Сверхзвуковой исследовательский самолёт Fairey Delta 2

Fairey Delta 2, известный также под обозначением FD.2, — это английский исследовательский сверхзвуковой самолет, который был спроектирован и построен компанией Fairey Aviation. Самолет был построен в рамках спецификации, по которой необходимо было создать машину для проведения испытаний на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета. При этом максимальная скорость самолета должна была превышать 1000 миль в час. Всего было построено два прототипа. Оба из них дожили до наших дней и представлены в британских музеях, в том числе в музее Королевских ВВС в городе Косфорде.

После проведенных в 1947 году экспериментов с моделями самолетов, обладающих вертикальным взлетом и посадкой, компания Fairey получила запрос о возможности достижения на подобных самолетах сверхзвуковой скорости полета. Министерством закупок была выпущена спецификация E.R.103, которая предусматривала постройку исследовательского самолета и была принята к рассмотрению двумя британскими компаниями English Electric и Fairey. Каждая из них должна была выпустить по два самолета. Так компания English Electric разработала двухдвигательный Р.1, получивший впоследствии название Lightning, а компания Fairey Aviation разработала самолет, оснащенный одним турбореактивным двигателем, заостренной носовой частью и крылом треугольной формы — Fairey FD.2 «Delta II». Контракт на производство самолета FD.2 был подписан в октябре 1950 года, но реальные работы по нему начались только в конце 1952 года.


Стоит отметить, что проблемой крыла треугольной формы специалисты компании Fairey начали заниматься еще в годы Второй мировой войны. Но основные работы в этом направлении были проведены в 1947 году в рамках создания опытного образца истребителя вертикального взлета и посадки под обозначением FD.1. Испытанный 12 марта 1951 года истребитель так и не стал массовым, он не вышел даже из стадии опытных разработок, и все его последующее назначение сводилось к исследованию свойств крыла треугольной формы при полетах на малых скоростях, так как установленный на FD.1 двигатель Dervent 8 производства компании Rolls-Royce обладал тягой всего лишь в 15,98 кН. Одновременно с этим шла реализация проекта по созданию самолета, способного совершать полеты на сверхзвуковых скоростях. В 1950 году была установлено, что разработка боевого сверхзвукового самолета вполне возможна и к 1954 году работы инженеров компании Fairey в этом направлении были закончены, они завершились проведением летных испытаний первого опытного образца.



Свой первый полет исследовательский самолет Fairey Delta 2 совершил 6 октября 1954 года с аэродрома в Боскомб-Дауне. 17 ноября 1954 года самолет пострадал из-за отказа двигателя, неприятный инцидент произошел во время совершения 14 испытательного полета. В этот момент машина находилась на высоте более 9 тысяч метров на удалении примерно в 50 километров от аэродрома. Благодаря мастерству летчика-испытателя, самолет благополучно спланировал и сел на аэродром, однако с очень высокой скоростью. В ходе посадки самолет повредил носовую стойку шасси. Повреждения, полученные при посадке, отложили совершение следующего полета сразу на 8 месяцев. В следующий раз самолет с бортовым номером WG774 поднялся в небо лишь в августе 1955 года.

При этом уже в октябре 1955 года самолет впервые сумел преодолеть звуковой барьер. С каждым новым полетом скорость самолета все возрастала, достигнув в ноябре того же года М=1,56 (1654 км/ч) при полете на высоте 10 975 метров. Уже тогда было принято решение о попытке установления на самолете мирового рекорда скорости полета. На тот момент абсолютный рекорд скорости принадлежал американскому истребителю North American F-100 Super Sabre и составлял 1323 км/ч. Уже 10 марта 1956 года данный рекорд пал окончательно. Совместные усилия конструкторов и пилотов были удовлетворены 10 марта 1956 года — в ходе пролетов по прямой на дистанции 15,6 километра и высоте 11 580 метров была зафиксирована средняя скорость полета — 1822 км/ч. Во время рекордного полета, который длился 23 минуты, самолет смог пролететь расстояние в 386 км. Несмотря на небольшую продолжительность полета конструкции кабины летчика нагрелись до +50°С (при температуре окружающего воздуха –60°С).

Второй исследовательский самолет Fairey FD.2 «Delta II» также поднялся в небо в Боскомб-Дауне, но лишь в феврале 1956 года. С этого момента обе машины использовались в самых разных исследовательских проектах и программах тех лет. В конечном итоге первый выпущенный самолет был передан компании British Aircraft Corporation, после чего летательный аппарат получил новое имя BAC.221. Для проведения испытаний в аэродинамической трубе самолет был полностью оснащен новым оживальным крылом той формы, которая в будущем будет использоваться и на самолете Aerospatiale/BAC Concorde. При этом носовая часть самолета BAC.221 могла опускаться, для того чтобы улучшить пилоту видимость при совершении взлета и посадки, данное решение в будущем будет использовано и на знаменитом пассажирском сверхзвуковом лайнере Concorde.

Сверхзвуковой исследовательский самолёт Fairey Delta 2


Стоит отметить, что, соединив вместе наработки компаний British Aircraft Corporation и французской Sud Aviation в области конструкции планеров и двигателей, на свет появился самолет, напоминавший увеличенную копию экспериментального Fairey Delta 2. Только новая машина была в состоянии перевозить до сотни пассажиров со скоростью более чем в 2000 км/ч. Представленный в 1962 году сверхзвуковой пассажирской «Конкорд» производства британо-французского консорциума сократил время полета между Лондоном и Нью-Йорком до 3,5 часа. Залогом такой быстроты перемещения была, конечно же, сверхзвуковая скорость полета лайнера. При этом ведущие мировые авиакомпании восприняли сам факт появления подобного самолета с большим оптимизмом. Даже крупнейшая на тот момент времени американская компания PanAm сделала заказ на 4 европейских «Конкорда», что для американцев, обладавших собственным развитым самолетостроением, было совсем не свойственно.

Экспериментальный сверхзвуковой самолет Fairey Delta II представлял собой среднеплан, который был выполнен по схеме «бесхвостка», с треугольным (срезанным на концах) крылом. Выполненное с применением профилей относительной толщины 4% крыло самолета имело прямолинейные передние кромки со стреловидностью 60 градусов и расположенные перпендикулярно оси летательного аппарата задние кромки. В системе продольного и поперечного управления были использованы элевоны, большая хорда которых обеспечивает машине хорошую управляемость при малых углах отклонения и малом приросте сопротивления. Fairey Delta II был спроектирован в соответствии с правилом площадей, требование данного правила было выполнено не за счет характерного изменения формы фюзеляжа самолета, а за счет стреловидного киля и применения воздухозаборников специальной конструкции. Управление всеми рулями производилось при помощи необратимых гидроусилителей и устройств загрузки рычагов управления пружинного типа. В системе управления рулем высоты и элеронами был использован редуктор, обладающий регулируемым передаточным отношением между углом отклонения рулей и углом выдвижения ручки управления в зависимости от скорости полета самолета. Первоначально обе системы функционировали совместно с ручным изменением передаточного отношения от 1:1 до 9:1, но позднее была использована автоматическая система.



Фюзеляж самолета FD.2 состоял из 3-х частей. Передняя часть фюзеляжа была выполнена в виде заостренного конуса с овальным поперечным сечением, она была подвижной. В целях увеличения видимости из кабины пилота во время посадки она могла отклоняться вниз на 10 градусов. В передней части фюзеляжа располагалась кабина летчика с катапультируемым креслом, она была закрыта обтекателем, оборудованным всего тремя иллюминаторами небольшой формы, предназначенными для наблюдений вверх и по сторонам. Лобовое неподвижное стекло кабины пилота состояло из 2-х частей. Основная часть фюзеляжа самолета постоянного овального сечения завершалась короткой сужающейся частью, которая была образована сложенными тормозными щитками, имеющими 4 секции и закрывающими регулируемое выходное сопло двигателя. Под рулем направления располагался контейнер для тормозного парашюта. Шасси самолета было трехстоечным, с одинарными колесами. Передняя стойка шасси убиралась назад. Основные стойки шасси самолета со сложной кинематикой убирались в околофюзеляжные части крыла. По причине недостатка места в тонком крыле треугольной формы на колесах самолета были использованы узкие цельнорезиновые шины.

Силовой установкой и сердцем экспериментального самолета Fairey FD.2 «Delta II» был турбореактивный двигатель «Avon 14» компании «Rolls-Royce», развивавший в режиме форсажа тягу 53,38 кН. Нерегулируемые боковые воздухозаборники обладали выдвинутыми вперед острыми верхними кромками (во время полета на сверхзвуковой скорости на них образовывались косые скачки уплотнения) и округлыми дозвуковыми нижними кромками. В нижней части в середине фюзеляжа располагался дополнительный щелевой воздухозаборник, который открывался при совершении полетов на больших углах атаки, а также при работе двигателя самолета на земле. Топливо располагалось в крыльевых баках, а также в фюзеляжном баке, находящемся между воздухозаборниками.




Фото самолета ru-aviation.livejournal.com:













Летно-технические характеристики Fairey Delta 2:

Габаритные размеры: длина — 15,9 м, высота — 3,4 м, размах крыла — 8,2 м, площадь крыла — 33,4 м2.
Масса пустого — 4260 кг.
Нормальная взлетная масса — 6100 кг.
Максимальная взлетная масса — 6876 кг.
Силовая установка — 1 ТРД Rolls-Royce Avon 14, тяга форсированная 53,38 кН.
Максимальная скорость — 2100 км/ч.
Практическая дальность полета — 1340 км.
Практический потолок — 16 000 м.
Экипаж — 1 человек.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6034-opytnyi-samolet-fair.html
http://www.airwar.ru/enc/xplane/fd2.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft30682.htm
http://docfilms.pp.ua/news/samoljoty_kotorye_nikogda_ne_letali_boeing_2707/2016-05-01-524
http://ru-aviation.livejournal.com/3536400.html (фото)
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти