Military Review

Self-loading rifles by V. Madsen and J. Rasmussen (Denmark)

8
In the eighties of the last century, most developed countries only mastered the newest shop rifles and only studied the possibilities for the further development of small arms. weapons. However, already in 1888, for the first time in the world, the latest semi-automatic rifle was adopted. Denmark was the first country to establish the production and operation of such systems. New weapons were created by engineers William Madsen and Julius Rasmussen.

In 1883, Army Officer V. Madsen and Director of the Copenhagen Arsenal J. Rasmussen (later changed his name to Bjarnov) began work on creating a new weapon capable of independently performing basic operations in preparation for firing. In view of the absence of serious alternatives, it was decided to use automatic systems that use barrel recoil. Already in 1886, two gunsmiths completed the development of a promising project, and then offered it to a potential customer in the face of the Danish army.

The new project involved the creation of a self-loading rifle under the newest unitary cartridge 8х58 mm R, designed for the Krag-Jorgensen rifle. It was a central ignition cartridge with a propellant charge of smokeless powder and a bullet with a rounded head (a version with a pointed bullet later appeared). This munition had a fairly high performance, and was also devoid of the disadvantages characteristic of cartridges with black powder. As a result, it was very convenient for use in new self-loading weapons, and had a certain impact on the successful completion of the project.


M / 1888 rifle


During the creation of a new self-loading rifle, V. Madsen and Y. Rasmussen proposed a new original version of automation, using the recoil of the barrel. A new system of their development was implemented when creating a new rifle, and later was taken as the basis for developing a new machine gun, which later entered service with several countries. It is noteworthy that automatics, which from the current point of view looks very unusual, has gained quite a lot of popularity. The mode of operation of the automation led to the appearance of the corresponding project name. According to some information, the new rifle until a certain time was designated as Forsøgsrekylgevær (“Experimental rifle using recoil”).

The Madsen-Rasmussen rifle was made according to the standard for that time scheme, but had some differences associated with the use of original automation. The main part of the weapon was a metal receiver connected to other units. The trunk was movably connected to it in the front, and fastenings were also provided for the wooden forearm. On the back of the receiver there was a frame for the details of the firing mechanism, and fasteners were installed for the stock with the neck without a pistol protrusion.

The receiver was made in the form of a rectangular unit with a movable lid instead of the right wall. For mounting the parts and servicing the mechanisms, the cover could fold back and side. In the closed position, the lid was fixed with a latch. On the bottom surface of the box was provided a triangular nozzle for ejection of spent cartridges. The left wall of the box was equipped with a rectangular receiving shaft of the ammunition system.


M / 1888 rifle with open receiver


Inside the receiver it was proposed to place a set of various parts of complex shape with numerous protrusions, teeth, etc. In addition, on the inner surface of the receiver provided for a number of guides, grooves and protrusions. With the help of the interaction of different sections of different parts, the correct operation of the mechanisms was to be ensured according to a rather complex algorithm.

Rifle Madsen-Rasmussen of the first version received an unusual system of filing cartridges. Ready-to-use cartridges should be placed in the holder (due to the nature of the weapon’s work, this part can also be called a pack) inserted into the grooves of the receiving shaft. Under its own weight, the ammunition should have been lowered inside the mine. At a certain point in the reloading cycle, a special lever placed inside the shaft, interacting with other mechanisms, was supposed to push the cartridge and feed it to the dispensing line. At the next reload, the mechanism allowed the new cartridge to fall under its own weight inside the shaft, after which it pushed it into the receiver. There were no protective covers for cartridges or springs to feed them into the weapon. The authors of the project considered that in this case the system will have the required performance.

The automatic weapons of the Forsøgsrekylgevær rifle were supposed to work due to the recoil of the barrel during its long course. It was proposed to use the recoil impulse to ensure the operation of automation using the design of the barrel and related parts. In front of the receiver, a rifled barrel of 8 mm caliber was movably attached, equipped with a return spring. The latter was installed inside the wooden forearm and had to retract the barrel to an extremely forward position at the end of the recharge cycle.

Self-loading rifles by V. Madsen and J. Rasmussen (Denmark)
The inside of the receiver cover


To the breech of the trunk rigidly joined detail-frame of complex shape with a set of grooves and protrusions, designed to convert the reciprocating motion of the trunk into the movement of other parts of automation. The main task of the frame, connected to the barrel, was to control the movement of the shutter. The latter was hinged and could swing in a vertical plane. It is noteworthy that during reloading the shutter had to make several movements up and down to remove the liner, dismount the cartridge and lock the barrel. On the left, near the cartridge well, there was a swinging reload knob connected to the gate.

Inside the gate was placed movable drummer with its own mainspring. The drummer was to be controlled by a trigger mechanism, most of the details of which were located on the rear frame of the receiver. The trigger carried to the neck of the butt was connected with other parts with the help of a long thrust. The USM design provided shooting only single shots. A non-automatic fuse was provided to block the descent.

Rifle Madsen-Rasmussen of the first version received a frame sight, marked for shooting at different distances. The fly was placed on the muzzle of the rolling trunk. The rifle was equipped with wooden fittings in the form of a stock and forearm. The use of a bayonet was also envisaged, but it was distinguished by its small length and weight. A larger and heavier blade could disrupt automation.


M / 1888 rifle with ammo


The Forsøgsrekylgevær product had a total length of 1341 mm with a 860-mm barrel. The weight of the weapon without ammunition reached 4,95 kg. Automatic rifles, given the lack of possibility of firing bursts, had a technical rate of fire at the level of 40-45 rounds per minute.

Before firing from the self-loading rifle Forsøgsrekylgevær designed by V. Madsen and Y. Rasmussen, the fighter had to place a clip / pack with several 8х58 mm cartridges into the slots of the receiving shaft, then pulled the reloading handle, twisting the mechanisms, and turning off the fuse, pull the piece, and pull the piece back piece. After that, the weapon was ready to fire.

In the production of a shot, the powder gases pushed the bullet out of the barrel, and also created a recoil momentum. Moving backward, the barrel, coupled with the bolt, actuated the mechanisms of the weapon. The frame connected to the barrel, when moving backwards, worked on the shutter, moving it upwards. At the same time, the spent cartridge was extracted, which was then fed to the lower branch pipe for discharge outside the rifle. The sleeve had to fall down and back towards the trigger bracket.


Reception shaft for cartridges, visible feed lever


Next, the automation lowered the shutter, the mirror of which fell below the level of the chamber. At this point, the new cartridge was fed from the mine into the receiver box and then pushed it in the direction of the chamber. At the end of the recharge cycle, the barrel under the action of the return spring had to move forward and return the bolt to the center position. In this form, the bolt locked the barrel and allowed the shot to be fired. The next time you clicked the trigger, a new shot occurred with a repetition of the reload cycle.

Such an operation algorithm allowed the rifle to shoot off all ready-to-use ammunition without manual reloading (in the absence of problems). The intervention of the shooter was necessary only when the cartridges were used up from the holder. In this case, it was necessary to remove the empty clip, install a new one and re-cock automatic, after which the weapon could continue firing until the ammunition was developed.

A new weapon was proposed by the Danish army in 1886. The military got acquainted with the project documentation and showed great interest in it. It was decided to make an experimental batch of Forsøgsrekylgevær rifles, which was planned to be used in tests. In 1888, the Copenhagen Arsenal received an order to assemble a new type of 70 rifles. By year of production weapons received the designation M / 1888. Rifles of the first batch before the end of the year were transferred to the military for testing and trial operation.


8x58 mm R cartridge, designed for Krag-Jørgensen rifle


The army of Denmark has been testing new weapons for several years. Only in 1892, the command decided to adopt the M / 1888 rifle. An order was placed for two hundred rifles for delivery over the next few years. For various reasons, the Copenhagen arsenal managed to release only 86 M / 1888 products, after which their assembly ceased. All manufactured rifles were transferred to the customer and distributed among some units of the ground forces.

According to others, only about fifty rifles of an experimental batch were manufactured. This weapon was handed over to one of the infantry battalions, which was to check it in the conditions of real service in the troops. According to this version, the military expressed some complaints about the design of the new weapon, after which they did not order its mass production. Not very sophisticated rifle mechanisms were subject to contamination, which is why the M / 1888 rifle could not be fully used by the infantry. At the same time, the arming of such fortress personnel with such rifles was not excluded. Operation in the forts was associated with a lower risk of contamination and therefore did not place particularly high demands on the reliability of the weapon.

Anyway, the production of Madsen-Rasmussen rifles by Forsøgsrekylgevær M / 1888 was limited to only a few dozen pieces - from 50 to 156 units. Serial samples for some time used by the army. At the same time, due to the small number of rifles produced, this weapon could not press down other models that were in service. The main weapon of the infantry of the Danish army was still store rifles with manual reloading.


Rifle M / 1896


After the production of M / 1888 rifles was completed, the development of a modernized version of the new weapon started. The authors of the project decided to reduce the size and weight of the structure, as well as to improve various systems and simplify operation. In the new project of a self-loading rifle, the full preservation of automation mechanisms and their principles of operation were implied when some external devices were changed.

The updated rifle received a modified receiver with a top cover. In its place, the lid was fixed with a swivel latch at the rear. Instead of an open receiving shaft for mounting the cage / pack on the left surface of the weapon, a receiving device for a single-row box box store for 10 cartridges appeared. Feed cartridges, as before, should have been carried out under its own weight. There were holes in the walls of the store to control the consumption of ammunition. Instead of a small lever for reloading on the upper side of the weapon, it was now proposed to use a larger part on the right wall of the receiver. To move the bolt and cocking the weapon should pull the lever, turning its axis.

Changed the design of wooden fittings and related units. There was a significant increase in the length of the forearm, as well as the upper trunk pad appeared. At the front cut of the wooden parts was mounted a sleeve on which the fly was fixed. This innovation made it possible to reduce the impact of the movements of the barrel on the guns. Also on the front sleeve there was a ring for attaching the chain. On the latter, it was proposed to place a small trunk lid. To avoid contamination of the weapon, the muzzle of the barrel had to be closed with a special cylindrical cap. A folding bipod was installed under the forearm. In the transport position, it was laid under the forearm by turning back.


Upgraded receiver and new loading lever


To the rear of the receiver, it was now proposed to mount the butt of a new design with a pistol projection capable of improving the usability of the weapon.

After revision, the total length of the rifle was reduced to 1179 mm, the barrel was shortened to 617 mm. The weight of the upgraded product was 4,7 kg. By maintaining the existing automation, the rate of fire parameters remained at the same level. Reliability of work also did not undergo significant changes.

In 1896, the Danish military again became interested in the designs of V. Madsen and Y. Rasmussen. An updated version of the self-loading rifle was tested and was able to attract the attention of the naval commanders. It was decided to buy a new weapon for the armament of the Marine Corps. The Copenhagen Arsenal again received an order, this time it was required to assemble 60 rifles. Soon, the terms of the contract were fulfilled, and the marines were able to re-equip part of their units. A new version of the rifle called Flaadens Rekylgevær M / 1896 - “Naval rifle using recoil arr. 1896


Box store


The Madsen-Rasmussen rifles of the two models remained in service until the early thirties. A number of units of the army and marines used such weapons in parallel with other systems, first with older ones, and then with new models. Finally, the M / 1888 and M / 1896 rifles were written off only by the mid-thirties due to complete and hopeless moral and physical obsolescence.

Only a few Madsen-Rasmussen rifles of two models survived to our time. Surviving rifles are stored in several museums and private collections, mainly in Denmark.

After fulfilling the contract with fleet W. Madsen and J. Rasmussen decided to establish their own company, which was supposed to be engaged in the production of new weapons, including for foreign customers. In 1898, Danish Recoil Rifle Syndicate entered the international arms market. The new organization made several attempts to offer its developments to foreign customers, but until a certain time it could not interest anyone.


The muzzle end of the trunk, front sight and cover


According to some information, at the beginning of the 20th century an attempt was made to modify the existing design of a self-loading rifle in accordance with the requirements of foreign armies. As a result, there were several modifications of weapons for different cartridges. It is known about the testing of such weapons in a number of foreign countries, but these checks did not lead to the appearance of new orders for the mass production of rifles of a particular model.

In parallel with the work on the self-loading rifle, V. Madsen and Y. Rasmussen were engaged in the creation of a promising machine gun. This weapon had to use the same principles of work and be based on already existing solutions, nodes and units. In the future, the new machine gun Madsen was adopted and went into the series. Soon, these weapons became interested in several foreign countries and became the subject of a number of export contracts. It was created several modifications of the machine gun for different cartridges, which were used until the middle of the XX century.

Madsen-Rasmussen self-loading rifles M / 1888 and M / 1896 were not widely used and were released in quantities of several hundred units. Nevertheless, they allowed to work out and test in practice a new version of automation based on recoil of the barrel, which later found use in the new small arms. Thus, not the most popular and mass rifles opened the way to the promising direction of development of small arms. In addition, the rifles of V. Madsen and Y. Rasmussen were the first weapon of their class, who managed to reach the adoption.


On the materials of the sites:
https://arma-dania.dk/
http://forgottenweapons.com/
http://world.guns.ru/
http://thefirearmblog.com/
Author:
Photos used:
Arma-dania.dk, Wikimedia Commons
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, daily additional materials that do not get on the site: https://t.me/topwar_ru

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Vladimirets
    Vladimirets 6 June 2016 07: 20
    +8
    "In the eighties last century"

    And in what year was the article written? wink Thank you for the article, especially the cap on the barrel pleased. smile
  2. aszzz888
    aszzz888 6 June 2016 08: 05
    +1
    A very original trunk. And the plug on the trunk is beyond any competition. fellow (* by the way, where else does such a solution apply in small arms?)
    1. Dam
      Dam 7 June 2016 14: 29
      0
      People show the greatest originality of technical thought precisely in the tools for killing their own kind
  3. qwert
    qwert 6 June 2016 08: 11
    +1
    Quote: Vladimirets
    "In the eighties of the last century"
    And in what year was the article written?

    Sources from those times. Just Cyril missed.
    By the way, the mechanism is quite complicated, plus a clip on top. Not the most rational representative of self-exercises
  4. baudolino
    baudolino 6 June 2016 08: 54
    0
    I wonder how much time it took to clean such a mechanism?
  5. verboo
    verboo 6 June 2016 09: 29
    0
    Quote: Ryabov Kirill
    The muzzle end of the trunk, front sight and cover

    I imagine how many rifles were ruined by the fact that before shooting they forgot to remove the lid from the barrel.
    1. Vladimirets
      Vladimirets 6 June 2016 17: 24
      +1
      Quote: verboo
      how many rifles were ruined by the fact that before shooting they forgot to remove the lid from the barrel.

      Not at all, the obstacle behind the muzzle cut does not lead to rupture or swelling of the barrel, here, probably, a lot of caps were killed. Although, given how little the rifles themselves are made ...
  6. Bormanxnumx
    Bormanxnumx 6 June 2016 11: 23
    +1
    Quote: verboo

    I imagine how many rifles were ruined by the fact that before shooting they forgot to remove the lid from the barrel.

    The rifle felt fine, remember how in WWI they fired from rifles with a ramrod grenade, which is clearly much more inert than this "cap".
  7. Chever
    Chever 7 June 2016 01: 52
    +1
    Interesting article. Post more similar articles about experienced weapons that are not part of mass production. good

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)

В восьмидесятых годах прошлого века большинство развитых стран только осваивало новейшие магазинные винтовки и лишь изучало возможности дальнейшего развития стрелкового оружия. Тем не менее, уже в 1888 году впервые в мире на вооружение была принята новейшая самозарядная винтовка. Первой страной, наладившей производство и эксплуатацию таких систем, стала Дания. Новое оружие было создано инженерами Вильгельмом Мадсеном и Юлиусом Расмуссеном.

В 1883 году армейский офицер В. Мадсен и директор Копенгагенского арсенала Ю. Расмуссен (позже сменил фамилию на Бьярнов) начали работу по созданию нового оружия, способного самостоятельно выполнять основные операции по подготовке к стрельбе. Ввиду отсутствия серьезных альтернатив было решено использовать автоматику, использующую отдачу ствола. Уже в 1886 году два оружейника завершили разработку перспективного проекта, после чего предложили его потенциальному заказчику в лице датской армии.

Новый проект подразумевал создание самозарядной винтовки под новейший унитарный патрон 8х58 мм R, разработанный для винтовки Крага-Йоргенсена. Это был патрон центрального воспламенения с метательным зарядом из бездымного пороха и пулей с закругленной головной частью (впоследствии появилась версия с остроконечной пулей). Такой боеприпас имел достаточно высокие характеристики, а также был лишен недостатков, характерных для патронов с черным порохом. Как следствие, он был весьма удобен для применения в новом самозарядном оружии, и оказал определенное влияние на успешное завершение проекта.


Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Винтовка модели M/1888


В ходе создания новой самозарядной винтовки В. Мадсен и Ю. Расмуссен предложили новый оригинальный вариант автоматики, использующий отдачу ствола. Новая система их разработки была реализована при создании новой винтовки, а в дальнейшем была взята за основу при разработке нового пулемета, который позже поступил на вооружение нескольких стран. Примечательно, что достаточно большую популярность получила автоматика, которая с нынешней точки зрения выглядит весьма необычно. Способ действия автоматики привел к появлению соответствующего названия проекта. По некоторым данным, новая винтовка до определенного времени обозначалась как Forsøgsrekylgevær («Экспериментальная винтовка с использованием отдачи»).

Винтовка Мадсена-Расмуссена была выполнена по стандартной для того времени схеме, однако имела некоторые отличия, связанные с применением оригинальной автоматики. Основной деталью оружия была металлическая ствольная коробка, соединявшаяся с другими агрегатами. Спереди с ней подвижно соединялся ствол, также предусматривались крепления для деревянного цевья. На задней части ствольной коробки имелась рамка для деталей ударно-спускового механизма и устанавливались крепления для приклада с шейкой без пистолетного выступа.

Ствольная коробка была выполнена в виде прямоугольного агрегата с подвижной крышкой вместо правой стенки. Для монтажа деталей и обслуживания механизмов крышка могла откидываться вбок и назад. В закрытом положении крышка фиксировалась защелкой. На нижней поверхности коробки предусматривался треугольный патрубок для выброса стреляных гильз. Левая стенка коробки оснащалась прямоугольной приемной шахтой системы боепитания.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Винтовка M/1888 с открытой ствольной коробкой


Внутри ствольной коробки предлагалось помещать набор различных деталей сложной формы с многочисленными выступами, зубцами и т.д. Кроме того, на внутренней поверхности ствольной коробки предусматривалось некоторое количество направляющих, пазов и выступов. При помощи взаимодействия различных участков разных деталей должна была обеспечиваться правильная работа механизмов по достаточно сложному алгоритму.

Винтовка Мадсена-Расмуссена первой версии получила необычную систему подачи патронов. Готовые к применению патроны должны были располагаться в обойме (ввиду особенностей работы оружия эту деталь также можно именовать пачкой), вставленной в пазы приемной шахты. Под собственным весом боеприпасы должны были опускаться внутрь шахты. В определенный момент цикла перезарядки специальный рычаг, помещенный внутри шахты, взаимодействуя с другими механизмами, должен был толкать патрон и подавать его на линию досылания. При следующей перезарядке механизм позволял новому патрону под собственным весом упасть внутрь шахты, после чего заталкивал его в ствольную коробку. Какие-либо кожухи, защищающие патроны, или пружины для их подачи внутрь оружия не предусматривались. Авторы проекта посчитали, что и в таком случае система будет иметь требуемую работоспособность.

Автоматика винтовки Forsøgsrekylgevær должна была работать за счет отдачи ствола при его длинном ходе. Использовать импульс отдачи для обеспечения работы автоматики предлагалось при помощи конструкции ствола и связанных с ним деталей. В передней части ствольной коробки подвижно крепился нарезной ствол калибра 8 мм, оснащенный возвратной пружиной. Последняя устанавливалась внутри деревянного цевья и должна была отводить ствол в крайне переднее положение в конце цикла перезарядки.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Внутренняя часть крышки ствольной коробки


К казенной части ствола жестко присоединялась деталь-рамка сложной формы с набором пазов и выступов, предназначенная для преобразования возвратно-поступательного движения ствола в движение других деталей автоматики. Основной задачей рамки, соединенной со стволом, было управление движением затвора. Последний крепился шарнирно и мог качаться в вертикальной плоскости. Примечательно, что в ходе перезарядки затвор должен был делать несколько перемещений вверх и вниз для извлечения гильзы, досылания патрона и запирания ствола. Слева сверху, рядом с шахтой для патронов, помещалась качающаяся рукоятка перезарядки, связанная с затвором.

Внутри затвора помещался подвижный ударник с собственной боевой пружиной. Управление работой ударника должно было осуществляться при помощи ударно-спускового механизма, большая часть деталей которого помещалась на задней рамке ствольной коробки. Вынесенный на шейку приклада спусковой крючок связывался с другими деталями при помощи длинной тяги. Конструкция УСМ обеспечивала стрельбу только одиночными выстрелами. Предусматривался неавтоматический предохранитель, блокировавший спуск.

Винтовка Мадсена-Расмуссена первого варианта получила рамочный прицел, размеченный для стрельбы на различные дистанции. Мушка помещалась на дульной части подвижного ствола. Винтовка оснащалась деревянной фурнитурой в виде приклада и цевья. Также предусматривалось применение штыка, однако он отличался малыми длиной и весом. Более крупный и тяжелый клинок мог нарушить работу автоматики.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Винтовка M/1888 с патронами


Изделие Forsøgsrekylgevær имело общую длину 1341 мм при 860-мм стволе. Вес оружия без боеприпасов достигал 4,95 кг. Автоматика винтовки, с учетом отсутствия возможности стрельбы очередями, имела техническую скорострельность на уровне 40-45 выстрелов в минуту.

Перед стрельбой из самозарядной винтовки Forsøgsrekylgevær конструкции В. Мадсена и Ю. Расмуссена боец должен был поместить в пазы приемной шахты обойму/пачку с несколькими патронами 8х58 мм R. Затем требовалось потянуть рукоятку перезарядки, взведя механизмы, и отключить предохранитель ударно-спускового механизма. После этого оружие было готово к стрельбе.

При производстве выстрела пороховые газы выталкивали пулю из ствола, а также создавали импульс отдачи. Двигаясь назад, ствол, сцепленный с затвором, приводил в действие механизмы оружия. Соединенная со стволом рамка при движении назад воздействовала на затвор, перемещая его вверх. При этом производилась экстракция стреляной гильзы, которая затем подавалась к нижнему патрубку для выброса за пределы винтовки. Гильза должна была выпадать вниз и назад, по направлению к скобе спускового крючка.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Приемная шахта для патронов, виден рычаг подачи


Далее автоматика опускала затвор, зеркало которого опускалось ниже уровня патронника. В этот момент производилась подача нового патрона из шахты в ствольную коробку с последующим выталкиванием его в направлении патронника. В конце цикла перезарядки ствол под действием возвратной пружины должен был перемещаться вперед и возвращать затвор в центральное положение. В таком виде затвор запирал канал ствола и допускал произведение выстрела. При следующем нажатии на спусковой крючок происходил новый выстрел с повтором цикла перезарядки.

Подобный алгоритм работы позволял винтовке отстрелять весь готовый к применению боекомплект без ручной перезарядки (при отсутствии неполадок). Вмешательство стрелка было необходимо только при израсходовании патронов из обоймы. В таком случае следовало извлекать пустую обойму, устанавливать новую и вновь взводить автоматику, после чего оружие могло продолжать стрельбу до выработки боекомплекта.

Новое оружие было предложено датской армии в 1886 году. Военные ознакомились с документацией по проекту и проявили к нему большой интерес. Было принято решение изготовить опытную партию винтовок Forsøgsrekylgevær, которую планировалось использовать в испытаниях. В 1888 году Копенгагенский арсенал получил заказ на сборку 70 винтовок нового типа. По году выпуска оружие получило обозначение M/1888. Винтовки первой партии до конца года были переданы военным для проведения испытаний и опытной эксплуатации.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Патрон 8х58 мм R, созданный для винтовки Krag-Jørgensen


Армия Дании занималась проверкой нового оружия в течение нескольких лет. Только в 1892 году командование приняло решение принять винтовку M/1888 на вооружение. Был размещен заказ на две сотни винтовок с поставкой в течение нескольких следующих лет. В силу разных причин Копенгагенский арсенал успел выпустить только 86 изделий M/1888, после чего их сборка прекратилась. Все изготовленные винтовки были переданы заказчику и распределены между некоторыми подразделениями сухопутных войск.

По другим данным, было изготовлено лишь полсотни винтовок опытной партии. Это оружие передали одному из пехотных батальонов, который должен был проверить его в условиях реальной службы в войсках. Согласно этой версии, военные высказали некоторые претензии к конструкции нового оружия, после чего не стали заказывать его серийное производство. Не слишком совершенные механизмы винтовки были подвержены загрязнениям, из-за чего винтовка M/1888 не могла полноценно использоваться пехотой. В то же время, не исключалось вооружение такими винтовками личного состава крепостей. Эксплуатация в фортах была связана с меньшим риском загрязнений и поэтому не предъявляла особо высоких требований к надежности оружия.

Так или иначе, выпуск винтовок Мадсена-Расмуссена Forsøgsrekylgevær M/1888 ограничился лишь несколькими десятками штук – от 50 до 156 единиц. Серийные образцы в течение некоторого времени использовались армией. При этом, ввиду малого количества выпущенных винтовок, это оружие так и не смогло потеснить другие образцы, состоявшие на вооружении. Основным оружием пехотинца датской армии по-прежнему оставались магазинные винтовки с ручной перезарядкой.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Винтовка M/1896


После завершения производства винтовок M/1888 стартовала разработка модернизированного варианта нового оружия. Авторы проекта решили уменьшить габариты и вес конструкции, а также улучшить различные системы и упростить эксплуатацию. В новом проекте самозарядной винтовки подразумевалось полное сохранение механизмов автоматики и их принципов действия при изменении некоторых внешних устройств.

Обновленная винтовка получила измененную ствольную коробку с верхней крышкой. На своем месте крышка фиксировалась при помощи поворотной защелки в задней части. Вместо открытой приемной шахты для установки обоймы/пачки на левой поверхности оружия появилось приемное устройство для однорядного неотъемного коробчатого магазина на 10 патронов. Подача патронов, как и ранее, должна была осуществляться под собственным весом. В стенках магазина имелись отверстия для контроля за расходом боеприпасов. Вместо небольшой рычага для перезарядки на верхней стороне оружия теперь предлагалось использовать более крупную деталь на правой стенке ствольной коробки. Для перемещения затвора и взведения оружия следовало тянуть за рычаг, проворачивая его ось.

Изменилась конструкция деревянной фурнитуры и связанных с ней агрегатов. Была значительно увеличена длина цевья, а также появилась верхняя накладка ствола. На переднем срезе деревянных деталей крепилась втулка, на которой неподвижно устанавливалась мушка. Такое нововведение позволяло снизить влияние перемещений ствола на пристрелку оружия. Также на втулке мушки имелось кольцо для крепления цепочки. На последней предлагалось помещать небольшую крышку ствола. Во избежание загрязнений оружия дульная часть ствола должна была закрываться специальной цилиндрической крышкой. Под цевьем устанавливалась складная сошка. В транспортном положении она укладывалась под цевьем поворотом назад.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Модернизированная ствольная коробка и новый рычаг заряжания


К задней части ствольной коробки теперь предлагалось крепить приклад новой конструкции с пистолетным выступом, способным улучшить удобство использования оружия.

После доработки общая длина винтовки уменьшилась до 1179 мм, ствол укоротили до 617 мм. Вес модернизированного изделия составлял 4,7 кг. За счет сохранения имевшейся автоматики параметры скорострельности остались на прежнем уровне. Надежность работы тоже не претерпела значительных изменений.

В 1896 году датские военные вновь заинтересовались разработками В. Мадсена и Ю. Расмуссена. Обновленный вариант самозарядной винтовки прошел испытания и смог привлечь внимание командования военно-морских сил. Было принято решение купить новое оружие для вооружения морской пехоты. Копенгагенский арсенал вновь получил заказ, на этот раз требовалось собрать 60 винтовок. Вскоре условия контракта были выполнены, и морская пехота смогла перевооружить часть своих подразделений. Новый вариант винтовки получил название Flaadens Rekylgevær M/1896 – «Флотская винтовка с использованием отдачи обр. 1896 г.»

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Коробчатый магазин


Винтовки Мадсена-Расмуссена двух моделей оставались на вооружении до начала тридцатых годов. Ряд подразделений армии и морской пехоты использовали такое оружие параллельно с другими системами, сначала с более старыми, а затем и с новыми образцами. Окончательно винтовки M/1888 и M/1896 были списаны только к середине тридцатых годов ввиду полного и безнадежного морального и физического устаревания.

До нашего времени дожило лишь несколько экземпляров винтовок Мадсена-Расмуссена двух моделей. Сохранившиеся винтовки хранятся в нескольких музеях и частных коллекциях, преимущественно в Дании.

После выполнения контракта с флотом В. Мадсен и Ю. Расмуссен приняли решение основать собственную фирму, которая должна была заняться производством нового оружия, в том числе для иностранных заказчиков. В 1898 году на международный рынок вооружений вышла компания Danish Recoil Rifle Syndicate. Новая организация несколько раз предприняла попытки предложить свои разработки зарубежным заказчикам, однако до определенного времени не могла никого заинтересовать.

Самозарядные винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена (Дания)
Дульная часть ствола, мушка и крышка


По некоторым данным, в начале XX века была предпринята попытка доработать существующую конструкцию самозарядной винтовки в соответствии с требованиями зарубежных армий. В результате этого появились несколько модификаций оружия под разные патроны. Известно об испытаниях такого оружия в ряде зарубежных стран, но эти проверки так и не привели к появлению новых заказов на серийное производство винтовок той или иной модели.

Параллельно с работами по самозарядной винтовке В. Мадсен и Ю. Расмуссен занимались созданием перспективного пулемета. Это оружие должно было использовать те же принципы работы и основываться на уже существующих решениях, узлах и агрегатах. В дальнейшем новый пулемет Madsen был принят на вооружение и пошел в серию. Вскоре это оружие заинтересовало несколько зарубежных государств и стало предметом ряда экспортных контрактов. Было создано несколько модификаций пулемета под разные патроны, которые использовались вплоть до середины XX века.

Самозарядные винтовки Мадсена-Расмуссена M/1888 и M/1896 не получили широкого распространения и были выпущены в количестве нескольких сотен единиц. Тем не менее, они позволили отработать и проверить на практике новый вариант автоматики на основе отдачи ствола, который позже нашел применение в новом стрелковом оружии. Таким образом, не самые популярные и массовые винтовки открыли дорогу многообещающему направлению развития стрелкового оружия. Кроме того, винтовки В. Мадсена и Ю. Расмуссена стали первым оружием своего класса, сумевшим дойти до принятия на вооружение.


По материалам сайтов:
https://arma-dania.dk/
http://forgottenweapons.com/
http://world.guns.ru/
http://thefirearmblog.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Arma-dania.dk, Wikimedia Commons

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Владимирец 6 июня 2016 07:20
    "В восьмидесятых годах прошлого века"

    А статья в каком году писалась? wink За статью спасибо, особенно колпачок на ствол порадовал. smile
  2. a.s.zzz888 6 июня 2016 08:05
    Очень даже оригинальный ствол. А затычка на стволе - вне всякой конкуренции. fellow (* кстати, а где ещё применяется подобное решение в стрелковом оружии?)
    1. Damm 7 июня 2016 14:29
      Люди проявляют наибольшую оригинальность технической мысли именно в орудиях для убийства себе подобных
  3. qwert 6 июня 2016 08:11
    Цитата: Владимирец
    "В восьмидесятых годах прошлого века"
    А статья в каком году писалась?

    Источники из тех времен. Просто Кирилл пропустил.
    Кстати механизм достаточно сложноватый, плюс обойма сверху. Не самый рациональный представитель самозарядок
  4. baudolino 6 июня 2016 08:54
    Интересно, сколько времени уходило на чистку такого механизма?
  5. verboo 6 июня 2016 09:29
    Цитата: Рябов Кирилл
    Дульная часть ствола, мушка и крышка

    Я себе представляю, сколько винтовок было угроблено тем, что перед стрельбой забывали снять крышку со ствола.
    1. Владимирец 6 июня 2016 17:24
      Цитата: verboo
      сколько винтовок было угроблено тем, что перед стрельбой забывали снять крышку со ствола.

      Нисколько, препятствие за дульным срезом не приводит к разрыву или вздутию ствола, вот крышечек угробили, наверно, много. Хотя, учитывая насколько мало произведено самих винтовок...
  6. BORMAN82 6 июня 2016 11:23
    Цитата: verboo

    Я себе представляю, сколько винтовок было угроблено тем, что перед стрельбой забывали снять крышку со ствола.

    Нормально винтовка себя чувствовала, вспомните как в ПМВ стреляли из винтовок шомпольной гранатой которая явно намного инертней данной "крышечки".
  7. Шевер 7 июня 2016 01:52
    Интересная статья. Постите побольше подобных статей про опытное оружие, не вошедшее в серийное производство good

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня