Арадо Аr-196. Глаза Кригсмарине

27


3 декабря 1939 года германский «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее», совершавший рейд в водах Южной Атлантики, столкнулся с эскадрой британских крейсеров. Получивший повреждения в ходе боя, линкор, после отказа Уругвая предоставить гавань для ремонта, был затоплен, чтобы не достаться англичанам, а команда интернирована. Вместе с "Графом Шпее" ушел на дно и его корабельный разведчик - поплавковый «Арадо» Ar-196. Так закончилась история этого карманного линкора, первым из кораблей Кригсмарине получившим новый гидросамолет перед началом своего последнего похода. До своей гибели в гавани Монтевидео «Адмирал граф Шпее» серьезно досадил британцам, успев потопить одиннадцать торговых судов, при этом основную роль в поисках жертв линкора играл его воздушный разведчик.

После окончания Первой мировой войны и до середины тридцатых годов основным производителем поплавковых гидросамолетов в Германии считалась фирма «Хейнкель». В 1931 году «Хейнкель» построила довольно удачный двухместный поплавковый биплан Не-60, последние модификации которого, вместе с более тяжелым двухмоторным гидросамолетом Не-51, входили в состав печально известного легиона «Кондор» и воевали в Испании.

В 1935 году фирма предложила германским ВМС заменить Не-60 полуторапланом Не-114. Однако испытания нескольких опытных образцов Не-114 VI с двигателями «Юмо» выявили весьма слабые летные и гидродинамические качества новой машины. Фактически, ее характеристики остались на уровне предшественниц. Для ограниченного использования заказали три десятка самолетов этого типа с 12-цилиндровыми моторами Юмо 210 и 45 экземпляров - с радиальными 9-цилиндровыми моторами БМВ 132. Впоследствии большинство из них оказалось на вооружении стран-союзниц Германии.

Во второй половине тридцатых годов для «Хейнкеля» наступили не лучшие времена - с его монополией на постройку гидросамолетов было покончено, так как флот и министерство авиации объявили повышенные требования, которым должен был соответствовать новый катапультный двухместный гидросамолет, и конкурс на его разработку. За получение заказа на серийное производство такой машины повели борьбу известные фирмы: «Дорнье», «Арадо», «Фокке-Вульф» и «Гота-Вагон-фабрик». Причем каждый конкурсант обязан был представить проект самолета в двух вариантах (одно - и двухпоплавковый) с использованием двигателей БМВ 132КВ. А «Хейнкель», успокоенная небольшим заказом на Не-114, участия в конкурсе не принимала.

Осенью 1936 года среди претендентов обозначились два основных - «Арадо» и «Фокке-Вульф». Узнав об успехе своего проекта, инженеры «Арадо» ускорили темпы работ над опытными образцами, для того чтобы успеть облетать их уже летом 1937 года. Не отставали и конкуренты из «Фокке-Вульф». Уложившись в необходимые сроки, «Арадо» подготовила четыре опытных экземпляра: Аr-196 V1, Аr-196 V2 с двумя поплавками (прототипы будущей серии «А») и Аr-196 V3, Аr-196 V4 с одним поплавком (прототипы серии «В»). На фюзеляже и крыльях первых нанесли код «D-1ЕНК» и «D-1НО1», а вторых - «D-1LRЕ» и «D-OVМВ». Фирме же «Фокке-Вульф» предложили построить только два экземпляра своего биплана FW-62, используя их в качестве запасного варианта, заслуженно считая проект «Арадо» с одним низкорасположенным крылом более перспективным.

Первые испытательные полеты опытных образцов проходили в Травемюнде. На Аr-196 V4 установили полный комплект бортового вооружения, включавший в себя две 20-мм пушки МG FF фирмы «Эрликон» с боезапасом 60 снарядов и 7,92-мм пулемет МG 17 с 500 патронами к нему. Пушки находились в центроплане крыла, а пулемет - по правому борту фюзеляжа. Кроме того, под крыло могли подвешиваться две бомбы калибра 50 кг.

Арадо Аr-196. Глаза Кригсмарине


Оценка летных и гидродинамических качеств новых самолетов проводилась при Геттингенской академии наук в августе 1937 года. Конструкторам предстояло сделать окончательный выбор между двумя поплавками и одним. Особого различия в поведении самолетов замечено не было. У каждой схемы имелись свои достоинства и недостатки. Например, однопоплавковый Арадо прекрасно вел себя при посадке на ровной воде, но взлет проходил менее гладко - поддерживающие крыльевые поплавки имели тенденцию зарываться даже при небольшой волне. Двухпоплавковый вел себя более ровно в любых условиях, только на большой скорости вода попадала на поверхность стабилизатора. Но последний недостаток устранили коррекцией длины поплавков, и, в итоге, к серийному производству приняли двухпоплавковую машину.

Изготовили еще один экземпляр - предсерийный Аr-196 М5 с трехлопастным винтом и двигателем БМВ 132К мощностью 960 л.с., полностью соответствовавший серийному самолету. На нем планировалось установить несколько мировых рекордов среди поплавковых самолетов.
Первую партию из десяти Аг-196А-0 передали люфтваффе в ноябре 1938 года. Церемония состоялась в Варнемюнде. В течение первых месяцев 1939 года самолеты проходили войсковые испытания, результаты которых показали необходимость усиления некоторых узлов конструкции фюзеляжа. С учетом пожеланий военных, фирма в период с июня по декабрь 1939 года выпустила 20 машин модификации А-1 уже с устройствами для закрепления на катапульте корабля. При этом самолет утяжелился на 220 кг и стал весить 3175 кг.

В ноябре 1939 года началось строительство 94 самолетов Аг-196А -2, в основном сходных по конструкции с предыдущим вариантом и отличавшихся только составом оборудования. Следующей модификацией стала Аг-196А-4 (24 самолета). Самолеты этой серии не имели встроенного вооружения.



В 1941 году были выпущены первые экземпляры самой массовой модификации Аг-196А-3 (произведено: в 1941 году - 97 самолетов, в 1942 году - 94, в 1943 году - 106). К производству серии успешно привлекли и французский авиазавод в Сент-Назаре. На всех машинах «А-3» устанавливался пулемет МG 15 для защиты задней полусферы.

Последняя серийная модификация Аг-196А-5 строилась в Голландии на заводе фирмы «Фоккер» в Амстердаме. На этих самолетах изменили состав радиоэлектронного оборудования и заменили оборонительный пулемет МG 15 на спаренный МG 81, с боезапасом 2000 патронов.

Существовали проекты дальнейшего совершенствования самолета, но неблагоприятное для немцев течение войны не позволило их реализовать. Всего же, с учетом опытных образцов, был построен 551 самолет Аг-196.

Первым боевым кораблем, сменившим Не-60 на Аг-196, стал, как было сказано выше, «карманный линкор» «Адмирал граф Шпее». В течение 1939 года перевооружились и остальные корабли первой линии: «Дойчланд» (позже переименованный в «Лютцов»), «Шарнхорст», «Гнейзенау», «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген».

К началу Второй мировой войны существовала всего одна боевая часть, имевшая на вооружение гидросамолеты Аг-196А, это был отряд корабельных разведчиков 1./Bfl.St.196. Осенью 1939 года была сформирована еще одна часть - отряд 5./Bfl.St.196. Их Аг-196 были приписаны к линкорам и крейсерам.



С началом войны эти корабли начали действовать на коммуникациях союзников, уничтожая попадавшиеся на пути корабли и конвои. Самолеты Арадо стали их «глазами» и в некоторых случаях даже воздушным прикрытием. Известны случаи, когда разведчики с линкора «Бисмарк», пользуясь своим мощным встроенным вооружением, выступали в роли истребителей, атакуя одиночные бомбардировщики противника в открытом море. В ходе войны немцы часто прибегали к хитростям, нанося на нижнюю поверхность крыльев и фюзеляж Аr-196 опознавательные знаки ВВС Великобритании (например, самолеты с борта линкора «Адмирал граф Шпее»).

В сравнительно широких масштабах «Арадо» впервые были использованы весной 1940 года в ходе высадки в Норвегии. «Сто девяносто шестые» вели разведку и выполняли противолодочное патрулирование. Ещё накануне операции «Везерюбунг», 8 апреля 1940 г., один из Аr-196А стал норвежским трофеем - гидросамолет с тяжелого крейсера «Хиппер» после исчерпания запаса топлива вынужден был приводниться у Кристиансунда. 12 апреля эту машину перегнали в Андалснес, где нанесли норвежские опознавательные знаки, а затем включили в состав «Авиагруппы фиорда Ромсолаль». Неделю спустя норвежский Аr-196А перелетел в Великобританию. Впоследствии его включили в состав 240-й эскадрильи Королевских ВВС, где использовали в испытательных целях.

В ходе высадки в Норвегии активно работали корабельные Аr-196А с немецких крейсеров. В частности, гидроплан с легкого крейсера «Карлсруэ» бомбил портовые сооружения в Кристиансунде. На обратном пути в Германию эта машина пошла на дно вместе со своим крейсером, ставшим жертвой британской субмарины. Ещё три Аr-196А затонули на борту тяжелого крейсера «Блюхер», потопленного у Осло, а один - на борту крейсера «Кенигсберг», потопленного британскими пикировщиками у Бергена.

Одной из наиболее ярких операций с участием «сто девяносто шестых» стал захват английской подводной лодки «Сил». 5 мая 1940 года в ходе патрульного полета над водами пролива Каттегат пара Аr-196А обнаружила эту лодку, находящуюся в надводном положении. Уйти на глубину субмарина не могла из-за полученных повреждений от детонации собственной мины. Немецкие летчики обстреляли «Сил» из бортовых пушек и сбросили бомбы, заставив англичан застопорить ход. Командир подводной лодки, взвесив шансы уйти из залива после обнаружения, принял решение сдаться. На субмарине подняли соответствующий сигнал. Один из Аr-196А приводнился и забрал на борт английского капитана. Через некоторое время подошел германский корабль, взявший субмарину на буксир и доставивший ее в оккупированный датский Фредериксхавн.

В сентябре 1940 года отряд 5./Bfl.St.196 был переброшен во французский Брест. Базируясь здесь, «сто девяносто шестые» обеспечивали действия немецких подлодок. Хорошо вооруженные, маневренные и относительно скоростные Аr-196А достаточно эффективно могли противодействовать английским патрульным самолетам «Уитли» и «Веллингтон». По состоянию на 1 марта 1941 г. отряд 5./Bfl.St.196 располагал 20 Аr-196А. Примерно на таком уровне его численность поддерживалась и в последующие два года. Однако появление над Бискайским заливом британских двухмоторных истребителей «Бофайтер» и «Москито» вынудило перевести гидропланы «Арадо» на решение разведывательных задач, выделяя для их прикрытия самолеты FW-190.



Другим регионом, где базировались «Арадо», была Скандинавия. В частности, 25 августа 1940 года в Ставангер (Норвегия) прибыл отряд 1./Bfl.St.196, располагавший 15 Аr-196А, а 15 сентября в Ставангер - отряд 1./Ku.Fl.Gr. 706 со смешанным составом из Аr-196А и Не-115. В октябре 1940 года в датском Ольборге сформировали отряд 2./Ku.Fl.Gr. 906, оснащенный машинами Аr-196А-4 с увеличенной дальностью полета.

Общие потери Люфтваффе (боевые и небоевые) за период с 1 сентября 1939 года по 31 декабря 1940 года составили 32 Аr-196А.

В апреле 1941 года, в ходе подготовки к операции «Барбаросса», на Балтийском море сформировали две новых группы гидросамолетов - SAGr. 125 и SAGr. 126, частично вооруженных Аr-196А. SAGr. 126 начала боевые действия в мае, действуя над водами Средиземного моря и базируясь в Греции. В составе этой группы Аr-196А был частично на вооружении 2-го отряда, а к весне 1942 года на Средиземноморье прибыл и 4-й отряд, оснащенный «сто девяносто шестыми». Он разместился на о. Крит. Действовавшие над Эгейским морем гидросамолеты занимались, в частности, обеспечением прохода нефтеналивных танкеров по маршруту Босфор-Салоники-Афины. Также на Адриатике находился вооруженный Аr-196А отряд 2./Bfl.St.196, чьей основной задачей была борьба против югославского партизанского флота. Этими задачами он занимался вплоть до конца мая 1944 года, когда остававшиеся в его составе 5 «Арадо» вывели в Данию.

Группа SAGr. 125, имевшая на вооружении Аr-196А в начальный период Отечественной войны, действовала на Балтике, в районе Рижского залива. К ноябрю 1941 года часть группы передислоцировали на Черное море, а к весне 1942 года - в Грецию. После этих передислокаций на Балтике и Черном море действовали откомандированные звенья из состава 1./Bfl.St.196 и 5./Bfl.St.196, обеспечивающие прикрытие конвоев и поиски подводных лодок. Во второй половине 1943 г. в Севастополе появляется отряд 2./SAGr. 125, вооруженный ВУ 138 и Аr-196А. Затем, вплоть до оставления Крыма, здесь находился отряд 4./ SAGr. 125. Основную его часть вывели в Германию, но два или три Аr-196А оставили в Румынии, рассчитывая использовать их для корректировки огня береговых батарей.



Во Франции в 1943-1944 годах действовала группа SAGr. 128, обеспечивавшая действия германских подлодок. В августе 1944 года её эвакуировали в Германию и затем расформировали. К осени 1944 года большинство Аr-196А было сосредоточено на Балтике, где они занимались поддержкой фашистских войск, пытающихся закрепиться в Прибалтике. Наряду с самолетами группы SAGr. 126, дислоцировавшимися в Пиллау (2-й отряд) и на о. Рюген (1-й и 3-й отряды), здесь появляются и корабельные машины с тяжелых кораблей, направленные для поддержки приморского фланга Вермахта. В частности, самолет Аr-196А-4 с «карманного линкора» «Лютцов» корректировал огонь корабельной артиллерии, обстреливавшей советские позиции на побережье Рижского залива. Аналогичные задачи выполняли и три Аr-196А-4 с тяжелого крейсера «Принц Ойген». Помимо этого, самолеты «Принца Ойгена» пытались применять даже как ночные истребители - для перехвата советских У-2.

В 1944 года в Пенанге базировалось так называемое «Восточноазиатское звено». Оно располагало двумя Аr-196А, первоначально предназначавшимися для вспомогательных крейсеров. Основной задачей этой части было обеспечение базы немецких подлодок в Пенанге.

Отдельной главой в истории боевого применения Аr-196А является их служба на бортах рейдеров. В частности, они принимали участие в океанских походах «карманных линкоров» «Адмирал граф Шпее» (завершившимся его затоплением у Ла-Платы) и «Адмирал Шеер». Участвовали Аr-196А и в рейдерствах вспомогательных крейсеров «Орион», «Комет», «Атлан-тис», «Тор», «Михель».



Кроме ВМС Германии, самолеты Агайо-196 состояли на вооружении двух румынских эскадрилий на Черном море и одной эскадрильи береговой охраны Болгарии. Болгарские «Арадо» осуществляли патрулирование акватории Черного моря, причем находились в эксплуатации до начала пятидесятых годов. Пара интернированных Аr-196А-3 некоторое время использовалась шведами во флотилии F2. ВВС Финляндии с середины 1943 года по начало 1944-го эксплуатировали Аr-196А-2, одолженный у немцев, для снабжения своих разведывательных групп, действовавших за линией фронта.

Трофейные «Арадо» испытывались в Англии, а Советский Союз достаточно долгое время использовал несколько таких машин в составе авиации ВМФ и погранвойск. В 1951 году в нашей стране даже прошел испытания модернизированный вариант «Арадо», оснащенный отечественным двигателем АШ-62ИР. Два трофейных Аr-196А вместе с доставшимся при разделе Кригсмарине тяжелым крейсером «Принц Ойген» были доставлены в США, где прошли короткий цикл испытаний.

Аr-196А был вполне удачным поплавковым самолетом, неплохо показавший себя как корабельный разведчик и патрульный гидросамолета берегового базирования. Достаточно мощное пушечное вооружение давало ему возможность эффективно поражать небольшие плавсредства, а неплохие летные и маневренные характеристики - даже атаковать вражеские тихоходные самолеты.





Источники:
Фирсов А. Арадо Ar.196 // Крылья Люфтваффе. М.:ОНТТИ ЦАГИ, 1994. С. 9-14.
Колов С. Корабельный разведчик Аr-196.// Крылья Родины. 1996. №2. С. 20-24.
Сойко Н. Советская версия Ar.196 // Крылья Родины. 1996. №2. С. 24-25.
Чечин А. Корабельный разведчик Аr-196. // Моделист-конструктор. 1998. №9. С.33-34
Харук А. Все гидросамолеты Второй мировой. М.:ЯУЗА. 2014, С.52-56.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 мая 2016 07:06
    Как ни крути, а немцы умели воевать. Даже на подобных машинах. Им не откажешь в этом. И все-таки мы из победили. Не думаю, что с Германией в подобных условиях смогла бы справиться Англия или США.
    1. +1
      18 мая 2016 07:41
      Покушение на Гитлера надо было совершить до нападения на СССР. Тогда бы немцы с их мощью всю Европу завоевали, включая Англию и север Африки. Без гитлеровской жестокости могли бы иметь вполне лояльное к себе отношение со стороны завоеванных. Но история не терпит сослагательных наклонений. Сейчас эти вояки прогнулись под США. Впрочем, как и наша политическая элита
      1. +6
        18 мая 2016 10:48
        У Вас, наверное, в школе по истории были плохие учителя, а сами. Вы не очень любознательны… Возрождение боеспособности германской армии, рост промышленного и военного потенциала страны стали возможны только с приходом Гитлера к власти. Ни о каком физическом устранении фюрера не могло быть и речи. Реакционным кругам Запада и США он нужен был исключительно для «похода на Восток» и для этого получил финансовые и политические гарантии. Однако этого было мало. Для борьбы с коммунизмом требовалось объединение всей Европы под эгидой Германии, с чем были не согласны Франция и Англия, так или иначе утрачивающие статус великих держав и свой суверенитет. Бытует мнение, что в этом смысле, фигура Гитлера, не способного возглавить единый антисоветский фронт устраивала Сталина. Лучше воевать с одним, чем со всеми и на повестке дня был уже другой вопрос - когда и что нужно успеть до начала этой войны сделать.
      2. +4
        18 мая 2016 10:56
        Цитата: Опасный
        Без гитлеровской жестокости могли бы иметь вполне лояльное к себе отношение со стороны завоеванных.

        Пффф... не стоит всё валить на одного Гитлера. В рейхе все хороши были. Это после проигранной войны всё стали валить на мертвеца, а пока всё было хорошо - даже экономисты составляли такие планы, что волосы дыбом встают.
        "Зеленая папка" - герр Томас, который "военный экономист", его составил. Наличествует в оригинале в Бундесархиве/Милитарархиве. Расписываются "экономические" мероприятия на оккупированной территории. В частности, из СССР при любом раскладе и любом настроении местного населения предполагается получить 2.5 млн. тонн зерна, которые СССР обещал Германии из урожая 1941 г. и которые уже включены в продовольственный баланс Рейха (без них никак), 3 млн. тонн зерна на питание армии (если тащить его из Рейха, пропускной способности железных дорог не хватит) и еще около 2 млн. тонн на принятые Германией на себя обязательства перед Румынией, Венгрией и прочими. Итого примерно 8 млн. тонн зерна. Герр Томас не строил радужных иллюзий и четко излагал, что реализовать сей план возможно только в случае сохранения действующей системы сельского хозяйства, в том числе преимущественно в виде колхозов (если начать широкое экспериментирование с формами собственности, мона мимо урожая 1941 г. с песнями проехать) и жесткого внеэкономического принуждения в части изъятия зерна. Там же говорится о том, что при реализации оного плана миллионы коренных жителей ожидает голодная смерть, но Рейх это не должно беспокоить, так как оккупированные территории требуеются как источник сырья, а не высокоразвитый промышленный район, а пик смертности придется именно на индустриальные районы, которые и так сами себя обеспечить сельхозпродукцией не в состоянии.
        (с) драг прер еч LitlBro АКА Д.Шеин
    2. +2
      18 мая 2016 08:34
      Конечно, Германия всегда славилась своими вояками и своей техникой.... Но...
      А мне хотелось бы узнать какими самолётами были оснащены Советские линкоры и крейсера, и как они применялись в ходе боевых действий....
      1. +3
        18 мая 2016 09:56
        Цитата: ДэнСабака
        А мне хотелось бы узнать какими самолётами были оснащены Советские линкоры и крейсера, и как они применялись в ходе боевых действий....

        Кор-1, Кор-2 и Хейнкель. Причем, если память мне не изменяет, первые советские корабли обрудованные катапультой были линкоры и ... лидеры эсминцев.
        1. +3
          18 мая 2016 10:04
          Цитата: qwert
          А мне хотелось бы узнать какими самолётами были оснащены Советские линкоры и крейсера, и как они применялись в ходе боевых действий....
          http://coollib.com/b/229867/read
        2. 0
          18 мая 2016 20:58
          Цитата: qwert
          лидеры эсминцев.

          Насколько я помню, ни на одном советском лидере самолетов не было. На крейсерах были.
      2. +2
        18 мая 2016 09:57
        В СССР в середине 30-х годов делались попытки оснащения поплавковыми гидросамолетами ряда боевых кораблей. Наиболее подходящим для этого был разведчик Бе-2 ( КОР-4).Самолет мог опускаться на воду с помощью корабельного крана линкора или запускаться с помощью катапульты крейсеров типа "Молотов". Система доказала свою жизнеспособность, но в дальнейшем от нее отказались в пользу установки на корабли дополнительно зенитной артиллерии. Все Бе-2 были переданы для использования на сухопутном фронте.
    3. 0
      18 мая 2016 10:17
      Ваш комментарий не понятен. Речь идет о конкретной машине. Так хороший самолет или плохой? Надо хотя бы сравнить с зарубежными или отечественными аналогами. Не мы, а наши деды и отцы победили фашизм, утопив его в собственной крови. Я совсем недавно прочитал в Интернете, что в СССР за минувшую войну числятся пропавшими без вести 15 млн. человек, ( Вы только вдумайтесь!), а сколько всего полегло, до сих пор точно неизвестно.
  2. 0
    18 мая 2016 07:45
    Тут и думать нечего! Не зря Бисмарк говорил, что Германии надо дружить с Россией!!! Но пока немцы идут на ПОВОДУ у амеров!
  3. +5
    18 мая 2016 07:54
    Статья интересная и довольно подробная. Для своего времени "Арадо"-196 был конструктивно удачным самолетом. Компактный низкоплан,способный действовать с кораблей и прибрежных баз, был одной из первых одномоторных машин поплавкового типа цельнометаллической конструкции.
    Во время службы на Дальнем Востоке мне приходилось встречаться с летчиками-ветеранами, пилотировавшими этот самолет. По их рассказам, машина была простой по устройству и в пилотировании. По мнению пилотов,сравнивавших "немца" с нашими деревянными МБР-2,которые под воздействием соли и воды быстро приходили в негодность,трофейные "Арадо"-196,поступившие в части в 1948 году,были значительно совершеннее и прослужили до 1956 года. Удачная машина для ледовой разведки и поиска косяков рыбы. Их даже хотели выпускать серийно.
  4. +2
    18 мая 2016 09:27
    Спасибо за статью!
    Известны случаи, когда разведчики с линкора «Бисмарк», пользуясь своим мощным встроенным вооружением, выступали в роли истребителей, атакуя одиночные бомбардировщики противника в открытом море.

    Вот вроде и неплохо знаю историю "Бисмарка", но об этом впервые слышу. Можете уточнить в каком это источнике? Буду признателен.
    1. +1
      18 мая 2016 21:06
      Цитата: BISMARCK94
      Вот вроде и неплохо знаю историю "Бисмарка", но об этом впервые слышу. Можете уточнить в каком это источнике? Буду признателен.

      Интересно, о каком МОЩНОМ встроенном вооружении идет речь, если все вооружение Арадо составлял ОДИН пулемет 7,92 вперед и один на турели сзади ?
      Хорошо вооруженные, маневренные и относительно скоростные Аr-196А достаточно эффективно могли противодействовать английским патрульным самолетам «Уитли» и «Веллингтон»

      Одним пулеметом винтовочного калибра свалить Уитли или Веллингтона ? Что-то с трудом верится.
      Скорость Уитли-370, скорость Арадо-330. Как немец мог догнать британца ? Тоже про Веллингтона-380 против 330.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. +5
    18 мая 2016 10:20
    Цитата: Опасный
    Покушение на Гитлера надо было совершить до нападения на СССР. Тогда бы немцы с их мощью всю Европу завоевали, включая Англию и север Африки. Без гитлеровской жестокости могли бы иметь вполне лояльное к себе отношение со стороны завоеванных.

    Из одного из рассказов про "попаданцев" где пенсионер из нашего времени вдруг переселился в телдо пионера 1940 года:
    - Я вижу, ты хороший мальчик, Витя. Наверное и строитель был замечательный.
    Витя смущённо опустил глаза.
    - Как ты думаешь, ты один такой? – неожиданно спросил Сталин. – Уникальный? Из будущего в прошлое попавший?
    Витя насторожился. Но Сталин явно ждал ответа.
    Витя подумал немного и сказал:
    - Нет, товарищ Сталин. Этого я утверждать не могу. Раз со мной такое случилось, значит и с другими… Товарищ Сталин!
    От волнения он даже вскочил, схватился за стол. Посмотрел в суровое и любимое лицо вождя.
    - Я не первый?
    - Нет, Витя. Не первый. Даже не в первом десятке… Да бери ты конфеты, не стесняйся! «Мишка на Севере», новинка фабрики Крупской. Я сам сладкое не могу, здоровье уже не то, а хочется…
    Витя сел, машинально взял конфету. Спросил:
    - Но если вы уже всё знаете, так… так почему же? Нанесите по Гитлеру упреждающий удар!
    - Разве Гитлер не погибнет в автокатастрофе в ноябре? – спросил Сталин, нахмурившись. – Его место не займёт Гимлер?
    - Нет!
    - А два человека утверждают, что войну начал Гимлер. Ещё один – что это был Геббельс. Что же касается упреждающего удара… - Сталин вышел из-за стола и начал расхаживать по кабинету. Витя елозил в кресле, следя за вождём. – Четыре человека умоляют ни в коем случае не наносить первого удара, потому что вслед за успехами советских войск будет создана коалиция США-Великобритания-Германия, которая начнёт войну с СССР. Ты говоришь про Курчатова… атомная бомба?
    - Да!
    - А Вилен Прохоров, военнослужащий Советского Союза Коммунистических Республик из две тысячи четвёртого года, умоляет не отвлекаться на «ядерные игрушки» и развивать «Плазмоиды Теслы-Липкина», залог мира и безопасности ССКР! Вот только одна беда – мы так и не нашли молодого талантливого учёного Ивана Липкина, который на самом деле вообще Исайя Либкинд! Нет такого в СССР! Видимо, сгинул в детстве, в гражданке… беспризорником был, как и твой папа Волконский.
    Витя вздрогнул и Сталин это заметил. Пробурчал:
    - Да не тронем мы твоего папу… Ты про Калашникова мне написал, так? Автомат? А мне каждый третий велит Шпагина во всём поддерживать. Поскольку «Шпага» прослужила с сорок первого года до девяносто четвёртого без малейших изменений, это самый знаменитый в мире автомат и он изображён на гербах семи государств! Кошкин, говоришь? А про конструктора Игнатова ты слышал? Про его танк «ИГ-4»?
    Витя замотал головой.
    - Каждый приходит с горой бумажек, - расхаживая по кабинету говорил Сталин. – Каждый говорит – этого наградить, этого расстрелять. Все кровожадные, у меня Берия отказывается с вами работать, представляешь? Впрочем, его понять можно, его тоже требуют расстрелять. И наградить. Половины названных людей – вообще нет! Ну не служит в Красной Армии военспец Аркадий Штуцкий! Нет у нас генерала Фоменченко! И разведчика под кодовым именем «Ахтунг», который расстреляет в кинотеатре Гитлера, Геббельса и Фейхтвангера – тоже нет! И вообще Фейхтвангер – писатель и еврей. А вовсе не третье лицо Третьего Рейха!
    - Я не туда попал? – спросил Витя. – В какое-то другое прошлое?
    Сталин вздохнул.
    - В своё. В то, что надо. Только каждый из вас, попадая в прошлое, меняет мир. Время не определено, мой юный друг. Один гость, он время сравнивал с деревом, у которого много ветвей… Так не в том беда, что ветви! Беда в том, что и дерево само – живое. Ствол растёт, кривится, усыхает…
  8. +4
    18 мая 2016 11:55
    Arado-196, в музее авиации в близи г.Пловдив (Болгария)
  9. +1
    18 мая 2016 14:07
    Карманный линкор "Адмирал Шеер" активно использовал разведчик Арадо при рейдерстве в Атлантике.
    В мемуарах есть данные, что при повреждениях самолета, его восстанавливали из подручных материалов (дерево ткань лак).
    1. 0
      18 мая 2016 20:47
      Цитата: DimerVladimer
      Карманный линкор "Адмирал Шеер" активно использовал разведчик Арадо при рейдерстве в Атлантике.

      Конечно это ж на сколько дальность видения возрастала.
  10. +1
    18 мая 2016 14:13
    Вот что интересно с этими палубными самолётами... ни один в итоге не использовался по назначению... для корректировки огня главного калибра. ;-) А ведь надежда изначально была именно на это - этакий летающий КДП а в итоге в условиях реального боя так никто их и не успел использовать...
    1. +2
      18 мая 2016 19:00
      А вы уверены, что самолет в принципе может использоваться для корректировки стрельбы по движущейся мишени? Мне всегда казалось, что палубники - скорее разведчики, а корректировщиками должны выступать при работе ГК по берегу.
    2. 0
      24 мая 2016 16:26
      Цитата: Даос
      ни один в итоге не использовался по назначению... для корректировки огня главного калибра.

      Хм, как то не задумывался над этим - реально не вспомню ни одного случая. Что, действительно всеми сторонами за всю Вторую Мировую ни разу не использовался как воздушный корректировщик при артдуэли а только как разведчик ?
  11. +1
    18 мая 2016 16:42
    Трофейный Arado Ar.196
  12. 0
    18 мая 2016 21:12
    Арадо-196.
  13. 0
    20 мая 2016 17:27
    Как корабельный разведчик и корректировщик Аr-196А выглядел уж точно не хуже Супермарин Валрус. Правда, бомбовая нагрузка у немецкого самолёта была поменьше, зато скорость и скороподъёмность - ощутимо выше. Но, к сожалению, в доступе мало информации о специфическом наблюдательном и разведывательном оборудовании, устанавливаемом на такие машины. А для сравнительных оценок разведчиков и корректировщиков это весьма важно.
  14. 0
    24 мая 2016 16:23
    Случай пленения английской субмарины поплавковым самолётом действительно уникальный для Люфтваффе - да и для ВВС других стран пожалуй тоже. Кстати, на Средиземном море и отчасти на Северном море вообще эти самолёты старались не сбивать английские пилоты - т.к. они часто были заняты в поисково-спасательных миссиях, с одинаковой частотой доставая как немецких, так и англо-саксонских пилотов.
  15. +2
    8 ноября 2016 17:27
    Одинственны сохранившиеся ныне экземпляр Аr-196А находится в Болгарии, в Музей авиации - Крумово, г.Пловдив.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»