Боевые траулеры Северного флота

Боевые траулеры Северного флота


Сторожевой корабль "Пассат" в ночь на 13 июля 1941 года эскортировал два спасательных судна. Переход начался в туманную и дождливую погоду, однако спустя сутки прояснилось, и на пересечение курса советских судов неожиданно вышли три германских эсминца. Обнаружив противника, командир “Пассата”, старший лейтенант В.Л. Окуневич, отдал приказ сопровождаемым судам идти к берегу, чтобы укрыться в бухте Гавриловской, оповестил по радио о вражеских кораблях и ринулся навстречу фашистам. Две сорокапятки, вот и все вооружение «Пассата» против орудий эсминцев. Однако моряки сторожевика вступили в неравный бой, стремясь отвлечь внимание от спасательных судов. Одно судно уже было серьезно повреждено, однако “Пассат” своим огнем и дымовой завесой дал возможность спустить шлюпки и спастись команде (более чем 70 чел.). Второе судно успело скрыться без потерь. Но сам «Пассат» попал под сосредоточенный огонь. Он был разбит и погружался в воду, но кормовая пушка продолжала действовать. Это вел огонь по противнику последний оставшийся в живых матрос. Таков был подвиг этого небольшого корабля.

«Пассат» относился к сторожевым кораблям типа «РТ». Эти неказистые на вид кораблики, созданные на основе обычных рыболовных траулеров и имевшие, как правило, команду из бывших рыбаков, оказались поистине бесценными чернорабочими войны. Они не были столь внушительны и солидны, как линкоры и крейсера, не несли в себе изящества и стремительности эсминцев, но их вклад в Победу и общий героизм экипажей сложно переценить.


В годы предвоенных пятилеток для добычи рыбы в Белом и Баренцевом морях был создан довольно мощный траловый флот, насчитывавший накануне Великой Отечественной войны 86 морских траулеров. Это были большей частью паровые двухмачтовые суда со стальными корпусами, специально созданные для работы в суровых условиях Заполярья. Они имели поперечную систему набора, одну палубу, надстройку в кормовой части и полубак. Полное водоизмещение составляло 1100-1200 т, длина 51 метр, а осадка и высота надводного борта — примерно по 4,5 м. Паровая четырехцилиндровая машина мощностью 650 л. с. обеспечивала судну скорость 9,5-11 уз, которая при сильном шторме резко падала. Наибольшая дальность плавания составляла до 4000-4300 миль, автономность 40-50 суток. Команда насчитывала 40 человек. Имелось две шлюпки. В состав специального оборудования и помещений входили паровая траловая лебедка с тяговым усилием 8-10 т, тралы, грузовая стрела, трюм для приема 400 т рыбы, установки для переработки рыбных отходов в муку и получения рыбьего жира. Траулеры сравнительно неплохо были обеспечены радиосвязью и штурманскими приборами, на некоторых из них имелись и радиопеленгаторы.

Война застала рыболовный флот за будничными мирными делами в различных районах Северного бассейна. В течение двух суток все траулеры прибыли в Мурманск и Архангельск. В первые же недели часть из них была переоборудована в тральщики и сторожевые корабли для пополнения соединения охраны водного района Северного флота.

Боевые траулеры Северного флота


Расширение района военных действий и необходимость обеспечения конвоирования транспортов, потребовали формирования Беломорской военной флотилии. Ее боевое ядро составили корабли, переоборудованные из траулеров. На 30 сентября 1941 года в состав Беломорской военной флотилии входило 33 таких судна, или 75% от общего числа крупных кораблей. Всего же Северный флот из общего числа сторожевых кораблей и тральщиков (54 единицы) к началу 1942 года насчитывал 47 кораблей этого типа, получивших шифр «РТ».

Суда переоборудовались в основном на Мурманском судоремонтном заводе и архангельском заводе «Красная кузница». Эти работы, занимавшие по времени две-три недели, сопровождались, как правило, и срочным ремонтом механизмов, так как большинство траулеров по нескольку лет эксплуатировалось без постановки в док. Одновременно проходило комплектование судов личным составом, значительное число которого составили рыбаки.

В ходе переоборудования на траулерах снималась часть специальных устройств (стрелы, траловые дуги и т. д.), усиливалось крепление палуб полубака и полуюта, устанавливались орудия, пулеметы, тралы. Для увеличения угла обстрела кормового орудия шлюпки и шлюпбалки переносились с полуюта на главную палубу. Носовая часть рыбного трюма отводилась под артпогреба, возле орудий предусматривались кранцы первых выстрелов, монтировались гнезда для глубинных бомб, дымовых шашек и тральных буев, по обоим бортам в районе траловой лебедки сооружались тральные клюзы; для старшин и матросов оборудовались кубрики. В значительной степени дооборудовались капитанские мостики и ходовые рубки: проводились переговорные трубы к носовому и кормовому орудиям, устанавливались дальномеры, заменялись на более мощные судовые прожекторы. Артиллерийское вооружение на переоборудованных сторожевых кораблях состояло в основном из двух 76-мм пушек «34-К» и двух пулеметов «Максим», а на тральщиках — из двух 45-мм пушек «К-21» и двух пулеметов. Однако из-за нехватки новых орудий на шести кораблях Беломорской военной флотилии пришлось установить старые 76-мм пушки системы «Канэ» и «Лендер» с углом возвышения 20°, которые не могли вести огонь по высоко летящим самолетам.

Боевые траулеры Северного флота


Некоторые сторожевые корабли главной базы флота (например, «Пассат», «Туман») имели на вооружении только 45-мм пушки. Тральщики типа «РТ» вооружались контактными морскими тралами Шульца и змейковыми тралами. Вооружение в ходе войны постоянно совершенствовалось. Весной 1942 года на многих тральщиках типа «РТ» установили тихоходные охранители от мин «ТОК-1», некоторые сторожевые корабли получили бомбометы, а семь тральщиков — акустические тралы. Особенно усилилось артиллерийское и противоминное вооружение кораблей к лету 1943 года. Так, на десяти тральщиках и семи сторожевых кораблях типа «РТ» дополнительно установили по две 20-мм автоматические пушки «Эрликон», шестнадцать тральщиков получили более совершенные контактные тралы «Оропеза», а девять — акустические тралы «Конго»; на некоторых кораблях усилили пулеметное вооружение, обновили средства радиосвязи. В марте 1944 г. два тральщика («ТЩ-61» и «ТЩ-64») снабдили электромагнитными тралами.

Переоборудованные корабли активно участвовали в боевых действиях: охраняли транспортные суда на переходах, несли дозорную службу, занимались тралением, доставкой военных грузов и личного состава. В районе главной базы Северного флота действовало около 20 бывших траулеров, входивших в дивизион сторожевых кораблей и дивизион морских тральщиков охраны водного района. Боевая деятельность в районе Кольского залива проходила в условиях активных действий фашистской авиации и подводных лодок. Неоднократно кораблям типа «РТ» приходилось действовать против превосходящих сил врага. Широко известны героические подвиги экипажей сторожевых кораблей «Пассат» (бывший «Чкалов») и «Туман» (бывший «Лебедка»), вступивших в 1941 году в неравный бой с эскадренными миноносцами противника. Немало тяжелых испытаний выпало на долю личного состава кораблей типа «РТ», сражавшихся с врагом в составе Беломорской военной флотилии. В навигации 1941, 1942, 1943 годов на них лежала главная нагрузка по охранению внутренних конвоев и несению дозорной службы в Белом море и Арктике.

Боевые траулеры Северного флота


Опыт использования на Севере в годы Великой Отечественной войны кораблей, переоборудованных из траулеров, позволяет оценить их боевые возможности. Независимо от класса, предназначались они главным образом для эскортных целей. Достаточно сказать, что в составе Беломорской военной флотилии корабли 58% времени нахождения в море использовались для охранения транспортных судов, 22% — для несения дозорной службы и лишь 11% — на тралении, хотя тральщики составляли большую часть переоборудованных траулеров, 9% занимала боевая подготовка. Это объяснялось, прежде всего, необходимостью охранения большого числа караванов в арктических районах, на коммуникациях протяженностью 400-1000 и более миль. Известно, что за годы войны в зоне действия Северного флота прошло 1470 внутренних и 77 союзных конвоев, в результате чего было проведено в общей сложности более 4030 транспортов.

Хорошие мореходные качества и прочные корпуса позволяли кораблям типа «РТ» выполнять боевые задачи в условиях сильного волнения моря и ледовой обстановки. Так, «СКР-77», несмотря на 12-балльный шторм, три дня в сентябре 1942 г. находился на линии дозора мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. «СКР-74» при ледоставе и снежных зарядах в 10-балльный шторм выполнил 28 октября 1942 года сложное задание по снятию с камней и буксировке парохода «Рошаль» у побережья Новой Земли. В период зимних навигаций 1943-1945 гг. корабли типа «РТ» успешно использовались на Белом море в качестве «промежуточного эскорта» у кромки льда при передаче союзных транспортов от эсминцев ледоколам и обратно. Главный недостаток кораблей типа «РТ» состоял в том, что по скорости они значительно уступали охраняемым ими транспортам (8-10 против 12-14 уз.).

Сравнительно неплохо показали себя траулеры при отражении атак вражеской авиации. Несмотря на недостаточное зенитное вооружение в первые годы войны и гораздо меньшие возможности маневра по сравнению с боевыми кораблями специальной постройки, переоборудованные суда в открытом море неоднократно успешно отбивались от самолетов противника. Применяя маневр уклонения и ведя огонь из орудий и пулеметов, даже такие тихоходные корабли могли отражать нападения вражеских истребителей и бомбардировщиков.

Более опасными для кораблей типа «РТ», лишенных гидроакустической аппаратуры, оказались фашистские подводные лодки. Имея возможность действовать скрытно, они к тому же превосходили траулеры по скорости хода и калибру артиллерийского вооружения (88-мм орудия против 76- и 45-мм). В наиболее тяжелом положении оказывались конвои, охраняемые кораблями типа «РТ» при столкновении с подводными лодками вдали от баз, когда своевременная поддержка авиацией или быстроходными противолодочными кораблями была невозможной. Так, конвою «ВА-18» в составе четырех транспортов и пяти кораблей охранения (минный заградитель «Мурман», тральщики «ТЩ-31», «ТЩ-63», «ТЩ-40», «ТЩ-42») 1 октября 1943 года в районе островов Арктического института пришлось отражать многократные атаки трех фашистских подводных лодок группы «Викинг». Пользуясь преимуществом в скорости, лодки легко уходили от преследования и снова занимали позиции для атаки. Несмотря на мужество советских моряков, конвой потерял два транспорта и «ТЩ-42».

Бывшие траулеры «СКР-25», «ТЩ-39», «ТЩ-57», «ТЩ-58», «ТЩ-55», «ТЩ-64» и другие корабли в годы войны вступали в артиллерийский бой с вражескими подводными лодками, вынуждая их переходить в подводное положение. Не выдержала фашистская лодка артиллерийской дуэли и при встрече с вооруженным траулером «РТ-89» 22 октября 1944 года к северу от мыса Святой Нос.

Боевые траулеры Северного флота


Как тральщики корабли типа «РТ» использовались в ходе войны главным образом для контрольного траления установленных фарватеров от Архангельска до Мурманска и Новой Земли и лишь в небольшой степени — для сплошного траления заграждений из якорных мин в Белом море и у Печенги. С поставленными тралами они прошли более 59 тыс. миль. Наиболее трудно проходило траление в зимних условиях, у мыса Острые Лудки в Белом море, когда «ТЩ-60» уничтожил змейковым тралом несколько мин. К тралению неконтактных донных мин корабли типа «РТ» привлекались редко. Вот один из немногих примеров: в октябре 1942 года «ТЩ-32» под командованием старшего лейтенанта И.И. Дугладзе, совместно с тремя английскими тральщиками участвовал в уничтожении акустических мин противника в проливе Югорский Шар. Следует заметить, что экипаж этого корабля неоднократно отличался в выполнении и других заданий командования, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 г. был награжден орденом Красного Знамени.

В Белом море и юго-восточной части Баренцева моря главную опасность в период 1941-1943 годов представляли мины, сорванные с якорей. Их уничтожали из орудий, как правило, попутно, но при обнаружении большого количества мин приходилось специально использовать корабли или береговые партии. Тральщики «ТЩ-46» и «ТЩ-47», в период с 12 по 19 октября 1941 года, уничтожили в Мезенском заливе около 40 плавающих мин. А с 15 июня по 8 июля 1943 года корабли типа «РТ» уничтожили по курсу следования конвоев от мыса Канин Нос до Карских Ворот 25 мин.

Опыт боевого применения переоборудованных траулеров показал, что при прочных корпусах недостаточной была мощность главных машин, это не обеспечивало необходимых скоростей при уклонениях от торпед и бомб, при атаках подводных лодок и тралении мин новыми тралами; недостаточная площадь пера руля затрудняла маневрирование. Большое неудобство вызывало отсутствие кормового артиллерийского погреба, поэтому в бою, для подачи снарядов к кормовым орудиям приходилось привлекать большое число людей. Не обеспечивалась достаточная живучесть вспомогательных механизмов и устройств, вследствие того, что они, как правило, питались от одного паропровода. Живучесть кораблей снижалась из-за отсутствия продольных переборок в водяных цистернах, что также делало невозможным выравнивание крена корабля. Гибельным для кораблей типа «РТ», не имевших достаточного числа водонепроницаемых переборок, оказывался подрыв на минах или поражение торпедами. Взрывы 250-килограммовых бомб на расстоянии 5-10 м, как правило, не повреждали корпуса кораблей, разрывов швов и выскакивания заклепок не было, однако лопались и выходили из строя чугунные детали (тумбы телеграфов, кронштейны динамо-машин), срывалась с места радиоаппаратура, вылетали из гнезд магнитные компасы. Наиболее серьезные повреждения происходили тогда, когда бомбы пробивали судно и взрывались в районе днища.

Несмотря на все это, суда тралового флота Севера, вместе с другими переоборудованными из гражданских судов кораблями и катерами, сыграли большую роль в Великой Отечественной войне, особенно в первый, наиболее трудный ее период, когда Северный флот испытывал острую нехватку корабельного состава.

Боевые траулеры Северного флота


Переоборудованные суда, многие из которых погибли при выполнении боевых заданий, дали возможность командованию выиграть время, необходимое для пополнения Северного флота боевыми кораблями специальной постройки, которые в 1944 г. приняли на себя основную нагрузку в эскортировании многочисленных конвоев. Лучше всего «РТ» показали себя в дозорах — как посыльные суда и эскортные корабли в условиях разреженных или молодых льдов, где применение быстроходных боевых кораблей было невозможно или нерационально. А вооруженные «эрликонами» «РТ» неплохо выполняли и задачи противовоздушной обороны.

Источники:
Кобчиков Е. Ю. Бой и гибель сторожевого корабля «Туман» // Гангут. 1993. №6. С. 26-34.
Козлов И., Шломин В. Краснознаменный Северный флот. М.: Воениздат, 1977. С. 126-128, 267-269.
Вайнер Б. Северный флот в Великой Отечественной войне. М. Воениздат, 1964. С. 296, 297.
Пузырев П. Переоборудование траулеров в боевые корабли Северного флота // Судостроение. 1985. №5. С. 56-58.
Киселев А., Краснобаев А. История Мурманского тралового флота. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1973. С. 100-104.
Шитарев В. Труженики и ратники // Техника молодежи. 1985. №12. С.20-21.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. казак волгский 31 мая 2016 06:45
    Легендарные кораблики. о их службе еще в детстве прочел...... и служили на них Настоящие Герои - без пафоса скажу......... жаль в виде памятника ни одного не сохранили. Вечная Слава гражданским морякам в одночасье ставшим военными!!!! Слава и Память наша.
  2. avia12005 31 мая 2016 08:21
    У великого народа великие герои и великие корабли.
  3. qwert 31 мая 2016 09:17
    Полностью согласен. Всегда поражало именно то, что повседневная боевая работа по сути была каждодневным подвигом. Ведь иначе как подвигом выход в море этих корабликов и не назовешь. Никакой свойственной боевым кораблям конструктивной защиты, никаких повышенных норм прочности, дополнительных переборок и средств борьбы за живучесть, ни скорости. А пересечься можно и с германской подлодкой и юнкерсом и эсминцем и даже с дрейфующей миной. В любой момент может грянуть взрыв торпеды или мины. И в таких условиях обычные рыбаки выходили в море, чтобы защищать транспорты караванов. Что это если не подвиг? А кто об этом тогда думал? Никто, просто шли в море и работали.
    Не могу, кстати, вспомнить в каком из романов Пикуля рассказывается вот про такой вооруженный траулер.
    1. Profan 1 июня 2016 14:41
      Реквием каравану PQ-17
  4. Бюрократ 31 мая 2016 09:28
    У Пикуля есть роман Океанский патруль. Там как раз и описывается подобное.
    1. masiya 31 мая 2016 10:12
      Читал, книга вещь, главное написано точно и правильно.
  5. Alexey RA 31 мая 2016 10:08
    Однако из-за нехватки новых орудий на шести кораблях Беломорской военной флотилии пришлось установить старые 76-мм пушки системы «Канэ» и «Лендер» с углом возвышения 20°, которые не могли вести огонь по высоко летящим самолетам.

    Кхм... вообще-то, пушка Лендера - это первое отечественное зенитное орудие в калибре 3". Так что претензии к её УВН кажутся немного необоснованными. Другое дело, что баллистика у 30-калиберного ствола была, мягко говоря, не совсем "зенитной".
    Снаряды весом 6,5 кг имели V0 = 588 м/с.
    Максимальная горизонтальная дальность до 9500 м. До­сягаемость по высоте с 22-секундной трубкой — 5800 м, а с Т-3-6100 м
  6. Alexey RA 31 мая 2016 10:17
    По бою "Пассата":
    Получив донесения с постов наблюдения о гибели конвоя ЭПРОН, в 4 ч 50 мин начальник штаба флота приказал командирам «Громкого», «Гремящего» и «Стремительного» выйти в море и уничтожить три эсминца противника. Спустя три минуты корабли снялись с якоря. В 5 ч 15 мин командование Северного флота отдало дополнительное приказание о немедленном приготовлении к походу эскадренных миноносцев «Валериан Куйбышев» и «Урицкий». В 6 ч 6 мин они снялись с якоря и пошли вдогонку «Громкому», «Гремящему» и «Стремительному», которые уже выходили из Кольского залива.
    Соединившись на Кильдинском плесе, пять советских эсминцев в поисках противника прошли от устья Кольского залива на север около 86 миль. Однако, когда вернувшиеся из полета в 6 ч 14 мин и 7 ч 35 мин экипажи самолетов МБР-2 доложили об обнаружении группы из пяти более сильных эскадренных миноносцев противника, командующий флотом контр-адмирал А. Г. Головко в 10 ч 11 мин направил Отдельному дивизиону эскадренных миноносцев радиограмму: «Возвратиться в базу, в море флотилия миноносцев противника типа "Редер"». В 10 ч 37 мин советские эсминцы повернули на обратный курс и в 15 ч 25 мин отдали якоря в губе Ваенга.

    По причине превосходства противника действия СФ ограничились авиаударами:
    Авиация Северного флота в течение 13 июля с 4 ч 30 мин до 15 ч 48 мин совершила 38 самолето-вылетов на поиск германских кораблей, который велся гидросамолетами МБР-2 и ГСТ 118-го авиаполка (29 самолето-вылетов), а также бомбардировщиками СБ 72-го авиаполка (девять самолето-вылетов). Первый же вылет пары МБР-2 2-й эскадрильи 118-го авиаполка привел к успеху. В 5 ч 15 мин в 20 милях к северу от маяка Гавриловский самолеты обнаружили эсминцы «предположительно, типа "Теодор"», следовавшие строем кильватера курсом 340° со скоростью 23 - 25 уз. Обнаружив самолеты, эсминцы увеличили скорость хода до 32 уз, перестроились в строй клина и прикрылись дымовой завесой. В 5 ч 23 мин пара МБР-2, зайдя вдоль кораблей, с высоты 1000 м (из-под облачности) сбросила восемь авиабомб ФАБ-100, которые упали, по докладу летчиков, с недолетом 10 - 20 м впереди головного корабля эскадренного миноносца «Hans Lody».
    Спустя час, в 6 ч 25 мин, корабли противника были обнаружены другой парой МБР-2 - 2-м звеном 2-й эскадрильи 118-го авиаполка. Эсминцы продолжали отходить курсом на север со скоростью 18 уз. Из-за сложных метеоусловий (дождь и туман) удара по вражеским кораблям нанести не удалось.
    В дальнейшем германские эсминцы 6-й флотилии обнаруживались дважды: в 7 ч 24 мин и 7 ч 31 мин звеном гидросамолетов - тремя ГСТ 4-й эскадрильи 118-го авиаполка. В первом случае на два эсминца, следовавших прежним курсом на север со скоростью, по докладу летчиков, 38 уз, с высоты 2500 м были сброшены 34 авиабомбы ФАБ-100. Они легли правее головного эсминца, по оценке пилотов, на 70 - 100 м, не нанеся ему повреждений. Все последующие вылеты советской авиации 13 июля с целью поиска и уничтожения 6-й флотилии германских эсминцев закончились, к сожалению, безрезультатно.

    © Е.Ю.Кобчиков. На траверзе маяка Гавриловский (бой и гибель сторожевого корабля «Пассат»)
  7. Berkut24 31 мая 2016 10:55
    Рассказать бы американским "профессионалам" истории о том, как русские рыбаки на траулерах с сорокопяткой на баке ходили на охоту за волками Дёница, как крестьяне с рогатиной на медведя... Чтоб не очень надеялись на свои вундервафли.
    1. Alexey RA 31 мая 2016 12:13
      Цитата: Berkut24
      Рассказать бы американским "профессионалам" истории о том, как русские рыбаки на траулерах с сорокопяткой на баке ходили на охоту за волками Дёница, как крестьяне с рогатиной на медведя... Чтоб не очень надеялись на свои вундервафли.

      Вообще-то, в те времена у США в прибрежной ПЛО были такие же свои "мобилизанты". Называлось это всё "Хулиганский флот" ("хулиганский патруль").
      Для защиты побережья спортивная организация "Крейсерский клуб Америки" предложила использовать парусные яхты для несения патрульной службы. На легкие яхты установили радиостанции, крупные вооружили пулеметами и небольшим количеством глубинных бомб. Экипажи прошли короткий инструктаж. В результате, в конце августа было организовано патрулирование 100 небольшими и 70 крупными яхтами цепью вдоль всего атлантического побережья на дистанции максимальной прямой видимости.

      Первоначально, действия яхтсменов носили добровольный характер. И командование ВМС США относилось к затее несколько прохладно. Но пока шли споры в штабах, данные об обнаруженных подлодках начали поступать с завидной регулярностью. Но из-за организаторских проблем, ВМС не успевали реагировать на сигналы. В результате 4 мая 1942 года приказом Командующего морскими операциями адмирала Эрнеста Дж Кинга (Ernest J. King) была создана служба патрулирования побережья (Costal Picket Patrol). Патруль был разделен на 6 оперативных групп: Северная, Наррагансетт, Нью-Йорк, Делавэр, Чесапик и Южная. Было организовано сменное патрулирование и скоординированы действия патрулей, налажена связь с ВМФ. В дальнейшем к флоту присоединились рыбаки и вообще обладатели всего что могло плавать. Командование было вынуждено внести определенные требования к судам. Судно должно было способно находится в море 2 суток на крейсерской скорости. Также в обязанности патрулей входило поиск и спасение терпящих бедствие на море.

      А в Великобритании вообще с началом войны прошла мобилизация траулеров. На них ставили несколько орудий, бомбосбрасыватели, гидроакустику, разбавляли гражданскую команду резервистами флота и выпускниками ВМУЗов - и формировали из "тюлькиного флота" соединения ПЛО в помощь кадровым флотским. Траулеры ПЛО выполняли ровно те же задачи. что и корветы со шлюпами - охраняли подходы к базам, обеспечивали ПЛО районов прохода конвоев и ходили в эскорте конвоев.
      На Милитере, помницца, были воспоминания Дениса Райнера, служившего на таких кораблях. Народ там собирался... своеобразный.
      Помню случай, когда после атаки глубинными бомбами в условиях крайне стесненного пространства наш компас начал давать необъяснимые сбои. Я решил, что его необходимо тщательно проверить и провести корректировку. Ланг снова удивился:
      – Зачем же с этим возиться, сэр, если мы и так знаем ошибку? Господь с вами, сэр! На моем прежнем траулере мы, бывало, шли по Каналу на норд-норд-вест и возвращались домой на норд-норд-ост. И все было нормально. Просто надо знать поправку!
    2. Anglorussian 1 июня 2016 01:29
      Эрнест Хэмингуей на волков Деница ходил на своей яхте.
  8. пехотинец2020 31 мая 2016 12:51
    Цитата: Berkut24
    Рассказать бы американским "профессионалам" истории о том, как русские рыбаки на траулерах с сорокопяткой на баке ходили на охоту за волками Дёница, как крестьяне с рогатиной на медведя... Чтоб не очень надеялись на свои вундервафли.


    Сначала военную историю поштудируйте. У них подобное во ВМВ было еще в больших масштабах, чем у нас.
    А то выглядите глупо.
    1. moskowit 1 июня 2016 19:37
      Даже великий писатель Эрнст Хемингуэй на своём катере патрулировал воды Карибского моря...

      "...В 1941—1943 годах Эрнест Хемингуэй организовал контрразведку против нацистских шпионов на Кубе и охотился на своём катере за немецкими подводными лодками в Карибском море..." (из Википедии).
  9. Cerberus 1 июня 2016 16:45
    не балтика но тоже повоевали...
    http://bastion-karpenko.ru/lvf-muzei-n-ladoga-150502/
    вечная память павшим.
  10. ilyaches 22 июня 2016 02:04
    Спасибо, интересная статья.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня