Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров

12
Воут-Сикорский OS2U «Кингфишер». «Зимородок» с американских линкоров


В начале тридцатых годов в США на вооружении имелись многоцелевые одномоторные бипланы, выполнявшие роль небольших разведчиков и патрульных самолетов. На флоте такими машинами служили двухместные O3U «Корсар» фирмы «Воут-Сикорский» и «Кертисс» SOС «Сигалл».

Колесные «Корсары» взлетали с обычных аэродромов, а самолет «Кертисса», помимо сухопутных, имел и корабельные модификации. Часть бипланов SOС оснащалась вместо колесного шасси одним центральным поплавком и парой небольших подкрыльевых. Поплавковые «Сигаллы» базировались на линкорах и крейсерах, взлетая с катапульты. После посадки на воду разведчики поднимались обратно на борт с помощью корабельного крана. Имелся и вариант для авианосцев — SOС-3А с колесами и тормозным крюком.

Вполне удачные бипланы-разведчики тем не менее довольно быстро перестали удовлетворять требованиям моряков, и прежде всего в дальности и высоте полета. Поэтому в 1937 году ВМС США объявили конкурс на новый корабельный гидросамолет-корректировщик, который должен был сменить SOС «Сигалл». Требования к машине не отличались оригинальностью: экипаж должен был состоять из двух человек, конструкция самолета должна была позволять менять поплавковое и колесного шасси, а размах крыла не превышать 10,97 м. Габаритные ограничения диктовалось необходимостью использовать на корабле летательный аппарат без складывания (или отстыковки) консолей крыла.

В конкурсе участвовало три фирмы: «Стирмен» с самолетом «модель 85» (XOSS-1), предприятие «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» (авиационного отделения Navel Aircraft Factory) с проектом XOSN-1 и фирма «Воут-Сикорский» со своим XOS2U-1 (модель 310). Самолеты двух первых фирм были вполне традиционными бипланами на поплавковом шасси (один центральный и пара подкрыльевых поплавков), которое позволяло заменить его колесным). Силовая установка также была одинакова и состояла из авиамотора «Пратт энд Уитни» R-1340-36 мощностью 600 л.с.



Конструкторы «Воут-Сикорский», возглавляемые Р.Б. Бейселом, подошли к решению задачи совершенно иначе. Для «Воут-Сикорский» этот конкурс был шансом вернуться на рынок корабельных разведчиков, ведь добрых пятнадцать лет эта фирма была монополистом этого типа самолетов ВМФ США, и только в 1935 году уступила этот рынок «кертиссовскому» «Сигаллу». Поэтому было изначально решено создавать машину заведомо более прогрессивную, чем у конкурентов. Конструкторы решили использовать схему моноплана, позволявшую улучшить летные характеристики.

С девятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Пратт-Уитни» R-985-4 «Уосп Джуниор» мощностью 450 л.с. и двухлопастным винтом самолет имел полностью цельнометаллическую конструкцию с трапециевидным крылом, с закругленными законцовками. Лишь рули и часть крыла за основным лонжероном имели полотняную обшивку. Стоит отметить, что при изготовлении планера широко использовалась точечная сварка. Летчик и стрелок-наблюдатель сидели друг за другом каждый в своей кабине, разделенные топливным баком. На свои рабочие места экипаж попадал, сдвигая подвижные секции фонарей. Стрелок открывал фонарь и когда готовился к бою, освобождая свой пулемет «Кольт-Браунинг» калибра 7,62 мм. Из такого же ствола, стреляющего через винт, мог вести огонь и летчик. Для пары небольших бомб по 45 кг под крылом смонтировали держатели.

С самого начала проектирования самолет задумывался в двух вариантах — колесном и поплавковом. Центральный поплавок с реданом крепился к фюзеляжу на двух стойках с расчалками, а пара подкрыльевых поплавков — специальными подкосами пристыковывалась к нижней кромке крыла. Подобная схема с одним центральным поплавком (как и на предыдущих бипланах SOС) была наиболее удобной при запуске самолета с катапульты. Открутив болтовые соединения, поплавки можно было демонтировать и установить трехопорное шасси. Небольшое хвостовое колесо крепилось под килем, а две пирамидальные стойки с основными колесами опирались на фюзеляж, используя силовые узлы крепления центрального поплавка. Колея при этом получалась небольшой, и в дальнейшем при эксплуатации колесного варианта иногда возникали проблемы при рулежке.



Опытный ХOS2U-1 впервые поднялся в воздух именно на колесном шасси, когда в марте 1938-го шеф-пилот фирмы Поль Бейкер оторвал самолет от полосы аэродрома Ист-Хатфорд. Через два месяца, 19 мая, ХOS2U-1 взлетал уже с воды на поплавках. Испытания прошли вполне удачно, а самолет показал хорошую устойчивость и управляемость.

С двигателем R-985-48 (такой же мощности 450 л.с.) самолет пошел в серию, получив индекс OS2U-1, а впоследствии еще и собственное имя «Кингфишер» — «Зимородок». Серийный OS2U-1 от опытной машины отличался, помимо мотора, также новой формой подкрыльевых поплавков и дополнительной третьей стойкой крепления центрального поплавка к фюзеляжу.

В 1940 году на фирме «Воут-Сикорский» собрали 54 серийных «Кишфишера», первые из которых выкатили из цехов в апреле. Первыми на флоте новый разведчик получили в 1940-м линкоры «Колорадо» и «Миссисипи». Вскоре OS2U-1 дополнил вооружение линкоров на базах в Перл-Харборе и Аламеде. Помимо кораблей, «Зимородок» первого варианта получила и морская база в Пенсаколе.

В 1941 году появилась модификация OS2U-2 с обновленным оборудованием и двигателем R-985-48, мощностью 455 л.с. Из 158 построенных OS2U-2 — 45 экземпляров выпустили в поплавковом варианте, а остальные оснастили колесами (хотя все сухопутные машины при необходимости могли быстро превратиться в гидропланы, имея поплавки в качестве штатного дополнительного оборудования). 46 «Кингфишеров» получили морские летчики в Пенсаколе, а 53 самолета перелетели на базу во Флориде, откуда выполняли патрульные полеты над Мексиканским заливом.

В мае 1941 года Бун Гайтон облетал следующий вариант «Кингфишера» — OS2U-3. «Тройка» получила мотор R-985-А-2 (или АN-8) мощностью 450 л.с., дополнительные крыльевые баки и бронезащиту экипажа весом 85 кг. В 1941-м фирма «Воут-Сикорский» произвела 363 «двоек» и «троек», а в следующем еще 638. На этом серийный выпуск «Кингфишера» на родных заводах прекратили, к тому же фирме срочно были нужны производственные площади для массовой сборки очень нужного флоту, истребителя F4U «Корсар».



Большую часть OS2U-3 выпустили в сухопутном колесном варианте и многие из них попали на военную службу на базы в Норфолке, Джексонвилле и Пенсаколе. Еще 300 OS2U-3 собрали по лицензии на фирме «Нэвил Эйркрафт Фэктори» во Флориде. Эти «Кингфишеры» имели собственный индекс OS2N-1 и поступили в 1942 году на вооружение девяти патрульных эскадрилий. Перед вступлением США во Вторую мировую войну, практически все линкоры флота имели на палубах катапульты с «Кннгфишсрами». Новыми разведчиками стали оснащать и крейсеры, хотя здесь процесс перевооружения не был таким быстрым. В мае 1940 года руководство флота приняло решение оснастить катапультным самолетом и шесть средних эсминцев класса «Флетчер». При этом с эсминцев пришлось демонтировать одну артустановку главного калибра и один из торпедных аппаратов. Взамен на этих кораблях устанавливали поворотную катапульту на шкафуте, при этом длина катапульты не обеспечивала вращения на 360° , вследствие чего «Кингфишер» мог стартовать только на правый борт. Перед катапультой оборудовалось хранилище на 4700 т авиационного бензина. Реально авиационное вооружение в 1942 года установили лишь на три эсминца: «Прингл», «Стивенс» и «Халфорд». Довольно скоро стало окончательно понятно, что из-за относительно небольших размеров этих боевых кораблей эксплуатация «Кингфишеров» на «Флетчерах» получается трудной и хлопотной, и от этой идеи отказались.

Выполняя полеты с линкоров и крейсеров во время войны, самолет фирмы «Воут-Сикорский» обеспечивал разведку, корректировку огня, а также выполнял спасательные и связные операции. Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, «Кингфишер» привлекался и для бомбометания. Так, 15 июля 1942-го пара OS2U из эскадрильи VS-9 авиационного корпуса Морской пехоты, помогла сторожевику «Юникол» огнем своих пулеметов потопить у побережья Северной Каролины немецкую подлодку U-576. Еще одну субмарину под индексом U-176 «Кингфишер» записал в свой боевой актив 15 мая 1943-го. В этот день самолет с базы Кей Вест удачно атаковал обнаруженную у Багамских островов субмарину с воздуха глубинными бомбами, которую добил подошедший на помощь морской охотник.

Поплавковые «Кингфишеры» привлекались и к поискам моряков с затонувших судов и летчиков со сбитых над морем самолетов. Пожалуй, наиболее известной подобной спасательной операцией с участием «Кингфишера» стало спасение экипажа капитана Эрика Рикенбанера, когда его поврежденная «летающая крепость» В-17 села в октябре 1942 года на воду в Тихом океане. Летчиков искали довольно долго, и лишь 11 ноября пилот «Зимородка» с базы на островах Элписа заметил резиновую лодку. Приводнившись рядом, самолет взял на борт пять спасенных летчиков вместе с командиром экипажа. Но с такой нагрузкой «Кингфишер» уже не мог оторваться от воды, и поплавковый спасатель 40 миль добирался до ближайшего острова, скользя по волнам как глиссер. На следующий день еще двух пилотов с В-17 сверху обнаружил другой самолет, и эту пару также вывез «Кингфишер».



Боевые вылеты во время войны совершали и английские «Кингфишеры». Королевский флот Великобритании по ленд-лизу получил OS2U-3 на поплавках и колесах. Самолетами вооружили несколько эскадрилий, которые базировались в Англии, Южной Африке и Тринидаде. Задачи у экипажей английских OS2U-3 были самые разные — тренировка морских летчиков и наблюдателей, патрульные полеты и поиск подлодок.

Пожалуй, самой напряженной была служба пилотов «Кингфишеров» из эскадрильи № 703. Самолеты этой части базировались на вспомогательных крейсерах «Кантон», «Силисия» и «Корфу», взлетая с катапульты. Корабли представляли собой переделанные и хорошо вооруженные бывшие торговые суда. Неся патрульную службу в Южной Атлантике и Индийском океане, крейсера эскортировали конвои, обеспечивая разведку и поиск немецких субмарин. Для выполнения этих задач с корабельных катапульт постоянно стартовали «Кингфишеры», выполнив большое количество боевых вылетов. Самыми активными были летчики с крейсеров «Силисия» и «Корфу», совершившие с мая 1942-го по март 1944-го 200 и 142 запусков соответственно.

На своих крыльях «Кингфишеры» несли не только американские белые звезды и трехцветные английские круги, но и опознавательные знаки нескольких стран Латинской Америки. Больше всех «Зимородков» досталось Чили — 15 машин. Девять самолетов продали в Аргентину, по шесть разведчиков передали Мексике и Уругваю, а три отправились в Доминиканскую Республику. Еще одним хозяином поплавковых разведчиков стала Австралия, но ей самолеты достались в наследство от Голландии. Правительство Нидерландов заказало фирме «Воут-Сикорский» 24 OS2U-3, нуждаясь в поплавковых разведчиках для своих колоний в Голландской Индии. Однако, когда корабли с самолетами шли в Индийском океане, японцы уже начали занимать голландскую территорию остров за островом. Кораблям пришлось швартоваться в Австралии, и, таким образом, 18 OS2U-3 достались военно-воздушным силам Зеленого континента, войдя в состав 3-й тренировочной части и эскадрильи № 107. Главной задачей австралийских «Кингфишеров» был поиск японских подлодок у восточного побережья страны. Эти самолеты могли нести под крыльями уже пару глубинных бомб по 113 кг (вместо 45 кг), для чего австралийцам пришлось снять бронезащиту экипажа.



Войну пережили девять австралийских «Кингфишеров», и один из них в 1947-м году участвовал в антарктической экспедиции на борту судна «Уатт Ирп». Пилот Грэй на своем ярко желтом самолете налетал за время похода более 55 часов, ведя ледовую разведку.

Летали «Кингфишеры» и в советском небе. После высадки союзников в Италии, им досталась значительная часть уцелевшего итальянского флота. В соответствии с договоренностями, свою долю при разделе должен был получить и Советский Союз. Но союзники отказались сразу передать в СССР часть итальянского флота, пообещав взамен временно выделить из состава своих флотов несколько кораблей. Вместе со старым английским линкором «Роял Соверин», восемью эсминцами и четырьмя подлодками Северному флоту достался и американский крейсер «Милуоки». 24 августа 1944 года крейсер вошел в Кольский залив, получив новое имя — «Мурманск». Советский экипаж приступил к освоению иностранного вооружения, среди которого имелась и пара «Кингфишеров» OS2U-3. Закрасив белые американские звезды красной краской, наши летчики совершили на поплавковых разведчиках несколько тренировочных вылетов, в том числе с катапульты. До конца войны «Мурманск» числился в боевом составе Северного флота, а в 1947-м был возвращен обратно в США.

К концу войны тип поплавкового корабельного разведчика с катапультным запуском уже считался устаревшим. К тому же «Кингфишер» уступал по основным характеристикам своим зарубежным противникам. На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196, который с максимальной скоростью 310 км/ч обгонял «Кингфишер» почти на 50 км/ч. А отечественный КОР-2 превосходил американский самолет еще больше.

Стоит отметить, что в 1942-м конструкторы фирмы «Воут-Сикорский», собирались улучшить характеристики самолета, установив более мощный двигатель и доработанное крыло, но до полетов дело не дошло. Тем не менее «Кингфишер» дослужил на флоте США до конца войны, оставаясь полноценной боевой машиной. В отличие от своего заокеанского союзника, англичане отказались от использования этих самолетов на кораблях еще весной 1944-го. Но дольше всех на боевом дежурстве оставались эти машины, поставленные в Южную Америку. Здесь «Кингфишеры» до 60-х годов несли патрульную службу над океаном.



«Зимородки» оказались одним из немногих типов американских летательных аппаратов, которые принимали участие в боевых действиях с первого до последнего дня войны. Причем дошли до конца войны эти машины в том же облике, в котором и встретили, — никакой серьезной модернизации самолет не подвергался. Несмотря на скромные характеристики и слабое вооружение, разведчик фирмы «Воут-Сикорский» честно прошел всю войну, внеся и свой вклад в победу. В послевоенное время в США немногие OS2U-3 и OS2N-1 летали в учебных частях. Последние из них были списаны в 1947 г. До сегодняшнего дня сохранилось четыре экземпляра этой машины в американских музеях. Три из них стоят на палубах линкоров-музеев «Алабама», «Массачусетс» и «Северная Каролина». А четвертый в музее морской авиации в Пенсаколе.



Источники:
Котельников В. Воут-Сикорский OS2U "Кингфишер" // Мир авиации. 1993. №2. С. 16-20.
Чечин А. Воут-Сикорский «Кингфишер». «Противник обнаружен!» // Моделист-конструктор . 1999. №4. С.21-26.
Колов С. «Зимородок» для флота // Крылья Родины. 2001. №11. С. 11-13.
Котельников В. Самолеты Второй мировой войны. Гидросамолеты // Моделист-конструктор. Спецвыпуск. 2003. №2. С. 63-64.
Харук А. Воут-Сикорский OS2U "Кингфишер" // Все гидросамолеты Второй мировой. М.: Яуза, 2014. С. 216-223.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 июня 2016 07:15
    Гидросамолет-разведчик OS2U-3 «Кингфишер» (Vought OS2U-3 «Kingfisher»), пилотируемый лейтенантом Фредом Хантером (Fred Hunter), взлетает с катапульты американского крейсера «Детройт» (USS Detroit, CL-8) в районе Алеутских острово
  2. +4
    20 июня 2016 07:18
    Смотришь на фото и завидно становится. И фотографий цветных у американцев со времен войны полно и в музеях машин той эпохи. Нам бы так.
    1. +2
      20 июня 2016 08:28
      Цитата: qwert
      Смотришь на фото и завидно становится. И фотографий цветных у американцев со времен войны полно и в музеях машин той эпохи. Нам бы так.

      Мдаа...Это точно.Команда линейного корабля «Миссури». На заднем плане самолет OS2U «Кингфишер» («Зимородок») на катапульте — американский разведывательный гидроплан периода Второй мировой войны, рассчитанный на запуск с борта кораблей при помощи катапульты. Лето 1944 года.
      1. +4
        20 июня 2016 12:46
        В том что у американцев полно цветных фотографий той войны нет ничего удивительного - в США цветная фотопленка не была особым дефицитом. В СССР же производилась только черно-белая фотопленка, которую в условиях тяжелейшей войны надо было еще умудриться где-то достать. А самолетов раритетных в США сохранилось больше по причине того, что во-первых, большинство самолетов времен Второй мировой войны в Штатах находилось и находится в частных коллекция, хозяева котопрых тщательно следят за состоянием своих любимых экспонатов (что по понятным причинам было исключено ддля СССР - ну не было у нас частных коллекций самолетов), во-вторых практически все американские и английские самолеты имели цельнометаллическую конструкцию, которая намного меньше подвержена влиянию времени, чем самолеты цельнодеревянные или вмешанной конструкции, преобладавшие в СССР 30-х - 40-х годов, и в-третьих, в тех же штатах условия климатические гораздо более способствуют хранению техники под открытым небом, нежели ранее в СССР, а сейчас в России - достаточно посмотреть на современное состояние экспонатов авиамузея в Монино, хранящихся круглый год под открытым небом.
        Еще одно цветное фото "Кингфишеров", на этот раз групповое:
  3. +2
    20 июня 2016 07:23
    На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196....Немецкий гидросамолет Arado Ar-196A-2 из 2.SAGr 125 над бухтой Суда (Крит).
    1. +5
      20 июня 2016 07:39
      Цитата: bionik
      На кораблях кригсмарине такую же службу нес двухпоплавковый «Арадо» Аг-196..

      Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы. Лётные данные у этих самолётов были весьма посредственными, для их размещения требовалось место, а ёмкости с бензином на борту корабля не улучшали пожарную безопасность. Кроме того запустить и принять на борт утлый самолёт на поплавках можно было только в спокойную погоду.
      1. +2
        20 июня 2016 08:41
        Цитата: Bongo

        Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы.

        Подготовка разведывательного гидросамолета OS2U-3 «Кингфишер» к взлету с катапульты легкого крейсера «Майами» (USS Miami (CL-89).
      2. +2
        20 июня 2016 12:15
        Все верно, но лучшего способа заглянуть за горизонт тогда не было.
      3. avt
        +1
        20 июня 2016 12:39
        Цитата: Bongo
        Вообще на мой взгляд с базированием на крейсерах и линкорах поплавковых гидропланов было больше головняков чем пользы.

        До появления ,,дальнобойных"РЛС и позже палубных ДРЛО, японцы очень даже неплохо пользовали свои ,,поплавки" с крейсеров для разведки . Ну считали более экономным , нежели тратить запасы горючего с авианосцев. Но конечно и минусы были существенные
        Цитата: Bongo
        . Кроме того запустить и принять на борт утлый самолёт на поплавках можно было только в спокойную погоду.
        Зато прикольные аэропланы были .Вот наша лодка от Бериева №4 для крейсеров и его же ,,поплавок"-Кор-1, последний вообще то бестолковый был , но прикольно выглядел . Ну а по мне так J2Fамфибия -,,сумрачный арийский гений " отдыхает !
  4. +2
    20 июня 2016 07:33
    А отечественный КОР-2 превосходил американский самолет еще больше.Советская летающая лодка Бе-4 (КОР-2) на борту крейсера «Молотов».
  5. +5
    20 июня 2016 08:34
    Советский корабельный катапультируемый морской разведчик американского производства «Кингфишер» (OS2U Kingfisher). Северный флот.

    Два «Кингфишера» попали в СССР в августе 1944 года на борту американского крейсера «Милуоки», переданного Северному флоту в счет репараций с Италии. Машины были освоены советскими летчиками и успешно использовались. Самолеты сохранили бело-серый американский камуфляж, но снизу на крыльях и на бортах фюзеляжа появились красные звезды с окантовкой. На рулях поворота были нанесены тактические номера «1» и «2».
  6. 0
    20 июня 2016 19:36
    Слабовато все таки для 41 года и движок и скорость
    1. 0
      16 октября 2016 19:35
      Так на то и корректировщик.. Ему ж не с истребителями "грудью в грудь" биться.