Истребитель Hawker Hunter - воздушный охотник

27


Истребитель Hunter (англ. «Охотник») стал, пожалуй, наиболее удачным по комплексу характеристик и коммерчески успешным на внешнем рынке британским реактивным истребителем в 50-70-е годы. По количеству проданных иностранным заказчикам британских боевых реактивных самолётов с «Хантером» мог только соперничать фронтовой реактивный бомбардировщик «Канберра», строившийся серийно одновременно с ним. «Хантер» продемонстрировал пример редкого долголетия, став одним из символов британского авиапрома.

В 1950 году британские Королевские военно-воздушные силы, входящие в состав «Войск ООН», в Корее столкнулись с советскими реактивными истребителями МиГ-15. Имевшиеся в то время в распоряжении британцев поршневые истребители «Си Фьюри» и реактивные «Метеор» сражаться на равных с МиГами не могли. К тому же испытание 29 августа 1949 года в СССР ядерного заряда и начавшееся производство дальних бомбардировщиков Ту-4 ставило Великобританию в весьма сложную ситуацию. В целом англичан вполне устраивал американский реактивный истребитель F-86 Sabre, но национальная гордость и желание поддержать собственную авиационную промышленность не позволили осуществить закупки «Сейбров», хотя американцы были готовы оказать помощь в налаживании лицензионного строительства этого достаточно удачного истребителя.

С 1948 года на фирме Hawker велись работы по созданию истребителя со стреловидным крылом и околозвуковой скоростью. По замыслу главного конструктора «Хоукер» Сиднея Кэмма, новый британский истребитель за счёт большей дальности и более мощного вооружения при сравнимых скоростных и манёвренных характеристиках должен был превзойти американского соперника. Поначалу основной задачей истребителя виделась борьба с советскими бомбардировщиками. Британские стратеги, основываясь на опыте Второй мировой войны, предполагали, что перехватчики, наводимые по командам наземных радиолокаторов, будут встречать вражеские бомбардировщики на значительном удалении от берега. Однако события в Корее и резко возросшие характеристики боевых самолётов внесли коррективы в эти планы, и достаточно неспешные исследования на фирме Hawker пришлось резко ускорить, и как показали дальнейшие события, основной задачей проектируемого самолёта стала отнюдь не борьба с тихоходными и маломанёвренными бомбардировщиками.

Истребитель фирмы «Хоукер» представлял собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и одним турбореактивным двигателем. Угол стреловидности крыла 40 градусов по линии четвертей хорд, коэффициент удлинения - 3,3, относительная толщина профиля 8,5%. В корневой части крыла находились воздухозаборники. Самолёт имел убирающееся шасси с передним колесом. Фюзеляж - типа полумонокок, выполненный из алюминиевых сплавов.

С самого начала представители ВВС настаивали на вооружении, состоящем из четырёх 20-мм пушек. Но конструкторы фирмы сумели убедить военных, что новейшие на тот момент 30-мм авиапушки «Аден» (британский вариант пушки Маузер MG 213) сделают истребитель намного более эффективным при борьбе с воздушными целями. И хотя впоследствии вести воздушные бои «Хантеру» доводилось не слишком часто, мощное артиллерийское вооружение пришлось как нельзя кстати при выполнении ударных задач. Боекомплект был весьма солидным и составлял 150 снарядов на ствол.

Осенью 1950 года на фирму «Хоукер» поступило распоряжение командования Королевских ВВС о форсировании работ и скорейшем запуске нового, пока ещё нелетающего истребителя в серийное производство. Однако, несмотря на возросшие темпы проектирования, прототип, известный как Р. 1067, поднялся в воздух только 20 июля 1951 года.

Истребитель Hawker Hunter - воздушный охотник


Испытания велись на авиабазах RAF Боскомб-Даун, Дансфолд и Фарнборо. В целом опытная машина произвела благоприятное впечатление на военных и испытателей и даже участвовала в традиционном воздушном параде в Фарнборо. Вскоре самолет, налетавший немногим более 11 часов, вернули для доработки на завод. После замены опытного двигателя на серийный «Эйвон RA.7» и внесения изменений в хвостовое оперение в апреле 1952 года самолёт снова поднялся в воздух. В ходе испытаний в горизонтальном полёте удалось достичь скорости 0,98 М, а на пикировании разогнаться до 1,06 М. В мае 1952 года от заводской полосы оторвался второй прототип, который с учётом замечаний и изменений должен был стать эталоном для серийных истребителей. Второй опытный экземпляр получил более удобную, эргономичную и просторную кабину. Определились и с именем самолёта, он вошел в историю авиации как «Хантер» («Охотник»). В конце ноября взлетел третий опытный экземпляр. Его строили с учётом риска утраты во время испытаний первых двух самолётов, но, к счастью, для британских лётчиков-испытателей и инженеров всё прошло гладко.

После того как «Хантер» успешно завершил цикл лётных испытаний, самолёт запустили в серию сразу на трёх британских заводах. Компания «Хоукер» собирала истребители модификации «Хантер» F.1 с ТРД Роллс-Ройс «Эйвон RA.7» с тягой 3400 кг в Блэкпуле и Кингстоне. В начале 1954 года первые 20 серийных истребителей модификации F.1 были преданы ВВС. Все они использовались только для ознакомительных полётов и выявления слабых мест в конструкции. Фактически первые серийные самолеты находились в опытной эксплуатации и к боевой службе не привлекались. Несколько позже, с опозданием почти в 10 месяцев, в строевые части начали поступать истребители «Хантер» F.2, построенные на предприятии компании «Армстронг-Уитворт» в Ковентри, с ТРД «Сапфир» ASSa.6 с тягой 3600 кг. В общей сложности было собрано 194 истребителя модификаций F.1 и F.2.

Примерно до середины 1954 года шло выявление и устранение «детских болезней», параллельно создавались новые, более совершенные модификации. 7 сентября 1953 года на предельно облегченной модели «Хантер» F.3 с форсированным двигателем тягой 4354 кг и улучшенной аэродинамикой был поставлен мировой рекорд скорости - 1164,2 км/ч. Впрочем, данная модификация была изначально разработана как рекордная и серийно не строилась. Первым вариантом истребителя, пригодным к несению боевой службы, стал F.4.



Его строительство началось в октябре 1954 года. На модификации F.4 внедрили ряд улучшений и новшеств, призванных повысить боевые и эксплуатационные характеристики. Самым главным отличием от предыдущих моделей стало появление пилонов для сбрасываемых топливных баков, бомб или ракет и увеличение внутренних запасов топлива. Для обеспечения возможности безопасной залповой стрельбы из четырёх пушек по результатам эксплуатации моделей F.1 и F.2 доработали подфюзеляжную артиллерийскую установку, укрепив лафет, а для предотвращения повреждения обшивки самолёта выброшенными гильзами и звеньями ленты для их сбора ввели специальную ёмкость. На модификации F.4 начали устанавливать усовершенствованный двигатель «Эйвон» 121, менее склонный к помпажу при стрельбе. Всего на двух заводах построили 365 истребителей данной модификации.



Размещение всего артиллерийского вооружения на одном быстросъёмном лафете оказалось весьма удачным. Это позволяло существенно ускорить подготовку самолёта к повторному боевому вылету. Лафет с закончившимся боезапасом демонтировался, а вместо него подвешивался другой, заранее снаряженный. На всё уходило менее 10 минут. Самолёт имел достаточно простое прицельное оборудование: радиодальномер для определения дистанции до цели и гироскопический прицел.

Для Королевских ВВС был характерен весьма необычный подход к подготовке пилотов. Запуская в серию новый истребитель, руководство ВВС абсолютно упустило из виду подготовку лётных кадров. Пилоты «Хантеров» предварительно готовились на устаревших самолетах с прямым крылом: «Вампир Тренер» Т.11 и «Метеор» Т.7, после чего сразу пересаживались на боевые истребители. Естественно, что такая ситуация приводила к большому количеству лётных происшествий. Спустя несколько лет после начала серийного производства истребителя, 11 октября 1957 года в воздух поднялся двухместный учебно-тренировочный «Хантер» Т.7. Самолёт отличался усиленным крылом, усечённым до 1-2 пушек составом вооружения и двухместной кабиной с расположением пилотов бок обок.



Основная часть двухместных «Хантеров» не строилась заново, а переделывалась из истребителей модификации F.4. Со временем в каждой эскадрильи британских «Охотников» появилось по одному УТС Т.7. Всего для RAF построено 73 учебно-тренировочных самолёта. Экспортный вариант УТС получил обозначение Т.66.


«Хантер» Т.7


В 1956 году в серию пошла модификация F.6. Это уже был полноценный боевой самолёт с приемлемым уровнем технической надёжности. После внедрения двигателя «Эйвон» 200 с тягой 4535 кг удалось окончательно победить помпаж на всех режимах полёта. Благодаря увеличению тяговооруженности самолёта увеличилась максимальная скорость полёта, достигнув значения 0,95 М, возросли скороподъемность и потолок. На «Хантере» F.6 были внесены существенные изменения в управление и в целом улучшена аэродинамика машины. Так же за счёт введения специальных компенсаторов на концах стволов пушек удалось повысить точность стрельбы. Истребители модификации F.6 получили новое радиооборудование. До конца 1957 года в Британии построили 415 истребителей «Хантер» F.6, к тому же в эту модификацию переделали часть более ранних вариантов.


Хантер F.6


Многим потенциальным иностранным заказчикам понравился истребитель с исключительно мощным вооружением, обладавший по тем временам неплохими лётными данными. На «Хантере» могли свободно летать пилоты средней квалификации, конструкция была достаточно продуманной и по-британски основательной. Настоящий коммерческих успех пришел после серии зарубежных турне и войсковых испытаний на Ближнем Востоке, в США и Швейцарии. Высокий боевой потенциал «Хантера» отметил известный американский лётчик-испытатель Ч. Йигер. Это привело к тому, что американцы выделили деньги на налаживание лицензионного производства британского истребителя в Бельгии и Голландии. Всего до конца 1959 года в этих двух странах было построено 512 «Хантеров» F.4 и F.6. Специально для Швеции на базе F.4 на фирме «Хоукер» разработали экспортную модификацию F.50. От британской «четвёрки» эта машина отличалась профилем крыла, двигателем «Эйвон» 1205 и шведским БРЭО. Уже во время эксплуатации шведы приспособили «Хантеры» для подвески ракет Rb 324 и "Сайдуиндер".


«Хантер» F.50 ВВС Швеции


В 1955 году снятые с вооружения в Великобритании «Хантер» F.4 закупила Перу. Партия из 16 самолётов прошла восстановительный ремонт и частичное переоборудование. Самолёты получили обозначение F.52 и отличались от базового варианта американским навигационным оборудованием. В 1956 году 30 истребителей модификации F.51 получила Дания. В отличие от машин, предназначенных Швеции, на этих самолётах устанавливался ТРД «Эйвон» 120 и БРЭО британского производства. Одним из крупнейших покупателей «Хантеров» стала Индия. В 1957 году эта страна заказала 160 самолётов «Хантер» F.56, которые отличались от британской «шестёрки» наличием тормозного парашюта. С 1966 по 1970 год Индия также закупила полсотни истребителей-бомбардировщиков модели FGA.56A, близких к модификации FGA.9, о которой будет сказано ниже. В 1957 году "Хантер" F.6 победил в проходящем в Швейцарии конкурсе на новый истребитель. Примечательно, что кроме английской машины, в нём приняли участие: "Сэйбр" канадского производства, шведский J-29 и МиГ-15, собранный в Чехословакии. Победа в швейцарском конкурсе впоследствии самым благоприятным образом сказалась на экспортных заказах «Хантера». Всего Швейцария получила 100 истребителей. После поставки 12 F.6 из состава Королевских ВВС, согласно уточнённым требованиям ВВС Швейцарии, началось строительство усовершенствованных F.58. В самой альпийской республике истребители подверглись ряду улучшений. На них установили бомбовые прицелы и ракеты воздушного боя "Сайдуиндер". В 70-х ТРД «Эйвон» 203 заменили на «Эйвон» 207. Начиная с 1982 года, в рамках программы по кардинальному повышению боевых возможностей «Хантер-80» самолёты получили систему предупреждения об облучении РЛС и блоки отстрела тепловых ловушек. Доработка узлов подвески и БРЭО дала возможность применения современного авиационного вооружения: бомбовых кассет BL-755, управляемых ракет «воздух – поверхность AGM-65B и корректируемых авиабомб GBU-12.


«Хантеры» авиационной группы «Патруль Свис»


В Швейцарии на «Хантерах» в течение длительного времени летала авиационная группа высшего пилотажа «Патруль Свис». Эксплуатация британских «Охотников» в альпийской республике продолжалась до середины 90-х годов, они были списаны в связи с окончанием «холодной войны» после достижения договорённости о покупке F / A-18 Hornets в США.

В английских частях «первой линии» служба «Хантеров» оказалась не слишком продолжительной. Для эффективной борьбы с советскими бомбардировщиками самолёту явно не хватало собственной РЛС и управляемых ракет. Кроме того, уже в середине 60-х истребитель стал отставать по максимальной скорости от новых бомбардировщиков. Это привело к тому, что уже в 1963 году все британские «Хантеры» вывели из Германии. Но с учётом того, что ресурс большинства машин поздних модификаций оставался ещё очень значительным, было решено приспособить их для других нужд. В рамках альтернативного использования устаревших истребителей 43 F.6 переоборудовали в фоторазведчики FR.10. Для этого в носовой части вместо радиодальномера устанавливались три фотоаппарата, а под полом кабины появилась броня.

Для ВМФ в начале 60-х 40 истребителей модификации F.4 превратили в палубные УТС GA.11. При этом пушки с самолётов удалили, а крыло самолёта усилили. Для размещения вооружения оставили четыре пилона. Радиодальномер и навигационный радиопеленгатор с машин демонтировали. В итоге самолёт стал значительно легче и маневренней. Разоруженные истребители использовались для выполнения широкого круга задач: имитации посадки на авианосец и при тренировочных бомбометаниях и стрельбе НАР.


«Хантер» GA.11


Очень часто эти самолёты изображали на учениях условного противника и применялись для калибровки РЛС боевых кораблей. Несколько флотских «Хантеров» переделали в разведчики PR. 11 А, их носовая часть фюзеляжа была выполнена по аналогии с FR.10. По аналогии с УТС Т7, используемых в ВВС, для ВМС создали модификацию Т.8.


«Хантер» Т.8


Эта двухместная машина оснащалась тормозным гаком и использовалась для отработки взлёта и посадки с палубы авианосца. Часть машин получила комплекс БРЭО палубного бомбардировщика «Бакэнир». После отказа Королевского военно-морского флота от полноценных авианосцев «Хантеры» в течение длительного времени использовались в качестве летающих лабораторий при испытаниях различных электронных систем и вооружения. В британском флоте учебно-тренировочные «Хантеры» служили до начала 90-х годов и были списаны одновременно с бомбардировщиками «Бакэнир».

В 1958 году Королевские ВВС выдали компании «Хоукер» задание на проектирование специализированной ударной модификации. Самолет, получивший обозначение FGA.9, отличавшийся новым усиленным крылом с четырьмя пилонами, впервые поднялся в воздух 3 июля 1959 года. На пилонах могли быть подвешены сбрасываемые топливные баки ёмкостью 1045 литров или бомбы, НАР и баки с напалмом массой до 2722 кг. Всего для британских ВВС было переделано 100 машин.

За счёт более тяжелого крыла и наличия узлов подвески лётные данные ударных «Хантеров» несколько ухудшились. Так, максимальная скорость упала до 0,92 М, а при подвеске четырех баков она составляла - 0,88 М. Но в то же время существенно возросли ударные возможности ещё не старой машины, что существенно продлило жизнь британским «Хантерам» в изменившихся условиях. Основным вооружением FGA.9, помимо пушек, были НАР. Первоначально устанавливались балки для 76-мм неуправляемых ракет времён Второй мировой, позже стандартными стали блоки с 68-мм ракетами «Матра».

Ударная модификация FGA.9 пользовалась на внешнем рынке не меньшей, а может даже и большей популярностью, чем чистый истребитель. Для переоборудования в истребитель-бомбардировщик фирма «Хоукер» в 60-е годы даже скупала снимаемые с вооружения «Хантеры» в Бельгии и Нидерландах. Стоимость ударного «Хантера» FGA.9 после ремонта и модернизации в 1970 году составляла 500 000 фунтов стерлингов. Ударные модификации, предназначавшиеся на экспорт, как правило, оснащались ТРД «Эйвон» 207 и усиленным крылом. Кроме FGA.9, существовали также чисто экспортные варианты: FGA.59, FGA.71, FGA.73, FGA.74 FGA.76, FGA.80. Самолёты отличались типом двигателя, оборудованием и составом вооружения в соответствии с национальными предпочтениями. Одновременно с истребителями-бомбардировщиками на экспорт шли фоторазведчики на базе "Хантера". В Чили продали шесть FR.71A, а в ОАЭ - три FR.76A.

География поставок была очень широкой. Самым крупным получателем ударных «Хантеров» стал Ирак, в который отправили 42 FGA.59 и FGA.59A и четыре разведчика FGA.59B. Второе место занимает Сингапур, получивший в конце 60-х 38 FGA.74, FGA.74A и FGA.74B. Также модернизированные «Охотники» состояли на вооружении в Чили, Индии, Иордании, Кувейте, Кении, Ливане, Омане, Перу, Катаре, Саудовской Аравии, Сомали, Родезии, Зимбабве.


«Хантер» FGA.74 ВВС Сингапура


Боевая биография «Хантеров» была очень насыщенной. Впервые британские истребители этого типа были задействованы во время Суэцкого кризиса 1956 года для сопровождения бомбардировщиков «Канберра». В 1962 году «Хантеры» наносили штурмовые удары по повстанцам в Брунее. С 1964 по 1967 год 30 FGA.9 и FR.10 воевали в Йемене против повстанцев. В авиаударах главным образом использовались старые 76-мм НАР и 30-мм пушки. Боевая работа велась с большой интенсивностью, британские самолёты зачастую совершали по 8-10 боевых вылетов в сутки. «Хантеры» действовали на предельно малых высотах, и несколько самолётов было потеряно от огня стрелкового оружия. Как правило, поражалась гидросистема, и пилот был вынужден катапультироваться, или совершать вынужденную посадку. Несмотря на локальные успехи, достигнутые в результате бомбардировок, кампанию в Йемене англичане проиграли и в 1967 году покинули эту страну. В 1962 английские FGA.9 из состава 20-й эскадрильи приняли участие в официально необъявленной войне против Индонезии. Самолёты, дислоцированные на острове Лабуан, совершали налеты на занятые партизанами деревни на Борнео. В августе 1963 года «Хантеры» британских ВВС противодействовали индонезийскому морскому десанту. Британцы всерьёз опасались поставленных из СССР истребителей МиГ-17 и МиГ-21. Боевые действия прекратились в 1966 году после свержения в результате военного переворота президента Сукарно.

На Ближнем Востоке «Хантерам», начиная с 1966 года, довелось принять участие в столкновениях с Израилем и в многочисленных междоусобицах. Первыми в бой 11 ноября вступили истребители ВВС Иордании. Неосмотрительно поднятые на перехват шестёрки израильских Mirage IIICJ четыре «Хантера» ввязались в безнадёжный воздушный бой, потеряв истребитель лейтенанта Салти, пилот при этом погиб. Позже состоялся ещё ряд воздушных схваток с «Миражами». Сообщалось, что во время боя один «Мираж» получил повреждения и впоследствии разбился. В 1967 году во время «шестидневной войны» иорданские «Хантеры» привлекались к атакам израильских аэродромов. Во время ответных бомбёжек ценой потери одного израильского самолёта все 18 имевшихся в иорданских ВВС истребителей-бомбардировщиков были уничтожены. В период с 1971 по 1975 годы Иордания приобрела в разных странах несколько партий «Хантеров» в количестве, достаточном для формирования эскадрильи. В 1972 году во время приграничного конфликта с Сирией один самолёт был потерян от зенитного огня. 9 ноября 1972 года в Иордании была предпринята попытка госпереворота, при этом перешедший на сторону путчистов пилот «Хантера», капитан Мохаммед Аль-Хатиб, попытался перехватить вертолёт с королём Хусейном, но был сбит истребителями F-104, пилоты которых остались верными королю.

Тяжелые потери в 1967 году также понесли иракские FGA.59. С самого начала для арабов сложилась неблагоприятная ситуация. ВВС Израиля удалось уничтожить значительную часть самолётов арабской коалиции на аэродромах и завоевать господство в воздухе. В ходе воздушных боёв иракские «Хантеры» сбили два Vautour IIN и один Mirage IIICJ, потеряв при этом два самолёта. Во время следующей войны в 1973 году иракские «Хантеры» совместно с Су-7Б бомбили израильские опорные пункты и аэродромы. По иракским данным, в воздушных боях «Хантерам» удалось сбить несколько «Скайхоков» и «Супермистэров», при этом пять самолётов было сбито «Миражами» и два зенитками. Уцелевшие иракские «Хантеры» после 1973 года регулярно использовались для бомбёжек курдов на севере страны. К 1980 году в строю оставалось около 30 машин, и они приняли участие в войне с Ираном. В 1991 году в воздух ещё поднималось несколько иракских «Охотников», боевой ценности сильно изношенные машины уже не представляли и использовались для тренировочных полётов. Все они были уничтожены во время «Бури в пустыне».

Дольше всего среди ближневосточных стран «Хантеры» прослужили в Ливане. Впервые ливанские «Охотники» пошли в бой в 1967 году. 6 июня 1967 года два ливанских самолёта были сбиты огнём израильских зенитчиков во время разведывательного полёта над Галилеей. В 1973 году в Ливане имелось 10 «Хантеров», естественно они не могли противостоять ВВС Израиля и были быстро уничтожены. В 1975 году для восполнения потерь были закуплены ещё девять машин разных модификаций. «Хантеры» приняли активное участие в боях 1983 года против вооруженных формирований друзов. Так как все ливанские аэродромы были разрушены, самолёты совершали боевые вылеты с шоссе в 30 км от Бейрута. Известно о двух сбитых «Хантерах», один поражен огнём ЗУ-23, другому истребителю-бомбардировщику в сопло двигателя попала «Стрела-2». Ещё несколько машин получили серьёзные повреждения, но смогли вернуться. Последние два ливанских «Хантера» списаны в 2014 году.

Индийские «Охотники» в первый раз задействовались в боевой обстановке в 1965 году во время индо-пакистанской войны. До этого в 1961 году недавно полученные из Великобритании истребители прикрывали ввод индийских войск в португальскую колонию Гоа. Во время наступления индийских войск в Кашмире в сентябре 1965 года «Хантеры» наносили бомбово-штурмовые удары по аэродромам и позициям пакистанских войск, а также обеспечивали ПВО. В конфликте 1965 года, длившемся три недели, Индия в воздушных боях с пакистанскими истребителями F-86 и F-104 и от зенитного огня потеряла 10 «Хантеров», при этом индусы сбили 6 пакистанских самолётов.



«Хантеры» сыграли очень заметную роль во время очередной войны с Пакистаном в 1971 году. Благодаря хорошему взаимодействию между ВВС и сухопутными войсками Индии, а также грамотному использованию мощных бронетанковых кулаков, война закончилась сокрушительным поражением Пакистана, в результате чего Восточный Пакистан стал самостоятельным государством Бангладеш.

На тот момент в индийских ВВС имелось уже больше сотни «Охотников», в боевых действиях были задействованы самолёты шести эскадрилий. Используя мощную батарею, состоящую из четырёх 30-мм пушек, и неуправляемые ракеты, истребители-бомбардировщики громили пакистанские военные базы, хранилища ГСМ и боеприпасов, железнодорожные станции, РЛС и аэродромы, а также парализовали коммуникации противника. В этом конфликте «Хантеры» неплохо себя проявили в борьбе с бронетехникой. Впрочем, потери были тоже значительными, пакистанскими истребителями и зенитной артиллерией, согласно индийским данным, удалось сбить 14 самолётов. Основные потери «Хантеры» понесли в воздушных боях с F-86, J-6 (китайский вариант МиГ-19) и «Мираж-3». В свою очередь пилоты "Хантеров" сбили три «Сейбра» и один J-6. Более половины индийских истребителей-бомбардировщиков были поражены управляемыми ракетами «Сайдуиндер». Значительные потери «Охотников» объясняются тем, что индийские пилоты, ориентированные на нанесение ударов по земле, оказались слабо подготовлены для ведения воздушного боя и не имели управляемых ракет «воздух-воздух».

После победы в Войне за независимость Бангладеш боевая карьера «Хантеров» не завершилась. Самолёты регулярно привлекались к нанесению штурмовых ударов во время многочисленных вооруженных инцидентов на индо-пакистанской границе. Летом 1991 года последняя индийская боевая эскадрилья сдала свои одноместные FGA.56 и учебно-тренировочные Т.66 и пересела на МиГ-27, но в качестве буксировщиков мишеней «Хантеры» в индийских ВВС использовались до конца 90-х годов.

В 1962 году в султанате Оман начались вооруженные столкновения между правительственными силами и бедуинами. За 12 лет войскам «Народного фронта освобождения Омана», поддерживаемым Южным Йеменом, удалось взять под контроль большую часть страны, и султан Кабуса обратился за вооруженной помощью к Великобритании, Кувейту и Иордании. Из этих стран было поставлено два десятка «Хантеров» различных модификаций. В боевых вылетах участвовали иностранные пилоты. Вскоре бои приняли ожесточённый характер, «Хантерам» противостояли ЗСУ «Шилка», 12,7-мм ДШК, 14,5-мм ЗГУ, 23-мм и 57-мм буксируемые зенитки и ПЗРК «Стрела-2». Как минимум четыре «Хантера» были сбиты и несколько списаны, как неподлежащие восстановлению. В конце 1975 года благодаря иностранной помощи повстанцев вытеснили из Омана. «Хантеры» состояли на вооружении в этой стране до 1988 года.

Первыми на африканском континенте вступили в бой «Хантеры» ВВС Родезии. По состоянию на 1963 год, в этой стране имелось 12 FGA.9. Они активно наносили удары как по контролируемой повстанцами родезийской территории, так и по лагерям в Ботсване, Мозамбике, Танзании и Замбии. Родезийские «воздушные охотники» в местных авиационных мастерских прошли переоборудование с целью возможности применения современных высокоэффективных в условиях тропических джунглей кассетных боеприпасов. В ходе налетов на Замбию «Хантеры» сопровождали бомбардировщики «Канберра», поскольку опасались перехвата замбийскими МиГ-17. Несмотря на то, что в распоряжении партизан имелись зенитные установки калибра 12,7-мм, 14,5-мм, 23-мм и ПЗРК «Стрела-2», зенитным огнём было сбито всего два «Хантера», хотя самолёты неоднократно возвращались с боевыми повреждениями.

В 1980 году к власти пришло чёрное большинство, и Родезия была переименована в Зимбабве. Тогда же ВВС пополнили пять «Хантеров», подаренные Кенией. Вскоре лидеры партизан не поделили власть, и в стране снова вспыхнула гражданская война, и зимбавийские «Охотники» опять начали бомбить джунгли и многострадальные деревни. В июле 1982 года повстанцы атаковали аэродром Торнхилл, при этом несколько машин было уничтожено. Тем не менее, в Зимбабве «Хантеры» активно применялись до конца 80-х годов.

Чилийские истребители «прославились» в сентябре 1973 года, тогда «Хантеры» нанесли несколько ударов по дворцу Ла-Монеда в центре Сантьяго во время военного переворота. В результате это самым негативным образом сказалось на боеготовности ВВС боевых самолётов Чили. После убийства президента Сальвадора Альенде британское правительство ввело эмбарго на поставки запчастей, продлившееся до 1982 года. В середине 80-х часть чилийских «Хантеров» прошла восстановительный ремонт и модернизацию. На самолёты установили датчики предупреждения об облучении РЛС и блоки отстрела тепловых ловушек. Это позволило продлить срок эксплуатации до начала 90-х.

Созданный для применения в качестве перехватчика ПВО «Хантер» быстро устарел. Использованию в этой ипостаси мешало два обстоятельства: отсутствие на борту БРЛС и управляемых ракет в составе вооружения. Но самолёт имел много неоспоримых достоинств: лёгкость управления, простую и прочную конструкцию, неприхотливость к условиям базирования, хорошую ремонтопригодность, высокую скороподъемность и мощное вооружение. Сильной стороной дозвукового самолёта была возможность вести манёвренный оборонительный бой с более современными истребителями. Всё это при относительно невысокой стоимости сделало его практически идеальным ударным самолётом для небогатых стран «третьего мира».


ЛТХ «Хантер» FGA.9


В настоящее время все «Хантеры» выведены из состава ВВС стран, где он находился в эксплуатации. Впрочем, это вовсе не означает, что лётная биография самолёта подошла к концу. Ещё немало «Охотников» различных модификаций находится в частных руках. «Хантеры» регулярно совершают демонстрационные полёты на различных авиашоу. Более того, самолёты этого типа используются в процессе боевой подготовки вооруженных сил США.

В последнее десятилетие в США наблюдается бурный рост частных компаний, специализирующихся на оказании услуг в части тренировки и обучения американских и иностранных военных. Известно о нескольких частных компаниях, эксплуатирующих авиационную технику иностранного производства для использования в военных учениях и различных тренировках (подробней здесь: Американские частные авиационные военные компании).


«Хантер» F.58 компании АТАС


Одной из наиболее крупных и «раскрученных» компаний является АТАС (Airborne Tactical Advantage Company). Компания основана бывшими высокопоставленными военными и пилотами ВВС и ВМС. В собственности АТАС в основном самолеты, построенные в 70-80-е годы. Крылатые машины, купленные за умеренную цену в разных странах, несмотря на возраст, находятся в хорошем техническом состоянии и, как правило, имеют значительный остаточный ресурс. Помимо других иностранных боевых самолётов, в парке американской авиационной компании имеется несколько «Хантеров». Эти машины скупались по всему миру и реставрировались в ремонтных мастерских компании. Одновременно вместе с самолётами закупался комплект сертифицированных расходных материалов и запчастей, это в сочетании с кропотливым трудом технического персонала позволяет осуществлять безаварийную эксплуатацию.

На учениях ВМС, КМП, ВВС и подразделений ПВО Сухопутных войск США «Хантеры» обычно изображают штурмовики противника, пытающиеся на малой высоте прорваться к охраняемому объекту. Для повышения реалистичности, с целью максимального приближения к реальной боевой обстановке на самолёты устанавливаются имитаторы ГСН ПКР и системы РЭБ. Самолеты компании АТАС на постоянной основе находятся на авиабазе Пойнт Мугу (Калифорния) и регулярно участвуют в учениях, проводимых на авиабазах: Фаллон (Невада), Канеохе Бей (Гавайи), Цвайбрюккен (Германия) и Ацуги (Япония).

По материалам:
http://hunterteam.com
http://www.dhc-2.com/UK.html
http://www.mig17.com/new_page_2.htm
http://www.rafmuseum.org.uk/london/collections/aircraft/hawker-hunter-fga9.cfm
http://www.airwar.ru/enc/fighter/hanterfga.html
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 мая 2016 06:28
    Hawker Hunter
  2. +9
    24 мая 2016 08:19
    Интересный самолет! Даже где-то элегантный.
    1. +4
      24 мая 2016 09:03
      Да, воздухозаборники переходящие в несущее крыло смотрятся изящно.
    2. +2
      25 мая 2016 08:32
      Да и боевая карьера не маленькая! И количество модификаций впечатляет. С пушками интересное решение!
  3. +6
    24 мая 2016 09:29
    У Хантера весьма интересна история создания. Точнее длинный и извилистый путь, который в итоге привел к тому виду истребителя, какой мы видим.
    Вместе с тем, на самом деле еще с конца 1942 г. Кэмм начал работать над созданием реактивных машин. В одном из вариантов проекта легкого скоростного бомбардировщика Р. 1005 он планировал заменить поршневые моторы "Сейбр" на два ТРД конструкции Ф. Уиттла. В 1943 г. изучалась возможность установки реактивного двигателя на будущий истребитель "Фьюри". Как следствие, появился проект Р. 1031 - вариант палубного "Си Фьюри" с ТРД Роллс-Ройс Р.40, размещенным в носовой части по "реданной" схеме. Сопло располагалось под задней частью фюзеляжа. В 1944 г. под руководством Кэмма было разработано несколько проектов истребителей и бомбардировщиков с новым двигателем В.41 - будущим "Нином", в частности, два эскизных проекта истребителей, Р. 1035 и Р. 1040. Оба они представляли собой однодвигательные самолеты с прямым крылом (относительной толщиной профиля в 9,5%). Основным отличием их стал принципиально новый фюзеляж с установкой ТРД в его средней части, за пилотской кабиной. Воздухозаборники двигателей разместили в корневых частях крыла. На Р. 1040 предполагалось применить новейшее по тому времени достижение в области реактивного двигателестроения - форсажную камеру. В конце 1945 г. проект Р. 1040 основательно переработали. От применения камеры пришлось отказаться из-за недопустимо высоких потерь тяги при отключенном форсаже. Вместо нее на самолете предусмотрели необычное раздвоенное сопло с выходом газов сразу за задней кромкой крыла. Это придавало однодвигательной машине облик двухдвигательной.

    Первоначально проектирование Р. 1040 осуществлялось на деньги фирмы, в частном порядке. ВВС не заинтересовались машиной, полагая, что она не имеет серьезных преимуществ перед выпускаемым серийно и уже освоенным строевыми летчиками "Метеором". Тогда самолет предложили флоту как потенциальный палубный перехватчик. В январе 1946 г. проект переработали с учетом специфики эксплуатации на авианосцах. Моряки заказали четыре опытных образца и подготовили фактически под уже готовый проект задание N.7/46. Финансирование работы заказчиком значительно ускорило постройку опытного образца, начатую еще в конце 1945 г. Самолет совершил свой первый полет на аэродроме Боскомб-Даун уже 2 сентября 1947 г. После доводки в марте 1953 г. этот истребитель под названием "Си Хок" был принят на вооружение Флота Ее Величества.

    Несмотря на коммерческий успех "Си Хока", заказы на который стали поступать и из-за рубежа, Кэмм понимал, что Р. 1040 является во многом компромиссным и устарел, едва появившись на свет, из-за своего прямого крыла. Поэтому после выпуска первых 35 экземпляров фирма "Хоукер" передала программу серийного производства (вместе со всеми проистекавшими отсюда проблемами) заводу "Армстронг-Уитворт" в Ковентри с тем, чтобы освободить мощности для создания более совершенных машин.
  4. +3
    24 мая 2016 09:29
    Еще в 1946 г. появились технические задания на истребители F.43/46 и F.44/46 (соответственно, одноместный и двухместный), содержавшие требование достижения скорости звука. По мнению Кэмма, это можно было сделать, только перейдя к стреловидному крылу. Конструкторами фирмы "Хоукер" был представлен проект Р. 1047 со стреловидностью 35╟ и силовой установкой из комбинации ТРД и ЖРД.

    Чтобы проверить возможности стреловидного крыла, во второй половине 1946 г. выдали задание на постройку экспериментального самолета Е.38/46. В ответ на это были построены два опытных образца самолета Р. 1052, отличавшихся от Р. 1040 крылом со стреловидностью 35╟ по линии четвертей хорд и стреловидным хвостовым оперением. При проектировании крыла использовали трофейные отчеты немецких аэродинамиков. Оба самолета оснащались ТРД "Нин" 2. Результаты испытаний, правда, разочаровали: самолет страдал от колебаний типа "голландский шаг" практически во всем диапазоне скоростей. При разгоне машину начинало "мотать" из стороны в сторону - сказывалась недостаточная путевая устойчивость. Реакция на перемещение элеронов и рулей высоты на большой скорости была вялой; последнее объяснялось тем, что горизонтальное оперение оставили нестреловидным. Перечисленные недостатки по большей части удалось устранить при кардинальной переделке второго опытного образца: он получил одиночную удлиненную жаровую трубу вместо раздвоенного сопла, а также стреловидное хвостовое оперение "фирменных" очертаний, ставшее характерной особенностью всех более поздних машин конструкции Кэмма, от "Хантера" до "Харриера". Обновленный Р. 1052 получил другое обозначение - Р.1081. Первый полет он совершил 19 июня 1950 г. под управлением шеф-пилота фирмы Уильяма Вэйда. На испытаниях машина показала скорость около 0,9 М. Вскоре к самолету проявили интерес австралийские ВВС, руководство которых даже начало переговоры с руководством "Хоукер" об организации лицензионного производства в Австралии, на заводе в Фишерменз-Крик. Но 3 апреля 1951 г. единственный экземпляр Р.1081 потерпел катастрофу, Вэйд погиб. Трагедия произошла по вине самого пилота, незадолго до этого повышавшего квалификацию в Америке и совершившего там несколько полетов на самолете F-86 "Сэйбр" для отработки на нем скоростного пикирования с выводом на больших перегрузках. Повторить этот маневр на британской машине было затруднительно, поскольку Р.1081 имел непереставной стабилизатор, а у руля высоты отсутствовал гидроусилитель. Вэйд все же решил попробовать разогнать опытный самолет до трансзвуковой скорости в пологом пикировании, но не сумел вывести его в горизонтальный полет.

    Несмотря на то, что при должной доработке у Р.1081 просматривались хорошие перспективы, программу доводки самолета после катастрофы аннулировали. Дело в том, что уже существовал гораздо более перспективный проект Р.1067, созданный под руководством С. Кэмма инженерами Аланом Липфрендом и Вивианом Стэнбери.

    В первом варианте Р.1067 имел лобовой воздухозаборник, крыло умеренной стреловидности и Т-образное стреловидное хвостовое оперение. В качестве силовой установки предполагалось использовать один ТРД Роллс-Ройс AJ.65 (впоследствии названный "Эйвон"). В качестве альтернативы рассматривался Армстронг-Сиддли "Сапфир". Каждый из них имел свои преимущества: AJ.65 казался перспективнее, но в силу заложенных в него новинок мог и не дойти до серийного производства; "Сапфир" же отличался немного большей тягой.
  5. +6
    24 мая 2016 09:55
    Статья интересная и довольно подробная. «Хантер» можно с уверенностью отнести к самолетам-долгожителям. По мнению советских авиационных специалистов, ознакомившихся с машиной Ф-6 при переобучении индийских пилотов на МиГ-21 и Су-7БКЛ, истребитель из него не получился. Говорили, что «Хантер» тяжел и его двигатель для маневренного воздушного боя слабоват. Предпочтительнее было использование для атаки наземных целей. На части машин индусы оставили только две 30мм пушки из четырех и широко применяли свободно падающие авиабомбы и НУРСы. К достоинствам «Хантера» относили хорошую ремонтопригодность, простоту и надежность конструкции планера. В целом боевая эффективность машины была ниже, чем у Су-7, который был новее и имел более широкую номенклатуру вооружения.
    1. +3
      24 мая 2016 15:18
      Цитата: rubin6286
      К достоинствам «Хантера» относили хорошую ремонтопригодность, простоту и надежность конструкции планера. В целом боевая эффективность машины была ниже, чем у Су-7, который был новее и имел более широкую номенклатуру вооружения.

      Но это вовсе не означает, что Су-7Б был эффективней в 70-е годы в качестве истребителя-бомбардировщика. Скажите насколько часто Су-7б использовал сверхзвуковой режим полёта и насколько надежным и ремонтопригодным был этот самолёт в середине 60-х начале 70-х? Время подготовки к повторному боевому вылету у "Хантера"FGA.9 было примерно в 1.5 раза меньше чем у Су-7Б. Да и ресурс "Хантера" существенно выше. Что касается возможности ведения оборонительного воздушного боя, то тут "хантеры" проявили себя даже лучше чем более новые Су-7Б.
      1. +3
        24 мая 2016 17:23
        Цитата: Bongo
        Но это вовсе не означает, что Су-7Б был эффективней в 70-е годы в качестве истребителя-бомбардировщика. Скажите насколько часто Су-7б использовал сверхзвуковой режим полёта и насколько надежным и ремонтопригодным был этот самолёт в середине 60-х начале 70-х?

        Сергей привет!Статья, как всегда,добротная и информативная.Согласен с твоими выводами по поводу Су-7.Высокой аварийностью отличались не только Су-7,но и Су-9.Удивительного ничего нет,машины отличались только крылом.Разрабатывались одновременно.Су-7 как фронтовой истребитель,Су-9 как перехватчик.Остальное оборудование было примерно одинаковым.Ссылки даю на обе машины http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/40826
        http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/574590
        Ссылки с Академика.Журнал двигатель,где есть материалы по КБ Сухого по этим самолётам, я не искал.
        1. +1
          25 мая 2016 01:17
          Цитата: амурец
          Сергей привет!

          Привет Николай!
          Цитата: амурец
          Статья, как всегда,добротная и информативная.

          drinks Как самочувствие?
          Цитата: амурец
          Согласен с твоими выводами по поводу Су-7.Высокой аварийностью отличались не только Су-7,но и Су-9.Удивительного ничего нет,машины отличались только крылом.

          Дело на мой взгляд в том, что специалисты фирмы "Хоукер" обладали большим опытом в создании самолётов чем в КБ "Сухого". Кроме того британцы изначально не планировали строить "Хантер" такими тиражами как в СССР и потому задали больший запас прочности и ресурс. Хотя справедливости ради, стоит сказать, что к концу 70-х началу 80-х Су-7Б, Су-9 и Су-11 довели до ума, сократилось количество отказов и аварийность снизилась до приемлемых значений.
          1. +2
            25 мая 2016 08:20
            Цитата: Bongo
            Как самочувствие?

            Череда циклонов,поэтому по-разному.Углубляться не буду.Одно хорошо, у меня лёгкий ноутбук,поэтому можно с постели работать.
            Цитата: Bongo
            Хотя справедливости ради, стоит сказать, что к концу 70-х началу 80-х Су-7Б, Су-9 и Су-11 довели до ума, сократилось количество отказов и аварийность снизилась до приемлемых значений.

            Здесь я тоже полностью с тобой согласен,но мне кажется разгон КБ Сухого в конце 40-х и воссоздание в начале 50-х не лучшим образом повлияло на качество работ не только у П.О.Сухого но и Мясищева В.М.По-моему,только КБ Ильюшина вернуло всех сотрудников старых КБ Сухого и Мясищева.Кстати первыеСу-17 мы увидели в феврале 1970 года.Их только-только поставили на производство,а недалеко от позиции нашего дивизиона они проходили облёт.Если бы не то что они летали с разными углами установки крыла,мы бы не обратили особого внимания.Су-7 да Су-7,хоть и знали что завод им.Гагарина выпускает новый самолёт.
      2. +1
        24 мая 2016 17:35
        Любая военная техника после принятия на вооружение проходит «обкатку» в войсках, в ходе которой устраняются мелкие производственные дефекты и осуществляется ее освоение личным составом. К сожалению, здесь не обходится без летных происшествий, аварий и поломок. В конечном итоге самолет становится совершеннее, надежнее, летно-подъемный и летно-технический состав грамотнее и увереннее. Машины, поставлявшиеся из СССР за рубеж, как правило, строже принимались военной приемкой, были лучше укомплектованы.
        Часто ли Су-7 применяли сверхзвук? Вообще, этот режим полета для истребителя и истребитель - бомбардировщика кратковременный и необходимость его применения определяется многими факторами: содержанием поставленной боевой задачи, характеристиками цели, необходимостью «работать» в группе по командам старшего или авианаводчика с земли. Особенно важно, при переходе на сверхзвук, помнить о повышенном расходе топлива на этом режиме и существенном уменьшении дальности полета. Атака наземной цели на сверхзвуке с малых высот неэффективна, т.к. чем больше скорость, тем меньше времени у пилота на прицеливание и открытие огня. Оптимальной считается скорость в пределах 700-800 км/час, если она больше, пилот просто «проскакивает» цель. Выполнение противоракетного маневра после нанесения удара выполняется на несколько большей скорости, но не на сверхзвуке, т.к. в этом случае, чем больше скорость, тем больше радиус поворота. Любая кривая превращается в прямую, что как раз и нужно для систем ПВО.
        Я не знаю, что Вы имеете в виду под словом «ресурс». Для планера он один, для двигателя другой, для системы выпуска и уборки шасси –третий. Одно непреложно, чем больше машина летает, тем меньше у нее становится ресурс. Не важно, «Хантер» это или Су-7, «Торнадо» или Су-24. Долго ли современный самолет «живет» на войне? Вопрос риторический…
        Подготовка к повторному боевому вылету. Она тем меньше, чем меньше операций предстоит выполнить для этого наземному персоналу. От чего она зависит, если дальность до цели и номенклатура вооружения одинакова ? От обученности личного состава, наличия применяемого для этого вспомогательного оборудования ( площадок обслуживания, тележек подъемно-транспортного оборудования, характеристик применяемых пусковых устройств, объема заправляемого топлива и т.д. и т.п. Они у Су-7 и у «Хантера» разные. Их у Су-7 - 6, а у «Хантера» - 4. Словом, при прочих равных условиях, чем меньше операций, тем быстрее готовится машина к повторному вылету. Что ставить в заслугу английским или пакистанским специалистам?
  6. +3
    24 мая 2016 10:56
    Хороший самолёт. Чем-то похож на Як-25.
    И ещё: именно "Хантеры" бомбили дворец Ла-Монеда, в котором погиб президент Чили Сальвадор Ольенде с автоматом, АК-47, подаренным ему Фиделем, в руках.
  7. +12
    24 мая 2016 11:11
    Сергей, как всегда очень познавательно и интересно! good

    Созданный для применения в качестве перехватчика ПВО «Хантер» быстро устарел. Использованию в этой ипостаси мешало два обстоятельства: отсутствие на борту БРЛС и управляемых ракет в составе вооружения.


    И еще дозвуковая скорость. Если учесть, что в конце 50-х появился самый лучший в мире самолет Миг-21. Охотник вообще смотрелся прискорбно. Скорее похож на чистого бомбера.

    Кстати не так и много их наклепали для того времени.
    1. +5
      24 мая 2016 15:10
      Цитата: Фалкон
      Сергей, как всегда очень познавательно и интересно!

      drinks
      Цитата: Фалкон
      И еще дозвуковая скорость. Если учесть, что в конце 50-х появился самый лучший в мире самолет Миг-21. Охотник вообще смотрелся прискорбно. Скорее похож на чистого бомбера.

      К тому моменту когда он был запущен в серию, а именно в 1954 году его ТТХ были вполне на уровне. Кирилл, в то время в СССР во всю строили МиГ-17, сравни его характеристики с "Хантером". Самый лучший истребитель МиГ-21 первые 10 лет производства был весьма сырым, и как тебе безусловно известно тоже не имел РЛС. Кроме того по уровню аварийности МиГ-21 и Су-7Б в первые 15 лет эксплуатации в разы превосходили "Хантер". Заслугой конструкторов компании "Хоукер" стало то, что они сумели превратить устаревший истребитель в весьма удачную ударную машину.
      1. +5
        24 мая 2016 15:34
        Цитата: Bongo
        К тому моменту когда он был запущен в серию, а именно в 1954 году его ТТХ были вполне на уровне. Кирилл, в то время в СССР во всю строили МиГ-17, сравни его характеристики с "Хантером". Самый лучший истребитель МиГ-21 первые 10 лет производства был весьма сырым, и как тебе безусловно известно тоже не имел РЛС. Кроме того по уровню аварийности МиГ-21 и Су-7Б в первые 15 лет эксплуатации в разы превосходили "Хантер".


        Привет, Сергей! drinks
        Да он и потом сырым остался. Тут как говорится цена-качество. fellow
        Зато скока там 12-13 тысяч штук. Вот это объемы!

        Западная техника все же всегда отличалась надежностью (по большей части), как граждаская так и военная.

        Цитата: Bongo
        Заслугой конструкторов компании "Хоукер" стало то, что они сумели превратить устаревший истребитель в весьма удачную ударную машину.

        Да, как я понял задел для модернизации там был большой.
        1. +3
          24 мая 2016 15:38
          Цитата: Фалкон
          Привет, Сергей!

          Привет!
          Цитата: Фалкон
          Да он и потом сырым остался. Тут как говорится цена-качество.
          Зато скока там 12-13 тысяч штук. Вот это объемы!

          Спорно на мой взгляд, если конечно не готовиться к большой войне wassat Тебе ресурс планера МиГ-21бис известен?
          Цитата: Фалкон
          Западная техника все же всегда отличалась надежностью (по большей части), как граждаская так и военная.

          Не вся, но к "Хантеру" это относится в полной мере? Скажи сколько Су-7Б осталось в лётном состоянии?
          Цитата: Фалкон
          Да, как я понял задел для модернизации там был большой.

          И запас прочности тоже yes Большая часть машин была переделана в ударные из истребительных модификаций.
          1. +3
            24 мая 2016 15:56
            Цитата: Bongo
            Тебе ресурс планера МиГ-21бис известен?


            Кажется Индусы до 40 лет планировали эксплуатировать. По посадкам и часам конечно нет.
            Но концепция жива в FC-1.

            Цитата: Bongo
            Скажи сколько Су-7Б осталось в лётном состоянии?


            Похоже "зеро"...
            1. +3
              24 мая 2016 16:01
              Цитата: Фалкон
              Кажется Индусы до 40 лет планировали эксплуатировать.

              Модернизированные МиГ-21бис, что летают в Индии построены в начале-середине 80-х и век их заканчивается.
              Цитата: Фалкон
              По посадкам и часам конечно нет

              Около 1000 часов до капиталки.
              Цитата: Фалкон
              Похоже "зеро"...

              "Зеро" yes А не задумывался почему Су-7Б все дано списаны, при том, что "Хантеры" до сих пор местами активно летают?
              1. +3
                24 мая 2016 16:09
                Цитата: Bongo
                "Зеро" А не задумывался почему, при том, что "Ханеры" до сих пор местами активно летают?


                Похоже пресловутый ресурс. Рано они посыпались, еще в начале 90-х. У нас с ресурсами всегда не гладко было. Да и сейчас не на уровне.
                1. +3
                  24 мая 2016 16:21
                  Цитата: Фалкон
                  Похоже пресловутый ресурс.

                  Так и есть yes
                  Цитата: Фалкон
                  Рано они посыпались, еще в начале 90-х.

                  К концу 80-х Су-7Б в наших ВВС практически не осталось.
                  Ты это читал:Американская компания Airborne Tactical Advantage Company
                  1. +3
                    24 мая 2016 16:26
                    Цитата: Bongo
                    Ты это читал:Американская компания Airborne Tactical Advantage Company


                    Там 2014г. Похоже нет. Обязательно посмотрю, спасибо hi
          2. 0
            24 мая 2016 16:16
            Цитата: Bongo
            Спорно на мой взгляд, если конечно не готовиться к большой войне wassat Тебе ресурс планера МиГ-21бис известен?

            Хм, а что с планером то не так ? Вон в Индии и в Сирии той же до сих пор летают и ничего !
            1. +3
              24 мая 2016 16:19
              Цитата: Ратник2015
              Хм, а что с планером то не так ? Вон в Индии и в Сирии той же до сих пор летают и ничего !

              Конкретно по типам что летает? И уровнем аварийности поинтересуйтесь.
  8. +4
    24 мая 2016 13:03
    спасибо . Очень хорошая статья. прочел с интересом. а самолет и правда изящен.
  9. +4
    24 мая 2016 16:52
    Отличная статья прочел с большим интересом. Самолет неплохой получился у англичан.
    1. +4
      27 мая 2016 09:38
      Цитата: Бекфайр
      Отличная статья прочел с большим интересом.

      Тем не менее нашелся минуСёр request Впрочем непонятно, то ли ему обидно, что бритты сделали очень долговечный истребитель, то ли лично на автора зуб имеет?
  10. 0
    28 мая 2016 21:01
    Наши су-34++ все ровно лучше ))