Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны

Сегодня американский внедорожник времен Второй мировой войны легко узнаваем на любых фотографиях военных и послевоенных лет, он является частым гостем на киноэкране не только в документальной хронике, но и практически во всех лентах об этой войне. Автомобиль еще при жизни стал настоящей классикой и дал название целому классу автомобилей. В настоящее время самим словом «джип» обозначается любой автомобиль, обладающий хорошей проходимостью в условиях бездорожья, но изначально это прозвище было закреплено за вполне конкретным образцом техники, чья судьба оказалась тесно переплетена не только с США, но и с историей нашей страны.

Началась эта история весной 1940 года, когда американские военные сформулировали технические требования на проектирование легкого командирского и разведывательного автомобиля грузоподъемностью четверть тонны с колесной формулой 4х4. Жесткие сроки объявленного конкурса быстро выбили из него практически всех возможных претендентов, кроме двух компаний, American Bantam и Willys-Overland Motors, к которым лишь позднее присоединился признанный американский автогигант — концерн Ford. Подробнее об истории появления американских джипов, несправедливой для одних и триумфальной для других, вы можете узнать в статье «Бантик»: первый джип по ленд-лизу».

После заказа каждому из трех участников конкурса партии автомобилей по 1500 экземпляров победителем в итоге была признана компания «Виллис», которая с 1941 года начала массовое производство армейского автомобиля повышенной проходимости под обозначением Willys MB. С 1942 года к производству лицензионной копии «Виллиса» присоединился и концерн Форда, машина выпускалась под обозначением Ford GPW. Всего до момента завершения Второй мировой войны американские заводы собрали в совокупности более 650 тысяч автомобилей, которые навсегда вошли в историю первыми «джипами». При этом выпуск «Виллисов» продолжился и после войны.


Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны


По программе ленд-лиза в годы войны СССР получил примерно 52 тысячи «виллисов», которые воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Первые поставки американских внедорожников в Советский Союз начались летом 1942 года. В Красной Армии автомобиль очень быстро стал популярным и широко использовался в самых разных ролях, в том числе и в роли легкого артиллерийского тягача, который использовался для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм дивизионных пушек.

Откуда именно взялось прозвище джип (Jeep), доподлинно неизвестно до сих пор. По одной из наиболее популярных версий, это обычное сокращение от военного обозначения автомобилей General Purpose, GP, звучит как джи-пи, или джип. По другой версии, все сводится к американскому военному сленгу, на котором словом «jeep» обозначались не протестированные средства передвижения. В любом случае, все «Виллисы» начали называть джипами, а сама компания Willys-Overland Motors в феврале 1943 года в разгар войны зарегистрировала торговую марку Jeep. При этом в русском языке это слово прочно закрепилось за всеми импортными машинами повышенной проходимости, вне зависимости от компании производителя.

В США в годы Второй мировой войны джипы производились на двух заводах — Willys-Overland и Ford. Стоит отметить, что автомобили двух этих предприятий были практически полностью идентичными, хотя и обладали рядом небольших различий. Так, в самом начале производства на задних стенках кузова автомобилей Willys МВ и Ford GPW имелась выштамповка с указанием названия компании-производителя, однако со временем от нее решили отказаться. В то же время опытный глаз всегда мог отличить автомобиль компании Форд от автомобиля компании Виллис. У внедорожника Форд поперечная рама под радиатором была выполнена профильной, тогда как у Виллиса она была трубчатой. Педали тормоза и сцепления на Ford GPW были литыми, а не штампованными, как на Willys МВ. Головки некоторых болтов были промаркированы буквой «F», помимо этого крышки задних «бардачков» имели разную конфигурацию. За годы войны компания Willys-Overland выпустила около 363 тысяч внедорожников, а Ford изготовила порядка 280 тысяч автомобилей данного типа.

Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны


В очень простом на вид кузове военного внедорожника были свои особенности. Главные из них — полное отсутствие дверей, наличие складного брезентового верха и откидывающееся на капот автомобиля лобовое стекло. Снаружи с задней стороны джипа закреплялось запасное колесо и канистра, а на бортах можно было разместить лопату, топор и другой шанцевый инструмент. В угоду военному предназначению автомобиля конструкторы разместили топливный бак под сиденьем водителя, каждый раз при заправке сиденье необходимо было откидывать. Фары «Виллиса» были несколько утоплены относительно линии решетки радиатора. Эта деталь была напрямую связана с особенностью их крепления: можно было открутить по одной гайке, после чего оптика тут же переворачивалась рассеивателями вниз, становясь источником света во время проведения ночного ремонта автомобиля или позволяя джипу двигаться в темное время суток без использования специального устройства для светомаскировки.

Несущим элементом кузова Willys MB была лонжеронная рама, с которой с помощью рессор, дополненных амортизаторами одностороннего действия, были соединены неразрезные мосты, оснащенные блокирующимися дифференциалами. В качестве силовой установки на автомобиле использовался рядный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2199 см3 и мощностью 60 л.с. Двигатель была рассчитан на использование бензина с октановым числом не ниже 66. Он был объединен с механической трехступенчатой коробкой переключения передач. С помощью раздаточной коробки передний мост внедорожника можно было отключить, а также включить пониженную передачу. Важной особенностью легкого, подвижного, но узкого армейского автомобиля повышенной проходимости были барабанные тормоза всех колес с гидравлическим приводом. При этом компактный и легкий джип мог спокойно преодолевать брод глубиной до 50 см, а после установки специального оборудования — до 1,5 метра. Конструкторы предусмотрели даже возможность избавления от воды, которая могла скопиться в коробчатом кузове, для этих целей в днище автомобиля было сделано специальное сливное отверстие с пробкой.

В трансмиссии автомобиля использовалась двухступенчатая раздатка Dana 18 компании «Спейсер», которая при включении водителем понижающей передачи уменьшало число оборотов, идущих от коробки к мостам в 1,97 раза. Помимо этого она служила также для выключения переднего моста во время движения по шоссейным дорогам и дорогам с твердым покрытием. Топливный бак джипа вмещал в себя почти 57 литров топлива, грузоподъемность небольшого автомобиля достигала 250 кг. В рулевом управление использовался механизм фирмы «Росс» с червячным редуктором. При этом в рулевой системе не было гидроусилителя, поэтому руль джипа был достаточно тугим.

Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны


Открытый бездверный кузов, рассчитанный на четырех человек и установку легкого съемного брезентового верха, был цельнометаллическим. Его оборудование было по-настоящему спартанским, по принципу — ничего лишнего. Даже стеклоочистители на этом автомобиле были ручными. Переднее стекло автомобиля имело подъемную рамку, для снижения высоты джипа оно могло откидываться вперед на капот. Обе дуги тента трубчатой формы в сложенном положении совпадали по контуру и располагались в горизонтальной плоскости, повторяя очертания задней части кузова внедорожника Willys МВ. Сзади тента защитного цвета вместо стекла было расположено большое отверстие прямоугольной формы.

Говоря об автомобиле Willys MB, трудно не отметить исключительно удачную, продуманную и рациональную конструкцию формы кузова, а также его неповторимое обаяние, которое сохранилось до наших дней. Эстетика внедорожника была безукоризненной. Это тот самый случай, когда, как говорится, ни убавить, ни прибавить. В целом джип был идеально скомпонован. Конструкторам удалось обеспечить удобный подход к агрегатам и узлам автомобиля при их демонтаже и обслуживании. Также «Виллис» обладал отличной динамикой, большой скоростью движения по шоссе, хорошей маневренностью и достаточной проходимостью. Небольшие габариты машины, особенно ее ширина, позволяли без особых проблем ездить по прифронтовым лесам, которые были доступны только пехотинцам. Были у машины и ярко выраженные недостатки, к которым относили невысокую боковую устойчивость (оборотная сторона небольшой ширины), которая требовала от водителя грамотного управления особенно на поворотах. Также узкая колея часто не позволяла автомобилю вписаться в след, который был пробит другими машинами.

Окраска всего автомобиля «Виллис» производилась без исключения в цвет «американский хаки» (который был ближе к оливковому цвету), при этом он был обязательно матовым. Шины автомобиля были черного цвета и отличались прямым рисунком протектора. Рулевое колесо джипа диаметром 438 мм также красилось в оливковый цвет. На щитке приборов имелось 4 указателя, включая спидометр, все их циферблаты также были выкрашены в защитный цвет. При движении автомобиля дверные проемы могли перекрываться специальными отстегиваемыми широкими ремнями безопасности.

Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны


Начиная с лета 1942 года, «Виллисы» начали массово поступать в СССР по программе ленд-лиза. Американский внедорожник отлично зарекомендовал себя в условиях ведения военных действий. В зависимости от военной обстановки и рода войск автомобиль служил и в качестве разведывательно-командирской машины, и как тягач для пушек. На многие «Виллисы» были установлены пулеметы, а также другое стрелковое оружие. Часть машин бала специально переделана для медицинской помощи — в них были размещены носилки. Интересно, что в Советском Союзе все джипы получили известность под названием «Виллис», хотя многие ленд-лизовские внедорожники были продукцией не компании Willys-Overland, а компании Ford.

Всего в СССР попало около 52 тысяч автомобилей данного типа. Часть этих автомобилей поставлялась в Советский Союз в разобранном виде, в ящиках. Собирались эти американские машинокомплекты на специальных сборочных площадках, которые в годы войны были развернуты в Коломне и Омске. К основным преимуществам данного автомобиля относили хорошую приемистость и высокую скорость движения, а также хорошую маневренность и малые габариты, которые облегчали маскировку джипа на местности. Маневренность автомобиля обеспечивалась хорошим уровнем его проходимости и малым радиусом поворота.

После победы тысячи оставшихся на ходу автомобилей были переданы в народное хозяйство страны, где возили уже не военных, а председателей колхозов, директоров совхозов и различных руководителей среднего и низшего звена. Иногда в глубинке на этих джипах ездили даже райкомовские работники (возможно, по примеру президентов Рузвельта и де Голля). Со временем автомобили из армии и из различных гражданских организаций попадали в частные руки. Благодаря этому факту многие экземпляры «Виллисов» дожили в нашей стране до сегодняшних дней, став настоящими коллекционными экземплярами.

Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны


Тактико-технические характеристики Willys MB:
Габаритные размеры: длина — 3335 мм, ширина — 1570 мм, высота — 1770 мм (с тентом).
Клиренс — 220 мм.
Колесная база — 2032 мм.
Масса пустого — 1113 кг.
Грузоподъемность — 250 кг.
Силовая установка — 4-цилиндровый двигатель объемом 2,2 литра и мощностью 60 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) — 105 км/ч.
Максимальная скорость с прицепом 45-мм пушки — 86 км/ч.
Емкость топливного бака — 56,8 литра.
Запас хода по шоссе — 480 км.
Количество мест — 4.

Источники информации:
http://warfor.me/avtomobili-villis-mv
http://retrotruck.ru/museum/legend-lend-lease/183
http://techno-story.ru/articles/auto/204-avtomobil-soldat-armejskij-polnoprivodnyj-avtomobil-willys-mb
http://proauto.in.ua/armejskie-avtomobili/190-willys-ma-mb-1941---1945
http://retrobazar.com/references/dictionary/item_393
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 37
  1. slovak007 19 мая 2016 07:04
    Судя по последнему снимку, количество мест могло доходить и до 6. А вообще хорошая машинка, на фото она правда получается больше, чем в реальности.
    1. Max_Bauder 19 мая 2016 16:15
      и сейчас бы купил еслиб выпускалась :)
      1. loft79 19 мая 2016 20:30
        Были бы деньги, возможно все. Правда Б/у (1941) hi http://www.ebay.com/itm/Willys-Green-/191873797763
      2. MarsBlade 20 мая 2016 04:29
        Вы будите смеяться, но их до сих пор выпускают. Например фирма Махиндра из Индии, на Митсубиси для японской армии их до недавних пор делали, да и еще много где...
  2. qwert 19 мая 2016 07:18
    Все время было любопытно, что скрывает автор под записью : Материалы из открытых источников. Вроде выше перечислил сайты. А здесь что тогда?
  3. bionik 19 мая 2016 07:18
    Джип «Виллис» и американские солдаты, слушают радиотрансляцию четвёртого матча Мировой серии MLB между Сент-Луис Кардиналс и Сент-Луис Браунс. Линия Зигфрида.
  4. bionik 19 мая 2016 07:23
    Ефрейтор Степан Васильевич Овчаренко за пулеметом «Максим». «Максим» установлен в задней части «Виллиса».

    Американский армейский автомобиль повышенной проходимости «Willys» поставлялся в Красную Армию по ленд-лизу с лета 1942 года (модификации Willys MB и Willys MА) . Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин.
    1. grey smeet 19 мая 2016 09:07
      Цитата: bionik

      Американский армейский автомобиль повышенной проходимости «Willys» поставлялся в Красную Армию по ленд-лизу с лета 1942 года (модификации Willys MB и Willys MА) . Всего до конца войны в СССР было поставлено около 52 тысяч машин.


      Спасибо американцам - в те годы реально помогли чем могли, что просили, то и присылали, в очень больших объемах! 52 тысячи только этих машин.
      Кроме этого американцами было поставлено в СССР:
      18 тыс. боевых самолетов, 12 тыс. танков и САУ, 7 тыс. бронетранспортеров, 520 кораблей разных классов, 375 тыс. грузовых автомобилей и 35 тыс. мотоциклов, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов и 620 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 7 тыс. бортовых авиационных радиопередатчиков, 16 тыс. танковых и 53 тыс. разных прочих радиостанций, 619 тыс. телефонных аппаратов и 2 млн. км телефонного провода (можно 48 раз обмотать Землю по экватору), 3 тыс. км пожарного шланга, 10 млн. радиоламп, 170 наземных и 370 бортовых радиолокаторов, 12 тонн драгоценного цезия и 10 тыс. тонн графитовых электродов, 45 тыс. металлорежущих станков и 104 тяжелых пресса, 8 тыс. малокалиберных зениток и 18 млн. снарядов к ним, 6 тыс. комплектов полуавтоматических зенитных прицелов и 903 тыс. детонаторов разных типов, 603 млн. патронов ружейного калибра и 3 млн. снарядов для 20-мм авиапушек, 6 тыс. тонн тетраэтилсвинца (антидетонационная присадка к авиабензину) и 1.170 тыс. тонн готового авиабензина (с учетом высокооктановых "светлых фракций"), 13 млн. пар кожаных армейских ботинок и 40 млн. грамм стрептоцида…
      И ещё шин в количестве 3,6 млн. штук, 123 тыс. тонн порохов, а также порядка 150 тыс. тонн химикатов для порохового производства, 266 тыс. тонн латуни, 46 тыс. тонн динамита, 146 тыс. тонн готового тринитротолуола (тротила) и 114 тыс. т. толуола...Из США по ленд-лизу было получено 13,8 тыс. тонн металлического никеля, еще 13 тыс. т. поставили англичане. В абсолютных величинах этого хватает для брони 45 тыс. танков, в относительных - три четверти ресурса никеля в СССР.Американцы прислали 16,9 тыс. тонн молибденового концентрата, что перекрывает потребности всего танкостроения в СССР.Полученные по ленд-лизу в количестве 1.100 ед. самоходные зенитные установки М-15А1 и М-17. Для примера : Ствол для танка Т-35/85 растачивали на заводе №92 станками присланными по ленд-лизу, увеличенная башня-Т-34/85 "погон башни"(увеличился с 1420 до 1600 мм) - обрабатывалась также на расточных станках по ленд-лизу. Американцы прислали 14.203.000 кг быстрорежущей инструментальной стали. Сверла, фрезы, резцы для обработки броневой стали - точных данных не имею ..
      1. grey smeet 19 мая 2016 09:34
        Возможно, если бы был другой президент США в тот период, не было бы ни какого ленд-лиза. 6 января 1941 года, выступая перед Конгрессом с обоснованием того, что в дальнейшем получило название "ленд-лиз", президент Ф.Д. Рузвельт заявил: "Давайте скажем демократическим странам: «Мы, американцы, жизненно заинтересованы в защите вашей свободы. Мы предлагаем вам нашу энергию, наши ресурсы и нашу организационную мощь для придания вам силы в восстановлении и сохранении свободного мира".

        Буть в тот момент президентом Труман, сделал бы то что сделал Рузвельт?

        Р.S. Рузвель в тот момент назвал нас : "Давайте скажем демократическим странам....." А сейчас Сталина называют тираном... Вот ведь как в жизни бывает!
        1. Alexey RA 19 мая 2016 11:25
          Цитата: grey smeet
          Возможно, если бы был другой президент США в тот период, не было бы ни какого ленд-лиза.

          Был бы. Ибо ленд-лиз и поддержка Британии в целом - это, в первую очередь, заказы для ВПК США. А кто из реальных хозяев США откажется от того, чтобы заработать на войне?
          Изоляционисты и Рузвельтовцы по большому счёту отличались только подходом к вопросу о непосредственном участии США в войне. А все инициативы о поставках вооружения проходили через Конгресс без особо сильного противодействия. Упорные изоляционисты были меньшинством даже среди своих.
      2. sherp2015 19 мая 2016 11:24
        Цитата: grey smeet
        Спасибо американцам - в те годы реально помогли чем могли, что просили, то и присылали, в очень больших объемах! 52 тысячи только этих машин.
        Кроме этого американцами было поставлено в СССР:



        Могут же стервецы помогать. Но это наверно когда им выгодно...
        1. iouris 19 мая 2016 14:03
          Приходится только удивляться, наивной вере в то, что СССР и США, СССР и Британская империя, США и Британская империя были союзниками. У США нет союзников. Тем более их не могло быть у Британской империи, которая по итогам ВМВ прекратила существовать, а её колонии стали рынками для товаров из США.
          У СССР не могло быть союзников, в принципе. СССР был инструментом для достижения целей США и пирогом.
          1. grey smeet 19 мая 2016 15:10
            Цитата: iouris
            Приходится только удивляться, наивной вере в то, что СССР и США, СССР и Британская империя, США и Британская империя были союзниками. У США нет союзников. Тем более их не могло быть у Британской империи, которая по итогам ВМВ прекратила существовать, а её колонии стали рынками для товаров из США.
            У СССР не могло быть союзников, в принципе. СССР был инструментом для достижения целей США и пирогом.


            Ну, собственно ни кто не говорит здесь (тем более наивно), что США так вот хотели дружить с СССР - а вот спасибо сказать нужно, просто по той причине, что ни кто, ни чего подобного поставить в СССР, в тот период не мог - ни просто так, ни за деньги. А эта помощь очень помогла, с начало выстоять, а затем сломить хребет нацистской Германии! Я ни коим случаем не хочу принизить СССР или возвысить США - нет.
            Просто -это наша история и мы должны её знать - вот и всё.
            1. iouris 20 мая 2016 00:02
              Трумэн (сенатор, затем президент) после нападения Германии на СССР относительно того, как помогать и кому: "... и пусть они как можно больше убивают друг друга".
              А ещё говорим о том, что историю надо знать!
      3. Pancho 19 мая 2016 12:29
        Цитата: grey smeet
        Спасибо американцам - в те годы реально помогли чем могли, что просили, то и присылали, в очень больших объемах!

        Осмелюсь заметить,что помощь за деньги (ведь не секрет ,что СССР платил золотом и не только) помощью не считается.
        1. grey smeet 19 мая 2016 12:54
          Цитата: Pancho

          Осмелюсь заметить,что помощь за деньги (ведь не секрет ,что СССР платил золотом и не только) помощью не считается.


          На СССР было распространено действие закона США о "Ленд-Лизе", основанного на следующих принципах:
          - все расчеты за поставленные материалы производятся после окончания войны
          - материалы, которые будут уничтожены, не подлежат никакой оплате
          - материалы, которые останутся пригодными для гражданских потребностей, оплачиваются не ранее, чем через 5 лет после окончания войны, в порядке предоставления долгосрочных кредитов
          - доля США в ленд-лизе - 96,4%

          Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
          пре-ленд-лиз - до 30 сентября 1941 (оплачен золотом)
          первый протокол - с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941 - после проведения Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании.)
          второй протокол - с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942)
          третий протокол - с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943)
          четвёртый протокол - с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания войны в Европе (то есть 8 августа 1945). С советской стороны он получил наименование "Программа 17 октября" (1944 г.) или пятый протокол. С американской - "Программа "Майлпост". Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
          Кроме этого в годы Второй мировой войны в США был создан "Комитет помощи русским в войне" (Russia War Relief), который на собранные пожертвования поставил лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания и одежду на сумму более 1,5 млрд. долларов. В Англии действовал такой же комитет, но собранная им сумма была значительно скромнее. А на средства армян Ирана и Эфиопии были собраны деньги на постройку танковой колонны имени Баграмяна.
          1. grey smeet 19 мая 2016 13:06
            Золотом расплачивались за поставки пре-ленд-лиза 1941 года!
            Самое интересное заключается в том, что СССР(Россия) до сих пор не расплатился за остальную оказанную ему помощь! И дело здесь не в том, что долг по ленд-лизу представляет из себя некую астрономическую сумму. Как раз наоборот, и СССР и России, были в силах в любой момент расплатиться, но все дело, как всегда, не в деньгах, а в политике.
            США решило не претендовать на оплату военных поставок по ленд-лизу, но гражданские поставки СССР было предложено оплатить, однако Сталин отказался даже сообщить результаты инвентаризации полученных товаров.(Сталин правильно сделал что не стал давать данные по материальным средствам в народном хозяйстве(те же виллисы, студебекеры), что работало на разрушенную войной экономику). Хотя американцы ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года могли потребовать данные и возврат по гражданскому оборудованию.

            В 1948г. СССР согласился выплатить лишь незначительную сумму.(кстати,раньше 5-ти лет, тех что оговаривалось по ленд-лизу) В 1951г. США дважды снижала сумму выплаты до 800 млн. долларов, а СССР согласился выплатить лишь 300 млн. Частично долг был погашен во времена Н.Хрущева, остатки его составили около 750 млн. долларов в эпоху Л.Брежнева. По соглашению 1972г. СССР согласился выплатить 722 млн. долларов вместе с процентами и к 1973г. было выплачено 48 млн., после чего платежи прекратились. В 1990г. был установлен новый срок погашения - 2030г. на сумму 674 млн. долларов.
            Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было признано, а затем частично оплачено, $722 млн., или около 7 %. Однако, стоит учесть, что сегодняшний доллар "легче" доллара 1945 года примерно в 15 раз.

            Вот такие цифры.
            Возможно я где то с цифрами ошибся - на скорую руку все писал , если кто найдёт неточности - спасибо.
            1. дядя Мурзик 19 мая 2016 14:07
              Кроме того, за союзные поставки СССР расплачивался золотом. Так, только на одном британском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немецкими подлодками в мае 1942 года, находилось 5,5 тонн драгоценного металла.

              Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело откровенным грабежом, поэтому И.В.Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг».


              Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумму проценты, и окончательная сумма, с учетом этих процентов, признанная СССР и США по Вашингтонскому соглашению в 1972 году, составила 722 млн. зеленых. Из них 48 млн. были выплачены США при Л.И.Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (в частности, пресловутой «Поправки Джексона-Вэника» — авт.).

              Лишь в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.
        2. Alexey RA 19 мая 2016 15:51
          Цитата: Pancho
          Осмелюсь заметить,что помощь за деньги (ведь не секрет ,что СССР платил золотом и не только) помощью не считается.

          Не всё так однозначно. ©
          Для начала, программа ленд-лиза была распространена на СССР лишь с начала октября 1941 года.
          Далее, уже при действующем ленд-лизе, СССР всё равно продолжал закупать часть грузов за золото. Грузы эти шли совместно с ленд-лизовскими, в одних и тех же конвоях, по одним и тем же маршрутам.
          И расплачивался СССР в войну именно за долендлизовские и за закупленные грузы.

          А после войны на СССР повис долг за гражданские ленд-лизовские товары. По условиям ленд-лиза оставшиеся по окончанию войны гражданские товары подлежали либо возврату, либо оплате. СССР же втянул США в дискуссию по сумме оплаты - и в результате растянул переговоры и выплаты настолько, что в пересчёте на доллары образца 1945 года оплатил, ЕМНИП, порядка 1% той суммы, которую исходно требовали США.
          1. дядя Мурзик 19 мая 2016 18:23
            Значительную часть оружия и боевой техники, как и полагалось по договору ленд-лиза, Советский Союз по окончании войны вернул обратно. Получив взамен счет на круглую сумму в 1300 млн. долларов. На фоне списания ленд-лизовских долгов иным державам это выглядело откровенным грабежом, поэтому И.В.Сталин потребовал пересчитать «союзнический долг».


            Впоследствии американцы были вынуждены признать, что ошиблись, но накрутили на итоговую сумм!то есть союзники нас пытались еще и надуть
        3. Комментарий был удален.
        4. MarsBlade 20 мая 2016 04:34
          Поддерживаю в полном объеме...
      4. дядя Мурзик 19 мая 2016 14:09
        Если мы увидим, что Германия выигрывает войну, нам следует помогать России, а если Россия будет выигрывать, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше»,— Президент США Гарри Трумэн,сенатор 1941г. США и придерживались этой доктрины в течении всей вой
        1. grey smeet 19 мая 2016 14:19
          Цитата: дядя Мурзик
          — Президент США Гарри Трумэн,сенатор 1941г. США и придерживались этой доктрины в течении всей вой


          Я и писал выше, что если бы не Рузвельт был на тот период президентом, а Трумэн - как бы всё сложилось... request
          1. дядя Мурзик 19 мая 2016 18:19
            Уже во время Нюрнбергского процесса бывший президент Имперского банка Ялмар Шахт в беседе с американским адвокатом заявил: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Вы обязаны будете предъявить обвинение американцам. Автозавод «Опель» , например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша «Дженерал моторс».и при чем это делалось во время войны hi
      5. MarsBlade 20 мая 2016 04:31
        Американцы не за спасибо нам их (и все остальное) поставляли, а за твердое золото. Вопрос оплаты за те поставки мы окончательно решили только к 90-ым годам...
        1. grey smeet 20 мая 2016 09:03
          Цитата: MarsBlade
          Американцы не за спасибо нам их (и все остальное) поставляли, а за твердое золото. Вопрос оплаты за те поставки мы окончательно решили только к 90-ым годам...


          в июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж.Буша-старшего и М.С.Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, в ходе которых были установлены новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и оставшаяся сумма долга — 674 млн. долларов.
          Не вступая в спор:
          Что касается твердого золота - у Вас не совсем точная информация, я писал выше, с указанием всех цифр.

          А для примера: СССР не просто так многие годы поставлял военную продукцию во время военных действий в Анголе,во Вьетнам, на Кубу и т.д. тоже за твердую денежку(!) - за будь здоров ни кто не будет помогать, она легла долгом на эти страны - Россия через годы,списала все эти долги(не смотря , что мы не такие богатые!), но США это не Россия - это факт.
  5. inkass_98 19 мая 2016 07:25
    Расположение канистр впереди радиаторной решетки автомобиля говорит либо о "громадном" боевом опыте медперсонала (канадцы, судя по всему), либо о том, что машина к переднему краю постоянно находилась кормой.
    Канистры, кстати, классические немецкие.
    1. стас57 19 мая 2016 12:27
      Цитата: inkass_98
      Расположение канистр впереди радиаторной решетки автомобиля говорит либо о "громадном" боевом опыте медперсонала (канадцы, судя по всему), либо о том, что машина к переднему краю постоянно находилась кормой.
      Канистры, кстати, классические немецкие.

      а то пасаны то не знают как надо...
  6. bionik 19 мая 2016 07:25
    Вид на джип «Виллис» с уложенными минометными минами и 60-мм минометом М2 на Новой Каледонии.
  7. igordok 19 мая 2016 08:05
    А мне визуально Додж 3/4 (Dodge WC-51) нравиться. Только вот не знаю, кем он считался, джипом или грузовиком. Надеюсь статья и о нем будет. Спасибо.
    1. bionik 19 мая 2016 12:36
      Подразделение советских минометчиков проезжает перед зданием парламента в Вене на автомобиле повышенной проходимости американского производства Dodge WC-51, буксирующем два 120-мм миномета. На заднем плане грузовик Studebaker US6x4 U-7.
  8. Штык 19 мая 2016 08:05
    Машина легендарная. Был в отличном состоянии у одного знакомого в 80-х. Проехать компанией в открытом Виллисе было круто, народ был в восхищении! good
  9. Вольный ветер 19 мая 2016 08:36
    Легкий, подвижный, но узкий??????? Колея 140 см, это что мало? А сколько должно быть????? метра 3 что ли. Так и у УАЗика 140 см и у Нивы 140 см и ширина сопоставимая 150-160 см, но эти устойчивые, а тот опрокидывается request
    1. BigRiver 19 мая 2016 09:55
      Цитата: Вольный ветер
      ...узкий??????? Колея 140 см, это что мало? А сколько должно быть????? метра 3 что ли. Так и у УАЗика 140 см и у Нивы 140 см...

      У "Виллис" - 1230 мм.
      У 469-го - 1445 мм.
      1. неглавный 19 мая 2016 21:32
        Цитата: BigRiver
        У "Виллис" - 1230 мм.
        У 469-го - 1445 мм.

        У 3163-1600мм.
  10. Верден 19 мая 2016 11:47
    Поставленные по лендлизу автомобили были реальной помощью союзников. Тут из песни слова не выкинешь. При этом "Виллис" оказался по настоящему удачным автомобилем. Сколько раз потом он модернизировался, но всё равно продолжал выпускаться?
    1. Ст_тов. 19 мая 2016 22:27
      Обанкротилась компания в 1953 году. Клоны выпускались под другими именами вплоть до конца ХХ века. Но все равно немного - менее полумиллиона.
  11. казак волгский 19 мая 2016 13:41
    Легендарная машина - что тут скажешь! Спасибо за статью.
  12. Объектив 20 мая 2016 22:08
    Маленькая мечта smile . Где найти такой сейчас? Пусть даже и клон.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня