Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Поход на Цейлон

К весне 1942 года британцы сформировали для действий в Индийском океане и Бенгальском заливе Восточный («Азиатский») флот в составе трёх авианосцев (двух новых: «Индомитейбла» и «Формидейбла», а также старенького «Гермеса») и 26 крупных боевых кораблей (в том числе пять линкоров и семь крейсеров).

Основные базы вновь созданного британского Восточного флота размещались на острове Цейлон в Коломбо и Тринкомали.


Командование японского флота, по аналогии со своими действиями в Пёрл-Харборе, планировало разгромить основные силы флота британцев и обеспечить себе свободу действий в акватории Индийского океана путем нанесения массированных воздушных ударов по базам на острове Цейлон.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Карта-схема боевых действий в Индийском океане, апрель 1942 г. (Схема сайта wiki.gcdn.co)

Ударное авианосное соединение японского флота возглавил вице-адмирал Т.Нагумо. Оно включало пять авианосцев («Акаги», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку») и 15 кораблей боевого эскорта (в том числе четыре линкора и три крейсера). Авиагруппы авианосцев насчитывали почти 300 боевых самолётов (истребители «Мицубиси» А6М2 «Зеро», пикирующие бомбардировщики «Айчи» D3А1 и торпедоносцы «Накадзима» B5N2 «Кейт»).

Британскому командованию Восточного флота благодаря разведке стало известно о готовившемся ударе японцев по базам на острове Цейлон. Основные силы британского флота были выведены с Коломбо и Тринкомали и сосредоточены в районе Мальдивских остовов. Уже оттуда, при выдвижении ударных сил японского флота в сторону Цейлона, британское командование планировало до подхода авианосного соединения к рубежу атаки (взлёта самолётов) нанести по нему упреждающий удар силами авиагрупп своих двух авианосцев.

Авиагруппы «Индомитейбла» и «Формидейбла» суммарно насчитывали около 82 боевых самолётов (12 истребителей «Фульмар» Мк.I, 9 истребителей «Хоукер» «Си Харрикейн», 16 истребителей «Грумман» «Мартлет» Мк.I и 45 торпедоносцев «Фейри» «Альбакор» Мк.I).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Фейри» «Фульмар» Мк.II 809 эскадрильи, 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Двухместный палубный истребитель «Фейри» «Фульмар» Мк.I совершил свой первый полёт в 1937 году. Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с двигателем «Мерлин» VIII жидкостного охлаждения мощностью 1080 лошадиных сил, который обеспечивал самолёту максимальную скорость 398 км в час и скороподъёмность 366 метров в минуту. Дальность полёта составляла 1260 км, а практический потолок 6555 метров.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

В полёте «Фейри» «Фульмар» Мк.I (Фото сайта www.airwar.ru)

Истребитель «Фульмар» Мк.I получился перетяжелённым со сравнительно низкими показателями скорости и скороподъёмности по сравнению с более скоростным и маневренным «Мицубиси» А6М2 «Зеро», что отрицательно повлияло на результаты в воздушных схватках с этим истребителем.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Палубный истребитель «Фейри» «Фульмар» Мк.I (Рис. сайта www.scalefan.ru)

«Фульмар» Мк.I был вооружен восемью 7.7-мм пулемётами, установленными в крыльях. Сидящий сзади пилота штурман-наблюдатель не имел штатного вооружения, но на практике иногда использовал для обороны задней полусферы личное оружие (пистолет-пулемёт Томпсона).
Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Хоукер» «Харрикейн» Mk.I (Рис. сайта wardrawings.be)

Одноместный истребитель «Хоукер» «Харрикейн» Мк.I совершил первый полёт в ещё в 1935 году. Однодвигательный низкоплан оснащался поршневым мотором фирмы Роллс-Ройс «Мерлин» III мощностью 1030 лошадиных сил. Самолёт развивал максимальную скорость 520 км в час. Практический потолок составлял 10425 м, а практическая дальность 845 км.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Харрикейн» Мк.I на авиашоу в Фейрфорде, 10 июля 2014 г. (Фото сайта en.wikipedia.org)

В 1940 году англичане оборудовали сухопутный «Харрикейн» Мк.I тормозным крюком (гаком) и получили палубный истребитель «Си Харрикейн» Мк.IВ, обладавший несколько меньшей максимальной скоростью в 508 км в час, практическим потолком 9360 метров и дальностью полёта 785 км.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Палубный истребитель «Хоукер» «Си Харрикейн» Мк.IB - раскраска 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Вооружение обоих «Харрикейнов» состояло из восьми 7.7-мм пулеметов, установленных в крыльях. Пилот истребителя был защищен бронеспинкой и бронестеклом, вмонтированным в козырёк.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Си Харрикейн» Мк.II 880-й эскадрильи авианосца «Индомитейбл», май-июнь 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Незначительно уступая японским истребителям «Мицубиси» А6М2 «Зеро» в скорости, «Харрикейны» Мк.I обладали намного худшей маневренностью.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Си Харрикейн» Мк.IB на авиашоу в Шаттлворте, наши дни (Фото сайта en.wikipedia.org)

Британские палубные истребители «Мартлет» («Ласточка») представляли собой экспортные варианты американского истребителя «Грумман» F4F-3 (F4F-3A) «Уайлдкэт», совершившего свой первый полёт в 1939 году.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт» в полёте (Фото сайта en.wikipedia.org)

Это был одноместный цельнометаллический среднеплан с двигателем мощностью 1200 лошадиных сил, разгонявший модификацию «Мартлет» Мк.I до скорости 531 км в час на высоте 6431 м и скороподъёмностью 702 метра в минуту. Практический потолок составлял 12000 м, а дальность полёта достигала 1360 км. Модификация истребителя Мк.II (F4F-3A) имела несколько худшие показатели скорости (максимальная до 502 км в час на высоте 4877 м) и высотности.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Мартлет» Мк.II с 888-й эскадрильи авианосца Формидейбл, май 1942 (Рис. сайта wardrawings.be)

Истребитель «Грумман» «Мартлет» Мк.I (Мк.II) был вооружен четырьмя 12.7-мм пулемётами, установленными в крыльях. Пилот был защищен бронеспинкой.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребители «Мартлет» Мк.II 888-й эскадрильи авианосца «Формидейбл», 1942 г. (Фото сайта www.hobby-plus.narod.ru)

Британскому истребителю «Мартлет», входящему в состав авиагруппы авианосца «Формидейбл», в ходе боёв у острова Цейлон повоевать с воздушным противником не довелось.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II


Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Торпедоносец-бомбардировщик «Фейри» «Альбакор» ТВ Мк.I (Рис. сайта wardrawings.be)

Ударные самолёты на обоих британских авианосцах представлял палубный торпедоносец «Фейри» «Альбакор». Одномоторный биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси впервые поднялся в воздух в 1938 году. Он по своим техническим характеристикам не сильно отличался от своего предшественника, торпедоносца «Фейри» «Суордфиш», которого должен был заменить. С двигателем мощностью 1085 лошадиных сил максимальная скорость торпедоносца составляла 256 км в час, а крейсерская – 187 км в час. Практическая дальность полёта равнялась 1500 км, практический потолок – 6310 м. Маневренность и управляемость у «Альбакора» была хуже, чем у «Суордфиша».

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

В полёте «Фейри» «Альбакор» Мк.I (Фото сайта en.wikipedia.org)

Торпедоносец мог нести под фюзеляжем одну 730-кг торпеду либо бомбы под крыльями (6 по 113 кг либо 4 по 227 кг). Один пулемёт калибра 7.7-мм устанавливался на правой консоли крыла и два 7.7-мм в задней части трёхместной кабины.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Фейри» «Альбакор» с бомбовым вооружением (Рис. сайта wowar.ru)

В рассматриваемых ниже событиях торпедоносец «Альбакор» не был востребован по своему прямому назначению и применялся для разведывательных целей.

Получив информацию от разведки о выдвижении японских ударных сил к Цейлону, командующий британским Восточным флотом адмирал Сомервилл, полагаясь в основном на своё видение сложившейся оперативной обстановки, не смог правильно предугадать рубеж атаки японского авианосного соединения. Контратаки ударных сил японского флота не получилось.

В 8.00 утра 5 апреля 1942 японские самолёты нанесли удар по гавани и порту Коломбо. В виду отсутствия в базе боевых кораблей основными целями торпедоносцев B5N2 «Кейт» и пикировщиков D3А1 «Вэл» стали вспомогательные и торговые суда, объекты портовой инфраструктуры, которым был нанесён существенный урон.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Взлёт пикирующего бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» с палубы «Акаги» 5 апреля 1942 года (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Англичане благодаря радарам своевременно узнали о приближении ударных самолётов противника, но поднятые с явным опозданием 42 британских истребителя не смогли оказать достойное сопротивление и отразить воздушную атаку более 125 японских самолётов. Английские сухопутные «Харрикейны» Mk.I и флотские «Фульмары» Mk.I заметно уступали сопровождавшим ударные самолёты истребителям А6М2 «Зеро». По результатам воздушной схватки потери англичан составили 24 истребителя. Японские потери составили один истребитель «Зеро» и несколько пикировщиков.

Обнаруженный японской авиацией в этот день отряд кораблей британского флота в составе двух тяжёлых крейсеров «Девоншир» и «Корнуолл», отделившийся от основных сил флота, был атакован 53 пикировщиками D3А1 «Вэл». После 19-минутного боя крейсера были потоплены. Японские самолёты потерь не понесли.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Горит британский тяжелый крейсер «Корнуолл» (05.04.1942) (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Не обнаружив в Коломбо основные силы британского флота, японское командование решило нанести второй удар по базе англичан в Тринкомали. Достигнуть внезапности не удалось и на этот раз. Японские корабли были обнаружены 8 апреля 1942 года британской «Каталиной» (летающая лодка) на удалении в 450 морских миль. Находившиеся к этому моменту в Тринкомали британские корабли покинули базу. В их составе был и авианосец «Гермес» с небольшим охранением.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

"Гермес" - первый в мире авианосец специальной постройки (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Утром 9 апреля 91 пикирующий бомбардировщик D3А1 «Вэл» в сопровождении 39 истребителей А6М2 «Зеро» нанесли воздушный удар по оставшимся в порту Тринкомали торговым судам и портовым сооружениям. Этой воздушной армаде англичане смогли противопоставить лишь 11 истребителей «Харрикейн» (из них выжили только 2 самолёта).

Покинувший Тринкомали авианосец «Гермес» и сопровождавший его австралийский эсминец были обнаружены японским разведывательным самолетом, когда ударная авиагруппа, бомбившая Тринкомали, ещё только возвращалась на свои корабли. Для атаки новой цели адмирал Нагумо поднял в воздух новую ударную авиагруппу в составе 85 пикировщиков D3А1 «Вэл» и 9 истребителей «Зеро».

Японцы настигли «Гермес» этим же утром 9 апреля в 10.35. Не имеющий собственных палубных истребителей, лишённый поддержки береговой авиации (команда на их вылет утонула в хаосе происходящего) «Гермес» был обречен. По докладам очевидцев событий, авианосец получил попадания более 20 авиабомб и через двадцать минут, перевернувшись килем вверх, затонул. Погиб и австралийский эсминец.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Горит тонущий британский авианосец «Гермес» (Фото из книги А. Больных «Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия», 2013)

Трагизм данной ситуации усиливался тем фактом, что, будучи первым в мире авианосцем специальной постройки, «Гермес» стал и первым авианосцем, потопленным палубной авиацией.

Во время атаки японцами «Гермеса» флагманский корабль вице-адмирала Нагумо авианосец «Акаги» сам подвергся внезапной атаке девятью британскими бомбардировщиками «Бленхейм». Зенитная артиллерия «Акаги» и сопровождавшего его крейсера «Тоне» не смогла поразить ни одного из отбомбившихся по ним «Бленхеймов». После атаки флагмана японцев британские бомбардировщики были атакованы истребителями «Зеро», которые смогли сбить лишь четыре самолёта из девяти.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Средний бомбардировщик «Бристоль» «Бленхейм» Мк. IV с экипажем из трёх человек нёс до 454 кг бомб и имел оборонительное вооружение из семи 7.7-мм пулемётов (Фото сайта www.birdsofsteel.com)

В результате похода на Цейлон японцам не удалось разгромить британский Восточный флот, но, тем не менее, нанеся противнику существенный урон, как в море, так и на земле (разрушены базы в Коломбо и Тринкомали), вынудили англичан отказаться от базирования своего флота на Цейлоне и Мальдивских островах и уйти из Бенгальского залива.

Успеху японского флота способствовало превосходство в авианосцах, массированное применение палубной авиации, а также ошибки британцев в организации обороны и просчёты в стратегии своих действий. Между тем японскому флоту не удалось полностью скрыть свои действия и добиться внезапности при осуществлении воздушных ударов.

Бой в Коралловом море

После удачного похода на Цейлон в апреле 1942 года, опираясь на владение в своих руках стратегической инициативы, японское командование стремилось полностью овладеть Новой Гвинеей и Соломоновыми островами, контролировать акваторию Кораллового моря и оказать давление на Австралию. Серьёзным препятствием на пути таких планов была австралийская база в Порт-Морсби, расположенного на юго-востоке Новой Гвинеи.

Подготовка к захвату Порт-Морсби была начата японским командованием ещё в феврале 1942 года изданием соответствующей директивы. Реальные мероприятия по подготовке десантной операции развернулись в апреле. Для обеспечения поддержки с воздуха основных сил десанта при захвате Порта-Морсби на первом этапе японцами планировался захват острова Тулаги (Соломоновы острова) для базирования на нем своей авиации.

Для прикрытия десантных сил с воздуха японское командование выделило лёгкий авианосец «Сёхо» (12 истребителей А6М2 «Зеро» и 9 бомбардировщиков-торпедоносцев B5N2 «Кейт»).

Основной ударной силой в операции являлось авианосное соединение под командованием вице-адмирала Такаги в составе двух авианосцев («Сёкаку» и «Дзуйкаку») и кораблей охранения (два крейсера и шесть эсминцев). Авиагруппы эскадренных авианосцев по численности и качественному составы были равны и насчитывали 126 боевых самолётов (42 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Зеро», 42 пикирующих бомбардировщика «Айчи» D3A1 «Вэл» и 42 торпедоносца «Накадзима» B5N2 «Кейт»).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребители А6М2 «Зеро» на палубе авианосца «Дзуйкаку» (Фото сайта scalemodels.ru)

Планы японцев по захвату Порт-Морсби не были тайной для союзного командования, которое, зная секретный шифр, получало информацию из переписки противника. Были приняты меры по усилению сил и средств на угрожаемых направлениях.

Решением командующего Тихоокеанским флотом адмирала Нимица было сформировано 17-е Оперативное соединение под командованием контр-адмирала Ф.Д. Флетчера в составе двух эскадренных авианосцев, кораблей эскорта (8 крейсеров и 13 эсминцев) и обеспечения (два танкера).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Авианосец «Лексингтон» ВМС США со своей авиагруппой, 1942 г. (Фото сайта ww2live.com)

Авиагруппы двух американских авианосцев («Лексингтона» и «Йорктауна») включали 143 боевых самолёта (44 истребителя «Грумман» F4F-4 и F4F-3A «Уайлдкэт», 74 пикирующих бомбардировщика «Дуглас» SBD-3 «Доунтлесс» и 25 торпедоносцев « Дуглас» TBD-1 «Девастейтор»).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Грумман» F4F-3A «Уайлдкэт», май - июнь 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Основным палубным истребителем на американских авианосцах стал «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», который почти вытеснил предыдущую модификацию F4F-3 (F4F-3A). Двигатель такой же мощности в 1200 лошадиных сил обладал лучшими высотными характеристиками. Максимальная скорость полёта при этом несколько снизилась (515 км в час на высоте 5730 м), но заметно возросла скороподъёмность с 702 (624) до 880 метров в минуту. По отзывам пилотов, новая модификация истребителя получилась менее маневренной и более инертной.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт», 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Истребитель получил складывающиеся вручную крылья, что упростило размещение его на полётной палубе и в ангарах авианосца. Разработанный позже гидравлический механизм складывания крыла на практике не прижился из-за экономии взлётного веса.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца, 1942 г. (Рис. сайта pinimg.com)

F4F-4 «Уайлдкэт» обладал более мощным вооружением: количество пулемётов калибра 12.7-мм увеличилось с четырёх до шести. При этом общий боекомплект уменьшился с 1720 до 1440 патронов. Под крыльями могли подвешиваться две бомбы по 113-кг.

Улучшилась защита лётчика: под сиденьем появился бронеподдон и увеличились размеры бронеспинки. F4F-4 получил протектированные топливные баки и бронезащиту масляных радиаторов.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Сохранившийся до наших дней F4F-4 «Уайлдкэт» (Фото сайта allwantsimg.com)

F4F-4 «Уайлдкэт» в воздушном бою со своим основным соперником – японским истребителем «Мицубиси» А6М2 «Зеро» заметно уступал ему по маневренности. Однако несколько лучшая скороподъёмность и способность быстрее набирать скорость в пикировании позволяли опытному пилоту F4F-4 выйти в лобовую атаку и уничтожить противника мощным залпом шести 12.7-мм пулемётов. Точный секундный залп «Уайлдкэта» разрывал «Зеро» в воздухе буквально на куски.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель F4F-4 «Уайлдкэт» в поединке с А6М2 «Зеро», 1942 г. (Рис. сайта img.wp.scn.ru)

F4F-4 обладал по сравнению с А6М2 «Зеро» более высокой живучестью, выдерживая многочисленные попадания. При посадке на воду, имея небольшой запас плавучести, истребитель предоставлял лётчику возможность в течение нескольких минут покинуть самолёт на спасательной лодке. Вместе с тем, более узкая колея шасси «Уайлдкэта» усложняла его посадку на палубу, и в руках менее опытных пилотов могла привести к аварии, гибели лётчика и потере самолёта.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель «Мицубиси» A6M2 «Зеро», 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II


На момент вступления США во Вторую мировую войну торпедоносец-бомбардировщик «Дуглас» TBD «Девастейтор», совершивший свой первый полёт ещё в 1935 году, считался уже устаревшим. Цельнометаллический низкоплан имел складываемые для удобства размещения на палубе крылья и оснащался двигателем воздушного охлаждения мощностью 900 лошадиных сил. Экипаж размещался в трёхместной кабине тандемом.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Торпедоносец TBD-1 «Девастейтор» с авианосца «Лексингтон», май 1942 г. (Рис. сайта wardrawings.be)

В горизонтальном полёте торпедоносец развивал максимальную скорость в 332 км в час (без подвесного вооружения) и поддерживал крейсерскую скорость 205 км в час. Низкая посадочная скорость в 100 км в час, приемлемая маневренность и хорошая управляемость делали посадку на авианосец несложным делом даже для слабо подготовленного пилота. В сравнении с одноклассниками «Девастейтор» имел не высокие показатели дальности полёта (700 км с торпедой) и практического потолка (5945 м).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Торпедоносец «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» (Фото из книги А.Харук «Ударная авиация Второй Мировой - штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы», 2012)

Основным вооружением «Девастейторов» считалась 907-кг торпеда Мк.13, которая отличалась ненадёжным взрывателем, дефектами корпуса и невысокой скоростью хода. Вместо торпеды могли подвешиваться две 277-кг либо 454-кг бомбы. Стрелковое вооружение включало один синхронный 7.62-мм пулемёт перед пилотской кабиной и один турельный 7.62-мм пулемёт, огонь из которого вёл стрелок-радист.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Дуглас» TBD-1 «Девастейтор», вооружённый торпедой (Рис. сайта www.artes.su)

С подвешенной торпедой TBD «Девастейтор» отличался невысокой маневренностью, что приводило к большим потерям от корабельной зенитной артиллерии во время атаки.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II


Действуя по намеченному плану, японцы 3 мая 1942 года высадили десант на остров Тулаги, расположенный к северо-востоку от острова Гуадалканал (Архипелаг Соломоновы острова). Войск на острове к моменту высадки уже не было, австралийский гарнизон покинул его заранее.

Получив от разведки сообщение о захвате японцами Тулаги, союзное командование решило нанести воздушный удар по силам десанта. Авиагруппа американского авианосца «Йорктаун» ранним утром 4 мая нанесла удар по японским кораблям в гавани острова. В авианалёте участвовали 28 пикирующих бомбардировщика SBD-3 «Доунтлесс» и 12 торпедоносцев TBD-1 «Девастейтор» под прикрытием 18 истребителей F4F-4 «Уайлдкэт». Результаты трех последовательно проведённых авианалётов (103 боевых вылета) оказались скромными: были потоплены четыре десантные баржи, эсминец и пара тральщиков, несколько кораблей противника были повреждены. Потери «Йорктауна» составили два истребителя «Уайлдкэт» и один торпедоносец «Девастейтор».

Более важным результатом удара авиагруппы «Йорктауна» было, по мнению военных историков, то, что японское командование осознало факт раскрытия противником своих намерений. Высадку основных десантных сил и захват Порт-Морсби пришлось временно отложить до уничтожения авианосного ударного соединения союзников.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Схема действий противоборствующих сторон в Коралловом море (Фото сайта ww2history.ru)

В течение двух последующих дней противоборствующие стороны принимали усилия по взаимному поиску главных сил. От того, кто раньше обнаружит и первым нанесёт удар по противнику, зависит успех предстоящего сражения.

6 мая четвёрка американских тяжелых бомбардировщиков В-17 «Летающая крепость» с авиабазы Порт-Морсби случайно обнаружила и атаковала японский лёгкий авианосец «Сёхо», не нанеся при этом ему никаких повреждений.

Взаимные поиски продолжались. Неточные разведданные, спешка в принятии решений и банальный случай привели к тому, что противники утром следующего дня нанесли авиаудары по второстепенным целям. Прямая дуэль авианосных соединений была ещё впереди.

Так, утром 7 мая под удар японской авиации попали американский танкер «Неошо» и эсминец «Симс». Ударная авиагруппа с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» потопила эсминец прямыми попаданиями трёх бомб. Танкер «Неошо» после попаданий семи авиабомб потерял ход и загорелся, но не потонул, как подумали японцы, оставившие его в густых клубах дыма. Потери нападающей стороны составили два самолёта. Вечером агонию танкера двумя торпедами прервал эскадренный миноносец американцев и забрал спасшихся.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Горит американский танкер «Неошо», 7 мая 1942 г. (Фото сайта www.delsjourney.com)

В свою очередь под удар авиагрупп с американских авианосцев «Лексингтона» и «Йорктауна» попал лёгкий авианосец «Сёхо». В налёте участвовало 93 палубных самолёта.

Неожиданная атака не позволила «Сёхо» поднять свои истребители. Оставшись без воздушного прикрытия, авианосец продержался не более четверти часа. Прямое попадание 13 1000-фунтовых авиабомб пикировщиков SBD-3 «Доунтлесс» и семи торпед с «Девастейторов» вызвало многочисленные пожары, сильный взрыв, после которого «Сёхо» перевернулся и затонул. Американцы потеряли в ходе налёта всего три самолёта.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Горит тонущий японский авианосец «Сёхо», 7 мая 1942 г. (Фото сайта www.history.navy.mil)

Позже военные историки поставят под сомнение такое количество прямых попаданий в не имеющий бронирования, сравнительно небольшой корабль (длина около 205 метров, водоизмещение полное 14200 тонн), в результате которых его должно было просто разорвать на куски.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

«Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» в торпедной атаке (Фото сайта weapons-of-war.ucoz.ru)

Узнав о гибели авианосца «Сёхо», вице-адмирал Иноуэ, командующий всей операцией по захвату Порт-Морсби, отдал приказ о возвращении десантного соединения обратно в Рабаул, расположенного на северо-востоке острова Новая Британия.

Утром 8 мая 1942 года авианосные соединения противников находились на расстоянии около 200 морских миль, когда их командующие получили донесения от самолётов-разведчиков об обнаружении главных сил противника (американцы в 08.20, японцы в 08.22).

Командующий японским авианосным соединением вице-адмирал Такаги заранее (около 07.00), не дожидаясь докладов от разведки, принял решение поднять в воздух ударную авиагруппу в количестве 69 боевых самолётов (33 пикирующих бомбардировщика D3A1 «Вэл» и 18 торпедоносцев B5N2 «Кейт» под прикрытием 18 истребителей «Зеро»). Конкретную боевую задачу ударные самолёты получили уже в воздухе. Адмирал старался выиграть время.

Американская ударная авиагруппа, поднятая в воздух около 09.15, насчитывала в своём составе 82 боевых самолёта с двух авианосцев (46 пикировщиков SBD-3 «Доунтлесс», 21 торпедоносец TBD-1 «Девастейтор» и 15 истребителей прикрытия F4F-4 «Уайлдкэт»).

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Торпедоносцы «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» направляются к цели, май 1942 г. (Фото сайта www.helmo.gr)

Обе ударные авиагруппы могли встретиться во встречном воздушном бою примерно на полпути до цели, но, следуя на разной высоте, не имея радаров, они разошлись, не обнаружив друг друга.

Радар «Лексингтона» своевременно обнаружил приближение японцев и позволил организовать воздушную оборону соединения.

Погода благоприятствовала японской ударной группе. Авианосцы «Лексингтон» и «Йорктаун» находились в зоне хорошей видимости. Атака японцев началась в 11.18. Основной их удар пришелся на более громоздкий и менее маневренный «Лексингтон», в левый борт которого попали две торпеды. Авианосец сохранил ход и способность принимать самолёты. Прямое попадание двух 60-кг бомб вызвало на корабле небольшие пожары. Ничего не предвещало серьёзной беды. Однако на корабле началась серия взрывов паров бензина. Пожар принял угрожающие масштабы, потушить его не удавалось. В четыре часа дня сильный взрыв повредил полётную палубу. Началась эвакуация личного состава. После взрыва погребов с торпедами корабль был уже обречён. В восемь часов вечера после четырёх выпущенных своим эсминцем торпед авианосец затонул. Вместе с кораблём на дно ушли 36 самолётов его авиагруппы.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Команда авианосца «Лексингтон» покидает тонущий корабль, 8 мая 1942 г. (Фото сайта sfw.so)

Более маневренный «Йорктаун» уклонился от торпед, попавшая в него одна 800-фунтовая бомба не причинила ему существенного ущерба, вызванный ею пожар быстро потушили. Потери японцев составили в ходе атаки 20 ударных самолётов.

Авиагруппа американского авианосца «Йорктаун» начала атаку «Сёкаку» в 10.57. Второму японскому авианосцу «Дзуйкаку» удалось укрыться за дождевым фронтом. Действия американской авиации носили крайне неорганизованный характер. Авиагруппы двух авианосцев действовали несогласованно и не одновременно. Часть ударных самолетов с «Лексингтона», не обнаружив противника, вернулась обратно.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Истребитель А6М2 «Зеро» в воздушном бою с F4F-4 «Уайлдкэт» (Рис. сайта media.digitalpostercollection.com)

Результаты авиаудара по «Сёкаку» были разочаровывающие. Ни одна из торпед, выпущенных по кораблю, цель не поразила, они либо прошли мимо, либо не взорвались после попадания. Попавшие в авианосец три авиабомбы вывели из строя полётную палубу, авиамастерскую и вызвали пожар. «Сёкаку» утратил возможность принимать самолёты. Потери американцев составили 17 самолётов.

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Пикирующие бомбардировщики SBD-3 «Доунтлесс» (Рис. сайта warwall.ru)

Палубная авиация во второй мировой войне: от Таранто до Мидуэя. Часть II

Торпедоносец «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» (Рис. сайта ftim.ucoz.ru)

Итоги боевых действий в Коралловом море американское командование оценило в целом положительно – попытка захвата Порт-Морсби, важнейшего стратегического пункта в данном регионе, силами морского десанта была сорвана. Японцы потеряли один лёгкий авианосец «Сёхо», поврежденный «Сёкаку» надолго вышел из строя.

Впервые в истории боевых действий на море палубная авиация стала главной ударной силой флота. Ударные авианосные соединения действовали на большом расстоянии от противника, вне зоны прямой видимости.

Литература:
1. Шант К., Бишоп. Авианосцы. Самые грозные авианесущие корабли мира и их самолёты: Иллюстрированная энциклопедия /Пер. с англ./ - М.: Омега, 2006.
2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев/Под обшей редакцией А.Е.Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – (Библиотека военной истории).
3. Полмар Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Пер. с англ. А.Г.Больных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – (Военно-историческая библиотека).
4. Больных А.Г. Дуэли авианосцев. Кульминация Второй мировой! – М.: Яуза: ЭКСМО, 2011.
5. Больных А.Г. Авианосцы. Иллюстрированная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.
6. Больных А.Г. Перл-Харбор. «Пиррова победа» Императорского флота – М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.
7. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Котельников В.Р. «Ураганный» истребитель. «Харрикейны» в бою – М.: ВЭРО Пресс: Яуза: ЭКСМО, 2012.
9. Харук А.И. «Зеро». Лучший истребитель – М.: Коллекция: Яуза: ЭКСМО, 2010.
10. Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой – штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.
11. Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия – М.: Яуза: ЭКСМО, 2012.

Интернет-ресурсы:
http://www.airwar.ru;
http://pro-samolet.ru;
http://wp.scn.ru;
http://www.aviastar.org;
http://www.avionslegendaires.net;
http://wardrawings.be/WW2;
http://www.airpages.ru;
http://fototelegraf.ru.
Автор: Александр Брюханов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 20
  1. anodonta 31 мая 2016 08:23
    То же самое что и в отношении первой части статьи. Плюс исключительно за качественный иллюстративный материал.
    1. anodonta 31 мая 2016 08:36
      Цитата: Александр Брюханов
      Японцы потеряли один лёгкий авианосец «Сёхо», поврежденный «Сёкаку» надолго вышел из строя.

      Автор забыл добавить. что авиакрыло "Счастливого журавля", также было практически уничтожено. В результате, второй "Журавль" также стал на долгое время небоеспособен. Этот случай показал, что несмотря на то, что корабли данного класса и стали главной ударной силой флота, их содержание намного дороже, чем содержание артиллерийско-торпедных кораблей. Всегда надо иметь резервные авиакрылья и готовить резервный лётный состав.
      1. Михаил Матюгин 31 мая 2016 12:43
        Цитата: anodonta
        Всегда надо иметь резервные авиакрылья и готовить резервный лётный состав.

        Мне всегда казалось странным - какими же надо было быть идиотами японцам, чтобы планировать трансокеаническую войну с США, имея менее 1000 пилотов морской палубной авиации ?

        Да, они были асами, но ёлки-палки, "пилоты имеют свойство быстро кончаться"...
  2. qwert 31 мая 2016 09:26
    Стиль статьи как в "Мировой Авиации". Много графического материала, мало текста. Сейчас ведь мода такая, все для среднестатистического человека-потребителя, привыкшего к ярким картинкам (начиная с мультфильмов) и тяготящегося всяким анализом и "избытком" информации
    1. voyaka uh 31 мая 2016 10:17
      По-моему, баланс между количеством строк и
      фотографий - нормальный. Старт нового автора очень удачный.

      Одна реальная фотка огромного авианосца в морском бою говорит
      больше, чем страницы описаний.
    2. Верден 31 мая 2016 10:27
      Цитата: qwert
      Много графического материала, мало текста. Сейчас ведь мода такая, все для среднестатистического человека-потребителя, привыкшего к ярким картинкам (начиная с мультфильмов) и тяготящегося всяким анализом и "избытком" информации

      Хороший иллюстративный материал - это нормально. А те, кто жалуется на то, что статья содержит лишь очевидные факты. не учитывают, что даже на этом сайте наверняка найдётся немало людей, имеющих о тех событиях весьма приблизительное представление.
      1. bulvas 31 мая 2016 12:33
        Статья понравилась.

        Хватает всего - и материала и иллюстраций.

        Иллюстраций не может быть много, как говориться, лучше 1 раз увидеть ...

      2. Комментарий был удален.
  3. Alexey RA 31 мая 2016 10:19
    В 8.00 утра 5 апреля 1941 японские самолёты нанесли удар по гавани и порту Коломбо.

    Может всё таки 1942 года? smile
  4. Даос 31 мая 2016 10:20
    "У британских собственная гордость" (с)

    Вообще англичане такие затейники... Вот объясните мне, старому человеку, нафига жертвуя полезной нагрузкой и прочими ТТХ машины которая по назначению "истребитель" - сажать второго члена экипажа и даже не снабдить его кормовой стрелковой точкой? Какой + из этой идеи пытались извлечь? Дать компанию пилоту что бы ему было не скучно во время долгих полётов над морем?

    прикольней этого был только истребитель "Дефиант" которому вкрячили турель но зато лишили пилота курсового оружия...

    Не, затейники бритты иначе не скажешь...
    1. Alexey RA 31 мая 2016 11:18
      Цитата: Даос
      Вообще англичане такие затейники... Вот объясните мне, старому человеку, нафига жертвуя полезной нагрузкой и прочими ТТХ машины которая по назначению "истребитель" - сажать второго члена экипажа и даже не снабдить его кормовой стрелковой точкой?

      Причина проста: при создании "фулмара" считалось, что сильных противников из числа истребителей у него не будет. Зато навигация при длительных полётах над морем просто-таки требовала второго члена экипажа (тем более, что место для него было - базой для "фулмара" послужил лёгкий бомбер). Ибо пилот одноместной машины совмещал прокладку курса с пилотированием чуть лучше чем никак. smile

      Янки решили эту проблему проще: на пути туда истребители шли в группе с ударниками, а на пути обратно им помогали приводные маяки (ибо в бою группа могла распасться).
      1. Даос 31 мая 2016 12:42
        Это то как раз понятно, двухместные тяжёлые истребители у многих были. Вопрос то в другом - почему второй член экипажа не имел даже лёгонького шкворневого пулемётика? Хотя бы для собственного спокойствия... Это приблизительно так же логично как отсутствие курсового оружия... Но "традиции сэр"...
      2. Верден 31 мая 2016 13:32
        Цитата: Alexey RA
        Ибо пилот одноместной машины совмещал прокладку курса с пилотированием чуть лучше чем никак.

        Думается, пилоты японских истребителей с такой точкой зрения не согласились бы. Читал, что среди прочих разновидностей тренинга был у них и такой - пилот сидел в комнате-колодце и часами лупился на небо. Считалось, что в результате таких упражнений лётчик даже днём мог видеть звёзды и по ним ориентироваться.
        1. Alexey RA 31 мая 2016 14:01
          Цитата: Верден
          Думается, пилоты японских истребителей с такой точкой зрения не согласились бы. Читал, что среди прочих разновидностей тренинга был у них и такой - пилот сидел в комнате-колодце и часами лупился на небо. Считалось, что в результате таких упражнений лётчик даже днём мог видеть звёзды и по ним ориентироваться.

          Узок круг этих людей...
          Ценой такого обучения был выпуск "100 пилотов в год". Даже для Британии этого мало.
  5. Арктидианец 31 мая 2016 10:34
    Прочитал с большим интересом, спасибо за труд!
  6. Alexey RA 31 мая 2016 10:38
    Основной их удар пришелся на более громоздкий и менее маневренный «Лексингтон», в левый борт которого попали две торпеды. Авианосец сохранил ход и способность принимать самолёты. Прямое попадание двух 60-кг бомб вызвало на корабле небольшие пожары. Ничего не предвещало серьёзной беды. Однако на корабле началась серия взрывов паров бензина. Пожар принял угрожающие масштабы, потушить его не удавалось. В четыре часа дня сильный взрыв повредил полётную палубу.

    Как писал ув. М.Токарев, причиной гибели "Лекса" стали безграмотные действия собственного дивизиона живучести (RepDiv):
    * Ты не читал лексингтонов WDR? Это просто песня - в 1940 году для этих двух АВ BuShip выпустило предписание - до принятия на вооружение системы заполнения пустых емкостей и их арматуры СО2, держать помещения вокруг цистерн авиатоплива пустыми, ни при каких обстоятельствах не заполняя их жидкостями. Авиатопливо там хранилось в танках в носовой части корпуса, примерно в р-не носового самолетоподъемника.
    7 мая 1942 балластные и пресные цистерны вокруг топливных танков правого борта были пустыми, как предписано, снаружи от левобортных - были заполнены пресной водой. Торпеды и попали в левый борт... собственно, в район танков - только одна из них. ПТЗ в этом р-не осмотрели, пришли к выводу, что она выдержала удар, но пострадали системы вытяжной вентиляции в районе колодца первого лифта - поэтому вахту оттуда сняли. Это агрегатное отделение гидромоторов самого лифта, фильтрационный коффердам и... аварийный ДГР, который (а что с ним сделается) оставили в работе! В помещении с неисправной вентиляцией. В условиях полной работоспособности ГТГ корабля и нахождения их под нагрузкой.

    Потёкшая (опять-таки, из-за нарушения инструкций по БЗЖ) цистерна с высокооктаном, неисправная вентиляция, работающая (и искрящая) силовая электрика... Интересно, что это так бумкнуло? ©
    1. libivs 31 мая 2016 13:05
      Похожую ошибку совершил кто-то из офицеров дивизиона живучести японского АВУ "Тайхо", который взлетел на воздух от взрыва топливных паров, образовавшихся в результате утечки после небольшого смещения топливопроводов. В итоге новейший авианосец был угроблен единственной случайной торпедой...
  7. Як-3П 31 мая 2016 12:32
    мы выпустили больше всех самолётов но у нас не осталось ни одного летающего образца..летают только новоделы миг-3, по-2 чё там еще..а и15 и и16 вродь еще не все побили..еще для матрасов як9 делали...статье плюс огромный..еще можно с Ил-а(игрухи) чё-нить из картинок и батальных сцен.. good
    1. Верден 31 мая 2016 13:37
      Цитата: Як-3П
      мы выпустили больше всех самолётов но у нас не осталось ни одного летающего образца..летают только новоделы миг-3,

      Причины вполне очевидны. Выпущенные из дельта-древесины планеры Лавочкиных, и обшитые перкалем Яки просто не дожили до наших дней. Летающие И-15 и И-153 - это реплики, построенные в наше время. На мой взгляд, построить реплику Ла-5 тоже не представляет особых проблем. Мотор АШ-82 вполне доступен. Был бы богатый заказчик...
      1. Alexey RA 31 мая 2016 14:18
        Цитата: Верден
        Причины вполне очевидны. Выпущенные из дельта-древесины планеры Лавочкиных, и обшитые перкалем Яки просто не дожили до наших дней.

        В своё время, когда на Цусиме обсуждали потери ВВС РККА, всех удивил резкий рост небоевых потерь в 1944. До тех пор, пока не дали детальную разбивку: оказалось, что в небоевые потери записали списание по износу. Списание же это по некоторым категориям составляло более 2/3 небоевых потерь.
        за 1944 год было потеряно по боевым причинам 3571 истребитель, потеряно при авариях и катастрофах 2088, а списано по износу 4452.
        1. Верден 31 мая 2016 15:37
          Цитата: Alexey RA
          Списание же это по некоторым категориям составляло более 2/3 небоевых потерь.

          Правильно. Просто для тогдашних условий производства в СССР было иной раз проще сделать новый самолёт или иную технику, чем ремонтировать старый. Тем более, что новые модели были как правило более совершенными.
          1. Alexey RA 31 мая 2016 16:19
            Кстати, аналогичная ситуация была в 1941 со стрелковкой.
            Если посмотреть потери стрелкового оружия в Московской контрнаступательной операции (за 34 сут.), то внезапно выяснится, что они в четыре раза превышают потери в Московской оборонительной (за 67 сут.). А ларчик просто открывался - под эту операцию списали весь тот антиквариат, которым вооружали ополчение и мобилизантов в конце лета и осенью 1941.
  8. Сержант Пэнк 1 июня 2016 10:48
    Статьи отличные, читаются легко и приятно. Хотелось бы больше сравнений матчасти: авианосцев, самолётов. А то возникает ощущение, примерного равенства и решающего влияния тактики (может так и было). "Зеро" разве что выделяется на общем фоне.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня