Military Review

Large nuclear submarine special purpose Ave 664

8
Large nuclear submarine special purpose Ave 664



The launch of the first Soviet nuclear submarine, the 627 Ave., demonstrated great advantages, which for solving a wide variety of tasks were given by the introduction of nuclear power to the submarines. In particular, this related to the possibilities of waging a mine war at sea, which expanded the zones, secrecy and efficiency of the use of a mine weapons in the most remote areas of the oceans.

It must be said that at that time TsKB-16 of the USSR Ministry of Shipbuilding Industry developed a technical project of a diesel-electric transport-assault submarine-minzag of 648 Ave., which provided for the possibility of installing a small-sized auxiliary nuclear power plant on such a submarine. Therefore, when forming the shipbuilding program for the seven-year plan (648 - 1959), simultaneously with the construction of the submarine 1965 Ave., the development of the submarine 648, similar to it in combat mission, was also planned. True, later by a decision of the Central Committee of the CPSU and the USSR Council of Ministers on June 664 21, work on the creation of a diesel submarine of 1961 Ave. was stopped.

Considering previous developments, in August 1959, the Navy's General Directorate of Shipbuilding sent to TsKB-16 for approval a draft tactical and technical assignment for a large nuclear transport submarine - a mine layer. Its combat mission was practically the same as that of the diesel-electric submarine, Project 648: providing submarines operating on ocean and sea communications with cruise missiles and torpedoes, fuels and lubricants and other means of supply; seaplane at sea - aviation fuel; transportation of landing units with small arms and cargo to remote areas or transportation of the wounded; setting minefields.

The chief designer N.A. Kiselev, who was also a boat pr 664, and the lead designer - his namesake VN Kiselev, who also worked on this topic. Group N.A. Kiseleva completed the study on the TTZ project for two months, and her proposals for another four months were reviewed and agreed upon at various instances of the Navy, the Ground Forces and the Air Force, since they affected the interests of various types of Armed Forces. Finally, 648 March, 1, the technical assignment for the development of the SSN Ave. 1960 was approved by the Minister of Defense.

Meanwhile, work at TsKB-16 went on as usual, and at the stated time, in September of the same year, the draft design of the new ship was submitted for consideration and approval to the Ministry of the Judiciary and the Navy. It contained four options, differing from each other in a number of constructive solutions and the location of the transported goods.

In the first three variants, the solid hull of the boat was proposed to be designed in the form of a cylinder, and in the fourth, in combination of three conjugate and horizontally arranged cylinders, the so-called "double eight", which significantly reduced the length of the ship, but increased its width. For the transported weapons in the first, second and fourth versions, two compartments were assigned to the PLA, in the third variant - one compartment, which made it possible to significantly reduce the ship’s displacement through the use of one loading-unloading line, but significantly increased the transshipment time at sea. In addition, due to the complexity of the transportation of jet fuel in the inter-skid space, in the second version it was planned to place it inside a durable hull. At the same time, the bureau management and the chief designer suggested further design for the first option, as well as abandoning the requirement to supply seaplanes with fuel at sea, since such an operation could only be carried out with the help of an auxiliary self-propelled floating craft, which could be placed on the boat and the rise was extremely difficult.

By a joint decision of the Ministry of Industry and the Navy of November 26, 1960, the first version of the outline design was approved. By the same document, the bureau was instructed to complete the “zero stage” of the technical project until February 1961, in order to finally assess the possibility of implementing a number of comments made on the draft design. The materials presented in February increased the number of cruise missiles transported to 20, torpedoes to 80, fuel to 650 tons, the number of transported troops to 350, with a 30-day submarine autonomy, and up to 500 with 5 days autonomy - the displacement declared in the outline design has not practically changed. True wish fleet to reduce the time of reloading missiles on combat submarines failed to implement.



The prepared materials were reviewed again for four months, and on July 3 of the year, the next joint decision was made, clarifying certain TTZ requirements in the development of the ship’s final technical design. At the same time, additional contractor contractor activities related to the development of transfer of fuel from a submarine to a submarine on the move and cruise missiles from surface ships to a submarine, as well as experimental development work on the creation of an operating natural stand of a mine-dropping device, were identified. As a result, by the end of 1961, the overall technical readiness of all these works was 1961%.

In December of the same year, the main technical design materials were prepared and agreed with the main observer from 1 Central Research Institute of the Ministry of Defense. In their conclusion, the chief designer and bureau leadership, in particular, noted that the results of the development "do not fully meet the requirements of the tactical and technical tasks of the Ministry of Defense," and that the deviations from them are explained "by the result of the installation of the new GTZA, the adoption of the requirements of the Navy for reserve means of movement and other requirements ", as well as" clarification of the composition and dimensions of the equipment in the process of its creation. " Of course, combining the performance of transport, amphibious and mine-defensive tasks by one ship without a significant increase in its displacement complicated the project and worsened some of the submarine characteristics already approved when considering the draft design and the “zero stage”. Nevertheless, the conclusion stated that "the submitted draft transport submarine mine minelayer with nuclear power plants, etc. 664, meets most of the requirements of the TTZ, issued by the Ministry of Defense. The ship built on this project will meet the assigned purpose and will be able to solve its tasks."

The decision of 19 on April 1962 of the technical project 664 was approved, but there were also new comments that the designer should have considered before the approval of the main elements of the nuclear submarine in the Government. This required a certain adjustment of the technical project, having fulfilled that, in July of the same year, the Central Design Bureau submitted all the documents to the USSR Council of Ministers Ministerial Committee on Shipbuilding and the Navy.

Their approval by the relevant decision of the USSR Council of Ministers took place only December 24 1962. However, without waiting for it, the Severodvinsk Shipbuilding Plant No. 402 bureau sent a special technical assistance group for the preparation of production, as well as plumbing documentation. It must be said that the ship had very complicated contours, and therefore the leading specialist in the bureau of documentation documentation N.F. Grachev. In the same year, this plant produced three full-scale layouts for placing equipment in the premises of refrigerating machines, a sanitary lock and sliding devices on the upper and middle decks, which were adopted by a commission of representatives of the designer, construction plant, 1 Central Research Institute of the Defense Ministry, and the receiving apparatus of the General Directorate of Shipbuilding Navy. However, then, due to lack of space, as well as the high cost of work, the plant management suggested replacing full-scale mockups of turbine and turbogenerator compartments with large-scale ones (1: 5), and issued a solution according to which the manufacture of the first was assigned to the TsKB-16 workshop, and the second - workshop TsNII-138.

With the approval of the technical project, the delivery schedule of the working drawings provided for the end of the release of the working documentation in June 1964, and the plant’s drawings for the hull should have been fully provided until the end of 1963, and 75% of the drawings for the rest of the ship were issued in the same period. Note that by the end of 1962, the enterprise counterparties completed 20 work, and next year another 61 work. Plas was broken, technological documentation for hull works was developed and metal was ordered for a strong and light submarine hull. Much work was also done on the creation of new component equipment. Thus, under the guidance of the bureau specialists, work continued on the experimental topics that were started under 648 Ave. (fuel transfer devices, as well as trials on the overload of cruise missiles and torpedoes to boats at sea and the mine-and-release device).

For this purpose, according to drawings of TsKB-16 at Severodvinsk shipbuilding plant No. 402, they manufactured and delivered to Murmansk ship-repair plant No. 35 Navy products for re-equipment of diesel submarine of 611 ave. And additional equipment for transfer of receiving fuel on the move. This equipment was mounted on dedicated boats, and at the end of 613 of the year, the commission appointed by the order of the Commander of the Federation Council tested this system, during which diesel fuel was transferred on the move in surface and submerged positions from the submarine B-1964 (Ave. 82) to the submarine C-611 (Ex. 346). According to the test results in the difficult weather conditions of the winter Barents Sea, the commission signed an act in December with recommendations on the implementation of the system on the airborne submarine PLA-minzag, 613 Ave. A major contribution to the successful completion of the topic was made by its leader, BN Leading Specialist of CDB-664. Maisel.



Development of designs to ensure the transfer of ammunition into the sea was originally planned by refitting one of the destroyers. However, GCC No. 402 provided a reasonable motivation for its refusal to perform these works. Then, in 1964, it was handed over to the Navy's SRZ-82, which was engaged in the retrofitting of the 611 avenue submarine for this purpose, and instead of the destroyer, the Hopper auxiliary fleet was allocated for testing ammunition overload devices. The following year, a special crane equipped with a wave-tracking system manufactured at the Khabarovsk Machine-Building Plant was installed and put into operation by this plant in transport. All work on the creation of this original and complex mechanism was supervised by V.M., TsKB-16 lead designer. Langovoy.

To test the design of the mine-dumping device for CVD No. 402, a special full-scale ground stand was made according to the bureau’s drawings, but more than half a year from the schedule. During 1965, an interdepartmental commission, which included the developers of LSGs (NP Sedunov, head of the TsKB-16 department, and lead designer VG Markov), carried out extensive tests, filming the process of leaving the ISU pipe on film mines of all types stipulated by the specification. The final act of the commission confirmed the full working capacity of the device and gave grounds to recommend its installation on an underwater minzag.

In the second half of 1964, TsKB-16 began developing operational documentation - descriptions and instructions. Production of two more full-scale and four large-scale mock-ups of submarine rooms was completed, work continued on the creation of new equipment. Unfortunately, the lag was growing: 1964 was executed out of 89’s planned 63 contract work, and 48 was approved from the planned 29 technical conditions for the supply of component equipment and materials. The higher complexity of the project noted above, due to its triple purpose, also delayed the release of working drawings, which took the whole 1964 year. Their volume was significant, and a total of 12913 working drawings and 36335 specification text pages were released. For comparison, it is worth noting that it was about 1,5 times more than during construction, for example, PLA Ave. 661.



At this time, GCC No. 402 began to implement a very high-priority plan for the construction of a series of fundamentally new projects of nuclear submarines armed with ballistic missiles. Both the metal processing started by the plant and the welding of the 664 durable and light sub-hull sections of the submarine, were suddenly stopped, and in May 1965 the director of the company E.P. Yegorov appealed to the Ministry of the Judiciary with a proposal to transfer the construction of the first in the world PLA-Minzaga to Leningrad plants, promising in exchange to build two SSBNs of 667A Ave.



And although by this time the plant had already completed welding works on forming 664 tons of hull structures and processed about 305 tons of metal on the PLA pr. 600 (factory order No. 400), in June there was a termination of the contract with suppliers of component equipment and materials for it, and also with a design bureau.

The management of TsKB-16 asked for a revision of this decision to all the high Moscow authorities, but did not receive adequate support, since the map was “strategic balance” between the USSR and the USA. More than a year was a correspondence and proceedings. The bureau was forced to stop the incomplete experimental work, but completed the development of operational documentation. In the end, by a joint decision of the Navy and SMEs from 11 in November 1966, work on the creation of a large nuclear assault submarine - mine layer Avenue 664 was stopped in order to free up the enterprise’s capacities for the construction of missile submarines. The staff of the Central Design Bureau "Volna" (this name was assigned to TsKB-16 in 1966) regretted the cessation of work on the world's first transport-assault landing gear, whose creation, including works on 632 and 632М, 648 and 648M, gave eight years of hard work. However, as time has shown, the subject of submarine nuclear assault submarines in our country nevertheless returned to the process of building ships of the 748 and 717 ave., But this is a separate story.



Sources:
Gusev A. Submarines for special purposes. SPb .: Gallery Print, 2002. C. 77-82
Ilyin V., Kolesnikov A. Large transport PLA of the 664 project. // Technique and Armament. 2000. No.5-6. C.77-78.
Zharkov V. Tyurin B. Large transport PLA-minzag of the 664 project. // Sea collection. 1995. No.7. C.66-69.
Ilyin V., Kolesnikov A. Submarines of Russia: An Illustrated Reference. M .: Astrel, 2002. C.274-275.
Shirokorad A.B. Soviet submarines of post-war construction M .: Arsenal Press, 1997. C. 118-121.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Kudrevkn
    Kudrevkn 16 May 2016 08: 36
    +3
    And yet there is also a positive experience from this project - the emergence of a special submarine. appointments with weapons hitherto unprecedented in the power of destruction - there is a Tsar - a bomb with a capacity of 11 Mt, and there is a Tsarina - a torpedo with a capacity of 10 Mt (Saturn) and a Princess 6Mt (Status -6)! These "royal persons" are capable of splitting North America in half or destroying Australia and New Zealand, or instead of Western Europe "deepen" and "expand" the Atlantic Ocean !? Glory to Russian shipbuilders and gunsmiths! Glory to the Russian Navy!
    1. Bronis
      Bronis 26 May 2016 10: 39
      0
      Quote: KudrevKN
      Tsar - 11 Mt bomb

      If you are talking about Khrushchev’s speech ... there were 50-60 megatons ... it was even difficult to calculate.
      Quote: KudrevKN
      These "kings" are capable of splitting North America in half

      this is a lie. and not for this, such ammunition is needed.
      “Status-6” is the Russian ocean’s multipurpose weapon system designed to destroy naval bases and important enemy economic facilities in the coastal area and inflict guaranteed unacceptable damage on the territory of the country by creating zones of extensive radioactive contamination unsuitable for military, economic, economic and other activities for a long time.
      Well and the main thing ... to frighten such a thing is very good ... very. but the main role is still for the WGM ICBM with the power of each BB up to a megaton
  2. Engineer
    Engineer 16 May 2016 08: 41
    +5
    And what does the picture of the project of the Spanish diesel S80 have to do with it?
    1. FID
      FID 16 May 2016 14: 07
      +1
      A beautiful ...
  3. qwert
    qwert 16 May 2016 09: 00
    +3
    Quote: Engineer
    And what does the picture of the project of the Spanish diesel S80 have to do with it?

    Of course, I would like to see in the title of the article a photo of the boat referred to in the article, however, as I understood from the article, it was not built like that, I think therefore there are no photos of the 664 boat)
    As I understand it, the USSR tried to create something like the German "cash cows", only at a new level. That's just whether it made sense to make them atomic. Or nuclear boats are not as expensive as it seems to me ????
    1. DenZ
      DenZ 16 May 2016 12: 44
      0
      Quote: qwert
      As I understand it, the USSR tried to create something like the German "cash cows", only at a new level. That's just whether it made sense to make them atomic.

      If at a new level, it’s only atomic.
      Quote: qwert
      Or are nuclear boats not as expensive as I think ????

      Do you think in the days of the USSR they seriously soared over this issue? The party said, "it is necessary" - it means it is necessary.
    2. The comment was deleted.
  4. kote119
    kote119 16 May 2016 14: 38
    +2
    on the photo SSB 667a pr. not she, but 667at "Pear" with cruise missiles
    1. zyablik.olga
      zyablik.olga 17 May 2016 02: 55
      +2
      Quote: kote119
      on the photo SSB 667a pr. not she, but 667at "Pear" with cruise missiles

      Quote: Engineer
      And what does the picture of the project of the Spanish diesel S80 have to do with it?

      Not surprisingly, the author simply took up the topic in which his knowledge is weak. Articles about aviation are much better.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664


Вступление в строй первой советской атомной подводной лодки пр. 627 продемонстрировало большие преимущества, которые для решения самых разнообразных задач давало внедрение на ПЛ ядерной энергетики. В частности, это относилось к возможностям ведения минной войны на море, расширявшим зоны, скрытность и оперативность применения минного оружия в самых удаленных районах Мирового океана.

Нужно сказать, что в это время ЦКБ-16 Министерства судостроительной промышленности СССР разработало технический проект дизель-электрической транспортно-десантной подлодки-минзага пр. 648, предусматривавший возможность установки на такой ПЛ (пр. 648М) малогабаритной вспомогательной атомной энергетической установки. Поэтому при формировании кораблестроительной программы на семилетку (1959 - 1965 гг.), одновременно со строительством подводной лодки пр. 648, запланировали и разработку аналогичной ей по боевому предназначению ПЛА пр. 664. Правда, позднее постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 июня 1961 г. работы по созданию дизельной субмарины пр. 648 были прекращены.


Учитывая предыдущие разработки, в августе 1959 г. Главное управление кораблестроения ВМФ направило в ЦКБ-16 на согласование проект тактико-технического задания на большую транспортную атомную подводную лодку - минный заградитель. Ее боевое предназначение практически было таким же, как и у дизель-электрической субмарины пр. 648: обеспечение подводных лодок, действующих на океанских и морских коммуникациях крылатыми ракетами и торпедами, горюче-смазочными материалами и иными средствами снабжения; гидросамолетов в море - авиационным топливом; транспортировка десантных подразделений со стрелковым вооружением и грузов в отдаленные районы или перевозка раненых; постановка минных заграждений.

Руководителем работ над пр. 664 в бюро был назначен главный конструктор Н.А. Киселев, занимавшийся и лодкой пр. 648, а ведущим конструктором - его однофамилец В.Н. Киселев, тоже работавший над данной тематикой. Группа Н.А. Киселева выполнила проработки по проекту ТТЗ за два месяца, и ее предложения еще четыре месяца рассматривались и согласовывались в различных инстанциях ВМФ, Сухопутных войск и ВВС, поскольку в них затрагивались интересы различных видов Вооруженных Сил. Наконец, 1 марта 1960 г. техническое задание на разработку ПЛА пр. 664 было утверждено Министром обороны.

Тем временем работа в ЦКБ-16 шла своим чередом, и в установленный срок, в сентябре того же года, эскизный проект нового корабля был представлен на рассмотрение и утверждение в Минсудпром и ВМФ. Он содержал четыре варианта, отличавшиеся друг от друга рядом конструктивных решений и расположением перевозимых грузов.

В первых трех вариантах прочный корпус лодки предлагалось выполнить в форме цилиндра, а в четвертом - в комбинации из трех сопряженных между собой и горизонтально расположенных цилиндров, так называемой "двойной восьмерки", что значительно сокращало длину корабля, но увеличивало его ширину. Для транспортируемого вооружения в первом, втором и четвертом вариантах на ПЛА отводились два отсека, в третьем варианте - один отсек, что позволяло существенно уменьшить водоизмещение корабля за счет применения одной линии погрузки-выгрузки, но значительно увеличивало время перегрузки в море. Кроме того, в связи со сложностью транспортировки авиатоплива в межбортном пространстве, во втором варианте планировалось помещать его внутри прочного корпуса. При этом руководство бюро и главный конструктор предлагали дальнейшее проектирование вести по первому варианту, а также отказаться от требования по снабжению топливом гидросамолетов в море, поскольку такая операция могла осуществляться лишь с помощью вспомогательного самоходного плавсредства, разместить которое на лодке, и обеспечить его спуск на воду и подъем, было крайне сложно.

Совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 ноября 1960 года был одобрен первый вариант эскизного проекта. Этим же документом бюро поручалось до февраля 1961 года выполнить "нулевой этап" технического проекта, чтобы окончательно оценить возможность реализации ряда высказанных по эскизному проекту замечаний. В представленных в феврале материалах было увеличено количество перевозимых крылатых ракет до 20 шт, торпед - до 80 шт., топлива на 650 т, численность транспортируемого десанта - до 350 человек, при автономности подводной лодки 30 суток, и до 500 человек при автономности 5 суток - заявленное в эскизном проекте водоизмещение практически не изменилось. Правда, пожелание флота о сокращении времени перегрузки ракет на боевые подлодки реализовать не удалось.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664


Подготовленные материалы вновь рассматривались четыре месяца, и 3 июля 1961 года было принято очередное совместное решение, уточнявшее отдельные требования ТТЗ при разработке окончательного технического проекта корабля. Одновременно были определены дополнительные исполнители контрагентских работ, связанных с отработкой передачи топлива с подлодки на подлодку на ходу и, крылатых ракет с надводных кораблей на субмарину, а также проведение опытно-конструкторских работ по созданию действующего натурного стенда минно-сбрасывающего устройства. В результате к концу 1961 г. общая техническая готовность всех данных работ составила 60%.

В декабре того же года основные материалы технического проекта были готовы и согласованы с главным наблюдающим от 1 ЦНИИ МО. В своем заключении главный конструктор и руководство бюро, в частности, отмечали, что результаты разработки "не полностью соответствуют требованиям тактико-технического задания Министерства обороны", и что отступления от них объясняются "результатом установки нового ГТЗА, принятием требований ВМФ о резервных средствах движения и прочих требований", а также "уточнением состава и габаритных размеров оборудования в процессе его создания". Конечно, совмещение выполнения одним кораблем транспортных, десантных и минно-заградительных задач без значительного увеличения его водоизмещения весьма усложняло проект и ухудшало некоторые характеристики ПЛА, уже утвержденные при рассмотрении эскизного проекта и "нулевого этапа". Тем не менее в заключении говорилось, что "представленный проект транспортной ПЛ - минного заградителя с АЭУ пр. 664 удовлетворяет большинству требований ТТЗ, выданного Минобороны. Корабль, построенный по этому проекту, будет соответствовать заданному назначению и будет способен решать поставленные перед ним задачи".

Решением от 19 апреля 1962 года технический пр. 664 был одобрен, но появились и новые замечания, которые проектанту следовало учесть до утверждения основных элементов атомной подводной лодки в Правительстве. Это потребовало определенной корректировки техпроекта, выполнив которую, ЦКБ в июле того же года представило все документы Госкомитету Совмина СССР по судостроению и Военно-Морскому Флоту.

Их утверждение соответствующим постановлением Совмин СССР состоялось лишь 24 декабря 1962 года. Однако, не дожидаясь его, на северодвинский судостроительный завод № 402 бюро направило специальную группу технической помощи для подготовки производства, а также плазовую документацию. Нужно сказать, что корабль имел очень сложные обводы, а потому большую помощь в разбивке плаза корабля работникам завода оказывал ведущий специалист бюро по плазовой документации Н.Ф. Грачев. В том же году этот завод изготовил три натурных макета размещения оборудования в помещениях холодильных машин, саншлюзе и выдвижных устройств на верхней и средней палубах, которые были приняты комиссией из представителей проектанта, завода-строителя, 1 ЦНИИ МО, контрольно-приемного аппарата Главного управления кораблестроения ВМФ. Однако затем, ввиду отсутствия места, а также высокой стоимости работ, руководство завода предложило натурные макеты насыщения турбинного и турбогенераторного отсеков заменить на масштабные (в соотношении 1:5), и оформило решение, согласно которому изготовление первого поручалось мастерской ЦКБ-16, а второго - мастерской ЦНИИ-138.

С утверждением техпроекта график поставки рабочих чертежей предусматривал окончание выпуска рабочей документации в июне 1964 г., причем полностью обеспечить завод чертежами по корпусной части должны были до конца 1963 г., и в тот же срок выдано 75% чертежей по остальным частям корабля. Заметим, что к концу 1962 г. предприятия-контрагенты выполнили 20 работ, а в следующем году еще 61 работу. Был разбит плаз, отработана технологическая документация на корпусные работы и заказан металл для прочного и легкого корпуса ПЛА. Большая работа велась также по созданию нового комплектующего оборудования. Так, под руководством специалистов бюро продолжились отработки опытных тем, начатых еще под пр. 648 (устройства передачи топлива, а также испытания по перегрузке крылатых ракет и торпед на лодки в море и минно-сбрасывающего устройства - МСУ).

Для этого по чертежам ЦКБ-16 на северодвинском судостроительном заводе № 402 изготовили и поставили на мурманский судоремонтный завод №35 ВМФ изделия для переоборудования дизельной подлодки пр. 611 и дооборудования ПЛ пр. 613 устройствами передачи-приема топлива на ходу. Это оборудование смонтировали на выделенных лодках, и в конце 1964 года комиссия, назначенная приказом Командующего СФ, произвела испытания данной системы, в ходе которых осуществлялась передача дизельного топлива на ходу в надводном и подводном положениях с ПЛ Б-82 (пр. 611) на ПЛ С-346(пр. 613). По результатам испытаний в сложных погодных условиях зимнего Баренцева моря, комиссия в декабре подписала акт с рекомендациями о внедрении системы на транспортно-десантную ПЛА-минзаг пр. 664. Большой вклад в успешное завершение темы внес ее руководитель - ведущий специалист ЦКБ-16 Б.Н. Майзель.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664


Отработка конструкций по обеспечению передачи боезапаса в море первоначально планировалась путем переоборудования одного из эсминцев. Однако ССЗ № 402 представил обоснованную мотивировку своего отказа от выполнения данных работ. Тогда в 1964 году ее передали СРЗ-82 ВМФ, который занимался дооборудованием для этой цели серийной подводной лодки пр. 611, причем вместо эсминца для отработки устройств перегрузки боезапаса выделили транспорт вспомогательного флота "Хопер". Этим заводом в следующем году на транспорте был установлен и сдан в эксплуатацию специальный, снабженный следящей за волной системой кран, изготовленный на Хабаровском машиностроительном заводе. Все работы по созданию этого оригинального и сложного механизма курировал ведущий конструктор ЦКБ-16 В.М. Ланговой.

Для отработки же конструкции минно-сбрасывающего устройства на ССЗ № 402 по чертежам бюро был изготовлен специальный натурный наземный стенд, правда, с опозданием от графика более чем на полгода. На нем в течение 1965 г. межведомственная комиссия, в состав которой входили и разработчики МСУ (начальник отдела ЦКБ-16 Н.П. Седунов и ведущий конструктор В.Г. Марков), провела обширные испытания, отсняв на пленку процесс выхода из трубы МСУ мин всех типов, предусмотренных спецификацией. Итоговый акт комиссии подтверждал полную работоспособность устройства и давал основание рекомендовать его установку на подводный минзаг.

Во второй половине 1964 года ЦКБ-16 приступило к разработке эксплуатационной документации - описаний и инструкций. Было завершено изготовление еще двух натурных и четырех масштабных макетов помещений ПЛА, продолжались работы по созданию нового оборудования. К сожалению, нарастало отставание: из намеченных по плану на 1964 год из 89 контрагентских работ было выполнено 63, а из запланированных 48 техусловий на поставку комплектующего оборудования и материалов утверждено 29. Отмечавшаяся выше большая сложность проекта, обусловленная его тройным назначением, задерживала и выпуск рабочих чертежей, что заняло весь 1964 год. Их объем был значителен, и всего выпустили 12913 рабочих чертежей и 36335 страниц текста спецификаций. Для сравнения стоит отметить, что это было примерно в 1,5 раза больше, чем при строительстве, например, ПЛА пр. 661.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664


В это время ССЗ № 402 приступил к реализации весьма приоритетного плана строительства серии принципиально нового проекта атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами. И начатые заводом обработка металла, и сварка секций прочного и легкого корпуса ПЛА пр 664, были внезапно прекращены, а в мае 1965 г. директор предприятия Е.П. Егоров обратился в Минсудпром с предложением о передаче строительства первой в мире ПЛА-минзага ленинградским заводам, обещая взамен построить две ПЛАРБ пр. 667А.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664

И хотя к этому времени данный завод уже выполнил на ПЛА пр. 664 (заводской заказ № 305) сварочные работы по формированию 600 т корпусных конструкций и обработал еще около 400 т металла, в июне произошло расторжение договора с поставщиками комплектующего оборудования и материалов для нее, а также с бюро-проектантом.

Руководство ЦКБ-16 обратилось с просьбами о пересмотре данного решения во все высокие московские инстанции, но не получило должной поддержки, так как на карте стояло "стратегическое равновесие" между СССР и США. Более года шла переписка и разбирательство. Бюро было вынуждено прекратить незавершенные опытные работы, но закончило разработку эксплуатационной документации. В конце концов, совместным решением ВМФ и МСП от 11 ноября 1966 г. работы по созданию большой атомной транспортно-десантной подводной лодки - минного заградителя пр. 664 были прекращены с целью освобождения мощностей предприятия для строительства ракетных подводных лодок. Коллектив Центрального проектного бюро "Волна" (такое имя получило ЦКБ-16 в 1966 г.) с большим сожалением воспринял прекращение работ по первой в мире транспортно-десантной ПЛА-минзагу, созданию которой, включая работы по пр. 632 и 632М, 648 и 648М, отдал восемь лет напряженного труда. Однако, как показало время, к теме подводных атомных транспортно-десантных ПЛА в нашей стране все же вернулись в процессе создания кораблей пр. 748 и 717, но это отдельный рассказ.

Большая атомная подводная лодка специального назначения пр. 664


Источники:
Гусев А. Подводные лодки специального назначения. СПб.: «Галерея Принт», 2002. С. 77-82
Ильин В., Колесников А. Большая транспортная ПЛА проекта 664. // Техника и Вооружение. 2000. №5-6. С.77-78.
Жарков В. Тюрин Б. Большая транспортная ПЛА-минзаг проекта 664. // Морской сборник. 1995. №7. С.66-69.
Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. М.: Астрель, 2002. С.274-275.
Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки М.: Арсенал-Пресс, 1997. С. 118-121.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. KudrevKN 16 мая 2016 08:36
    И все же есть и положительный опыт от данного проекта - появление ПЛ спец. назначения с вооружением доселе невиданной по силе разрушений - есть Царь - бомба мощностью 11 Мт, а есть Царица - торпеда мощностью 10 Мт (Сатурн)и Царевна 6Мт (Статус -6)! Эти "царские особы" способны расколоть Северную Америку пополам или уничтожить Австралию с Новой Зеландией, или вместо Западной Европы "углубить" и "расширить" Атлантический океан!? Слава российским корабелам и оружейникам! Слава ВМФ России!
    1. Bronis 26 мая 2016 10:39
      Цитата: KudrevKN
      Царь - бомба мощностью 11 Мт

      Если про хрущевскую речь ведете... там 50-60 мегатонн было... посчитать затруднились даже.
      Цитата: KudrevKN
      Эти "царские особы" способны расколоть Северную Америку пополам

      это наврятли. да и не для этого такой боеприпас нужен.
      «Статус-6» — создаваемая российская океанская многоцелевая система вооружения, предназначенная для поражения баз ВМФ и важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путём создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени.
      Ну и главное... такой штукой пугать очень хорошо... очень. но основная роль все равно за РГЧ МБР с мощностью каждого ББ до мегатонны
  2. Инжeнeр 16 мая 2016 08:41
    А при чем тут картинка проекта испанской дизельной S80?
    1. ССИ 16 мая 2016 14:07
      А красивая...
  3. qwert 16 мая 2016 09:00
    Цитата: Инжeнeр
    А при чем тут картинка проекта испанской дизельной S80?

    Конечно хотелось бы в заглавии статьи увидеть фотографию лодки о которой идет речь в статье, однако, как я понял из статьи ее так не построили, думаю поэтому нет и фотографий лодки проекта 664 ).
    Я так понял, что в СССР пытались создать нечто наподобии германских "дойных коров", только на новом уровне. Вот только был ли смысл делать их атомными. Или атомные лодки не настолько дороги как мне кажется????
    1. DenZ 16 мая 2016 12:44
      Цитата: qwert
      Я так понял, что в СССР пытались создать нечто наподобии германских "дойных коров", только на новом уровне. Вот только был ли смысл делать их атомными.

      Если на новом уровне-то только атомными.
      Цитата: qwert
      Или атомные лодки не настолько дороги как мне кажется????

      Вы думаете во времена СССР серьезно парились над этим вопросом? Партия сказала-"надо" - значит надо.
    2. Комментарий был удален.
  4. котэ119 16 мая 2016 14:38
    на фото пларб 667а пр. не она, а 667ат "Груша" с крылатыми ракетами
    1. zyablik.olga 17 мая 2016 02:55
      Цитата: котэ119
      на фото пларб 667а пр. не она, а 667ат "Груша" с крылатыми ракетами

      Цитата: Инжeнeр
      А при чем тут картинка проекта испанской дизельной S80?

      Ничего удивительного, автор просто взялся за тему в которой его знания слабы. Статьи про авиацию получаются гораздо лучше.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня