Причины и вероятность «рестарта» производства F-22A. Прогнозируемые места развёртывания «Рапторов»
Полная остановка производственной линии компании «Локхид Мартин» по серийному выпуску многоцелевых малозаметных истребителей 5-го поколения F-22A «Raptor» в 2008 году стала настоящим стратегическим провалом как минобороны США, так и Вашингтона в целом. Решение об остановке производства значительно ограничило индивидуальные возможности ВВС США, а также ОВВС НАТО в вопросах достижения «тотального» превосходства в воздухе на важнейших условных театрах военных действий Североатлантического альянса — Европейском и Дальневосточном, а также в небе Юго-Восточной Азии. Недостаточное количество выпущенных «Рапторов» (187 машин ) не позволяет американским ВВС распределять в Передней Азии, АТР и Европе многочисленные авиаполки этих истребителей, поскольку воздушное пространство всего Североамериканского континента потеряет защиту авиации ПВО 5-го поколения. Несмотря на то, что на вооружении ВВС США имеются сотни и тысячи F-15C/E, F-16C последних модификаций, в Вашингтоне знают, что этот авиапарк не сможет противопоставить противнику то, на что горазды «Рапторы». Вот и пошли в Палате представителей США разговоры о перезагрузке производства данных самолётов.
С середины апреля 2016 года подкомитет по вооружённым силам Конгресса поднял вопрос о стоимости повторного запуска производственной ветки F-22A, а также допустил возможным создание экспортной версии истребителя 5-го поколения. Возможность экспорта этих машин была откинута запретом, вступившим в 1998 году, для пресечения «утечки» секретных технологий к противнику. Но в веке XXI, когда наша инженерная мысль догнала, и даже стала опережать хвалёный F-22A в плане бортовых радиолокационных средств, комплексов РЭБ, маневренности, радиуса действия (особенно выражены у Т-50 ПАК-ФА, Су-35С), вопрос экспорта снова стал иметь определённое значение. О важности увеличения количества «Рапторов» в ВВС неоднократно напоминал начальник штаба ВВС США генерал Майкл Мозли, который после принятия решения об остановке серии, в знак протеста, ушёл в отставку.
По заявлениям исследовательского центра RAND, со ссылкой на представителя ВВС, восстановление выпуска «Рапторов» влетит американской казне в хорошую копеечку: 2 млрд. долларов необходимо лишь для восстановления всех элементов производства, плюс ещё 17,5 млрд. долларов потребуется для выпуска новых 75 машин. Дело в том, что более высокая цена (233 млн. долл. за единицу) будет обусловлена не только нынешней экономической обстановкой, но и необходимостью внедрения усовершенствованного БРЭО в новые истребители. Сообщается, что интеграция новой элементной базы будет производиться за счёт «железа» и ПО истребителей F-35A, что позволит F-22A, в дополнение к мощнейшему среди американских истребителей радару AN/APG-77, получить соответствующие сетецентрические возможности, касающиеся быстроты обмена тактической информацией с другими видами истребителей, надводных кораблей, самолётов ДРЛО, ЗРК и т.д.
Весьма важным фактом является то, что из 185 ныне имеющихся F-22A, 149 относятся к модификации Block 30/35. Особенностью этой версии является программное дополнение, позволяющее использовать режим картографирования рельефа местности с синтезированной апертурой, позволяющей получать радиолокационное изображение фотографического разрешения. Это позволило выровняться с F-35A по возможностям выполнения операций «воздух-земля» и «воздух-море». Меньшая, чем у F-35A, радиолокационная сигнатура (ЭПР 0,07 м2 против 0,3 м2) позволит действовать над территориями с более густой ПВО и в режиме LPI ближе подходить к истребителям противника, не идентифицирую тип собственного борта.
Вероятность того, что к 2020 году «Рапторы» снова выйдут на серийное производство остаётся достаточно высокой, поскольку совокупные темпы реализации проектов истребителей поколения «5» Т-50, J-20 и J-31 в итоге опередят программу истребителей сомнительного качества «JSF», и американцы утеряют любую возможность противостоять России и Китаю в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что до государств, которым могут быть переданы упрощённые версии F-22A, а также регионов, где будут развёрнуты улучшенные американские машины, то они останутся прежними, но с некоторыми поправками.
В более-менее мирной обстановке наибольшее количество истребителей F-22A будет базироваться на авиабазах в Японии, Саудовской Аравии и Западной Европе (Великобритания и Германия). Если же на том или ином ТВД вспыхнет военный конфликт, места базирования «Рапторов» будут стараться отодвинуть в стратегическую глубину союзников, дабы не лишиться своих перспективных F-22A над контролируемым противником участке ТВД: ВВС США продолжат блюсти секретность технологий новых узлов истребителя, а также конструкцию РЛС AN/APG-77. В АТР такой удалённой базой, без сомнений, станет Австралия, где уже сегодня американцы создают крупнейший милитаризованный оплот, направленный против Поднебесной, подготавливая переброску воздушных танкеров KC-10A «Extender» и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев B-1B. Вероятно также, что австралийским ВВС будут проданы экспортные F-22A, которые смогут «дотянуться» до любого участка Индо-Азиатско-Тихоокеанского региона при помощи «Экстендеров».
«Европейские «Рапторы» в случае конфликта могут быть перебазированы исключительно в Великобританию или ещё дальше — на исландскую авиабазу «Кефлавик».
Если же эскалационный уровень напряжённости нависнет над всей Передней Азией, американские истребители могут разместить в Пакистане, либо на острове — военной базе в Индийском океане Диего-Гарсия. Но ни тот, ни тот вариант не является достаточно удобным. Размещение в Пакистане не является полностью безопасным, особенно ввиду многолетнего территориального спора последнего с Индией. Диего-Гарсия расположен более чем в 4000 км от Ближнего Востока, что требует длительного времени на переброску эскадрилий F-22A, участвующих в воздушной операции. Но последний вариант выглядит более привлекательным.
Возможность продолжения серии лучших американских истребителей ни в коем случае нельзя игнорировать, ровно как и выпускать из внимания их дальнейшую дислокацию в будущем.
Информация