Самолеты и автопоезда

С началом Второй мировой войны промышленность США, прекрасно освоившая технологию массового конвейерного производства, очень быстро переориентировалась с товаров народного потребления на оружие и военную технику. На конвейерах собирали танки, пушки, самолеты и даже корабли. Во второй половине войны американцы за день производили больше вооружения, чем союзники теряли в боях. Типичным образцом производившейся в массовом порядке военной техники можно считать тяжелый бомбардировщик В-24 «Либерейтор». Нам наиболее интересна автотранспортная составляющая этого процесса, поскольку наглядно демонстрирует состояние логистики и автоперевозок, задействованных в производстве авиатехники в США в годы войны.

Самолеты и автопоезда

В-24 в раскраске лидера.

В-24 стал самым массовым четырехмоторным боевым самолетом войны – за пять с половиной лет было выпущено 18 313 «Либерейторов», в два с лишним раза больше, чем более известных «Летающих крепостей» В-17. История производства В-24 тесно связана с автомобильным концерном «Ford». В 1940 г. два руководителя концерна — Эдзел Форд и Чарльз Соренсен — посетили завод авиационной фирмы “Consolidated Vultee” в городе Сан-Диего. Цель этого визита автомобилистов к авиапроизводителям — организация серийного производства самолетов В-24, разработанных в Сан-Диего, на новом автозаводе «Форда» в Уиллоу Ран, штат Мичиган. Э. Форд согласился заняться выпуском самолетов, но с одним условием — на время производства у «Форда» самолет не будет модернизироваться.


Самолеты и автопоезда

В-24 на конвейере.

Заказчик — ВВС — согласился с этим неожиданным требованием, так как мощностей трех авиазаводов фирм “ Consolidated Vultee”, “North American Aviation” и “Douglas”, которые должны были выпускать новый бомбардировщик, для выпуска самолетов в нужном количестве не хватало. Э. Форд потребовал не изменять конструкцию не из-за прихоти, а потому что намеревался производить бомбардировщик на конвейере, как автомобиль, и отлично знал, что малейшее изменение в конструкции немедленно останавливает конвейер.

В 1942 г., когда производство В-24 в Уиллоу Ран шло полным ходом, каждый час на конвейере собирали один комплектный «Либерейтор» и два комплекта — фюзеляж, хвост, крылья — еще для двух бомбардировщиков. Но даже на этом огромном заводе не было места для двух дополнительных сборочных конвейеров. Не удалось найти свободных площадей и в окрестностях. Такие площади и рабочая сила имелись в штате Оклахома, в городе Тулса, а также в Техасе, в городе Форт-Уорт. Но от Уиллоу-Ран до Тулсы было 1450 км. Однако это не испугало специалистов «Форда». Они знали ответ на вопрос — как доставить крупногабаритные элементы бомбардировщика на место сборки. Да просто погрузить их на автопоезда. Цена перевозок роли не играла — за все платило государство. Было известно также, кто этим займется, — еще в конце двадцатых годов “Ford” подписал долгосрочный контракт с предпринимателем Ллойдом Лоусоном на доставку новых «Фордов» продавцам во все штаты. В тридцатые годы к нему присоединился Роберт Элленштейн, так возникла транспортная фирма “Е and L Transport” — к началу войны самый важный партнер «Форда» в сфере транспортных услуг. Именно она получила заказ организовать доставку частей самолетов на места окончательной сборки. Транспортникам ставилось одно единственное условие — доставку элементов на заводы осуществлять в темпе сборки самолетов, т.е. каждый час, чтобы доставленные части без промежуточного складирования «с колес» направлялись на сборочные конвейеры...

Самолеты и автопоезда

В-24 на конвейере в камуфляже.

Но нужны были специальные полуприцепы. Их разработала и изготовила фирма “Mechanical Handling Systems”. Полуприцеп имел 18,3 м в длину, 2,3 м в ширину и 3,0 м в высоту. Крыши не было, так как элементы самолетов загружали краном сверху. После погрузки полуприцеп закрывали брезентовым тентом. Для перевозки комплекта элементов одного бомбардировщика требовалось два полуприцепа — в первый грузили части фюзеляжа и хвоста самолета, во второй — центроплан, крылья, бомбовый отсек и капоты двигателей. Двигатели, шасси и внутреннее оборудование изготовляли другие фирмы, они же занимались доставкой на сборочный завод по тем же принципам. Однако возникли проблемы с тягачами для таких вот крупногабаритных автопоездов. Важнейшим условием были большая мощность и исключительная надежность, однако даже высокоразвитая автомобильная промышленность США в тот момент не могла обеспечить компанию “Е and L Transport” такими машинами, способными со стопроцентной гарантией доставить элементы самолетов на сборку в точно определенный момент. Поэтому сразу отказались от всех серийных седельных тягачей, как ненадежных и недостаточно скоростных. Л. Лоусон, как опытный транспортник, решил заказать тягач в специализированной фирме “Thorco”, имевшей немалый опыт в переоборудовании серийных грузовиков «Ford» в трехосные тяжелые машины. Конструкция шасси тягача была практически традиционной для трехосников — с балансирной подвеской задней тележки на перевернутых полуэллиптических рессорах и неразрезной балкой переднего моста также на двух полуэллиптических рессорах. Оба ведущих моста разработали специально для будущей машины. Ну, а настоящей «изюминкой» стал силовой агрегат, скомпонованный на выдвигаемом вперед подрамнике — рядышком смонтировали два двигателя V8 по 100 л.с. от легкового “Mercury” вместе с их коробками передач. А переключали передачи целой системой тяг, работавшей от одного рычага управления; соответственно переделали также систему привода сцеплений. Каждый двигатель приводил в движение «свой» ведущий мост. Два двигателя поставили не столько для обеспечения высокой мощности, сколько для надежности — чтобы в случае отказа одного автопоезд «дотянул» до мастерской.

Самолеты и автопоезда

В-24 «Ночная миссия»

Самолеты и автопоезда

«Бешеный русский» - случалось, что В-24 называли и так…

Выдвигать же моторы из-под кабины надо было потому, что она была неоткидной. Кстати, достаточно широкую по тем временам кабину скомпоновали из частей серийных кабин грузовиков и фургонов «Форда» 1940 г., причем она получилась более красивой и удобной, чем выпускавшиеся тогда кабины, расположенные над двигателем. Общая длина тягача с полуприцепом составила 23,5 м.

Самолеты и автопоезда

В-24 в воздухе.

Маршруты движения автопоездов на сборочные заводы выбрали так, чтобы по пути находилось достаточно «Фордовских» мастерских. Их владельцев по законам военного времени обязали работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Два водителя автопоезда подменяли друг друга каждые 5 часов. Во время поездки предусмотрели четыре остановки по одному часу для техосмотра и еды. На заводе полуприцеп с элементами бомбардировщика отцеплялся, тут же подгоняли пустой, и водители отправлялись обратно. И так каждый день три с половиной года... «Бомберы» не были единственным грузом описываемых автопоездов. Они обслуживали завод «Форда» по производству транспортных планеров WACO в Айрон Маунтин. Чуть позднее опыт «Форда» переняла авиастроительная фирма “North American Aviation” при организации массового производства лучшего американского истребителя времен Второй мировой — Р-51 “Mustang”.

Самолеты и автопоезда

«Мессершмит» нами сбит, и машина летит, на честном слове и на одном крыле…»

После окончания войны уникальные автопоезда еще некоторое время возили элементы новых бомбардировщиков В-32, пока их не заменили на более современные. Дослуживали они уже в небольших частных компаниях и постепенно отправились на свалку. В девяностых годах прошлого века один, наверное, последний из оставшихся тягачей обнаружили на свалке и полностью восстановили. К сожалению, пока не нашли ни одного из нескольких сот полуприцепов, так что увидеть автопоезд-«самолетовоз» можно только на старых фотографиях...
Каков же вывод? Принцип “just in time” («точно вовремя») изобретен вовсе не японцами, а куда раньше — в Америке еще в годы Второй мировой войны. Именно организаторские способности «янки» тогда, в годы войны, помогли благодаря автомобилям объединить в один гигантский сборочный конвейер удаленные друг от друга заводы, заставить работать их в одном ритме, в одной технологической цепочке.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. bionik 24 мая 2016 07:00
    Cержант Стивен Дерго (Stephen Dergo) на фоне бомбардировщика B-24 (серийный номер 41-51128) с собственным именем «Товарищ». Стивен Дерго был членом экипажа этого самолета и придумал такое название, так как имел русские корни. Бомбардировщик входил в состав 579-й эскадрильи 392-й бомбардировочной группы ВВС США, вернулся в США в июне 1945 г.
    1. Альф 24 мая 2016 17:13
      Цитата: bionik
      так как имел русские корни.

      То, что он имел русские корни, четко видно в наличии твердого знака на конце слова.
  2. bionik 24 мая 2016 07:03
    В-24 в раскраске лидера. 1-ое фото. Вот тоже, только в другой раскраске. Американский бомбардировщик В-24 «Либерейтор» (Consolidated B-24D-20-CO Liberator, серийный номер 41-24109) 466-й бомбардировочной группы на аэродроме.

    Во время бомбардировок Европы и Японии американцы применяли ярко раскрашенные и снабженные дополнительными сигнальными огнями B-24 «Либерейтор», называемые «летающими вешками» (или assembly ship — самолет для сбора), для облегчения формирования больших соединений бомбардировщиков: такие самолеты были хорошо заметны в небе, что помогало другим самолетам группы выстраиваться вокруг.
  3. bionik 24 мая 2016 07:09
    Посадка бомбардировщика Consolidated B-24H (Douglas-Tulsa B-24H-25-DT Liberator «Pegasus The Flying Red Horse», бортовой номер T9-N, серийный номер 42-51141) американской 784-й бомбардировочной эскадрильи 466-й бомбардировочной группы 8-й воздушной армии. Парашюты использовались для торможения после отказа гидравлики, поврежденной во время полета. Командование не одобряло использование парашютов для торможения, оно отправляло самолеты на аэродром в Вудбридж (Woodbridge), который имел взлетно-посадочную полосу длиной 3000 футов (914,4 метра).
  4. bionik 24 мая 2016 07:11
    Американский сержант фотографирует тяжелый бомбардировщик B-24H-5-DT «Либерейтор» (серийный номер 41-28641) американской постройки, летавший в составе немецкой бомбардировочной эскадры KG200 под тактическим номером A3+KB. У бомбардировщика подломлена передняя стойка шасси.

    Данный самолет принадлежал американской 732-й бомбардировочной эскадрилье, совершил вынужденную посадку на аэродроме Люфтваффе во Франции 4 февраля 1944 года, после ремонта использовался немцами для проведения специальных операций, был захвачен американцами на территории Австрии в мае 1945 года. Всего в составе немецкой эскадры KG200 было не менее двенадцати трофейных американских бомбардировщиков В-17 и не менее семи трофейных бомбардировщиков В-24.
  5. Арктидианец 24 мая 2016 07:16
    Интересная статья, еще бы фото главного героя статьи- грузовика.
    1. bionik 24 мая 2016 10:12
      Цитата: Арктидианец
      , еще бы фото главного героя статьи- грузовика.

      Двухдвигательный армейский тягач Ford, созданный на базе Ford COE 1941-го модельного года для транспортировки десятитонного 18-и метрового трейлера. Трейлер, в свою очередь, был создан Mechanical Handling Systems для перевозок между заводами крупногабаритных деталей крыла и хвостового оперения бомбардировщика B-24 Liberator.
      1. bionik 24 мая 2016 10:14
        Армейский тягач Ford.
        1. bionik 24 мая 2016 10:16
          Армейский тягач Ford.
          1. bionik 24 мая 2016 10:17
            Армейский тягач Ford.
      2. TIT 24 мая 2016 15:40
        Цитата: bionik
        тягач Ford, созданный на базе Ford COE


        спасибо , а мне чет с утра поиск только типа этого выдавал wink
        TIT
        1. bionik 24 мая 2016 16:39
          Пожалуйста. А,я забил в гугл "тягач для перевозки частей самолета либерейтор",потом гугл картинки, и уже потом на стене "В контакте" нашел.
  6. TIT 24 мая 2016 07:38
    и автопоезда


    я извиняюсь , но тема сисек не раскрыта , не хватает фото
    TIT
    1. qwert 24 мая 2016 09:36
      Цитата: TIT
      я извиняюсь , но тема сисек не раскрыта , не хватает фото

      Просто авиация - не конек господина Шпаковского. У него другие темы получаются значительно лучше.
      1. TIT 24 мая 2016 15:45
        Цитата: qwert
        Просто авиация - не конек господина Шпаковского

        не ну вы уж придираетесь, статья то хорошая ,но от фото главного героя актёра второго плана с утра не хватало
        TIT
  7. bionik 24 мая 2016 10:19
    Американский, тяжелый, эвакуационный, 7,5-тонный тягач «Федерал» (Federal G 692, Model 606 (C2) у американского бомбардировщика В-24 «Либерейтор», совершившего аварийную посадку под Полтавой в ходе операции «Фрэнтик».
  8. dumkopff 24 мая 2016 10:42
    Хорошая статья. Спасибо большое.
    Небольшое замечание: "освободителей" было произведено 18 тысяч, а "крепостей" - 12 тысяч. Т.е. либерейторов произвели больше в 1,5 раза, а не в 2,5. Это в самом начале статьи, поэтому бросилось в глаза.
    1. Александр72 24 мая 2016 17:14
      Поддерживаю. Если точнее то по американским данным всего было выпущено В-17 всех модификаций - 131 141 машина.
      Интерес вызвали двухдвигательные седельные тягачи от Форда. Особенно если сравнивать их с обычными для США того времени седельными тягачами, такими как White 444T G510 (он же Autocar U) (хорошего фото фордовского тягача, увы, не нашел):
  9. iouris 24 мая 2016 11:01
    Объёмы производства превышали боевые потери. Промышленность США так и не была переведена на военные рельсы. Экономика и созданная глобальная логистическая сеть после войны сразу же были задействованы для поставок всего повсюду. После ВМВ весь мир стал рынком для экспорта.
    1. Rash 24 мая 2016 11:26
      Кому война, а кому мать родна... what
    2. IImonolitII 25 мая 2016 00:35
      как раз потому что была переведена таких объемов и удалось достичь. Фактически с 42 года все США работали на ВПК, включая автомобильные заводы и даже заводы по производству кассовых аппаратов.
  10. казак волгский 24 мая 2016 19:19
    интересная статья. автору спасибо! отдельное спасибо форумчанам за фото- хорошо статью дополнили!
  11. Real Stalinist 25 мая 2016 05:57
    Сомневаюсь, что америкосы способны сейчас повторить такой подвиг, как почти мгновенный перевод промышленности на производство оружия и техники.
    Достаточно посмотреть на развалины автозаводов Детройта.
    1. Andrey591 25 мая 2016 17:32
      А у нас? И многие оборонные предприятия "убили".Нынешнее руководство разве в состояние на голом месте организовать производство за несколько месяцев!?
    2. iouris 5 октября 2016 12:21
      Цитата: Real Stalinist
      Сомневаюсь, что америкосы способны сейчас повторить такой подвиг, как почти мгновенный перевод промышленности на производство оружия и техники.

      "Мгновенным" процесс не стал. После Великой депрессии Ф.Д. Рузвельт использовал государственное планирование для создания инфраструктуры будущей мировой войны, в ходе и после завершения которой США должны были стать величайшим в истории экспортёром всего. Запускающим механизмом должно было стать нападение на территорию США. Спасибо японскому союзнику. Сейчас для этого нет необходимости. После ВMВ США стали супердержавой, экономика США и её сателлитов многократно превышает экономики потенциальных противников. Технологическому первенству США никто не угрожает. Пока.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня