Лёгкий аэротранспортабельный танк M22 Locust

8
M22 Locust (англ. «Саранча») — американский легкий аэротранспортабельный танк периода Второй мировой войны. Боевая машина была спроектирована в 1941-1942 годах и серийно производилась с 1943 по 1944 гг., всего за этот период было собрано 830 таких танков. Несмотря на сравнительно большое количество выпущенных танков, они никогда не использовались американской армией в боевых действиях. При этом 260 танков M22 Locust по ленд-лизу были получены британской армией. Именно английские машины, пусть и ограниченно, приняли участие в боевых действиях. В отличие от США, у Великобритании был тяжелый транспортный планер «Гамилькар», который был в состоянии перевозить данный танк в собранном виде.

Стратегия и специфика действий американской армии в период Второй мировой войны предполагала большое количество десантных операций. Пристальное внимание уделялось выброске авиационных десантов, которым отводилась едва ли не приоритетная роль при планировании будущей высадки американских частей в Европе. Для поддержки авиационных десантов нужен был танк, который можно было бы перебросить по воздуху либо планером, либо транспортным самолетом. Уже 7 февраля 1941 года на специальном совещании руководства армии США был поднят вопрос о проведении разработки и запуска в производство легкого аэротранспортабельного танка. 22 мая 1941 года приказом по вооруженным силам США была определена концепция новой боевой машины, танк получил предварительный индекс Т9. К участию в конкурсе по разработке техдокументации будущей боевой машины были привлечены ведущие американские компании «Дженерал моторс» и «Мормон-Херингтон», а также прославившийся своими довоенными разработками конструктор Джон Кристи. В конечном итоге военными был выбран проект компании «Мормон-Херрингтон», он был взят за основу, выиграв конкурс.



Проекта танка Т9 компании «Мормон-Херрингтон» привлек внимание американских военных своей 37-мм пушкой М6, 25-мм толщиной лобовой брони, двигателем «Лайкоминг» и модифицированной подвеской с вертикальными спиральными пружинами. Первый макет танка был готов уже осенью 1941 года. Испытания продемонстрировали его пригодность к транспортировке самолетом Douglas C-54 Skymaster (после проведения незначительных доработок). Перевозка танка самолетом осуществлялась со снятой башней, располагавшейся в грузовом отсеке, корпус перевозился снаружи — под фюзеляжем.

Первый танк был собран в апреле 1942 года, к маю того же года он уже успешно прошел стадию испытаний. В отличие от последующих серийных боевых машин, у танка была ступенчатая лобовая деталь с неподвижным спаренным 7,62-мм пулеметом. В ходе проектирования легкого танка его масса выросла и превысила требуемую заказчиком, после чего было принято решение отказаться от электропривода башни, стабилизатора вооружения и неподвижных пулеметов. В ноябре 1942 года появилась облегченная модель танка, которая успешно прошла полетные испытания. В феврале 1943 года танк был передан на войсковые испытания. По их результатам в конструкцию боевой машины были внесены несущественные изменения.

Стоит отметить, что с февраля 1942 года велась разработка улучшенного танка под обозначением T9E1, создававшегося с учетом опыта, полученного после начала Второй мировой войны. Новый танк отличался доработанной лобовой деталью. Он получил спрямленный верхний лобовой лист корпуса, отличавшийся хорошим углом наклона, что повышало толщину приведенной брони и вероятность рикошета. В серийное производство пошли машины именно со спрямленным лобовым листом. Серийное производство танка, получившего индекс M22, началось в марте 1943 года на заводах компании «Мормон-Херрингтон» еще до принятия его на вооружение американской армией. Всего до февраля 1944 года было собрано 830 танков данного типа. Лишь в сентябре 1943 года он был квалифицирован как «машина ограниченного стандарта», получив обозначение легкий (воздушно-десантный) танк М22.



Легкий аэротранспортабельный танк M22 «Локаст» отличался компоновкой, которая была традиционной для американского танкостроения тех лет. Силовая установка и топливные баки располагались в корме корпуса в моторном отделении. Элементы трансмиссии танка находились в передней части корпуса, а отделение управления и боевое отделение были объединены между собой. Экипаж боевой машины состоял из 3 человек: механика-водителя, наводчика и командира танка. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а наводчик и командир сидели позади него в средней части корпуса и башне. Командир боевой машины исполнял, помимо своих непосредственных обязанностей, еще и обязанности заряжающего орудия. Для посадки и высадки из танка экипаж мог использовать три основных люка: два четырехугольной трапециевидной формы на крыше башни (для наводчика и командира) и люк в виде откидывающейся небольшой выступающей рубки в передней левой части корпуса (механика-водителя).

Бронирование аэротранспортабельного танка М22 проектировалось по дифференцированному противопульному принципу. При этом броня боевой машины могла служить надежной защитой экипажа исключительно от средних осколков, обладающих небольшой кинетической энергией, и пуль средних калибров. Корпус легкого танка М22 создавался из катаных гомогенных бронелистов при помощи сварки. Бронелист, создававший лобовую часть корпуса танка, обладал толщиной в 13 мм и углом наклона в 65 градусов к вертикальной плоскости. При этом небольшая откидывающаяся в виде крышки люка рубка, выступающая в левой передней части корпуса, создавалась из вертикальных бронелистов толщиной 25 мм. Точно из таких же бронелистов была создана и нижняя лобовая деталь. Верхняя часть кормы корпуса танка была расположена под углом в 45 градусов к вертикальной плоскости и имела толщину 10 мм, что обеспечивало этой части большую бронеустойчивость, чем у бронелистов нижней части бортов толщиной 13 мм, но расположенных под прямым углом. Корма танка состояла из единой вертикальной детали толщиной 13 мм, крыша корпуса создавалась из катаного броневого листа толщиной 10 мм.



Башня танка была полностью литой. Стенки башни по всему периметру были одинаковой толщины — 25 мм. Лобовая часть имела наклон в 30 градусов, борта — 5 градусов, корма башни наклона не имела. Крыша башни легкого аэротранспортабельного танка М22 обладала переменной толщиной (от 10 мм до 19 мм). Литая маска, которая защищала 37-мм орудие и спаренный с ним пулемет, обладала толщиной в 25 мм и сегментным наклоном в 50 градусов к вертикальной плоскости. Башня была установлена на подбашенную коробку на продольной оси корпуса. Поворот башни осуществлялся только в ручном режиме с помощью специального плечевого упора.

Основным вооружением описываемой боевой машины была нарезная 37-миллиметровая пушка M6, представлявшая собой танковую модификацию полевой противотанковой пушки M3. Длина ствола этого орудия составляла 56,6 калибров (2094 мм). Боекомплект орудия располагался по бортам танковой башни и включал в свой состав 50 унитарных выстрелов с бронебойными, осколочными или картечными снарядами. В качестве вспомогательного вооружения использовался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет «Браунинг» M1919A4, обладавший ленточным питанием. Боекомплект спаренного пулемета состоял из 2500 патронов. Личным оружием экипажа боевой машины были три 11,43-миллиметровых пистолета-пулемета M3 с общим боекомплектом в 450 патронов, а также 12 ручных гранат.

Легкий аэротранспортабельный танк M22 Locust получил авиационный двигатель «Лайкоминг» 0-435T с воздушным охлаждением. Использование в качестве силовой установки шестицилиндрового карбюраторного двигателя с горизонтальным расположением цилиндров позволило существенно уменьшить высоту как корпуса, так и всей боевой машины. Благодаря этому мотору, развивавшему 162 л.с., танк можно было разогнать при движении по шоссе до скорости чуть более 56 км/ч.

Лёгкий аэротранспортабельный танк M22 Locust


Ходовая часть легкого танка М22 состояла из 4-х обрезиненных одиночных опорных катков (применительно к каждому борту), которые были сгруппированы попарно в тележки, которые, в свою очередь, подвешивались на вертикальные буферные пружины. Ленивец заднего расположения отличался от опорного катка большим диаметром и необрезинивался. Ленивец подвешивался к корпусу, аналогично опорным каткам, и опускался до уровня земли, дополнительно выполняя функцию пятого опорного катка. Верхняя ветвь танковой гусеницы опиралась на 2 небольших обрезиненных поддерживающих катка. Ведущее колесо боевой машины имело переднее расположение и оснащалось зубчатым венцом цевочного типа.

Боевое применение танков M22 Locust

Несмотря на довольно внушительные цифры выпуска, легкие танки М22 «Локаст» практически не использовались в боях. Поступив уже в середине 1943 года на вооружение воздушно-десантных частей армии США, они так до конца войны и простояли без дела, не приняв участие даже в операции «Оверлорд» в июне 1944 года, в рамках которой в Нормандии были выброшены парашютные десанты союзников. Основной причиной, по которой этот танк не воевал, было отсутствие подходящих средств доставки. В США был недостаток тяжелых транспортных самолетов и планеров. Единственным доступным для военных способом транспортировки танка была подвеска его к самолету С-54 «Скаймастер». При этом с танка приходилось демонтировать башню, которая перевозилась внутри транспортного самолета и устанавливалась назад уже после приземления, что, в свою очередь, существенно уменьшало тактическую ценность легкого аэротранспортабельного танка.

По программе ленд-лиза 260 танков М22 были отправлены в Великобританию. Именно здесь за машиной и закрепилось прозвище Locust (саранча). Часть поступивших танков британцы оснастили коническими адаптерами для ствола «Литлджон», а также дымовыми гранатометами. В отличие от американских военных у англичан имелся в распоряжении тяжелый транспортный планер «Гамилькар», который мог перевозить танк по воздуху в собранном виде. Данный планер британцы специально спроектировали для переброски своего легкого танка «Тетрарх». Но даже несмотря на наличие подходящего планера англичане использовали танк в бою всего один раз. Во время переправы через Рейн в рамках операции «Варсити», 24 марта 1945 года, приняли участие 12 танков Locust из состава 6-го воздушно-десантного разведывательно-бронетанкового полка. Из-за плотного зенитного огня немцев до цели смогла добраться лишь половина из них, но десантированные танки смогли оказать ценную поддержку британским парашютистам.



После завершения Второй мировой войны танки продолжали оставаться на вооружении британской армии, пока часть из них не была передана Бельгии. В Бельгии эти боевые машины также не задержались, бельгийские военные передали танки Египту, где те оставались в строю вплоть до 1956 года. Во время Арабо-израильской войны 1947-1949 года эти танки принимали участие в боевых действиях, несколько танков было захвачено израильтянами. Три танка М22 «Локаст» использовались в израильской армии до 1952 года, в конце службы в качестве учебных машин.

Хотя легкий танк M22 применялся в бою в роли авиадесантного всего один раз, в этом качестве он был достаточно эффективен. Доставляясь непосредственно на поле боя тяжелым транспортным планером, танк M22 был превосходным средством качественного усиления десантных сил, хотя в условиях хорошо организованной системы ПВО противника медлительные и большие планеры становились легкой целью и многие танки гибли вместе с планерами, еще не добравшись до поля боя. Использовавшаяся 37-мм пушка, хотя и была слаба для борьбы с танками противника и его укреплениями, все еще могла достаточно эффективно применяться для поражения бронеавтомобилей и бронетранспортеров, пулеметных точек и орудий противника, хотя ее осколочное действие по пехоте и было недостаточным. Броня танка в лобовой проекции надежно защищала от огня из крупнокалиберных пулеметов, однако с бортов и кормы танк поражался ими без особых проблем. При этом от специализированных противотанковых средств танк был практически не защищен, хотя лобовая броня башни и имела шанс отразить 37-мм снаряд.



Из-за своего достаточно специфического назначения танк M22 Locust очень трудно сравнивать с другими легкими танками Второй мировой войны. Единственными серийными аэромобильными танками на тот момент времени были лишь британские Mk.VII «Тетрарх» и Mk.VIII «Гарри Гопкинс». Если сравнивать с первым из них, то M22 превосходит его по большинству показателей при примерном равенстве в вооружении и подвижности, будучи при этом существенно защищеннее и компактнее. Mk.VIII «Гарри Гопкинс» несколько превосходил M22 по толщине брони, однако на этом его преимущества и заканчивались, так как весил английский танк на целую тонну больше, был существенно больше в размерах и, как следствие, менее подвижен на поле боя. Помимо всего прочего, оба британских танка были вооружены 40-мм пушкой QF 2 pounder, в боекомплекте которой, в отличие от 37-мм пушки их американского собрата, вообще отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Учитывая совершенно недостаточные на 1944-1945 год противотанковые характеристики пушек таких калибров, главной задачей подобных боевых машин была бы поддержка пехоты, а к этой роли орудия британских танков из-за отсутствия осколочно-фугасного снаряда были непригодны в гораздо большей степени.

Тактико-технические характеристики M22 Locust:

Габаритные размеры: длина корпуса — 3937 мм (длина с пушкой вперед — 3962 мм), ширина корпуса — 2248 мм, высота — 1842 мм.
Боевая масса — 7,43 тонны.
Бронирование — стальная катаная гомогенная броня толщиной от 10 до 25 мм.
Вооружение — 37-мм пушка M6 (50 снарядов), 7,62-мм пулемет M1919A4.
Силовая установка — 6 цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью 162 л.с.
Максимальная скорость — 56 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 177 км.
Экипаж — 3 человека.

Источники информации:
http://tanki-v-boju.ru/tank-m22-lokast-m22-locust
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/legkie-tanki/154-m22-lokast
http://all-tanks.ru/content/legkii-tank-m22-locust
Материалы из открытых источников
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 мая 2016 06:59
    танк M22 Locust получил авиационный двигатель «Лайкоминг» 0-435T с воздушным охлаждением


    Оригинально
    1. +2
      11 мая 2016 08:14
      Чего ж тут оригинального, частая практика в американском танкостроении: М2, М3 "Стюарт", М3 "Грант/Ли" - сплошь авиационные карбюраторные двигатели воздушного охлаждения, по крайней мере, на первых этапах производства.
      1. Комментарий был удален.
  2. 0
    11 мая 2016 07:06
    ХОчу только отметить, что танк имел литой корпус, а следовательно 25мм брони в целом равнялись 15мм катанной. Т-60 при весе меньшем на 1,5 тонны имел бронирование не хуже.
    1. 0
      11 мая 2016 08:49
      В статье же говорится что корпус сварной, литая только башня.
  3. +3
    11 мая 2016 08:48
    Не слышал о таком! Казался больше пока не увидел фото с человеком рядом!
  4. +1
    11 мая 2016 14:51
    Как в такой крохе умещались три члена экипажа!!!???
    1. h_d
      0
      13 мая 2016 10:07
      три члена! читайте внимательно ;-)
  5. 0
    11 мая 2016 16:14
    И броня хорошая,низкий,вёрткий.Казакам такой ходунок в самый раз.Только китайский,что б дешевле,ну и качеством "чистый Китай" без подделки.Ополченцам в станицы,если понадобится отбиваться от ИГ.Штук по 6ть на станицу.