Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны


До нападения на СССР и в первые месяцы войны германское командование считало, что мины и фугасы могут применяться только в качестве средств усиления невзрывных заграждений. Однако уже в период оборонительных боев, которые наши войска вынудили вести фашистов в конце 1941 и в 1942 году на отдельных стратегических направлениях, командование вермахта приняло ряд мер, направленных на разработку новых видов минно-взрывных средств. В дальнейшем, когда советские войска перешли в наступление на всем фронте, для повышения устойчивости своей обороны немцы развернули массовое производство мин и создание минно-взрывных заграждений (МВЗ) на своих оборонительных рубежах. В 1943 году на вооружении германской армии находилось шесть видов противотанковых мин (ПТМ) и три вида противопехотных мин (ППМ). Совершенствовалось построение системы заграждений противника, усложнялась ее структура. Если в первый период войны плотность его минных полей составляла 1-2 мины на 1 погонный метр, то с 1943 года она значительно увеличилась. При этом менялись также форма и глубина минных полей, достигавшая 100 м. Они имели преимущественно прямоугольную форму и создавались перед первой, второй, а порой и перед третьей траншеями первой позиции главной немецкой полосы обороны.

Как видим, если в первом периоде войны в германской армии мины считались по существу заграждениями «второго сорта», то в последующем с учетом опыта боев, в том числе и наших войск, их применение стало осуществляться в массовом количестве. Преодоление созданной противником системы заграждений стоило больших усилий от войск ведущих наступление в инженерно-техническом и организационном отношении. Необходимо было совершенствовать имеющиеся средства и способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях и создавать новые, наиболее отвечающие требованиям боя. Одновременно изыскивались более эффективные методы работы командиров (командующих), общевойсковых штабов и начальников инженерных войск по организации преодоления заграждений.


В предвоенные годы в РККА изучались и практически разрабатывались отдельные средства, способы и сама организация преодоления МВЗ. В качестве средств разведки и разминирования минных полей в наших инженерных войсках к началу войны использовались миноискатели ВИМ-210, самодельные щупы и разнообразные устройства подрыва. Практически отработанным способом проделывания проходов в МВЗ был ручной с использованием щупов, миноискателей, а иногда и взрывчатых веществ (ВВ). Проводились исследования и эксперименты по разработке других, более совершенных способов проделывания проходов в МВЗ: артиллерийским огнем, катковыми тралами, с помощью колейных мостов. Однако к началу войны они не получили достаточного развития.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны


Красная Армия в начале войны вела тяжелые оборонительные бои, поэтому основное внимание научной мысли и рационализаторов инженерных войск было сосредоточено на разработке и поиске путей наиболее эффективного применения различных заграждений, а не их преодоления. Кроме того, недостаточное развитие средств и способов разминирования было вызвано тем, что при ведении оборонительных действий противник сравнительно мало применял минно-взрывные заграждения.

Во втором периоде войны, когда наши войска начали проводить крупные наступательные операции, и противник вынужден был перейти к широкому использованию МВЗ на своих оборонительных рубежах, одной из главных задач инженерного обеспечения прорыва и наступления стало обеспечение проходов в минно-взрывных заграждениях. Осенью 1943 года инженерные войска получили на вооружение более совершенные миноискатели (ВИМ-203, ВИМ-203М), чаще стал применяться взрывной способ создания проходов. Был создан противоминный трал ПТ-3. По предложению его конструктора подполковника П.М. Мугалева впервые сформировали опытную инженерно-танковую часть, положившую в дальнейшем начало созданию инженерно-танковых полков, оснащенных противоминными тралами.

Инженерные войска в последнем периоде войны располагали уже целым комплексом средств разведки и преодоления МВЗ. Стали широко применяться миноискатели ВИМ-625, ВИМ-625В, удлиненный заряд взрывчатых веществ УЗ-1, противоминный трал ПТ-3, комплект приспособлений и приборов для разведки мин замедленного действия (МЗД), щуп Владимирова, прибор для прослушивания часовых механизмов в МЗД и др. Для контрольной проверки местности на минирование использовали специально подготовленных собак-миноискателей.

Весьма существенные изменения произошли и в организационно-штатном отношении. В инженерных войсках появились штурмовые инженерно-саперные бригады, отдельные инженерно-танковые полки, важнейшая задача которых заключалась в обеспечении проходов в МВЗ и непосредственное участие в штурме огневых сооружений при прорыве вражеских оборонительных рубежей. Для разминирования территории освобожденных районов страны приказом Ставки ВГК в феврале 1943 года было сформировано пять тыловых бригад разграждения, каждая из которых состояла из пяти-семи инженерных батальонов, а в марте началось Формирование батальонов собак-миноискателей.

Наличие новых средств разминирования и большой боевой опыт войск по преодолению МВЗ давали возможность совершенствовать ручной способ проделывания проходов, практически применять и развивать взрывной и механический (траление) способы, а также искать другие пути устройства проходов.

Наиболее часто в годы войны применялся ручной способ. Из инженерно-саперных подразделений формировались специальные группы разграждения. В зависимости от характера заграждений и требуемой ширины прохода (от 5- 6 м до 10—12 м для пехоты и до 20—30 м для бронетанковой техники), в группу назначалось до одного-двух саперных отделений. Оснащались группы одинаково почти во всех операциях 1944-1945 годов. Так, группы разграждения 37-й инженерно-саперной бригады 69-й армии при прорыве вражеского оборонительного рубежа на пулавском плацдарме на вооружении имели 1-2 миноискателя, 3-4 щупа, 1-2 ножниц для перерезания проволоки, набор для визуального обозначения мин, ленты-указки для обозначения прохода, 2-3 шнура с «кошками» для стаскивания мин, набор чек к взрывателям, носимый шанцевый инструмент. Иногда выделялись двухсотграммовые толовые шашки и зажигательные трубки.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны

В конце второго и третьем периоде войны чаще всего устройство проходов в минных полях осуществлялось взрывным способом, который был намного прогрессивнее и надежнее ручного. Он применялся для проделывания проходов в комбинированных минных полях, при наличии в противотанковых минах элементов неизвлекаемости, или в сложных погодных условиях (снежный покров, обледенение и т. п.). Разминирование проходов производились с помощью накладных сосредоточенных, подвесных и надвигаемых сосредоточенных, удлиненных и даже метаемых зарядов ВВ. При взрывном способе не нужно было определять место нахождения каждой мины (кроме случаев подрыва мин накладными зарядами), важно было только знать границы минного поля. В роли накладных зарядов использовали преимущественно двухсотграммовые тротиловые шашки, уложенные на поверхность маскировочного слоя мины. Иногда их соединяли между собой детонирующим шнуром для создания группового заряда. Во время войны нашли применение сосредоточенные подвесные заряды ВВ, требующие меньше времени на подготовки прохода в своих МВЗ. При подготовки к прорыву блокады на Ленинградском фронте в начале 1943 года ночью перед наступлением установили более 1000 подвесных зарядов над нашими минными полями. С началом артподготовки их взорвали. В результате произошло сплошное разминирование.

На некоторых фронтах велись экспериментальные работы по совершенствованию ручного и других способов. В конце 1944 года на 2-м Белорусском фронте было определено, что для устройства прохода на разведанной местности, имеющей площадь порядка 100 кв. м, требуется 60-80 кг ВВ и 3-4 часа работы саперного отделения. В инженерных войсках 1-го Украинского фронта при проведении Висло-Одерской операции применялись подвижные (на одноосных тележках) сосредоточенные заряды массой ВВ 60-80 кг. Заряд с помощью штанги, поддерживаемой колесными опорами, подавался вперед на 70-80 м. Взрыв такого заряда, как показал эксперимент, образовывал в минном поле проход глубиной и шириной до 20-25 м.

Однако, как показал опыт, более совершенным было проделывание проходов с помощью удлиненных зарядов (УЗ) взрывчатых веществ. В первые два периода войны УЗ готовились в подразделениях чаще всего с использованием 400-граммовых тротиловых шашек, подвязанных к жерди (бруску). Длина зарядов — от одного метра и более. Первоначально проход с использованием УЗ проделывали последовательно, т. е. взорвав один заряд, укладывали и подрывали следующий. Ширина прохода в минном поле в этом случае составляла около 2 м.

Позднее стали применяться подвесные УЗ на треногах высотой до метра, что позволило увеличить ширину прохода до 8 м. Однако и тот и другой способы установки УЗ на поле имели недостатки: удлинялось время на подготовку взрыва, и нарушалась скрытность действий саперов от наблюдения противника.

В конце войны, когда в инженерных войсках появились табельные удлиненные заряды (УЗ-1), их доставка на минное поле стала производиться на тележках. При этом требовалось, чтобы поверхность земли была относительно ровной и твердой. Большая ширина прохода достигалась параллельной укладкой и подрывом нескольких удлиненных зарядов.

Следует отметить, что принцип использования подвижных УЗ получил развитие в иностранных армиях после войны. Были разработаны заряды, доставляемые на поле с помощью реактивных двигателей. УЗ применялись в ходе войны (путем надвижки их танками) для уширения проходов, проделанных с помощью колейных минных тралов, прицепленных к танкам. Боевой опыт проделывания проходов в МВЗ тралением танками с тралами ПТ-3 впервые получен в Киевской операции в ноябре 1943 года. Находящийся в составе ударной группировки 1-го Украинского фронта 166-й инженерно-танковый полк после артиллерийской подготовки начал выдвижение с исходного рубежа к переднему краю германской обороны. По следам, оставленным тралами и гусеницами танков, двигались линейные танки и стрелковые подразделения. Безостановочное движение наступающих подразделений через заграждения явилось полной неожиданностью для врага.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны


Данный опыт показал, что новый способ может быть весьма эффективным, если атакующие танки будут одновременно двигаться по проходам. Однако его применение требовало массированного использования танков с тралами. Поэтому уже летом 1944 года в Белорусской операции одновременно действовали пять таких полков на участках прорыва 6-й гвардейской, 5-й, 11-й гвардейской, 3-й и 28-й армий. Указанные части в основном выполнили поставленную задачу, однако опыт их применения в условиях лесисто-болотистой местности выявил ряд недостатков, снижавших эффективность действий, а в ряде случаев приводивших к боевым потерям. Чаще всего это наблюдалось там, где танки с тралами следовали мелкими группами по топкой местности, без достаточной организации взаимодействия с линейными боевыми машинами. И наоборот, если они применялись массированно, тесно взаимодействовали с линейными танками, артиллерией и пехотой, двигаясь вдоль дорог или по относительно твердой поверхности, успех был очевидный.

К концу войны в основном были отработаны способы действий инженерно-танковых полков при устройстве проходов. Имея в своем составе три роты (всего 20 танков с тралами ПТ-3), полк обычно действовал на фронте до 2-3 км. Рота танков-тральщиков с саперным взводом обеспечивала пропуск по проходам танкового полка. С началом атаки танки-тральщики, как правило, попарно двигались по намеченным направлениям и протраливали полосу шириной в 4,8. При этом танки с тралами следовали уступом, один за другим на расстоянии 15 -25 м. Для пехоты проделывались и колейные проходы (один танк с тралом), которые затем могли уширяться саперами с помощью УЗ.

Объем задач по устройству проходов в МВЗ инженерно-танковыми полками и обеспечению пропуска линейных танков виден из следующего примера. В начале Висло-Одерской операции 1-го Белорусского фронта, 166-й инженерно-танковый полк проделал четыре прохода шириной по 4,8 м и шесть колейных; 92-й инженерно-танковый полк соответственно шесть и четыре. По ним без потерь преодолели МВЗ две танковые бригады, четыре тяжелых танковых полка и три полка САУ.

Таким образом, новый способ устройства проходов в МВЗ (траление танками с тралами) в годы войны явился достаточно эффективным и в послевоенное время получил дальнейшее развитие. Кроме катковых тралов, появились ножевые, используемые в качестве индивидуального средства каждого боевого танка. В этом случае можно успешно решать основную задачу — обеспечение массированного применения танков при прорыве обороны противника, насыщенной минно-взрывными заграждениями.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны


Во время войны непрерывно велись эксперименты по использованию огня для проделывания проходов в МВЗ. Опытные проверки проводились на разных фронтах. Например, в полосе 2-й гвардейской армии, действовавшей весной 1944 года в Крыму, по минному полю (100 штук противопехотных мин типа ПМД-6 и 50 штук противотанковых мин типа Т-55) вели огонь из 120-мм минометов. Взрывами 128 мин, попавших в пределы минного поля, подорвалось только 7 противотанковых мин, а противопехотные сохранили боеспособность, хотя 30 из них были пробиты осколками. Многие подобные эксперименты в 1944 году показали нецелесообразность такого способа проделывания проходов в МВЗ, тем более что после обстрела поле становилось изрытым, мины забрасывались грунтом, и отыскать их среди осколков с помощью миноискателя было почти невозможно.

Проводилась проверка и других способов, например, применения сетки из детонирующего шнура, мостиков для прохода пехоты. Однако с развитием минно-взрывных средств, совершенствованием самой системы заграждений такие способы оказались тогда неэффективными и не получили права на использование.

При организации преодоления МВЗ важное значение имеет совместная работа командиров, штабов общевойсковых частей и соединений, оперативных объединений и инженерных начальников всех степеней. Опыт Великой Отечественной войны показал, что командующие (общевойсковые командиры) лично занимались выбором способов, определением необходимого количества и времени на проделывание проходов на участках прорыва, порядка преодоления заграждений атакующими войсками, а также организацией взаимодействия. Основой для решения этих вопросов являлись предложения начальника инженерных войск, которые докладывались при выработке решения или на рекогносцировке, проводимой командующим. Кроме того, часто разрабатывались специальные директивы, приказы и указания войскам. Например, в январе 1944 года для обеспечения правильной организации прорыва вражеской обороны в директиве за подписью командующего, члена военного совета и начальника штаба 4-го Украинского фронта давались указания о количестве проходов в различных заграждениях, их ширине, порядке проделывания и содержания.

Как преодолевались немецкие минно-взрывные заграждения в годы войны


На практике проходы в своих заграждениях устраивали за двое-трое суток до наступления, а во вражеских заграждениях в ночь накануне наступления, и заканчивали в период артподготовки. Нередко на участках прорыва наши заграждения снимались полностью, а те, которые были в глубине, ограждались или тоже снимались, чтобы исключить подрыв техники и личного состава. О масштабах выполняемых задач по устройству проходов говорят следующие данные. В Висло-Одерской операции, в полосе 1-го Белорусского фронта было проделано 1170 проходов в наших и 872 в немецких минных полях. Всего было снято в своих минных полях 42407 ПТМ и 17955 ППМ, а в немецких — 19483 и 14201 соответственно.

В современных условиях, как отмечают специалисты, изучающие опыт локальных войн, минно-взрывные заграждения получили дальнейшее развитие, их системы стали более сложными и эффективными. Широкое распространение получает площадное минирование. При наличии дистанционно устанавливаемых минных полей успешное их преодоление требует не только совершенствования традиционных способов устройства проходов, но и поиска новых приемов, в большей степени соответствующих современным требованиям, а также более активного участия всех родов войск.

Источники:
Харченко В. …Специального назначения. М.: Воениздат, 1973. С. 3-31, 147-156.
Цирлин А., Бирюков П. Истомин В., Федосеев Е. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М.: Воениздат, 1970. С. 152-157.
Сосков А. Развитие средств и способов проделывания проходов в минно-взрывных заграждениях в годы войны // ВИЖ. 1984. №4. С. 14-19.
Бирюков П. Инженерные войска. М.: Воениздат, 1982. С. 48-54.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 16
  1. svp67 20 мая 2016 07:06
    Если в первый период войны плотность его минных полей составляла 1-2 мины на 1 погонный метр, то с 1943 года она значительно увеличилась.
    Что вполне объяснимо, одно дело когда армия повсеместно наступает и совсем иное, когда повсеместно обороняется.
    И еще "Советские саперы с миноискателями ВИМ-203 проверяют дорогу под Сталинградом" Интересно как работал это миноискатель? Ему близость винтовочного ствола и штыка не мешала ли?

    И как то автор забыл показать этих "четырехлапых наших саперов"
    1. spech 20 мая 2016 09:15
      Интересно как работал это миноискатель? Ему близость винтовочного ствола и штыка не мешала ли?

      Нет не мешала, дело в том что металлоискатель реагирует на изменение индукции выносной катушки. И про собак в статье есть. hi
  2. svp67 20 мая 2016 07:17
    Спасибо!!!!!!!
  3. seti 20 мая 2016 07:38
    Очень хорошая подробная статья. Спасибо
  4. Каплей 20 мая 2016 07:41
    Для проверки наличия мин на аэродромах, которые уже входили в территорию,освобожденные и захваченной Красной Армией на территории Германии , начиная с 1944 года,осуществлялись контрольными расстрелами этих аэродромов самолетами ВВС Красной Армии. Самолеты делали несколько заходов над аэродромами и на бреющем полете из пулеметов и пушек стреляли по территории аэродрома. Если взрывов не было разрешалось приземляться на эти аэродромы. Такой способ проверки придумал Маршал Е.Я. Савицкий. Об этом он рассказал мне в 1982 году в Одессе. Честь имею.
    1. КОСМОС59 27 мая 2016 14:19
      У меня дед был сапером, умер когда мне было шесть лет, соответственно про войну мне ни чего не рассказывал. На сайте Подвиг Народа нашел наградные документы и описание за что был награжден. Оказывается со своим отделением как раз занимался разминированием аэродромов. Указаны аэродромы Старая Русса, Поневеж, Спица которую во время немецких контратак пришлось наоборот минировать.
  5. qwert 20 мая 2016 10:18
    Я так понимаю на первой фотографии саперы подготовленные к переправе через реку?
    1. казак волгский 20 мая 2016 10:52
      точно. был такой комплект в начале войны и не только саперами использовался.....жаль картинка не вставляется почему- то........
  6. казак волгский 20 мая 2016 10:54
    очень хорошая статья. Прорыв инженерно подготовленной обороны сложен. и очень мало статей посвещенных этому. Спасибо!
  7. Samy 20 мая 2016 11:42
    Третье фото похоже на фото уже СА на учениях. А тема хорошая, можно и подробнее.
  8. DimerVladimer 20 мая 2016 12:35
    Хорошая статья.
    Не хватает технического описания немецких мин, как они повлияли на конструкции советских послевоенных мин.
    Можно было бы подробнее о минировании немцами смоленского шоссе, о минных ловушках.

    Англичане в северной Африке столкнулись с масштабными немецкими минными заграждениями.
    Материал минно-взрывных заграждений и способов их преодоления настолько емкий, что можно десяток статей написать.
  9. brn521 20 мая 2016 16:20
    Цитата: DimerVladimer
    Не хватает технического описания немецких мин

    Была серия статей по отдельным образцам.
  10. trofim27 20 мая 2016 16:22
    Так же очень интересно: Альманах "Вымпел" Москва 1997 Илья Григорьевич Стариков "Записки диверсанта" и МИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ:РАЗМЫШЛЕНИЯ ПАРТИЗАНА-ДИВЕРСАНТА
    1. AKuzenka 21 мая 2016 17:28
      Коллега. Илья Григорьевич Старинов. Но не Стариков. Стариков, это другой человек.
  11. РПК 20 мая 2016 20:50
    Тема массового минирования и разминирования,движения минных полей,это особый вид военного искусства,доступный лишь подготовленным и опытным командирам.
  12. 31rus2 20 мая 2016 21:03
    Уважаемые,в России не зря создан Международный центр по подготовке саперов,что и доказали наши саперы в Сирии,но совершенству нет придела,особенно сейчас с новыми материалами и электроникой,интересно,что нового сейчас именно в ручном разминировании,израильские военные лидар используют,лазерные системы

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня