Настоящая «царь-пушка»: 305-мм железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12

«Царь-пушка», являющаяся одним из символов московского Кремля, знакома многим как одна из знаковых достопримечательностей российской столицы. Однако принять участие в боевых действиях данной бомбарде не пришлось, хотя, как выяснилось при исследованиях, из нее все же как минимум один раз стреляли. Так или иначе, это больше памятник, привлекающий туристов и имеющий декоративное значение. Но это не значит, что в нашей стране не создавались артиллерийские системы, которые не только могли бы гордо называться «царь-пушками», но и широко использовались в боевых действиях. К таким системам смело можно отнести ТМ-3-12.

ТМ-3-12 довольно легко расшифровывается: транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов. Речь идет о 305-мм железнодорожном артиллерийском орудии образца 1938 года. Эта железнодорожная сверхтяжелая артиллерийская система была оснащена некоторыми частями и механизмами, снятыми с башен линкора «Императрица Мария», который затонул 20 октября 1916 года при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Известно лишь, что на корабле произошел взрыв порохового погреба, но что стало его причиной так и не удалось установить. Существует широко распространенное ошибочное мнение о том, что орудия для данной артиллерийской системы были взяты с того же затонувшего линкора, но это не так. Орудия для создания данной артиллерийской установки были заимствованы из старых дореволюционных запасов, которые были предназначены для недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил». Именно такой информацией располагает Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенный в Москве. Стоит отметить, что до наших дней сохранились все три построенных установки ТМ-3-12. Одна из них находится в вышеупомянутом музее на Поклонной горе, вторая в Музее железнодорожной техники имени В. В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, третья находится на территории форта «Красная горка» на территории Ленинградской области.

Настоящая «царь-пушка»: 305-мм железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12



Всего в СССР было выпущено три таких железнодорожных сверхтяжелых артиллерийских системы, которые были сведены в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. Дивизион состоял из 5 отдельных эшелонов, три из которых были боевыми, в состав которых были включены сами артиллерийские транспортеры ТМ-3-12, один эшелон был оснащен средствами ПВО, а еще один являлся подвижной базой. В составе дивизиона данные установки приняли участие в Советско-финской, а также Второй мировой войне. Для перевозки и обслуживания дивизиона из трех установок ТМ-3-12 необходимо было 110 единиц подвижного состава и 459 человек личного состава.

В октябре 1930 года на ЛМЗ — Ленинградском металлическом заводе было образовано Центральное конструкторское бюро судостроения (ЦКБС-3), которое под руководством А. Г. Дукельского приступило к разработке серии железнодорожных транспортеров, предназначенных для размещения крупнокалиберных орудий береговой обороны. В рамках этих работ были созданы установки ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12. Проектирование железнодорожной артиллерийской установки ТМ-3-12 началось в 1935 году тем же конструкторским коллективом, который на тот момент сменил название на ЦКБ-19. Окончательный проект транспортера был готов в мае 1936 года. Производство установок было налажено в город Николаеве на заводе имени Марти. Их изготовление задерживалось по ряду объективных причин: первая установка была готова — 1 июля 1938 года, вторая — 1 декабря 1938 года, третья и последняя из установок была готова 1 января 1939 года.

С 21 по 23 июля 1938 года на НИМАП проводились испытания первой установки. При этом были обнаружены и выявлены недостатки ее схемы электрооборудования. В последующих двух установках этот недостаток был устранен, помимо этого с целью облегчения конструкции транспортеров ряд деталей был выполнен вместо стали из дюралюминия. В январе 1939 года все установки прошли второй этап испытаний, после чего началась их подготовка к войсковым испытаниям. С 20 по 30 августа 1939 года все три железнодорожных транспортера ТМ-3-12 прошли полигонные испытания, кроме испытаний стрельбой. К 7 февраля 1940 года установки прошли испытания стрельбами на Ржевском полигоне, после чего официально были приняты на вооружение. По другим данным под Ленинград они убыли уже в январе 1940 года.

Настоящая «царь-пушка»: 305-мм железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12


Железнодорожная сверхтяжелая артиллерийская система ТМ-3-12 успела принять участие в Советско-финской войне. Эти артиллерийские установки использовались для обстрела мощных защитных сооружений линии Маннергейма, а также обстреливали Выборг. Огонь велся с хорошо известной жителям Санкт-Петербурга круговой железнодорожной ветки Сестрорецк — Белоостров, которая была введена в строй в 1896 году. Данная ветка идеальным образом подходила для действия данных артиллерийских систем. После завершения войны установки были переправлены на полуостров Ханко, который СССР получил от Финляндии в аренду на 30 лет по условиям заключенного мирного соглашения. Здесь была создана первая для Советского Союза зарубежная военно-морская база.

Именно здесь установки встретили начало Великой Отечественной войны. Своим артиллерийским огнем 305-мм железнодорожные установки подавляли финские огневые точки, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможности боевым кораблям ВМС Финляндии вести прицельный обстрел полуострова Ханко. За время оборонительных боев (оборона Ханко длилась с 22 июня по 2 декабря 1941 года), они произвели 108 стрельб по противнику израсходовав примерно 570 снарядов (по другим данным — 625). Эвакуировать эти громоздкие установки с полуострова в условиях войны не представлялось возможным, поэтому перед эвакуацией базы их частично демонтировали, частично они были уничтожены личным составом путем организации подрывов.

Несмотря на это, в период с июня 1942 по июль 1943 года финскому ремонтному отряду удалось восстановить транспортеры ТМ-3-12 и вернуть их в строй. После выхода Финляндии из войны по условиям заключенного перемирия все ее трофеи, которые были захвачены у Советского Союза, подлежали немедленному возврату. В январе 1945 года в боеспособном состоянии СССР получил назад три транспортера ТМ-3-12. Данные 305-мм железнодорожные артиллерийские установки вошли в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады. На вооружении они оставались вплоть до 1961 года, после чего были отправлены на консервацию.

Настоящая «царь-пушка»: 305-мм железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12


По своей конструкции транспортер ТМ-3-12 представлял собой дальнейшее развитие железнодорожных артиллерийских установок, разработанных ранее специалистами ЦКБС-3, речь идет о ТМ-1-14 (356 мм) и ТМ-2-12 (305 мм). В качестве прототипа было решено использовать транспортер ТМ-2-12, но предназначенное для установки на ТМ-3-12 12-дюймовое орудие обладало существенно большей длиной (52 калибра вместо 40 калибров у орудия ТМ-2-12). Для обеспечения заданного техническим заданием наибольшего угла возвышения в 50 градусов в конструкцию нового транспортера разработчикам пришлось включить механизм подъема станка орудия в боевое положение. При этом советские конструкторы учли достаточно негативный опыт использования электромеханического привода подъема станка, реализованный на железнодорожной артиллерийской установке ТМ-1-14, использовав на этот раз гидравлический привод. Помимо повышения надежности работы механизма подъема станка, такой шаг позволил сократить время, которое было необходимо для выполнения данной операции, с 15,4 до 8,5 минут.

Также была заново разработана и схема подачи к орудию полузарядов и снарядов. Прежде всего, в вагон-погреб была введена снарядная тележка, которая каталась по рельсам в проходе между стеллажами. Тележка, нагруженная снарядом, выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба. Полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам, после чего вручную загружались в кокор. Подъем кокора с помощью кранов был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки. По этой причине в конструкции транспортера ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки, снабдив ее лебедкой, необходимой для подъема кокора, эта лебедка и заменила собой подъемные краны. Но краны все же решили сохранить, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа обладала еще одной лебедкой и тележкой для горизонтального перемещения кокора. Стоит отметить, что ТМ-3-12 стал первым транспортером, где процесс досылания стал полностью автоматическим. Так на ТМ-1-14 пневматически досылался только снаряд, а полузаряды досылались вручную. На установке ТМ-2-12 броском досылались и снаряд, и полузаряды, но последние просто не доходили до своего места в каморе орудия, поэтому окончательная досылка все равно осуществлялась в ручном режиме. И лишь в ТМ-3-12 досылка была полностью автоматической и производилась броском зарядного стола. Это положительным образом отразилось на скорострельности установки: один выстрел у ТМ-1-14 занимал примерно 40 секунд, у ТМ-2-12 — 35 секунд, у ТМ-3-12 — 30 секунд, что позволяло производить до двух выстрелов в минуту.

Настоящая «царь-пушка»: 305-мм железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12


Еще до прибытия установок ТМ-3-12 под Ленинград в январе 1940 года, под городом в обстановке строжайшей секретности шло строительство поворотных площадок для кругового обстрела и железнодорожных подъездов к ним. Основным способом ведения огня для тяжелых советских железнодорожных артиллерийских установок была стрельба с основания, представлявшего собой бетонный массив с размерами 16х16х3 метра на железном каркасе. Транспортер по рельсам, которые были вмурованы в бетон, заезжал на такое основание. После этого с транспортера опускался опорный цилиндр, который болтами крепился к бетонному основанию. Затем из-под транспортера выкатывались тележки, и он опирался уже лишь на возимое основание (тот самый цилиндр), а также два задних катка. Строительство подобного сооружения обычно велось несколько недель. При этом установка превращалась из железнодорожной в обычную береговую и получала возможность ведения кругового обстрела, что имело особенно важное значение при стрельбе по движущимся целям.

Был у артиллерийской установки и дополнительный метод стрельбы — непосредственно с колес. Так как угол горизонтального наведения 305-мм орудия на железнодорожной установке не превышал 5 градусов, стрельба обычно осуществлялась со специально построенных железнодорожных веток, которые назывались «усами». Радиус закругления данных усов составлял 500 метров. Для того чтобы изменить угол горизонтального наведения орудия на 10 градусов, транспортер ТМ-3-12 должен был проехать по ветке несколько десятков метров вперед или назад.

В боекомплект артиллерийской установки входили как старые бронебойные и фугасные снаряды образца еще 1911 года массой 470 кг, так и более новые боеприпасы. К новым боеприпасам, которые были приняты на вооружение в 1928 году, относили фугасный дальнобойный снаряд массой 314 кг. Этот же снаряд использовался для стрельбы из артиллерийских установок ТМ-2-12. Однако в данном случае, благодаря существенно большей длине ствола орудия, начальная скорость снаряда возросла до 950 м/с (против 823,5 м/с у ТМ-2-12), что позволило уверенно поражать цели, расположенные на удалении в 29 632 метра.

Тактико-технические характеристики ТМ-3-12:

Габаритные размеры: длина — 33,9 м, ширина — 2,9 м, высота — 4,8 м.
Масса в походном положении — 340 тонн.
Калибр — 305 мм.
Длина ствола — 52 калибра, 15,85 м.
Ресурс ствола — 400 выстрелов.
Скорострельность — 1,8-2 выстр./мин.
Наибольший угол возвышения орудия, град. — +50°.
Угол склонения, град. — -2,5°.
Угол горизонтального наведения, град. — 5°.
Масса фугасного снаряда — 314 кг.
Начальная скорость снаряда — 950 м/с.
Максимальная дальность стрельбы — 29 632 м.

Источники информации:
http://zonwar.ru/artileru/rail_guns/305-mm_tm3-12.html
http://www.museum.ru/C8379
http://северная-линия.рф/2014/09/26/сверхтяжёлая-железнодорожная-артилл
http://www.popmech.ru/design/45843-tsar-pushka-2-sukhoputnyy-linkor
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 41
  1. bionik 9 июня 2016 06:30
    Советская 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 на позиции в Ленинградской области.
    1. bionik 9 июня 2016 06:32
      Советская 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 на позиции в Ленинградской области.
    2. Mysmart_balance 12 июня 2016 23:10
      http://mysmart-balance.ru/
  2. Ментор 9 июня 2016 06:45
    Орудия для создания данной артиллерийской установки были заимствованы из старых дореволюционных запасов, которые были предназначены для недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил».

    "Измаилы" должны были вооружаться 356-мм орудиями. И их орудия стояли на транспортерах ТМ-2-14. После такого ляпа читать дальше уже неинтересно. И если уж писать про "Царь-пушку" СССР, то стоит описать 500-мм орудие, ствол которого был готов перед самой войной. Статье "минус" за верхоглядство и грубейшие ошибки.
    1. Верден 9 июня 2016 11:30
      Цитата: Ментор
      Измаилы" должны были вооружаться 356-мм орудиями.
      В этом отншении полностью с вами согласен.
      о стоит описать 500-мм орудие, ствол которого был готов перед самой войной.
      Насколько я курсе, перед войной были разработаны не пушки, а 500 мм мортиры. Бетонобойный снаряд такого орудия пробивал железобетонный свод толщиной более четырёх метров. Самой мощной пушкой, воевавшей во время ВОВ на стороне СССР было 406 мм орудие, разработанное для линкоров Советский Союз. Первый созданный образец вёл огонь с Артиллерийского полигона под Ленинградом. Снаряд массой 1108 кг пушка Б-37 посылала на дальность 45,5 км.
    2. torp 11 июня 2016 17:42
      Ещё автор не осветил тему про то что на Ханко стволы были повреждены и фирны новые стволы сняли с угнанных белогвардейцами во Францию кораблей ! Им эти стволы передали их тогдашние союзники немцы !
  3. амурец 9 июня 2016 06:45
    <<Несмотря на это в период с июня 1942 по июль 1943 года финскому ремонтному отряду удалось восстановить транспортеры ТМ-3-12 и вернуть их в строй. После выхода Финляндии из войны по условиям заключенного перемирия все ее трофее, которые были захвачены у Советского Союза, подлежали немедленному возврату. В январе 1945 года в боеспособном состоянии СССР получил назад три транспортера ТМ-3-12. Данные 305-мм железнодорожные артиллерийские установки вошли в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады. На вооружении они оставались вплоть до 1961 года, после чего были отправлены на консервацию.>> Почему-то
    автор не уточняет,что тела орудий,которые финны использовали при ремонте транспортёров, были сняты французами с линкора "Генерал Алексеев" в Бизерте, при разборе корабля на металлолом.Ссылки:Брагин."Пушки на рельсах".Амирханов,"Морские пушки на железной дороге".
    1. Монархист 19 июня 2016 22:06
      Возможно,не знал или в спешке упустил,а вобщим статья получилась хорошей
  4. Uncle Lee 9 июня 2016 07:03
    Мощь ! Железнодорожный линкор !hi
  5. kugelblitz 9 июня 2016 07:29
    Кстати в статье почему то не показали возможность стрельбы со стационарной позиции. Именно для них и была разработана данная артсистема, для полного кругового обстрела. Тележки выкатывались. Отсюда и внешняя громозкость по сравнению с немецкими системами, так как оные разворачивались на специальном поворотном круге, что сильно усложняло и удорожало батарею. Наши позаимствовали этот станок у американских береговых артсистем ПМВ, что в принципе считаю правильным, простая конструкция стационарных позиций, которые не так жалко потерять при отступлении и при возможности быстро возвести новые.





    1. qwert 9 июня 2016 12:43
      Цитата: kugelblitz
      Кстати в статье почему то не показали возможность стрельбы со стационарной позиции. Именно для них и была разработана данная артсистема, для полного кругового обстрела. Тележки выкатывались. Отсюда и внешняя громозкость по сравнению с немецкими системами, так как оные разворачивались на специальном поворотном круге, что сильно усложняло и удорожало батарею. Наши позаимствовали этот станок у американских береговых артсистем ПМВ, что в принципе считаю правильным, простая конструкция стационарных позиций, которые не так жалко потерять при отступлении и при возможности быстро возвести новые.

      Спасибо, а я то все время думал почему они инода без передних тележек. несуразно стоящие с задранным носом и кормой.
      1. kugelblitz 9 июня 2016 16:19
        Вот более четкая фотография орудия на стационарных позициях.



        У немцев был совсем другой принцип.

    2. Alexey RA 9 июня 2016 18:06
      Цитата: kugelblitz

      А это, кстати, предшественник ТМ-3-12 - установка ТМ-2-12 с орудием 305/40 (запасные стволы производства "Виккерс", заказанные для последней четвёрки ЭБР РИФ).
  6. qwert 9 июня 2016 07:29
    Цитата: Ментор
    "Измаилы" должны были вооружаться 356-мм орудиями. И их орудия стояли на транспортерах ТМ-2-14.
    Ну это широкоизвестный факт. Кстати, эти орудия были лучшими в своем калибре, и как не странно, даже превосходили те что англичане ставили на линкоры типа "Кинг Джордж" в конце тридцатых годов.
    Цитата: амурец
    Почему-то
    автор не уточняет,что тела орудий,которые финны использовали при ремонте транспортёров, были сняты французами с линкора "Генерал Алексеев" в Бизерте, при разборе корабля на металлолом.Ссылки:Брагин."Пушки на рельсах".Амирханов,"Морские пушки на железной дороге".
    А я об этом читал у какого-то французского автора.
    1. yehat 10 июня 2016 16:29
      Цитата: qwert
      Кстати, эти орудия были лучшими в своем калибре, и как не странно, даже превосходили те что англичане ставили на линкоры типа "Кинг Джордж" в конце тридцатых годов.

      ничего странного нет. орудия кинг джорж пятых были изготовлены по устаревшей проволочной технологии, а у русских орудий она была другая и более надежная.
      А что касается орудий 356 мм для Измаила, то до конца ВМВ никто не создал ничего лучше.
      Американцы на свои линкоры ставили те же, немного измененные орудия, документацию по которым присвоили, когда царская россия заказала изготовление 356мм орудий у них. Однако, по баллистике они были ХУЖЕ, чем 356мм орудия и не мудрено - царская Россия потратила больше 15 лет для разработки этой технологии.
  7. Цой 9 июня 2016 07:34
    мда... такой штукой по воробьям не постреляешь... спасибо за статью.
  8. Старый26 9 июня 2016 08:26
    Статье ПЛЮС, хотя некоторые неточности есть, в частности упоминания калибра "Измаила"
    1. УВБ 9 июня 2016 08:42
      Цитата: Старый26
      хотя некоторые неточности есть

      Это не неточность а абсолютная чушь по поводу орудий с "Измаила", полностью согласен с Ментор. Эти орудия использовались в установках ТМ-1-14. В ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны имелось две трех-орудийные батареи: номер 6 на Дальнем Востоке и номер 11 на южном побережье Финского залива в составе 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады. 6-я батарея в течение всей войны не принимала непосредственного участия в боевых действиях, в то же время 11-я батарея активно использовалась при обороне Ленинграда, ведя контрбатарейную борьбу и обстреливая районы сосредоточения немецко-фашистских войск.
      Все шесть железнодорожных установок были сняты с вооружения в 1952 году.
      1. qwert 9 июня 2016 12:44
        Цитата: УВБ
        Все шесть железнодорожных установок были сняты с вооружения в 1952 году.

        И совершенно напрасно. Ох, уж это увлечение ракетами товарища Хрущева
  9. нивасандер 9 июня 2016 08:48
    под Кенигсбергом эти пушки произвели не менее тысячи выстрелов
    1. стас57 9 июня 2016 10:25
      про тысячу- осетр конечно был сильно меньше(Так, 305/40-мм пушка выдерживала 300 выстрелов, 305/52-мм 200, а 356/52-мм всего 150. После указанного числа выстрелов орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»), где производилась замена внутренней трубы операция, которая обычно длилась несколько месяцев), но вообще да, Любаву и Кениг они обстреливали, это факт
      1. qwert 9 июня 2016 12:45
        Цитата: стас57
        про тысячу- осетр конечно был сильно меньше(Так, 305/40-мм пушка выдерживала 300 выстрелов, 305/52-мм 200, а 356/52-мм всего 150.

        Тоже хотел сказать, что у таких орудий живучесть ствола не очень большая, поэтому 1000 выстрелов выглядит очень сомнительной.
      2. faiver 9 июня 2016 19:28
        а у 180мм ж/д орудий такая же процедура по части стволов и тоже на несколько месяцев или по проще?
  10. кеп 9 июня 2016 09:08
    Интересная статья. Спасибо.
  11. Гончар 9 июня 2016 10:27
    Орудия для этих транспортеров действительно были из дореволюционных запасов, но конечно не Измаильских. Для линкоров типа Севастополь стволы изготавливались в двойном комплекте, для замены после расстрела. Часть этих запасных стволов и пошла на транспортеры.
  12. faiver 9 июня 2016 10:46
    Интересно на сколько выстрелов был рассчитан ствол орудия...
    1. стас57 9 июня 2016 11:33
      ак, 305/40-мм пушка выдерживала 300 выстрелов, 305/52-мм 200, а 356/52-мм всего 150. После указанного числа выстрелов орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»),
      1. faiver 9 июня 2016 13:09
        головняк приличный...
      2. амурец 9 июня 2016 13:20
        Цитата: стас57
        ак, 305/40-мм пушка выдерживала 300 выстрелов, 305/52-мм 200, а 356/52-мм всего 150. После указанного числа выстрелов орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»),

        Не буду уточнять по живучести стволов,для каждого вида снарядов она разная.Дальнобойный снаряд образца 1928года вчетверо сильнее изнашивал ствол. этими снарядами старались стрелять только в случае крайней необходимости. Стволы менялись на батареях.Примеры:замена стволов на 35-й батарее после взрыва во 2-й башне 17 декабря 1941года.Замена всех 4-х стволов на 30-й батарее,замена ствола на башенной батарее форта Красная Горка. И я не думаю, что транспортёры с ДВ возили через всю страну для замены стволов.Да стволы возили на перечисленные заводы для ремонта.Ссылки:http://www.bellabs.ru/30-35/35.html
        http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:305-%D0%BC%D0%BC_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B
        8%D0%B5_%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B
        7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1895_
        %D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
        Крепость Россия выпуск №3 там всё о 981-й батарее называемой Ворошиловской.Кстати там, на позициях батареи лежат запасные стволы после ремонта.
        1. Монархист 19 июня 2016 22:11
          Читайте Широкорада там много найдете информации
  13. Мартинес 9 июня 2016 13:29
    Автору статьи выражаю огромную благодарность. Многое интересного узнал про место службы своего деда.
    Мой дедушка, Чернокальцев Юлий Пантелеймонович, служил в 1-ой гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригаде разведчиком-корректировщиком.
    Прошел обе войны - «Зимнюю» и Великую Отечественную. Дважды был ранен, окончил войну в Кёнигсберге. Был награжден двумя Орденами "Красной Звезды".
  14. BORMAN82 9 июня 2016 13:53
    Цитата: qwert
    Цитата: Ментор
    "Измаилы" должны были вооружаться 356-мм орудиями. И их орудия стояли на транспортерах ТМ-2-14.
    Ну это широкоизвестный факт. Кстати, эти орудия были лучшими в своем калибре, и как не странно, даже превосходили те что англичане ставили на линкоры типа "Кинг Джордж" в конце тридцатых годов.

    Как не странно, орудия Измаила имели паритет с 14" Кинг Джорджа. Но не забывайте, что касательно морских бронебойных снарядов, англичане с 20-х гг. на месте не стояли.Рекомендую очень толковый сайт с информацие по морским орудиям разных стран http://www.navweaps.com/
  15. 2s1122 9 июня 2016 15:15
    А какой вес тротила в снаряде?
    1. Комментарий был удален.
  16. Ментор 9 июня 2016 17:24
    [quote=Верден][quote=Ментор]Измаилы" должны были вооружаться 356-мм орудиями.[/quote]В этом отншении полностью с вами согласен.[quote]о стоит описать 500-мм орудие, ствол которого был готов перед самой войной.[/quote]Насколько я курсе, перед войной были разработаны не пушки, а 500 мм мортиры. Бетонобойный снаряд такого орудия пробивал железобетонный свод толщиной более четырёх метров. Самой мощной пушкой, воевавшей во время ВОВ на стороне СССР было 406 мм орудие, разработанное для линкоров Советский Союз. Первый созданный образец вёл огонь с Артиллерийского полигона под Ленинградом. Снаряд массой 1108 кг пушка Б-37 посылала на дальность 45,5 км.[/quote
    Нет, не мортиры, именно гаубица. Сухопутчики заказали. Постараюсь найти свои заметки по пушкам особо большой мощности.
    1. Alexey RA 9 июня 2016 18:38
      Цитата: Ментор
      Нет, не мортиры, именно гаубица. Сухопутчики заказали.

      Точно гаубица. Иначе бы её назвали не ТГ-1, а ТМ-1. smile

      ЕМНИП, тогда заказали 2 типа установок:
      ТП-1 под 356-мм пушку со стволом в 54,4 калибра.
      ТГ-1 под 500-мм гаубицу со стволом в 27,7 калибра.

      Разработчик - небезызвестная "шарага" ОКБ-172.
  17. sgapich 9 июня 2016 23:00
    Фото с Поклонной горы.
    1. Комментарий был удален.
    2. BORMAN82 10 июня 2016 15:54
      Цитата: 2s1122
      А какой вес тротила в снаряде?

      Если Вы о фугасных снарядах, то в нашем больше. Только есть одно НО -основной снаряд применяемый против линкоров это бронебойный снаряд, поскольку концепция применения фугасов против тяжелобронированых морских целей негде не прижилась. В бр.снаряде Кинга 22кг. тротила в нашем 20,4кг. По энергетике выстрела бр. снарядом у Кинга 206,5мДж. Измаил 200мДж. Существенный выигрыш у измаиловских пушек был в сравнении с английскими ровесниками 14"/45 (35.6 cm) Marks II, IV and V, там наши уверенно лидировал в весе снаряда (747,5кг. против 631кг.) как и в энергетике выстрела (200мДж. против 170мДж.)
  18. BORMAN82 10 июня 2016 18:26
    Цитата: yehat

    ничего странного нет. орудия кинг джорж пятых были изготовлены по устаревшей проволочной технологии, а у русских орудий она была другая и более надежная.
    А что касается орудий 356 мм для Измаила, то до конца ВМВ никто не создал ничего лучше.
    Американцы на свои линкоры ставили те же, немного измененные орудия, документацию по которым присвоили, когда царская россия заказала изготовление 356мм орудий у них.

    Орудия КД5 не проволочные,а с цельным стволом-моноблоком, изготовлен­ным методом центробежного литья, в который вставлялся тонкий лейнер. И стволы для измаилов были произведены не в Америке, а а Англии на заводах "Виккерса".
  19. General70 10 июня 2016 21:39
    Интересно,как осуществлялось снабжение боеприпасами,для данной артсистемы,в условиях блокадного Ленинграда? sad hi Заранее благодарю за разъяснение
    1. Пришелец 13 июня 2016 03:31
      А никак. Снаряды для таких орудий вообще номерные, каждый следующий чуть больше предыдущего, из за износа лайнера. Изготавливаютя комплектом для каждого ствола, и видимо отправляются на позиции орудия вместе со стволом. С последним снарядом, ствол отправляется на завод, для ремонта.
  20. Объектив 11 июня 2016 08:15
    Господа! Спасибо за статью. Не подскажете какой ни будь интернет ресурс по артиллерии, где можно посмотреть систематизированный перечень арт систем второй мировой войны мелких стран. Чехословакии, Венгрии, Италии, Польши... Эдакую энциклопедию. Как ни пробовал найти - или СССР, или Германия, ну, США и Великобритания. Очень хочется повысить свой уровень в этом деле.
  21. BORMAN82 13 июня 2016 14:55
    Цитата: Пришелец
    А никак. Снаряды для таких орудий вообще номерные, каждый следующий чуть больше предыдущего, из за износа лайнера. Изготавливаютя комплектом для каждого ствола, и видимо отправляются на позиции орудия вместе со стволом. С последним снарядом, ствол отправляется на завод, для ремонта.

    Снаряды не номерные и все максимально одинаковые как по весу так и по диаметру. Номерными снарядами занимались немци в своей "Парижской пушке". Вопрос падения скорости снаряда при износе ствола решался внесением соответствующих поправок при стрельбе.
    1. Пришелец 13 июня 2016 17:30
      А, понятно. Не знал.
      Спасибо!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня