Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


В начале тридцатых годов в США на вооружении имелись многоцелевые одномоторные бипланы, выполнявшие роль небольших разведчиков и патрульных самолетов. На флоте такими машинами служили двухместные O3U «Корсар» фирмы «Воут-Сикорский» и «Кертисс» SOС «Сигалл».

Колесные «Корсары» взлетали с обычных аэродромов, а самолет «Кертисса», помимо сухопутных, имел и корабельные модификации. Часть бипланов SOС оснащалась вместо колесного шасси одним центральным поплавком и парой небольших подкрыльевых. Поплавковые «Сигаллы» базировались на линкорах и крейсерах, взлетая с катапульты. После посадки на воду разведчики поднимались обратно на борт с помощью корабельного крана. Имелся и вариант для авианосцев — SOС-3А с колесами и тормозным крюком.


Вполне удачные бипланы-разведчики тем не менее довольно быстро перестали удовлетворять требованиям моряков, и прежде всего в дальности и высоте полета. Поэтому в 1937 году ВМС США объявили конкурс на новый корабельный гидросамолет-корректировщик, который должен был сменить SOС «Сигалл». Требования к машине не отличались оригинальностью: экипаж должен был состоять из двух человек, конструкция самолета должна была позволять менять поплавковое и колесного шасси, а размах крыла не превышать 10,97 м. Габаритные ограничения диктовалось необходимостью использовать на корабле летательный аппарат без складывания (или отстыковки) консолей крыла.

В конкурсе участвовало три фирмы: «Стирмен» с самолетом «модель 85» (XOSS-1), предприятие «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» (авиационного отделения Navel Aircraft Factory) с проектом XOSN-1 и фирма «Воут-Сикорский» со своим XOS2U-1 (модель 310). Самолеты двух первых фирм были вполне традиционными бипланами на поплавковом шасси (один центральный и пара подкрыльевых поплавков), которое позволяло заменить его колесным). Силовая установка также была одинакова и состояла из авиамотора «Пратт энд Уитни» R-1340-36 мощностью 600 л.с.

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Конструкторы «Воут-Сикорский», возглавляемые Р.Б. Бейселом, подошли к решению задачи совершенно иначе. Для «Воут-Сикорский» этот конкурс был шансом вернуться на рынок корабельных разведчиков, ведь добрых пятнадцать лет эта фирма была монополистом этого типа самолетов ВМФ США, и только в 1935 году уступила этот рынок «кертиссовскому» «Сигаллу». Поэтому было изначально решено создавать машину заведомо более прогрессивную, чем у конкурентов. Конструкторы решили использовать схему моноплана, позволявшую улучшить летные характеристики.

С девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Пратт-Уитни» R-985-4 «Уосп Джуниор» мощностью 450 л.с. и двухлопастным винтом самолет имел полностью цельнометаллическую конструкцию с трапециевидным крылом, с закругленными законцовками. Лишь рули и часть крыла за основным лонжероном имели полотняную обшивку. Стоит отметить, что при изготовлении планера широко использовалась точечная сварка. Летчик и стрелок-наблюдатель сидели друг за другом каждый в своей кабине, разделенные топливным баком. На свои рабочие места экипаж попадал, сдвигая подвижные секции фонарей. Стрелок открывал фонарь и когда готовился к бою, освобождая свой пулемет «Кольт-Браунинг» калибра 7,62 мм. Из такого же ствола, стреляющего через винт, мог вести огонь и летчик. Для пары небольших бомб по 45 кг под крылом смонтировали держатели.

С самого начала проектирования самолет задумывался в двух вариантах — колесном и поплавковом. Центральный поплавок с реданом крепился к фюзеляжу на двух стойках с расчалками, а пара подкрыльевых поплавков — специальными подкосами пристыковывалась к нижней кромке крыла. Подобная схема с одним центральным поплавком (как и на предыдущих бипланах SOС) была наиболее удобной при запуске самолета с катапульты. Открутив болтовые соединения, поплавки можно было демонтировать и установить трехопорное шасси. Небольшое хвостовое колесо крепилось под килем, а две пирамидальные стойки с основными колесами опирались на фюзеляж, используя силовые узлы крепления центрального поплавка. Колея при этом получалась небольшой, и в дальнейшем при эксплуатации колесного варианта иногда возникали проблемы при рулежке.

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Опытный ХOS2U-1 впервые поднялся в воздух именно на колесном шасси, когда в марте 1938-го шеф-пилот фирмы Поль Бейкер оторвал самолет от полосы аэродрома Ист-Хатфорд. Через два месяца, 19 мая, ХOS2U-1 взлетал уже с воды на поплавках. Испытания прошли вполне удачно, а самолет показал хорошую устойчивость и управляемость.

С двигателем R-985-48 (такой же мощности 450 л.с.) самолет пошел в серию, получив индекс OS2U-1, а впоследствии еще и собственное имя «Кингфишер» — «Зимородок». Серийный OS2U-1 от опытной машины отличался, помимо мотора, также новой формой подкрыльевых поплавков и дополнительной третьей стойкой крепления центрального поплавка к фюзеляжу.

В 1940 году на фирме «Воут-Сикорский» собрали 54 серийных «Кишфишера», первые из которых выкатили из цехов в апреле. Первыми на флоте новый разведчик получили в 1940-м линкоры «Колорадо» и «Миссисипи». Вскоре OS2U-1 дополнил вооружение линкоров на базах в Перл-Харборе и Аламеде. Помимо кораблей, «Зимородок» первого варианта получила и морская база в Пенсаколе.

В 1941 году появилась модификация OS2U-2 с обновленным оборудованием и двигателем R-985-48, мощностью 455 л.с. Из 158 построенных OS2U-2 — 45 экземпляров выпустили в поплавковом варианте, а остальные оснастили колесами (хотя все сухопутные машины при необходимости могли быстро превратиться в гидропланы, имея поплавки в качестве штатного дополнительного оборудования). 46 «Кингфишеров» получили морские летчики в Пенсаколе, а 53 самолета перелетели на базу во Флориде, откуда выполняли патрульные полеты над Мексиканским заливом.

В мае 1941 года Бун Гайтон облетал следующий вариант «Кингфишера» — OS2U-3. «Тройка» получила мотор R-985-А-2 (или АN-8) мощностью 450 л.с., дополнительные крыльевые баки и бронезащиту экипажа весом 85 кг. В 1941-м фирма «Воут-Сикорский» произвела 363 «двоек» и «троек», а в следующем еще 638. На этом серийный выпуск «Кингфишера» на родных заводах прекратили, к тому же фирме срочно были нужны производственные площади для массовой сборки очень нужного флоту, истребителя F4U «Корсар».

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Большую часть OS2U-3 выпустили в сухопутном колесном варианте и многие из них попали на военную службу на базы в Норфолке, Джексонвилле и Пенсаколе. Еще 300 OS2U-3 собрали по лицензии на фирме «Нэвил Эйркрафт Фэктори» во Флориде. Эти «Кингфишеры» имели собственный индекс OS2N-1 и поступили в 1942 году на вооружение девяти патрульных эскадрилий. Перед вступлением США во Вторую мировую войну, практически все линкоры флота имели на палубах катапульты с «Кннгфишсрами». Новыми разведчиками стали оснащать и крейсеры, хотя здесь процесс перевооружения не был таким быстрым. В мае 1940 года руководство флота приняло решение оснастить катапультным самолетом и шесть средних эсминцев класса «Флетчер». При этом с эсминцев пришлось демонтировать одну артустановку главного калибра и один из торпедных аппаратов. Взамен на этих кораблях устанавливали поворотную катапульту на шкафуте, при этом длина катапульты не обеспечивала вращения на 360° , вследствие чего «Кингфишер» мог стартовать только на правый борт. Перед катапультой оборудовалось хранилище на 4700 т авиационного бензина. Реально авиационное вооружение в 1942 года установили лишь на три эсминца: «Прингл», «Стивенс» и «Халфорд». Довольно скоро стало окончательно понятно, что из-за относительно небольших размеров этих боевых кораблей эксплуатация «Кингфишеров» на «Флетчерах» получается трудной и хлопотной, и от этой идеи отказались.

Выполняя полеты с линкоров и крейсеров во время войны, самолет фирмы «Воут-Сикорский» обеспечивал разведку, корректировку огня, а также выполнял спасательные и связные операции. Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, «Кингфишер» привлекался и для бомбометания. Так, 15 июля 1942-го пара OS2U из эскадрильи VS-9 авиационного корпуса Морской пехоты, помогла сторожевику «Юникол» огнем своих пулеметов потопить у побережья Северной Каролины немецкую подлодку U-576. Еще одну субмарину под индексом U-176 «Кингфишер» записал в свой боевой актив 15 мая 1943-го. В этот день самолет с базы Кей Вест удачно атаковал обнаруженную у Багамских островов субмарину с воздуха глубинными бомбами, которую добил подошедший на помощь морской охотник.

Поплавковые «Кингфишеры» привлекались и к поискам моряков с затонувших судов и летчиков со сбитых над морем самолетов. Пожалуй, наиболее известной подобной спасательной операцией с участием «Кингфишера» стало спасение экипажа капитана Эрика Рикенбанера, когда его поврежденная «летающая крепость» В-17 села в октябре 1942 года на воду в Тихом океане. Летчиков искали довольно долго, и лишь 11 ноября пилот «Зимородка» с базы на островах Элписа заметил резиновую лодку. Приводнившись рядом, самолет взял на борт пять спасенных летчиков вместе с командиром экипажа. Но с такой нагрузкой «Кингфишер» уже не мог оторваться от воды, и поплавковый спасатель 40 миль добирался до ближайшего острова, скользя по волнам как глиссер. На следующий день еще двух пилотов с В-17 сверху обнаружил другой самолет, и эту пару также вывез «Кингфишер».

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Боевые вылеты во время войны совершали и английские «Кингфишеры». Королевский флот Великобритании по ленд-лизу получил OS2U-3 на поплавках и колесах. Самолетами вооружили несколько эскадрилий, которые базировались в Англии, Южной Африке и Тринидаде. Задачи у экипажей английских OS2U-3 были самые разные — тренировка морских летчиков и наблюдателей, патрульные полеты и поиск подлодок.

Пожалуй, самой напряженной была служба пилотов «Кингфишеров» из эскадрильи № 703. Самолеты этой части базировались на вспомогательных крейсерах «Кантон», «Силисия» и «Корфу», взлетая с катапульты. Корабли представляли собой переделанные и хорошо вооруженные бывшие торговые суда. Неся патрульную службу в Южной Атлантике и Индийском океане, крейсера эскортировали конвои, обеспечивая разведку и поиск немецких субмарин. Для выполнения этих задач с корабельных катапульт постоянно стартовали «Кингфишеры», выполнив большое количество боевых вылетов. Самыми активными были летчики с крейсеров «Силисия» и «Корфу», совершившие с мая 1942-го по март 1944-го 200 и 142 запусков соответственно.

На своих крыльях «Кингфишеры» несли не только американские белые звезды и трехцветные английские круги, но и опознавательные знаки нескольких стран Латинской Америки. Больше всех «Зимородков» досталось Чили — 15 машин. Девять самолетов продали в Аргентину, по шесть разведчиков передали Мексике и Уругваю, а три отправились в Доминиканскую Республику. Еще одним хозяином поплавковых разведчиков стала Австралия, но ей самолеты достались в наследство от Голландии. Правительство Нидерландов заказало фирме «Воут-Сикорский» 24 OS2U-3, нуждаясь в поплавковых разведчиках для своих колоний в Голландской Индии. Однако, когда корабли с самолетами шли в Индийском океане, японцы уже начали занимать голландскую территорию остров за островом. Кораблям пришлось швартоваться в Австралии, и, таким образом, 18 OS2U-3 достались военно-воздушным силам Зеленого континента, войдя в состав 3-й тренировочной части и эскадрильи № 107. Главной задачей австралийских «Кингфишеров» был поиск японских подлодок у восточного побережья страны. Эти самолеты могли нести под крыльями уже пару глубинных бомб по 113 кг (вместо 45 кг), для чего австралийцам пришлось снять бронезащиту экипажа.

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Войну пережили девять австралийских «Кингфишеров», и один из них в 1947-м году участвовал в антарктической экспедиции на борту судна «Уатт Ирп». Пилот Грэй на своем ярко желтом самолете налетал за время похода более 55 часов, ведя ледовую разведку.

Летали «Кингфишеры» и в советском небе. После высадки союзников в Италии, им досталась значительная часть уцелевшего итальянского флота. В соответствии с договоренностями, свою долю при разделе должен был получить и Советский Союз. Но союзники отказались сразу передать в СССР часть итальянского флота, пообещав взамен временно выделить из состава своих флотов несколько кораблей. Вместе со старым английским линкором «Роял Соверин», восемью эсминцами и четырьмя подлодками Северному флоту достался и американский крейсер «Милуоки». 24 августа 1944 года крейсер вошел в Кольский залив, получив новое имя — «Мурманск». Советский экипаж приступил к освоению иностранного вооружения, среди которого имелась и пара «Кингфишеров» OS2U-3. Закрасив белые американские звезды красной краской, наши летчики совершили на поплавковых разведчиках несколько тренировочных вылетов, в том числе с катапульты. До конца войны «Мурманск» числился в боевом составе Северного флота, а в 1947-м был возвращен обратно в США.

К концу войны тип поплавкового корабельного разведчика с катапультным запуском уже считался устаревшим. К тому же «Кингфишер» уступал по основным характеристикам своим зарубежным противникам. На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196, который с максимальной скоростью 310 км/ч обгонял «Кингфишер» почти на 50 км/ч. А отечественный КОР-2 превосходил американский самолет еще больше.

Стоит отметить, что в 1942-м конструкторы фирмы «Воут-Сикорский», собирались улучшить характеристики самолета, установив более мощный двигатель и доработанное крыло, но до полетов дело не дошло. Тем не менее «Кингфишер» дослужил на флоте США до конца войны, оставаясь полноценной боевой машиной. В отличие от своего заокеанского союзника, англичане отказались от использования этих самолетов на кораблях еще весной 1944-го. Но дольше всех на боевом дежурстве оставались эти машины, поставленные в Южную Америку. Здесь «Кингфишеры» до 60-х годов несли патрульную службу над океаном.

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


«Зимородки» оказались одним из немногих типов американских летательных аппаратов, которые принимали участие в боевых действиях с первого до последнего дня войны. Причем дошли до конца войны эти машины в том же облике, в котором и встретили, — никакой серьезной модернизации самолет не подвергался. Несмотря на скромные характеристики и слабое вооружение, разведчик фирмы «Воут-Сикорский» честно прошел всю войну, внеся и свой вклад в победу. В послевоенное время в США немногие OS2U-3 и OS2N-1 летали в учебных частях. Последние из них были списаны в 1947 г. До сегодняшнего дня сохранилось четыре экземпляра этой машины в американских музеях. Три из них стоят на палубах линкоров-музеев «Алабама», «Массачусетс» и «Северная Каролина». А четвертый в музее морской авиации в Пенсаколе.

Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


Источники:
Котельников В. Воут-Сикорский OS2U "Кингфишер" // Мир авиации. 1993. №2. С. 16-20.
Чечин А. Воут-Сикорский «Кингфишер». «Противник обнаружен!» // Моделист-конструктор . 1999. №4. С.21-26.
Колов С. «Зимородок» для флота // Крылья Родины. 2001. №11. С. 11-13.
Котельников В. Самолеты Второй мировой войны. Гидросамолеты // Моделист-конструктор. Спецвыпуск. 2003. №2. С. 63-64.
Харук А. Воут-Сикорский OS2U "Кингфишер" // Все гидросамолеты Второй мировой. М.: Яуза, 2014. С. 216-223.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. bionik 20 июня 2016 07:15
    Гидросамолет-разведчик OS2U-3 «Кингфишер» (Vought OS2U-3 «Kingfisher»), пилотируемый лейтенантом Фредом Хантером (Fred Hunter), взлетает с катапульты американского крейсера «Детройт» (USS Detroit, CL-8) в районе Алеутских острово
  2. qwert 20 июня 2016 07:18
    Смотришь на фото и завидно становится. И фотографий цветных у американцев со времен войны полно и в музеях машин той эпохи. Нам бы так.
    1. bionik 20 июня 2016 08:28
      Цитата: qwert
      Смотришь на фото и завидно становится. И фотографий цветных у американцев со времен войны полно и в музеях машин той эпохи. Нам бы так.

      Мдаа...Это точно.Команда линейного корабля «Миссури». На заднем плане самолет OS2U «Кингфишер» («Зимородок») на катапульте — американский разведывательный гидроплан периода Второй мировой войны, рассчитанный на запуск с борта кораблей при помощи катапульты. Лето 1944 года.
      1. Александр72 20 июня 2016 12:46
        В том что у американцев полно цветных фотографий той войны нет ничего удивительного - в США цветная фотопленка не была особым дефицитом. В СССР же производилась только черно-белая фотопленка, которую в условиях тяжелейшей войны надо было еще умудриться где-то достать. А самолетов раритетных в США сохранилось больше по причине того, что во-первых, большинство самолетов времен Второй мировой войны в Штатах находилось и находится в частных коллекция, хозяева котопрых тщательно следят за состоянием своих любимых экспонатов (что по понятным причинам было исключено ддля СССР - ну не было у нас частных коллекций самолетов), во-вторых практически все американские и английские самолеты имели цельнометаллическую конструкцию, которая намного меньше подвержена влиянию времени, чем самолеты цельнодеревянные или вмешанной конструкции, преобладавшие в СССР 30-х - 40-х годов, и в-третьих, в тех же штатах условия климатические гораздо более способствуют хранению техники под открытым небом, нежели ранее в СССР, а сейчас в России - достаточно посмотреть на современное состояние экспонатов авиамузея в Монино, хранящихся круглый год под открытым небом.
        Еще одно цветное фото "Кингфишеров", на этот раз групповое:
  3. bionik 20 июня 2016 07:23
    На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196....Немецкий гидросамолет Arado Ar-196A-2 из 2.SAGr 125 над бухтой Суда (Крит).
    1. Bongo 20 июня 2016 07:39
      Цитата: bionik
      На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196..

      Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы. Лётные данные у этих самолётов были весьма посредственными, для их размещения требовалось место, а ёмкости с бензином на борту корабля не улучшали пожарную безопасность. Кроме того запустить и принять на борт утлый самолёт на поплавках можно было только в спокойную погоду.
      1. bionik 20 июня 2016 08:41
        Цитата: Bongo

        Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы.

        Подготовка разведывательного гидросамолета OS2U-3 «Кингфишер» к взлету с катапульты легкого крейсера «Майами» (USS Miami (CL-89).
      2. MooH 20 июня 2016 12:15
        Все верно, но лучшего способа заглянуть за горизонт тогда не было.
      3. avt 20 июня 2016 12:39
        Цитата: Bongo
        Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы.

        До появления ,,дальнобойных"РЛС и позже палубных ДРЛО, японцы очень даже неплохо пользовали свои ,,поплавки" с крейсеров для разведки . Ну считали более экономным , нежели тратить запасы горючего с авианосцев. Но конечно и минусы были существенные
        Цитата: Bongo
        . Кроме того запустить и принять на борт утлый самолёт на поплавках можно было только в спокойную погоду.
        Зато прикольные аэропланы были .Вот наша лодка от Бериева №4 для крейсеров и его же ,,поплавок"-Кор-1, последний вообще то бестолковый был , но прикольно выглядел . Ну а по мне так J2Fамфибия -,,сумрачный арийский гений " отдыхает !
        avt
  4. bionik 20 июня 2016 07:33
    А отечественный КОР-2 превосходил американский самолет еще больше.Советская летающая лодка Бе-4 (КОР-2) на борту крейсера «Молотов».
  5. bionik 20 июня 2016 08:34
    Советский корабельный катапультируемый морской разведчик американского производства «Кингфишер» (OS2U Kingfisher). Северный флот.

    Два «Кингфишера» попали в СССР в августе 1944 года на борту американского крейсера «Милуоки», переданного Северному флоту в счет репараций с Италии. Машины были освоены советскими летчиками и успешно использовались. Самолеты сохранили бело-серый американский камуфляж, но снизу на крыльях и на бортах фюзеляжа появились красные звезды с окантовкой. На рулях поворота были нанесены тактические номера «1» и «2».
  6. Бифитер 20 июня 2016 19:36
    Слабовато все таки для 41 года и движок и скорость
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня