Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель


Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

История проекта «Буря».


1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой.
Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.
Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта. Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря».
Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301.
Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
- летательный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
- дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
- впервые для полетов применяется астронавигация;
- впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
- впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
- впервые в постройке ЛА используется титан.
- впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. МО СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

[b]Основные устройства и оборудование проекта Буря.[/b]
Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположением треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн.
Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала.
Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями. Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.
Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 - получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» - работа конструкторов НИИ-49.
На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость.
В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты.
Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3.3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время.
Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Испытания «Бури».
До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров.
Начались испытания на длинных дальностях.
Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6.5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры.
Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

Судьба «Бури».
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один - проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

Интересно.
Примерно в то же самое время, 56-58 год, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

Основные технические данные:
- длина - 19.9 метра;
- диаметр - 1.5 метра;
- межблочная длина - 5.2 метра;
- высота - 6.65 метра;
- размах крыла - 7.7 метра;
- вес - 97 тонн, после доработок - 130 тонн;
- вес БЧ - 2.2 тонны, после доработок - 2.35 тонны;
- окислитель - азотная кислота;
- горючее амины керосин.

И последнее.
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 916-й 20 декабря 2011 09:01
    Проект "Буря", помимо основного предназначения (стратегический носитель ЯО), примечателен еще и тем, что стал предтечей будущих Воздушно-Космических Систем (ВКС), различного рода "птичек" типа "Шаттл", "Буран", "Спираль" и пр. проектов.
    916-й
  2. Straus_zloy 20 декабря 2011 10:53
    - впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;

    В 1913 году француз Рене Лорен получил патент на прямоточный воздушно-реактивный двигатель В 1930-е годы с этим типом двигателей проводились эксперименты в США (Уильям Эвери), в СССР (Ф. А. Цандер, Б. С. Стечкин, Ю. А. Победоносцев).

    В 1937 году французский конструктор Рене Ледюк получил заказ от правительства Франции на разработку экспериментального самолёта с ПВРД. Эта работа была прервана войной и возобновилась после её окончания. 19 ноября 1946 года состоялся первый в истории полёт аппарата с маршевым ПВРД


    - впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;

    фау-2
  3. Вот Блин 20 декабря 2011 12:30
    Вы еще о проектах великого советского авиаконструктора Роберт Людвигович Бартини ни читали. там везде можно ставит слово в первые. Кто нибуть напишите пожалуйста статью о нем. спасибо.
    Вот Блин
      1. Вот Блин 22 декабря 2011 11:18
        Спасибо тебе добрый человек.
        Вот Блин
  4. djerel 20 декабря 2011 13:02
    вертикальный старт и прямоточный реактивный двигатель
    впервые использовался для создания проекта межконтинентального сверхзвукового носителя.
    ФАУ-2 - носитель обычного боезапаса, а прямоточный двигатель так как на "Бури" нигде не работал.
    djerel
  5. Nechai 20 декабря 2011 13:49
    Роберт Людвигович Бартини не только выдвигал "фантастические" проекты, но создавал новые технологии, для их реализации. /Взять, хотя бы, точечную сварку в инертной среде, в "Сталь-1"/ Cамолетостроение Бартини считал ремеслом. Главным же — теоретическую физику. Его статья «Соотношения между физическими величинами», вышедшая в 1965 году в журнале «Доклады Академии наук», вызвала скандал. Бартини утверждал: «Все физические величины имеют пространственно-временную природу и могут быть выведены из двух величин: длины и времени». На этой основе он вывел мировые константы и предложил модель шестимерной Вселенной. После смерти в 1974 году. его имя все чаще упоминается в работах, посвященных изучению связей пространства-времени. Ему принадлежит вернейшее придложение, что СССР НЕ СМОЖЕТ "выиграть гонку на перегонки" с кап.системой, если будет слепо капировать их достижения, в надежде оперидить. Необходимо искать "кратчайшие и выгоднейшие" решения, предлагал он. Но для наших бюракратов, как в науке, так и в гос.управлении, это было НЕ ПРИЕМЛИМО. Ведь такая работа означает неизбежные неудачи и трудности. И за них надо брать на себя ответсвенность. Тобишь, быть ЛИЧНОСТЬЮ! Намного спокойнее служить исполнителем, высочайших указивок.... В своем завещании, названом «Моя воля», Роберт Людвигович написал: «Соберите сведения о всей моей жизни. Извлеките из нее урок»
    Nechai
    1. Вот Блин 20 декабря 2011 14:20
      Спасибо большое
      Вот Блин
  6. dred 20 декабря 2011 14:52
    Вот это новость очередной раз узнаю что наши конструкторы самые умные в мире.
    dred
  7. Вот Блин 20 декабря 2011 16:13
    осталось только сказать еще об дном что СССР это родина системы ТРИЗ
    (Теория решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер.
    Ведь не для кого не секрет что в проекте "Буря" было много имено изобретательских задач.
    Вот Блин
    1. Straus_zloy 20 декабря 2011 16:48
      Вряд ли ТРИЗ успел получить применение в этом проекте Работа над ТРИЗ была начата в 1946 году. Первая публикация - в 1956 году.
      Но я рад , что нас в институте ему учили.
      1. Вот Блин 20 декабря 2011 17:30
        Молодец ты прав.Но согласись что бы создать любую передовую технику
        приходиться разрешать технические противоречия которые удобно решать с помощью ТРИЗ .
        Вот Блин
        1. Straus_zloy 20 декабря 2011 18:05
          Многие вещи действительно удобно, но заметь пиндосы создают всё без ТРИЗ/АРИЗ. Насколько я помню только японцы интересовались этой системой.
          1. Вот Блин 20 декабря 2011 22:48
            Самое главное что пиндосы доводят начитое до конца.Где то я читал что фирма Самсунг набирает инженеров со знанием ТРИЗ, и я с удивление нашел у себя в городе (г.Петрозаводск) кружок ТРИЗ.
            Вот Блин
  8. Andriuha077 21 декабря 2011 23:51
    Грубая опечатка замечена в заголовке (названа баллистической).
    1. sealord 22 декабря 2011 12:56
      Первая ступень до 18 км (вертикальный старт) а потом уже крылатая.
      "баллистическая ракета-носитель"
      sealord
      1. Andriuha077 30 декабря 2011 03:20
        Баллистическая — бОльшую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении.
        Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета.
        В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).
        Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.
        Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.
  9. Gonoriy 25 декабря 2014 16:03
    Интересная система.Жаль. что работы прекратили.
Картина дня