Military Review

Man-feat and his memory. Participant in the storming of the Reichstag Alexei Berest was erected a monument, but the title of Hero of Russia has not yet been awarded

12
Victory Day Russia met with military parades, processions of the "Immortal Regiment" in most large and not very cities of the country, holiday festivities and artillery salutes. The few World War II participants who lived to our days were very pleased to see that they were remembered, loved and respected more than seven decades after the Great Victory. On the eve of Victory Day in Rostov-on-Don, an event occurred that, of course, is not only of urban and regional importance, but also very important for the whole country. In the park named after 353, the Infantry Division opened a monument to Alexei Berest, a legendary officer, a real hero of World War II, who led an assault team in 1945 that hoisted the red flag over the Berlin Reichstag. The post-war years of Aleksei Berest's life were associated with the Rostov Region and Rostov-on-Don. Here this amazing man, whose fate can be called both heroic and tragic, and accomplished the last feat in his life.


Unfortunately, the name of Alexei Berest is known to very few people outside the Rostov region. But for many Rostovites, the name of Berest is truly holy. Back in the distant 1945 year, 24-year-old junior lieutenant Alexei Berest, who served as deputy battalion commander for political affairs, commanded the unit that hoisted the Red Banner of Victory over the Reichstag. This year, March 9, Aleksey Berest would have turned 95 years old. He was born 9 in March 1921 in the village of Goryaistovka, Akhtyrsky district of Sumy region, in a large peasant family. From October 1939, having signed up as a volunteer for the Red Army, Berest was in military service, participated in the Soviet-Finnish war. Berest met the Great Patriotic War as an ordinary soldier, then he was promoted to the corporal, and in 1943, among the best soldiers, he was selected to study at the Leningrad military-political school, after which he was distributed by the deputy commander of the battalion to the political part 756- of the rifle regiment of the 150 th rifle division.

On April 30, 1945, by order of the first commandant of the Reichstag, commander of the 756th Infantry Regiment, Zinchenko F.M., junior lieutenant Alexei Berest led the combat mission of erecting the banner of the military council of the 3rd shock army on the Reichstag dome. For this operation he was awarded the Order of the Red Banner. About how it happened historical the event is written in many books and articles, but it will never be superfluous to once again recall the feat of heroes - Red Army soldiers. Having burst into the Reichstag building, Soviet soldiers came under enemy fire. Birch bark managed to hide behind a bronze statue. The Germans fired so hard that a hand fell off the statue. The junior lieutenant immediately orientated - he grabbed a piece of broken bronze and threw to the side where machine-gun fire was fired from. The machine gunner became quiet - apparently he thought that the Soviet officer threw a grenade. While the fire ceased, Berest and his fighters rushed forward, but the staircase to the top was destroyed. Then Alexey Berest, in which there were nearly two meters of growth, himself became a “ladder” - Mikhail Egorov and Meliton Kantaria rose upstairs on his shoulders. Berest first climbed into the attic of the Reichstag. The red banner of Victory was tied to the bronze leg of a horse by soldier's belts.



Hoisting the banner of Victory was not in those epochal days for our country the only feat of Aleksei Prokopievich Berest. On the night of 2 in May 1945, Beresta, as a man of prominent, representative appearance, the Soviet command authorized to negotiate the surrender with the commanders of the German unit defending the Reichstag. The arrogant Hitler officers did not want to enter into negotiations with the Soviet commanders in the rank below the colonel. But in the unit that first broke into the Reichstag, only the battalion commander, Captain Stepan Neustroyev, a short man who the Germans didn’t exactly believe that he could be a “real colonel,” was senior in rank. Therefore, the negotiations sent Beresta - a tall guy with a stately military bearing. From the commissar of the battalion, the colonel was at least somewhere, even if he wore the shoulder straps of a junior lieutenant. Indeed, German officers didn’t doubt that they were dealing with a colonel, and even the age of Beresta was not surprised - firstly, the junior lieutenant looked older than his years, and secondly, twenty-five-year-old colonels are not often at war, but have met. Berest gave the Nazis two hours of time - to think about surrender, after which he went back to the position of his unit. When Alexey Prokopievich was moving away towards the Soviet positions, a shot rang out. Zampolit did not even turn around. When Berest reached his people, he saw that the Hitlerite sniper was aiming at his head, but hit his cap and shot her. The Germans, who saw how a Soviet officer, who had a bullet passed in a few centimeters from the head, pierced his cap, did not even flinch, called the “young colonel” even more respect.

Of course, Junior Lieutenant Alexei Berest was supposed to have become a Hero of the Soviet Union 70 years ago. After all, the other participants in the storming of the Reichstag, who had erected the Victory banner on it, were given the titles of Heroes of the Soviet Union. In May 1946, the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, issued a decree “On conferring the title of Hero of the Soviet Union to the officer and sergeant staff of the USSR armed forces, to hoist the Victory Banner over the Reichstag.” Captain Stepan Neustroyev and Vasily Davydov, senior lieutenant Konstantin Samsonov, sergeant Mikhail Yegorov, junior sergeant Meliton Kantaria received the Golden Star of the Hero. But Junior Lieutenant Beresta rewarded the award. They say that Marshal Georgy Konstantinovich Zhukov himself contributed to this - he was very cool towards political workers, and Berest, as you know, served as deputy commander of the rifle battalion for political affairs. According to another version, Berest was refused because of his inconvenient nature. Be that as it may, the Berest did not become the Hero of the Soviet Union. Formally. After all, with his life he proved that he is the real hero - not only of the country, but of humanity as a whole. Such were his deeds.

Man-feat and his memory. Participant in the storming of the Reichstag Alexei Berest was erected a monument, but the title of Hero of Russia has not yet been awarded


Alexei Prokopyevich was not lucky with his post-war career. He left the reserve as a senior lieutenant from the post of political officer of the communications center of one of the units of the Black Sea fleet. After demobilization from Sevastopol, where the last years of service took place, Berest moved to the Rostov region. Here, in the village of Pokrovsky, he headed the cinema department. But in 1953, Berest was arrested. The thing was dark and confusing. They say that Alexei Prokopyevich was framed, and during interrogation, he punched the investigator in the physiognomy - he insulted the participant in the war. Birch bark was accused of embezzlement and given ten years. But Alexei Prokopyevich served two times less than the appointed term - he was released under an amnesty. From Pokrovsky, the Berest family moved to Rostov-on-Don. Of course, Aleksey Prokopyevich could no longer work in administrative posts with a criminal record and a real five-year term. First, he got a job as a loader, then - at the famous Selmash - Rostov Agricultural Engineering Plant, a sandblaster in a steel shop. The family settled in the village of Frunze, on the eastern outskirts of Rostov-on-Don, in the area of ​​the modern airport. They lived modestly, while the doors of Alexey Prokopyevich’s house were always open to all those in need - he never refused to help either his neighbors, colleagues, or even casual acquaintances. Alexei Prokopyevich himself until the end of his life, as people who knew him remember, retained a certain resentment for the authorities, which did not appreciate his merits, moreover, he locked him in jail.



Alexey Prokopievich Berest accomplished his last feat in 25 years after the storming of the Reichstag. For a quarter of a century after the war, despite all the difficulties of life, he never ceased to be a hero, a man with a capital letter. In the 1970 year, 3 in November, Aleksey Berest walked with his grandson - stood at the crossing over the railway tracks. The train was approaching. And suddenly there was a loud cry: "Train!". A train approached and someone from a crowd of people waiting for her on the platform pushed a little five-year-old girl on the way. Alexey Prokopevich rushed to the rails. He managed to push the girl out of the canvas, but he did not have time to jump out. The train threw Beresta on the platform. An ambulance was called, Beresta was taken to the hospital, but they could not save Aleksey Prokopevich. The hero of the storming of the Reichstag died, and he was only forty-nine years old. Aleksei Prokopievich Beresta was buried in a small cemetery in Aleksandrovka, a village that became part of Rostov-on-Don, since this cemetery was closest to the village of Frunze, where the hero's family lived.


For a long time, nationwide, the name Berest was tried not to advertise. In the Soviet period of Russian history, Berest was embarrassed to play the role of a “hero - symbol” - after all, he was a complex person with a difficult biography. Nevertheless, a prison term took place in his life. And it turned out inconveniently - like this, the Soviet government deprived such a person with an award in 1945. True, in Rostov-on-Don, Alexei Prokopyevich Berest was always respected. One of the streets of Rostov in the village of Selmash, as well as school number 7, was named after Alexey Berest. Although at the country level, Berest was not often spoken about, in Rostov-on-Don even the local party authorities respected his memory. At the grave of Alexei Prokopyevich held ceremonies for admission to the pioneers. On Victory Day, residents of Alexandrovka and other areas of the city gathered here, war veterans spoke. But the title of Hero was not assigned to Berest even in post-Soviet Russia. This is doubly offensive, since back in 2005, Alexei Prokopyevich Berest, born in the Sumy region of the Ukrainian SSR, received the posthumous title of Hero of Ukraine. It turns out that in Ukraine his memory turned out to be more respected than in Russia, where he spent most of his life and where he died heroically, saving a small child.
For decades, indifferent Rostov citizens do not lay hands on, but do everything possible to force the authorities to appreciate the merits of Alexei Prokop'evich according to their merits and assign him posthumously the high title of Hero of Russia. So, in Rostov, Nikolay Shevkunov from Rostov, in February 2015, filed a petition addressed to the President of the Russian Federation Vladimir Putin, in which he asked to assign Alexey Prokopyevich Berest the title of Hero of Russia posthumously. For Nikolai Shevkunov, perpetuating the memory of the hero is a matter of honor, because in the distant 1963 year, more than fifty years ago, Alexey Prokoevich Berest accepted him as a pioneer. In addition to the request for conferring the title of Hero of Russia, the petition also contained a request to put a monument to Alexei Berest in Rostov-on-Don, the city where the last years of the legendary participant in the storming of the Reichstag passed.



And so, in May 2016 of the year, one of the requests of the Rostovites came true. In the park of the 353 th Infantry Division, despite a rainy day, over a hundred people gathered. Among them were representatives of the administration of the Rostov region and Rostov-on-Don - the governor of the Rostov region Vasily Golubev, the chairman of the Legislative Assembly of the region Viktor Deryabkin, the chairman of the Committee on Legislation Irina Rukavishnikova. The daughter of Aleksei Prokopievich Beresta, Irina Alekseevna Berest, pupils of city schools and cadets of the cadet corps, caring citizens was present. As it became known, employees of the Rostov Institute for the Protection of Entrepreneurship became the initiator of the creation of the monument to Alexei Berest. The project of sculpture in full growth was prepared by the famous sculptor Anatoly Sknarin in the city, and the cost of the project, paid for from private voluntary donations, was about two million rubles. The monument depicts Aleksei Prokopyevich Beresta as the standard-bearer of the Victory.

In addition to the opening of the monument, on behalf of the Head of the Administration of Rostov-on-Don Sergey Gorban, the Media Center South Region-DSTU Media Center, together with the Administration for Information Policy and Media Relations of the Rostov-on-Don Administration, created the documentary Three the feat of Alexei Berest ", which tells about the difficult life of the national hero. The picture includes footage of the creation of the monument to Alexey Prokopievich, the celebration of the 95 anniversary of his birth, the memories of Irina Alekseevny Berest, the hero's daughter, about her wonderful father.

The governor of the Rostov region, Vasily Golubev, emphasized that “with the opening of the monument to Beresta, historical justice triumphed. His feat ended the victorious war with the defeat of the Nazi troops in their lair. After the war, he made another feat: at the age of 49 years, saving the 5-year-old girl who fell in front of the train, he paid with his life. ” Viktor Deryabkin, Chairman of the Legislative Assembly of the Rostov Region, speaking at the opening of the monument, said that the deputies of the Rostov Region appealed to the Chairman of the Commission under the President of the Russian Federation for state awards with a request to restore historical justice and assign posthumously the high title of Hero of Russia to Aleksey Prokopevich. So now it's all up to the federal authorities.
Author:
Photos used:
http://naspravdi.info/, http://dnevniki.ykt.ru/, http://voopiik-don.ru/
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 11 May 2016 07: 21
    +7
    It’s a pity that sometimes justice triumphs late .. But as long as the memory is alive and the person .. Thank you, Ilya ...
  2. qwert
    qwert 11 May 2016 07: 23
    +3
    It is good that articles dedicated to the people of Victory continue after the holiday
  3. ovod84
    ovod84 11 May 2016 07: 24
    +3
    You can and should give a hero to such a person, you need to appreciate and respect and remember about such heroes and cite them as an example to others.
    1. DMB_95
      DMB_95 11 May 2016 12: 37
      +4
      In our region, more precisely in Pskov, the last soldier of another banner group, Sergeant Minin, died recently. The banner hoisted by their group did not become the officially recognized Banner of Victory, since there were several banners. They installed the Banner on the statue of the German goddess of victory on the roof of the Reichstag and reported to the headquarters: "The Victory Banner has been stuck into the crown of some German b ** d!" Everyone liked this report.
  4. atos_kin
    atos_kin 11 May 2016 07: 58
    +3
    Submit a decree about the Hero of the Union of Berest to Gorbachev for signature "retroactively". The marked will do at least one thing useful in life.
  5. free
    free 11 May 2016 08: 55
    +1
    I'm proud to be your descendant, thanks!
  6. am808s
    am808s 11 May 2016 09: 07
    +4
    Yes, unfortunately, many heroes of that war were people "inconvenient" for the authorities, but they are victors and the memory of them now no longer alive should be passed on from generation to generation. While we will remember, repetition is inadmissible.
    1. Mikhail3
      Mikhail3 11 May 2016 17: 16
      +1
      Quote: am808s
      Yes, unfortunately, many heroes of that war were people "inconvenient" for the authorities, but they are victors and the memory of them now no longer alive should be passed on from generation to generation. While we will remember, repetition is inadmissible.

      Excellent students in combat and political training, as a rule, do not become heroes. There are serious reasons for this. Unfortunately, the wild, crazy, inhuman officialdom hit the USSR even then, as if it were cancer.
      For me, this is the most disgusting feature inherent in the USSR. Not the most disastrous, not the most important, but the most disgusting. How many abominations, nonsense, and even direct crimes against a person were done with this cast-iron physiognomy of the "official point of view"! And all this nasty thing was done for her. For the official, thrice official, intolerably official point!
      People did not rise for the USSR in 90? For these funny faces? Yes. Did not rise. For this dead officialdom there were no loonies. We will remember, of course. But for Berest himself, everything is already late, forever. Yearning...
  7. biznaw
    biznaw 11 May 2016 09: 21
    +1
    It would be necessary to work "correctly" with the archives. You look and there is the name of Berest in the Decree.
  8. erik cartman
    erik cartman 11 May 2016 10: 51
    +3
    I think that the title of Hero of Russia will be awarded. And how many more awards have not reached their owner and how many more worthy war veterans have not been awarded. In this story, a big plus is that people remember and went to the level of the Governor. And what about those about whom there is no one to tell and there is no person. It is sad that time is running out.
  9. Robert Nevsky
    Robert Nevsky 11 May 2016 12: 43
    +2
    Eternal Glory to the Hero !!!!
  10. Vadim2013
    Vadim2013 11 May 2016 13: 38
    +2
    A good article about Alexei Prokopyevich Berest. Bright and long memory of the hero.

Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили

День Победы Россия встретила военными парадами, шествиями «Бессмертного полка» в большинстве крупных и не очень городов страны, праздничными гуляниями и артиллерийскими салютами. Немногочисленным дожившим до наших дней участникам Великой Отечественной войны было очень приятно видеть, что их помнят, любят и уважают и спустя более семи десятилетий после Великой Победы. Накануне Дня Победы в Ростове-на-Дону произошло событие, которое, безусловно, имеет не только городское и региональное значение, но и очень важно для всей страны. В сквере имени 353-й Стрелковой Дивизии был открыт памятник Алексею Бересту — легендарному офицеру, настоящему герою Великой Отечественной войны, возглавлявшему в 1945 году штурмовую группу, водрузившую красное знамя над берлинским Рейхстагом. Послевоенные годы жизни Алексея Береста были связаны с Ростовской областью и Ростовом-на-Дону. Здесь этот удивительный человек, судьбу которого можно назвать и героической, и трагичной, и совершил последний в своей жизни подвиг.

Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили К сожалению, имя Алексея Береста мало кому известно за пределами Ростовской области. Но для многих ростовчан имя Береста по-настоящему свято. В далеком 1945 году 24-летний младший лейтенант Алексей Берест, служивший в должности заместителя командира батальона по политической части, командовал подразделением, водрузившим красное знамя Победы над Рейхстагом. В этом году, 9 марта, Алексею Бересту исполнилось бы 95 лет. Он родился 9 марта 1921 г. в деревне Горяйстовка Ахтырского района Сумской области, в большой крестьянской семье. С октября 1939 г., записавшись добровольцем в Красную Армию, Берест находился на военной службе, участвовал в советско-финской войне. Великую Отечественную войну Берест встретил еще рядовым, затем был произведен в ефрейторы, а в 1943 г., в числе лучших солдат, был отобран для учебы в Ленинградском военно-политическом училище, после окончания которого и был распределен заместителем командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.

30 апреля 1945 года, по приказу первого коменданта рейхстага командира 756-го стрелкового полка Зинченко Ф.М., младший лейтенант Алексей Берест возглавил выполнение боевой задачи по водружению знамени военного совета 3-й ударной армии на куполе рейхстага. За эту операцию был награжден Орденом Красного Знамени. О том, как происходило это историческое событие, написано во многих книгах и статьях, но никогда не будет лишним очередной раз вспомнить о подвиге героев — красноармейцев. Ворвавшись в здание рейхстага, советские солдаты попали под огонь противника. Бересту удалось спрятаться за бронзовой статуей. Немцы вели столь сильный огонь, что у статуи отвалилась рука. Младший лейтенант сразу сориентировался — он схватил кусок отломившейся бронзы и кинул в сторону, откуда велся пулеметный огонь. Пулеметчик притих — видно подумал, что советский офицер кинул гранату. Пока огонь прекратился, Берест и его бойцы кинулись вперед, но лестница наверх была разрушена. Тогда Алексей Берест, в котором было без малого два метра роста, сам стал «лестницей» — по его плечам наверх поднялись Михаил Егоров и Мелитон Кантария. На чердак Рейхстага первым залез Берест. Красное знамя Победы солдатскими ремнями привязали к бронзовой ноге лошади.


Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили


Водружение знамени Победы не было в те эпохальные для нашей страны дни единственным подвигом Алексея Прокопьевича Береста. В ночь на 2 мая 1945 года Береста как мужчину видного, представительной внешности, советское командование уполномочило вести переговоры о сдаче с командирами немецкого подразделения, оборонявшего рейхстаг. Высокомерные гитлеровские офицеры не хотели вступать в переговоры с советскими командирами в звании ниже полковничьего. Но в подразделении, которое первым ворвалось в рейхстаг, старшим по званию был лишь командир батальона капитан Степан Неустроев — мужчина небольшого роста, которому бы немцы точно не поверили, что он может быть «настоящим полковником». Поэтому на переговоры направили Береста — высокого парня со статной военной выправкой. Из замполита батальона «полковник» был хоть куда, пусть он и носил на самом деле погоны младшего лейтенанта. Действительно, у немецких офицеров не возникло сомнений в том, что они имеют дело с полковником и даже возраст Береста не удивил — во-первых, младший лейтенант выглядел старше своих лет, а во-вторых на войне бывает всякое и двадцатипятилетние полковники не часто, но встречались. Берест дал гитлеровцам два часа времени — подумать о сдаче, после чего пошел назад, на позиции своего подразделения. Когда Алексей Прокопьевич удалялся в сторону советских позиций, раздался выстрел. Замполит даже не обернулся. Когда Берест дошел до своих, он увидел, что гитлеровский снайпер целился ему в голову, но попал в фуражку и прострелил ее. У немцев же, видевших, как советский офицер, у которого в считанных сантиметрах от головы прошла пуля, пробившая его фуражку, даже не вздрогнул, «молодой полковник» вызвал еще большее уважение.

Конечно, младший лейтенант Алексей Берест должен был еще 70 лет назад стать Героем Советского Союза. Ведь остальным участникам штурма Рейхстага, водружавшим на него знамя Победы, были присвоены звания Героев Советского Союза. В мае 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР опубликовал Указ «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому и сержантскому составу вооруженных сил СССР, водрузившему Знамя Победы над рейхстагом». Золотую Звезду Героя получили капитаны Степан Неустроев и Василий Давыдов, старший лейтенант Константин Самсонов, сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария. Но младшего лейтенанта Береста награда обошла стороной. Говорят, что поспособствовал этому сам маршал Георгий Константинович Жуков — он весьма прохладно относился к политработникам, а Берест, как известно, служил в должности заместителя командира стрелкового батальона по политической части. По другой версии, отказали Бересту по причине его неудобного характера. Как бы там ни было, но Героем Советского Союза Берест так и не стал. Формально. Ведь своей жизнью он доказал, что является самым настоящим героем — не только страны, но и человечества в целом. Таковы были его поступки.

Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили


Не повезло Алексею Прокопьевичу и с послевоенной карьерой. Он вышел в запас старшим лейтенантом с должности замполита узла связи одного из подразделений Черноморского флота. После демобилизации из Севастополя, где проходили последние годы службы, Берест перебрался в Ростовскую область. Здесь, в селе Покровском, он возглавил отдел кинофикации. Но в 1953 г. Береста арестовали. Дело то было темное и запутанное. Говорят, что Алексея Прокопьевича подставили, а на допросе он врезал по физиономии следователю — тот оскорбил участника войны. Береста обвинили в хищениях и дали десять лет. Но отсидел Алексей Прокопьевич в два раза меньше назначенного срока — его выпустили по амнистии. Из Покровского семья Береста переехала в Ростов-на-Дону. Конечно, работать на административных должностях с уголовной судимостью и реальным пятилетним сроком за плечами Алексей Прокопьевич уже не мог. Он устроился сначала грузчиком, затем — на знаменитый Сельмаш — Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, пескоструйщиком в сталелитейный цех. Семья поселилась в поселке Фрунзе, что на восточной окраине Ростова-на-Дону, в районе современного аэропорта. Жили скромно, при этом двери дома Алексея Прокопьевича всегда были открыты для всех нуждающихся — он никогда не отказывал в помощи ни соседям, ни коллегам по работе, ни даже случайным знакомым. Сам Алексей Прокопьевич до конца жизни, как вспоминают знавшие его люди, сохранил определенную обиду на власть, которая так и не оценила его заслуги по достоинству, более того — запрятала в тюрьму.

Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили


Свой последний подвиг Алексей Прокопьевич Берест совершил через 25 лет после штурма Рейхстага. За четверть века, прошедшую после войны, несмотря на все жизненные трудности, он так и не перестал быть героем, Человеком с большой буквы. В 1970 году, 3 ноября, Алексей Берест гулял с внуком — стоял у перехода через железнодорожные пути. Приближался поезд. И вдруг раздался громкий крик:«Поезд!». Подходила электричка и кто-то из кинувшейся к ней толпы ожидавших на перроне людей толкнул на пути маленькую пятилетнюю девочку. Алексей Прокопьевич бросился на рельсы. Он успел вытолкнуть девочку с полотна, но сам выпрыгнуть не успел. Поезд отбросил Береста на платформу. Вызвали «скорую», Береста повезли в больницу, но спасти Алексея Прокопьевича не смогли. Герой штурма Рейхстага скончался, а было ему всего сорок девять лет. Алексея Прокопьевича Береста похоронили на небольшом кладбище в Александровке — станице, вошедшей в состав Ростова-на-Дону, так как это кладбище было ближайшим к поселку Фрунзе, где жила семья героя.


Долгое время в масштабах страны имя Береста старались не афишировать. В советский период отечественной истории на роль «героя — символа» Береста выдвигать стеснялись — ведь человек он был сложный, с непростой биографией. Все же и тюремный срок имел место в его жизни. Да и неудобно получалось — как это, советская власть обделила в 1945 году наградой такого человека. Правда, в Ростове-на-Дону Алексея Прокопьевича Береста уважали всегда. Именем Алексея Береста назвали одну из ростовских улиц в поселке Сельмаш, а также школу № 7. Хотя на уровне страны о Бересте говорили не часто, в Ростове-на-Дону его память почитало даже местное партийное начальство. На могиле Алексея Прокопьевича проходили торжественные церемонии приема в пионеры. На День Победы здесь собирались жители Александровки и других районов города, выступали ветераны войны. Но звание Героя Бересту не присвоили даже в постсоветской России. Это вдвойне обидно, поскольку еще в 2005 году Алексей Прокопьевич Берест, родившийся в Сумской области УССР, получил посмертно звание Героя Украины. Получается, что на Украине его память оказалась более уважаемой, чем в России, где он провел большую часть своей жизни и где геройски погиб, спасая маленького ребенка.
Целые десятилетия неравнодушные ростовчане не кладут руки, а делают все возможное, чтобы вынудить власть оценить заслуги Алексея Прокопьевича по достоинству и присвоить ему посмертно высокое звание Героя России. Так, ростовчанин Николай Шевкунов в феврале 2015 года подал петицию на имя Президента Российской Федерации Владимира Путина, в которой просил присвоить Алексею Прокопьевичу Бересту звание Героя России посмертно. Для Николая Шевкунова увековечение памяти героя — дело чести, ведь его в далеком 1963 году, более пятидесяти лет назад, в пионеры принимал именно Алексей Прокопьевич Берест. Кроме просьбы о присвоении звания Героя России, в петиции содержалась и просьба поставить Алексею Бересту памятник в Ростове-на-Дону — городе, где прошли последние годы жизни легендарного участника штурма Рейхстага.

Человек-подвиг и его память. Участнику штурма Рейхстага Алексею Бересту поставили памятник, но звание Героя России пока так и не присвоили


И вот, в мае 2016 года, одна из просьб ростовчан сбылась. В сквере 353-й Стрелковой Дивизии, несмотря на дождливый день, собрались свыше ста человек. Среди них были представители администрации Ростовской области и Ростова-на-Дону — губернатор Ростовской области Василий Голубев, председатель Законодательного собрания области Виктор Дерябкин, председатель Комитета по законодательству Ирина Рукавишникова. Присутствовала дочь Алексея Прокопьевича Береста Ирина Алексеевна Берест, учащиеся школ города и курсанты кадетского корпуса, неравнодушные горожане. Как стало известно, инициатором создания памятника Алексею Бересту стали сотрудники Ростовского института защиты предпринимательства. Проект скульптуры в полный рост был подготовлен известным в городе скульптором Анатолием Скнариным, а стоимость проекта, оплаченного из частных добровольных пожертвований, составила около двух миллионов рублей. Монумент изображает Алексея Прокопьевича Береста как знаменосца Победы.

Кроме открытия памятника, по поручению главы администрации Ростова-на-Дону Сергея Горбаня продюсерский центр «Медиапарк «Южный регион — ДГТУ» совместно с Управлением по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации Администрации г. Ростова-на-Дону создали документальный фильм «Три подвига Алексея Береста», повествующий о непростой жизни народного героя. В картину входят кадры, рассказывающие о создании памятника Алексею Прокопьевичу, праздновании 95-летия со дня его рождения, воспоминания Ирины Алексеевны Берест — дочери героя — о своем замечательном отце.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев подчеркнул, что «с открытием памятника Бересту восторжествовала историческая справедливость. Его подвиг завершил победоносную войну с разгромом фашистских войск в их логове. Уже после войны он совершил ещё один подвиг: в возрасте 49 лет, спасая 5-летнюю девочку, упавшую перед поездом, он поплатился жизнью». Председатель Законодательного собрания Ростовской области Виктор Дерябкин, выступая на открытии памятника, сообщил, что депутаты Ростовской области обратились к председателю Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам с просьбой восстановить историческую справедливость и присвоить Алексею Прокопьевичу Бересту посмертно высокое звание Героя России. Так что теперь все дело — за федеральными властями.
Автор: Илья Полонский

Использованы фотографии: http://naspravdi.info/, http://dnevniki.ykt.ru/, http://voopiik-don.ru/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. parusnik 11 мая 2016 07:21
    Жаль, что порою справедливость поздно торжествует..Но пока жива память жив и человек..Спасибо,Илья...
  2. qwert 11 мая 2016 07:23
    Хорошо, что после праздника продолжаются статьи посвященные людям Победы
  3. ovod84 11 мая 2016 07:24
    Можно и нужно дать героя такому человеку , надо ценить и уважать и вспоминать про таких героев и приводить их в пример другим.
    1. DMB_95 11 мая 2016 12:37
      В нашей области, точнее во Пскове, недавно скончался последний боец другой знаменосной группы - сержант Минин. Водружённое их группой знамя не стало официально признанным Знаменем Победы, так как знамён было несколько. Они установили Знамя на статую германской богини победы на крыше Рейхстага и сообщили в штаб: "Знамя Победы воткнули в корону какой-то немецкой б**ди!" Такой рапорт понравился всем.
  4. atos_kin 11 мая 2016 07:58
    Дать на подпись Горбачеву "задним числом" указ про Героя Союза Береста. Хоть одно полезное в жизни дело меченый сделает.
  5. свободный 11 мая 2016 08:55
    я горд быть твоим потомком,спасибо!
  6. am808s 11 мая 2016 09:07
    Да к сожалению множество героев той войны были людьми "неудобными" власти но они победители и память о них ныне уже не живых должна передаваться из поколения в поколение.Пока будем помнить, недопустим повторения.
    1. михаил3 11 мая 2016 17:16
      Цитата: am808s
      Да к сожалению множество героев той войны были людьми "неудобными" власти но они победители и память о них ныне уже не живых должна передаваться из поколения в поколение.Пока будем помнить, недопустим повторения.

      Отличники боевой и политической подготовки как правило героями не становятся. Тому есть серьезные причины. К сожалению дикий, безумный, нечеловеческий официоз поразил уже тогда СССР, будто рак.
      Для меня это наиболее отвратительная черта, присущая СССР. Не самая гибельная, не самая,может быть, важная, но самая поганая. Сколько мерзостей, глупостей, да и прямо преступлений против человека было сделано с этой чугунной физиономией "официальной точки зрения"! И делалась вся эта гадость для нее же. Для официальной, трижды официальной, нестерпимо официальной точки!
      Не поднялись за СССР люди в 90тые? За вот эти рожи? Да. Не поднялись. За эту мертвую официальщину подыматься психов не было. Будем помнить, конечно. Но для самого Береста все уже поздно, навсегда. Тоска...
  7. biznaw 11 мая 2016 09:21
    Надо бы с архивами "правильно" поработать. Глядишь и найдется фамилия Береста в Указе.
  8. erik cartman 11 мая 2016 10:51
    Думаю, что звание Героя России присвоят. А сколько еще наград не дошли до своих владельце и сколько еще достойных фронтовиков не награждены. В этой истории большой плюс, что люди помнят и вышли на уровень Губернатора. А как быть с теми про кого и рассказать уже некому и человека нет. Печально , что время уходит.
  9. Робертъ Невский 11 мая 2016 12:43
    Вечная Слава Герою!!!!
  10. Вадим2013 11 мая 2016 13:38
    Хорошая статья про Алексея Прокопьевича Береста. Светлая и долгая память герою.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня