Беспилотные «Фальконы» и воздушные операции за гранью психологического фактора

Беспилотные «Фальконы» и воздушные операции за гранью психологического фактора


Появления полноценного беспилотного авиационного комплекса 6-го поколения, способного выполнять полный спектр решаемых сегодня лётчиками боевых задач, стоит ожидать не ранее окончания второй половины XXI века. Эксплуатационный срок одних только F-35A/B/C был недавно продлён до 2070 года, не говоря уже о таких машинах, как малозаметный стратегический бомбардировщик-ракетоносец B-21, разрабатываемый по программе LRS-B. Примерно столько же или даже дольше прослужат наши Т-50 ПАК-ФА, которые гораздо новей и совершенней «Рапторов» и «Лайтнингов». Но уже сегодня предпринимаются самые дерзкие попытки создания передовых тактических дронов на базе хорошо зарекомендовавших себя многоцелевых истребителей 4-го поколения, наработки чего уже воплощаются в жизнь на примере сетецецентрической увязки бортового радиоэлектронного оборудования (включая комплекс управления вооружением) ударного БПЛА MQ-9 «Reaper/ER» c оборудованием обмена тактической информацией истребителя F-35A. Но по причине того, что данные беспилотники имеют серьёзный недостаток для совместного со сверхзвуковыми истребителями оперативного выполнения боевой задачи, — низкую максимальную скорость (до 400 км/ч), специалисты из исследовательской лаборатории ВВС США решили прибегнуть к очень простой, на первый взгляд, но действенной концепции.

Представители лаборатории сообщили о планах проведения модернизации беспилотных истребителей-мишеней QF-16 под единую систему обмена данными и управления с многоцелевыми истребителями 5-го поколения семейства F-35, где QF-16 и другие версии «Фалькона» будут выступать а качестве ведомых на ТВД истребителей. Согласно амбициозной концепции «Loyal Wingman» (с англ. — «верный ведомый»), которая уже примерно десяток лет блуждает среди американских военных ведомств, вся информационная составляющая, отслеживаемая бортовым РЛПК и различными пассивными датчиками ведомой машины, должна в полном объёме и со всеми деталями передаваться по радиоканалу связи на ведущий борт. Навигационная информация, состояние БРЭО и силовой установки, а также визуальная обстановка вокруг ведомого должны с высочайшим разрешением отображаться на многофункциональных индикаторах и нашлемной системе целеуказания пилота-оператора, в данном случае на F-35. Такая тактическая «связка» предусматривает несколько широкоугольных ТВ-камер высокого разрешения на борту самолёта, размещённых на верхней, нижней, боковых, передней и задней проекциях; также не забываем и про сверхзащищённый кодированный несущий радиоканал, по которому эта информация и будет передаваться пилоту-оператору. К примеру, в зоне действия наземного комплекса радиоэлектронной борьбы «Красуха-4» качество связи между ведущим и ведомым может снизится до показателей, при которых продолжение выполнения воздушной операции может стать невозможным. Более-менее нормальная связь между двумя самолётами в этом случае может поддерживаться на ограниченных расстояниях. В качестве единственного эффективного средства защиты от радиоэлектронного противодействия противника на F-35 может применять устройство направленного широкополосного радиоканала сантиметрового диапазона MADL. Но есть в применении связки «F-35 — модернизированный QF-16» и множество положительных моментов.


Во-первых, это полное отсутствие какого-либо психологического фактора, который мог бы повлиять на выполнение операции беспилотным истребителем. На пилотируемой машине всё абсолютно по-другому: на психологическое состояние лётчика может легко повлиять любое, порой даже незначительное, боевое происшествие: близко прошедшая очередь трассирующих 30-мм снарядов ЗАК в ночи с одновременным «пищанием» системы предупреждения о получении предупреждения о «захвате» самолёта МРЛС противника, вынуждающие на резкий манёвр, все эти непредвиденные моменты всегда являются помехой для слаженного выполнения боевой миссии. В концепции «Loyal Wingman» лётчик F-35, переведший свой «Лайтнинг» в режим следования рельефу местности, может корректировать или управлять полётом ведомого QF-16, а также удалённо управлять его вооружением в режиме компьютерной онлайн-игры, значительно меньше рискуя собственной жизнью. Единственное — беспокойство за F-16, напичканный тоннами дорогого высокоточного оружия.

Во-вторых, это двукратное увеличение боевой нагрузки самым различным ракетно-бомбовым вооружением, которые может применяться не только по целеуказанию ведомого F-16, но и по целеуказанию ведущего F-35. А это уже дополнительное преимущество, выраженное в высокой целевой канальности авиационной связки «Лайтнинг II Фалькон». Общая боевая нагрузка двух машин на задании может достигать 18500 кг, вооружение будет размещено на 19 точках подвески двух самолётов. Кроме того, если ведущий F-35A будет утерян, F-16 сможет перейти в режим автопилота, либо под управление другого F-35A, что сохранит воздушный арсенал.

В-третьих, в качестве ведомого самолёта может использоваться не только модернизированная версия самолёта-мишени QF-16, но и совершенно новые модификации поколения «4++», среди которых может быть F-16C Block 60. Установленная на нём БРЛС с АФАР AN/APG-80, состоящая из 1000 ППМ, может обнаруживать цель типа «истребитель» (ЭПР 3 кв. м) на удалении до 150 км, сопровождать на проходе 20 воздушных целей и обстреливать ракетами AIM-120C-7/8 до 8 воздушных целей. АФАР позволяет производить точное картографирование рельефа местности и реализовать обнаружение и поражение малоразмерных наземных целей в низковысотном режиме полёта.

Подытожить можно одно: совместное применение малозаметных многоцелевых истребителей F-35A с различными беспилотными версиями F-16C резко поднимет боевую эффективность истребительных эскадрилий ВВС США. Работа машин в тандеме поднимет боевую устойчивость F-35A во время проведения подавления ПВО противника, либо при авиаударе по точечным объектам, защищённым различными современными ЗРК. Атакующий «ХАРМами» ведомый F-16С может обстрелять наземные средства ПВО в резком «прыжке» из низковысотного полёта, а загруженная подлетающими AGM-88 МРЛС наземного ЗРК может не успеть отреагировать на приближающийся из неожиданного направления ведущий F-35A, который сбросит ещё несколько единиц ВТО, к примеру, — высокоточные планирующие бомбы GBU-39SDB. Для зенитно-ракетного комплекса с полуактивным радиолокационным наведением и одним многофункциональным радиолокатором подсвета такая тактика может иметь «неприятные» последствия (С-300ПС и др.); уточню: лишь в том случае, если она применяется только против одного дивизиона с одним РПН 30Н6, при участии же полноценной ЗРС в составе 4-6 дивизионов «взломать» С-300ПС будет гораздо труднее.

Существует ещё одна хитрая тактика ВВС США, которую они могут применять в совместных действиях F-35A и F-16C — использование ракеты-приманки «MALD-J», которая способна имитировать эффективную поверхность/площадь рассеяния (ЭПР) многих самолётов тактической авиации и ВТО. Данная ложная цель может создать огромные сложности для селекции реально ракетоопасных воздушных объектов наземными РЛС систем ПВО, а также «перегрузить» пропускные способности многофункциональной РЛС зенитно-ракетного комплекса, что может привести к поражению последнего.

Единственная видимая ответная мера — создание и принятие на вооружение более производительных зенитно-ракетных систем с отличными всеракурсными возможностями ведения огня не только на уровне системы, а и на дивизионном уровне, с чем неплохо справится очередное детище «Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — ЗРК С-350 «Витязь».
Автор: Евгений Даманцев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31
  1. inkass_98 6 апреля 2016 07:20
    Осталось собственно Ф-35 до ума довести - и будет им щастя. А сама идея далеко не нова, в разных вариантах ее уже обкатывали со времен ВМВ неоднократно.
    1. FooFighter 6 апреля 2016 07:33
      Ага, да..... crying
    2. qwert 6 апреля 2016 07:52
      Опять похоже ДАРПА "рулит".

      Автор пишет:"Для зенитно-ракетного комплекса с полуактивным радиолокационным наведением и одним многофункциональным радиолокатором подсвета такая тактика может иметь «неприятные» последствия (С-300ПС и др.); уточню: лишь в том случае, если она применяется только против одного дивизиона с одним РПН 30Н6, при участии же полноценной ЗРС в составе 4-6 дивизионов «взломать» С-300ПС будет гораздо труднее."
      Почему? Древние С-300 из 80-х годов могли одновременно обстреливать 6 целей и наводить на них 12 ракет. Без всякой там перегрузки РЛС. Это я про стандартный дивизион с одной станцией, и 4-6 ПУ на каждой из которых по 4 ракеты. И как их может перегрузить три цели непонятно. Кроме того, в связке рассматривается F-16, который будет замечен за пару сотен км. Ну и соответственно сбит на удалении в 80-100км. А дальше можно занятся оставшейся целью hi
      1. Fulcrum29 6 апреля 2016 12:30
        Да, было бы неплохо, если бы F-16C до самого последнего момента летел на большой высоте) Но "не всё так просто в Датском королевстве": здесь и рельеф местности учитывается, и F-16C сможет лететь в режиме следования этому рельефу, да и керосина в ПТБ у "Фалькона" хватит, чтобы перейти в этот режим за 200 - 300 км от развёрнутого ЗРК. В таком режиме РПН 30Н6 сможет обнаружить его всего за 40 - 50 км. И целей из связки "F-35A - F-16C" может быть вовсе не три, а 10 или 13..учитывать нужно всё!
        1. Симбиот 6 апреля 2016 23:01
          да и "связка" может быть не одна! и еще + выпущенные ракеты приманки!
          1. Lance 7 апреля 2016 07:16
            Появления полноценного беспилотного авиационного комплекса 6-го поколения, способного выполнять полный спектр решаемых сегодня лётчиками боевых задач, стоит ожидать не ранее окончания второй половины XXI века.

            Подобные "aффтаpы" в начале первой половины 20 века даже в диком сне не могли на йоту представить, что будет с авиацией в конце второй половины века.

            Провидец, б.. laughing
    3. Zeeke 6 апреля 2016 15:54
      Действительно самолет совсем "сырой" хотя стоит совсем не малых денег. Как то они торопятся с заявлениями о беспилотном варианте.
    4. вадим dok 6 апреля 2016 16:07
      Доведите свой Т-50!Он даже не имеет двигателя!Кажется это просто фейк!
    5. вадим dok 6 апреля 2016 17:51
      А вам увидеть в полёте реальный(с родным двигателем) Т-50 !
    6. abrakadabre 6 апреля 2016 23:39
      Осталось пилоту ведущего борта нарастить пару дополнительных головных мОзгов. Чтобы он справлялся со всем этим божественным могуществом и успевал: вести маневренный воздушный бой, следить за всеми мониторами (причем даже в условиях перегрузок при активном пилотаже), еще и с другими товарищами общаться и со своим штабом.
      Пока что наземные операторы БПЛА, управляя из тихого уютного кресла всего одним аппаратом, не очень хорошо справляются со своими тихоходными машинами да по неспешной наземной ситуации. А тут на одного пилота хотят подвесить управление кучей машин. Да при собственной динамичной обстановке в кабине. Чокнется успевать везде.
      1. Да-ну-на 9 апреля 2016 22:25
        Цитата: abrakadabre
        Пока что наземные операторы БПЛА, управляя из тихого уютного кресла всего одним аппаратом, не очень хорошо справляются со своими тихоходными машинами да по неспешной наземной ситуации.


        А на чём основан такой вывод? Чёт первый раз слышу об этом.
  2. FooFighter 6 апреля 2016 07:22
    Понятно, до 2070г в режиме огибания налогоплательщиков за F-35A/B/C воевать будет F-16. А потом или этот ишак "того", или эмир, ну в смысле они про него просто забудут...
  3. XYZ 6 апреля 2016 07:36
    Ну да. А за распил будет отвечать F-35 wink
    XYZ
  4. Kronos07 6 апреля 2016 08:39
    F-16 БЕСПИЛОТНЫЙ DRONE ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ!
    1. Лопатов 6 апреля 2016 10:33
      Цитата: Kronos07
      DRONE ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ!
      1. Kronos07 6 апреля 2016 19:24
        я говорил о первом беспилотникe F16 .
      2. Kronos07 6 апреля 2016 19:30
        Хьюитт-Сперри Автоматический Самолет в 1918 году
  5. НЕКСУС 6 апреля 2016 09:11
    Из ЯК-130 предположительно были задумки сделать беспилотную ударную версию.Возможно работы над ним ведутся в этом направлении.
  6. Damm 6 апреля 2016 09:44
    Мне одному кажется, что непросто управлять одновременно современным истребителем и одновременно дроном
    1. Aqela 20 мая 2016 11:53
      Не ясно, как ответить на Ваш вопрос. Вот если поставить "+", то это будет означать согласие, т.е. "да, вам одному так кажется", если "заминусовать", выйдет, что не Вам одному, но вроде как минуса снижают рейтинг. request
      Отсюда просьба: когда задаёте вопрос в комментарии, думайте немного об его сути и возможности ответа на него, иначе дурдом выходит... fool
  7. tchoni 6 апреля 2016 09:53
    Как бы ф35 машина с малой эпр и пр..пр... тихнологии стелс и все такое. Обычная логика подсказывает, что для эффективного совместного использования требуется чтобы машины имели сходные показатели.В том числе и по заметности. В этом случае возникает вообще то вопрос: а уместно ли использование таких дронов вместе с Фы35 в условиях наличия мощного ПВО?. Только если в качестве отвлекающей группы. Скорее всего задумка ориентированна на сокращение потерь современной техники при бомбежках папуасов.
    1. voyaka uh 6 апреля 2016 12:30
      "Только если в качестве отвлекающей группы. Скорее всего задумка ориентированна на сокращение потерь современной техники при бомбежках папуасов."///

      Для бомбежек папуасов, как ИГ или Хамаса, такие сложности излишни.

      Связка Ф-35 - Ф-16 (или другие БПЛА) как-раз для преодоления
      самых изощренных систем ПВО. С "жертвами", "камикадзе", отвлекающими маневрами,
      нападениями на всех высотах одновременно и т.д.
      Иногда достаточно разрядить батареи, иногда - выбить только радары.
      В общем, без истребителей, идущих на перехват атакующих,
      только ракетная ПВО - мертвому припарки.
      1. tchoni 7 апреля 2016 11:24
        Под папуасами, пониматся такие страны как Иран и Сев. Корея.
    2. Aqela 20 мая 2016 12:05
      Хотелось бы так же заметить, что для современных самолётов подчас заявляется отражающая поверхность порядка сотых долей метра, тогда на кой ляд указывать дистанцию для ЭПР 3 квадратных метра? Это типа "война с кукурузниками"? Кроме того, не думаю, что мозгов пилота одноместного Ф35 хватит для анализа не только видеоинформации, но и ещё данных с радара ведомого Ф16. what
      Короче, вообще выходит шняга какая-то: в современном самолёте, да ещё при полёте на малой высоте пилот и так работает на пределе, а ему хотят подвесить ещё и управление вторым самолётом в виде компьютерной игрушки... Ну, это типа как в War Thunder или World of Warplanes (не говорю уж про симулятор Ил-2) одному человеку гонять сразу на двух компьютерах, поставленных рядышком с одновременным подключением к одному монитору... wassat
      Кто-нибудь такое пробовать пытался?
  8. Trouble 6 апреля 2016 12:38
    Если я не ошибаюсь - Ф-35 одноместный. Это уже большой минус по сравнению с наземным оператором.
  9. Falcon5555 6 апреля 2016 14:37
    Атакующий «ХАРМами» ведомый F-16С может обстрелять наземные средства ПВО в резком «прыжке» из низковысотного полёта, а загруженная подлетающими AGM-88 МРЛС наземного ЗРК может не успеть отреагировать на приближающийся из неожиданного направления ведущий F-35A,

    А наземные передающие антенны ПВО сделать с необитаемыми кабинами, отнесенными как можно дальше от остального оборудования? Например, излучает одна антенна, дешевая или старая, а принимает новая ФАР, следящая за лучем старой. Тогда атакующие пытаются уничтожить дешевую передающую, но если это удается, то немедленно включается другая такая же в другом месте. Как последний шаг - основная на излучение, если это надо. Не худо бы еще и оптический диапазон использовать. Мнение дилетанта, извиняюсь, если что не так.
    1. Fulcrum29 6 апреля 2016 20:12
      Прсто отличная идея "Фалькон"! Такая концепция, схожая с передающими и приёмными постами РЛС СПРН "Дарьял", могла в десятки раз увеличить живучесть любой системы ПВО в XXI веке! На излучение, конечно, тоже ФАР желательно, даже если отдельно..
      1. Falcon5555 8 апреля 2016 14:14
        ФАРы дорого стоят. Очень. Они как расходный материал врядли годятся. Но если эти передающие только на излучение делать, то может быть они подешевле получатся.
    2. abrakadabre 6 апреля 2016 23:48
      А еще лучше сделать разнесенную передающую антенну. Чтобы отдельные ее элементы были на площади. Предположим 10 (условно) ячеек и чтобы одна ячейка на 1-2 га. не гуще. Тогда попадание одной-двумя-тремя ракетами, даже близкими разрывами, не вынесет всю антенну. Ну и остальное оборудование еще в стороне. Особенно приемное. Правда об оперативной мобильности можно будет забыть напрочь. Зато выживаемость велика. Ведь чтобы полностью вырубить одну станцию, придется подавить очень много излучающих ячеек на большой площади.
      1. Falcon5555 8 апреля 2016 14:19
        Если только 10 антенн - как только их включат, их положение станет известно и их сразу будут пытаться закидать Хармами или чем нибудь еще. Кроме того, вы определитесь как вы предлагаете, чтобы они работали? На одной частоте? Синхронизировали фазу?.. Врядли это технически получится.
      2. Aqela 20 мая 2016 12:11
        Ага. А теперь попытаемся оценить стоимость и время развертывания таких антенных полей... Это всё равно, что вместо торпедного катера, который очень уязвим к любому попаданию сколь-нибудь серьёзным боеприпасом, строить крейсер с мощной противоторпедной защитой, бронёй, системой ПВО... Ещё лучше понтонный плавучий остров 1 км на 1 км, разбросав на нём просторно всякие оружейные установки... Потом успокаивать себя рассуждениями, какую, мол, непотопляемую бандуру состряпали! wassat fellow
  10. Dekabrev 6 апреля 2016 22:48
    Думаю, что такая спарка имеет много возможностей. Конечно речь идет не об обычном радиоуправлении как у игрушек. Ведомый, скорее всего, будет в значительной степени, а при необходимости и полностью автономным. Ведущий, скорее всего, будет заниматься только целеуказанием, по данным переданным с ведомого. А, возможно, ведомый будет выполнять и заранее заложенную программу. В этом случае средства РЭБ противника будут не столь эффективны и пилот ведущего не будет слишком перегружен. В условиях работы современных РЭБ постоянная связь ведущего и ведомого будет очень проблематична. Автономность тут будет очень важна, хотя отсутствие связи может сильно снизить эффективность работы этого комплекса. Кстати, ведомых действительно может быть гораздо больше одного и ведущих тоже.
    1. Aqela 20 мая 2016 12:15
      При такой постановке вопроса сразу хочется узнать: зачем тогда систему дистанционного управления завязывать не на пункт на авиабазе или не на какой-нибудь боинг-777 пассажирский, куда посадить пару десятков компьютерных задротов, управляющих Ф16-ми дистанционно, попивая кока-колу и подставляя потный лоб вентилятору? Кстати, для меньшей дистанции до управляемой техники пункт управления можно организовать не где-то в Германии, а, мобильный, неподалёку от зоны боевых действий...
  11. Dekabrev 6 апреля 2016 23:06
    Если не ошибаюсь, и в пилотируемой авиации такой трюк применялся. Одна группа идет скрытно с огибанием местности, а другая наводит их с большой высоты и держится чуть позади у всех на виду. Противник включает РЛС, истребители противника кидаются на верхних и получает от нижних. Или пока ЗРК собираются нанести удар по верхней группе, нижняя наности удар противорадиолакационными ракетами. Что-то подобное могут практиковать и связки беспилотников. Кстати в этом случае с огибанием местности, по идее, должны идти малозаметные F-35. Думаю, что специалисты, работающие вплотную над этой проблемой уже понапридумывали вариантов применения гораздо больше, чем я.
    1. Aqela 20 мая 2016 12:17
      Ага. Ещё в 80-е годы для работы звена перехватчиков МиГ-31 такое уже было разработано. Проведение удара по наводке от одного самолёта.
  12. Dekabrev 6 апреля 2016 23:15
    К сожалению в статье мало подробностей, но, все-равно, информация интересная. Статье +.
  13. Русская мечта 9 апреля 2016 16:21
    "Т-50 ПАК-ФА, которые гораздо новей и совершенней «Рапторов» и «Лайтнингов»"
    Настолько "новей и совершенней", что для него нет ни двигателей, ни авионики

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня