Сколько торпедных попаданий выдержит «Замволт»

Сколько торпедных попаданий выдержит «Замволт»


Особую угрозу представляют торпеды с неконтактным взрывателем, взрывающиеся под килем идущего корабля. Далее все очевидно. Вода — несжимаемая среда. Вся сила взрыва направлена вверх, в сторону корпуса. Он не выдерживает. Ударом ломает киль, и корабль разваливается пополам.


Именно так описывают ситуацию те, кто “разбирается в вопросе”, приводя красочные примеры испытаний современных торпед.



Официально эта посудина классифицировалась как противолодочный фрегат “Торренс”. Фактически до звания фрегата “Торренсу” было далеко. Водоизмещение 2700 тонн. Ширина корпуса на миделе 12 метров. Много это или мало?

Например, у эсминца “Замволт” корпус на протяжении 60% длины имеет ширину 24,6 метра. Мысленно увеличьте “Торренс” в два раза и представьте, как бы его сломало взрывом аналогичной торпеды. А может быть, и не сломало...

Почему опять “Замволт”? Потому, что это первый из современных кораблей, в чьей конструкции прослеживаются меры по усилению противоторпедной защиты (ПТЗ).

На любое действие, если хорошо искать, найдется противодействие. Факт появления неконтактных взрывателей свидетельствует лишь о том, что классическая схема ПТЗ с противоторпедными булями устарела. Необходимы новые решения. Какие? Обо всём по порядку.

Во-первых, непривычно широкий корпус. Относительное удлинение “Замволта” составляет 7,4. Такого не видели со времен броненосцев. Для сравнения, у ГРКР “Москва” относительное удлинение корпуса = 9. При практически равной длине, “Москва” уже “Замволта” на 4 метра.

Что касается его американских собратьев, то там говорить не о чем. Все они — узкие “сигары” на фоне крепкого, коренастого эсминца. Удлинение корпуса “Тикондероги” — свыше 10. При равной длине она уже “Замволта” в полтора раза!


Слева строящийся “Рафаэль Перальта” (типа “Берк”), справа — “Майкл Монсур” (второй эсминец серии “Замволт”).


Даже более “коренастый” эсминец “Берк” кажется на фоне “Зумы” худосочным мальцом. Несмотря на схожие пропорции, он имеет “веретенообразную” форму и классические обводы. Имея на миделе ширину 20 метров, он стремительно “худеет” в оконечностях.

И, разумеется, имеет значение масштаб. В абсолютных значениях “Замволт” шире на 4 метра, длиннее на 30 метров и крупнее на 4000 тонн. А размер здесь имеет значение.

Именно поэтому очередное потопление “Спрюэнса” торпедой Марк-48 не представляет научного интереса. “Спрюэнс” — такая же “Тикондерога”, про которую все написано выше.


Где тонко, там и рвется



Красиво развалился? А вы обратили внимание на... Впрочем, здесь и так все понятно.

Корпус ломает в месте его наименьшей жесткости. Взрыв либо отрывает носовую оконечность, либо ломает посередине, между передней и задней частью надстройки.

В отличие от худосочных “спрюэнсов”, конструкция “Замволта” отличается интересной особенностью — сплошной настройкой в виде усеченной пирамиды, размером с девятиэтажный дом! Не нужно быть гением сопромата, чтобы понять, что присутствие такого элемента придает корпусу дополнительную жесткость на изгиб/кручение во всех плоскостях.

Сложить пополам “Зуму” будет явно сложнее, чем 2700-тонный австралийский фрегат с ничтожной шириной корпуса и такой же миниатюрной надстройкой.



Впрочем, всё это была лирика. Сломает, не сломает… Предотвращение критических повреждений конструкции — критерий обязательный, но недостаточный. Подводный взрыв неминуемо повредит обшивку днища на площади в десятки кв. метров. Что вызовет повреждение механизмов и затопление отсеков.

Проблема не решаема до тех пор, пока её не решать.

Создатели “Замволта” предусмотрели ряд простых и очевидных мер.

1. Толстое двойное дно высотой до двух метров. Отчетливо заметное на всех фотографиях строящегося эсминца.

2. Более частый силовой набор по сравнению с эсминцами предыдущих поколений.

3. Материал обшивки.

Утро 12 октября 2000 года, Аденский залив. Ослепительная вспышка на миг осветила бухту, и тяжелый грохот распугал стоящих в воде фламинго. Два шахида отдали свои жизни в войне с кяфирами, протаранив на моторной лодке эскадренный миноносец «Коул». Взрыв адской машины, начиненной 200 кг взрывчатки, разорвал борт эсминца, огненный вихрь промчался по отсекам и кубрикам корабля, превращая все на своем пути в кровавый винегрет. Проникнув в машинное отделение, взрывная волна разорвала корпусы газовых турбин, погнула гребной вал, эсминец лишился хода. Начался пожар. Жертвами взрыва стали 17 моряков, еще 39 получили ранения.



По словам тех, кто проектировал эсминец, тяжелые последствия связаны с досадным просчетом в его конструкции. Обратите внимание на верхний край пробоины: листы вырваны вдоль сварного шва, который идет вдоль всего борта (strake). Выше повреждения практически отсутствуют. Ниже — борт разорван в клочья. Это произошло оттого, что верхняя часть борта изготовлена из качественной легированной стали HY-80 (предел текучести 80 тыс. фунтов на кв. дюйм ~ 550 МПа, из неё делают прочные корпусы подлодок). Всё, что ниже, сделано из дешевой конструкционной стали.

Изготовление обшивки целиком из HY-80 не поможет обеспечить полную безопасность корабля при взрыве 200 кг ВВ. Обшивка имеет относительно малую толщину, кроме того, HY-80 ввиду недостаточной твердости не может считаться аналогом броневой стали. Тем не менее, такое решение позволило бы значительно сократить повреждения. Для всех сомневающихся — есть фото пробоины.

Недостаток обещают устранить на новых эсминцах. Для 3-ей подсерии “Берков” решается возможность изготовления обшивки из HY-80 или даже из HY-100. Что касается “Замволта”, то он практически целиком выполнен из легированной стали HSLA-80 с пределом текучести 550 МПа. При толщине внешней обшивки 12-14 мм. Такую же толщину имеет его двойное дно.





В итоге мы имеем крупный, аномально широкий корабль с мощной надстройкой “от борта до борта”, которая растянулась на половину длины его корпуса. С неожиданно прочной обшивкой и особыми мерами по обеспечению ПТЗ.

Сколько торпедных попаданий смог бы выдержать такой эсминец?

Стоит заметить, что даже “одноразовые” боевые корабли периода холодной войны имели неожиданно высокую стойкость к гидродинамическим ударам. Благодаря своим размерам (любой корабль — огромен) и развитому силовому набору, они, во время шок-тестов, выдерживали близкие подводные взрывы мощностью в тонну ВВ!


Испытания крейсера “Арканзас”. Кстати, он был короче “Замволта” и уже на целых пять метров.


Чтоб не достаться спрутам или крабам...

Вопреки авторитетному мнению “экспертов”, корабли, как и прежде, нуждаются в противоторпедной защите. Встреча с торпедой не значит мгновенной гибели в морской пучине. Корабль поврежден. Впереди — долгая и упорная борьба за эсминец, жизни сотен человек его экипажа и сохранение боевого потенциала эсминца.

Насколько эффективной окажется борьба, в большой мере зависит от конструкции самого корабля и возможностей его ПТЗ, поглотившей и рассеявшей большую часть энергии взрыва.

Те, кто рассказывают, как “корабли ломает пополам”, просто не хотят замечать очевидные вещи. Несчастные “Спрюэнс” и “Торренс” — всего лишь частные случаи, обусловленные хлипкостью их конструкции. И пусть современные торпеды срабатывают где-то под днищем. Самые мощные из них (УСЭТ-80, Марк-48) содержат на 70% меньшее ВВ, чем легендарные японские “лонг-лэнсы” (боевая часть 490 кг). Попадание которых, как известно, отнюдь не всегда приводило к гибели кораблей.


Крейсер “Минеаполис” после боя у Тассафаронга. Первый “лонг-лэнс” оторвал носовую оконечность до первой башни ГК, взрыв второго уничтожил котельное отделение №2. Несмотря на причиненные повреждения, “Миннеаполис” совершил своим ходом трансокеанский переход. Спустя девять месяцев он вновь участвовал в сражениях на Тихом океане.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

252 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти