Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий

Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий

На видео, выпущенном недавно пресс-службой Исламского государства (запрещено в России) иракского вилайята Нинава (провинция Ниневия), показаны 122-мм гаубицы Д-30 из взвода al-Farouq (в составе дивизиона ПВО), стреляющие по американскому самолету наблюдения (E)P-3, выполняющему разведку над Мосулом. Использование этого вооружения, как правило, используемого в качестве традиционного артиллерийского средства только по наземным целям, крайне примечательно и демонстрирует острый дефицит средств в Исламском государстве для борьбы с превосходящими силами авиации Коалиции.

На фотографиях, сделанных в Мосуле и его окрестностях, показаны американские грузовики Navistar International 7000 Series и M-35, которые были доработаны для установки 122-мм гаубиц Д-30 советского производства. Пушка на базе грузовика M-35, по всей видимости, размещается в укрепленном бункере и выезжает из него только при появлении потенциальных целей. Кроме того, грузовик был оборудован стабилизаторами и лафетом для опускания гаубицы в походное положение. Другие фотографии показаны более традиционные средства дивизиона al-Farouq, включая 14,5-мм ЗПУ-2, 23-мм ЗУ-23-2, 37-мм Type-65 и 57-мм автоматическую зенитную пушку С-60,которые устанавливаются на самых разных шасси.

Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий


Также на видео показаны два выстрела из установленных на грузовики гаубиц, оба мимо своей цели – американского самолета (E)P-3 Orion. Эти самолеты используются для сбора информации и радиоэлектронной борьбы над Мосулом и серьезно препятствуют координации боевых операций на территории Ирака. Низкоскоростные самолеты (E)P-3, часто летающие над городом кругами, наверняка представляют собой бельмо в глазу Исламского государства и, в отличие от скоростных реактивных самолетов, также летающих над регионом, могут быть теоретически подбиты боевиками. Несмотря на тот факт, что мощная артиллерия способна достичь высоты, на которой летает этот самолет, отсутствие у нее осколочно-фугасных боеприпасов со специальными взрывателями означает, что должно быть прямое попадание в цель, чтобы вывести ее из строя, а это практически невыполнимый трюк.

Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий
Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий

Хотя эта практика может показаться потерей времени и расходом боеприпасов, Исламское государство не первое, кто использует подобную тактику. Действительно, моджахеды, как известно, использовали минометы и РПГ по советским вертолетам во время вторжения в Афганистан, а иранская артиллерия также обстреливала низколетящие иракские вертолеты во время Ирано-иракской войны. Конечно, ни в одном из этих эпизодов ведения боевых действие не сообщалось ни об одном случае потерь летательных аппаратов или даже небольшом повреждении. Скорее всего, использование такого вооружения (отсутствие взрывателей замедленного действия) приводит только либо к полному разрушению цели, либо полному промаху.

Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий
Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий

Тем не менее, Исламское государство, пожалуй, является самой изобретательной группировкой, ведущей в настоящее время боевые действия в Сирии и Ираке, особенно учитывая тот факт, что большая часть его вооружения быстро становится целью ВВС, действующих над зонами конфликта. Хотя отчаянные попытки сбить медленно летящий самолет противника определенно снова демонстрируют готовность Исламского государства выделять ресурсы для продолжения борьбы и неважно какой ценой. Будущие публикации прольют больше света на «самоделкины» проекты, реализуемые Исламским государством с целью повышения своих боевых возможностей, что до сегодняшнего дня довольно плохо освещалось в СМИ.

Поделки Исламского государства: 122–мм гаубицы Д-30, используемые в качестве зенитных орудий


Использованы материалы:
www.spioenkop.blogspot.ru
www.ru.wikipedia.org
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 48
  1. qwert 23 мая 2016 07:29
    Казалось бы.... Зенитное орудие как правило расчитано на достижение самой большой скорости снаряда среди артиллерийских систем. Гаубица, напротив, имеет среди них наименьшую начальную скорость снаряда. Просто парадокс, что для зенитки выбрали именно гаубицу. Это с одной стороны, а с другой... это еще раз показывает насколько удачную технику умели делать в СССР.
    1. 0255 23 мая 2016 07:36
      Цитата: qwert
      а с другой... это еще раз показывает насколько удачную технику умели делать в СССР.

      Использование 122-мм гаубицы говорит только о том, что у исламистов тупо нет ничего для борьбы с авиацией.
      1. svp67 23 мая 2016 12:58
        Цитата: 0255
        Использование 122-мм гаубицы говорит только о том, что у исламистов тупо нет ничего для борьбы с авиацией.

        Скажем так - мало чего есть.
    2. igordok 23 мая 2016 07:40
      Цитата: qwert
      Просто парадокс, что для зенитки выбрали именно гаубицу. Это с одной стороны, а с другой... это еще раз показывает насколько удачную технику умели делать в СССР.

      Пожалуй нет возможности выбрать. Взяли что есть.
      Удивляет. Использование зенитки в качестве полевого, а тем более противотанкового орудия известны. А вот обратное использование пожалуй было только в ПМВ, когда и пушки были легче и самолеты летали медленнее.
    3. RedDragoN 23 мая 2016 09:43
      Цитата: qwert
      Казалось бы....

      Психологический фактор. Наши НУРсы запускали, чтобы переполошить американскую авиацию во Вьетнаме.
      1. svp67 23 мая 2016 13:05
        Цитата: RedDragoN
        Психологический фактор

        Если используют шрапнель, то могут и попасть.
  2. bandabas 23 мая 2016 07:35
    А потом в другой точке земли кому то снаряд на башка падает.
  3. edeligor 23 мая 2016 07:40
    Смысл такой стрельбы без высотного детонатора? Хотя эти самоделкины на кретинов не похожи, к бабке не ходи придумали что нибудь. Представьте психологический эффект, когда экипаж ориона будет знать, что по нему лупят фугасом 122 мм!!!
    1. code54 23 мая 2016 08:35
      Все правильно! Из пушки по воробьям! Любимое занятие бармалеев! ;)))
    2. kov123 23 мая 2016 10:13
      для осколочно-фугасного есть взрыватель В-90, трубка Т-7. Можно и 3Ш1 с ДТМ-15 бабахнуть
    3. vch62388 23 мая 2016 11:42
      Не думаю, что психологический эффект будет больше, чем у экипажа В-17 при обстреле из ЗЕНИТНОЙ 128-мм немецкой пушки.
      1. edeligor 23 мая 2016 18:49
        Не знал, 128 мм, круто однако )))
      2. Bongo 24 мая 2016 02:32
        Цитата: vch62388
        Не думаю, что психологический эффект будет больше, чем у экипажа В-17 при обстреле из ЗЕНИТНОЙ 128-мм немецкой пушки.

        Про 12,8-см Flak 40 это вы зря так, их огонь в особенности если управлялся радиолокатором был весьма результативным и потери американцы от зениток несли ощутимые. Почитайте здесь: Зенитная артиллерия Германии среднего и крупного калибра во Второй мировой войне
  4. hohryakov066 23 мая 2016 07:41
    Просто на уток они не охотились! Попасть даже в "Орион" из Д-30 - это все равно, что из дробовика, пулей, в утку на высоте так в километр! А так - красиво. Много шума и огня.
    1. abrakadabre 23 мая 2016 11:01
      Это они себя так на земле обозначают-демаскируют. С одной стороны, мол живые еще и типа боремся. С другой - гляди, вот наши координаты, запиши и наведи ответный удар.
    2. code54 25 мая 2016 00:38
      Да что уж, с Миномета! Хотя у них нет такого что "Авось!" :)))
      1. alex86 26 мая 2016 20:06
        Насколько я помню, в истории ВОВ был случай попадания в самолет из миномета (в Севастополе, ЕМНИП)
  5. Zaurbek 23 мая 2016 08:09
    даже не во взрывателе. Зенитка по баллистике снаряда очень похожа на ПТ орудия. Скорости снарядов 1000-1500 м/с. Соответственно и толщина ствола и размер порохового снаряда. А гаубица скорость снаряда 350-600 м/с. Соответственно снаряд может не долететь просто. Основной показатель орудия дальность прямого выстрела.
    1. Лопатов 23 мая 2016 08:33
      Цитата: Zaurbek
      Соответственно снаряд может не долететь просто. Основной показатель орудия дальность прямого выстрела.

      Основной показатель- максимальная высота траектории. У Д-30 это 8480 метров. На примерно сороковой секунде полёта. Осколочно-фугасный, заряд полный, стрельба мортирная (1167 тыс. / 70°01′)
      1. abrakadabre 23 мая 2016 11:06
        Оно да. Но для зенитной артиллерии скорость снаряда имеет очень важное значение. Что толку что Д-30 добивает до 8 км? Если за 40 секунд полета снаряда цель уже улетит черти куда. Или просто сманеврирует. Причем не в противозенитном маневре, а сама по себе. Какое упреждение надо брать, если снаряд летит до цели 20-40 секунд? Как точно выдержать это упреждение при штатных системах прицеливания гаубицы, когда цель даже не попадет в поле зрение прицела (упреждение - ооочень много корпусов самолета).
  6. Лопатов 23 мая 2016 08:16
    По-моему это какой-то фейк...
    У нас таким не маялись, даже имея снаряд 3Ш1. Которым, теоретически, можно было повредить воздушную цель. Хотя нужда была.

    Может это операция информационного прикрытия? У ИГИЛ появились высотные средства ПВО, и они вешают лапшу на уши про "зенитные Д-30", чтобы не подставлять спонсоров в случае их применения?
  7. Fotoceva62 23 мая 2016 08:21
    Любое зенитное орудие эффективно настолько, насколько эффективна его система управления огнём (ПУАЗО ). В данном случае не наблюдается ни приборной части ни радиовзрывателя, что говорит о возможности ведения только огня « на испуг ».
    По поводу низкой баллистики Д_30, то она соответствует таковой у 127мм_25кал. США 30 годов, по вертолётам пойдёт, хотя система управления огнём (ПУАЗО )?
    Короче всё это показуха для прессы,а имеем мы просто САУ на авто шасси.
    Голь на выдумку хитра.
  8. raketnik 23 мая 2016 08:55
    эх жаль х о х л ы увидели теперь у них вообще непробиваемая ПВО и ПРО станет am
  9. Bongo 23 мая 2016 09:47
    Как мне представляется установка 122-мм гаубицы на грузовик изначально имела своей целью повышение мобильности орудия - создание импровизированной САУ. Стрельба по самолётам ОФ снарядами не имеющими дистанционного взрывателя - заведомо абсолютно бесперспективное занятие. Ещё не известно куда этот снаряд упадёт.В публикации на мой взгляд есть несколько "ляпов", например:
    Кроме того, грузовик был оборудован стабилизаторами и лафетом для опускания гаубицы в походное положение.
    У меня большая просьба к уважаемому автору показать стрелочкой где на этой артустановке находятся "стабилизатор" и "лафет".

    И здесь автор не прав:
    Действительно, моджахеды, как известно, использовали минометы и РПГ по советским вертолетам во время вторжения в Афганистан, а иранская артиллерия также обстреливала низколетящие иракские вертолеты во время Ирано-иракской войны. Конечно, ни в одном из этих эпизодов ведения боевых действие не сообщалось ни об одном случае потерь летательных аппаратов или даже небольшом повреждении.
    Во время афганской компании неоднократно фиксировались случаи поражения вертолётов из РПГ-7.
    1. Alexey RA 23 мая 2016 10:03
      Цитата: Bongo
      У меня большая просьба к уважаемому автору показать стрелочкой где на этой артустановке находятся "стабилизатор" и "лафет".

      Вероятно, под "стабилизатором и лафетом" понимались 4 опоры по углам платформы.
    2. abrakadabre 23 мая 2016 11:13
      У меня большая просьба к уважаемому автору показать стрелочкой где на этой артустановке находятся "стабилизатор" и "лафет".
      Аутригеры в неопущенном положение на фото видны отчетливо. Интересно, как прыгает машина от отдачи при этом? Шины то крупные. Скачет небось как майдаун при каждом выстреле. И как быстро подвеска развалится, глотая отдачу гаубицы при таких вертикальных стрельбах.
      Лафет тоже - вертикальная тумба, вместо штатного гаубичного.
      Меня больше интересует чувак около орудия. Он "неуловимо" похож на обычного американского вояку. А не на стандартного бармалея.

      Орудие выстрелом жутко демаскирует себя. Инте
      1. Комментарий был удален.
      2. lis-ik 23 мая 2016 14:20
        Так если присмотреться один демонтированный мост (допрыгавшийся) рядом уже лежит или наоборот запасной.
      3. psiho117 24 мая 2016 14:17
        Цитата: abrakadabre

        Меня больше интересует чувак около орудия. Он "неуловимо" похож на обычного американского вояку. А не на стандартного бармалея.

        они в Ираке захватили на складах и сняли с пленных\трупов достаточно большое количество американской формы, которую носила иракская армия.
        А то что они в тряпье бегают обычно - ну так дикие люди, что с них взять...
  10. chunga-changa 23 мая 2016 09:50
    Да, интересно. Если они этим ещё и собьют что-то, то будет вообще грандиозно. В любом случае,заградительный огонь - лучше чем его отсутствие, американцы довольно пугливы на этот счёт.
  11. Alexey RA 23 мая 2016 10:06
    Интересно, а почему террористы не используют нормальные зенитки - те же КС-19?
    У иракцев КС-19 точно были.
  12. OlfRed 23 мая 2016 10:13
    а что резиновые изделия № 2 , оказались неэффективны в качестве средства ПВО ??? laughing hi
  13. vch62388 23 мая 2016 10:17
    По моему мнению данная система "земля-воздух" может попасть только в воздух. Батарея из 8 КС-ов с СОН и ПУАЗО обеспечит в разы бОльшую вероятность поражения. В бывшей иракской армии их было предостаточно. БОльшую опасность, на мой взгляд, представляют "Иголки", типа как у курдов, на автомобилях высокой проходимости. А использование Д-30 в качестве высотной зенитки с наведением на воздушную цель через ствол - необузданный (и невылеченный) креатив.
    Пы Сы. Хотелось-бы узнать, как при стрельбе измеряются и учитываются характеристики цели (скорость, высота, курсовой параметр и т.д.).
    Пы пы сы. Летающий презерватив с зарядом ВВ не уступает, если не превосходит данную "систему" по эффективности.
    1. PSih2097 23 мая 2016 11:27
      Цитата: vch62388
      Пы Сы. Хотелось-бы узнать, как при стрельбе измеряются и учитываются характеристики цели (скорость, высота, курсовой параметр и т.д.).

      на глаз, на ладонь влево - вправо, вверх - вниз. laughing
      1. abrakadabre 23 мая 2016 11:37
        Еще скажите что на шум двигателей.
    2. goose 23 мая 2016 12:01
      Цитата: vch62388
      Ольшую опасность, на мой взгляд, представляют "Иголки", типа как у курдов, на автомобилях высокой проходимости.

      Там досягаемость очень скромная, хотя и больше Стингера.
      1. vch62388 23 мая 2016 12:57
        Да это понятно, но всяко лучше, чем стрельба из гаубицы в самолет. Между тем анонсируется ввод в строй иракской армии чешских ЗСУ 53/59 (см. соседнюю ветку) для стрельбы явно не вверх. Что творится на стадионе...
        перепишу свой комментарий на соседней ветке:

        "Что происходит на свете? Ведущие страны (США, Россия (чуть было не написал "СССР")) ведут разговор о сетецентрических войнах ковырнадцатого поколения, а реально воюющие народы скатываются к боевым колесницам, баллистам, мушкетам, артустановкам,стреляющим начиненными ВВ газовыми баллонами... На соседней ветке всерьез обсуждается вопрос о стрельбе из Д-30 по воздушным (!) целям, многоуважаемые "Соколы пустыни" воюют на "джихад-мобилях" (пикап с тяжелым пулеметом, найдите 10 отличий от тачанки...). ЗСУ хороша по земле, но микроскоп тоже достаточно тяжел для забивания шурупов."

        Для каждой работы необходим свой соответствующий инструмент.
        С уважением...
        1. abrakadabre 23 мая 2016 13:37
          реально воюющие народы скатываются к боевым колесницам, баллистам, мушкетам, артустановкам,стреляющим начиненными ВВ газовыми баллонами...
          Дык кто ж им даст сетецентрические ништяки надцатого поколения? Дебилам достаточно и этого. Хотя... лучше и баллист с мушкетами им не давать. Чтобы не отвлекались от боевой работы на всякое мерзкое техобслуживание. Палки и камня им хватит. Пока не поумнеют (а значит никогда).
    3. Fotoceva62 23 мая 2016 15:59
      КС с СУО это хорошо, но кто сказал,что они сохранились в комплектном виде? Обслуживал я электромеханич. автоматику, а на 30 батарее видел в раскрытом виде- это не пленным глотки резать, тут мозги нужны.
  14. Trouble 23 мая 2016 10:18
    laughing ничто не ново под луной
  15. iouris 23 мая 2016 11:46
    Главный вопрос: разведчик после выстрела убрался или продолжил свою миссию, зная о "тщетности" такой стрельбы?
  16. иван кузьмин 23 мая 2016 13:18
    без прицельных приспособлений для зенитной стрельбы и с низкой скоростью снаряда с низкой скоростью наведения на цель сиё орудие Д-30 непригодно для стрельбы по авиации
    1. abrakadabre 23 мая 2016 13:38
      сиё орудие Д-30 непригодно для стрельбы по авиации
      Пригодно. Но только пока авиация не взлетела.
    2. kov123 23 мая 2016 14:41
      Разве что имитировать заградогонь. Линкоры от самолетов и главным калибром отбивались, особенно от торпедоносцев и топмачтовиков.
    3. kov123 23 мая 2016 14:41
      Разве что имитировать заградогонь. Линкоры от самолетов и главным калибром отбивались, особенно от торпедоносцев и топмачтовиков.
  17. APASUS 23 мая 2016 20:34
    Что за шляпа?
    Да просто стрельба по движущейся цели предусматривает кучу параметров ,таких как пред упреждение ,расстояние до цели,углы,да и снаряды для таких целей имеют высотный взрыватель.
    Попасть в самолет с Д-30 пользуясь только собственные глаза ,только если он будет стоять на аэродроме.
    Аналогичная самопальная система сейчас применяется ВСУ против Донбасса ,система прицеливания чисто условная,эффект достигается за счет плотности огня,но опять же если у вас есть лишняя пара тройка составов с НУРС
  18. Ратник2015 25 мая 2016 00:43
    Да... Забористые шишечки видимо покуривают самоделкины у джихадистов... Какое там сумрачному немецкому гению, тут остаётся резать только острый галльский смысл...
  19. jhon117russ 28 мая 2016 21:16
    Во сума сошли то .Как из гаубицу зенитку сделали это надо иметь хорошее воображение что бы представить как они будет сбивать самолеты на ней )))
  20. Бекфайр 5 августа 2016 10:12
    Весьма оригинально придумано.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня