М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории

М3 (англ. Light Tank M3) — легкий американский танк периода Второй мировой войны, вошедший в историю под названием «Стюарт», которое ему было дано уже в Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. Данный танк является самым массовым и наиболее известным легким танком периода Второй мировой войны и самым массовым легким танком в истории мирового танкостроения. Эта боевая машина представляла собой прямое развитие американского легкого танка M2A4. Танк был разработан и серийно производился компаниями American Car and Foundry и Cadillac Car Division (филиал фирмы General Motors). В период с марта 1941 по июнь 1944 гг. танк производился серийно, неоднократно модернизируясь. Всего в США было собрано 23 685 танков данного типа.

Предыстория появления танка M3

К моменту начала Второй мировой войны армия США располагала двумя типами легких танков. На вооружении пехотных частей находилось 292 танка модификаций М2А2 и М2АЗ. Это были двухбашенные танки с пулеметным вооружение, с 12,7-мм в одной и с 7,62-мм пулеметом в другой башне. Наряду с ними в строю моторизованных кавалерийских частей имелось 112 танков М1 и М1А1. В этих танках точно такое же пулеметное вооружение было расположено в одной башне. Конструктивно такие танки обладали одинаковой ходовой частью, которая состояла применительно к каждому борту из 4-х опорных катков. Сблокированные попарно друг с другом в две балансирные тележки, опорные катки подвешивались на вертикальных буферных пружинах. Именно ходовая часть являлась, пожалуй, основным достоинством ничем особо не примечательных, а к моменту начала Второй мировой войны и порядком устаревших танков. Но работоспособность ходовой части действительно поражала воображение. В ноябре 1934 года танк Т5, который был прототипом М1, благополучно совершил испытательный пробег от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона общей протяженностью 1450 километров. Во время пробега средняя скорость танка составила 48 км/ч. Стартовав от арсенала Рок-Айленд 14 ноября, экипаж танка уже через 3 дня оказался в Вашингтоне, побив тем самым все рекорды скорости для гусеничных машин. В дальнейшем такая конструкция ходовой части использовалась на всех танках американского производства вплоть до 1945 года.


М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории
Легкий танк М2А4


Боевые действия, которые начались в Европе 1 сентября 1939 года, быстро продемонстрировали американским генералам бесперспективность исключительно пулеметного вооружения, что заставило ускорить проектные работы по созданию нового легкого танка, оснащенного артиллерийским вооружением. Так на свет появился танк М2А4. Первые легкие танки данного типа сошли с конвейера завода «Америкен Кар энд Фаундри» в мае 1940 года. Выпуск данных боевых машин был закончен в марте 1941 года, всего было собрано 365 танков данного типа. Еще 10 танков в апреле 1942 года произвела компания «Болдвин Локомотив Уоркс». М2А4 совмещал в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года, к примеру, являлись 5 примитивных смотровых лючков, расположенных по периметру башни), так и легких танков периода Второй мировой войны. Не оставив сколько-нибудь заметного следа в истории танкостроения, легкий танк М2А4 стал очень важной вехой в истории американской армии. С появлением в войсках данного танка в США совпало становление танковых дивизий. 15 июля 1940 года в США началось формирование 1-й и 2-й танковых дивизий, на вооружение которых и поступили новые легкие танки М2А4.

При этом легкие танки М2А4 изначально использовались главным образом в учебных целях. В бою этим машинам довелось побывать всего лишь раз — это произошло в конце 1942 года на острове Гуадалканал в Тихом океане, где они сражались с японцами в составе 1-го танкового батальона морской пехоты. Еще 4 таких танка по программе ленд-лиза получила Великобритания. При этом уже вскоре после выпуска первых танков М2А4 в США началось проектирование улучшенной версии данной боевой машины. В частности толщина лобовой брони башни и корпуса танка выросла, что повлекло за собой и рост массы боевой машины до 12 тонн. При этом чтобы хоть каким-то образом снизить удельное давление, ленивец решили положить на грунт. Данное решение американских инженеров позволило повысить устойчивость танка. Для более надежной защиты двигателя подвергли переделке и кормовую часть корпуса танка. Первый прототип нового легкого танка был создан на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд, и уже 5 июля 1940 года он был принят на вооружение под обозначением «легкий танк М3». Первые серийные танки М3 компания «Америкен Кар энд Фаундри» произвела в марте 1941 года, сразу же по завершении выпуска танка М2А4.

Легкий танк М3

Конструктивно легкий танк М3 «Стюарт» повторял своих предшественников, вобрав в себя и целый ряд недостатков, которые были присущи всем американским танкам периода 1930-х годов. К примеру, ширина танка лимитировалась размерами стандартного американского наплавного моста предвоенных лет. А короткий и высокий корпус не позволил разместить в танковой башне артиллерийскую систему калибром большим, чем 37 мм. Узкие гусеницы, которые были заимствованы у более легких танков, обусловили высокое удельное давление и ограниченную проходимость боевой машины по слабым грунтам.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


К основным достоинствам легкого танка М3 относили его очень высокую эксплуатационную надежность, а также прекрасные динамические характеристики. Достаточно мощным на момент создания было и вооружение, которое состояло из 37-мм пушки М6 и сразу пяти 7,62-мм пулеметов «Браунинг» М1919А4 (один пулемет был спарен с пушкой, второй являлся курсовым, два пулемета были расположены в бортовых спонсонах, а последний был зенитным).

Во время серийного производства боевой машины в ее конструкцию все время вносились изменения, в основном технологического характера. Так, к примеру, многогранная клепаная башня на машинах первых партий была заменена аналогичной по форме, но уже сварной башне, которую затем сменила так называемая «подковообразная» башня, боковые стенки которой были сформированы одним гнутым броневым листом. На танках М3 поздних выпусков корпус начали собирать с частичным использованием сварки. Начиная со второй половины 1941 года, на легком танке появился стабилизатор наведения 37-мм пушки в вертикальной плоскости, который многократно повышал точность стрельбы из орудия на ходу, однако в реальности этот довольно сложный механизм, требовавший специальной подготовки от экипажа, чаще всего просто отключался.

Корпус легкого танка М3 «Стюарт» изготавливался из катаных бронелистов на каркасе из уголков и полос при помощи клепки, при этом у танков более поздних выпусков он был частично сварным. Компоновка танка была следующей — с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии. Экипаж боевой машины состоял из 4-х человек — механика-водителя и его помощника (стрелка), располагавшихся в отделении управления, а также заряжающего с командиром, который также выполнял функцию наводчика, размещавшихся в двухместной танковой башне.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


Весь передний лист корпуса подбашенной коробки занимали смотровые окна механика-водителя и его помощника, данные окна полностью закрывались бронедверцами, откидывавшимися вверх. В дверцах были установлены триплексы. Смотровое окно механика-водителя танка «Стюарт» стыковалось с прямоугольным люком, расположенным в верхнем лобовом листе корпуса. Крышка данного люка откидывалась вперед и вниз, что позволяло экипажу осуществлять посадку в танк.

При этом достаточно комфортабельными являлись лишь места механика-водителя танка и его помощника, который по совместительству выполнял также обязанности стрелка из курсового пулемета. Сиденья двух этих членов экипажа имели спинки, которые регулировались по высоте и даже были оснащены ремнями безопасности. Так как у башни легкого танка М3 отсутствовал вращающийся полик, заряжающий и наводчик (он же командир) обходились вообще без сидений. В походе они располагались на снарядных ящиках с боекомплектом, крышки которых специально имели мягкие подушки, а в бою оба обслуживали орудие в стоячем положении.

Основным вооружением танка была 37-мм пушка М6 с длиной ствола 53,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда, выпущенного из этой пушки, составляла 884 м/с. На дистанции 500 ярдов (457 метров) бронебойный снаряд мог пробить гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 30 к вертикали; на дистанции 1000 ярдов (914 метров) — 46 мм и на дистанции 1500 ярдов (1327 метров) — 40 мм. Вертикальное наведение орудия на цель осуществлялось в ручном режиме при помощи установленного секторного механизма в диапазоне от 100 до +200. Грубое горизонтальное наведение также производилось в ручном режиме, причем маховик был расположен возле места заряжающего.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


С 37-мм орудием был спарен 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Всего пулеметов на танке было 5. Еще один танковый пулемет был установлен в шаровой установке верхнего лобового листа корпуса. Огонь из него вел помощник механика-водителя. Еще два «браунинга» были размещены в бортовых спонсонах. Возможность регулировки данных пулеметов в горизонтальной и вертикальной плоскости была сильно ограничена, по сути, наведение осуществлялось поворотом корпуса танка. Стрелял из этих пулеметов в спонсонах механик-водитель танка (или член экипажа, занявший его место) при помощи тросов в боуденовской оболочке. Пятый 7,62-мм пулемет являлся зенитным и предназначался для стрельбы по воздушным целям, он был установлен на борту башни сразу за командирской башенкой.

Ходовая часть легкого танка М3 «Стюарт» (на каждый борт) включала в себя 4 одинарных обрезиненных опорных катка, которые были сблокированы попарно в две балансирные тележки, которые были подвешены на двух вертикальных буферных пружинах; 3 обрезиненных поддерживающих катка; не обрезиненное направляющее колесо, которое также было подвешено на буферной пружине и снабжено натяжным механизмом винтового типа.

Свое боевое крещение легкий танк М3 «Стюарт» получил в Северной Африке и не под американским, а под английским флагом. Поражение английских войск на континенте и потеря ими практически 2/3 своих танков, заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить понесенные потери в танках за счет собственного производства британцы не могли. Первые «Стюарты» Великобритания получила уже в июле 1941 года, они поступили на вооружение 8-го Королевского Ирландского гусарского полка. К ноябрю того же года американскими машинами были вооружены уже все 3 полка 4-й танковой бригады.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


18 ноября 1941 года в 8 километрах от Габр-Салеха 8-й гусарский полк и 5-й королевский танковый полки данной бригады встретились с 5-м немецким танковым полком. В результате развернувшегося танкового боя британцы потеряли 11, немцы 7 танков (по другим данным исход для англичан был плачевнее, 23 на 8). В декабре 1941 года бригаду вывели в тыл, что позволило подвести некоторые итоги использования американских легких танков в боевых условиях. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий в пустыне из 166 «Стюартов» 4-й танковой бригады по техническим причинам вышли из строя всего лишь 12 машин. Англичане, которые постоянно мучились со своими очень капризными танками, были в восторге от «Стюарта».

Третьей после американской и английской армий по количеству танков «Стюарт» была Красная Армия, которая в рамках программы ленд-лиза получила 1232 легких танка модификаций М3 и М3А1: 972 танка в 1942 году и 255 в 1943 году. В нашей стране данные танки называли M3 «легкий» или просто М3л. При этом у советских танкистов машина особым успехом никогда не пользовалась. Несмотря на прекрасные динамические характеристики, танк выделялся своими большими габаритами, что усложняло маскировку. Помимо этого танк работал на дефицитном в Советском Союзе высокооктановом топливе. Заливать в него нужно было авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, либо в случае крайней необходимости другой бензин, но с октановым числом не ниже 82. Помимо всего перечисленного танк требовал тщательного и регулярного технического обслуживания, что было не в традициях советских зампотехов.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


Основные модификации танка:

M3. Самая первая модификация танка, вариант с клепанным корпусом и башней. В процессе серийного производства башня танка стала сварной, а ее форма была изменена — с многогранной на подковообразную. Танки поздних выпусков отличались наличием частично сварного корпуса. Часть танков отличалась наличием стабилизатора наведения пушки в вертикальной плоскости, а также дизельного двигателя Guiberson T-1020-4 мощностью 220 л.с вместо бензинового мощностью 250 л.с. Всего было выпущено 5811 танков M3.

МЗА1. Версия отличается тем, что на танке были ликвидированы командирская башенка, а также пулеметы, размещенные в бортовых спонсонах. Корпус, ходовая часть и силовая установка изменений не претерпели. Всего был изготовлен 4621 танк данного типа, из них 211 были оснащены дизельным двигателем Guiberson T-1020-4.

М3А3. Версия отличалась полностью сварным корпусом, который получил новую форму со скошенными скулами. Башня обзавелась развитой кормовой нишей, в которой была установлена радиостанция. Вооружение, ходовая часть и силовая установка — те же, что и у танка МЗА1. Всего было изготовлено 3593 танка данного типа (с учетом дополнительного выпуска).

М5. Версия отличалась новой силовой установкой, которая состояла из двух карбюраторных 8-цилиндровых двигателей Cadillac Series 42 V8 суммарной мощностью 220 л.с., а также наличием автоматической коробки переключения передач Cadillac Hydra-Matic. Также выделялась новым полностью сварным корпус с максимальной толщиной лобовой брони 63-мм. Башня танка и его ходовая часть остались теми же, что и у М3А1. Всего было изготовлено 2076 танков данного типа.

М5А1. версия танка М5 с башней от М3А3. Помимо этого, было введено броневое прикрытие установки зенитного пулемета, на корме башни появился ящик для снаряжения, опорные катки стали штампованными. Всего было изготовлено 7585 танков данного типа (с учетом дополнительного выпуска).

Оценка танка M3

Невысокие оценки боевых качеств «Стюарта» были во многом обусловлены его неправильным применением. Вторая мировая война продемонстрировала непригодность всех легких танков того периода к бою даже со средними машинами противника. Уже к 1942 году 37-мм пушка танка М3 оказалась почти бессильной против увеличившегося лобового бронирования новых модификаций немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Это вынуждало использовать «Стюарты» во время фланговых атак и из засад, так как более слабую бортовую броню «троек» и «четверок» орудие танка М3 еще могло пробить на небольших дистанциях. Бортовую и кормовую броню появившихся позже «Тигров» и «Пантер» легкий танк M3 «Стюарт» мог пробить лишь в упор. Малый калибр орудия ограничивал и возможности боевой машины для поддержки пехоты, осколочные снаряды к 37-мм пушке были бессильны даже против полевых укреплений противника. По этой причине на тихоокеанском театре военных действий американские военные части переделывали «Стюарты» в огнеметные танки.

М3 «Стюарт»: самый массовый лёгкий танк в истории


Вызвало нарекание и бронирование, которое изначально задумывалось как исключительно противопульное. Броня танка обеспечивала полноценную защиту экипажа от огня крупнокалиберных пулеметов, на некоторых дистанциях — 20-мм пушек. Только в лобовой проекции существовала вероятность отбить снаряд немецкой 37-мм пушки или тяжелых японских противотанковых ружей. От огня из орудий более крупных калибров она не защищала вообще. По свидетельствам очевидцев, в случае попадания в танк 88-мм снаряда «Тигра», M3 «Стюарт» в буквальном смысле разрывало на куски. Усугубляли положение и сравнительно большие габариты легкого танка, которые делали его удобной мишенью на поле боя и затрудняли маскировку на местности.

Гораздо лучше подвижный, маневренный, быстрый и надежный «Стюарт» был приспособлен к роли танка-разведчика. Но высокая скорость также имела свою цену — высокое потребление бензина авиационным мотором. До появления на М3 дополнительных сбрасываемых топливных баков запас хода по шоссе не превышал 113 километров. Незначительно лучше дело обстояло с дизельными двигателями, но данные варианты в американской армии почти не использовались.

Тактико-технические характеристики M3 Stuart:

Габаритные размеры: длина — 4,43 м, ширина — 2,47 м, высота — 2,64 м.
Боевая масса — 12,68 т.
Бронирование: лоб корпуса — 16-44 мм, лоб башни — 38 мм, борта и корма корпуса и башни — 25 мм, крыша — 13 мм, днище — 10-13 мм.
Вооружение — 37-мм пушка M6 и 5х7,62-мм пулеметов M1919A4.
Боезапас — 103 снаряда и 8270 патронов.
Силовая установка — авиационный 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель «Континенталь» W-670-9A мощностью 250 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) — 58 км/ч.
Запас хода (по шоссе) — 113 км.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://las-arms.ru/index.php?id=465
http://vspomniv.ru/Stuart.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/stuart/stuart1.php
http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/.../152-m3-stuard
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. костя андреев 14 июня 2016 06:45
    И после вот этого,кто то говорит, что БТ и Т-26 устаревшие.
    1. gla172 14 июня 2016 07:07
      Согласен про БТ....
    2. стас57 14 июня 2016 09:51
      Цитата: костя андреев
      И после вот этого,кто то говорит, что БТ и Т-26 устаревшие.

      ну вообще устаревшие-слабая броня, слабый мотор и подвеска(тупик модернизации), 3 члена экипажа.
      Т50, Т60, Т70 были на голову выше.
      1. Kenneth 14 июня 2016 11:01
        Т60-70 эрзац малогодный и малоприменимый но дешевый.
        1. goose 14 июня 2016 13:04
          Цитата: Kenneth
          Т60-70 эрзац малогодный и малоприменимый но дешевый.

          Т-70М уже далеко не эрзац, с весьмая приличным вооружением и бронированием, если сравнивать с М3. Один Элефант был подбит именно из Т-70М. Малая высота танка позволяла реально передвигаться по полю боя не будучи в опасности от ПТО и подбираться к ним на расстояние до 400м, где шансы уже равны.
          1. Kenneth 14 июня 2016 13:57
            Такой же эрзац с двумя несчастными членами экипажа, один из который сидел в обнимку с двигателем и баками, а другой в одиночку управлялся с пушкой и командованием. За что и был снят с производства
    3. Alexey RA 14 июня 2016 10:43
      Цитата: костя андреев
      И после вот этого,кто то говорит, что БТ и Т-26 устаревшие.

      Не кто-то, а специалисты ГАБТУ. Причём относительно Т-26 такие разговоры начались уже во второй половине 30-х. Увы, но движок и подвеска, доставшиеся Т-26 в наследство от исходного "Виккерс-6т", почему-то очень плохо переносили рост массы танка в 1,5-2 раза. smile
      1. амурец 14 июня 2016 16:20
        Цитата: Alexey RA
        Не кто-то, а специалисты ГАБТУ. Причём относительно Т-26 такие разговоры начались уже во второй половине 30-х. Увы, но движок и подвеска, доставшиеся Т-26 в наследство от исходного "Виккерс-6т", почему-то очень плохо переносили рост массы танка в 1,5-2 раза.

        А эксперимент проводить не пробовали?Нагрузить на этих спецов по два мешка картошки и с полной выкладкой отправить в марш-бросок.В книге В.Емельяненко "В военном воздухе суровом" мне всегда нравился лозунг в конюшне,"Конь не мотор-он требует ухода."По моему и отношение к танкам было такое же,как к моторам.
        1. Alexey RA 15 июня 2016 09:38
          Цитата: амурец
          А эксперимент проводить не пробовали?Нагрузить на этих спецов по два мешка картошки и с полной выкладкой отправить в марш-бросок

          Так о чём спецы и говорили: если шасси, трансмиссию и движок 6-тонного пулемётного танка использовать для пушечного танка массой 9-10 тонн, то мы получим аккурат те же технические проблемы, что начали преследовать Т-26 в 1937 году. Не от хорошей жизни наши вели переговоры с чехами относительно их ЛТ.
          А тут ещё и Павлов подоспел - с испанским опытом боевого применения ЛТ и данными по французским танкам.
  2. Razvedka_Boem 14 июня 2016 07:25
    На дистанции 500 ярдов (457 метров) бронебойный снаряд мог пробить гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 300 к вертикали

    Ошибка в тексте. "под углом 300 к вертикали". Должно быть - под углом 30 градусов к вертикали.
  3. qwert 14 июня 2016 07:25
    А что было делать американцам? Тяжелый танк они создать вообще не могли. Средний М3 был полной ерундой. Приходилось штамповать М2. Кстати, интересно сравнивать его по размерам и бронированию с советскими легкими Т-70 и Т-80.
    1. Черкашин Иван 14 июня 2016 09:38
      Не совсем корректное сравнение выйдет. Да т70 был меньше М3, наверное это давало ему преимущество на местности. Броня и пушка для ЛТ тоже хороши, особенно для начала войны. Но есть одна очень серьезная проблема, экипаж из двух человек.
    2. voyaka uh 14 июня 2016 14:41
      "Кстати, интересно сравнивать его по размерам и бронированию с советскими легкими Т-70 и Т-80"////

      Можно сравнить с Т-34.
      Как видите, лоб корпуса Т-34 как был в 1940 - 45 мм, так
      и остался в 1945 - 45 мм.
      Башня у Т-34-85 получило сильное бронирование, а корпус
      - без изменений.
    3. Комментарий был удален.
  4. vietnam7 14 июня 2016 07:49
    Цитата: костя андреев
    И после вот этого,кто то говорит, что БТ и Т-26 устаревшие.

    У Драбкина ветераны воевавшие с первых дней войны признают что Бт не был устаревшим танком для своего времени, автору спасибо за фото к статье, хорошо бы еще подписи к ним, где и когда сделано фото, в любом случае вам плюс (хотя плюс мне не дали поставить) тогда спасибо за труд!
    1. Александр72 14 июня 2016 08:12
      Более того, мне доводилось читать о том, что в 1941 году многие танкисты (особенно в начальный период войны) предпочитали воевать на БТ-7 чем на Т-34, несмотря на тонкую броню и более слабое вооружение. Причина была в том, что БТ-шка была хорошо освоенным и знакомым танком, все "детские болезни" которого уже были устранены, а Т-34 была многим танкистам совершенно незнакомой машиной, к тому же еще весьма "сырой" и ненадежной. А закончили войну "устаревшие" БТ-7 и Т-26 в августе 1945 года на Дальнем Востоке, несмотря на то что танковые войска в массе своей уже были перевооружены на отработанные промышленностью, надежные и хорошо освоенные войсками Т-34-85 и ИС-2.
      Еще фото героя статьи:
    2. avt 14 июня 2016 09:28
      Цитата: vietnam7
      У Драбкина ветераны воевавшие с первых дней войны признают что Бт

      Не был , он просто на 7 номере исчерпал возможности дальнейшей модернизации , что и привело к созданию 34-ки.
      Невысокие оценки боевых качеств «Стюарта» были во многом обусловлены его неправильным применением.
      А этот шарабан как хочешь верти , ищи ему ,,специфические задачи",всё одно - слабая машина . Создана инженерами , которые по жизни отстали от своих европейских коллег и уж по какой причине не учитывали опыт европейцев - тема наверное отдельной статьи . Не намного выше их поднялись пожалуй только итальянцы - бронетехника тоже как то не их конёк .
      avt
      1. Alexey RA 14 июня 2016 11:04
        Цитата: avt
        Создана инженерами , которые по жизни отстали от своих европейских коллег и уж по какой причине не учитывали опыт европейцев - тема наверное отдельной статьи .

        А какой опыт европейцев в части ЛТ можно было учитывать на начало 1940 года?
        Французский с их AMR 35 и микроскопическими экипажами, в которых командир должен был быть восьмиглазым шестируком?
        Или британский с их пулемётными извращениями типа Light Tank Mk.VI и всякоразличными "Крузерами"?

        Немцы же играли за "плохих парней", и их опыт по части создания панцеров янки был менее доступен.
        1. avt 14 июня 2016 14:21
          Цитата: Alexey RA
          А какой опыт европейцев в части ЛТ можно было учитывать на начало 1940 года?
          Французский с их AMR 35 и микроскопическими экипажами, в которых командир должен был быть восьмиглазым шестируком?

          Ну давайте уж честно - франки неплохие машины делали и те же Сомуа вполне себе в линейных частях Вермахта доехали до Подмосковья.Ну не хуже чехов платформы делали
          Цитата: Alexey RA
          и всякоразличными "Крузерами"?

          Ну Крузак ,,Комета" у них нормально так мутировал во вполне приличные образцы . Хотя страсть анголов к заклёпкам и болтам конечно поражает . laughing
          Цитата: Alexey RA
          Немцы же играли за "плохих парней", и их опыт по части создания панцеров янки был менее доступен.

          Ой Вэй ! Таки не делайте людям смешно ! Просто посмотрите кто и как трудился на таки благо Рейха у автомобильной промышленности!Но не конёк были танки у амеров отсиживающихся за окиянами.
          avt
          1. Alexey RA 15 июня 2016 09:44
            Цитата: avt
            Ну давайте уж честно - франки неплохие машины делали и те же Сомуа вполне себе в линейных частях Вермахта доехали до Подмосковья.Ну не хуже чехов платформы делали

            В своей нише - хорошие (хотя тесные башни и маленькие экипажи). Но представьте себе "сомика", ведущего маневренные бои в той же Северной Африке. smile
            Цитата: avt
            Ой Вэй ! Таки не делайте людям смешно ! Просто посмотрите кто и как трудился на таки благо Рейха у автомобильной промышленности!Но не конёк были танки у амеров отсиживающихся за окиянами.

            Ну да, они всё больше по флоту были спецами.
            Хотя когда припёрло - с третьей попытки (М2 - М3 - М4) выдали таки нормальный "среднестатистический" СТ. Очень много нормальных СТ. smile
  5. kalibr 14 июня 2016 08:25
    Очень хорошая книга о Стюарте, только дорогая 95 долларов.
  6. стас57 14 июня 2016 10:14
    Заливать в него нужно было авиационный бензин с октановым числом не ниже 92, либо в случае крайней необходимости другой бензин, но с октановым числом не ниже 82.

    вместо американского бензина с октановым числом 80 для него было предложено использовать бензин Б-78, либо Б-70 с присадкой Р-9.

    Уже к 1942 году 37-мм пушка танка М3 оказалась почти бессильной против увеличившегося лобового бронирования новых модификаций немецких танков PzKpfw III и PzKpfw IV. Это вынуждало использовать «Стюарты» во время фланговых атак и из засад, так как более слабую бортовую броню «троек» и «четверок» орудие танка М3 еще могло пробить на небольших дистанциях. Б

    выяснилось, что советская 45-мм пушка, а также английская 2-фунтовая (40 мм) пушка не пробивают бронебойными снарядами плиты толщиной 50 мм. Что же касается 37-мм американской пушки M5, то она с дистанции 100 метров вполне спокойно пробивала и 50-мм лобовую плиту StuG III Ausf.B, и 50-мм (25+25 мм) лоб Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Мощности орудия вполне хватало, чтобы успешно бороться со всеми танками противника, выпускавшимися в 1941 году.
    http://warspot.ru

    1. костя андреев 14 июня 2016 13:43
      Расскажите какая методика применялась, я например не знаю, а то в одном случае применяют одну методику, а в другом другую. Потому как в вики таблица показывает, что пробивала, на расстоянии 457 м пробивала 52-57 мм (в зависимости от снаряда).
      Однако там написано "Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным".
      хотелось бы узнать по подробней, о методики!
      1. IImonolitII 14 июня 2016 23:45
        По советской - это данные по испытаниям танковых орудий ГАБТУ.
  7. AllXVahhaB 14 июня 2016 12:36
    Авиационный бензин для танка это круто, конечно...
    1. Комментарий был удален.
  8. code54 14 июня 2016 20:06
    Отличное фото!!!
  9. Ратник2015 14 июня 2016 23:02
    На мой взгляд конечно танк был в концепции конца 1930х, но как боевая машина в целом полное гуано. А уж с т.зр.сложности в эксплуатации.
  10. serverny 14 июня 2016 23:31
    Цитата: Alexey RA
    Немцы же играли за "плохих парней", и их опыт по части создания панцеров янки был менее доступен.

    Стыдно быть настолько слабо подкованным в матчасти. Почитайте на досуге, кому принадлежали немецкие производители движков, брони и бронетехники.
  11. фа2998 15 июня 2016 11:01
    Цитата: стас57
    ну вообще устаревшие-слабая броня, слабый мотор и подвеска(тупик модернизации), 3 члена экипажа.

    Вообще-то в БТ нагородили такое,что в бою совсем не пригодилось!Зачем ему колесный ход!Много они в ВОВ прошли на колесах?Путь модернизации-отказ от колесного хода-это дает значительную экономию массы(можно усилить броню),упрощенная технология и дешевизна!А мощное орудие и дизель на последних БТ уже пробовали.Очевидно у нас был Т-34,на нем и сосредоточились. hi
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня