Самолёт плюс корабль. Часть 1

29
Рождение нового всегда происходит со сложностями. Кому-то из конструкторов повезло родиться в советское время, когда государство отдавало последние возможности для создания новой техники. Ростиславу Алексееву повезло. Несмотря на военное время, он смог работать над созданием своей техники, опережающей время.

Это случилось более семидесяти пяти лет назад, событие, в то время мало кому известное и отмеченное лишь в записях учёного совета Горьковского политехнического института. Осенью 1941 года студент-дипломат Ростислав Алексеев защищал свой проект морского теплохода на подводных крыльях.

Защита дипломных проектов проходила в одной из больших аудиторий кораблестроительного факультета. Это была закрытая защита: дипломник готовился рассказать о своей идее создания высокоскоростного катера для нужд ВМФ. В условиях войны это было государственной задачей.

Был ясный день, и лучи солнца щедро вливались в аудиторию через широкие окна. Большое красное здание политехнического института возвышалось на набережной Волги.

Ростислав Алексеев развесил чертежи своего проекта на шести досках. Они стояли полукружием вокруг стола экзаменаторов.

Товарищи знали: за что бы он ни брался, он всё делал увлечённо и серьёзно. Молодости свойственно порой легкомыслие, быстрая смена желаний и порывов. Ростислав не признавал незавершённых дел, поступков, не продуманных в строгой логической последовательности. Он был упорен, если не сказать — упрям. Увлекаясь, он отдавался мечте всей душой. Это началось ещё в детстве. Ростислав родился в Новозыбкове, в Орловской области, за год до революции 1917 года. Его отец, Евгений Кузьмич Алексеев, был учёным, специалистом в области сельского хозяйства. Сам человек неутомимой энергии и работоспособности, он и своих сыновей воспитывал в духе жёсткой дисциплины и непреклонной преданности раз и навсегда избранному в жизни делу. От отца Ростислав заразился жаждой научного подвига.

Когда мальчику было одиннадцать лет, в семье Алексеевых случилось несчастье. Евгений Кузьмич, член-корреспондент Белорусской академии наук, по доносу был выслан в Сибирь. Но и там, в Сибири, как только появилась возможность, Евгений Кузьмич стал работать на опытной сельскохозяйственной станции — занимался выращиванием конопли.

Маленький Ростислав в те годы жил у своих тёток на Урале, учился в школе и рано начал трудовую деятельность (работал радиослесарем на одном из оборонных предприятий Нижнего Тагила).

Вскоре Ростислав переезжает в Горький, и здесь в 1933 году поступает на рабочий факультет, а затем уже в 1935 году становится студентом знаменитого Горьковского политехнического института.

Перелистаем страницы его учёбы. Наконец-то защита диплома.

Слева от Алексеева на доске висел общий вид нового морского теплохода на подводных крыльях, скорее рисунок, чем чертёж. Белый торпедовидный корабль с обтекаемыми формами, похожий на гигантский самолёт с обрубленными крыльями, летел по бурному водному простору. Дипломный проект студента был окрылён смелой мечтой.

— Теоретически крылатые корабли могут двигаться со скоростью до двухсот километров в час. Для водного транспорта эти цифры звучат пока фантастически, — сказал дипломник Алексеев.

Он переходил от одного чертежа к другому. Говорил о конструктивных принципах нового корабля, о трудностях его создания, о теории движения на крыльях, разработанной лишь в самых общих основах и ждущих новых исследователей.

Самолёт летит в воздушном пространстве, а судно на крыльях движется на грани двух сфер: воды и воздуха. В этом источник всех трудностей, связанных с новым принципом движения. Подъёмная сила крыльев зависит от скорости движения. Только на какой-то определённой скорости эта сила равна весу судна. Увеличивается скорость — и подъёмная сила стремится вынести крылья на поверхность воды. И тут-то подъёмная сила резко уменьшается, и крылья проваливаются глубоко в воду.

Кораблю трудно двигаться с заранее точно заданной скоростью. Корабль будет проваливаться в воду и выпрыгивать из неё, словно гигантская рыба. Значит, надо предупредить регулирование подъёмной силы крыльев. Здесь-то и возникает новый сложный узел теоретических, экспериментальных и конструктивных задач.

Вопросы, заданные Алексееву, были полны интереса к недюжинной работе, к тем новым перспективам в судостроении, которые никого не могли оставить равнодушным.

— А эти ваши крылья — не разновидность ли известного способа глиссирования? — спросили его.

— Нет, у глиссирующей пластины работает одна сторона, у подводного — две, — ответил Алексеев. — Днище корпуса глиссера и есть такая пластина, но там природа подъёмной силы другая.

Так шла эта не совсем обычная защита студенческого дипломного проекта. Экзаменационная комиссия единодушно признала ценность и глубокий характер научно-исследовательской работы, проделанной студентом. Диплом его мог быть приравнен к кандидатской диссертации.

А дальше? Шла война! Из института Алексеев пришёл работать на Сормовский завод. Кончался сорок первый год. Положение на фронтах было серьёзное. Тяжёлое. Молодого инженера назначили в цех контролёром по изготовлению танков.

Теперь он не каждый день ходил ночевать домой, дежурил на контрольном пункте по пятнадцать-восемнадцать часов подряд. Казалось, где уж тут думать о проекте крылатых кораблей! Однако, улучив свободную минуту, инженер присаживался где-нибудь в тихом уголке и, преодолевая усталость, которая порой валила его с ног, что-то чертил, рисовал на клочках бумаги.

Нет, он не забыл о своём проекте.

Прошло время, и его перевели в конструкторское бюро завода. Алексеева вызвал к себе главный конструктор завода Владимир Владимирович Крылов.

— Я слышал, у вас интересный дипломный проект? — спросил он.

— Да, идея корабля на подводных крыльях. Но сейчас всё остановилось. Война!

— Всё-таки давайте попробуем так: каждый день на два часа я буду освобождать вас от текущей работы в отделе. Думайте над своим проектом. Этого мало, но больше не в моей власти, — сказал Крылов.

Через полгода главный конструктор предоставил молодому инженеру возможность целиком отдаться проекту и разрешил ему сделать самоходную модель для опытов. Более того, Крылов прислал ещё двух слесарей-учеников и прикомандировал к этой маленькой исследовательской группе студента-практиканта Леонида Попова.

В истории крылатых кораблей начался период, который потом Ростислав Евгеньевич называл «периодом будки на понтонах».

Эта маленькая деревянная будка с щелями в стенах, покачивающаяся на понтонах, была их островком. Зимой в будке стояла железная печка, воздух над головой конструкторов нагревался чуть ли не до сорока градусов, а у ног температура была ниже нуля. Чертили сначала в ватниках и варежках, а потом, разогревшись, снимали их.

Летом здесь было душно и тесно. Будка стала плавучей мастерской, её хотели сделать ещё и домом. Алексеев хотел поставить тут и кровать, но она не поместилась между верстаками и деталями.

Завод дал ему возможность экспериментировать. Чем можно было ответить? Только работой, неустанной и самоотверженной. Леонид Попов, разделявший все мечты Алексеева, стал его правой рукой.

Была создана первая модель. Мотор к ней Алексеев сам отыскал на свалке разбитых моторов и вместе с Поповым на салазках притащил на берег.

Мотор перебрали и починили. Алексеев был в эти дни и плотником, и слесарем, и мотористом — он всё умел делать.

Продолжалась война, улицы Сормова изрыли гусеницы танков, завод напрягал свои силы до предела, выполняя заказы фронта. А здесь, к удивлению некоторых людей, четверо энтузиастов возились с какой-то странной моделью и проектом, едва ли не фантастическим.

Но вот двухместная самоходная модель была готова. Кран перенёс её и опустил на воду. Вначале произошло нечто странное: модель плавала, всё время кренясь на бок. Алексеев переставил её на другое место, но модель тут же накренилась снова. Она всё время клонилась к воде, казалось, готовая перевернуться.

Конечно, эта неудача на первых же шагах испортила настроение и конструкторам, и зрителям. Где уж там ждать полёта на крыльях, когда модель и лежать-то на воде не могла правильно! Алексеев ходил по берегу злой и хмурый. Испытание модели срывалось.

Лишь через несколько часов он догадался: стальные крылья ведь были пустотелые, и в них оказался воздух. Когда его выпустили, модель выпрямилась, но уже поздно было начинать испытания.

На следующее утро долго не заводился мотор. Наконец он заработал. Попов на берег опоздал, с моделью возился Алексеев. Пока он ходил отвязывать модель, само включилось сцепление, и маленький катер на крыльях тронулся по воде.

Несколько секунд промедления, и модель, набрав скорость, ушла бы на простор Волги, может быть, налетела на какой-нибудь корабль и протаранила борт.

Алексеев раздумывал лишь мгновение. Резко оттолкнувшись ногами, он прыгнул на длинный узкий корпус маленького катера. Еле успел зацепиться на корму. Алексеев, наполовину погружённый в холодную весеннюю воду, пытался вскарабкаться на корпус катера, добраться до мотора.

Всё это стоило ему отчаянных усилий. Нос модели уже начал задираться кверху, из воды показалось крыло, но в этот момент Алексееву удалось всё же заглушить мотор. Весь мокрый, замёрзший, усталый, он повёл модель к будке на понтонах.

Испытания начали только в полдень. На катере находились Алексеев и Попов. Медленно отошли они от будки, тревожно поглядывая на мотор, добавляя постепенно обороты, и вот модель вышла на крылья. С каждой минутой увеличивалась скорость: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят километров в час! Продолговатый, острый как нож, необычный катер, догоняя и опережая корабли, стремительно летел по Волге.

Несколько дней Алексеев и Попов совершали пробные пробеги, испытывали мореходность, замеряя на различных скоростях необходимую мощность двигателя.

Результаты оказались весьма обнадёживающими.

В эти дни по просьбе самого Алексеева на завод приехал представитель одного авторитетного научного учреждения. Он познакомился с проектом крылатого катера, посмотрел все чертежи, наблюдал за движением модели по Волге. С трепетом и нетерпением ждали молодые конструкторы его оценки, его выводов, во многом решающих судьбу проекта.

— Я наблюдал за моделью с любопытством, — признался учёный. — Но от двухместной модели до большого корабля дистанция огромного размера. Вы, товарищи, не представляете себе ясно, на что вы замахнулись. И в нашем научном учреждении многие занимались этой идеей. Ничего не вышло. А тут завод, война и какая-то будка на понтонах! Стоит ли вам тратить на это силы? Прислушайтесь, друзья, к нашему печальному опыту.

Несмотря на это заявление учёного мужа, работу Алексеева службы ВМФ оценили очень высоко, но он не успел до конца войны создать свои боевые катера с высочайшей скоростью. В 1951 году за свою работу он получил Сталинскую премию второй степени.

Далеко не сразу после удачных испытаний первой модели Алексеев получил возможность приступить к созданию такого большого гражданского судна, как «Ракета». Шли годы, строились новые модели, делались всё новые расчёты, повторялись опыты. Группа Алексеева упорно боролась за признание своего проекта. Собственно, против существа самой идеи никто и не возражал. Но конструкторы посылали свои проекты во многие научные учреждения и получали в ответ практически идентичные письма: авторы писем испытывали недоверие к схемам и расчётам сормовских конструкторов.

«На пути практического применения принципа движения судна на подводных крыльях стоят серьёзные трудности, которые до сего времени ещё не преодолены», — предупреждал один авторитетный рецензент.

«Надо изучить ряд практических вопросов, а до того нельзя говорить об этом в том объёме, как это делает товарищ Алексеев», — писали в отзыве другие научные товарищи.

«В части конструктивной Алексеев также не имеет никаких преимуществ по сравнению с ранее предлагавшимися конструкциями, не разработан вопрос о прочности корпуса», — писали из очередного научно-исследовательского института.

Тогда создалась сложная противоречивая ситуация. От них требовали расчёты и формулы, они их давали, но всё-таки рецензенты не верили в реальность создания крылатых кораблей. «Подтвердите этот опытом», — требовали они. А для опыта нужно строить корабль, в который они не верили. Как выйти из этого заколдованного круга?

Хорошо, что конструкторов поддержали на заводе. Они работали на его территории, сормовский завод предоставил опытную базу — экспериментальный цех.

Самолёт плюс корабль. Часть 1


В начале 1956 года в партийном комитете завода «Красное Сормово» проходило не совсем обычное заседание. В конференц-зале собрались инженеры, начальники цехов, рабочие, руководители завода. На стенах висели чертежи, схемы, общий вид крылатого теплохода. Это был проект уже не модели, не катера, а корабля длиною в 24 метра и шириною в пять метров, с двигателем в семьсот лошадиных сил, рассчитанного на 66 пассажиров, скорость — 60 километров в час.

Это была, по сути, вторая защита проекта, который получил поддержку. Партийный комитет завода обратился в Министерство речного флота, и экспериментальный цех получил заказ на создание первого в нашей стране судна на подводных крыльях. Так начиналось рождение крылатого теплохода, ставшего затем широко известным под именем «Ракета».

Продолжение следует…
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    19 мая 2016 06:49
    Спасибо Полина!В своё время было и много статей об Алексееве и много теплоходов на подводных крыльях и речных и морских.На экспорт выпускали.Ракеты,Метеоры,Кометы и другие корабли.Ещё раз спасибо,что напомнила о выдающемся учёном и кострукторе.Добавлю ещё ссылку на его работы.
    https://www.drive2.ru/b/1941563/
  2. +5
    19 мая 2016 06:57
    Спасибо, интересная жизнь у него.

    П.с. Полина , исправьте в 7м абзаце слово на "донос" hi
  3. +5
    19 мая 2016 07:00
    Художественно написано. Литературно. Как рассказ
  4. +3
    19 мая 2016 07:36
    Полина, спасибо. Это Капцов Вашу статью еще не прочитал, а то бы уже разразился гневным ответом по поводу никчемности изобретений Алексеева laughing , была уже как-то статья по экранопланы.
  5. +2
    19 мая 2016 08:11
    Жаль идеи великолепного конструктора перестали развиваться. В 90е его опытная база под Чкаловском влачила нищенское существование. Сейчас на ней собирают спец катера для МЧС, что не может не радовать. И может когда то вновь взревёт моторами "Каспийский монстр". Самолет с грузоподёмностью более 500 тонн !!!!

    https://youtu.be/VjyY3EFzXJI
    1. +12
      19 мая 2016 11:02
      Жаль идеи великолепного конструктора перестали развиваться.
      Я хорошо помню то время, когда по Москве-реке, Волге, каналу имени Москвы ходили рейсовые Ракеты. Билет на них стоил недорого и для многих жителей прибрежных населённых пунктов это был если и не единственный, то наиболее удобный способ добраться до дома. Где эти Ракеты сейчас? Многих ли чиновников минтранса волнуют жители умирающих деревень? Вот если бы сейчас нашёлся такой Алексеев, чтобы построить круизный лайнер на подводных крыльях, чтобы на Багамы махнуть или на Канары... На это бы деньги, возможно, нашлись.
  6. +2
    19 мая 2016 10:46
    я катался на Антаресе ))) Это что то ))) Это реально самолет . Когда катер выходит на Крыло , рубка поднимается на очень приличную высоту ))) Ощущение возникает полета однозначно .
  7. +4
    19 мая 2016 12:19
    Цитата: Верден
    Жаль идеи великолепного конструктора перестали развиваться.
    Я хорошо помню то время, когда по Москве-реке, Волге, каналу имени Москвы ходили рейсовые Ракеты. Билет на них стоил недорого и для многих жителей прибрежных населённых пунктов это был если и не единственный, то наиболее удобный способ добраться до дома. Где эти Ракеты сейчас?


    Частично проданы(много видел в Греции,используются как "маршрутка" между многочисленными островами)но большая часть пришла в негодность и пополнила кладбища кораблей.Добавлю к вашей информации,что в советские времена крылатый флот активно использовался не только на внутренних водных путях,но и на морских просторах, в частности у нас были рейсы Таганрог-Кечь(это к вопросу о транспортной составляющей актуального сейчас крымского направления)Таганрог -Ейск-Черноморское побережье.Конечно только в период летней навигации,но популярность была очень большая,а для развития туризма вполне могла бы быть популярной и сегодня.
    1. +2
      19 мая 2016 15:46
      в Грецию Кометы продавались еще в советские времена , как вроде в Индонезию еще .
      1. 0
        19 мая 2016 19:02
        Один источник
        Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. На водных просторах использовалось более 1000 катеров "Волга", сотни теплоходов "Ракета", десятки теплоходов "Комета", "Метеор" и "Беларусь". Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.
        Другой источник
        Кроме Советского Союза «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай[2], Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.
        Это сейчас рассказывают, что в СССР ничего, окромя нефти, за рубеж не продавал. И ещё, сейчас мало кто помнит, а я пацаном ещё застал, как в семидесятые ходили катера-такси и спасатели на подводных крыльях. И было их довольно много.
        1. +1
          19 мая 2016 19:31
          я недавно был на Тенерифе . Вот , мы там видали интересный катерок на подводных крыльях, который катает туристов, прикольного такого , футуристического вида . Совершенно случайно один из аборигенов сказал что это катер из России. Что за модель и кто производит я не знаю . Я тут как то фотку выкладывал , но никто ничего не ответил .
  8. 0
    19 мая 2016 12:33
    несколько странная трактовка преимущества крыльев. Дело не в скорости, (глиссер должен быть скоростнее) - движок может быть значительно слабее при достойной скорости
    1. +2
      19 мая 2016 12:48
      Цитата: pimen
      Дело не в скорости, (глиссер должен быть скоростнее)

      Начнём с того, что глиссеры бывают разными. Реданными, трёхточечными, двухточечными... Но у всех глиссеров один общий недостаток - высокую скорость они развивают на спокойной воде. Суда на подводных крыльях в сильный шторм тоже не ходят, но волнение не столь значительно сказывается на их скоростных характеристиках.
      1. +1
        19 мая 2016 12:52
        Цитата: Верден
        Суда на подводных крыльях в сильный шторм тоже не ходят, но волнение не столь значительно сказывается на их скоростных характеристиках.

        особенно если их поднять повыше...
        Так я и не спорю: крылья практичнее
    2. +1
      19 мая 2016 15:50
      я служил в свое время на катере " Гриф" проект 1400. На нем стояли такие же движки как на Комете. Гриф был полностью люминевый , местами даже магниевый , а Комета вроде бы железная , плюс тащит на себе приличное количество пассажиров, да и прилично по размерам больше . Но он вполне себе бегала на такой же скорости как Гриф. Мореходнось я официальную у них не знаю но в три балла они ходили .
      1. +1
        19 мая 2016 18:34
        я служил в свое время на катере " Гриф" проект 1400
        "Гриф" было бы интересно с "Раптором" сравнить. Не по циферкам, а так сказать в живую, в плавании и боевом применении. А "Комета" - это уже довольно серьёзное СПК, в отличии от той же "Ракеты" она неплохо чувствовала себя в прибрежной зоне. Правда, "Ракета" была постарше, зато немного шустрее.
        1. 0
          19 мая 2016 19:35
          ну Раптор больше походит на Сайгака из моей службы . Сайгак лично я испытывал в боевой так сказать обстановке ))) Первые образцы были как мне кажется не удачные . Дальше я уволился . Вероятно Сайгаки и производить не стали больше .
  9. +1
    19 мая 2016 13:36
    спасибо Немцову- в бытность губернатором рушил все уникальное на Нижегородчине - мне родной! Спасибо Полина за Статью!
  10. +1
    19 мая 2016 14:17
    Надо бы военные фрегаты / эсминцы делать на подводных крыльях.
    Ни одна торпеда не догонит.

    А вообще, на лицо факт потери компетенций. Раньше могли делать, сейчас нет.
    1. 0
      19 мая 2016 15:25
      фрегат на крыльях - это вряд ли. Вылезая из воды мы теряем в мореходности, а если море против нас, то с переходом в водоизмещающий режим будем сильно ограничены в скорости (выдвижные, складывающиеся и регулируемые по углу атаки крылья можно, наверное, не рассматривать)
    2. +2
      19 мая 2016 15:45
      ну у нас были серии торпедных, ракетных катеров, малых противолодочных и пограничных кораблей на подводных крыльях
    3. +4
      19 мая 2016 15:53
      Антаресы были на крыльях .
      1. 0
        24 мая 2016 07:52
        Цитата: AwaZ
        Антаресы были на крыльях .


        Для справки:

        Пограничные катера на подводных крыльях типа «Антарес» (по классификации НАТО: Muravey-class patrol boat) — пограничные катера на подводных крыльях, предназначенные для перехвата быстроходных целей, несения погранично-сторожевой службы.

        В 1970-х годах специально для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый тип корабля — проект 133 «Антарес», главной отличительной чертой данных катеров стали подводные крылья и наличие двух газотурбинных двигателей.

        Катер оснащался стационарной автоматически управляемой крыльевой системой. Главная силовая установка была двухвальной и включала два 10 000-сильных газотурбинных двигателя М-70 для движения на крыльях и два дизеля малого хода. Максимальная скорость катера составляла 61 узел. В двухъярусной надстройке размещались ходовая, штурманская и радио рубки, центральный и боевые посты. В задней кормовой части надстройки — шахты воздухозабора и две выхлопные трубы.

        Катер оснащался РЛС общего обнаружения МР-220 «Рейд», предназначенной для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же для выдачи целеуказания артиллерийскому оружию; гидролокатором для поиска подводных целей; РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел».

        Вооружение включало в себя 76-мм артиллерийскую установку АК-176, смонтированную на баке прямо перед надстройкой, 30-мм шестиствольный автомат АК-630М в корме. Противолодочное вооружение было представлено двумя 406-мм торпедными аппаратами и шестью глубинными бомбами. Экипаж состоял из 5 офицеров и 19 старшин и матросов.

        Всего на Феодосийском судостроительном заводе «Море» было построено 12 катеров.

        В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) в Санкт-Петербурге ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продемонстрировало инициативный проект модернизированного быстроходный ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА». В конструкции предлагается использовать элементы технологии «Стелс», существенно модернизировать корпус и оборудование. В состав вооружения может входить ракетное вооружение. Катер должен развивать скорость в 40 узлов даже при 5-ти бальном шторме.

        https://ru.wikipedia.org/wiki/Малые_противолодочные_кора
        бли_проекта_133
  11. +2
    19 мая 2016 15:04
    из павлодара в омск и обратно,только на ракете!намного лучше,чем в душном автобусе.
  12. +2
    19 мая 2016 18:37
    Тоже раньше с Волгограда до Ахтубинска только на
    ракете. А сейчас только по жаре автобусом..!
    Куда все метеоры делись?
  13. +1
    19 мая 2016 21:52
    В детстве на Метеоре или Ракете ездили из Затоки в Белгород -Днестровский по лиману. Ветер в лицо,аж слезы из глаз выбивает! Впечатлений масса! Позже в Ленинграде во время учебы с Васильевского Острова в Петергоф! Не помню точно,но минут за 20 доезжали. А на метро спересадками и электричке гораздо больше часа! Тем более пристань прямо напротив Большого Дворца! Красотища! Воспоминания нахлынули- детство,молодость. Эх!
  14. +1
    19 мая 2016 23:39
    На линии Варна-Несебр-Бургас до сих пор летом ходит Метеор советской постройки.
  15. +2
    20 мая 2016 01:10
    Воспоминание детства.Помню как с отцом сидели там сзади,в лицо хлестала вода и было так удивительно что она вот тут-рядом-стоит лишь протянуть руку.Жаль что и ,,метеоры,, и ,,ракеты,, уже давно не летают по Волге.
  16. +2
    20 мая 2016 19:15
    "Ростисла́в Евге́ньевич Алексе́ев (18 декабря 1916, Новозыбков, Черниговская губерния."
    В этом году земляки,а по хорошему все причастные к судостроению, речному и морскому транспорту, а так же к ВМФ, отметят сто лет со дня рождения этого выдающегося конструктора и учёного. Вечная и добрая ему память!
    Лучшей памятью ему будут многочисленные крылатые суда на водных просторах России и уникальные экранопланы в её ВМФ и Армии!