Military Review

Battle of Abyssinia. Part of 2

4
Fall of the capital


After the defeat of the Ethiopian troops on the Northern Front, the Italian army began a march to Addis Ababa. At the same time, the left wing of the Badoglio army was provided by troops that were advancing in the central operational direction from Assab through the Danacle desert (various supplies and water were delivered aviation) On March 12, 1936, Italian troops occupied Sardo in this direction.

Italian Marshal Badoglio, who arrived in Dessie on April 23 with headquarters, launched an offensive in two columns - along the main (imperial) road and along the western road. Part of the 1 Army Corps on 1720 trucks followed the imperial path, followed by the main order of the Eritrean Corps; on the road through Doba, the Eritrean Brigade advanced on foot. Aviation covered the main forces of the expeditionary army, carrying out reconnaissance and security of ground forces.

Battle of Abyssinia. Part of 2


The Italian troops came out on April 26 and moved almost without meeting the resistance of the enemy. However, the mechanized column, because of the beginning of the rains, met a lot of problems that impeded movement. The Abyssinians themselves, although they had all the possibilities, did not create artificial roadblocks, which could slow down the Italian army even more. For example, the restoration of the destroyed section of the road at the Thermober Pass required about 36 hours. It took more than two days to spend on the convoy passing through this pass, as the trucks literally dragged on their hands. For this, it was necessary to convert not only sappers and colonial troops into the workers, and all the regular units and even sanitary units.

5 May 1936, Italian troops broke into Addis Ababa. The city was robbed and destroyed before the arrival of the Italians. When the authorities fled, some of the soldiers and the marauders who joined them staged a pogrom. Mussolini solemnly announced that henceforth Ethiopia is a colony of the Italian Empire. The Italians unleashed terror, mass executions of residents of the capital and the surrounding area continued for months. Separate detachments occupied the territory between Gallabat and Lake Tana, the region of Gojam and the headwaters of the Blue Nile.


Italian officers at the head of the native soldiers from Eritrea enter the capital of Ethiopia

Even before the fall of the capital, 2 May, the “king of kings” Haile Selassie, along with his family and retinue, went by train to Djibouti. He planned to defend the rights of his country in the League of Nations in Geneva. The British ship took the Ethiopian emperor to Palestine. As prince regent and commander-in-chief, he left his cousin, and one of the best Abyssinian commanders (he commanded the left flank of the Northern Front) race Imru. Ras Imru retreated to the south-west of the country and continued to resist until December 1936, when the Italians surrounded him and forced him to capitulate.

It should be noted that история with the flight of the emperor had a mixed opinion. The people were shocked, many believed that this was a betrayal of the country, that the emperor was no longer worthy of the throne. On the other hand, the death or captivity of the “king of kings”, which had a great symbolic significance for the country, was a symbol of Ethiopian statehood and independence, could have a negative effect on the population, breaking the will to resist.

The emperor organized the Provisional Government, which tried to organize a partisan movement and expel the invaders. After Britain entered the fight against Italy in June 1940, the British officially recognized Ethiopia as their ally. In January, 1941, Haile Selassie, arrived in Sudan, and then in Ethiopia, where, with the support of the British, he assembled an army. The Italians began to retreat, the British liberated almost all northern areas of Ethiopia by the end of April and continued the offensive against Addis Ababa. Having established control over a large part of Italian Somalia by the end of February, the British entered Ethiopia and, freeing the southern and eastern parts of the country, also headed for the capital and occupied it on 6 in April of the same year. 5 May 1941 Haile Selassie I ceremonially entered Addis Ababa. The surrender of the last Italian units and the ascension to the imperial throne, Haile Selassie, marked the restoration of Ethiopian independence.


Italian troops build a road in Abyssinia



Situation on the Central and Southern Fronts

The Danakil group (about 10 thousand people) attacked the Central and Southern fronts on the Central Front and was supposed to provide their internal flanks. From the area of ​​Moussa-Ali through the desert on Sardo and Dessie (Dessier) came the cavalry on camels and mountain artillery on camels. Provision of troops involved in aviation. March 12 Italians occupied Sardo and April 12 came to Dessie, taking it without a fight. Abyssinians have already left this city. Later Danakil group became part of the Northern Front. In fact, this group of troops from the slowness of the movement did not play any special role in the war, but was able to divert some of the enemy forces. The movement of the Italians in the central direction on Dessier and Magdal created a serious threat to the right wing of the Abyssinian Northern Front. This forced the Ethiopian emperor to hold large reserves in Dessie and Diredua.




On the Southern Front, the commander of the Italian troops, General Graziani, received his task of defending Somalia and pinning the enemy on the 700 front, he decided to use offensive actions in October and November 1935. Using motorized and aviation units, the Italians deeply invaded the enemy’s territory, advancing in two directions - along the river valleys of the southern slope of the Somali range, along the rivers Fofan and Webbe. In December, 1935, the Italian troops reached the line of Gerlogube, Gorakhai, Dolo. The two Abyssinian armies withdrew: the troops of the race Nasibu strengthened in the area of ​​Saesa-Bene, the Jig-Jig, and the race of Desta - north of Dolo.

A small amount of water in these areas hampered the conduct of hostilities. However, the Italians were in a better position: they used vehicles to deliver water and hydraulic equipment. Thus, a “water factory” was erected near Gorakhai, which gave thousands of liters of filtered water to 100 per day. As on the northern front, having occupied certain lines, the Italian troops were not active, tried to strengthen the rear, build communications (in fact, it was a “road war”). Among the colonial troops, there was ferment and desertion, with soldiers fleeing to Kenya and British Somalia.

Only in December, 1935 received significant reinforcements, Graziani continued the offensive. 12 January 1936. Italian troops went on the attack. In a three-day battle, the Italians defeated the army of race Desta, who planned to start a small war in Italian Somalia. The Abyssinians were attacked from the front and threatened to reach the flanks with Italian motorized and cavalry units, which led to their defeat. The Italian forces occupied a vast area west of Dolo during the pursuit of the enemy.

Thus, the attempt of the Abyssinians to organize a small war in Italian Somalia was prevented. The Abyssinian high command, concerned that the path to the capital through the lakes and Alat region was open, sent part of the operational reserve, intended to strengthen the Northern Front, to the south.

The commander of the Southern Front of Graziani, putting only a barrier in the direction of Alat, concentrated his main efforts on the right wing, on Harar. The Italians made a corresponding redeployment of forces. Meanwhile, Prince Nasibu, taking into account the unfavorable situation for the Ethiopian army that developed on the Northern Front, decided in March to go on the offensive in order to divert the attention of the enemy. The Turkish advisers Vehib Pasha and Faruk Bey, who were under the Abyssinian prince, were negative about this undertaking. They offered to retreat to the heights of Harar, to prepare them for defense, while simultaneously engaged in the reorganization and training of troops. And forward only small units to act on enemy communications. However, contrary to these sensible advice of the races, Nasibu launched an offensive by the main forces, planning to go around the enemy from the east and capture Gorahai in its rear. 13 April 1936. Abyssinian troops acted.

The Abyssinian army gathered for a long time, so the Italian agents easily guessed the enemy’s plan. Italian troops were ready. The movement of the Abyssinian army stopped the counterattack of the three columns of the right wing of the Italian front. Abyssinians fought bravely and some Italian units had losses up to 40% of their composition. However, there was no surprise factor and the technical superiority of the Italian army once again played a role. The offensive of the Abyssinians was stopped and on April 20 they switched to mobile defense, relying on well-disguised positions in bushes and river valleys, using snipers for sudden attacks. The Italians could not reach the flanks of the Abyssinian army and, after stubborn fights and strong air strikes, April 30 took Dag-Boer and May 8 - Harar.

Thus, the Abyssinian Southern Front retained combat capability until the very end of the war. The news of the defeat of the Northern Front and the departure of the Negus to Europe caused the collapse of the Southern Front. Ras Nasibu himself, along with his advisers, left for the territory of French Somalia. Since that time, open war was completed and took the form of guerrilla warfare, which was attended by the remnants of a regular army led by some princes and the masses who rose up to fight the invaders in response to repression and terror. The guerrilla war continued until the liberation of the country in 1941 and forced the Italians to keep large forces in Ethiopia: at various stages from 100 to 200 thousand people.


Italian cavalry

Italian watch

Results

Italy received a large colony, the core of its colonial empire, a strategic bridgehead, through which it was possible to fight for the expansion of influence in Africa and threaten the main imperial communications of Britain that went through Gibraltar, Suez, Red Sea and further to Persia, India, Hong Kong , Singapore, Australia and New Zealand. This was one of the main reasons for the war between Britain and Italy, which began as early as 1940.


Italy celebrates victory

A partisan war began in Ethiopia itself, which continued until the liberation of the country in the spring of 1941. Thus, the Italians lost during the military campaign of 54 thousands killed and wounded, and during the subsequent occupation and struggle against the partisans more than 150 thousands of people. The total losses of Ethiopia during the war and the subsequent occupation are more than 750 thousand people. The total damage to the country was 779 million (official Ethiopian government data provided at the Paris Peace Conference 1947 of the year).

Partisans have become a major problem of the Italian authorities. Many areas of the country have not yet "pacified", the resistance continued. Therefore, in early Italy, 200 had to keep thousands of soldiers, 300 planes in Ethiopia. It was formed the highest command of the Air Force of the Italian Eastern Army with the center in Addis Ababa. The colony was divided into four sectors: the northern - the main air force bases were located in Massawa, the eastern - in Assab, the southern - Mogadishu and the western - Addis Ababa. A network of auxiliary airfields was created throughout the territory. A belt of air bases was created around the capital with a radius of up to 300 km, which made it possible to quickly concentrate forces on the threatened direction. So, in the fight with the races Imru was involved around 250 aircraft. In addition, in the second half of 1936, the Italian command had formed mobile columns, mostly motorized, which were supplied and supported by aircraft from the air. They had to quickly respond to the uprisings and fight the partisans. Thus, Ethiopia and after the occupation continued to resist and gave Italy a lot of problems.



Sources:

A. Bartnitsky, I. Mantel-Nechko. History of Ethiopia // http://www.e-reading.club/bookreader.php/4404/Bartnickiii,_Mantel'-Nechko_-_Istoriya_Efiopii.html.
Second Italian-Ethiopian War. Part of 1 // http://humus.livejournal.com/2498734.html.
Second Italian-Ethiopian War. Part of 2 // http://humus.livejournal.com/2500740.html.
Korsun NG The Italo-Abyssinian War of 1935-1936 M., 1939 // http://militera.lib.ru/h/korsun_ng6/index.html.
Tsypkin G.V., Yagya V.S. History of Ethiopia in the new and modern times. M., 1989.
Shtal A.V. Small wars 1920-1930-s. M., 2003 // http://militera.lib.ru/h/shtal/index.html.
Author:
Articles from this series:
Second Italian-Ethiopian War

How Italy conquered Ethiopia
Italian armed forces to the beginning of the invasion of Ethiopia
Battle of Abyssinia
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. vrach
    vrach 2 June 2016 08: 10
    +2
    Yet for Italy it was a gamble. Somalia and the Red Sea coast were sufficient for control of English communications. And so a lot of resources were spent, many enemies were acquired. And all for the sake of empty ambitions.
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 2 June 2016 11: 41
      +1
      imperial manners ......... they grabbed and how to keep and really dispose ????? Thanks for continuing the cycle - informative!
  2. Reptiloid
    Reptiloid 4 June 2016 19: 52
    0
    Thank you very much for the series of articles. Will there be further articles about these countries --- Ethiopia, Eritrea?
    The Europeans, subjugating and enslaving the African peoples, created a problem for themselves --- Ethiopianism and black racism.
    1. Atenaia
      Atenaia 2 January 2017 12: 39
      0
      Black racism existed even before the start of colonialism. Even the ancient Greeks note a special hostility of the Ethiopians, Nubians and Negroes-Libyans (not to be confused with Libyans of European descent) to their northern neighbors - the Greeks of Cyrenaica and the Egyptians.

Битва за Абиссинию. Часть 2

Падение столицы

После разгрома эфиопских войск на Северном фронте начался марш итальянской армии на Аддис-Абебу. При этом левое крыло армии Бадольо было обеспечено войсками, которые наступали на центральном операционном направлении от Ассаба через пустыню Данакль (различные припасы и воду доставляла авиация). 12 марта 1936 года на этом направлении итальянские войска заняли Сардо.

Итальянский маршал Бадольо, который 23 апреля со штабом прибыл в Дессье, начал наступление двумя колоннами — по главной (императорской) дороге и по западной дороге. По императорскому пути шли части 1-го армейского корпуса на 1720 грузовиках, за ними следовали пешим порядком главные силы Эритрейского корпуса; по дороге через Доба наступала Эритрейская бригада, пешим ходом. Авиация прикрывала главные силы экспедиционной армии, осуществляя разведку и охранение сухопутных сил.


Битва за Абиссинию. Часть 2


Итальянские войска выступили 26 апреля и двигались практически не встречая сопротивления противника. Однако механизированная колонна, из-за начала дождей встретила массу проблем, затруднивших движение. Сами абиссинцы, хотя имели все возможности, не создали искусственных заграждений на дороге, что могло ещё больше замедлить итальянскую армию. К примеру, восстановление разрушенного участка дороги на перевале Термобер потребовало около 36 часов. На переход автоколонны через этот перевал потребовалось потратить более двух суток, так как грузовики буквально перетаскивали на руках. Для этого пришлось обратить в рабочих не только сапер и колониальные войска, и все регулярные части и даже санитарные подразделения.

5 мая 1936 года итальянские войска ворвались в Аддис-Абебу. Город был ограблен и разрушен ещё до прибытия итальянцев. Когда власти бежали, часть солдат и примкнувшим к ним мародеров устроили погром. Муссолини торжественно объявил, что отныне Эфиопия является колонией Итальянской империи. Итальянцы развязали террор, массовые расстрелы жителей столицы и окрестностей продолжались месяцами. Отдельные отряды заняли территорию между Галлабат и озером Тана, область Годжам и верховья Голубого Нила.

Битва за Абиссинию. Часть 2

Итальянские офицеры во главе туземных солдат из Эритреи входят в столицу Эфиопии

Ещё до падения столицы, 2 мая «царь царей» Хайле Селассие вместе с семьей и свитой отбыл на поезде в Джибути. Он планировал отстаивать права своей страны в Лиге Наций в Женеве. Британский корабль вывез эфиопского императора в Палестину. В качестве принца-регента и главнокомандующего он оставил своего двоюродного брата, и одного из лучших абиссинских полководцев (он командовал левым флангом Северного фронта) раса Имру. Рас Имру отступил на юго-запад страны и продолжал сопротивление до декабря 1936 г., когда итальянцы его окружили и заставили капитулировать.

Надо отметить, что история с бегством императора имела неоднозначное мнение. Народ был потрясен, многие считали, что это предательство страны, что император больше не достоин трона. С другой стороны, гибель или пленение «царя царей», который имел огромное символичное значение для страны, являлся символом эфиопской государственности и независимости, могло отрицательно подействовать на население, сломить волю к сопротивлению.

Император организовал Временное правительство, которое пыталось организовать партизанское движение и изгнать оккупантов. После того как Британия в июне 1940 г. вступила в борьбу с Италией, англичане официально признали Эфиопию своим союзником. В январе 1941 г. Хайле Селассие прибыл в Судан, а затем в Эфиопию, где при поддержке британцев собрал армию. Итальянцы начали отступление, британцы к концу апреля освободили практически все северные районы Эфиопии и продолжили наступление на Аддис-Абебу. Установив к концу февраля контроль над значительной частью итальянского Сомали, британцы вступили на территорию Эфиопии и, освободив южные и восточные районы страны, также направились к столице и заняли её 6 апреля того же года. 5 мая 1941 г. Хайле Селассие I торжественно въехал в Аддис-Абебу. Сдача в плен последних итальянских частей и восшествие на императорский трон Хайле Селассие ознаменовали собой восстановление независимости Эфиопии.

Битва за Абиссинию. Часть 2

Итальянские войска строят дорогу в Абиссинии
Битва за Абиссинию. Часть 2

Битва за Абиссинию. Часть 2


Ситуация на Центральном и Южном фронтах

На Центральном фронте наступала Данакильская группа (около 10 тыс. человек), которая связывала армии Северного и Южного фронтов и должна была обеспечить их внутренние фланги. Из района Мусса-Али через пустыню на Сардо и Дессие (Дессье) наступала конница на верблюдах и горная артиллерия на верблюдах. Обеспечением войск припасами занималась авиация. 12 марта итальянцы заняли Сардо и 12 апреля вышли к Дессие, взяв его без боя. Абиссинцы уже оставили этот город. В дальнейшем Данакильская группа вошла в состав Северного фронта. По сути, эта группа войска из медлительности движения никакой особой роли в войне не сыграла, но смогла отвлечь часть сил врага. Движение итальянцев на центральном направлении на Дессье и Магдала создавало серьёзную угрозу правому крылу абиссинского Северного фронта. Это вынудило эфиопского императора держать крупные резервы в Дессье и Диредуа.

Битва за Абиссинию. Часть 2

Битва за Абиссинию. Часть 2


На Южном фронте командующий итальянскими войска генерал Грациани полученную им задачу по обороне Сомали и сковыванию противника на фронте в 700 км, решил наступательными действиями в октябре и ноябре 1935 г. Используя моторизованные и авиационные части итальянцы глубоко вторглись на территорию противника, наступая по двум направлениям — вдоль речных долин южного склона Сомалийского хребта, по рекам Фофан и Веббе. В декабре 1935 года итальянские войска вышли на линию Герлогубе, Горахай, Доло. Две абиссинские армии отходили: войска раса Насибу укрепились в районе Саеса-Бене, Джиг-Джига, а раса Деста — к северу от Доло.

Малое количество воды на этих направлениях мешало ведению боевых действий. Однако итальянцы были в более выигрышном положении: они использовали автотранспорт для доставки воды и гидротехнику. Так, около Горахая возвели «фабрику воды», которая давала в день 100 тыс. литров фильтрованной воды. Как и на Северном фронте, заняв определенные рубежи, итальянские войска не проявляли активности, старались укрепить тылы, построить коммуникации (по сути, это была «дорожная война»). Среди колониальных войск отмечалось брожение и дезертирство, с бегством солдат в Кению и британское Сомали.

Только в декабре 1935 г. получив значительные подкрепления, Грациани продолжил наступление. 12 января 1936 г. итальянские войска пошли в атаку. В трехдневном сражении итальянцы разгромили армию раса Деста, который планировал начать малую войну в итальянском Сомали. Абиссинцы были атакованы с фронта и подверглись угрозе охвата с флангов итальянскими моторизованными и кавалерийскими частями, что привело к их поражению. Итальянские войска в ходе преследования противника заняли обширный район западнее Доло.

Таким образом, попытка абиссинцев организовать малую войну в итальянском Сомали была предотвращена. Абиссинское верховное командование, обеспокоенное тем, что путь на столицу через район озер и Алата открыт, направило часть оперативного резерва, предназначенного для усиления Северного фронта, на южное направление.

Командующий Южный фронтом Грациани, выставив в направлении Алата только заслон, сосредоточил главные усилия на правом крыле, на Харар. Итальянцы произвели соответствующую перегруппировку сил. Тем временем князь Насибу, с учетом неблагоприятной ситуации для эфиопской армии, которая сложилась на Северном фронте, решил в марте перейти в наступление с целью отвлечь внимание противника. Находившиеся при абиссинском князе турецкие советники Вехиб-паша и Фарук-бей отрицательно относились к этой затее. Они предлагали отойти на высоты у Харара, подготовить их к обороне, одновременно занимаясь реорганизацией и обучением войск. А вперед выставить только небольшие отряды для действий на коммуникациях противника. Однако вопреки этим разумным советам рас Насибу начал наступление основными силами, планируя обойти противника с востока и захватить в его тылу Горахай. 13 апреля 1936 г. абиссинские войска выступили.

Абиссинская армия долго собиралась, поэтому итальянская агентура легко разгадала замысел противника. Итальянские войска были готовы. Движение абиссинской армии было остановлено контрнаступление трех колонн правого крыла итальянского фронта. Абиссинцы мужественно дрались и некоторые итальянские части имели потери до 40% от своего состава. Однако фактора внезапности не было и техническое превосходство итальянской армии в очередной раз сыграло свою роль. Наступление абиссинцев было остановлено и они 20 апреля перешли к подвижной обороне, опираясь на хорошо замаскированные позиции в кустарниках и долинах рек, используя для внезапных атак снайперов. Итальянцы не смогли охватить фланги абиссинской армии и после упорных схваток и сильных воздушных ударов, 30 апреля взяли Дага-Бур и 8 мая — Харар.

Таким образом, абиссинский Южный фронт сохранил боеспособность до самого конца войны. Известие о поражение Северного фронта и отъезде негуса в Европу вызвало развал Южного фронта. Сам рас Насибу вместе с советниками отбыл на территорию французского Сомали. С этого времени открытая война была завершена и приняла форму партизанской борьбы, в которой участвовали остатки регулярной армии во главе с некоторыми князями и народные массы, поднявшиеся на борьбу с оккупантами в ответ на репрессии и террор. Партизанская война продолжалась до освобождения станы в 1941 г. и вынудила итальянцев держать крупные силы в Эфиопии: на различных этапах от 100 до 200 тыс. человек.

Битва за Абиссинию. Часть 2

Итальянская конница
Битва за Абиссинию. Часть 2

Итальянский часовой

Итоги

Италия получила крупную колонию, ядро своей колониальной империи, стратегический плацдарм, с помощью которого можно было вести борьбу за расширение сферы влияния в Африке и угрожать главной имперской коммуникации Британии, который шел через Гибралтар, Суэц, Красное море и далее в Персию, Индию, Гонконг, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Это стало одной из главных причин войны Британии и Италии, которая началась уже в 1940 году.

Битва за Абиссинию. Часть 2

В Италии празднуют победу

В самой Эфиопии началась партизанская война, которая продолжалась вплоть до освобождения страны весной 1941 года. Так, итальянцы потеряли в ходе военной кампании 54 тыс. убитыми и ранеными, а в ходе последующей оккупации и борьбы с партизанами — более 150 тыс. человек. Общие потери Эфиопии в ходе войны и последующей оккупации — более 750 тыс. человек. Общий ущерб стране составил 779 млн. долларов США (официальные данные правительства Эфиопии, предоставленные на Парижской мирной конференции 1947 года).

Партизаны стали крупной проблемой итальянских властей. Многие области страны ещё не «замирили», сопротивление продолжалось. Поэтому в начале Италии пришлось держать в Эфиопии 200 тыс. солдат, 300 самолетов. Было сформировано высшее командование ВВС итальянской восточной армии с центром в Аддис-Абебе. Колонию разделили на четыре сектора: северный — основные базы ВВС располагались в Массауа, восточный — в Ассабе, южный — Могадишо и западный — Аддис-Абеба. На всей территории создали сеть вспомогательных аэродромов. Вокруг столицы радиусом до 300 км создали пояс воздушных баз, который позволял быстро сосредотачивать силы на угрожаемом направлении. Так, в борьбе с расом Имру было задействовано около 250 самолетов. Кроме того, уже во второй половине 1936 г. итальянское командование сформировало подвижные колонны, в большинстве моторизованные, которые снабжала и поддерживала с воздуха авиация. Они должны были оперативно реагировать на восстания и бороться с партизанами. Таким образом, Эфиопия и после оккупация продолжила сопротивление и доставила Италии немало проблем.

Битва за Абиссинию. Часть 2


Источники:

Бартницкий А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии // http://www.e-reading.club/bookreader.php/4404/Bartnickiii,_Mantel'-Nechko_-_Istoriya_Efiopii.html.
Вторая итало-эфиопская война. Часть 1 // http://humus.livejournal.com/2498734.html.
Вторая итало-эфиопская война. Часть 2 // http://humus.livejournal.com/2500740.html.
Корсун Н. Г. Итало-абиссинская война 1935-1936 гг. М., 1939 // http://militera.lib.ru/h/korsun_ng6/index.html.
Цыпкин Г. В., Ягья В. С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989.
Шталь А. В. Малые войны 1920-1930-х годов. М., 2003 // http://militera.lib.ru/h/shtal/index.html.
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Вторая итало-эфиопская война

Как Италия захватила Эфиопию
Вооружённые силы Италии к началу вторжения в Эфиопию
Битва за Абиссинию

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. vrach 2 июня 2016 08:10
    Все же для Италии это была авантюра. Для контроля над английскими коммуникациями было достаточно мирных Сомали и побережья Красного моря. А так потрачена куча ресурсов, обретено множество врагов. А все ради пустых амбиций.
    1. казак волгский 2 июня 2016 11:41
      имперские замашки......... нахапали а как удержать и толком распорядится????? спасибо за продолжение цикла - познавательно!
  2. Reptiloid 4 июня 2016 19:52
    Большое спасибо за цикл статей. Будут ли дальнейшие статьи про эти страны---Эфиопию, Эритрею?
    Европейцы,покоряя и порабощая Африканские народы,создали себе проблему---Эфиопианизм и чёрный расизм.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня