Batignolles-Chatillon Char 25T: танк с качающейся башней

37
Война способна дать огромный толчок технологиям и техническому развитию. Обе мировые войны XX века наглядно это продемонстрировали. К примеру, в годы Второй мировой войны эволюционные процессы в танкостроении, которые в период между войнами шли десятилетиями, ужались по времени в годы, а иногда и вовсе в месяцы. После завершения активной фазы боевых действий этот процесс не замедлился, так как на смену «горячему» мировому конфликту пришла война «холодная», поделившая планету на два противоборствующих лагеря.

В те годы законодателями мод в танкостроении по праву оказались советские и американские конструкторские школы, за которыми как могли пытались успеть и европейские конструкторы. Довольно ощутимых успехов смогли добиться британцы, которые спроектировали и запустили в производство удачное 105-мм танковое орудие Royal Ordnance L7. Знаменитая пушка L7, которая была спроектирована в 1959 году, нашла применение не только в Великобритании, но и по всему миру — в США, ФРГ, Швеции, Японии и даже Израиле. Но на этом фоне выделялась Франция, которая продолжала идти своим собственным путем. Проекты французских конструкторов отличались своей оригинальностью и в межвоенный период, эксклюзивность и необычность решений была сохранена во Франции и после Второй мировой войны.

Широкое распространение в годы Второй мировой войны подкалиберных снарядов, а также кумулятивных боеприпасов привело к стремительному росту бронебойных характеристик противотанковых средств. В этих условиях броня и ее толщина перестали играть ключевую роль в бою. Чаша весов в противостоянии брони и снаряда качнулась на сторону последнего. Принимая это во внимание, французские военные и конструкторы в конце 1940-х начале 1950-х годов сделали ставку на разработку быстрого и мобильного танка, который отличался бы хорошим вооружением. Скорость боевой машины на поле боя, ее маневренные характеристики и уменьшение поражаемого силуэта были выведены ими на первый план. Со временем развитие этой концепции привело к вырождению во всем мире тяжелых танков, на место которых пришли ОБТ — основные боевые танки.

AMX-13


Французские военные вовремя смогли уловить новые общемировые тенденции и решили держаться в кильватере, заказав промышленности создание прототипа основного боевого танка. Выбор пал на компанию Batignolles-Châtillon (Батиньоль-Шатильон), производственные мощности которой находились в Нанте. Компания специализировалась на выпуске железнодорожных локомотивов и оборудования для газовой и нефтяной промышленности, естественно, у фирмы имелся и опыт в создании танков. В 1950 году перед инженерами компании была поставлена задача спроектировать средний танк, оснащенный 90-мм пушкой F3. Танк должен был стать дальнейшим развитием легкого танка AMX-13, спроектированного во второй половине 1940-х годов. Планировалось, что новый танк, получивший название Batignolles-Chatillon Char 25T (25-тонный танк разработки компании «Батиньоль-Шатильон), станет основой французских танковых сил.

По сути, новый танк был модернизацией AMX-13, но с увеличенным корпусом. При этом танк не просто подрос в размерах, но и обзавелся еще одним членом экипажа (четыре человека против трех на AMX-13). Необходимо отметить, что прародитель в лице легкого танка AMX-13 и сам являлся очень удачной боевой машиной. Его сравнительно высокие боевые качества обеспечили этому французскому танку популярность в мире. Танк достаточно активно продавался на экспорт: из 7700 таких танков и машин на его базе, выпущенных французской промышленностью, 3400 было продано на экспорт. Танк состоял на вооружении как минимум 10 стран, в том числе Индии, Аргентины, Египта, Израиля.

Изюминкой легкого танка AMX-13 была его компоновка, которая имела ряд особенностей. Самым заметным элементом конструкции данного танка была его качающаяся башня. В отличие от обыкновенных башен качающая состояла из двух частей: нижней, которая была связана с опорой башни и верхней, которая устанавливалась на нижней на цапфах так, что могла поворачиваться относительно нижней части в вертикальной плоскости на определенный угол. При этом орудие было жестко связано с верхней качающейся частью танковой башни. Горизонтальная наводка орудия на цель производилась вращением нижней части башни, а вертикальная наводка поворотом верхней части башни. Использование такой конструкции облегчало решение проблемы автоматизации процесса заряжания пушки и способствовало уменьшению размеров башни.

AMX-13


Второй интересной особенностью рассматриваемого танка был автомат заряжания. В верхней качающейся части башни французские конструкторы разместили два магазина револьверного типа. Использование на легком танке автомата заряжания позволило уменьшить его экипаж до 3 человек за счет отказа от заряжающего. При этом командир боевой машины находился в левой части башни, наводчик в правой части, а механик-водитель располагался в отделении управления в корпусе танка. Сразу за казенником орудия по обеим сторонам ниши башни находились два барабанных магазина на 6 снарядов каждый. Сила отката орудия вращала магазин и освобождала очередной снаряд, который скатывался на лоток, ось которого совпадала с осью канала ствола орудия. После этого снаряд автоматически досылался в ствол, затвор закрывался и производился выстрел из пушки. Реализация данного механизма позволила обеспечить скорострельность на уровне 10-12 выстрелов в минуту. Однако имелся и серьезный минус. Расстреляв боекомплект из барабанов, по существу, ставший безоружным танк должен был покинуть поле боя или выйти из-под огня, для того чтобы провести повторную зарядку магазинов. Они вновь заполнялись через люки, расположенные на крыше башни.

Основным вооружением первых легких танков АМХ-13 была 75-мм пушка (с ней было выпущено чуть более 2 тысяч машин), установленная в башне FL-10. Затем появилась более многочисленная версия с 90-мм нарезной пушкой, установленной в той же башне. 90-мм пушка имела дульный тормоз и теплоизоляционный кожух. Уже в 1970-х годах свет увидела еще одна версия танка. На этот раз его оснастили модифицированной башней со 105-мм орудием и лазерным дальномером.

Так как Batignolles-Chatillon 25T являлся дальнейшим развитием танка АМХ-13, он получил особенности его компоновки. Прежде всего, речь идет об использовании качающейся башни. Помимо этого трансмиссионное отделение танка было расположено в передней части его корпуса. Здесь же располагалось отделение управления, смещенное к левому борту. Ходовая часть танка состояла из 6-и обрезиненных опорных катков, снабженных гидравлической подвеской, и 3-х поддерживающих роликов (на каждый борт). Переднее расположение трансмиссии предопределило тот факт, что ведущими у танка стали передние колеса, а задние играли роль ленивцев. В отличие от легкого танка АМХ-13, новая боевая машина отличалась не только большими размерами, но и лучшим бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса, расположенная под хорошим углом наклона, обладала толщиной 60 мм. На АМХ-13 лобовая броня корпуса не превышала 30 мм.

Batignolles-Chatillon Char 25T: танк с качающейся башней
Batignolles-Chatillon 25T


Конструкция танковой башни повторяла ту, что была использована на танке АМХ-13 и уже описана выше. Башня данного типа была разработана еще в 1946 году инженерами французской компании АМХ для опытного проекта AMX-12t, позднее она была установлена на серийном легком танке АМХ-13, который в итоге и послужил прототипом для Batignolles-Chatillon Char 25T. Новый французский опытный танк унаследовал все плюсы и минусы данного технического решения.

Преимуществ у такой конструкции башни было несколько. Во-первых, она позволяла использовать имеющийся автомат заряжания. Конструкторы вынесли барабаны автомата заряжания в кормовую нишу башни, такое решение позволяло сократить ее забронированный объем. Во-вторых, в связи с тем, что наведение пушки по вертикали осуществлялось всей верхней частью башни, а не только одним орудием, не было необходимости в увеличении высоты башни. При использовании качающейся башни казенник орудия не мог упереться в крышу башни в случае, если ствол орудия опускался для стрельбы вниз на отрицательные углы наведения. Имелись у конструкции и свои недостатки — небольшой боекомплект (30 снарядов), а также невозможность ручной перезарядки изнутри танка, если автомат заряжания выходил из строя.

Основным вооружением опытного французского среднего танка стало 90-мм орудие F3 с дульным тормозом. Начальная скорость бронебойного снаряда данной пушки составляла 930 м/с. Вместе с орудием в верхней части качающейся башни был расположен спаренный с ним 7,5-мм пулемет MAC 1934T. Помимо этого по бокам башни были размещены по два дымовых гранатомета. В башне находилось только два члена экипажа — наводчик и командир танка. Внизу в корпусе танка располагался радист, а место механика-водителя, как и на танке АМХ-13, располагалось впереди с левой стороны от двигателя.

Batignolles-Chatillon 25T

Благодаря небольшому весу боевой машины, который составлял менее 25 тонн, танк был достаточно подвижным и отличался небольшими габаритами. Заявленная в проектных документах максимальная скорость хода по шоссе составляла 65 км/ч. Длина танка составляла 5,67 метра (для сравнения Т-54 — 6 метров), ширина — 3,16 метра (Т-54 — 3,27 метра), высота — 2,37 метра (Т-54 — 2,22 метра).

Два прототипа нового танка были изготовлены на заводе в Нанте в 1954 году. Их ходовые испытания и стрельбы шли на протяжении года, после чего в 1955 году проект было решено закрыть в пользу другой перспективной боевой машины, которая в дальнейшем получит индекс АМХ-30. Причинами такого решения стали: ненадежность гидравлической подвески танка Batignolles-Chatillon 25Т, которая оказалась очень капризной; необходимость постоянного технического обслуживания ходовой части танка после каждого применения, что было неприемлемо для французских военных; и угасающий интерес к башням качающегося типа. Стоит отметить, что тогда военные всего мира всерьез рассматривали возможность ядерной войны и боевых действий в ее условиях. Учитывая это, разрабатывались новые версии танков и других бронированных машин с противоатомной защитой. В то же время сделать полностью герметичным танк с качающейся башней просто не представлялось возможным.

До наших дней сохранился лишь один экземпляр данного танка. Единственный Batignolles-Chatillon Char 25Т хранится в знаменитом Музее бронетехники в Сомюре (Франция). И хотя данный танк никогда не был запущен в серийное производство, ему удалось сохранить свое имя и французский шарм. Благодаря популярной игре World of Tanks он не был забыт. Машина, которая никогда не становилась участником реальных сражений, активно участвует сегодня в боях виртуальных. В игре она представлена в виде среднего танка 10 уровня в ветке развития Франции, а также двух САУ на его базе Batignolles-Châtillon 155 55 и Batignolles-Châtillon 155 58 (с автоматом заряжания).

Batignolles-Chatillon 25T


Источники информации:
http://warspot.ru/3158-mashina-s-kachayuscheysya-bashney
http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Amx13/amx13.php
http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Amx13/amx13_1.php
http://vilingstore.net/Oruzhie-i-voennaya-tehnika-c17/BatignollesChatillon-25t-i72876
Материалы из открытых источников
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    13 апреля 2016 07:06
    Ну насчет того, что в это время законодателями моды были американцы - это слишком сильно сказано. СССР был, а вторым законодателем стала как раз Франция.
  2. +13
    13 апреля 2016 08:36
    Для кого кто был законодателем - ы пошли свои м путем - плодить головастиков по 60 тонн,нагличане - тоже пусть с оглядкой но все-же сои самобытные носороги, французы как всегда во всем поперек и продоль их машины ни с чем не спутаешь, у немцев такая школа танкостроения закачаешся. Ну и наша - танки большой войны, возможно минимальные размеры при максимально возможной огневой мощи, броне и подвижности с принесенными в жертву условиями работы экипажа
  3. +4
    13 апреля 2016 09:01
    Грамотная и интересная статья. И качающаяся башня, как техническое решение, штука крайне любопытная. Она действительно имеет ряд преимуществ. Вполне возможно, что при современных технологиях и материалах её удалось бы сделать герметичной. В этом случае применение башен такой конструкции оказалось бы весьма выгодным для бронетехники с необитаемым боевым отделением.
    1. 0
      13 апреля 2016 09:36
      пышно сказано: "качающаяся башня" - легкобронированный скворечник с несколько большими углами склонения. Вот этот больший угол - и вся фишка
      1. +2
        13 апреля 2016 10:14
        Не только. Такая конструкция позволяет в башню малых габаритов устанавливать орудия крупного калибра с широко разнесёнными орудийными цапфами.
        1. 0
          13 апреля 2016 10:34
          Цитата: Верден
          с широко разнесёнными орудийными цапфами.

          А это как?
          1. +2
            13 апреля 2016 11:33
            Имеются ввиду опорные цапфы, на которые опирается ствол при установке на лафет или в башню. Их ширина может быть различна по разным причинам. Играет роль и конструкция откатника, и казённика, и систем наведения... Это одна из причин, почему на танк нельзя устанавливать любые орудия по желанию. В качающейся башне французских танков ширина цапф доходит до крайних габаритов башни. Просто из-за защитных чехлов на представленных фотографиях этого не видно.
            1. 0
              13 апреля 2016 14:09
              Цитата: Верден
              Их ширина может быть различна по разным причинам.

              Может Вы что-то не то подразумеваете под этим термином?
              1. Комментарий был удален.
              2. Комментарий был удален.
              3. Комментарий был удален.
              4. 0
                13 апреля 2016 14:42
                "Один из цилиндрических выступов на стволе орудия или на люльке части упругого лафета, вставляемый в особое гнездо жесткого лафета." Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
          2. +3
            13 апреля 2016 12:36
            В прошлом году фоткал в танковом музее!
        2. 0
          13 апреля 2016 11:33
          качающийся верхний колпак с орудием вообще не сулит никаких преференций по сравнению с традиционной конструкцией, кроме упомянутого угла склонения; как в безлюдной, так и обитаемой башне. В случае увеличения калибра, проблемы тоже будут одинаковы (+ зазоры смещающейся брони, размещение приборов наблюдения, стабилизация орудия по вертикали)
          1. 0
            13 апреля 2016 12:09
            В необитаемой башне конструктивно можно обойтись и без верхнего колпака.
            1. 0
              13 апреля 2016 12:25
              а с ним и заканчивается "качающаяся башня". Впрочем, для самоходки это терпимо, но у танка становится крайне уязвимым механизм заряжания (это как минимум)
              1. -1
                13 апреля 2016 12:27
                Это лишь в том случае, если использовать казённик традиционной схемы.
                1. 0
                  13 апреля 2016 13:14
                  интересно, а какой?
                  Самое радикальное, что здесь предлагалось, это револьверная схема, но и там, если память не изменяет, барабан нужно было пополнять обыкновенным АЗ в нижней точке
                  1. -1
                    13 апреля 2016 13:15
                    Первое, что приходит в голову, без серьёзного предварительного анализа - ленточная подача.
                    1. 0
                      13 апреля 2016 13:35
                      полагаете, что всё это добро будет малоуязвимо и без бронированной крыши?
                      1. -1
                        13 апреля 2016 13:47
                        Если казённик, электронику и систему наведения убрать в плотно обжатую бронированную капсулу - почему нет? Судя по фото подбитых AMX-13, которые мне доводилось видеть, основные боевые повреждения этого танка - вылет наружу всего орудия из-за взрыва боекомплекта. Вероятнее всего, в результате подрыва танка на мине.
    2. 0
      13 апреля 2016 14:28
      Цитата: Верден
      Грамотная и интересная статья. И качающаяся башня, как техническое решение, штука крайне любопытная. Она действительно имеет ряд преимуществ. Вполне возможно, что при современных технологиях и материалах её удалось бы сделать герметичной. В этом случае применение башен такой конструкции оказалось бы весьма выгодным для бронетехники с необитаемым боевым отделением.

      --------------------
      Про танк AMX-13 узнал из книги И.Шмелева "Танки в бою", купил в 1986 году вроде. Еще в школе учился.
      1. 0
        13 апреля 2016 14:55
        Распространение лёгких танков ограничено не их малыми возможностями, а в результате ошибок, которые допускали многие военноначальники при применении этой довольно специфической техники.
  4. +2
    13 апреля 2016 09:02
    Французы всегда отличались нетривиальным инженерным мышлением. Возможно именно благодаря этому и появился рено фт... и в общем то неплохой АМХ-13 удачно сочетавший в себе высокую огневую мощь с небольшой массой. Но, иногда, излишняя фантазия может завести в такие дебри, что мама не горюй!
    1. 0
      14 апреля 2016 17:12
      Если я не ошибаюсь, разместить двигатели в хвостовой части пассажирских самолетов- тоже идея французов.
  5. 0
    13 апреля 2016 09:19
    при всей революционности рено фт, у него передние колеса были деревянными fellow
  6. +1
    13 апреля 2016 09:34
    Автомат заряжания? 8))) Похоже, уже тогда французы предчувствовали грядущий энергетический кризис, и "автомат заряжания" работал от мускульной силы наводчика... Очень спорное решение.
  7. 0
    13 апреля 2016 10:36
    Скорость боевой машины на поле боя, ее маневренные характеристики и уменьшение поражаемого силуэта были выведены ими на первый план. Со временем развитие этой концепции привело к вырождению во всем мире тяжелых танков, на место которых пришли ОБТ — основные боевые танки.

    А разве не огневая мощь,при маневренности и защищенности является концепцией:
    Средние и тяжёлые танки как типы боевых машин по массе продолжают существовать и после Второй мировой войны, а вот по родам оружия, оперативного и тактического применения грани классификации стали стираться. Яркие пример наиболее удачных послевоенных тяжёлых танков — послевоенные танки ИС. Однако к 1960-тым прогресс в двигателестроении, артиллерийском вооружении танков, а также в технологии изготовления брони сделали возможным создание основного танка, совмещающего высокую подвижность, манёвренность и сравнительную дешевизну производства и эксплуатации среднего танка и защищенность и огневую мощь тяжёлого танка по массе и задачам. То есть в результате грань между средним и тяжёлым танком того времени и задачам их применения фактически стерлась. К этому добавились: новые гладкоствольные танковые орудия, способные стрелять как артиллерийскими так и реактивными снарядами (последнее сделало ненужными специализированные ракетные танки), и прогресс бортового радиоэлектронного оборудования и, в частности, оснащение танков лазерным прицельно-дальномерным оборудованием. Собственно с этого времени начинается летопись сокращения в СССР моделей по предназначению ОТ (ОБТ).

    Французская военная промышленность послевоенного времени характеризуется неравномерным уровнем развития своих отраслей. Создание ряда успешных и действительно выдающихся конструкций (штурмовая винтовка FAMAS, истребители серии "Мираж", бронеавтомобили Panhard EBR, VBL, VAB, AMX-10RC, VBCI и др.) компенсируется отставанием по части других видов вооружения. До недавнего времени к ним относились и танки.
    В 50-е гг. танкостроение Франции находилось в активном поиске. Разгром французской армии в начале Второй Мировой войны и эффективность немецких танковых войск в течение всего ее времени определили главный "источник вдохновения" для военных конструкторов того времени: в ранних разработках фирм GIAT и "Лоррейн" (таких, как "Лоррейн-40Т", АМХ-50, САУ "Фош") без труда усматривается германское влияние. Перечисленные машины остались в единичных образцах, в отличие от легкого танка АМХ-13 - первой послевоенной (за исключением ARL-44, фактически довоенного проекта) гусеничной боевой машины, выпускавшейся серийно.
    На рубеже 50-х - 60-х гг. появился первый ОБТ Франции 2-го поколения - АМХ-30. Первоначально его разработка велась совместно с Германией, в рамках концепции "основного танка НАТО", но в итоге каждое из государств приняло на вооружение собственный ОБТ. АМХ-30 во многих отношениях был схож с немецким "Леопардом" - высокая подвижность достигалась за счет довольно слабой (до 80 мм по нормали) брони. Хорошее вооружение - 105-мм CN-105-F1 и 20-мм автоматическая пушка - уравновешивалось отсутствием стабилизатора, что не лучшим образом сказывалось на боеспособности. Несмотря на крупные недостатки, танк приобрели армии 9 государств.
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4427/Основной
  8. 0
    13 апреля 2016 10:40
    Благодаря популярной игре World of Tanks он не был забыт. Машина, которая никогда не становилась участником реальных сражений, активно участвует сегодня в боях виртуальных. В игре она представлена в виде среднего танка 10 уровня в ветке развития Франции, а также двух САУ на его базе Batignolles-Châtillon 155 55 и Batignolles-Châtillon 155 58 (с автоматом заряжания).

    Пусть разрабы учтут один важный момент:
    Расстреляв боекомплект из барабанов, по существу, ставший безоружным танк должен был покинуть поле боя или выйти из-под огня, для того чтобы провести повторную зарядку магазинов. Они вновь заполнялись через люки, расположенные на крыше башни.
    Пусть уезжает встает и заряжается а не мотается зарабатывая на подсвечивании.
    1. 0
      13 апреля 2016 11:07
      Цитата: МЧПВ
      Пусть уезжает встает и заряжается а не мотается зарабатывая на подсвечивании.

      Играбельность в ущерб историчности. (tm)

      Может Вам ещё и время ремонта сбитой гусеницы привести в соответствие с историческими значениями?
      Или может быть Вы... артовод? Ибо кто у нас там ещё так любит неподвижные СТ? smile
  9. 0
    13 апреля 2016 10:47
    Так это же БатЧат в простотанкистонародье :)
  10. 0
    13 апреля 2016 12:00
    Танк не воевал и этим всё сказано. Какие-то технические решения французов были использованы при проектировании в других странах. Для мирового танкопрома отрицательный результат - тоже результат.
  11. +5
    13 апреля 2016 16:29
    Когда я слышу эту дебильную кальку ОБТ, мне хочется дать в морду. В русском языке танк - боевая машина. Другого значения нет, и боевой танк=масло масляное. Есть основной танк, который по определению боевой, если же это какая-то специальная машина, то так и говорят "учебный танк", "легкий танк" и т. п.

    При этом слова о "смерти" тяжелых танков ничего кроме истеричного смеха вызвать не могут. Практически вымерли, распространенные в годы ВМВ машины второго эшелона, построенные без использования вращающихся башен, но во многом это произошло по причине длительного периода мирного времени, позволившего настроить более дорогие нормальные танки с их недешевыми механизмами поворота башни. Немцы под конец ВМВ вообще в самоходки ударились по страшному из-за их технологичности. Что касается тяжиков, то вот по амерской классификиции танк весом 40+ тонн считался тяжелым. На M26 они превзошли рубеж 40 тонн, а все дальнейшие машины семейства "Паттона" уверенно росли к 50. Т-54 тоже никак не тянет на отказ от брони, а Т-72 по весу перешагнул 40-тонный рубеж. Быстрые и сравнительно легкие по западным стандартам, без использования советской сверхплотной компоновки, AMX-30B и Leo-1, конечно, имели место быть, но вот в реальных боевых действиях оказалось, что скорость ни хрена не решает, а вот миллиметры брони и ДЗ очень даже. Ну а Leo-2 с последними модификациями на 70+ тонн просто ржут над теми, кто собрался уворачиваться от снарядов и ПТУРов.

    Не тяжелые танки вымерли, а средние, остались одни тяжелые (последние Т-55, кстати, тоже за 40 т уверенно шагнули), которым тех. прогресс позволил дать более мощные двигатели. Ну а когда у тебя массовый танк весит тонн 45, то тяжелый сколько будет? 70-80? Неудивительно, что верхний класс потерял смысл.
    1. 0
      13 апреля 2016 16:36
      трудно возражать вне третьей мировой
    2. +2
      13 апреля 2016 17:39
      Цитата: EvilLion
      В русском языке танк - боевая машина. Другого значения нет, и боевой танк=масло масляное.

      В русском языке слово танк имеет ровно те же значения что и в английском. Кроме боевых танков есть ещё топливные, масляные и прочие танки. Даже судно с танками есть - танкер называется. smile

      Именно для устрашения многозначности и применяется словосочетание "боевой танк".
    3. 0
      14 апреля 2016 12:22
      Цитата: EvilLion
      Когда я слышу эту дебильную кальку ОБТ, мне хочется дать в морду. В русском языке танк - боевая машина. Другого значения нет, и боевой танк=масло масляное. Есть основной танк, который по определению боевой, если же это какая-то специальная машина, то так и говорят "учебный танк", "легкий танк" и т. п.

      Но если использовать аббревиатуру "ОТ", то основной танк можно спутать с огнемётным танком. А советские огнемётные танки и назывались "ОТ-XX".
  12. 0
    13 апреля 2016 19:01
    Французы, такие французы! Чего только стоит дверная ручка на первом Логане!
  13. -1
    13 апреля 2016 20:24
    Что-то меня терзают смутные сомнения - а не заказная это статья, да ещё и реклама игры в добавок. Хм.
  14. +10
    14 апреля 2016 05:08
    Во французском фильме "Авантюристы" AMX-13 "играет" немца. Бельмондо на нём золото везёт:
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      14 апреля 2016 12:27
      Не АМХ-13, а Steyr Sk 105.
      AMX-13AMX-13

      Steyr Sk 105Steyr Sk 105