Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции

Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


Участие флота, морской пехоты, разведчиков, ударной авиации в Петсамо-Киркенесской операции вскоре после войны стали объектом тщательного изучения, а результаты этих исследований неоднократно, в различной форме, появлялись в отечественной литературе. Действия же войск ПВО страны в ходе освобождения советского Заполярья и Норвегии, напротив, малоизвестны. В то же время использование частей зенитной артиллерии и истребительной авиации в этих сражениях было весьма активно и разнообразно.

В сентябре 1944 года Ставка ВГК дала задание Карельскому фронту подготовить и провести Петсамо-Киркенесскую операцию. В решении этой задачи участвовали 14-я армия, 7-я воздушная армия, соединения и корабли Северного флота; к проведению операции привлекались 1-й корпус ПВО (командир полковник И.Ф. Короленко) и 122-я истребительная авиационная дивизия ПВО (командир полковник Ф.А. Погрешаев).


В середине октябре 1943 года ГКО преобразовал Мурманский дивизионный район ПВО в корпусной; а спустя полгода он был реорганизован в 1-й корпус ПВО.

Привлечение частей Войск ПВО страны к Петсамо-Киркенесской операции вызывалось необходимостью прикрыть ударную группировку Карельского фронта, важнейшие объекты фронтового (армейского) тыла и фронтовые коммуникации. Советское командование учитывало, во-первых, что авиация германского 5-го воздушного флота действовала в этот период большей частью над полем боя и по объектам прифронтовой полосы; во-вторых, что 14-я армия не располагала достаточным количеством сил и средств противовоздушной обороны и, в-третьих, требовалось усилить фронтовую авиацию и артиллерию, которым предстояло оказать содействие наземным войскам в преодолении развитой и глубоко эшелонированной вражеской обороны.

Германские войска на протяжении трех лет вели совершенствование своей обороны на петсамо-киркенесском направлении. Этот район представлял собой полосу горной тундры вдоль морского побережья. Участок от Баренцева моря до г. Ухты прикрывался немецким 19-й горнострелковым корпусом 20-й горной армии. Ко времени начала операции его поддерживали боевые самолеты 5-го воздушного флота в количестве 160 единиц.

Начиная с осени 1944 года, количество налетов германской авиации на промышленные объекты Кольского полуострова и Кировскую железную дорогу уменьшилось. Это было следствием возросшего противодействия средств Мурманского корпусного района ПВО и необходимостью переброски значительной части бомбардировочных эскадр с аэродромов Норвегии и Финляндии на центральный участок восточного фронта, где фашисты терпели одно поражение за другим. Резко снизилось количество пролетов самолетов ВВС противника. Так, в 1942 году в пределах Мурманского района ПВО зарегистрировано 10095 самолето-пролетов, в 1943 их было 5435, а в 1944 году - лишь 1186.

Все налеты вражеской авиации на Мурманск в 1944 году успешно отражались войсками ПВО. Например, в ходе одного из ночных налетов из 19 бомбардировщиков, прорывающихся к городу, три Ju-88 были уничтожены, а остальные отогнаны. Так же неудачно закончилась попытка единственного дневного налета 17-ти истребителей Bf.109 и FW-190. Они не смогли преодолеть огонь ПВО; два истребителя противника были сбиты. В последующем совершать налеты на Мурманск гитлеровцы уж не решались даже в тех случаях, когда в порту находились под разгрузкой транспортные суда караванов наших союзников.

Было еще одно обстоятельство, повлиявшее на снижение количества бомбардировочных и разведывательных вылетов противника непосредственно в район Мурманска. На аэродроме Луостари гитлеровцы установили несколько радиолокационных станций, чтобы следить за действиями нашей авиации. Советские истребители, выполнявшие учебно-тренировочные полеты (в этот период летчики 122 иад ПВО осваивали технику пилотирования на самолетах ЯК-7Б и ЯК-9), они приняли за непрерывно патрулирующие над городом пары. Из общего количества 1186 пролетов самолетов, сделанных немцами в 1944 году, 1010 (85 %) пришлось на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал и лишь 176 (15%.) - на район Мурманска.

В этот период прикрытие гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала осуществлял 404 отдельный зенитный дивизион МЗА.

Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


Воздушная обстановка того периода всесторонне учитывалась при разработке предстоящей операции. Было сконцентрировано большое количество зенитных средств на направлении главного удара. Артиллерии 14-й армии во взаимодействии с частями 1-го корпуса ПВО предстояло, как подчеркивалось в оперативной директиве фронта от 29 сентября 1944 г., «подавить артиллерийско-минометную группировку врага, обеспечив наступающим частям прорыв обороны противника, форсирование р. Титовка и выход в район Луостари, Петсамо».

В соответствии со стоящей задачей, в 1-м корпусе ПВО развернулась тщательная подготовка к операции. Зенитным подразделениям и частям предстояло не только осуществить выдвижение на новые огневые позиции, но и приобрести необходимый опыт в проведении артиллерийской подготовки. На интенсивно проходивших занятиях отрабатывались вопросы взаимодействия с остальными родами войск, развертывание на огневых позициях, стрельба прямой наводкой и т.д. Одновременно зенитные батареи, дивизионы и полки выполняли свою главную задачу - надежно прикрывали Мурманск и Кировскую железную дорогу.

Большие и сложные задачи предстояло выполнить авиации. К участию в операции было привлечено в общей сложности около 1000 самолетов, т. е. превосходство над противником было шестикратным. Оперативной директивой штаба фронта от 29 сентября 1944 г. перед ВВС была поставлена задача совместно с артиллерией взломать оборонительную полосу противника, дезорганизовать его управление войсками, связать маневр оперативных и тактических резервов и разгромить их на подходе к полю боя, подавить артиллерийско-минометную группировку, прикрывать танки и мотопехоту в период развития операции и развертывания действий при преследовании отходящего противника.

Для авиационного обеспечения ударной группировки, помимо фронтовой авиации и ВВС флота, выделялась 122 иад ПВО. Ее летчикам приходилось действовать в крайне неблагоприятных условиях: трудности базирования (отсутствие пригодных аэродромных площадок, сложность строительства новых ВПП, слаборазвитая дорожная сеть); сложные метеорологические условия (пасмурная погода, низкая облачность, обилие осадков); частые и сильные магнитные бури, порой полностью исключавшие использование радиосвязи; и, наконец, сложность визуальной ориентировки в полете.

Учитывая эти факты, командование ПВО усовершенствовало в подготовительный период к операции систему наведения истребителей. Была разработана принципиально новая сетка наведения, опирающаяся в своей основе на данные радиолокационных станций. Для организации взаимодействия на КП зенитной артиллерии выделялся оперативный дежурный от 122 истребительной авиадивизии ПВО, что позволяло командованию своевременно вносить коррективы в принимаемые решения. Благодаря оптимальному использованию имеющихся возможностей для наведения истребителей в условиях Заполярья, четкой организации руководства, летчики дивизии успешно выполнили свои задачи.

Поскольку в Петсамо-Киркенесской операции 122 истребительной авиадивизии ПВО предстояло решать не только основную задачу по прикрытию Мурманска и объектов Кировской ж/д, но и действовать совместно с частями фронтовой авиации над полем боя, штаб 7-й воздушной армии своевременно и тщательно разработал план взаимодействия. Здесь были учтены особенности базирования авиации (фронтовой и ПВО), разработана система взаимной информации о воздушной обстановке, согласованы вопросы боевого применения частей ВВС. В плане указывались цели, подлежащие уничтожению, время и наряд самолетов.

Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


Большое значение для взаимодействия имело совместное расположение пунктов управления. Положительную роль сыграла посылка офицеров связи со средствами связи во взаимодействующие авиационные, а также общевойсковые соединения. Офицеры связи тщательно изучили первую линию обороны врага и уточнили цели, подлежащие уничтожению в период авиационной подготовки атаки. Одновременно была детально отработана система обозначения линии боевого соприкосновения, в целях исключения удара по своим частям.

В подготовительный период летчики 122 иад вскрывали систему обороны, важные вражеские опорные пункты, группировку его войск, базирование авиации. Они помогали определить состояние дорог и переправ на участке нанесения главного удара, выгодные для высадки десантов прибрежные районы и посадочные площадки для самолетов. Данные воздушной разведки оказали неоценимую помощь командованию фронта.

6 октября 1944 г. 122 иад ПВО перешла в оперативное подчинение командующего 7-й воздушной армии, но продолжала обеспечивать прикрытие Мурманска и Кировской железной дороги. Вечером штаб дивизии получил боевой приказ, в соответствии с которым летчикам предстояло в период массированных ударов наших штурмовиков и бомбардировщиков блокировать аэродромы противника в Луостари и Салмиярви; в промежуток между вылетами для прикрытия самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации находиться в готовности и уничтожать самолеты противника, не допуская их на поле боя и в прикрываемый район.

Советское наступление началось утром 7 октября. Силами 99-го и 131-го стрелковых корпусов была прорвана главная полоса обороны противника. После чего наши войска форсировали р. Титовку и закрепились на ее западном берегу. Из-за сложных метеорологических условий авиация смогла начать свои действия во второй половине дня. 122 иад ПВО обеспечивала действия ударных самолетов, наносивших штурмовые удары по германским опорным пунктам в районе озера Чапр, прикрывала на поле боя стрелковые части и соединения. Было совершено 30 самолетовылетов; встреч с авиацией противника не произошло.

8 октября летчики дивизии прикрывали наступающие стрелковые соединения у оз. Чапр и переправу через реку Титовку. Они осуществили 90 самолетовылетов, провели три групповых воздушных боя. Восьмерка Як-9 под командованием подполковника Михайлова в 2 км юго-западнее оз. Лойявр завязала бой с 12 самолетами противника. Хотя численное превосходство было на стороне немцев, они предпочли выйти из боя и скрыться. При этом один FW-190 сбит. В 11 час. 50 мин. в этом же районе четыре Як-7б (769 истребительный авиаполк ПВО) уничтожили два Bf.109.

Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


На следующий день над полем боя разгорелись напряженные воздушные бои. Во второй половине дня два звена прикрывали бомбардировщики, действовавшие по аэродрому Луостари. Гитлеровцы подняли в воздух истребители. Завязался бой. Советские летчики обратили противника в бегство, сбив при этом один самолет. Бомбардировщики успешно выполнили поставленную задачу.

Поддерживаемые авиацией и огнем артиллерии войска 14-й армии, в ходе трехдневных боев, несмотря на упорное вражеское сопротивление, прорвали германскую тактическую оборону на направлении главного удара и, развивая успех, вели наступления на Петсамо и Луостари. Враг, неся большие потери, был вынужден отойти. 12 октября наши войска овладели важным узлом дорог - Луостари, а в ночь на 15 октября - Петсамо. В эти дни летчики 122 иад ПВО прикрывали выдвижение стрелковых частей и танков в район Луостари. Было произведено 106 самолетовылетов; в групповых воздушных боях сбито два Bf 109.

Авиация противника, лишенная своих основных аэродромов, поспешно начала перебазирование в Северную Норвегию. Оттуда его одиночные самолеты ночью и небольшие группы днем пытались поддерживать свои отходящие войска. Отмечались также случаи разведки самолетами Ju-88 и Bf.109 наших коммуникаций и объектов в границах 1-го корпуса ПВО. В октябре 1944 года в его пределах было зафиксировано 284 пролета самолета противника.

Ведя активную борьбу с ВВС противника, зенитные части 1-го корпуса ПВО уничтожили 23 вражеских самолета. После освобождения от немцев населенных пунктов Заполярья производился маневр зенитными частями и подразделениями 1-го корпуса ПВО; в частности, для прикрытия города и порта Петсамо туда был передислоцирован 19 озад. Благодаря умелому маневру зенитной артиллерии удалось надежно прикрыть важные объекты.

Советские ВВС полностью захватили господство в воздухе. При наступлении сухопутных войск по бездорожью, когда артиллерия и танки не успевали за стрелковыми частями, авиация становилась единственным средством их поддержки. Попытка противника помешать действиям наших ВВС терпели неудачи.

С 16 по 24 октября летчики 122 иад успешно обеспечивали прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, наносящих удары в районе Никель. Они также прикрывали стрелковые части на поле боя, сопровождали самолеты ИЛ-4, транспортирующие боеприпасы и горючее на аэродром Луостари, и, наконец, выполняли задачи ПВО Мурманска и его порта. С этими целями летчики дивизии совершили 316 самолетовылетов.

Всего в ходе Петсамо-Киркенесской операции 122 истребительная авиадивизия произвела 935 самолетовылетов, сбив 31 самолет противника. При бомбоштурмовых ударах, по донесениям экипажей, была уничтожена жилая сила противника, взорван склад с боеприпасами и подавлен огонь двух зенитных батарей. Летчики дивизии успешно обеспечивали действия бомбардировочных и штурмовых частей, совместно с соединениями 7-й воздушной армии лишили противника возможности активно действовать против наших войск на поле боя, а также надежно прикрывали с воздуха Мурманск, его порт и объекты Кировской ж/д.

25 октября была освобождена от фашистов главная база снабжения противника Киркенес. Через два дня наши войска овладели Нейденом и вышли к Наутси. 29 октября от врага была полностью очищена Петсамская область.

Разгром немецких войск на Крайнем Севере имел большое военное, экономическое и политическое значение. Противник был вынужден оставить территорию заполярных районов Советского Союза, Норвегии и отойти на запад почти на 150 км. Мурманск и Кировская железная дорога теперь находились в полной безопасности. В ходе боев советская авиация уничтожила 144 самолета противника.

Характерным в операции было то, что в заполярных условиях зенитные части 1-го корпуса ПВО участвовали в артиллерийской подготовке, а 122 иад ПВО - для выполнения задач фронтовой авиации. Командование 1-го корпуса ПВО производило перегруппировку тех дивизионов, которые участвовали в артиллерийской подготовке. В короткий промежуток времени (оперативная директива фронта была получена 29 сентября, операция началась 7 октября) личному составу зенитных артиллерийских подразделений пришлось осваивать, по существу, новый для них вид стрельбы по наземным целям. Одновременно части ПВО прикрывали от воздушных ударов основную группировку наших войск и важнейшие объекты тыла.

Действия войск ПВО страны в ходе Петсамо-Киркенесской операции


Истребительная авиация ПВО выполняла свою основную задачу - обороняла от ударов вражеской авиации Мурманск и Кировскую ж/д. Кроме того, летчики 122 иад сопровождали бомбардировщики и штурмовики, прикрывали наступающие стрелковые части и соединения, производили штурмовку наземных объектов, блокировали аэродромы противника и выполняли ряд других задач.

В ходе преследования отступавшего противника, с целью прикрытия объектов на освобожденной территории части 1-го корпуса ПВО проводили маневр силами и средствами. Особую роль играла подвижность малокалиберной зенитной артиллерии, которая могла открывать огонь по внезапно появлявшимся вражеским самолетам с колес, не сходя с дороги. Некоторые дивизионы среднекалиберной зенитной артиллерии привлекались для обороны с воздуха объектов растянувшегося армейского тыла. Освобожденные крупные населенные пункты, а также мосты и переправы вначале прикрывали зенитные подразделения войсковой ПВО, затем на смену им приходили части 1-го корпуса ПВО.

31 октября 1944 года 122 иад ПВО было присвоено почетное наименование Печенгской. Несколько раньше 33-й и 426-й озад были награждены орденом Красного Знамени.

Источники:
Иноземцев И. Крылатые защитники Севера. М.: Воениздат, 1975. С. 138-151.
Светлишин Н. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне. М: Наука, 1979. С. 186-197
Комаров Н. Войска ПВО страны в Петсамо-Киркенесской операции. // ВИЖ. 1973. №10. С.28-32
Румянцев М. Разгром врага в Заполярье (1941—1944 гг.) . М.: Воениздат, 1963. С. 122-143, 187-191, 236-257.
Группа авторов. Войска противовоздушной обороны страны. Исторический очерк. М.: Военное издательство, 1968. С.232-237.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. parusnik 7 апреля 2016 06:41
    Спасибо, интересный обзор
  2. qwert 7 апреля 2016 07:37
    Цитата: parusnik
    Спасибо, интересный обзор

    Поддерживаю. Не знал, что ПВО-шную авиацию перебрасывали как ВВС-овскую
  3. Andrewgross 7 апреля 2016 09:07
    Статья неплохая, но зачем в качестве иллюстрации Як-3 полка "Нормандия-Неман" (предпоследняя картинка)?
  4. def89 7 апреля 2016 09:10
    Мурманск по разрушениям занимает 2-е место после Сталинграда! Нам это еще в школе рассказывали.
  5. def89 7 апреля 2016 09:11
    А вот так принимали туристов)))
  6. voyaka uh 7 апреля 2016 10:06
    Немцы заметили подготовку Советских войск
    к наступлению, но не успели уйти. Приказ об отступлении
    был отдан, но русские удачно опередили на несколько дней
    и нанесли поражение.

    Финны вышли из войны в августе 1944, подписав договор с СССР.
    Немцам с северной Финляндии уже было нечего ловить...
    1. iouris 7 апреля 2016 10:30
      Где-то читал, что финны нападали на уходящие из Суоми немецкие войска. Интересно, по негласному указанию Маннергейма или "эксцесс исполнителя"?
      1. voyaka uh 7 апреля 2016 11:14
        Не слышал... но их союз был больше
        брак-по-расчету, чем по любви.
        По советско-германским договорам 39 года Финляндия
        была "отдана" СССР. Финны про это прознали.
        Другое дело, что не получилось на практике взять их зимой 40.
        И они оказались в одной упряжке с нацистами. Конечно, свои
        фашисты у финнов были, но, думаю, большинство населения
        "любили" Гитлера и Сталина одинаково.
        Поэтому пострелять немцев "под занавес" - могли.
        1. Свин 7 апреля 2016 11:27
          ""По советско-германским договорам 39 года Финляндия
          была "отдана" СССР""
          хотелось бы узнать по каким таким "договорам" и как именно понимать "отдана"
        2. Alexey RA 7 апреля 2016 15:59
          Цитата: voyaka uh
          По советско-германским договорам 39 года Финляндия
          была "отдана" СССР. Финны про это прознали.
          Другое дело, что не получилось на практике взять их зимой 40.
          И они оказались в одной упряжке с нацистами.

          А что - у СССР были планы взять Финляндию? belay
          Тогда почему их не воплотили в жизнь летом 1940, когда все гранды были заняты разборками в Европе? Ведь тогда даже основные гаранты финнов - Британия и Франция - были абсолютно не в состоянии на чём-то там настаивать.
          Цитата: voyaka uh
          Конечно, свои
          фашисты у финнов были, но, думаю, большинство населения
          "любили" Гитлера и Сталина одинаково.

          Не всё так однозначно. Финны всю войну сидели меж двух стульев.
          С одной стороны они запланировали совместную с немцами войну с СССР ещё до 22.06.41 и даже поделили ТВД с немцами, отдав свои войска на севере в подчинение вермахту. С другой - они старались дистанцироваться от немцев, выдавая свою войну с СССР в 1941 за продолжение СФВ-39 ("Война-продолжение"), и не причисляя себя к союзникам нацистской Германии.
          Причём сидели они не посредине, а постепенно переползая с о стула Оси на стул Союзников. За что и отделались малой кровью. smile

          Что же до любви к Гитлеру или Сталину... понимаете в чём дело - тогдашние финны не любили вовсе не большевиков. Они не любили русских вообще - любого вида и под любыми знамёнами. Резня в Выборге 1918 года тому подтверждением.
      2. mroy 7 апреля 2016 12:38
        По условиям договора с СССР Финляндия была обязана разоружить немецкие войска на своей территории и передать пленных СССР, что и привело к ряду столкновения финнов с немцами. В Финляндии эти события называют "Лапландская война".
  7. iouris 7 апреля 2016 10:34
    В порядке критики: нет фамилий, а ведь в этих краях воевало довольно много лётчиков-асов, в том числе будущий маршал авиации П.С.Кутахов.
  8. Ратник2015 7 апреля 2016 12:52
    На мой взгляд какая то обзорная и слабоватая по фактуре статья. Да и в воздушных операциях Второй Мировой есть намного более эффективные и зрелищные сражения.

    В сентябре 1944 года Ставка ВГК дала задание Карельскому фронту подготовить и провести Петсамо-Киркенесскую операцию.
    Вот это ключевые слова. Напомним, что с лета 1944 года в Германии были свёрнуты программы производства бомбардировщиков и штурмовиков, а с осени 44 даже и производство поршневых истребителей ("шарикоподшипниковый голод"). А с той же осени 1944 года вообще ВВС Рейха получили катастрофический "бензиновый голод" (после уничтожения с воздуха англосаксонской авиацией заводов синтетического бензина Германии и нефтяных скважин Румынии), фактически утрачивая боеспособность с каждым днём.

    А что имеем в сухом остатке ? да только то, что ВВС РККА стали эффективной господствующей в воздухе силой лишь весной-летом 1944 года, когда Люфтваффе фактически "сдулось" из-за изменения стратегических условий.

    Начиная с осени 1944 года, количество налетов германской авиации на промышленные объекты Кольского полуострова и Кировскую железную дорогу уменьшилось. Это было следствием возросшего противодействия средств Мурманского корпусного района ПВО
    А случайно не следствием ли почти полной переброски всех сил Люфтваффе на европейский континент - для попыток остановить воздушное наступление как на Западе, так и на Востоке, + в ПВО Германии ?

    И что то автор никак не приводит соотношение сил сторон - а вообще то именно это оценивается перед началом каждого серьёзного сражения.

    В общем мне лично непонятно, в чём такой триумф данной операции ПВО в условиях серьёзного противодействия противника то ?
  9. буривой 7 апреля 2016 15:32
    Почитайте книгу "Мы дрались на истребителях", Драбкина. Он редактор программ на "Звезде" о вооружениях. Там документальные интервью пилотов, в основном Северного флота и Ленинграда. Великолепные свидетельства рядовых пилотов о войне на всяком хламе, который нам "союзнички" поставляли.
    1. Alexey RA 7 апреля 2016 16:04
      Цитата: буривой
      Великолепные свидетельства рядовых пилотов о войне на всяком хламе, который нам "союзнички" поставляли.

      ИЧХ, сами Союзники летали на том же хламе.
      Напомню, что первые иностранные истребители на Северах - это оставленные британцами "хури" 81-й и 134-й эскадрилий RAF, воевавших плечом к плечу с пилотами СФ.

      Кстати, ВВС СФ на тот момент имели в своём составе даже И-15бис.
  10. ple 7 апреля 2016 18:42
    спасибо.интересная статья.
    ple
  11. Ратник2015 7 апреля 2016 19:00
    И чего минусить ? Что я неправильные вопросы разве задал ? Сайт "Военное Обозрение" - а РЕАЛЬНОГО АНАЛИЗА военной операции то и нет ! Пусть автор даст на них корректные ответы, или сами отвечайте, а гадить из-за угла и кошки могут.
  12. Ратник2015 8 апреля 2016 12:56
    Цитата: Aspeed
    полное господство в воздухе у ВВС было уже после Курской дуги.
    Не полное, а тактическое, во фронтовой полосе. Стратегических операций ВВС РККА так и не проводили после 1941 года.


    Цитата: Aspeed
    И шарикоподшипниковый голод миф,
    Ещё раз позволю напомнить, что после швейнфуртских рейдов 1943 года шарикоподшипниковый голод Рейха всё больше усиливался - хотя заводы восстанавливали и немцы увеличивали их производство, диверсифицировав их выпуск и построив ещё ряд предприятий, но авиация союзников постоянно била в одну из самых уязвимых точек. Шарикоподшипники есть везде... а когда их нет - значит выпуск всего затруднён.

    А с лета-осени 1944 к этому добавлялся бензиновый и транспортный коллапс, охватывавший территорию Рейха благодаря воздушному наступлению западных союзников.

    О каком триумфе ПВО Мурманска можно говорить когда почти весь противник ушёл в Европу ? Лучше бы автор рассказал, как советские ВВС в Карелии позволили немцам довести в предыдущий период Мурманск до состояния руин Сталинграда ?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня