Military Review

Kolossi - Crusader castle + sugar factory!

11
If you like hot summer and are not afraid of stuffiness, then you can advise to relax in Cyprus. This is not East with its own specifics, not everyone understands, but also not quite too well-groomed Europe. Something like Gagra, that is quite stuffy and humid, but when the wind is from the sea, it is quite tolerable. Although in July the heat may be under 50! Ayia Napa has great beaches, a wonderful sea, and there are a lot of interesting places in Cyprus. There are also knight castles there, because Cyprus played an important role in the era of the Crusades. One of them is Kolossi Castle in Paphos, where, by the way, there is one of the international Cypriot airports. The castle is very unusual, interesting, but the story about it should start with its stories. And its history is such that exactly when it was erected, alas, no one knows! According to one view, it was built in the 1210 year. But others claim that this happened later, namely in 1454, and it was built by the Knights of the Order of St. John of Jerusalem, that is, the Hospitallers. There is no fundamental difference, except that the second castle in this case, it turns out, was built on the ruins of the first, which is not the point. In any case, it is important that the Mamluks Turks attacked the island in 1425-1426 for years, and a strong lock was needed against them. And - yes, three and a half meters from the eastern part of the castle found the remains of an imposing wall: 19 m long, 4 m high, and thick 1.2 m, and with a gothic arch 2.4 m high and 1.35 m wide. Where it ends, found the remains of a tower of diameter 8 m.


Kolossi - Crusader castle + sugar factory!

Here it is, Kolossi Castle, in all its glory.

In the courtyard of the castle there is a well, so the archaeologists believe that it is also older than, in fact, the castle of Kolossi. There is still water in it, and its level is about 7.5 meters! Once it adjoined a stone staircase in an old castle, of which only six steps remained.


Here is the room inside the castle. Fireplaces are sealed, but the owner's coat of arms is visible from the side very well.

But the later part of the castle, belonging to the 15th century, was preserved just amazingly well! And this despite the strong earthquakes that now and then shake Cyprus. The height of the main tower 21 m, and the thickness of the walls in some places is one and a half meters!


Actually, this castle has no walls, only this main tower remains!

The first floor of the castle was divided into three compartments and was used as a food warehouse. There are still in his two rooms are water tanks. But on the next two floors, huge fireplaces remained in the rooms, which were used not only for heating, but also to prepare food. On one of the fireplaces, the coat of arms of Louise De Maniaca, who led the construction of the castle in 1454, is still visible.


Well.


On the second floor of the castle you can see a huge pictorial fresco (2.5 X 2.5 meters) with a crucifixion scene and images of Jesus Christ, the Virgin Mary and St. John. And in the lower left corner you can see the coat of arms of Luis de Maniac, so that people would not forget who his builder was!


Here it is - this coat of arms. What is not easier, so ... ancient!

As in many medieval European castles, the first floor did not have a turn to the second. There led a bridge, thrown from the stairs, and it was the only entrance up. The bridge itself was lifting and was raised on heavy iron chains. However, now this “system” is not functioning: when in 1933, the castle was repaired, the bridge was left to lie still.


Bridge to the second floor.

The main rooms were located on the third floor. There was a huge room of two rooms. Here, too, there is a large fireplace with the arms of De Maniak, who cared for his comforts so much that he ordered in the northern part of the castle to arrange for himself even a separate toilet in the thickness of the wall.


Entrance to the first floor and stairs to the second.


Inside the castle is not too light, but not hot.

Residential floors were communicated with a narrow spiral staircase. They were built in such a way that a person climbing up on them would go counter-clockwise. What for? But why, so that it would be inconvenient for him to wield a sword! And on the contrary, it was very convenient for those who were on top!


Here it is, this spiral staircase. Being at the top, waving a sword is convenient. Bottom - no!

The roof of the castle is flat and flat, and narrow loopholes are arranged all around its perimeter. An elegant balcony directly above the hanging bridge and the entrance to the castle was also made not for beauty. There is no floor in it, but there are wide slits looking down. It was through them that it was possible to throw stones at the heads of the attackers, and pour boiling olive oil and boiling tar - in a word, everything that is not very useful to a person!


“You can dance on the roof, and this is the main thing!” - it’s funny that I remembered these words from the song of two gangsters from the movie (very old!) About Carlson. But once on the roof of the Kolossi castle, one cannot say otherwise.


But this is the exit to the roof. And what about loopholes ?!

Going down, you need to go to the castle on the east side and look up. Almost in the very center of the wall you can see a beautiful marble panel in the shape of a large cross. In the center is the coat of arms of the Lusignan family, who ruled in Cyprus at the time when this castle was built there. The upper coat of arms on the left inside the shield is the coat of arms of the Kingdom of Jerusalem: a large cross framed by four small ones. The upper right is, in fact, the Lusignan coat of arms: a crowned lion is a ramp ("a rising lion") against the background of three horizontal "belts." Below, on the left, the coat of arms of the island of Cyprus is another red rampan lion on a golden shield. At the bottom right, the lion is also red, but on a silver background is the emblem of Armenia. All four parts of the shield demonstrate the power of the Lusignan kings: in fact, since 1393, the kings of Cyprus have also become the kings of Jerusalem and Armenia. This emblem was minted on Cypriot coins at that time.


"Armorial Cross" Lusignan.


In the photo this is not visible, but archaeologists say that just on this panel the year of construction of the castle is indicated - 1454. Louise de Maniak at that time was in charge of the construction of the castle, and his coat of arms is also present here, but at the very bottom of this cross (the man knew his place, so to speak!). Above all these coats of arms is visible an elegant crown, a symbol of royal power over the castle.

Land ownership, the center of which was Kolossi Castle, has long been considered one of the richest crusader estates. Already in 1468, the owners of the castle had to pay the treasury of the order, which was already in Rhodes, 4000 ducats income tax on income from this area - a very large amount for that time. And when in the 1488 year, all the ownership of the hospitallers, including the Kolossi region, was transferred to the management of the Venetian Cornaro family, they had a 41 village. Only from these villages the annual income reached 8000 ducats. Then George Cornaro managed to convince his sister, Queen Catherine Cornaro, to renounce Cyprus in favor of the Venetian Republic. True, when the Ottomans conquered the island in 1571, the Cornaro Kolossi family lost, although these lands remained in their possession according to titles. Rod Cornaro ended his existence in the 1799 year, but then the title and the land in the Kolossi area attempted, albeit unsuccessfully, to obtain for himself a certain Conte Mosenigo, who married one of the heirs of this genus.

Once again, the castle came alive 18 September 1959 of the year. Then an unusual ceremony was held here, led by the English Governor of Cyprus, Sir Hugh Foote, and the essence of which was to honor the memory of the Brothers-Hospitallers, who, as before, continued their charitable activities on the island as before. And here it should be noted that the Knights Hospitallers earned a lot just not with a sword, but thanks to the “sugar factory”, which was located right next to the castle!


And this is exactly the same "candle factory". He only did not make candles desirable for Fyodor’s father, but much more valuable sugar in the Middle Ages!

The fact is that in the XII century, many sugar cane plantations were divided into lands belonging to the castle. This reed requires a lot of water, but in Cyprus it is not enough, but just in this case there was enough water - it was taken from the Kuris River, which flowed very close. Initially, the plantations belonged to John, then were rented by the Venetians. But there was not enough water, and because of the water, they both quarreled, litigation began, and as a result, the Hospitaller had to abandon these profitable plantations in favor of the Venetians, Martini brothers. That it was worth it was obvious. Indeed, until the XIX century, sugar was produced only from sugar cane. Initially, it began to grow in India and Indochina, and then in China. The first sugar cane sugar learned to extract the Arabs. Cane sugar came to Europe along with the crusaders who had returned, but only Cyprus, Rhodes, Crete and Sicily were suitable for its cultivation near Europe.

In Cyprus, sugar cane came from Egypt in the 10th century and was the main agricultural crop of the island until the 16th century. Only in Kolossi and Akrotiri, about 400 people worked at the enterprises for its processing! Ready sugar was sold to Europe and exported to Beirut.


The “plant” was built on the east side of the castle and was a room of three rooms in 150 sq.m. Here you can see the remains of the old mill, where crushed reed. On the southern wall of the “factory” there is an inscription that this building was put in order in 1591 year, “when Murad was a pasha of Cyprus,” that is, during the Ottomans. The Turks also built a huge water pipeline, quite worthy of the ancient Romans and supplying water and fields, and sugar production. For example, water triggered the mill wheel, which turned the millstone millstones, that is, manual labor, as far as possible, was mechanized.

An interesting technology for producing sugar of that time. The dark viscous mass of a rather unsightly look, obtained after pressing, was boiled for many hours, but the first sugar turned out to be ... black! Then he was boiled several more times, and each time he became whiter and whiter.

Then followed spill forms. Only at the plant in Kukliya found 3800 completely identical clay forms for sugar, which once again says that sugar production was quite industrial in nature! Obviously, the production of sugar emitted not quite pleasant flavors and this is how the inhabitants of the castle put up with it? Did you go away to the sea or the mountains of Troodos? Or maybe they lived by the principle - “good money doesn't smell!”

Highly refined granulated sugar was considered the most expensive and valuable product. The dark-colored sugar was “second-rate”. The cheapest was considered sugar syrup. Moreover, the role of Cyprus as a sugar producer especially increased after the 1291 year, when Christians lost Palestine. Moreover, Cyprus sugar was especially appreciated in Europe - this type of sugar was the most popular and at the same time was the most expensive.

With the discovery of America in the 16th century, the situation changed dramatically and sugar production in Cyprus began to decline gradually. From American cane, sugar was obtained of higher quality. But then, in Europe, the demand for cotton gradually began to grow, and it was he who occupied the fields of Cyprus from the middle of the 17th century.

R.S. Another argument in favor of Cyprus is that there is no need to apply for a visa. The attitude towards Russians there is very good. In any case, there are often three flags flying here and there: England, Cyprus itself and Russia, so sometimes you forget that Cyprus was once a colony of the British. The picture is complemented by the names of the Pyaterochka and Magnit stores, the advertising of our banks along the roadsides, and the inscriptions like “We speak Russian!”, So sometimes it seems that you have not left at all.
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. qwert
    qwert 20 June 2016 07: 25
    +6
    Nice photos
  2. Head
    Head 20 June 2016 07: 41
    +5
    Good day! I visited Cyprus, but somehow I missed this castle. Sorry. Thanks for the interesting article.
  3. Penzuck
    Penzuck 20 June 2016 08: 11
    +4
    In general, a rare historian will pay attention to agriculture ... I'm not talking about the first crusades, but the rest were carried out for purely economic reasons. Sugar, cotton and other goods in the hands of "pagans"?
    Oh, do you have sugar? - Then we go to you laughing
  4. parusnik
    parusnik 20 June 2016 08: 11
    +3
    Thank you, an interesting excursion ... I remembered .. I was there .. We went there specially .. Fascinating ..
  5. SokolfromRussia
    SokolfromRussia 20 June 2016 08: 27
    +4
    Article plus. Were on Cyprus in May, but alas, they did not get to the castle.
  6. Reptiloid
    Reptiloid 20 June 2016 09: 12
    +2
    Thanks so much for the story! There was little literature about Cyprus. The Pelasgian theme is recalled.
    I read a book about animals in my childhood, it said that they had recently lived in Cyprus ... Dwarf hippos! The magic island!
    1. kalibr
      20 June 2016 11: 11
      +3
      I saw his skeleton at the Museum of the Sea in Ayia Napa and an imprint in the sandstone ...
  7. sub307
    sub307 20 June 2016 10: 26
    +3
    Excellent "guided tour" ... the castle is nice.
  8. Days
    Days 20 June 2016 11: 29
    +1
    I was there just yesterday, a wonderful place. It’s cool inside, although outside it was 36 degrees in the shade)
    1. Days
      Days 20 June 2016 11: 31
      +1
      And the sugar factory, to which the aqueduct from the north goes from the mountains)
  9. EvgNik
    EvgNik 20 June 2016 11: 53
    +2
    Vyacheslav, as if he himself had been there, excellent (as always) photographs. Remarkably detailed and at the same time nothing superfluous - the description. I will spread my arms and say: Thank you.
  10. xan
    xan 20 June 2016 15: 59
    +1
    Even in the pre-Internet era, he read in one documentary essay that the last Lusignan, nominally considered the King of Jerusalem, lived on donations to his fund, died and was buried in St. Petersburg during WWII.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Если вы любите жаркое лето и не боитесь духоты, то вам можно посоветовать отдыхать на Кипре. Это и не Восток со своей спецификой, не всем понятной, но и не совсем уж слишком ухоженная Европа. Что-то вроде Гагр, то есть довольно душно и влажно, но когда ветер с моря, то вполне терпимо. Хотя в июле жара может быть и под 50! В Айя-Напе отличные пляжи, чудесное море, а еще на Кипре очень много всяких интересных мест. Есть там и рыцарские замки, потому как Кипр играл важную роль в эпоху крестовых походов. Один из них - замок Колосси в Пафосе, где, кстати говоря, находится один из международных кипрских аэропортов. Замок весьма необычный, интересный, однако рассказ о нем следует начать с его истории. А история его такова, что точно, когда он был возведен, увы, никто не знает! Согласно одной точке зрения, его построили в 1210 году. А вот другие утверждают, что случилось это позднее, а именно в 1454 году, причем построен он был рыцарями Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, то есть госпитальерами. Принципиальной разницы тут нет, разве что второй замок в этом случае, получается, был построен на развалинах первого, что не суть важно. В любом случае важно, что на остров в 1425-1426 годах нападали турки-мамлюки и вот против них-то и нужен был прочный замок. И – да, в трех с половиной метрах от восточной части замка нашли остатки внушительной стены: 19 м в длину, 4 м в высоту, а толщиной в 1.2 м, и с готической аркой высотой 2.4 м и шириной 1.35 м. Там, где она заканчивается, нашли остатки башни диаметра 8 м.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Вот он, замок Колосси, во всей своей красе.

Во дворе замка есть колодец, так вот археологи считают, что он тоже древнее, чем, собственно, замок Колосси. Вода в нем есть до сих пор, причем ее уровень составляет около 7.5 метров! Когда-то он примыкал к каменной лестнице в старый замок, от которой сохранилось только шесть ступенек.


Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Вот так выглядят помещения внутри замка. Камины заделаны, но герб владельца виден сбоку очень хорошо.

Зато поздняя часть замка, принадлежащая XV веку, сохранилась просто удивительно хорошо! И это несмотря на сильные землетрясения, которые то и дело трясут Кипр. Высота главной башни 21 м, а толщина стен местами равна полутора метрам!

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Собственно, у этого замка стен нет, осталась только вот эта главная башня!

Первый этаж замка был разделен на три отсека и использовался в качестве продуктового склада. Там до сих пор в двух его комнатах находятся резервуары для воды. Зато на двух следующих этажах в комнатах сохранились огромные камины, которые использовали не только для обогрева, но и чтобы готовить пищу. На одном из каминов до сих пор виден герб Луиза Де Маниака, руководившим сооружением замка в 1454 году.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Колодец.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

На втором этаже замка можно увидеть огромную живописную фреску (2.5 Х 2.5 метра) со сценой распятия и изображениями Иисуса Христа, Девы Марии и Святого Иоанна. А в нижнем левом углу на ней виден герб Луиса де Маниака, чтобы люди не забывали, кто был его строитель!

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Вот он – этот герб. Чем не проще, тем… древнее!

Как и во многих средневековых европейских замках, первый этаж не имел хода на второй. Туда вел мост, перекинутый от лестницы, и это был единственный вход наверх. Сам мост был подъемный и поднимался на тяжелых железных цепях. Впрочем, теперь эта «система» не функционирует: когда в 1933 году замок ремонтировали, мост оставили лежать неподвижно.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Мост на второй этаж.

Главные покои размещались на третьем этаже. Там было огромное помещение из двух залов. Здесь тоже находится большой камин с гербом Де Маниака, который так заботился о своих удобствах, что приказал в северной части замка устроить для себя в толще стены даже отдельный туалет.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Вход на первый этаж и лестница на второй.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Внутри замка не слишком светло, но зато и не жарко.

Сообщались жилые этажи при помощи узкой винтовой лестницы. Построены они были так, чтобы поднимавшийся по ним человек шел бы против часовой стрелки. Зачем? А вот зачем, чтобы ему было бы неудобно замахиваться мечом! И напротив, тем, кто был сверху, это было очень удобно!

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

Вот она, эта винтовая лестница. Находясь наверху, махать мечом удобно. Снизу – нет!

Крыша замка ровная и плоская, а по всему ее периметру устроены узкие бойницы. Изящный балкончик прямо над висячим мостом и входом в замок был сделан тоже совсем не для красоты. Пол в нем отсутствует, а есть широкие щели, смотрящие вниз. Именно через них на головы штурмующих можно было и камни бросать, и лить кипящее оливковое масло и кипящую смолу – словом все, что очень не полезно человеку!

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

«На крыше можно танцевать, а это главное!» – забавно, что вспомнились эти слова из песенки двух бандитов из кинофильма (очень старого!) про Карлсона. Но оказавшись на крыше замка Колосси, по-другому и не скажешь.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

А вот это выход на крышу. И какие кругом бойницы?!

Спустившись вниз, надо подойти к замку с восточной стороны и посмотреть вверх. Почти в самом центре стены видна красивая мраморная панель в форме большого креста. В центре герб семейства Лузиньянов, правивших на Кипре в то время, когда там строился этот замок. Верхний герб слева внутри щита – это герб Иерусалимского королевства: большой крест в обрамлении четырех малых. Правый верхний – это, собственно, герб Лузиньянов: коронованный лев – рампан («лев восстающий») на фоне трех горизонтальных «поясов». Внизу слева герб острова Кипр – еще один лев рампан красного цвета на золотом щите. Внизу справа лев тоже красного цвета, но на серебряном фоне – эмблема Армении. Все четыре части щита демонстрируют могущество королей Лузиньянов: ведь с 1393 года короли Кипра стали также и королями Иерусалима и Армении. Этот герб в то время чеканился на кипрских монетах.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

«Гербовый крест» Лузиньянов.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

На фотографии этого не видно, но археологи говорят, что как раз на этой панели указан год строительства замка – 1454. Луиз де Маниак в это время руководил строительством замка, и его герб здесь также присутствует, но в самом низу этого креста (знал человек свое место, что и говорить!). Сверху над всеми этими гербами видна элегантная корона, символ королевской власти над замком.

Земельные владения, центром которых был замок Колосси, долго время считались одними из самых богатых владений крестоносцев. Уже в 1468 году владельцы замка должны были заплатить казне ордена, которая уже находилось на Родосе, 4000 дукатов подоходного налога с доходов с этого района – очень большая сумма для того времени. А когда в 1488 году все владения госпитальеров, включая и район Колосси, передали в управление венецианскому семейству Корнаро, в них была 41 деревня. Только с этих деревень годовой доход доходил до 8000 дукатов. Затем Джордж Корнаро сумел убедить свою сестру – королеву Екатерину Корнаро, – отказаться от Кипра в пользу Венецианской Республики. Правда, когда в 1571 году остров захватили османы, семейство Корнаро Колосси потеряло, хотя эти земли оставались в их владении согласно титулам. Род Корнаро закончил свое существование в 1799 году, но затем права на титул и на землю в районе Колосси попытался, хотя и безуспешно, добыть себе некий Конт Мосениго, который женился на одной из наследниц этого рода.

Вновь замок ожил 18 сентября 1959 года. Тогда здесь была проведена необычная церемония, которую возглавил английский губернатор Кипра сэр Хью Фут и суть которой заключалась в том, чтобы почтить память братьев-госпитальеров, которые с 1926 года, как раньше, продолжали на острове свою благотворительную деятельность. И вот тут надо отметить, что рыцари-госпитальеры очень много заработали как раз не мечом, а благодаря «заводу по производству сахара», который находился здесь же рядом с замком!

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

А вот это как раз тот самый «свечной заводик». Только делал он не вожделенные для отца Федора свечи, а куда более ценный в средние века сахар!

Дело в том, что в XII веке на принадлежащих замку землях было разбито множество плантаций сахарного тростника. Тростник этот требует много воды, а на Кипре ее мало, но как раз в данном случае воды хватало – ее брали из реки Курис, протекавшей совсем рядом. Вначале плантации принадлежали иоаннитам, потом арендовались венецианцами. Но воды не хватало, и вот из-за воды и те, и другие перессорились, началась тяжба, и в итоге госпитальерам пришлось от этих доходных плантаций отказаться в пользу венецианцев, братьев Мартини. То, что дело того стоило, было очевидно. Ведь до XIX века сахар вырабатывали только из сахарного тростника. Изначально его начали выращивать в Индии и в Индокитае, а затем уже в Китае. Первыми сахар из сахарного тростника научились добывать арабы. В Европу тростниковый сахар попал вместе с возвратившимися назад крестоносцами, но для его выращивания вблизи Европы оказались пригодными только Кипр, Родос, Крит и Сицилия.

На Кипр сахарный тростник попал в Х веке из Египта и до XVI века был основной сельскохозяйственной культурой острова. Только лишь в Колосси и в Акротири на предприятиях по его переработке работало около 400 человек! Готовый сахар продавали в Европу, а также экспортировали в Бейрут.

Колосси – замок крестоносцев + сахарный завод!

«Завод» был построен с восточной стороны от замка и представлял собой помещение из трех комнат в 150 кв.м. Здесь же можно увидеть и остатки старой мельницы, где давили тростник. На южной стене «завода» есть надпись о том, что это здание было приведено в порядок в 1591 году, «когда Мурад был пашой Кипра», то есть уже при османах. Турки же построили и огромный водовод, вполне достойный древних римлян и снабжавший водой и поля, и производство сахара. Например, вода приводила в действие мельничное колесо, крутившее жернов мельницы, то есть ручной труд, насколько это можно, был механизирован.

Интересна технология получения сахара того времени. Темная вязкая масса достаточно неприглядного вида, получавшаяся после отжима, подвергалась кипячению в течение многих часов, но первый сахар получался… черного цвета! Затем его кипятили еще несколько раз, и с каждым разом он становился все белее и белее.

Затем следовал разлив по формам. Лишь на заводе в Куклии нашли 3800 совершенно одинаковых глиняных форм для сахара, что лишний раз говорит, что производство сахара носило вполне промышленный характер! Очевидно, что производство сахара испускало не вполне приятные ароматы и вот как с этим мирились обитатели замка? Уезжали подальше к морю или в горы Тродоса? А может быть жили по принципу – «хорошие деньги не пахнут!»

Наиболее дорогим и ценным продуктом считался высокоочищенный сахарный песок. Сахар, имевший темный цвет, был «второсортным». Самым дешевым считался сахарный сироп. Причем, роль Кипра как производителя сахара особенно возросла после 1291 года, когда христиане потеряли Палестину. Причем в особенности высоко ценили в Европе кипрский сахарный песок – этот вид сахара был самым востребованным и одновременно являлся самым дорогим.

С открытием Америки в XVI веке ситуация резко изменилась и производство сахара на Кипре понемногу стало сокращаться. Из американского тростника сахар получался более высокого качества. Но зато в Европе понемногу начал расти спрос на хлопок и именно он занял поля Кипра уже с середины XVII века.

Р.S. Еще один довод в пользу Кипра, что туда не нужно оформлять визу. К русским там отношение очень хорошее. Во всяком случае, там то тут, то там развеваются чаще всего три флага: Англии, самого Кипра и России, так что иной раз забываешь, что когда-то Кипр был колонией именно англичан. Картину дополняют названия магазинов «Пятерочка», «Магнит», реклама наших банков по обочинам дорог, и надписи типа «У нас говорят по-русски!», так что порою кажется, что ты и вовсе никуда не уезжал.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. qwert 20 июня 2016 07:25
    Хорошие фотографии
  2. Head 20 июня 2016 07:41
    Доброго дня! Бывал на Кипре, а вот этот замок как-то упустил. Жаль. Спасибо за интереснейшую статью.
  3. anodonta 20 июня 2016 08:03
    Спасибо Вячеславу Олеговичу за очередную очень познавательную статью! good
  4. Penzuck 20 июня 2016 08:11
    Вообще сельскому хозяйству редкий историк уделит внимание... Я не говорю о первых крестовых походах, но вот остальные проводились по чисто экономическим соображениям. Сахар, хлопок и прочие товары в руках "язычников"?
    О, У вас есть сахар? - Тогда мы идём к вам laughing
  5. parusnik 20 июня 2016 08:11
    Спасибо, интересная экскурсия...Вспомнилось..бывал там..Специально туда поехали..Завораживает..
  6. SokolfromRussia 20 июня 2016 08:27
    Статье плюс. Были на Кипре в мае, но увы, до замка не добрались.
  7. Reptiloid 20 июня 2016 09:12
    Большое спасибо за рассказ! Про Кипр как-то мало литературы встречалось.Вспоминается тема Пеласгов.
    Читал в детстве книгу про животных, там говорилось, что на Кипре совсем недавно обитали...Карликовые бегемоты! Волшебный остров!
    1. kalibr 20 июня 2016 11:11
      Я видел его скелет в Музее моря в Айя-Напе и отпечаток в песчанике...
  8. sub307 20 июня 2016 10:26
    Превосходная "экскурсия"..., замок хорош.
  9. Dagen 20 июня 2016 11:29
    Буквально вчера там бывал, замечательно место. Прохладно внутри, хотя снаружи под 36 градусов в тени было)
    1. Dagen 20 июня 2016 11:31
      И сахарный заводик, к которому акведук с севера с гор идёт)
  10. EvgNik 20 июня 2016 11:53
    Вячеслав, как будто сам там побывал, отличные (как всегда) фотографии. Замечательно подробное и в то же время ничего лишнего - описание. Разведу руками - и скажу : Спасибо.
  11. xan 20 июня 2016 15:59
    Еще в доинтернетную эпоху читал в одном документальном эссе, что последний Лузиньян, номинально считавшийся Иерусалимским королем, жил на пожертвования в свой фонд, умер и похоронен в Санкт-Петербурге во времена ПМВ.
    xan
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня