Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель


Для восстановления справедливости и напоминания всем о величии Советского Союза, о забытой победе отечественных конструкторов, опередивших своим проектом крылатой ракеты межконтинентальной дальности само время, посвящается …

[b]История проекта «Буря».[/b]


1953 год. СССР проводит успешные испытания водородной бомбы. Советский союз становится ядерной державой.
Но наличие ядерной бомбы не говорит об обладании страной ядерным оружием. Оружие надо уметь применить против противника, а для этого необходимо средство доставки ядерной бомбы на территорию противника. Доставка бомбы самолетами стратегического назначения была практически сразу отклонена – бывшие еще недавно союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.
Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, значительно превышающей скорость звука, и доставить бомбу на территорию противника.
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дает указание о создании летательного аппарата, способного доставить ядерный боеприпас на территорию Соединенных Штатов. В конце 1953 года правительство поручает зампредседателя совета министров Малышеву, в ведомстве которого находилась вся атомная и ядерная энергетика, начать работы по разработке данного проекта. Малышев поручает заняться данным проектом авиаконструктору Лавочкину и его заместителю Чернякову. Проект получает название «Буря».
Лавочкин назначает Чернякова главным конструктором проекта в своем ОКБ-301.
Новейшие технологии, примененные в проекте «Буря»:
- летательный аппарат обладал невероятной для того времени скоростью полета более чем 3М;
- дальность действия первой в мире ракеты-носителя около 8 000 километров;
- впервые для полетов применяется астронавигация;
- впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;
- впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;
- впервые в постройке ЛА используется титан.
- впервые внедряется новейшая технология производства сварочных работ титана.
Проектные работы по КРМД полностью готовы к концу 1954 года. Ракета была двухступенчатой. МО СССР практически утверждает проект, внося, правда, небольшие изменения. Доработанный эскиз готов в 1955 году. Проект утвержден. Начинаются работы по созданию прототипа.

[Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носительb]Основные устройства и оборудование проекта Буря.[/b]
Для создания первой в мире сверхзвуковой межконтинентальной ракеты как средства доставки ядерного боеприпаса на территорию противника использовались огромные производственные мощности Советского Союза.
Основу ракеты-носителя составляет летательный аппарат, спроектированный по самолетной схеме со среднерасположением треугольным крылом со стреловидностью по передней кромке 70 градусом. «Буря» имела тонкий сверхзвуковой профиль и корпус цилиндрической формы, сужающийся с обеих сторон.
Внутри, вдоль корпуса располагался воздухозаборник маршевого прямоточного двигателя «РД-12», разработанного конструкторами ОКБ-670. Прямоточный двигатель создавал тягу почти в 8 тонн.
Головная часть ракетного корпуса была выполнена как сверхзвуковой диффузор, оборудованный конусом с тремя ступенями.
Ядерный боеприпас располагался в диффузоре, в головной его части. Топливные баки были выполнены в форме колец, которые располагались по окружности воздушного канала.
Хвостовое оперение оборудовалось аэродинамическими рулями. Управление аэродинамикой находилось в специальном переднем отсеке фюзеляжа. Отсек имел собственное охлаждение. В нем располагалось астронавигационное оборудование. Дополнительно данное оборудование защищалось огнеупорными кварцевыми пластинами.
Навигационная система инерционного типа – работа конструкторов под началом Толстоусова, астронавигационное оборудование – работа конструкторов ОКБ-165 - получает название «Земля». Комплекс приборов «Волхов» - работа конструкторов НИИ-49.
На конечном участке «Буря», согласно командам автопилота и системы наведения, находясь на высоте около 25 000 метров, начинала пикирование на цель, приобретая фантастическую на то время скорость.
В 1955 году проект представили на рассмотрение, после которого увеличили вес ядерного боеприпаса, что привело к общему увеличению массы «Бури».
Первую ступень разработал конструктор Исаев, для нее в 1954 году начались разработки четырехкамерного ракетного двигателя С2.1000 с турбонасосом. Ускорители создавали на старте тягу в 65 тонн. Вес готовой к старту 1-й ступени равнялся 54 тоннам. Реактивные двигатели доставляли «Бурю» на высоту порядка 18 километров. На данной высоте происходило отделение первой ступени и запуск второй ступени. Ускорители создавали на заводе №207.
К началам испытаний прямоточный двигатель РД-012У претерпел несколько серьезных изменений. В итоге двигатель получился с несколько уменьшенной камерой сгорания диаметра 17 сантиметров, имел ТНА и систему регулирования.
Всего СПВРД прошел 18 различных испытаний, в том числе и в составе ракеты.
Двигатель показал свою надежность в новых условиях высоких температур и скоростей. РД-012У показал на больших высотах фантастическую скорость, достигающую 3.3 Махов. Надежность работы за время, равное 6 часам, не достигалась аналогичными проектами еще довольно продолжительное время.
Расстояние в 8 тысяч километров «Буря» не смогла преодолеть, но это не вина двигателя РД-012У.

Мы были первые – советский проект «Буря», первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета-носитель[b]Испытания «Бури».[/b]
До конца 1958 года «Бурю» преследует полоса неудач. Восемь пусков были признаны неудачными. 28 декабря был совершен 9-й пуск «Бури». Время полета ракеты чуть более 5 минут. 10 и 11 пуск принесли успех конструкторам – более 1300 километров на скорости 3.3 тысячи км/ч и более 1750 километров на скорости 3.5 тысячи км/ч. Это был первый успех.
На 12-й пуск в ракету устанавливают оборудование астронавигации, но пуск прошел неудачно.
В 13-й полет ракету поднимали модернизированные ускорители и укороченный СПВРД «РД-012У», полет продлился более 360 секунд.
14-й пуск. Ракета преодолела 4 тысячи километров. Это был рекорд по практически всем летным показателям того времени.
Завершились испытания на так называемой короткой трассе – расстояние в 2 тысячи километров.
Начались испытания на длинных дальностях.
Следующие четыре пуска прошли в направлении с Каспийского моря на Камчатку. В последнем, 18-й пуске ракета прошла расстояние в 6.5 тысячи километров. 18-й пуск состоялся в середине декабря 1960 года.
Прямоточный двигатель отработал нормально, расход топлива превысил ожидаемые расчеты. Отклонение от цели на таком расстоянии получилось 5-6 километров. И хотя 8 тысяч километров ракета не достигла, но последние пуски давали уверенность о возможном преодолении и этой цифры.
Началась документационная подготовка ракеты к серийному выпуску.

[b]Судьба «Бури».[/b]
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один - проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря».

[b]Интересно.[/b]
Примерно в то же самое время, 56-58 год, Соединенные Штаты проводили разработку и испытания сверхзвуковых КР «NAVAHO G-26» и межконтинентальной ракеты G-38. Было произведено 11 пусков ракет. Все окончились неудачно. Программа по их созданию полностью прекращена.

[b]Основные технические данные:[/b]
- длина - 19.9 метра;
- диаметр - 1.5 метра;
- межблочная длина - 5.2 метра;
- высота - 6.65 метра;
- размах крыла - 7.7 метра;
- вес - 97 тонн, после доработок - 130 тонн;
- вес БЧ - 2.2 тонны, после доработок - 2.35 тонны;
- окислитель - азотная кислота;
- горючее амины керосин.

[b]И последнее.[/b]
Если бы Королев не создал и успешно не испытал ракету-носитель Р-7, то его место в истории заняла бы уникальная «Буря».
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. 916-й 20 декабря 2011 09:01
    Проект "Буря", помимо основного предназначения (стратегический носитель ЯО), примечателен еще и тем, что стал предтечей будущих Воздушно-Космических Систем (ВКС), различного рода "птичек" типа "Шаттл", "Буран", "Спираль" и пр. проектов.
    916-й
  2. Straus_zloy 20 декабря 2011 10:53
    - впервые разработан и создан прямоточный реактивный двигатель;

    В 1913 году француз Рене Лорен получил патент на прямоточный воздушно-реактивный двигатель В 1930-е годы с этим типом двигателей проводились эксперименты в США (Уильям Эвери), в СССР (Ф. А. Цандер, Б. С. Стечкин, Ю. А. Победоносцев).

    В 1937 году французский конструктор Рене Ледюк получил заказ от правительства Франции на разработку экспериментального самолёта с ПВРД. Эта работа была прервана войной и возобновилась после её окончания. 19 ноября 1946 года состоялся первый в истории полёт аппарата с маршевым ПВРД


    - впервые для запуска летательного аппарата применяется вертикальный старт;

    фау-2
  3. Вот Блин 20 декабря 2011 12:30
    Вы еще о проектах великого советского авиаконструктора Роберт Людвигович Бартини ни читали. там везде можно ставит слово в первые. Кто нибуть напишите пожалуйста статью о нем. спасибо.
    Вот Блин
      1. Вот Блин 22 декабря 2011 11:18
        Спасибо тебе добрый человек.
        Вот Блин
  4. djerel 20 декабря 2011 13:02
    вертикальный старт и прямоточный реактивный двигатель
    впервые использовался для создания проекта межконтинентального сверхзвукового носителя.
    ФАУ-2 - носитель обычного боезапаса, а прямоточный двигатель так как на "Бури" нигде не работал.
    djerel
  5. Nechai 20 декабря 2011 13:49
    Роберт Людвигович Бартини не только выдвигал "фантастические" проекты, но создавал новые технологии, для их реализации. /Взять, хотя бы, точечную сварку в инертной среде, в "Сталь-1"/ Cамолетостроение Бартини считал ремеслом. Главным же — теоретическую физику. Его статья «Соотношения между физическими величинами», вышедшая в 1965 году в журнале «Доклады Академии наук», вызвала скандал. Бартини утверждал: «Все физические величины имеют пространственно-временную природу и могут быть выведены из двух величин: длины и времени». На этой основе он вывел мировые константы и предложил модель шестимерной Вселенной. После смерти в 1974 году. его имя все чаще упоминается в работах, посвященных изучению связей пространства-времени. Ему принадлежит вернейшее придложение, что СССР НЕ СМОЖЕТ "выиграть гонку на перегонки" с кап.системой, если будет слепо капировать их достижения, в надежде оперидить. Необходимо искать "кратчайшие и выгоднейшие" решения, предлагал он. Но для наших бюракратов, как в науке, так и в гос.управлении, это было НЕ ПРИЕМЛИМО. Ведь такая работа означает неизбежные неудачи и трудности. И за них надо брать на себя ответсвенность. Тобишь, быть ЛИЧНОСТЬЮ! Намного спокойнее служить исполнителем, высочайших указивок.... В своем завещании, названом «Моя воля», Роберт Людвигович написал: «Соберите сведения о всей моей жизни. Извлеките из нее урок»
    Nechai
    1. Вот Блин 20 декабря 2011 14:20
      Спасибо большое
      Вот Блин
  6. dred 20 декабря 2011 14:52
    Вот это новость очередной раз узнаю что наши конструкторы самые умные в мире.
    dred
  7. Вот Блин 20 декабря 2011 16:13
    осталось только сказать еще об дном что СССР это родина системы ТРИЗ
    (Теория решения изобретательских задач) Генрих Саулович Альтшуллер.
    Ведь не для кого не секрет что в проекте "Буря" было много имено изобретательских задач.
    Вот Блин
    1. Straus_zloy 20 декабря 2011 16:48
      Вряд ли ТРИЗ успел получить применение в этом проекте Работа над ТРИЗ была начата в 1946 году. Первая публикация - в 1956 году.
      Но я рад , что нас в институте ему учили.
      1. Вот Блин 20 декабря 2011 17:30
        Молодец ты прав.Но согласись что бы создать любую передовую технику
        приходиться разрешать технические противоречия которые удобно решать с помощью ТРИЗ .
        Вот Блин
        1. Straus_zloy 20 декабря 2011 18:05
          Многие вещи действительно удобно, но заметь пиндосы создают всё без ТРИЗ/АРИЗ. Насколько я помню только японцы интересовались этой системой.
          1. Вот Блин 20 декабря 2011 22:48
            Самое главное что пиндосы доводят начитое до конца.Где то я читал что фирма Самсунг набирает инженеров со знанием ТРИЗ, и я с удивление нашел у себя в городе (г.Петрозаводск) кружок ТРИЗ.
            Вот Блин
  8. Andriuha077 21 декабря 2011 23:51
    Грубая опечатка замечена в заголовке (названа баллистической).
    1. sealord 22 декабря 2011 12:56
      Первая ступень до 18 км (вертикальный старт) а потом уже крылатая.
      "баллистическая ракета-носитель"
      sealord
      1. Andriuha077 30 декабря 2011 03:20
        Баллистическая — бОльшую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении.
        Буря (Изделие «350», В-350, Ла-350) — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета.
        В 1954 года Совмином СССР было принято решение о создании беспилотных межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов с дальностью не менее 8 000 км. Этим решением предусматривалось проведение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ параллельно по двум конкурирующим направлениям: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и межконтинентальные крылатые ракеты (МКР).
        Работы по первому направлению были поручены ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва.
        Ракета «Буря» явилась реализацией второго направления, исполнителем которого было назначено ОКБ-301 (ныне «НПО им. С. А. Лавочкина»), а главным конструктором — Н. С. Черняков.
  9. Gonoriy 25 декабря 2014 16:03
    Интересная система.Жаль. что работы прекратили.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня