«Суворов», которому не повезло…

А было так, что, обсуждая одну из статей здесь на ВО, некоторые читатели в комментариях высказали мысль о том, что, дескать, любят моряки верить в приметы. Суеверный, мол, они народ. Однозначно сказать ни «да», ни «нет», разумеется, невозможно, однако вот какой у меня в архиве на эту тему нашелся материал:

«Как известно, в дореволюционной простонародной среде в России люди имели обыкновение верить во всякую чушь. Усматривали роковое влияние погоды на исторические события: «Не к добру так пуржило да кружило, вот и яички-то подорожали!», женскими «матюками» объясняли, что Богородица «обиделась» и потому ушла, и больше не заступается. Ну, а уж о злобном влиянии черных кошек, переходивших дорогу, либо о беде от рассыпанной соли можно и не вспоминать. Не к добру было порезать палец, увидеть во сне выпавший с кровью зуб, встретить на своем пути журналиста (!), ну, а еще тогда считали, что как назовешь судно, так оно и поплывет. Именно поэтому-то и вошло у нас в моду давать кораблям имена святых (а вдруг заступятся?!), и называть их именами известных полководцев и тех мест, где русское оружие выказало свою доблесть. Называли корабли и в честь царствующих особ. В частности, в честь царя Александра III – 13-го императора всероссийского был назван броненосец, спущенный на воду в преддверии ухудшения российско-японских отношений – «Император Александр III (спущен на воду – 3 августа 1901). Интересно, что его систер-шипами, построенными по одному проекту, были броненосцы «Князь Суворов» (25 сентября 1902), «Бородино» (8 сентября 1901), «Орел» (6 июля 1902) и «Слава» (29 августа 1903), так что вся серия включала в себя пять современных по тому времени броненосцев с расположением всех орудий в башнях, как главного калибра, так и вспомогательного.



Эскадренный броненосец «Император Александр III»: фотография на почтовой карточке.

Российский журнал «Нива» за 1901 год сообщал, что усиление императорского военного флота является назревшей потребностью, чтобы он мог сравняться с силами с флотами других великих держав, и потому должно всячески приветствоваться. Как всегда, когда в России заходила речь о деньгах, было сказано, что их не хватало, но все-таки нужная сумма в размере 80 миллионов рублей была изыскана «на судостроительство», и дело засим стало быстро вперед продвигаться, а корабли спускаться ежегодно, да еще сразу по два! Вот и теперь на воду, мол, готовится сойти броненосец имени почившего в бозе государя императора Александра III, и это очень для всех и каждого радостное известие.

Затем там же отмечалось, что уже 2 июля следующего, 1902 года, броненосец был готов к спуску на воду. В 12 часов 30 минут в присутствии их величеств, а также генералов и адмиралов в эллинге Балтийского завода началось торжество, а сам он в связи с этим был весь разукрашен и флагами, и хвойными гирляндами. Павильон для августейшей семьи, откуда она наблюдала за происходящим, был также самым роскошным образом убран зеленью и цветами.

«Суворов», которому не повезло…
Броненосец «Император Александр III»: орудия главного калибра.

Журнал сообщал, что этот броненосец – «настоящий морской гигант» с ярко-красного цвета подводной частью и темно-серым верхом. Водоизмещение судна составляет около 14 тысяч тонн; а его скорость хода достигает 18 узлов. Количество орудий достигает 62, причем среди них четыре главного калибра по 12 дюймов каждое. В общем, журналисты расписали корабль как можно более впечатляющим образом, так что, читая о нем материал, становилось и впрямь очевидно, что морская мощь государства крепнет не по дням, а буквально по часам.


Броненосец «Бородино».

Недаром в учебниках для кадетских корпусов того времени было написано, что Россия – государство необычное: оно и не торговое, и даже не промышленное, а… военное, и ему сама судьба уготовала роль быть грозой народов! Да-да, именно так там и было написано, и кадеты должны были данную сентенцию затвердить наизусть! Ну и, разумеется, не могли не радовать российских обывателей и другие сообщения о кораблях этой серии – однотипных с ним «Князе Суворове» – кто не слыхал о его боевой славе и победах, «Бородино» – «поле русской славы, где закатилась счастливая звезда Наполеона», «Орле» – «царской птице» и «Славе» – одно название которого говорило уже само за себя.


Броненосец «Князь Суворов».

С пением гимна «Боже, царя храни!»: «Сильный, Державный, Царствуй на славу, на славу намъ! Царствуй на страхъ врагамъ, Царь православный! Боже, Царя храни!» броненосец освободили от цепей, и он дрогнул и стал медленно двигаться по смазанному салом стапелю. Зашумела толпа, ударили барабаны, матросы на палубе спускаемого корабля также запели гимн, а на всех флагштоках взвились государственные флаги: адмиралтейский, разумеется – императорский, генерал-адмиральский и разные другие. Солнце играло на золоте эполетов и бриллиантах на нарядах у дам, а между тем Судьба уже отметила это торжество и готовилась обратить его в свою прямую противоположность.


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» в момент спуска на воду, 12 сентября 1902 года.

Вообще-то, можно не без основания утверждать, что последнего императора России преследовал злой рок. Начать хотя бы со смерти его отца, из-за которой злые языки потом говорили, что молодая царица «пришла за гробом»; то известная всем «Ходынска», и вот теперь к ним ещё добавилась и эта катастрофа… И ведь надо же было такому случиться, что в самый ответственный момент спуска корабля на воду сильный шквал налетел на город, пошел проливной дождь и подул очень сильный порывистый ветер.

И был он так силен, что сорвал огромный флаг на верхушке подъемного крана, стоявшего на понтоне здесь же на Неве, и швырнул его вместе с флагштоком в сторону людей на набережной! Длина его была 2.5 сажени — то есть около пяти метров, и вес соответствующий. И вот он-то и нанес удар по головам многих из тех, кто там стоял!


Броненосец «Орел» в момент спуска на воду (фото из журнала «Нива»).

Журнал сообщал, что жандармский полковник В.П. Пирамидов, «окрасив флаг своей кровью», тут же и скончался, так и не придя в сознание. Ранения со смертельным исходом получили и юные воспитанники Морского инженерного училища имени императора Николая I, которых привезли сюда на праздничную церемонию. Воспитаннику Густомесову флагштоком также пробило череп, и он, как и полковник Пирамидов, умер на месте. Другой воспитанник Ван-дер-Берден умер спустя полчаса, уже по дороге в госпиталь. Пострадали и другие воспитанники: кто-то получил сотрясение мозга, кто-то трещину в черепе.

А теперь представьте, какое впечатление произвело случившееся на нарядно одетую публику на набережной?! Люди молча разошлись, обсуждая, что «плохая, мол, это примета», и все это очень «не к добру».


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» у достроечного причала Балтийского завода, 1903 год.

Хоронили жертв стихии 24 июля. Юных воспитанников отпели в церкви морского госпиталя, а похоронили в братской могиле на Семеновском кладбище Санкт-Петербурга. Крест над могилой также поставили общий на всех, а надпись на нем гласила, что здесь покоятся погибшие во время спуска на воду броненосца «Император Александр III».


Эскадренный броненосец «Князь Суворов» в Кронштадте, начало августа 1904 года.

Ну, вот и как же после этого не верить в приметы? Сами моряки считали, что с кораблями, с которыми при спуске на воду что-то приключилось, в будущем непременно что-нибудь да произойдет, а тут не то, чтобы несчастье, а самое настоящее смертоубийство случилось, пролилась кровь невинных, да еще и залила флаг – примета хуже некуда! Однако просто так думать – это одно, а вот служить на корабле, с которым и потом происходят всякие различные неприятности, – совсем другое! Например, в 1903 году на ходовых испытаниях броненосец стал черпать воду открытыми орудийными портами бортовой батареи 75-мм орудий, и только перекладкой руля и остановкой хода корабль был спасен от переворачивания кверху килем!

Вопрос, который после этого стали задавать себе и матросы, и офицеры кораблей всей этой серии в те годы, мог быть только один: ограничится ли распространение влияния этой приметы только одним кораблем, или же проклятье ляжет на всю серию, ведь корабли-то однотипные, похожие словно близнецы, и «Александр» в постройке шел головным… И как насчет «Суворова»… Хватит ли силы его имени «пересилить» злой рок имени тринадцатого монарха? Однако никто ответа на этот вопрос тогда еще дать не мог. Зато многие, несомненно, вспомнили это дурное предзнаменование 14 мая 1905 года, когда в ходе Цусимского сражения броненосец «Император Александр III» вместе с «Бородино», «Князем Суворовым» и «Орлом» вступили в бой с японцами. И все… тяжело пострадали и погибали один за другим. «Князь Суворов» был флагманом и первым сделал выстрел по японским кораблям. Однако имя прославленного полководца ему не помогло. Вскоре он был засыпан снарядами, на нем вспыхнул пожар, после чего он вскоре и погиб, а вслед за ним и все остальные корабли этой злополучной серии. Спаслись только броненосец «Орел», сдавшийся в плен японцам, и «Слава», оставшаяся на Балтике. Из всего экипажа броненосца, в котором было 867 офицеров и нижних чинов, спасся только один кочегар Симон Кобец 1870 года рождения, который был подобран японским кораблем. С «Бородино» также спасся только лишь матрос Семён Ющин, который под водой в каземате не растерялся, нащупал орудийный порт, открыл его, и сумел вынырнуть на поверхность, где его и подобрали. А вот с «Князя Суворова» спасли и раненого адмирала, и членов штаба, однако практически весь экипаж флагмана – 38 офицеров и большинство матросов на нем погибли!


Офицеры броненосца «Князь Суворова». Они отдали за свою страну самое дорогое…

Конечно, материалистически рассуждая, причиной гибели всех этих кораблей были некие объективные обстоятельства. Но кто хочет верить в обратное, всегда сможет сказать, что несчастье «Императору Александру III» было «на роду написано». А вот имя «Суворов»… Что ж Суворов, он хотя и был прославленный полководец, а все же ведь не царь, вот и не смогло его «счастливое» имя переломить несчастливую судьбу!»
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти