотя модернизация Block 2 до сих пор уточняется, но она, по всей видимости, будет включать продвинутую лопасть несущего винта ACRB (Advanced Chinook Rotor Blade). ACRB пока находится в разработке; это не плоская лопасть, она отличается геометрией и новым асимметричным аэродинамическим профиль с целью повышения подъемной силы примерно на 900 кг на лопасть (5400 кг на вертолет).

Принципы проектирования заключались в том, что для упрощения модернизации первые 45 сантиметров лопасти, где она крепится к втулке, должны быть идентичны старой лопасти (ACRB изготавливается из таких же материалов, что и старая лопасть). «ACRB в настоящее время уже прошла стадию презентаций и масштабных моделей, по графику она будет готова к установке на машины примерно до 2019 года, – сообщил Ротт. – Проект финансируется компанией Boeing и американской армией, и мы ожидаем, что она станет частью не только новых вертолетов Chinook, но и существующих платформ, проходящих модернизацию». Хотя лопасть ACRB предназначена упростить процесс модернизации, но потребуется определенная доработка программного обеспечения систем управления полетом вертолета.

В августе 2015 года американская армия объявила о том, что она рассчитывает возобновить производство Chinook MH-47G для специальных задач в обновленной конфигурации Block 2. Командование специальных операций сухопутных войск США (USASOC) в настоящее время развертывает 61 модернизированный вертолет MH-47G Block 1 (62 поставлены: 35 CH-47D, девять MH-47D и 18 MH-47E; один был потерян в Афганистане) и восемь новых моделей MH-47G.

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Вертолет Chinook в варианте HC.6 британских ВВС

Производство последних восьми вертолетов MH-47G Block 1 в настоящее время завершено, но Директорат интеграции авиационных систем американской армии предлагает возобновить их производство с целью поставки неназываемого числа новых вертолетов Block 2 для замены некоторых или всех модернизированных до конфигурации Block 1 платформ.

Ожидается, что машины модернизации Block 2 поступят на вооружение американской армии в начале 2020-х годов, хотя это будет зависеть от государственного финансирования и других факторов. После этого, ранее выпущенные вертолеты Chinook Block 1, скорее всего, будут модернизированы до конфигурации Block 2 с тем, чтобы иметь все машины одного стандарта.

Помимо Block 2 компания планирует до запланированной армией даты снятия с вооружения вертолетов Chinook провести еще одну или даже две модернизации типа Block нынешних моделей CH-47F/MH-47G, либо дав им приставку Block 3, либо обозначение CH-47H. «Если Block 2 начнет сходить с производственной линии в начале 2020-х, а вы должны построить 500 машин, то их изготовление будет идти примерно до 2035 года. Что произойдет с Chinook, зависит от того, где будет на тот момент программа по перспективному тяжелому транспортному вертолету FVL [Future Vertical-Lift], но в случае если это будет начальный этап разработки, то вы можете переходить к Block 3», – сказал Ротт.

«Мы уже конечно уже размышляем над этим, но все зависит от того, чего вы хотите добиться, большей скорости, дальности, грузоподъемности, размера грузовой кабины, живучести или всего и сразу?»

Одна конструктивная особенность, которая отличает Chinook от любого летающего сегодня вертолета (за исключением еще одной модели Boeing-Vertol 107) – это его конфигурация с продольным расположением несущих винтов. Эта особенность позволяет получить превосходную подъемную силу и скорость, она будет лежать в основе любой будущей программы модернизации Block 3 или CH-47H.

«Продольная схема стала воплощением идеи конструктора вертолетов Фрэнка Пьясеки. В пределах относительно небольшой площади проекции двух несущих винтов у вас имеется вся необходимая для подъема тяга, в тоже время для вертолета традиционной схемы с одним несущим винтом необходим хвостовой винт для противодействия реактивному моменту, – пояснил Ротт. – Наряду с увеличением подъемной силы продольная схема с высоко поднятым задним пилоном несущего винта позволяет грузовикам сразу заезжать на аппарель для загрузки, что невозможно для традиционных вертолетов. Пилот также не в такой степени волнуется о силе ветра и наклонных площадках для посадки, кроме того, вертолет более безопасен для наземного персонала. Вертолет Chinook может также подниматься на большие высоты с более тяжелым грузом. Это поразительные возможности и для меня удивительно, почему проект вертолета с подобной схемой реально не был реализован в других странах».

В то время как многие современные стандартные вертолеты с целью повышения скорости и аэродинамической подъемной силы перешли от несущих винтов с двумя или тремя лопастями к несущим винтам с четырьмя или пятью лопастями, Chinook остановился на своей конфигурации из двух несущих винтов по три лопасти. Ротт пояснил: «Шесть лопастей двух несущих винтов с учетом их нынешней длины и ширины создают превосходную подъемную силу».

«Прототип Chinook 347, выставленный в Форт Раккере в Алабаме, был экспериментальной платформой, он имел винты с четырьмя лопастями плюс крылья. Во время тестовых полетов в 1965 году проверялась возможность получения дополнительной скорости и подъемной силы. Одна из проблем конфигурации с четырьмя лопастями заключается в том, что вы теряете в надежности, когда лопасти перекрываются при вращении, и поэтому вам необходимо либо удлинять фюзеляж, чтобы исключить их перекрытие, либо укорачивать лопасти. Но при этом, подобную схему нельзя исключить в будущем».

Замена двигателя

По словам господина Ротта, компания Boeing начала исследования с целью замены сдвоенных газотурбинных двигателей Honeywell T55 новой и более мощной силовой установкой, хотя это требование пока не определено. «Мы очень много размышляли по поводу новых двигателей, но пока нет движения в этом направлении. Конечно, если вы собрались летать до 2060 года, да еще хотите установить четыре лопасти, это почти точно определяет потребность в новом двигателе, но мы пока размышляем. Нынешний двигатель фантастичен и точно подходит для всех задач, выполняемых вертолетом сегодня, но если вы задумываетесь об увеличении грузоподъемности в будущем, то вам необходим больший двигатель, скорее всего, уже где-то в 2020-х. Более прочная трансмиссия и силовая передача является одним из компонентов модернизации Block 2, после чего можно говорить об установке более мощного двигателя».

Наряду с повышением грузоподъемности вертолета Chinook компания Boeing также рассматривала возможность увеличения сечения основной кабины для транспортировки всё увеличивающихся в размерах военных грузов. Впрочем, как и при любой другой доработке, это косвенно влияет на другие характеристики вертолета.

«Для того чтобы входили военные грузы больших размеров, было задумано увеличение поперечного сечения корпуса. Но сразу возникает проблема с транспортировкой вертолета Chinook в транспортном самолете C-17, в этом случае необходимо соответственно расширять его грузовой отсек. Еще одна проблема заключается в скосе потока воздуха при обтекании фюзеляжа во время зависания вертолета, поскольку более широкий фюзеляж уменьшает подъемную силу», – заметил Ротт. Также существует проблема с «располневшими» вариантами Chinook. Конечно, увеличенные в объеме топливные баки позволяют иметь больше топлива, но недостаток здесь заключается опять же в скосе воздушного потока и большей массе, которую нужно поднять в воздух. «Мы будет предлагать заказчикам увеличенные топливные баки только по их запросу, а не в качестве базового варианта».

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Выгрузка вертолета Chinook из транспортного самолета C-17

В общем и целом, все размышления компании Boeing о возможных усовершенствованиях существующего вертолета Chinook заключаются в том, какие перспективные технологии могут быть доступны и сколько они при этом могут стоить. «Мы не хотим предлагать то, что не может позволить себе армия, в тоже время мы хотим, чтобы армия получала вещи, которые ей вполне по плечу. Все дело – в искусстве возможного», – заключил Ротт.

Справит ли тяжелый транспортный вертолет Chinook свой столетний юбилей?

Оставаясь на вооружении уже более 50 лет, Chinook, скорее всего, останется в эксплуатации еще 50 лет, что сделает его первым в мире «столетним» вертолетом

Технические характеристики транспортного вертолета Chinook
Диаметр лопастей: 18,29 м
Длина с вращающимися винтами: 30,14 м
Длина фюзеляжа: 15,46 м
Высота: 5,68 м
Ширина фюзеляжа: 3,78 м
Максимальная скорость: 302 км/ч
Круизная скорость: 291 км/ч
Дальность полета: 370 км
Практический потолок: 6000 м
Максимальная общая масса: 22680 кг
Полезная грузоподъемность: 10886 кг

Перспективы

Из всех типов вертолетов, находящихся на вооружении американской армии, Chinook меньшего всего задели недавно объявленные планы реструктуризации, согласно которым вертолеты Bell OH-58 Kiowa выводятся из эксплуатации, Boeing AH-64 Apache передаются из Национальной гвардии в действующую армию, а часть армейских машин Sikorsky UH-60 Black Hawk передаются Национальной гвардии. Это означает, что американская армия точно знает, что она имеет и чего она хочет от своих вертолетов Chinook.

Кроме Соединенных Штатов вертолет Chinook был продан в 17 стран. Все операторы за исключением Аргентины (по финансовым причинам) до сих пор эксплуатируют эти вертолеты.

Что касается дальнейших потенциальных краткосрочных и среднесрочных потребностей в тяжелых транспортных вертолетах Chinook, то по прогнозам специалистов портфель текущих или новых заказов до 2024 года может составить 915 машин при общей стоимости 42 миллиарда долларов.

Использованы материалы:
www.boeing.com
www.raf.mod.uk
www.pinterest.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. Штык 4 апреля 2016 06:24
    Надежный транспортный вертолет. Пока его характеристики устраивают армию – жить будет.
    1. Ramzaj99 4 апреля 2016 20:10
      Самое интересное , что западные СМИ наперебой твердят о старой Русской технике.
      А стоило бы взглянуть на возраст собственных Chinook или тех же Abrams и F-16....)))
    2. Комментарий был удален.
  2. V.ic 4 апреля 2016 06:38
    Очень интересный аппарат, а вот у Яковлева такой "не удался".
    1. ПАМ 4 апреля 2016 15:05
      первый полет чинука сентябрь 1961г. вертолет Як 24 первый полет июль 1952 он просто перестал отвечать требованиям военных, а в 1957 появился Ми 6. Так что говорить, что не удался как то некорректно (он бы попросту вытеснен более лучшим).
    2. iouris 4 апреля 2016 18:51
      Як-24, скорее, прототип вертолёта: корпус деревянный, двигатели поршневые. Наверное, ближе всего к "Чинуку" В-24 Миля. Действительно, Штатам удалось создать хорошую конструкцию. Странно, что в СССР не старались создать свою версию "Чинука".
      1. ПАМ 5 апреля 2016 12:43
        в том то и дело, что у продольной схемы расположения винтов много минусов поэтому и не стали дальше развивать эту схему, а американцы можно сказать повторили спустя
        9-ть лет, только на другом техническом уровне (вместо поршневых уже появились газотурбинные двигатели).
    3. FooFighter 5 апреля 2016 00:39
      Наверное поэтому в составе ВС СССР их были сотни штук а на youtube есть видео учений где их вопреки wikipedia в кадре явно за 40 (английская уже пишет что их было выпущено 40-100шт.)

      Ми-6 тоже побаловаться долго не дали.

      В wikpedia пробовали заглядывать?

      Boeing CH-47 Chinook полетел в 1961г, на девять лет позже. Як-24 якобы не понравился военным, потому что слишком большой и поэтому мошли быть большие потери в десантниках - будто он не мог возить грузы
      1. iouris 5 апреля 2016 14:44
        В СССР, вообще, всё строилось большой серией. На тот момент Як-24, в принципе, просто не имел конкурентов по причине грузовой кабины типа "вагон". Это не значит, что конструкция была удачной. Гигантские Ми-6 на том уровне автоматизации пилотирования и навигации, вообще, не должны были строиться массово. Опять же при наличии Ми-26 ("продвинутой" машины линейки, начатой Ми-6) только горячим интересом военных к грузовой кабине типа "вагон" можно объяснить появление В-24, который не пошёл в серию. Так что "Чинук", несмотря на отмеченные "недостатки", рассматривается заказчиками, как очень эффективный комплекс.
        Другое дело, что пароход может быть большим, а может быть белым. Некоторым это трудно понять. К тому же мы все знаем, где находилась родина самых больших слонов. В этой точке трудно разговаривать в одной плоскости.
        Ми-8 и Ми-6 прямо не конкурируют с СН-47.
        1. FooFighter 5 апреля 2016 20:01
          Поэтому значит что она была неудачной? Наверное поэтому потом надо было еще более массово строить Ми-8 вместо Ми-6 и Як-24
          Ми-26 к Ми-6 не относится.
          Вы знаете но ошибаетесь даже в этом - Chinook не любят, любят CH-46, "вагон" можно приделать к любому вертолету, дело в его размерах. F-35 выпущен... большой серией, и дурной H-4 в музее стоит.
  3. RuslanD36 4 апреля 2016 06:42
    даже может быть единственным «столетним» вертолетом.


    Я думаю, что первыс "столетним" вертолетом. Все же "восьмерка" популярнее
    1. Штык 4 апреля 2016 14:12
      Цитата: RuslanD36
      Я думаю, что первыс "столетним" вертолетом. Все же "восьмерка" популярнее

      Это прежде всего, совершенно разные машины по компоновке ! А пиво Snow вообще самое популярное в мире! И что - какое отношение оно имеет к вертолету "Чинук"?
      1. bravo-fab 4 апреля 2016 17:29
        Xuehua пиво популярное только потому что оно пьётся здесь в огромном количестве, почему? потому что китайцы не разборчивы в еде и питье, и их 1.4 лярда! а МИ8-МИ17 используется не только в РФ, а как и Чинук-по миру.
    2. Штык 5 апреля 2016 06:42
      Цитата: RuslanD36
      Все же "восьмерка" популярнее

      Статья о "Чинуке"! Причем здесь "восьмерка"? Хотите поговорить о "восьмерке", напишите статью - обсудим. Это как разговор о волке, а кто то обязательно заявит, что у ишака все равно толще! request А уж ура-патриоты со своими минусами, тут как тут! Всегда говорил, что от показушного патриотизма до идиотизма - один шаг!
  4. kugelblitz 4 апреля 2016 06:43
    Хороший, но ИМХО слишком мудренный вертолет, из-за сложной трансмиссии и управления. А так наглядно о грузоподъемности Чинука. wassat

    1. code54 4 апреля 2016 13:04
      А смысл сравнивать грузоподъемность совершенно разных машин? Это как сравнивать Форд Транзит и Камаз, сравнивайте тогда Транзит с Газелью !!!
    2. Штык 4 апреля 2016 14:21
      Цитата: kugelblitz
      А так наглядно о грузоподъемности Чинука.

      Афганистан 2009 год. Ми-26 вывез на внешней подвеске поврежденный "Чинук".Пролетев около 110 км с "Чинуком", тяжёлый Ми опустил свой груз на американской вертолётной базе в районе Кандагара. Машина была максимально облегчена, сняты двигатели. Именно по поводу вывоза этого "Чинука" Барак Обама и выразил благодарность нашим вертолётчикам.
    3. Dauren 4 апреля 2016 18:08
      В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км, проведя одну дозаправку в воздухе
  5. АлНиколаич 4 апреля 2016 07:47
    Мораль тут- создать хорошую мину при плохой игре! На самом деле Чинук не так хорош, кае его малюют. Фишка в том, что его не на что заменить! Как и геркулес, как и чёрный ястреб! А оснастить старую машину новыми ништяками, далеко не создать новую! Тем более, с инженерной точки зрения, продольная схема весьма ущербна!
    Ну не смогли американцы создать машину типа Ми-6. Поэтому, что имеют, то имеют!
    1. Kronos07 4 апреля 2016 11:11
      CH-53E Super Stallion
    2. Штык 4 апреля 2016 14:33
      Цитата: АлНиколаич
      Тем более, с инженерной точки зрения, продольная схема весьма ущербна!

      Возможно они об этом не знают wink , поэтому "Чинук" и летает уже более полувека! hi
    3. Штык 4 апреля 2016 14:51
      Цитата: АлНиколаич
      Тем более, с инженерной точки зрения, продольная схема весьма ущербна!

      Каждая схема имеет свои преимущества и недостатки, но называть её "ущербной" - не корректно.
      Продольная схема состоит из двух горизонтальных винтов расположенных друг за другом и вращающихся в разных направлениях. Задний винт приподнят над передним для уменьшения негативного влияния воздушной струи от переднего винта. Данная схема в основном используется в вертолётах большой грузоподъемности.
      Положительными сторонами этой схемы вертолёта являются:
      большой объем грузового помещения. Вертолёты с продольной схемой иногда называют "летающими вагонами" .
      большой допустимый диапазон эксплуатационных центровок. Возможность использовать почти весь объем грузового пространства без потери в управляемости
      К недостаткам продольной схемы вертолёта относятся:
      появление значительных вибраций в некоторых режимах полета. Этот эффект особенно сильно проявлялся на ранних моделях вертолётов
      некоторое ухудшение коэффициента полезного действия заднего несущего винта. Для решения этой проблемы задний винт расположен выше относительно переднего
      некоторая несимметричность устойчивости и управляемости в путевом отношении
      сложная трансмиссия.
  6. qwert 4 апреля 2016 08:06
    Цитата: АлНиколаич
    Мораль тут- создать хорошую мину при плохой игре! На самом деле Чинук не так хорош, кае его малюют. Фишка в том, что его не на что заменить! Как и геркулес, как и чёрный ястреб!

    Хотел сказать подобное. Что запросто может встретить столетний юбилей, раз уж американцы ничего лучше создать не могут. В Северной Корее к примеру, есть шанс встретить столетний юбилей нашему Су-7. Но, не от хорошей жизни и не потому, что этот самолет столь выдающийся. Тоже и в штатах. Умерли отцы-основатели американского вертолетостроения, выходцы из России, и замерли они. А продольная схема, это конечно не айс. Лишние потери в трансмиссии, меньшая эффективность винтов.
    1. Штык 5 апреля 2016 06:16
      Цитата: qwert
      Умерли отцы-основатели американского вертолетостроения, выходцы из России, и замерли они.

      Если Вы имеете в виду Сикорского, то он умер еще в 1972 году. Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58. Серийное производство S-58 на фирме Sikorsky Aircraft велось с 1955 по 1963 год. Так что Вы явно преувеличиваете роль выходцев из России в современном американском вертолетостроении. hi
  7. Kronos07 4 апреля 2016 08:22
    экспериментальный BV-347 в Музее авиации армии США в Форт-Рукер, штат Алабама
    1. Kronos07 4 апреля 2016 08:42
      экспериментальный BV-347
  8. partizan86 4 апреля 2016 09:09
    Интересные подробности.
    Наш Як-42, так и не прижился, не доработали.
    Сейчас у американцев конвертопланы, хорошие, но не без недостатков. Возможно они в итоге и заменят Chinook. Наши недавно объявили, что будут создавать свои, посмотрим, что получится.
    1. Magic Archer 4 апреля 2016 09:18
      Опередили меня с комментарием про Як!В СССР тему "вагонов"прикрыли после успешного внедрения милевских вертолётов.Шедевральный Ми-8 а затем и более крупные машины доказали что у нас есть свой путь развития геликоптеров.
    2. oborzevatel 4 апреля 2016 10:23
      Цитата: partizan86
      Наш Як-42

      Может все-таки - ЯК-24?
      Як-24 (по кодификации НАТО: Horse — «Лошадь») — вертолёт разработки ОКБ Яковлева продольной схемы.
  9. Belimbai 4 апреля 2016 09:33
    Не очень корректно про 100 лет...машины новые или "...модернизированные CH-47D (у которых некоторые компоненты, например втулки несущих винтов, лопасти и трансмиссии отремонтированы, а остальное все новое)....". Считаю 100 лет так сто лет:)))))).
  10. voyaka uh 4 апреля 2016 10:04
    Еще о "столетних"...
    Пулемет Кольт 0.5 имеет все шансы через 15 лет стать
    первым "столетним" пулеметом на вооружение
    действиющих армий.
    1. Alexey RA 4 апреля 2016 11:06
      Цитата: voyaka uh
      Еще о "столетних"...
      Пулемет Кольт 0.5 имеет все шансы через 15 лет стать
      первым "столетним" пулеметом на вооружение
      действиющих армий.

      Точно "кольт"? А не Браунинг Ma Deuce? wink
      Кстати, вместе с ними справит юбилей и "Дегтярёв-крупнокалиберный".
      1. voyaka uh 4 апреля 2016 13:38
        Кольт - производитель, Браунинг - изобретатель.
        Но машина та же - и хорошая. Мне даже довелось из
        нее пострелять на учениях. У него есть огонь одиночными
        для пристрелки. Стреляли через ущелье где-то на километр
        по ярким консервным банкам с треноги. После пристрелки можно
        попадать пулей в пулю - баллистика обалденная.
        1. k_ply 4 апреля 2016 15:25
          Пулемет Браунинг, не Кольт (не путать с пистолетами Дж.Браунинга), производят Дженерал дайнэмикс и Фабрик насьональ (FN) по обе стороны океана.
    2. Штык 4 апреля 2016 14:42
      Цитата: voyaka uh
      Еще о "столетних"...

      А этот уже стал столетним! И на пенсию не собирается wink.
      Долгожитель среди пистолетов – легендарный пистолет с убойным калибром - Кольт М 1911А1, калибр .45
      1. voyaka uh 5 апреля 2016 10:05
        Вы сейчас будете долго смеяться... но [и она умерла] smile
        у меня был такой лет 30 назад. Испанская копия скверного
        качества. Купил старенький по дешевке, пленившись грозным видом.
        Каждые два-три выстрела - осечка. И прыгал в моих слабых руках, как зайчик.
        Но грохот!
        Арабы-камнеметчики (первая интифада) разбегались мгновенно, и я никого,
        к счастью, не убил. fellow
  11. voyaka uh 4 апреля 2016 10:07
    Вот крутая фотка: Chinook поднимает Ф-15,
    который больше его по размерам!
    1. Kronos07 4 апреля 2016 11:21
      экспериментальный XCH-62
      1. Kronos07 4 апреля 2016 11:24
        экспериментальный XCH-62
        1. abrakadabre 4 апреля 2016 12:14
          Это явно летающий кран.
          1. Kronos07 4 апреля 2016 12:32
            да, выглядит как Chinook
          2. FooFighter 6 апреля 2016 10:20
            Это НЕлетаВший кран... от распила и головотяпства устал дадже конгресс. Они Chinook то еле осилили.
    2. Штык 4 апреля 2016 14:29
      Цитата: voyaka uh
      Вот крутая фотка: Chinook поднимает Ф-15,

      А вот тащит "крокодила".
  12. k_ply 4 апреля 2016 10:13
    Ни один вертолет западного производства не может взять на борт столько груза, сколько может взять Chinook...

    CH-53E Супер Стэльен - 13,6т, и 14,5т на внешней подвеске (например, LAV-25 8x8).
    1. k_ply 5 апреля 2016 14:56
      Судя по всему, чуть более 12т Чинука - всё-таки больше!
      Спасибо его сравнительно низкой стоимости обслуживания и эксплуатации, летной устойчивости к условиям высокогорья.
    2. Комментарий был удален.
  13. Old_Python 4 апреля 2016 10:21
    "За это время или ишак сдохнет, или я, или эмир"
    Ходжа Насреддин
    winked
  14. rubin6286 4 апреля 2016 10:25
    Не каждый летательный аппарат обладает значительными резервами конструкции, позволяющими эксплуатировать машину в течение длительного промежутка времени. В этом смысле. «Чинук» -машина выдающаяся. Дело тут вовсе не в том, что « американцы уже ничего лучше создать не могут», т.к. со смертью отцов-основателей американского вертолетостроения, выходцев из России, авиационная наука « замерла», как пишут некоторые авторы комментариев, а скорее в экономической целесообразности. Зачем заново изобретать велосипед, если можно улучшить конструкцию отдельных его элементов.
    К « долгожителям» можно отнести также советский вертолет Ми-8. Сегодня не Америке, а скорее России нужно думать о том, как бы ее авиационная наука не умерла. Пока что, нет надежных авиадвигателей российской разработки, не только реактивных и турбовинтовых, а даже экономичных поршневых для малой авиации. Значительную часть грузового парка составляют машины семейства «Ан», которые в стране не производятся. Новые авиазаводы не строятся, растут проблемы с подготовкой кадров. Можно сколько угодно болтать о « потерях в трансмиссии», « эффективности винтов», но факт остается фактом – в вопросах гражданской, транспортной и малой авиации мы по-прежнему «плетемся в хвосте» у запада и США. «Свой» «Суперджет» и МС-21 сделали, а из российских авиакомпаний их покупают единицы, или вообще не покупают. Американский конвертоплан «Оспри» все –таки летает, в СССР раньше твердили о нелепости такой конструкции, сейчас же в России пытаются создать что-то подобное. Такие «шарахания» не впечатляют ни школьников-дилетантов, ни специалистов.
    1. Freem2012 4 апреля 2016 17:42
      Абсолютно верно! Вертолетного двигателя нет - нет и вертолета!
  15. казак волгский 4 апреля 2016 11:09
    ми- 8 и 17 думаю по популярности не уступят. а грузоподъемность у нашего ми - 26 повыше будет да и схема получше - не продольная. так что оду петь - чинуку не станем.
    1. abrakadabre 4 апреля 2016 12:17
      Петь оды ему не обязательно. Но и ругать последними словами тоже резона нет.
      Нормальная, обкатанная машина с вылизанной за десятилетия конструкцией.
      Можно сколько угодно спорить о принципиальных достоинствах и недостатках продольной конструкции. Но реализация ее успешна вполне. Что и доказывает отношение к машине основных ее эксплуатантов.
  16. abrakadabre 4 апреля 2016 12:05
    В то время как многие современные стандартные вертолеты с целью повышения скорости и аэродинамической подъемной силы перешли от несущих винтов с двумя или тремя лопастями к несущим винтам с четырьмя или пятью лопастями, Chinook остановился на своей конфигурации из двух несущих винтов по три лопасти. Ротт пояснил: «Шесть лопастей двух несущих винтов с учетом их нынешней длины и ширины создают превосходную подъемную силу».
    Ну так. А еще лет через 50 можно поставить 5 лопастей. Это хороший способ оставить в кармане запас модернизаций, чтобы доить Пентагон вечно. Причем на достаточно мелких доработках.
  17. Taygerus 4 апреля 2016 14:41
    мне наши вертолёты больше нравятся, более неприхотливы и надежнее hi
  18. the47th 4 апреля 2016 17:06
    А мне кажется, что Чинук доживёт до 2060 года потому, что бюджет на оборонку в США уже распределён, и на транспортные вертолёты уже не осталось.
  19. Толстый 4 апреля 2016 19:20
    Цитата: Штык
    Цитата: voyaka uh
    Еще о "столетних"...

    А этот уже стал столетним! И на пенсию не собирается wink.
    Долгожитель среди пистолетов – легендарный пистолет с убойным калибром - Кольт М 1911А1, калибр .45

    Не об том речь! Прекрасные машины всегда таковыми и останутся... Великолепная идея и исполнение тож... Век "пара " за спиной, но об ОВечках никто плохого слова сказать не осмелится. Несмотря на... Отличная машина получилась и пусть летает еще лет 200, пока востребована.
  20. Fil743 4 апреля 2016 22:37
    Вертолет американского авиаконструктора польского происхождения Френка ПЯСЕЦКИ HRP Rescuer "летающий банан", пионера вертолетов продольной схемы. Первый полет в 1945 году, был принят на вооружение армией США, серийно выпускался в 1947 - 1949 годах, построено около 30 штук. Френк Пясецки основал фирму "Piasecky helicopter", но в 1955 году покинул её из-за разногласий с советом директоров. А в1960 эту фирму (ставшую к тому времени "Vertol aircraft") купила "Boeing". Пясецки удалось в своих конструкциях устранить основной бич продольной схемы - вибрацию и в порой мере использовать основное преимущество - увеличенный объем грузовой кабины. К сожаления на Як-24 не смогли устранить полностью вибрацию, хотя и добились её значительного уменьшения, и дальнейшее развитие в СССР вертолетов продольной схемы заглохло.
    1. FooFighter 5 апреля 2016 00:55
      Незначительно укоротив лопасти все устранили. Разве есть вертолеты в которых совсем не трясет?
  21. aba 9 апреля 2016 01:00
    Я как то в Авторевью прочитал, что чуть более чем за столетнию историю Ролс-ройс выпустил более 100 000 автомобилей и более 60 процентов их все ещё на ходу. Так, что не все плохо для индейца! wink
    aba

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня