Проект самоходной артиллерийской установки Porsche E-25 (Германия)

В 1943 году в нацистской Германии стартовала реализация проектов «E-серии». Целью этой программы было создание нескольких перспективных бронемашин, отвечающих современным и перспективным требованиям. Предлагалось разработать несколько машин с разными особенностями защиты, вооружения и т.д. Среди прочих планировалось создать проект среднего танка E-25. Его разработка была поручена компании Adlerwerke, которая успешно завершила проектирование и довела машину до стадии строительства прототипа. Тем не менее, это был не единственный проект с таким обозначением. В 1944 году фирма Porsche в инициативном порядке предложила свой вариант боевой машины E-25.

При определении подрядчиков по проектам серии «E» предпочтение отдавалось конструкторским бюро, которые не были заняты другими работами. По этой причине заказ на создание среднего танка (а затем САУ) E-25 получила фирма Adlerwerke. Такой выбор не устроил признанного лидера промышленности в лице компании Porsche. Из-за нескольких неудач с продвижением ряда проектов Фердинанд Порше решил начать разработку собственного проекта бронемашины, соответствующей требованиям к проекту E-25.

В основу нового проекта легли имевшиеся наработки по семейству проектов легкого разведывательного танка Typ 245. В 1942-43 годах фирмой Porsche были разработаны несколько вариантов перспективного легкого танка, отличавшиеся составом вооружения и тактической ролью. Эти проекты не заинтересовали военных и были отправлены в архив. Вскоре наработки по этим проектам было решено использовать при создании перспективной самоходки. Новый проект, призванный конкурировать с существующей разработкой, получил рабочие обозначения Typ 255 и Sturmgeschutz 27t. Кроме того, использовалось и обозначение E-25.


Проект самоходной артиллерийской установки Porsche E-25 (Германия)
САУ E-25 фирмы Porsche в представлении художника. Рисунок Militaryimages.net


Являясь дальнейшим развитием имеющегося проекта «Тип 245», САУ E-25 от Porsche должна была сохранять основные черты и особенности конструкции. В частности, предлагалось сохранить оригинальную форму броневого корпуса, но при этом значительно усилить его защиту. Рост уровня защиты должен был привести к увеличению массы и поэтому требовал доработок силовой установки и ходовой части. По расчетам, боевая масса машины E-25 должна была составлять 27 т. Для сравнения, самая защищенная и тяжелая версия танка Typ 245 весила лишь 15 т.

Корпус САУ Typ 255, подобно базовому легкому танку, должен был иметь форму несимметричной усеченной пирамиды с большими углами наклона листов. При этом в лобовой и кормовой проекциях предусматривались нижние листы небольшой высоты. Корпус должен был иметь лобовые детали толщиной 120 мм, которые предлагалось устанавливать с большим наклоном к вертикали. Борта и корма корпуса, а также плоская крыша имели толщину 80 мм. Снизу машину предлагалось защищать днищем переменной толщины от 30 до 50 мм.

Компоновка корпуса была переработана в соответствии с новыми задачами. Передняя часть корпуса теперь представляла собой обитаемый отсек-рубку для размещения экипажа и вооружения, а корма сохранялась в качестве моторно-трансмиссионного отделения. Как и в проекте Typ 245, предлагалось размещать двигатель поперек корпуса, что позволяло высвободить объем для установки трансмиссии и не выносить ее в переднюю часть корпуса.

В качестве силовой установки могли использоваться имеющиеся карбюраторные двигатели серийных моделей мощностью не менее 500 л.с. По некоторым данным, при использовании подобного двигателя САУ E-25 могла бы развивать скорость до 55-57 км/ч и без проблем преодолевать различные препятствия.

Проект самоходной артиллерийской установки Porsche E-25 (Германия)
Чертеж "Тип 255". Рисунок Aviarmor.net


Самоходка «Тип 255» должна была сохранять общую конструкцию ходовой части базового танка, но при этом требовалось принять меры, направленные на усиление ее конструкции. На каждом борту машины предлагалось устанавливать по шесть опорных катков сравнительно малого диаметра, сблокированные попарно. С упругими элементами подвески должны были соединяться элементы подобных тележек. Было решено сохранить направляющие колеса переднего расположения и разместить ведущие в корме.

В передней части обитаемого отсека предлагалось монтировать установку с главным оружием, в качестве которого была выбрана легкая полевая гаубица 10.5 cm leFH43 калибра 105 мм. Интересен тот факт, что авторы проекта E-25 из конструкторского бюро Porsche решили вооружить свою самоходку не танковым орудием, а гаубицей. Таким образом, две одноименные самоходки от фирм Adlerwerke и Porsche должны были отличаться не только с точки зрения техники, но и по кругу решаемых задач.

Внутри броневого корпуса удалось разместить укладки на 60 унитарных выстрелов калибра 105 мм. Орудие должно было иметь возможность стрелять прямой наводкой и с закрытых позиций, что в определенной мере расширяло его потенциал.

На крыше корпуса предлагалось монтировать командирскую башенку с десятью смотровыми приборами. С определенного времени предлагалось оснащать командирскую башенку дополнительным вооружением в виде пулемета или 30-мм автоматической пушки. В таком случае САУ получала возможность обороняться от пехоты или легкой техники противника, а также не расходовать 105-мм снаряды на поражение некоторых целей.

Проект самоходной артиллерийской установки Porsche E-25 (Германия)
Боковая проекция самоходки с автоматической пушкой на башне. Рисунок Panzer-journal.ru


Экипаж самоходки E-25 / Typ 255 / Sturmgeschutz 27t должен был состоять из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Рабочие места водителя и наводчика помещались в передней части боевого отделения, а двое других членов экипажа должны были находиться позади них. Над местами экипажа в крыше располагались люки для посадки и высадки.

По разным данным, разработка проекта E-25 была завершена фирмой «Порше» к концу 1944 года. В соответствии с проектной документацией был изготовлен демонстрационный макет, который предполагалось показать потенциальным заказчикам. Получив одобрение военных, фирма-разработчик могла надеяться на заказ, касающийся строительства и испытания прототипа. В дальнейшем был возможен и контракт на серийное производство техники в интересах армии.

Тем не менее, ни один из этих заказов так и не был получен. Проект САУ E-25 в версии от Porsche остался на бумаге. Причины этого достоверно неизвестны. Вероятно, на судьбе проекта Typ 255 негативно сказались успехи компании Adlerwerke. К середине 1944 года она представила готовый проект новой самоходки E-25, полностью соответствовавший требованиям заказчика. Ввиду успешного завершения проектирования этой машины военных уже не интересовали альтернативные разработки, тем более созданные в инициативном порядке.

Самоходная артиллерийская установка Typ 255 / Sturmgeschutz 27t / E-25 не вышла из стадии проектирования, так и оставшись очередной многообещающей, но бесперспективной разработкой. Из двух проектов E-25 немецкие военные выбрали разработанный фирмой Adlerwerke. Во второй половине 1944 года началось строительство нескольких опытных образцов такой самоходки. В конце января 1945 года готовые корпуса стали трофеем наступавшей Красной армии, что привело к фактической остановке работ. Таким образом, вся программа E-25 в виде двух проектов закончилась ничем и не дала ожидаемых результатов.


По материалам:
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://aviarmor.net/
https://warthunder.ru/
http://warspot.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. kugelblitz 26 апреля 2016 06:59
    Поршевский Е-25 и правда интереснее по ряду решений. Например видно по схеме поперечное расположение двигателя, подвеска на продольных торсионах, которая быстро и легко меняется в полевых условиях. А так же ведущее колесо сзади, как и центр масс, что уже теоритически дает улучшение управляемости и стабильное поведение на неровностях при высокой скорости.
    1. yehat 26 апреля 2016 14:43
      но ухудшает устойчивость при стрельбе
      1. kugelblitz 26 апреля 2016 14:53
        Стрельба все равно с коротких остановок велась, стабилизаторы как помню были на Шерманах и прибор стрельбы с ходу на довоенных Т-26 в небольших количествах.
        Немцы поэтому и попытались таким образом устранить проблему, но на самом деле толка не было, проще было стабилизатор разработать, как на послевоенных танках. Зато потом создавало приблемы с шахматным расположением в виде множества торсионов, отсутствии люка в днище и самый главный - полная неремонтнопригодность в случае подрыва на мине. wassat
    2. opus 26 апреля 2016 19:50
      Цитата: kugelblitz
      Поршевский Е-25 и правда интереснее по ряду решений. Например видно по схеме поперечное расположение двигателя,

      Panzerjagerwagen (нем. – противотанковая САУ) Е-25 «Ягуар».
      Вариант КБ Германа Кляу компании Adlerwerke-в кормовой части САУ находился двигатель, размещённый поперечно. ТО ЖЕ САМОЕ


      Argus — бензиновый двигатель мощностью 330 л.с;
      Maybach — бензиновый двигатель мощностью 400 л.с;
      Maybach HL 230 P30 — бензиновый двигатель, который устанавливали на Пантеру, мощность 700 л.с

      ПРОДОЛЬНО в эту машину ничего не влезет.

      Цитата: kugelblitz
      подвеска на продольных торсионах, которая быстро и легко меняется в полевых условиях


      Система подвески Е-25 и шахматное расположение катков этой САУ, располагавшихся по разные стороны одного ряда гусеничных зубьев, были творением Книпкампа. Более того, шахматное расположение катков характерно для всех машин «Серии Е»
      Плавность хода,проходимость,меняется не "так легко"-но в поле вряд ли это нужно
      Цитата: kugelblitz
      . А так же ведущее колесо сзади, как и центр масс, чт

      У варианта от Adlerwerke,ТАК ЖЕ СЗАДИ




      Все согласно концепции Генриха Эрнст Книпкампа:
      Бронетехника должна была создаваться с учётом всех лучших технических новшеств, разработанных немецкими конструкторами или «позаимствованных» у трофейных образцов вражеской техники. Для ускорения начала серийного выпуска и удешевления производства максимальное количество узлов и деталей новых танков должно было быть унифицировано.

      Был составлен целый список танков так называемой «Серии Е» (от нем. Entwicklung – развитие, разработка) с кратким описанием их характеристик и указанием функций, которые они должны были выполнять на фронте. Машины различались по массе, мощности двигателя, бронированию, вооружению и, конечно же, стоимости.
      1. kugelblitz 26 апреля 2016 21:12
        Цитата: opus
        Система подвески Е-25 и шахматное расположение катков этой САУ, располагавшихся по разные стороны одного ряда гусеничных зубьев, были творением Книпкампа. Более того, шахматное расположение катков характерно для всех машин «Серии Е»


        Именно это и создавало проблемы, такие как обработка отверстий под торсионы, когда подвеска Порше позволяла обойтись простыми фланцами.



        И как менять детали подвески при подрыве на мине у Книпкампа? Фактически разбирая половину ходовой.



        Цитата: opus
        Плавность хода,проходимость,меняется не "так легко"-но в поле вряд ли это нужно


        Бывает, что нужно даже очень... wassat

        1. opus 26 апреля 2016 21:37
          Цитата: kugelblitz
          И как менять детали подвески при подрыве на мине у Книпкампа? Фактически разбирая половину ходовой.

          Цитата: kugelblitz
          Бывает, что нужно даже очень...

          Если бы Е-25 "грохнула подвеску" (мина,перебили и тд). Менять уже ничего бы не пришлось,по причини отсутствия в природе Е-25. Её бы "разобрали" на компоненты,это не Яга с 202 мм броней.
          Да и все не "так" как Вы пишете:


          Относительно ходовой части конструкторы разошлись во мнениях. Одни предлагали поставить торсионную подвеску, другие систему наружного типа. После долгих дискуссий, от торсионной отказались, из-за ее чрезмерного веса и трудоемкости в производстве. Подвеска наружного типа представляла из себя рычаг, который состоял из амортизатора и пружины, которые имели ход на валу, который установили на внешнюю сторону корпуса. Сами пружины планировали устанавливать внутри корпуса блока подвески, и они должны были иметь центральный гидравлический амортизатор. Установка и снятие блоков подвески не представляли труда, так как каждый из блоков устанавливался на боковую и нижнюю часть корпуса САУ, посредством болтового соединения. А в целом, подвеска состояла из (на борт) по пять блоков, по двойному опорному катку диаметром 1000 миллиметров, «обутых» в резиновые бандажи. Все колеса подвески ставились по традиции по шахматной схеме. Гусеничная цепь собиралась из мелкозвенчатых траков шириной 66 см.
          отличия существенные:


          мне другое интересно: четверо танкистов в Е25 лежат?
          1. kugelblitz 26 апреля 2016 22:09
            Если вы про эту систему говорите, то ИМХО она по сути была бы еще проблемнее торсионов, слишком намудрили фрицы из-за сомнительной возможности приседания. Так сказать концепт-кар, но не боевая машина.



            А так Элефанты хорошо зарекомендовали себя например в этом плане, подвеска хоть и имела проблемы освоения в производстве, но имела неоспоримые плюсы в надежности и ремонте. У Ягдтигров например, и рвались торсионы Книпкампа, и отламывались тележки Порше, а все из-за огромного веса. wassat
            А вот для танков и самоходок среднего веса подвеска Порше подошла бы лучше, но может быть оно и к лучшему, что немцы стали искать приключения на свою сраку, бросая относительно исправные танки, при невозможности эвакуации. У Элефантов замена тележки занимала в среднем 3 часа, а это для тяжелой бронетехники хороший результат.
            1. opus 26 апреля 2016 22:27
              Цитата: kugelblitz
              Если вы про эту систему говорите, т

              нет не про эту.
              на Вашем рисунке MAN Einheitslaufwerk (шайбы Бельвиля )


              Panther, PanzerIV J, Е-50 и выше....

              а эта Е-90, Е-100....

          2. АВП 518 26 апреля 2016 22:40
            Цитата: opus

            мне другое интересно: четверо танкистов в Е25 лежат?

            Да с фото что то интересное.Вот что я нашел. Думаю на вашем фото Е-10, и ниже Е-25. Потому что по заявленным габаритам высота Е-25 -2м3 см.
            1. opus 26 апреля 2016 23:11
              Цитата: АВП 518
              . Думаю на вашем фото Е-10,


              Е-10 несколько другая.

              Вариант1

              Вариант2

              wink

              Да и маска орудия..
              Цитата: АВП 518
              Потому что по заявленным габаритам высота Е-25 -2м3 см.


              Высота до 2м,НО С БАШЕНКОЙ

              ------------------------
              мне кажется на том фото вообще hetzer


              1. АВП 518 26 апреля 2016 23:49
                Цитата: opus
                мне кажется на том фото вообще hetzer

                Вы правы. Спасибо за разъяснения.
  2. qwert 26 апреля 2016 07:07
    Художник конечно пофантазировал. Ствол нарисовал порядка 175мм.
    А так как еще один Хатцер машина была бы неплохая.
    1. Orionvit 26 апреля 2016 09:42
      Была бы не плохая, но не надо забывать, что она разрабатывалась против нашего солдата. Это про тигр или фердинанд можно сказать, что они не плохие, а тут не получилось и хорошо. А статье плюс, очень познавательно.
      1. Крым26 26 апреля 2016 14:27
        Её ценность - в массовости, малозаметности и опасности. Массовость давала технологическая простота конструкции, малозаметность - компоновка, опасность - хорошая скорострельная пушка. А если добавить маневренность, скорость и углы наклона брони - то это просто отлично.
        Серия Е вообще замышлялась с максимальной унификацией:
        подвеска - одинаковая почти для всех "Е"-машин,
        опорные катки - тоже,
        двигатель - для более тяжелых машин просто добавлялись цилиндры.
        Немцы за 5 лет войны поняли наконец, что массовость и мелкосерийность - несовместимы. Да только мы это поняли раньше....

        И...черт возьми! Почему у меня украинский флаг?????
        1. yehat 26 апреля 2016 14:44
          пардон и чем же е25 была тогда лучше массового штуга-3?
          1. Комментарий был удален.
          2. Крым26 26 апреля 2016 18:59
            Да всем. Кроме необходимости переводить ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ производство на другую технику....
            Но тут они сами виноваты...
        2. Конрад 27 апреля 2016 17:42
          Цитата: Крым26
          И...черт возьми! Почему у меня украинский флаг?????

          Согласен!!! Бесит невероятно!
    2. cth;fyn 26 апреля 2016 14:20
      Ну с художниками иногда вообще беда, ибо: "я так вижу" и хоть убей его видеть он не перестанет.
  3. Вечно так 26 апреля 2016 12:22
    Прям зверобой в несколько усечённом варианте))
  4. oborzevatel 26 апреля 2016 12:24
    В 1944 году фирма Porsche в инициативном порядке предложила свой вариант боевой машины E-25.

    А на "картохе" - в курсе?
    Щас как запилят, да как запустят "вундервафлю"...
    1. yehat 26 апреля 2016 14:46
      не запилят, сейчас там в моде странные машины ни рыба, ни мясо
  5. РусланНН 26 апреля 2016 12:58
    Е-мобиль по фрицовски?
  6. voyaka uh 27 апреля 2016 01:46
    Все самоходки без вращающейся башни - от бедности.
    Когда горизонтальная наводка осуществляется поворотом всей машины.
    После 2-ой Мировой они все разом исчезли.
    Кроме, наверное, Су-100...?
    Израиль захватил изрядное количество Су-100 у арабов.
    Совершенно не знали, что с ними делать: ни использовать,ни продать...
    1. Killout 30 апреля 2016 02:16
      http://topwar.ru/4543-osnovnoy-boevoy-tank-shvecii-strv-103.html
    2. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня