Military Review

Such a war. She rushed under the tank. Part of 2

12
Such a war. She rushed under the tank. Part of 2



What do we know about the character of this person? Little, very little. It is known that Valeria Gnarovskaya grew up in a family that had little to do with workers 'and peasants' roots, since her father was the head of the post office. And the mother was engaged in housekeeping, which during the years of mass collectivization and industrialization was not a typical phenomenon for the structure of the Soviet family. It is also known that Valeria loved to engage in gardening and floriculture, especially to grow houseplants. In 1941, she graduated from high school and, like thousands of people, sent her father Osip Osipovich to the war. He will pass through the crucible of the Second World War and return home alive to mourn his early departed daughter, whose portrait with the star of the Hero of the Soviet Union was now silently looking at him.

But first, Valery was not taken to the front. She went to the military enlistment office several times to no avail, but each time she was refused. The Germans were advancing, and it was the turn to evacuate with his mother in the Omsk region. Arriving at the Ishim station, and then to the village of Berdyuzhe, the persistent girl began to study nursing.

At this time, at the Ishim station, one of the numerous military units is being formed - the 229 th infantry division. The fighters were located in Sinitsyn Bor, in the territory of the former pioneer camp. Of course, the residents of the surrounding area knew very well what was going on here over the course of four months: the division was formed from January 1, 1942 of the year to 1 of April, 1942 of the year, becoming part of the Siberian military district. At this time, Valeria, together with her friends, could somehow make their way to the commander and beg him for permission to enlist in the detachment. In Ishim now there is a museum and an obelisk dedicated to the memory of fallen soldiers.

The hardest parting was with her mother, Evdokia Mikhailovna. 10 On April 1942, the division left the Siberian Military District and was reassigned to the Moscow Military District, and from 1 August it became part of the 64 Army operating on the Stalingrad Front.

“My dear daddy! I know that it’s hard for you and your friends. But how much will you retreat? You rent a city outside the city. After all, the Nazis will reach the Urals. I couldn’t sit any longer as a telephonist in Siberia. I'm going to your front. Maybe we will be together. Maybe a meeting of our sub-podorozhskie, yandebskikh. Until now, I have done very little to exorcise the damned invaders. We did not touch them. They are to blame for everything. How much sorrow and suffering these savages have brought us! Dad, when the fascists shoot shells at Leningrad, it seems to me that they shoot at me when they trample on our native land (the school and our house, probably, were burned), it seems to me that they are treading on me. And I say to myself: "Go where it is difficult if you are a man." And I'm coming, dad. Let it be difficult, let the frost freeze to the bones, let it be terrible and scary - I will not abandon the wounded, no matter how hard it is for me ... We can not retreat further, my dear ... "



I wonder what color her hair was? Probably, she also had her secret admirer, but this is not mentioned anywhere in the official biography of the girl. But it’s a pity that we won’t recognize the true spiritual qualities of Valeria. But we know for sure one thing - this is the amazing courage of a very young man who, knowing about his imminent death, gathered in one bunch a grenade and rose to meet the German tank.



But nobody knew about that then.

In the meantime, was the first battle near the station Surovikino, near the river Chir. It was here that the formed parts of the 229 division took up the defense in order to resist the enemy rushing to Stalingrad. In July, 1942, the division was sent to the Stalingrad front and immediately entered into heavy fighting, during which the amazing qualities of an 18-year-old girl were revealed: bravery, endurance, and sacrifice.

In the first minutes of the battle young sisters were confused. The roar and explosions of the shells seemed to paralyze them. But even in this situation, the resilient nature of Valeria appeared. She rose and shouted: “Comrades! Look, I'm not scared! Let's go For the Motherland! "

For 17 days, the division fought, got encircled and made its way to its own. At this time, Valeria fell ill with typhoid fever, and the soldiers carried her in her arms barely alive.



Then she received her first award - the Medal "For Courage". She also received letters from rescued soldiers, where they thanked their Swallow, as they called her.

After recovering, Valeria achieved a return to her home part, or rather, she fell into the 244 Infantry Division, which included the remnants of the 229 Division.

In 1943, she helped the wounded soldiers during the liberation of the Donetsk region and Zaporozhye: she had 338 fighters.



23 September 1943 near the state farm Ivanenkovo ​​Zaporozhye region during the offensive nearby village, village Verbovaya, was the epicenter of the battle. Valeria, as usual, provided assistance to the wounded, whose evacuation had not yet begun, and they were dragged to the funnel. According to the field regulations of the Red Army, the battalion medical aid centers are deployed in 1-2 km from the front line, and the regimental medical aid center - in 3-6 km from the front line.

Not far from the crater, where the wounded were, was located the command post of the regiment. Suddenly, very close, they heard exploding shells - two German tanks were approaching them, which broke through and went to "walk" along the rear lines, representing a great danger.

Valeria saw that one of the tanks was heading in their direction, while the other started a fight with the “staff officers”. It is obvious that the Germans did not see Valeria and her wounded, because she managed to get close to the tank as close as possible. If German tankers had seen it before, they would have destroyed the machine-gun fire.



Most likely, Valeria collected several WG-40 grenades in a bundle in order to penetrate the Tiger's 63-mm armor. According to the award documents, the tank was stopped.



The wounded are saved. Valeria from the explosion died instantly. Her body lay on the ground for several days, it was discovered by a funeral team and buried in a mass grave.



According to the award documents, the Red Army armor-fighters Ryndin and Turundin destroyed the second tank.



At the site of the death of Valeria Gnarovskaya in the Zaporozhye region a monument was erected Please note: in today's photo behind it, the slogans of the new war unfolding in Ukraine have already been written.



Sister Helen stayed alive

Several times during our conversation, Elena Alekseevna Ponomareva from the village of Bolshovskaya had tears in her eyes. The voice trembled slightly. But the true Cossack and the front-line fighter successfully coped with the surging emotions and did not allow herself to cry. Elena Alekseevna lived a long and difficult life, and to this day she tries not to give up years and illnesses. 31 December she celebrated the 90 anniversary.

Elena Alekseevna hails from the Morozov farm and was born in the family of a teacher. The family was a believer, for which he fell into disfavor with the authorities in 1932.

- From the windows of the parent house was visible the temple, turned into a warehouse for storing grain. On the day of the grandfather's death, mother planted us, the children, on the window sill, obviously, so as not to interfere. My father took a fritters-smelling naphthalene from his chest, which he wore only on special days. We saw how Pope enters the church with priest Alim Pavlovich, and a few minutes later the sad tinkling of bells floated over the farm. Then some men appeared, beat the priest with whips and, after throwing them into the cart, took them away, - Elena Alekseevna recalls.

A few days later they took Alexei Illarionovich too, declaring him an enemy of the people. In the house there was a pogrom and a real robbery. Before the arrival of the uninvited guests, Elena Alekseevna's mother managed to squeeze out a small glass in the window and stuffed it with a pillowcase in which she poured a couple of handfuls of grain. Somehow, the "guests" of the burial chamber guessed or coined up on a rag rag - unknown, but they confiscated both. A woman with children was kicked out of the house.

Alexey Illarionovich was punished in the city of Konstantinovsk, and after returning two years later, he found only his daughter Helen in the living. Three sons and wife died of starvation.

With the return of his father, who was invited by the city government in the Martynovsky district, Elena's life became easier. They were given a house, there was bread on the table. The farm where his father worked was engaged in raising livestock of elite breeds - horses, cows, sheep. In 1937, a big boss arrived from Moscow and declared quarantine, after which many animals died.

- It was rumored that a Muscovite is an enemy of the people, who poured poison into the water. The man hanged himself. And daddy was taken away again and sent for coal mining to the camps of Vorkuta - for 15 years. I was expelled from school, - Elena Alekseevna recalls.

After a while, they were allowed to attend school and even were admitted to the Komsomol, and when the war began, Elena Alekseevna went to the front, became a nurse.



At first, she counted how many wounded men were dragged from the battlefield. Up to a hundred counted and stopped.

- And they called me, and they called me a daughter, and a sister, and tried to quit. It happened differently. And I tried to persuade someone to suffer, and on others, and yelled, she admits.

After injury, retrained to a radio operator. The following happened. Dragged Ponomarev seriously wounded fighter. And now their trenches, where you can hide and take a breath. But the edge of the trench collapsed, and she with a wounded soldier on her shoulder fell into a box with shells - her hand broke like a match.

Further service E.A. Ponomarev was held in the 7-th Guards Nezhinsko-Kuzbass mechanized corps of General I.P. Korchagin. The radio center where she received and sent radiograms, guarded by three fighters - to remain without communication during the battle means to lose control of the situation. From Moscow they radioed: “Take Bautzen. I am with you. I. Stalin”. There were several such radiograms. Having received them, the radio operator ran to report to the commander.

The offensive of our troops was complicated by the fact that the city was located on a hill, and it could only be approached from one side. In addition, the technique knitted in spring impassable mud. It was assumed that the Soviet soldiers would be supported by the Polish troops, but they, being surrounded, needed help themselves. It was possible to occupy Bautzen with difficulty, and fights proceeded in the city. Fascists seated in the attic fired at the faius fronts.

The headquarters of General Korchagin was located in the church. When Elena Ponomareva came in with a report, lampadas were burning there, and the priests were caring for wounded soldiers. The general interrogated prisoners. After transmitting the report, the radio operator jumped out onto the porch of the church and saw that the radio center was bombed. The soldiers from the passing armored carrier called: "Kazachka, come to us" and stretched out their hands. With such a difficult position had to leave.

“The church again occupied by the Germans, where the headquarters used to be located, was stormed two or three times,” recalls Ponomareva. - When they took him again, I immediately rushed to the wounded, but the Germans shot them.





“Ponomareva Elena Alekseevna, junior lieutenant of the medical service, has been participating in the Patriotic War since July 1941, Lieutenant of the Medical Service, working with 31 August 1942, in the GOPEP 221 (head office of the field evacuation center) in the reinforcement group O.R.M. U . No.45 as a head nurse, provided fast deployment and a cozy atmosphere in the 2 and 4 surgical housings of the evacuation receiver. With maternal care she treated the wounded, for which she had a number of thanks from the wounded, the command of GEPEP 221, the sanitary department of the 59 army.

Being transferred in January 1943 to the staff of GOEP 221, she worked as a senior evacuation receiver nurse, achieving a significant improvement in discipline among junior and senior medical staff. In February, she was appointed head of the food unit, achieved a clear exemplary order in it, immaculate cleanliness, accurate documentation and, most importantly, delicious full-fledged food for the wounded.

A member of the AUCPB from 1941, comrade Ponomarev, is one of the best agitators of GOEP 221.

For a sensitive maternal attitude towards the wounded, for an exemplary nutritional setting that ensures acceleration of recovery and the return to service of the wounded and sick, Junior Lieutenant Comrade Ponomareva EA It appears to the government award medal "For Military Merit."

After the capture of the city of Bautzen, several units of the 7 Guards Corps with the battles went further, others - to help the Czechoslovakians. The war ended for her in Czechoslovakia, in the town of Melnik.

Seeing the girls in a peaceful life, the general gave the order - to get married and have children. Elena Alekseevna had no shortage of bridegrooms, even the crippled hand was not embarrassed. Attracted guys diligence frontline.

After graduating from medical courses, she worked in the first-aid post at the Morozov farm. Once matchmakers came from the next village of Bolshovskaya and asked: “Why is the bride in a black dress like mourning for her?” And this dress was the only one. For the wedding, Elena Alekseevna sewed another one from coarse calico, but the aunt with whom she lived a feather bed and a pair of pillows. That's all dowry.

- My fiance, Dmitriy Nikolayevich, went into captivity, and then many because of this looked askance. It was only later that the awards he deserved were returned. We lived well with him, supported each other. And I fulfilled the mandate of the general — I gave birth to six, ”smiles Elena Alekseevna.

The ending should ...
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. crasever
    crasever April 19 2016 06: 56
    +16
    Thanks to the author and request to continue the topic!
  2. qwert
    qwert April 19 2016 07: 09
    +12
    The best and most correct article of today on the site !!!
  3. parusnik
    parusnik April 19 2016 07: 20
    +13
    ..For the sake of life on earth .. A low bow to you, both dead and alive .. Thank you, Polina ..
  4. EvgNik
    EvgNik April 19 2016 07: 23
    +8
    Pauline, I join the request to continue. Let there be parts 3, 4 ... There were many heroes in the Great Patriotic War. And among them women stand out especially.
  5. avia12005
    avia12005 April 19 2016 08: 48
    +8
    Our dead as sentries ...
  6. Mikado
    Mikado April 19 2016 11: 33
    +5
    Pauline, thanks for the article! We look forward to continuing! Although I want to cry when reading ..
  7. doework
    doework April 19 2016 13: 02
    +6
    Thank you, Polina! Please continue!
  8. Reptiloid
    Reptiloid April 19 2016 16: 08
    +3
    Thanks so much for continuing. Now, when I read about the heroism of the Soviet people, the military theme in the pictures becomes closer. Somehow, I did not think about much before.
  9. moskowit
    moskowit April 19 2016 19: 49
    +1
    You, dear Pauline, already need to think about a book of essays about the Heroes of the war ...
  10. Bredovich705
    Bredovich705 April 20 2016 07: 04
    +1
    Thanks Pauline! God help you in your work! And you help us REMEMBER!
  11. sherp2015
    sherp2015 April 20 2016 09: 46
    +1
    The sailors, Gnarovskys and thousands more of our people are capable of heroism in difficult times
  12. Sakhalininsk
    Sakhalininsk 3 November 2016 06: 47
    0
    Thanks to the author.
    It is unfortunate that they do not often enough show on the central channels of the story about such girls and boys who gave their lives during the war, for our future ones. Eternal glory and memory.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Что мы знаем о характере этого человека? Мало, очень мало. Известно, что выросла Валерия Гнаровская в семье, имевшей небольшое отношение к рабоче-крестьянским корням, поскольку её отец возглавлял почтовое отделение. А мать занималась домашним хозяйством, что в годы массовой коллективизации и индустриализации было нетипичным явлением для уклада советской семьи. Также известно, что Валерия любила заниматься огородничеством и цветоводством, особенно выращивать комнатные растения. В 1941 году окончила школу и, как тысячи людей, отправила своего отца Осипа Осиповича на войну. Он пройдёт через всё горнило второй мировой войны и живым вернётся домой, чтобы оплакивать свою рано ушедшую дочь, чей портрет со звездой Героя Советского Союза теперь безмолвно смотрел на него.

Но сначала Валерию на фронт не взяли. Она безрезультатно ходила по несколько раз в военкомат, но каждый раз получала отказ. Немцы наступали, и пришла очередь эвакуироваться им вместе с мамой в Омскую область. Прибыв на станцию Ишим, а потом в село Бердюжье, настойчивая девушка стала обучаться сестринскому делу.


В это время на станции Ишим происходит формирование одной из многочисленных воинских частей — 229-ой стрелковой дивизии. Бойцы располагались в Синицыном бору, на территории бывшего пионерского лагеря. Конечно, жители близлежащих окрестностей отлично знали, что здесь происходит на протяжении четырёх месяцев: дивизия формировалась с 1 января 1942 года по 1 апреля 1942 года, войдя в состав Сибирского военного округа. В это время Валерия вместе со своими подругами смогли каким-то образом пробиться к командиру и вымолить у него разрешение на зачисление в отряд. В Ишиме сейчас есть музей и обелиск, посвященной памяти павших бойцов.

Самое сложное было прощание с матерью, Евдокией Михайловной. 10 апреля 1942 года дивизия покидала Сибирский военный округ и была переподчинена Московскому военному округу, а с 1 августа вошла в состав 64-ой армии, действующей на Сталинградском фронте.

«Родной мой папочка! Я знаю, что тебе и твоим друзьям тяжело. Но сколько же вы будете отступать? Вы сдаете город за городом. Ведь так фашисты дойдут и до Урала. Я больше не могла отсиживаться телефонисткой в Сибири. Еду к тебе на фронт. Может, будем вместе. Может, встречу наших подпорожских, яндебских. До сих пор я делала очень мало для того, чтобы изгнать проклятых захватчиков. Мы их не трогали. Они виноваты во всем. Сколько горя и страданий принесли нам эти дикари! Папа, когда фашисты стреляют снарядами по Ленинграду, мне кажется, что они стреляют в меня, когда они топчут наш родной край (школу и дом наш, наверное, сожгли), мне кажется, что они топчут меня. И я говорю себе: «Иди туда, где трудно, если ты человек». И я иду, папа. Пусть будет трудно, пусть леденит до костей мороз, пусть будет жутко и страшно — я не брошу раненого, как бы тяжело мне ни было... Нам нельзя отступать дальше, родной мой...»

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Интересно, какого цвета волосы были у неё? Наверное, был у неё и свой тайный воздыхатель, но об этом нигде в официальной биографии девушки не сказано. А жаль, что истинных душевных качеств Валерии мы так и не узнаем. Но знаем мы точно одно — это удивительное мужество совсем ещё юного человека, который, зная о своей неминуемой гибели, собрал в одну связку гранаты и поднялся навстречу немецкому танку.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Но об этом тогда никто не знал.

А пока был первый бой в районе станции Суровикино, около реки Чир. Именно здесь заняли оборону сформированные части 229-ой дивизии, чтобы противостоять рвавшемуся к Сталинграду врагу. В июле 1942 года дивизия была направлена на Сталинградский фронт и сразу же вступила в тяжёлые бои, в ходе которых проявились удивительные качества 18-летней девушки: храбрость, выносливость, жертвенность.

В первые минуты боя молоденькие сестрички растерялись. Грохот и разрывы снарядов, казалось, парализовали их. Но и в этой ситуации проявился стойкий характер Валерии. Она поднялась и крикнула: «Товарищи! Смотрите, мне же не страшно! Пошли! За Родину!»

В течение 17-ти дней дивизия вела бои, попала в окружение и пробивалась к своим. В это время Валерия заболела брюшным тифом, и бойцы вынесли её на руках еле живую.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Тогда же она получила первую свою награду — медаль «За отвагу». А ещё получала она письма от спасённых солдат, где они благодарили свою Ласточку, так они называли её.

После выздоровления Валерия добилась возвращения в свою родную часть, вернее, она попала в 244-ю стрелковую дивизию, куда вошли остатки 229-ой дивизии.

В 1943 году она помогала раненым бойцам в ходе освобождения Донецкой области и Запорожья: на её счету было 338 бойцов.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


23 сентября 1943 года около совхоза Иваненково Запорожской области в ходе наступления близлежащий населённый пункт, деревня Вербовая, оказался эпицентром сражения. Валерия, как обычно, оказывала помощь раненым, эвакуация которых ещё не началась и их стаскивали в воронку. Согласно полевому уставу РККА, батальонные пункты медицинской помощи развёртываются в 1-2 км от линии фронта, а полковой пункт медицинской помощи — в 3-6 км от линии фронта.

Недалеко от воронки, где были раненые, располагался командный пункт полка. Неожиданно совсем рядом они услышали разрывы снарядов — к ним приближалось два немецких танка, которые прорвались и пошли «гулять» по тылам, представляя огромную опасность.

Валерия видела, что один из танков направляется в их сторону, а другой завязал бой со «штабистами». Очевидно, что немцы не видели Валерию и её раненых, потому, что ей удалось подобраться к танку на максимально близкое расстояние. Если бы немецкие танкисты её увидели раньше, то уничтожили бы пулемётной очередью.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Скорее всего, Валерия собрала в связку несколько гранат РГ-40, чтобы пробить 63-мм броню «Тигра». Согласно наградным документам, танк был остановлен.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Раненые спасены. Валерия от взрыва погибла мгновенно. Её тело пролежало на земле несколько дней, было обнаружено похоронной командой и погребено в братской могиле.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Согласно наградным документам, красноармейцы-бронебойщики Рындин и Турундин уничтожили второй танк.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


На месте гибели Валерии Гнаровской в Запорожской области установлен памятник. Обратите внимание: на сегодняшней фотографии сзади написаны уже лозунги новой войны, развернувшейся на Украине.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Сестра Леночка осталась живой

Несколько раз за время нашей беседы у Елены Алексеевны Пономарёвой из станицы Большовской в глазах блеснули слезы. Голос слегка дрожал. Но истинная казачка и фронтовичка успешно справлялась с нахлынувшими эмоциями и не позволила себе заплакать. Елена Алексеевна прожила долгую и трудную жизнь, и по сей день старается не сдаваться годам и болезням. 31 декабря она отпраздновала 90-летний юбилей.

Родом Елена Алексеевна из хутора Морозов, появилась на свет в семье учителя. Семья была верующая, за что и попала в немилость к властям в 1932 году.

— Из окон родительского дома был виден храм, превращенный в склад для хранения зерна. В день смерти дедушки мать посадила нас, детей, на подоконник, очевидно, чтоб не мешали. Отцу достала из сундука пропахший нафталином френч, который он надевал только по торжественным дням. Мы видели, как папа входит со священником Алимом Павловичем в церковь, а спустя несколько минут над хутором поплыл печальный звон колоколов. Потом появились какие-то мужчины, избили плетьми священника и, бросив в бричку, увезли, — вспоминает Елена Алексеевна.

Через несколько дней забрали и Алексея Илларионовича, объявив врагом народа. В доме был учинён погром и настоящий грабёж. Перед приходом незваных гостей мать Елены Алексеевны успела выдавить небольшое стекло в окне и заткнула его наволочкой, в которую насыпала пару горстей зерна. Каким-то образом "гости" о захоронке догадались или позарились на лоскут тряпки — неведомо, но изъяли и то, и другое. Из дома женщину с детьми выгнали.

Отбывал Алексей Илларионович наказание в городе Константиновске, а вернувшись через два года, в живых нашёл только дочку Елену. Три сына и жена умерли от голода.

С возвращением отца, которого пригласили гуртоправом в Мартыновский район, жизнь Елены стала полегче. Им дали домик, на столе был хлеб. Хозяйство, где работал отец, занималось разведением скота элитных пород — лошадей, коров, овец. В 1937 году приехал из Москвы большой начальник и объявил карантин, после которого многие животные погибли.

— Прошел слух, что москвич — враг народа, насыпавший в воду яд. Мужчина повесился. А папу опять забрали и отправили на добычу угля в лагеря Воркуты — на 15 лет. Меня исключили из школы, — вспоминает Елена Алексеевна.

Спустя время посещать школу разрешили и даже приняли в комсомол, а с началом войны Елена Алексеевна ушла на фронт, стала медсестрой.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Вначале считала, сколько раненых вытащила с поля боя. До ста досчитала и перестала.

— И материли меня, и доченькой называли, и сестрицей, и бросить уговаривали. По-разному бывало. И я кого-то уговаривала потерпеть, а на иных и прикрикивала, — признаётся она.

После ранения переучилась на радиста. Случилось же следующее. Тащила Пономарёва тяжелораненого бойца. И вот уже свои окопы, где можно укрыться и перевести дух. Но край окопа обвалился, и она с раненым солдатом на плече упала на ящик со снарядами — рука переломилась как спичка.

Дальнейшая служба Е.А. Пономарёвой проходила в 7-м гвардейском Нежинско-Кузбасском механизированном корпусе генерала И.П. Корчагина. Радиоузел, где она принимала и отправляла радиограммы, охраняло трое бойцов — остаться без связи во время боя, значит потерять контроль над ситуацией. Из Москвы радировали: "Взять Баутцен. Я с вами. И. Сталин". Таких радиограмм было несколько. Получив их, радистка бежала докладывать командиру.

Наступление наших войск осложнялось тем, что город располагался на возвышенности, и к нему можно было подступиться лишь с одной стороны. К тому же техника вязла в весенней непролазной грязи. Предполагалось, что советских солдат поддержат польские войска, но они, попав в окружение, сами нуждались в помощи. Занять Баутцен удалось с трудом, и бои продолжались в самом городе. Засевшие на чердаках фашисты стреляли фаустпатронами.

Штаб генерала Корчагина располагался в костеле. Когда Елена Пономарева вошла с донесением, там горели лампады, и священники ухаживали за ранеными солдатами. Генерал допрашивал пленных. Передав донесение, радистка выскочила на крыльцо костела и увидела, что радиоузел разбомбили. Солдаты с проезжающего бронетранспортера позвали: "Казачка, давай к нам" и протянули руки. С таким трудом занятые позиции приходилось оставлять.

— Вновь занятый немцами костел, где раньше располагался штаб, штурмовали два или три раза, — вспоминает Пономарёва. — Когда вновь его взяли, я сразу бросилась к раненым, но их немцы расстреляли.

Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


Такая война. Она бросилась под танк. Часть 2


«Пономарёва Елена Алексеевна, младший лейтенант медицинской службы, участвует в Отечественной войне с июля 1941 года, лейтенант медицинской службы, работая с 31 августа 1942 года в эвакоприёмнике ГОПЭП 221 (головное отделение полевого эвакуационного пункта) в группе усиления О.Р.М.У. №45 старшей медсестрой, обеспечила быстрое развёртывание и уютную обстановку во 2-м и 4-м хирургическом корпусах эвакоприёмника. С материнской заботливостью относилась к раненым, за что имела ряд благодарностей от раненых, командования ГОПЭП 221, санитарного отдела 59-ой армии.

Будучи переведённой в январе 1943 года в штат ГОПЭП 221, работала старшей медсестрой эвакоприёмника, добившись значительного улучшения дисциплины среди младшего и старшего медицинского состава. В феврале была назначена заведующей пищевым блоком, добилась чёткого образцового порядка в нём, безукоризненной чистоты, точной документации и, главное, вкусной полноценной пищи для раненых.

Член ВКПБ с 1941 года товарищ Пономарёва является одним из лучших агитаторов ГОПЭП 221.

За чуткое материнское отношение к раненым, за образцовую постановку питания, обеспечивающее ускорение выздоровления и возвращения в строй раненых и больных, младший лейтенант товарищ Пономарёва Е.А. представляется к правительственной награде медали «За боевые заслуги».

После взятия города Баутцена несколько подразделений 7-го гвардейского корпуса с боями пошли дальше, другие — на помощь чехословакам. Война для неё закончилась в Чехословакии, в городе Мельнике.

Провожая девчат в мирную жизнь, генерал отдал приказ — выходить замуж и детей рожать. Недостатка в женихах у Елены Алексеевны не было, даже покалеченная рука не смущала. Привлекало парней трудолюбие фронтовички.

Окончив медицинские курсы, она трудилась в медпункте хуторе Морозова. Однажды нагрянули сваты из соседней станицы Большовской и спрашивают: «А чего невеста в чёрном платье, будто траур у неё?» А платье это было единственным. К свадьбе Елена Алексеевна сшила еще одно — из бязи, да тётка, у которой жила, перину да пару подушек собрала. Вот и всё приданое.

— Жених мой, Дмитрий Николаевич, в плену побывал, и тогда многие из-за этого косо смотрели. Это уже потом ему награды заслуженные вернули. Мы хорошо с ним жили, поддерживали друг друга. А наказ генерала я выполнила — шестерых родила, — улыбается Елена Алексеевна.

Окончание следует...
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. crasever 19 апреля 2016 06:56
    Автору спасибо и просьба продолжать тему !
  2. qwert 19 апреля 2016 07:09
    Лучшая и самая правильная статья сегодняшнего дня на сайте!!!
  3. parusnik 19 апреля 2016 07:20
    ..Ради жизни на земле..Низкий поклон Вам и павшие и живые..Спасибо, Полина..
  4. EvgNik 19 апреля 2016 07:23
    Полина, присоединяюсь к просьбе продолжить. Пусть будут части 3, 4... Героев на Великой Отечественной было много. И среди них особо выделяются женщины.
  5. avia12005 19 апреля 2016 08:48
    Наши мёртвые как часовые...
  6. Микадо 19 апреля 2016 11:33
    Полина, спасибо за статью! Ждем продолжения! Хоть и плакать хочется при прочтении..
  7. doework 19 апреля 2016 13:02
    Спасибо, Полина! Пожалуйста, продолжайте!
  8. Reptiloid 19 апреля 2016 16:08
    Большое спасибо за продолжение. Теперь,Когда читаю о героизме Советских людей,военная тема в картинах становится ближе.Как-то раньше о многом не задумывался.
  9. moskowit 19 апреля 2016 19:49
    Вам, уважаемая Полина, уже надо думать о книге очерков о Героях войны...
  10. Бредович705 20 апреля 2016 07:04
    Спасибо Полина! Помогай вам бог в вашем труде! А вы помогаете нам ПОМНИТЬ!
  11. sherp2015 20 апреля 2016 09:46
    Матросовы, Гнаровские и еще тысячи наших людей в тяжелое время способны на героизм
  12. Сахалинец 3 ноября 2016 06:47
    Спасибо автору.
    Очень жаль, что недостаточно часто показывают по центральным каналам истории о таких вот девочках и мальчиках отдавших свои жизни во время войны, за наше будущие. Вечная слава и память.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня